В действительности Несторий не игнорировал того, что вопреки Аполлинарию Кирилл признаёт человечество воплощённого Слова совершенным, т. е. телом, одушевлённым разумной душой, и он правильно отметил, что его противник сохраняет в соединении «различие природ» (V 4,3). И именно поэтому он упрекает его в том, что Кирилл показывает отсутствие всякой логики, говоря о «естественном союзе»: «Итак, ты говоришь, что различия существуют и не уничтожаются по причине соединения природы Божества и природы человечества. Так скажи же: одно Лицо в двух природах и две природы в одном Лице, как Григорий, как Амвросий, как Афанасий, как все Отцы, как сам ты уже сказал!» (LH 209, 148, 150 etc.). «Одно Лицо в двух природах» – вот такова формула, которая кажется халкидонской! Но как Несторий понимал Ипостась в христологии? Так же, как и Кирилл, он помещает это понятие на другой онтологический уровень по отношению к уровню природы. Но в то время как для Кирилла этот уровень был общим с уровнем Лица, для Нестория он был общим с уровнем сущности. Таким образом, «соединение по Ипостаси», исповеданное Кириллом (V 6, 12, 2), делало его, согласно Несторию, объектом той же критики, что и «природное соединение» (V 6, 12, 3). Вопреки Халкидонской формуле, которая, различая в принципе природу от ипостаси, утверждает «одну ипостась в двух природах», Несторий считает, что во Христе две ипостаси, как и две природы. Избежим, однако, поспешного обвинения в этом ипостасном дуализме, на первый взгляд неприемлемом для всех сторонников Кирилла как халкидонской, так и нехалкидонской традиции. Христологическое понятие ипостаси не было уточнено до VI века, и даже богословы этого периода не все давали ей одно и то же определение. Таким образом, нельзя однозначно упрекать Нестория за его формулу двух Ипостасей, будто бы доказывающую, что его понимание было противным вере в личное единство Сына Божия, ставшего человеком. Первый смысл, который Несторий относил к Ипостаси, отвечал древнему употреблению этого термина и обозначал объективно существующую реальность в противовес чисто умозрительному существованию.

http://bogoslov.ru/article/1907332

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Аллах - (араб.: бог). Древнее слово, использовалось в языческих верованиях, а впоследствии было осмыслено как Бог (см.) и используется в арабском языке как христианами так и мусульманами . Слово " Аллах " также вошло в ряд не-арабских языков, где часто используется в для обозначения мусульмансокого понятия о Боге в противоположность другим. Корни слова До начала проповеди Мухаммада в языческом арабском пантеоне богов существовало центральное божество по имени Аллах, почитаемое как Бог по преимуществу. Вероятно, это имя восходит к арамейскому lh (Бог). Отдельные языческие боги и божества имеют в арабском языке свой термин для обозначения: илах (Бог, божество). В Коране выделяют доисламский смысловой слой, в котором Аллах, преимущественно мекканских представлений, характеризуется как создатель и высший источник сущего (Коран, суры XIII 17; XXIX 61, 63; XXXI 24; XXXIX 39; XLIII 8, 87). Мусульманские представления о Боге Согласно Корану и мусульманским представлениям Аллах - единый и единственный Бог, создатель мироздания и всего сущего. В мусульманском исповедании веры - шахада - первая половина по-арабски звучит так: " ла илаха илла-ллах " ( " нет никакого божества, кроме Аллаха " ). Троекратное произнесение шахады вместе с ее продолжением: " ва Мухаммад расулу-л-лах " ( " и Мухаммад - посланник Аллаха " - в присутствии свидетелей-мусульман представляет собой ритуал принятия ислама. Первая половина шахады для мусульман имеет особое значение и используется, прежде всего суфиями , в медитации . Важнейшая в богословском смысле сура CXII Корана " Очищение " гласит: " 1. Скажи: «Он - Аллах - един; 2. Извечен Аллах один; 3. Не рождал он, и не был рожден. 4. И с ним никто не сравним» " . Аллах, согласно Корану,- создатель всех вещей (сура XIII 16), абсолютное первоначало (сура XLII 49), высший судия (сура XCV 8). Аллах через своих пророков и посланников постоянно открывает людям неизъяснимую тайну своего Бытия и свою верховную власть над тварным миром. Он в одно и то же время первый и последний, явный (захир) и скрытый (батин) (сура LVII 3). В мусульманском благочестии сложилась традиция почитания " 99 наиболее прекрасных имен Аллаха " . Список этих имен есть в каждой мечети . Мусульмане стараются знать их наизусть и размышляют над их смыслом. Литература Использованные материалы   пер. В. Пороховой. Редакция текста от: 11.05.2009 19:19:18 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12884.html

