Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов; лат. Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим - 12.03.604, там же), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации), папа Римский (3 сент. 590 - 12 марта 604), отец и учитель Церкви. Жизнь Источниками жизнеописания Г. В. являются: 1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» ( Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21), «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма. Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) 2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Г. В. приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1), завершенной в 594 г., св. Исидором , еп. Севильским, в соч. «О знаменитых мужах» ( Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53-56), написанном ок. 610 г., а также в Liber pontificalis (LP. Vol. 1. P. 312-314). Св. Беда Достопочтенный посвятил Г. В. неск. глав в «Церковной истории англов» ( Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27-32; II 1), законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминал о святителе в «Истории лангобардов» ( Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29). 3. Древние лат. Жития Г. В.: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом мон-ря Уитби ( Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985), 2-е - Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой (BHL, N 3639) и расширенной (с позднейшими интерполяциями; BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41-59), 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872-873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.; PL. 75. Col. 59-242). Существуют неск. греч. анонимных Житий Г. В. (BHG, N 720-721f). 4. В Новое время сведения о Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

В Liber Pontificalis сообщается, что Римский еп. Сильвестр (314-335) «постановил, чтобы пресвитер не принимал ариан, но только епископ означенного места и чтобы хризма освящалась епископом, а по причине еретических призывов дал привилегию епископам, чтобы запечатлевали (consignent)» (LP. T. 1. P. 71). Если данное сообщение имеет под собой историческую основу, оно может указывать на время и причины появления 2-го епископского помазания в Риме, целью к-рого было противодействие арианскому клиру и укрепление внутреннего единства Римской Церкви. Редактор VI в. добавил к этому сообщению иное предписание еп. Сильвестра: чтобы пресвитеры в Риме помазывали хризмой в случае опасности смерти сразу после выхода из воды (Ibid. P. 171). В средние века это свидетельство использовалось для доказательства того, что разрешение пресвитерам совершать К. было дано папами по икономии и только для крещения клиников, тогда как подлинным таинством является только епископская К. Блж. Иероним Стридонский в 382 г. отмечал, что в традиции Римской Церкви пресвитеры и диаконы не имеют права крестить без хризмы и дозволения епископа и что только епископы имеют власть возлагать руки для дарования Духа Святого тем, кто были крещены в сельской местности пресвитерами. Однако, по его словам, этот обряд совершается скорее ради чести епископского служения, чем по необходимости (как элемент таинства). Епископ, возлагая руки, тем самым свидетельствует, что они были крещены в правильную веру в Пресв. Троицу в противовес арианам ( Hieron. Altercatio luciferiani et orthodoxi. 6-9// J é r ô me. Débat entre un luciférien et un orthodoxe. P., 2003. P. 118-120. (SC; 473); Ibid.//PL. 23. Col. 160-165). Возможно, именно споры с арианами и др. еретиками во 2-й пол. IV в. стали причиной эволюции послекрещальных обрядов, как на Западе, так и на Востоке, в сторону большего акцентирования их пневматологического аспекта ( Johnson. 20072). Однако не везде изменения происходили с одинаковой интенсивностью. Конфирмация. Рельеф ц. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Мастер Мазо ди Банко. 1340–1350 гг. (Музей церкви)

