Т. о., Симмах опирался преимущественно на итал. епископов (занимавших кафедры гл. обр. в Кампании, Умбрии и Тусции; см.: K ö pke. 2006. S. 164-179), а также на клириков, к-рые бежали из Сев. Африки, спасаясь от преследований со стороны вандалов-ариан ( Llewellyn. 1975), в то время как Л. имел значительную поддержку в Риме. В 501 г. провизант. партия выдвинула против Симмаха ряд обвинений. Жизнеописание папы в Liber Pontificalis не уточняет их содержание (LP. T. 1. P. 96-97, 260); более подробная информация имеется в биографии Симмаха, входящей в состав Fragmentum Laurentianum (Ibid. P. 44). Первое обвинение касалось даты Пасхи, к-рую Симмах «отпраздновал не со Вселенской Церковью» (non cum universitate celebraverat). В 501 г. папа отпраздновал ее 25 марта (как и ряд др. Западных Церквей), сторонники Л. намеревались сделать это 22 апр. в соответствии с 19-летним циклом, к-рый был положен в основу александрийской пасхалии, принятой в Византии, а также пасхалии Виктория Аквитанского. Папа Симмах ориентировался на старую рим. пасхалию (Supputatio Romana), согласно к-рой Пасху следовало отмечать до праздника Парилий (21 апр.) (см.: Krusch. 1938. S. 50; Кузенков. 2015. С. 116-119, 152-166, 181-183). Кор. Теодорих вызвал Симмаха в Равенну для объяснений; понтифик отправился туда с клириками, однако, прибыв в Аримин (ныне Римини), он узнал о выдвинутом провизант. партией обвинении в неподобающих отношениях с женщинами. Папа тайно бежал в Рим; существует мнение, что Симмах сделал это, опасаясь потери контроля над городом ( Schn ü rer. 1888. S. 273). Однако стоит отметить, что Симмаху, к-рый со своими сторонниками находился в Ватиканской базилике, подчинялись лишь пригородные церкви. После возвращения в Рим сторонники Л. обвинили Симмаха в растрате церковного имущества. Провизант. партия убедила кор. Теодориха отправить в Рим в качестве визитатора, фактически наделявшегося правами епископа города, Петра, еп. Альтино, к-рый должен был совершить богослужения Страстной седмицы и Пасхи по александрийской пасхалии (LP.

http://pravenc.ru/text/2462455.html

коронации. Успешной оказалась политика М. по отношению к Кастилии: папа поддержал кор. Альфонсо Х, против к-рого восстали сыновья, и к 1284 г. смог добиться их подчинения отцу. Папа Римский оказывал покровительство нищенствующим орденам францисканцев и доминиканцев . Буллой «Ad fructus uberes» (13 дек. 1281) он даровал их членам право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их начальства, что стало причиной многочисленных конфликтов с епископами и секулярными клириками. Оценки личности М. и его деятельности современниками были неоднозначны. Многие авторы, особенно немецкие, упрекали его в чрезмерной пристрастности к Франции и французам и в нелюбви к Германии. М. имел репутацию чревоугодника, что, в частности, нашло отражение в «Божественной комедии» Данте (Чистилище. Песнь 24, стихи 20-24). По свидетельству католического св. Антонина Флорентийского (Антонино Пьероцци, 1389-1459), М. в отличие от многих понтификов того времени не был подвержен непотизму , щедро оказывал помощь бедным, рачительно относился к имуществу католической Церкви. Из некоторых биографий, известно о случаях исцелений, происходивших у его гробницы в соборе Перуджи (LP. Vol. 2. P. 365), однако попыток официальной канонизации М. предпринято не было. Ист.: Mansi. T. 24. Col. 387-594; Potthast. RPR. 1875. T. 2. P. 1756-1795, 2132; LP. Vol. 2. P. 459-465; Les Registres de Martin IV/Éd. F. Olivier-Martin. P., 1901-1935. 3 fasc. Лит.: Backes M. Kardinal Simon de Brion. Breslau, 1910; Sternfeld R. Das Konklave von 1280 und die Wahl Martins IV. (1281)//MIÖG. 1910. Bd. 31. S. 1-53; Glorieux P. Prélats français contre religieux Mendiants: Autour de la bulle «Ad fructus uberes»//RHEF. 1925. Vol. 11. N 52. P. 309-331; N 53. P. 471-495; Amann E. Martin IV//DTC. Vol. 10. Pt. 1. Col. 194-197; Mann H. K., Hollnsteiner J. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1932. Vol. 16. P. 167-356; Kay R. Martin IV and the Fugitive Bishop of Bayeux//Speculum. Camb. (Mass.), 1965. Vol. 40. P. 460-483; Guyotjeannin O. Martin IV//Dictionnaire historique de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1095-1096; Cerrini S. Martino IV//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 446-449. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562418.html