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Хронологические указания в Каталоге Либерия и в более поздних источниках содержат неточности и нередко имеют расхождения между продолжительностью понтификатов и датами их начала и завершения, а также вакаций Римской кафедры. Датировки Каталога Либерия между гибелью Сикста II (6 авг. 258) и кончиной Мильтиада (11 янв. 314) невозможно проверить по другим источникам. Согласно самой распространенной хронологии, предложенной Дюшеном, понтификат Гая завершился 22 апр. 296 г.; М. занимал епископскую кафедру с 30 июня 296 по 25 окт. 304 г. (эта дата была рассчитана с учетом длительности понтификата М.- 8 лет 3 месяца и 25 дней). Его преемник Маркелл I был возведен на кафедру 27 мая (или 26 июня) 308 г. (LP. T. 1. P. CCXLVIII-CCL, CCLXI). Т. Моммзен , опираясь на акты Собора в Синуэссе, полагал, что М. скорее всего был низложен 23 авг. 303 г.; год его кончины неизвестен, погребение состоялось 15 янв. (Liber Pontificalis. 1898. P. LIII-LIV, LIX). По мнению К. Г. Тёрнера, М. был возведен на кафедру 30 июня 295 или 31 мая 296 г., но дату его кончины, а также правления его преемников установить трудно ( Turner. 1916). Согласно Х. Лицманну, понтификат М. продолжался с 30 июня 295 или 296 по 16 янв. 304 г. ( Lietzmann H. Petrus und Paulus in Rom: Liturgische und archäologische Studien. B.; Lpz., 1927. S. 9). Э. Каспар в целом согласился с хронологией Дюшена, отметив, что указание на 7-летнее вдовство Римской кафедры после кончины М. ошибочно ( Caspar. 1928. S. 326). Согласно Т. Д. Барнсу, М. был низложен в мае 303 г. и скончался 25 окт. 304 г.; кафедра вдовствовала более 3 лет, до избрания Маркелла I в нояб. или дек. 306 г. ( Barnes. 1981. P. 38, 303). Дейвис предложил пересмотреть хронологию Дюшена, отметив, что даты в Каталоге Либерия скорее всего были рассчитаны составителем перечня на основании сведений о продолжительности каждого понтификата и о днях поминовения Римских епископов. Об ошибочности хронологических указаний свидетельствует, в частности, их несоответствие «правилу воскресного дня» (с IV-V вв. рукоположение Римских понтификов обязательно совершалось в воскресенье; см.: Davis. 1997. P. 454-459). По расчетам Дейвиса, М. был возведен на кафедру в воскресенье 30 июня 295 г.; данные о длительности его понтификата позволяют датировать его кончину 24 или 25 окт. 303 г. (Ibid. P. 461-462).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

La teologia ortodossa neogreca. Bologna: EDB, 1992. Chap. VII: La corrente dei «neo-ortodossi»; id. Attuali tendenze della teologia greca//OCP. 71. 2005. P. 299–314, особ. 303–307. 705 Шмеман А. Введение. С. 23; английский перевод: Schmemann A. Introduction. P. 13, сглаживает весьма сильные выражения Шмемана. Я обратил на это внимание благодаря неопубликованной статье ин. Вассы Лариной: Larin V. Die liturgische Theologie Alexander Schmemanns. 2003. P. 3–4. 706 Французская светская культура, конечно, повернулась к этому движению спиной, находясь под сомнительным лидерством ее послевоенных кумиров и философов, таких как симпатизировавший Сталину Жан- Поль Сартр и иже с ним, что прекрасно описал Тони Джадт (Университет Нью-Йорка) в книге: Judt T. Past Imperfect: French Intellectuals, 19441956. University of California Press, 1992. 710 Liturgical Theology. A Primer//American Essays in Liturgy. Collegeville: LP, 1990; id. Context and Text. Method in Liturgical Theology//A Pueblo Book. Collegeville: LP, 1994. 711 What is Liturgical Theology? A Study in Methodology//A Pueblo Book. Collegeville: LP,1992.; 2 nd revised ed.: Theologia Prima. What is Liturgical Theology? Chicago/Mundelein: Hillenbrand Books, 2004. 