LA Слово о подвижнической жизни (Liber Asceticus) Myst Мистагогия PN Толкование на молитву Господню Ps 59 Толкование на 59 псалом QD Вопросы и недоумения (Questiones et Dubia) RM Изложение прения (Relatio Motionis) Thal Вопросоответы Фалассию (Quaestiones ad Thalassium) Thal prol Вопросоответы Фалассию. Пролог Theop К Феопемпту схоластику (Quaestiones ad Theopemptum) ThOec Главы о богословии и о домостроительстве Сына Божия ТР Opuscula Theologica et Polemica Ареопагитики CH О Небесной иерархии DN О Божественных именах ЕН О Церковной иерархии МТ О мистическом богословии Другие сокращения АВ Analecta Bollandiana АСО Acta Conciliorum Oecumenicorum CAG Commentaria in Aristotelem Graeca (ed. Acad. Borussica) CPG Clavis Patrum Graecorum DTC Dictionnaire de Theologie catholique GCS Die griechischen christlichen Schrifsteller JTS Journal of Theological Studies Lampe A Patristic Greek Lexicon/Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961 LP Le Liber Pontificalis. Vol. I, II/Ed. L. Duchesne. Paris, 1884,1892. LS9 A Greek-English Lexicon/Compil. by H. Liddell and R. Scott, rev. and augm. by H.Jones. 9h edition Mansi Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collection/ Ed. J. Mansi. T. X, XL Paris; Leipzig, 1901. ОСР Orientalia Christiana Periodica OSB Ordo Sancti Benedicti PG Patrologiae cursus completus, series graeca/Accurante J.-P Migne PL Patrologiae cursus completus, series latina/Accurante J.-P Migne RAM Revue d " ascetique et mystique RHE Revue d " histoire ecclesiastique RSPhTh Revue des sciences philosophiques et theologiques RSR Recherches de science religieuse Sch Scholastik SVF Stoicorum Veterum Fragmenta/Collegit Ioannes ab Arnim ZAM Zeitschrift fur Askese und Mystik Деян Деяния Вселенских соборов: В 4 т. СПб., 1996 Кулаковский 2004 Кулаковский А. История Византии. Т. I-III. СПб., 2004 Ларше 2004 Ларше Ж. -К. Преподобный Максим Исповедник – по­средник между Востоком и Западом. М., 2004 Лурье 2006 Лурье В.М. История византийской философии. Фор­мативный период. СПб., 2006 Муретов 1915 Творения святого отца нашего Максима Исповедника . Ч. 1. Житие Преподобного Максима и службы ему/Пер., издание и прим. проф. М. Д. Муретова . Сергиев Посад, 1915

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Литературные добавления 1. Произведения Гегеля Развивая и обосновывая такое истолкование философии Гегеля, которое не пользуется общим признанием, я считал необходимым относиться с особым вниманием к текстуальному подтверждению каждой характеристики и, по возможности, пользоваться подлинными выражениями самого философа. Метод внимательного чтения и тщательного собирания материала, давший столь плодотворные результаты в комментарии Файхингера к «Критике Чистого Разума», представлялся мне необходимым в применении к Гегелю, и результаты произведенной мною работы даны в подстрочных примечаниях. К сожалению, условия печатного издания не позволили мне заменить всюду сухие цифры страниц живыми и подлинными словами оригинала или хотя бы указать при каждой странице имевшуюся в виду строчку. Способ цитирования следующий. Имеется в виду основное издание полного собрания сочинений Гегеля: «Georg Wilhelm Friedrich Hegel " s Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten: D. Ph. Marheineke, D. J. Schulze, D. Ed. Gans, D. Lp. v. Henning, D. H. Hotho, D. K. Michelet, D. F. Förster. Verlag von Duncker und Humblot. Berlin. 1832– 1845». Издание это разделяется на 18 томов, распределенных в 21 книге. К этому присоединяется 19-й том, в двух книгах, содержащий переписку Гегеля: «Briefe von und an Hegel. Herausgegeben von Karl Hegel. In zwei Theilen. Verlag von Duncker und Humblot. Leipzig. 1887». Далее имеется в виду том, изданный Ноолем: «Hegels Theologische Jugendschriften nach den Handschriften der Kgl. Bibliothek in Berlin, herausgegeben von Dr. Herman Nohl. Verlag von Mohr (Siebeck). Tübingen. 1907». В это издание вошли все отрывки, напечатанные у Розенкранца под заглавием «Fragmente zur Kritik der Theologie aus der Tübinger Periode» (S. 462–469), «Fragmente theologischer Studien» (S. 490–514) и под заглавием «Begriff der Positivität der Religion 1800» (S. 532–537). Имеются в виду также два трактата, напечатанные впервые Моллатом и затем целиком изданные Лассоном: «Die Verfassung Deutschlands» и «System der Sittlichkeit».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

13 Вместо положительных традиционных законов (νμος), софисты провозглашают закон природы (ψσις). Plat. Prolag. 337, C–D; Gorg. 482, E; 483, A. 14 Theet. (Plat.) 151, Е–168, С; 184, В–195, В–195, В; ср. Eutid. (Plat.) 284, А–286, С; 295, А–296, Е; Sext. Emp. Pyrrh. Hyp. I, 216–219; Math. VII, 59–64; Diog. L. IX, 51; Cic. Academ. II, 46 и др. 18 Софисты, напр., отстаивают свое определение понятия о справедливости (как праве сильного), в противоположность традиционным воззрениям (Plat. Gorg. 483, A и lp.) и т. т. Софисты, далее, часто трактовали об изучаемости добродетели (Plat. Prothag. 318, А: 323, С–328, D.), что, само собой, предполагает с их стороны признание возможности преуспеяния в области познания. 20 Plat. Gorg. 401, В–492, D; 494, С; 499 А. и др. Rep. 338, С–Д ; 340, С–377, Е. Protag. 337, Е; 357, С; ср. Leg. IV, 714, C–D. Да и, вообще, конечной целью всех стремлений человека софисты считали личное, индивидуальное счастье каждого человека, его личное удовольствие (Plat. Gorg. 486, С–492 D и. др.). 22 Софисты, правда, неоднократно заявляли, что задачей своей деятельности они ставят воспитание благоразумных и добрых граждан (Plat. Prothag. 318, А–319, А); но после всего нами сказанного о гносеологических особенностях учения софистов, это заявление софистов не может не представляться совершенно беспочвенным. 28 Само собой разумеется, что при скептическом и даже отрицательном отношении софистов к бытию Бога, не может быть у них и речи о божественном происхождении нравственного закона. 32 Боги Гомера в нравственном отношении часто являются не только не лучше людей, а даже хуже многих из них. 33 Чувство стыда (ασχνη и αθς) перед тем, что скажут о нас другие лица, особенно выше нас стоящие, по взгляду античного человека, должно быть главным мотивом всей нашей деятельности (см. об этом подробно у Шмидта “Die Ethik d. Griechen” I ч. главу о мотивах нравственной деятельности человека). 37 Хеп. Mem. IV, 5. 12; 1. 6, 1; ср. Plat. Apolog. 22, В; Men. 70, A; Prädr. 262, В; Arist. Meth. I, 6, 987, b. 1; XIII, 4. 1078, b. 17. 27; XIII. 9. 1086, b. 3 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ II Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (до 476, Рим - 17.10.532, там же), папа Римский (22 сент. 530 - 17 окт. 532). Согласно Liber pontificalis , сын гота Сигибальда, или Сигисвульда, первый папа герм. происхождения. Когда он был архидиаконом, папа Феликс III назначил его своим преемником, дабы избранием на Римскую кафедру гота предотвратить конфликт с остгот. королем, особенно вероятный, если бы папой был избран сторонник вытеснения остготов из Италии с помощью визант. армии. Этот выбор приняла лишь нек-рая часть духовенства, др. же, принадлежавшая к провизант. партии, выдвинула в качестве кандидата на Римский престол диак. Диоскора из Александрии (см. Диоскор , антипапа), что стало причиной раскола, к-рый завершился со смертью Диоскора в окт. 530 г. На Соборе 27 дек. 530 г. Б. осудил действия Диоскора, а 6 священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние. Укрепив свое положение, Б. также решил назначить себе преемника - диак. Вигилия (впосл. папа Римский Вигилий ), но в дальнейшем, осознав, что недопустимо предотвращать политические конфликты неканоническими действиями, на Соборе, созванном в Риме, отказался от своего намерения и торжественно сжег документ с подписями духовенства в пользу Вигилия, признав т. о., что назначение преемника не соответствует церковному праву. Б. поддержал несправедливо смещенного К-польским патриархом Епифанием еп. Ларисского Стефана, при этом еще раз подтвердив юрисдикцию Рима над Иллириком. Из сохранившегося эпистолярного наследия Б. наибольшее значение имеет послание от 25 янв. 531 г., к-рым он утвердил решения II Аравсионского Собора (Юж. Галлия), созванного Кесарием , еп. Арелатским, в 529 г. для борьбы с полупелагианством . Соч.: PL. 65. Col. 29-48. Ист.: LP. Vol. 1. P. 281-284; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 111-112; Vol. 2. P. 694, 737. Лит.: Harnack A. von. Der erste deutsche Papst und die beiden letzten Dekreten des römischen Senats//Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin: Phil.-hist. Klasse. 1924. S. 24-42; Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 142-145; Pontal O. Histoire des conciles mérovingiens. P., 1989. P. 75-99; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 80-82. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/153077.html