712 Anamnesis as Dangerous Memory. Political and Liturgical Theology in Dialogue//A Pueblo Book. Collegeville: LP, 2000. 713 Schmemann between Fagerberg and Reality: Towards an Agenda for Byzantine Christian Pastoral Liturgy//BBGG. S. 3, 4. 2007. P. 7–32. 715 Последователи римско-католического архиепископа Марселя Лефевра (1905–1991, отлученного в 1988 г. 721 Schmemann А. Introduction, 32–33, 165–66; ср. также Fagerberg D. W. Theologia Prima. P. 79. Фагерберг определил «исследование в церковном литургическом уставе (сборнике правил и указаний, регулирующих церковное богослужении)» как «исследование в области церковного богословия». В этом контексте неудивительно, что работа русского священника Николая Успенского в области нравственного богословия «Как жить православному христианину по заповедям Божиим» (СПб: Типография М.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Свт. Григорий Великий в 590 г. установил в Риме особую покаянную Л., которая получила название Septiformis (Семикратная): процессии одновременно отправлялись из 7 церквей в 7 округах Рима. Клирики выходили из ц. святых Космы и Дамиана (6-й регион), аббаты с братией - из ц. святых Протасия и Гервасия (св. Виталия) (4-й регион), аббатиссы с монахинями - из ц. святых Марцеллина и Петра (1-й регион), дети - из ц. святых Иоанна и Павла (2-й регион), миряне - из ц. первомч. Стефана (7-й регион), вдовы - из ц. св. Евфимии (5-й регион), замужние дамы - из ц. св. Климента (3-й регион) ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1; Greg. Magn. Reg. epist. App. 9; Paul. Diac. Hist. Langobard. III 24). Все шествия заканчивались у базилики Санта-Мария-Маджоре. Эта Л. совершалась не регулярно, а только в случае бедствий (напр., после 590 г. повторилась только в 603 г.). В каролингскую эпоху ее стали отождествлять с Великой Л. По этой причине многие средневек. авторы полагали, что Великая Л. была установлена еще и из-за угрозы нападения врагов, а не только ради молитв об урожае ( Amalar. Lib. offic. I 37. 6; IV 24. 1// Hanssens. Vol. 2. P. 178-181, 481). Кроме того, неверное отождествление повлекло за собой спор о соблюдении поста в этот день ( Agobard. Lugdun. Contra libros quatuor Amalarii. 1-2//CCCM. Vol. 52. P. 355-357). В Ordo L Великая Л. описывается так, как должна совершаться Л. Septiformis, но при этом указаны иные пункты отправления: клирики выходят из ц. св. Иоанна Крестителя (Латеранской базилики), мужчины - из базилики мч. Маркелла (Сан-Марчелло-аль-Корсо), монахи - из ц. святых Иоанна и Павла, монахини - из ц. святых Космы и Дамиана, замужние дамы - из базилик Петра и первомч. Стефана, вдовы - из ц. св. Виталия, бедняки и дети - из ц. св. Цецилии (Санта-Чечилия-ин-Трастевере) (OR. L 35. 2// Andrieu. Ordines. Vol. 5. P. 314-315). В Риме совершались и др. Л. Средневековые авторы считали, что разные виды Л. ввел в практику св. еп. Либерий ( 366) ( Beleth. Ration. div. offic. 123; Durand. Rationale. VI 102. 4). В «Liber pontificalis» сообщается о Л., к-рую совершил папа Пелагий I (556-561) из базилики св. Панкратия в базилику св. Петра (LP. 62// Duchesne. Vol. 1. P. 303). После смерти папы Адеодата II в 676 г. Л. в связи с неурожаем совершали ежедневно (LP. 79//Ibid. P. 347). При папе Сергии I (687-701) были введены Л. в честь 4 Богородичных праздников (Пурификации (Сретения), Благовещения, Успения и Рождества Девы Марии), шествия совершались из ц. св. Адриана в базилику Санта-Мария-Маджоре (LP. 86. 14// Duchesne. Vol. 1. P. 376). Папа Стефан II (752-757) постановил совершать Л. каждую субботу поочередно в базиликах Санта-Мария-Маджоре, св. Петра и св. Павла (LP. 94. 13//Ibid. P. 443). Каждый новопоставленный епископ, согласно документу из «Liber diurnus», давал обещание участвовать в Л. дважды в месяц вместе со своим клиром (Liber Diurnus Romanorum Pontificum ex unico codice Vaticano/Ed. Th. von Sickel. W., 1889. P. 78).