Ист.: PL. 163. Col. 31-448; Jaff é . RPR. T. 1. P. 702-772; MGH. Leg. Const. T. 1. P. 134-152; LP. T. 2. P. 296-310, 369-376; Bethell D. Two Letters of Pope Paschal II to Scotland//ScottHR. 1970. Vol. 49. P. 33-45; Somerville R. An Unknown Letter of Pope Paschal II//Speculum. Camb. (Mass.), 1972. Vol. 47. N 4. P. 737-741; The Early Councils of Pope Paschal II, 1100-1110/Ed. U.-R. Blumenthal. Toronto, 1978; Brett M. Some New Letters of Popes Urban II and Paschal II//JEcclH. 2007. Vol. 58. P. 75-96. Лит.: Rowe J. G. Paschal II and the Relation between the Spiritual and Temporal Powers in the Kingdom of Jerusalem//Speculum. 1957. Vol. 32. N 3. P. 470-501; idem. Paschal II, Bohemund of Antioch and the Byzantine Empire//BJRL. 1966. Vol. 49. P. 165-202; Zerbi P. Pasquale II e l " ideale della povertà della Chiesa//Annuario dell " Università Cattolica del Sacro Cuore. Mil., 1964/1965. P. 207-229; Blumenthal U.-R. Patrimonia and Regalia in 1111//Law, Church and Society. Phil., 1977. P. 9-20; eadem. Paschal II and the Roman Primacy//AHPont. 1978. Vol. 16. P. 67-92; eadem. Bemerkungen zum Register Papst Paschalis " II.//QFIAB. 1986. Bd. 66. S. 1-19; eadem. The Correspondance of Pope Paschal II and Guido of Vienne, 1111-1116//Supplementum festivum: Studies in Honor of P. O. Kristeller. N. Y., 1987. P. 1-11; Servatius C. Paschalis II. (1099-1118): Studien zu seiner Person und seiner Politik. Stuttg., 1979; Chodorow S. A. Paschal II, Henry V, and the Origins of the Crisis of 1111//Popes, Teachers, and Canon law in the Middle Ages. Ithaca, 1989. P. 3-25; Robinson I. S. The Papacy, 1073-1198: Continuity and Innovation. Camb., 1990; Cantarella G. M. Pasquale II e il suo tempo. Napoli 1997; Schilling B. Zur Reise Paschalis " II. nach Norditalien und Frankreich 1106/1107 (mit Itineraranhang und Karte)//Francia. Sigmaringen, 2001. Bd. 28. N 1. S. 115-158; 1106: Il Concilio di Guastalla e il mondo di Pasquale II: Atti del Convegno per il IX centenario del Concilio di Pieve di Guastalla (26 maggio 2006)/Ed. G. M. Cantarella, D. Romagnoli. Alessandria, 2006; De Palma L. M. La Pie postulatio voluntatis di Pasquale II in favore dell " Ospedale di San Giovanni di Gerusalemme (1113)//Lateranum. Mil., 2013. Vol. 79. N 2. P. 469-483.