http://pravenc.ru/text/2110565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИЛЬТИАД [Мельхиад; лат. Miltiades, Melchiades; греч. Μιλτιδης] († 10 или 11.01.314), св. (пам. зап. 10 янв.), еп. (папа) Римский (со 2 июля 310 или 311). Достоверных сведений о жизни М. до избрания на Римскую кафедру не сохранилось. В Liber Pontificalis ему приписывается африкан. происхождение (natione Afer). Донатисты утверждали, что во время гонения на христиан при имп. Максимиане Геркулии (285-305) еп. (папа) Римский Маркеллин (295/6-303/4) воскурил благовония языческим богам и выдал гонителям книги Свящ. Писания. Вместе с Маркеллином отступничество совершили рим. пресвитеры М., Маркелл (см. Маркелл I ) и Сильвестр (см. Сильвестр I ). Эти утверждения были связаны с попытками сторонников донатизма очернить М., к-рый осудил схизму и призвал донатистов вернуться в кафолическую Церковь, поэтому их достоверность можно поставить под сомнение ( Aug. De unico baptismo. XVI 27// S. Aureli Augustini Scripta contra Donatistas/Ed. M. Petschenig. Vindobonae, 1910. Pars 3. P. 28. (CSEL; 53); ср.: Breviculus conlationis cum Donatistis. III 18. 34//Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411/Ed. S. Lancel. Turnhout, 1974. P. 299. (CCSL; 149A)). В источниках приведены противоречивые сведения о дате избрания М. и продолжительности его понтификата. Согласно перечням Римских епископов, М. был преемником епископа (папы) Евсевия , который занимал кафедру 4,5 месяца между 308 и 310 гг., хотя Феодорит Кирский ошибочно называл М. преемником Маркеллина ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). В Каталоге Либерия сообщается, что М. занимал кафедру 3 года, 6 месяцев и 8 дней - со 2 июля 311 по 11 янв. 314 г.; через 20 дней после его кончины на Римскую кафедру был возведен Сильвестр I (31 янв. 314) (Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 562-564). Согласно Хронике Евсевия-Иеронима и Индекс-каталогу, понтификат М. продолжался 4 года (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 19562. S. 228. (Eusebius Werke; 7); Liber Pontificalis. 1898. P. XXXVI, XLVII; ср.: LP. T. 1. P. 14-32). В 1-й редакции Liber Pontificalis сообщается, что М. занимал епископскую кафедру 3 года, 6 месяцев и 8 дней (эпитома Феликса) или 4 года (эпитома Конона) (LP. T. 1. P. 74); во 2-й редакции говорится, что его понтификат продолжался 4 года, 7 месяцев и 8 дней (Ibid. P. 168). Согласно календарю «Depositio episcoporum», Liber Pontificalis и Иеронимову мартирологу, погребение М. состоялось 10 янв., согласно Каталогу Либерия - 11 янв. Одни исследователи датировали избрание М. на Римскую кафедру 2 июля 310 г. (К. Г. Тёрнер, Э. Каспар, Р. Дейвис), другие относили его к 311 г. (Л. Дюшен, Т. Моммзен, Т. Д. Барнс).

http://pravenc.ru/text/2563226.html

н. Хронографии 354 г. (Календаря Филокала), сборника-альманаха, выполненного под рук. рим. каллиграфа Фурия Дионисия Филокала. В «Depositio martyrum» включены дни памяти мучеников (гл. обр. пострадавших в Риме) с указанием мест их поминовения, но для праздника К. ап. П. такие указания отсутствуют. Большинство исследователей согласны с Дж. Б. Де Росси , который полагал, что «Depositio martyrum», как и «Depositio episcoporum» (перечень дней поминовения Римских епископов), был составлен в 336 г., после кончины Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335), и являлся офиц. литургическим календарем Римской Церкви ( Rossi G. B., de. La Roma Sotterranea Cristiana. R., 1864. T. 1. P. 116-118; LP. T. 1. P. VI-VII; MGH. AA. T. 9. P. 38; Salzman. 1990. P. 43-44; Aigrain. 2000. P. 15-16). Л. Дюшен поддержал гипотезу Де Росси, что первоначальная редакция «Depositio episcoporum» могла быть создана в понтификат Мильтиада (311-314) ( Duchesne L. Les sources du martyrologe hiéronymien//Mélanges d " Archéologie et d " Histoire de l " École française de Rome. R., 1885. Vol. 5. P. 132-144). Высказывалось предположение, что перечень праздников, составивший основу обоих календарей, складывался в сер. III в. ( Delehaye. Origines. P. 262-263; Salzman. 1990. P. 43). Тем не менее время включения в рим. календарь праздника К. ап. П. трудно определить, он мог быть внесен в «Depositio martyrum» после 336 г. В Иеронимовом Мартирологе, среди источников которого был римский календарь 1-й четв. V в., праздник К. ап. П. указан под 2 датами, что соответствует галльской традиции V-VI вв. Под 22 февр. в мартирологе значится «память кафедры св. апостола Петра, на которой он восседал в Антиохии» (Natale cathedrae sancti Petri apostoli qua sedit apud Antiochiam - MartHieron. P. 24; MartHieron. Comment. P. 108-109). Упоминание об Антиохии есть во всех основных рукописях, но оно могло быть добавлено при переработке и дополнении мартиролога в Галлии в кон. VI в. (о галльской редакции мартиролога см.: Aigrain. 2000.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК [Лат. Marcus] († 7.10.336), св. (пам. зап. 7 окт.), еп. (папа) Римский (с 18 янв. 336). О происхождении М. достоверных сведений нет. В Liber Pontificalis его отцом назван римлянин Приск. Возможно, М. занимал важную должность при еп. (папе) Мильтиаде (311-314), т. к. в 313 г. имп. Константин I Великий поручил Мильтиаду и некоему Марку созвать в Риме Собор для рассмотрения вопроса о донатистах (см. ст. Донатизм ) ( Euseb. Hist. eccl. X 5. 18). Однако нет надежных доказательств того, что этот Марк и М.- одно лицо. Согласно позднейшим агиографическим сказаниям, до избрания на Папский престол М. был диаконом и помощником еп. (папы) Сильвестра I (314-335). В Каталоге Либерия (сер. IV в.) сообщается, что М. занимал епископскую кафедру 8 месяцев и 20 дней в консульство Непоциана и Факунда (с 18 янв. по 7 окт. 336). В рим. календаре «Depositio episcoporum» его поминовение указано под 7 окт. (Das Kalenderhandbuch von 354: Der Chronograph des Filocalus/Hrsg. J. Divjak, W. Wischmeyer. W., 2014. Bd. 2. S. 518-519, 521, 528, 566-567). Согласно Хронике Евсевия-Иеронима, М., 32-й епископ Рима, занимал кафедру 8 месяцев (Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 233. (Eusebius Werke; 7)). Однако в более поздних источниках содержатся ошибочные сведения. Так, в Иеронимовом мартирологе искаженные записи с упоминанием М. помещены под 4, 6 и 7 окт. (MartHieron. Comment. P. 540-544). В т. н. Индекс-каталоге (V в.) и других перечнях Римских епископов говорится, что М. занимал кафедру 2 года и более (LP. T. 1. P. 19). В разных версиях Liber Pontificalis длительность понтификата М. также варьируется, но составляет не менее 2 лет (Ibid. P. 80-81, 202). Такие же данные приведены в византийских, сирийских и арабских источниках IX-X вв. (см.: Ibid. P. 34-41). Краткий понтификат М. совпал с обострением арианских споров на Востоке в конце правления имп. Константина Великого. Незадолго до его вступления на кафедру свт. Афанасий I Великий был изгнан из Александрии и сослан в Треверы (ныне Трир, Германия). Когда М. занимал Папский престол, в К-поле скончался Арий ; еп. Маркелл Анкирский был низложен за ересь, а К-польский архиеп. Павел I - за то, что вступил на кафедру без согласия своего митрополита (его должность в столице сразу же занял арианин Евсевий Никомидийский). Однако М. никак не отреагировал на эти события, скорее всего из-за скоропостижной кончины или потому, что он, как и его предшественник Сильвестр I, предпочитал не вмешиваться в жизнь Церкви на Востоке империи. Решением проблем, связанных с усилением арианской партии, занимался его преемник Юлий I (337-352).