http://pravenc.ru/text/2579159.html

После кончины Н. и кард. Гумберта во главе рим. сторонников реформ встал Хильдебранд, к-рый организовал избрание на Папский престол еп. Ансельма Луккского (папа Александр II) в соответствии с декретом 1059 г. В то же время представители рим. аристократии обратились за поддержкой к герм. двору, и имп. прелаты, действовавшие от имени Генриха IV, избрали антипапу Гонория II . Соч.: Jaff é . RPR. T. 1. N 4392-4468; PL. 143. Col. 1299-1362. Ист.: Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 239-298; Wido episcopus Ferrariensis. De schismate Hildebrandi//MGH. Lib. T. 1. Р. 529-567; Bonizonis episcopi Sutrini Liber ad amicum//Ibid. P. 568-620; Deusdedit presbyteri cardinalis Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos//Ibid. T. 2. P. 292-365; LP. T. 2. P. 279-280, 334-336, 357-358; Annales Altahenses. Pars altera//MGH. SS. T. 20. P. 791-824; Lamperti monachi Hersfeldensis Opera/Ed. O. Holder-Egger. Hannoverae; Lipsiae, 1894. (MGH. Scr. Rer. Germ.; Annales Casinenses//MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1385-1429; Le carte della canonica della cattedrale di Firenze (723-1149)/Ed. R. Piattoli. R., 1938; Die Chronik von Montecassino/Hrsg. H. Hoffmann. Hannover, 1980. (MGH. SS; 34); Die Briefe des Petrus Damiani/Hrsg. K. Reindel. Münch., 1983-1993. 4 Bde. (MGH. Briefe; 4); Benzo von Alba. Sieben Bücher an Kaiser Heinrich IV./Hrsg. H. Seyffert. Hannover, 1996. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 65); Die Chroniken Bertholds von Reichenau und Bernolds von Konstanz, 1054-1100/Hrsg. I. S. Robinson. Hannover, 2003. (MGH. Scr. Rer. Germ. N. S.; 14); MGH. Conc. T. 8. Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des conciles. T. 4. Pt. 2. P. 1133-1216; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1913. Vol. 6. Pars 1; 1935. Vol. 8; 1962. Vol. 9; Schwartz G. Die Besetzung der Bistümer Reichsitaliens unter den sächsischen und salischen Kaisern. Lpz.; B., 1913; Fliche A. La Réforme grégorienne. Louvain; P., 1924. T. 1. P. 309-340; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Middle Ages. L., 19252. Vol.