http://pravenc.ru/text/2562198.html

Л. был погребен в Ватиканской базилике св. Петра. День его памяти внесен в Римский мартиролог. В Liber Pontificalis папа представлен как чудотворец. С помощью крестного знамения он остановил пожар, начавшийся в англосакс. квартале в «городе Льва». Л. приписывается также изгнание василиска, обитавшего в пещерах близ ц. св. Луции в Орфее (ныне Санта-Лучия-ин-Сельчи), который убивал людей и скот смертоносным дыханием. В день Вознесения Пресв. Богородицы Л. прибыл к логову чудовища в сопровождении клириков, которые исполняли священные песнопения и несли изображения Христа. После молитвы Л. василиск исчез и более не появлялся в Риме. Сходная легенда была связана с папой Римским Сильвестром I (314-335), который якобы уничтожил дракона, обитавшего в пещерах Тарпейской скалы. Возможно, предание об изгнании василиска было связано с учреждением процессии к ц. св. Луции по указанию Л. (в годы его понтификата Вознесение Пресв. Богородицы в Риме стали праздновать с октавой; на связь Л. с этим установлением указывает фреска в базилике Сан-Клементе: на ней папа изображен вместе со св. Витом перед пещерой, где была погребена Пресв. Богородица; фреска выполнена по указанию пресв. Льва, к-рого можно отождествить с Л.). Понтифик установил обычай совершать вечерню в базилике св. Павла 30 июня в присутствии всего рим. духовенства. Он уделял внимание распространению рим. (григорианского) пения, в пренебрежении которым он упрекал Гонората, аббата Фарфы. Автор жизнеописания папы также подчеркивал проповеднический талант Л. Однако приписываемые ему гомилии принадлежат Ратгеру Веронскому; из гомилетического наследия Л. ничего не сохранилось. При папе Пасхалии II (1099-1118) мощи Л. вместе с мощами Римских пап Льва II (682-683) и Льва III (795-816) были перенесены в ораторий при базилике св. Петра. Согласно распространенной в средние века легенде, мифическая Иоанна Папесса была преемницей Л., который якобы и приблизил ее к себе. Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 302-326; Mansi. T. 14. Col. 853-1052; LP. T. 2. P. 106-139, 148; MGH. Epist. T. 3. P. 585-612; MartRom. Comment. P. 292-293.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Соборным решением М. и др. анафематствованные были отправлены в Рим, чтобы их веру смог лично определить папа (ACO II Vol. 2(2). P. 866-884; ДВС. Т. 4. С. 254-257). Прибыв в Рим, они уже не застали папу Агафона в живых, и собеседования с ними вел папа Лев II (682-683). Он в течение 30 дней пытался убедить М. и его спутников принять православное вероучение, обещая им тогда восстановить их в архиерейском сане. Не согласившись оставить ересь, М. был отправлен в ссылку; остаток дней провел в монастыре. Место и время смерти неизвестны. В Византии в период краткого правления имп. Филиппика Вардана (711-713) имена всех осужденных VI Вселенским Собором, в т. ч. и М., были вновь внесены в диптихи, но эта практика прекратилась после свержения Филиппика. Помимо сохранившегося «Изложения веры» М., в актах VI Вселенского Собора приводятся выдержки из нескольких др. сочинений М. Среди них - речь, произнесенная перед имп. Константином IV (ACO II. Vol. 2 (1). P. 500-502, 504, 508, 522, 524-526), письмо к императору (Ibid. P. 500, 504), письмо к некоему африкан. пресв. и мон. Луке (Ibid. P. 510), а также сочинение под названием «Третье слово» (Ibid. P. 504-506, 508). Ист.: Mansi. T. 11; ACO II. Vol. 2(1-2); ДВС. Т. 4; Niceph. Const. Ep. ad Leonem III papam//PG. 100. Col. 193 (RegPatr, N 382); Georg. Mon. Chron. P. 726; Phot. Ep. 1. 12.332; LP. Vol. 1. P. 351-354, 356; Eutych. Annales. P. 347, 355. Лит.: RegImp, N 245-248; DHGE. Т. 3. Col. 591, 595; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Т. 3. P. 250-259, 262-276, 289, 304; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ. Σ. 741-746; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 433; Van Dieten J.-L. Geschichte des Patriarchen von Sergios I. bis Johannes VI. (610-715). Amst., 1972; Kreuzer G. Die Honoriusfrage im Mittelalter und in der Neuzeit. Stuttg., 1975; Stratos A. N. Byzantium in the VIIth Cent. Amst., 1978. Vol. 4. P. 115-130; Winkelmann F. Die Quellen zur Erforschung des monenergetisch-monotheletischen Streites//Klio. B., 1987. Bd. 69. N 127-130, 156, 163, 165; Haldon J. Byzantium in the VIIth Cent. Camb., 1990. P. 56, 302, 314, 321; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 488-495, 498-500; Карташев. Соборы. С. 429-442; Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. B., 1998. Abt. 1: 641-867. S. 117-120.

http://pravenc.ru/text/2561408.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010