http://pravenc.ru/text/2566080.html

Vita Bonifatii. I 35-37; II 16-18//Ibid. P. 148-152, 202-204). Сохранилась жалованная грамота аббатствам Ставло и Мальмеди, изданная К. от имени кор. Хильдерика III (Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. N 192). Известно ок. 10 утраченных грамот К., в т. ч. мон-рю Лобб (упом. в «Деяниях лоббских аббатов» Фолькуина - MGH. SS. T. 4. P. 58) и аббатству св. Медарда в Свессионе ( Dierkens. 1984). В 747 г. К. отрекся от власти, намереваясь стать клириком, и отправился в Рим. Это событие привлекало внимание как каролингских хронистов, так и совр. исследователей. По мнению большинства ученых, отречение К. было добровольным, хотя некоторые факты указывают на то, что к 747 г. положение майордома могло стать непрочным. В самом раннем источнике, «Продолжении Хроники Фредегария», об отречении К. сообщается так: «Карломан, возгоревшись неугасимым благочестием, поручил королевство вместе с сыном Дрогоном своему брату Пипину и явился в Рим, к порогу блаженных апостолов Петра и Павла, чтобы пребывать в монашеском чине» (ob monachyrio ordine perseueraturus aduenit - MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 181). О дальнейшей судьбе К. в источнике не говорится. В более поздних источниках (Старшие Мецские, Муасакские, Большие Санкт-Галленские анналы) подчеркивается, что решение К. было принято по доброй воле и из благочестивых побуждений. В Анналах королевства франков под 745 г. сообщается: «Тогда Карломан поведал брату своему Пипину, что желает оставить этот мир. В этом году не совершались никакие военные действия, потому что оба они готовились: Карломан - в дорогу, а Пипин - торжественно провожать брата с дарами». В др. версии (т. н. Анналы Эйнхарда) утверждается, что К. давно замышлял оставить власть и «служить Богу в монашеском образе» (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Однако Эйнгард в «Жизни Карла Великого» писал, что К. отрекся «неизвестно по какой причине, но, по-видимому, охваченный любовью к созерцательной жизни» ( Einhardi Vita Karoli Magni. 2). В большинстве источников сообщается, что К. пожелал стать монахом, но из других известно лишь о принятии им тонзуры (напр., в Больших Санкт-Галленских анналах - MGH. SS. T. 1. P. 74). В современной событиям биографии папы Римского Захарии в Liber Pontificalis утверждается, что К. по прибытии в Рим принял тонзуру и лишь впосл. удалился в мон-рь, принеся монашеские обеты (LP. T. 1. P. 433).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Многие исследователи полагали, что в годы понтификата П. было составлено соч. «Постановление Константина» (см. ст. Константинов дар ), призванное обосновать право папы Римского на светскую власть, якобы полученную им от имп. св. Константина Великого (напр.: Caspar. 1914; Fuhrmann. 1973). Создание этого сочинения могло быть связано с иконографической программой фресок, выполненных по указанию П. в ц. св. Петрониллы при Ватиканской базилике и сохранявшихся до разрушения храма в XVI в. (на фресках были изображены сцены деяний имп. Константина Великого, см.: LP. T. 1. P. 466; Voci. 1993). Однако высказывались и др. мнения о происхождении «Постановления Константина». По одной из версий, текст был составлен скорее всего в папской канцелярии во 2-й пол. VIII в., но папы не придавали ему практического значения и не использовали его в пропагандистских целях ( Noble. 1984. P. 134-137). Отвергая власть Византии и проявляя враждебность по отношению к к-польскому правительству, П., однако, по традиции датировал свои грамоты годами правления визант. императора (PL. 89. Col. 1189-1190; Federici. 1899. P. 263). Внешнеполитический курс П., как и Стефана II, предполагал союз с франками, сдерживание лангобардов и конфронтацию с византийцами. Опасаясь политической изоляции в условиях военной угрозы со стороны лангобардов и византийцев, понтифик стремился поддерживать дружественные отношения с франк. кор. Пипином Коротким. Сразу после своего избрания на Папский престол П. известил об этом франк. короля и заверил его в том, что намерен соблюдать условия договора с франками (MGH. Epp. T. 3. P. 507-508). Тогда же, вероятно по распоряжению П., было составлено послание франк. королю от имени рим. сената и народа. В письме содержались благодарность Пипину за помощь, оказанную Римской Церкви, и призыв защищать Папский престол от врагов (Ibid. P. 508-510). «Сенат», т. е. аристократия, и «народ», т. е. войско, олицетворяли Римское гос-во (res publica Romanorum), находившееся под властью папы. Впосл.

http://pravenc.ru/text/2578523.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010