Пусть это будет для тебя ясным знаком незамутненности (šapy) души твоей: когда, наблюдая за самим собой, [ты видишь, что] ты преисполнен сострадания ко всем людям и в жалости по отношению к ним твое сердце изнемогает и горит, будто в огне, – без различия лиц. Когда через это в тебе постоянно будет виден оный образ (urt) Отца Небесного, ты сможешь уразуметь 23 степень твоего жития не из различных твоих трудов 24 , но из изменений, которые принимает твой разум (mad). У тела же войдет в обычай омываться слезами, когда ум будет зреть духовные [вещи], – [слезами,] источающимися из глаз, словно из наводнившихся потоков 25 , и затопляющими щеки, без принуждения и помимо [собственной] воли [человека]. Я же знаю некоего человека 26 , который, даже будучи спящим, объят был изумлением (tahr) по Богу в некоем созерцании из-за обилия вечернего чтения, когда душа его была в оцепенении (tammh) в размышлении о том созерцании. Он будто бы чувствовал, что долгое время у него было [такое состояние], что ( h w lh d-) он размышлял о движениях своего сна и наблюдал 27 за изумлением от оного видения. Была же глубокая ночь, и он резко пробудился (men šely n) от сна, когда слезы его источались, как вода, и стекали до его груди 28 . А его уста были полны славословия, и сердце его размышляло о созерцании долгое время в ненасытной сладости. И от безмерного множества слез, которые проливались из его зрачков, и из-за оцепенения (bulhy) души своей, которым были скованы все члены его тела и сердце его, в котором билась некая сладость, он даже не мог исполнить по своему обычаю ночную службу, кроме, с трудом, некоего псалма ближе к утру. И настолько одолевало его множество слез и остальное [из описанного здесь] 29 , что истекал поток [из] глаз его помимо его воли. Будем же стараться и мы, братья мои, и когда у нас появится желание поспать, задолго [до сна] будем размышлять (nehro) в славословиях, и песнопениях, и чтении Священного Писания , сохраняя себя от злых воспоминаний и от всякого отвратительного (sany) размышления, и наполним 30 сокровищницу нашу изобилием всего прекрасного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/tr...

Поэтому «и мы видели славу Его», – говорит, не просто как человека, но «славу как Единородного от Отца» – благодать Его, свет и сияние, не мнительно, но истинно – «славу как Единородного от Отца, полную благодати и истины». Ведь древнее темное было прототипом и дано было через человека Моисея. Совершенное же и самосущее, через Него присносущее, дается от Бога–Слова. И священное Евангелие говорит, что «закон чрез Моисея был дан, благодать же и истина чрез Иисуса Христа». 6 . Итак, это–то и некоторые из святых говорили problu,zesqai и предлежать, так как от Отца Дух. Таким образом, без сомнения и от Сына. Ибо равно сие дарование и от Духа происходит: «излию, – говорит, – от Духа моего на всякую плоть», и «от Духа Своего дал нам». И христы мы по благодати, как истинно Сам Христос, и помазание Его в нас – Дух, т. е. благодать Духа. Ибо от полноты Его мы все приняли, и Он обитает в нас и пребывает с Отцом сущий. Но как? Сущностью? Сущностью и ипостасями? Никак, – ибо не может тварь вынести Божественной природы, – но в общей благодати, подающейся в Духе. Поэтому и «благодать Господа нашего Иисуса Христа», – говорит [апостол] как Самого вочеловечившегося и всю благодать принявшего телесно. И как примиряющего нас через Самого Себя Отцу; и «любовь Бога и Отца» как примиренного нам через Возлюбленного и настолько нас Возлюбившего, что Его послал к нам, и «причастие Святого Духа» как примирением через домостроительство Единородного, вселившего в нас Отца и Причащающего нас даров. Которых и всему Господню Телу соединил и через сей дар Духа исполнил нашу природу божественного общения, поскольку истинно соединено с Богом Словом всесвятое человеческое естество, составленное из Святого Духа и девственных и святых кровей Богоматери, которое всё получило, как сказано, полноту Божества в воплощении благоволением отца и содействием Святого Духа, из Которого и через Которого мы воссозидаемся и становимся с ним едино, и в Тело Его и me,lh совершаемся, и в храмы и жилища Божии в Духе. Ибо во Христа мы облекаемся Крещением, и Христу причащаемся таинствами, и Христу миром запечатляемся и во Христе очищаемся, получая отпущение прегрешений, и становимся иереями Божиими, приемлюще священство, и во Христе совершаем все таинства. Но призываем и Отца и Сына, «с Ним» говоря в молитве, и обещаем действовать (…………..) Духом Святым. А это Он сам предал [нам], сказав: «шедше, научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Итак, Троица в нас действует (evnergei/), т. к. Троица нераздельна, и Сама изобразившая нас [снова] воссоздает. Ибо как во Христа мы облекаемся и Духа приемлем и Отца с Сыном имеем? Лицами и сущностью? Нет, говорит. Ведь если это в нас, [то] Троица воплотилась. Но как Она обитает [в нас]? Дарами и благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

984 Eisler. W. Wundt’s Philosophie... S. 106. См. lh. Lippss. Psychologische Studien. 1885. S. 27–28. (Срав. Lotze и Wundt’a) см. Sergi. La psychologie physiologique 1888 Paris p. 209–10(0 Вундте и Lotze) см. Höffding. Очерки психологии основ. на опыте рус. пер. 1898. стр. 171. 989 Ibid. «…, dass das erkennende Subject nur sich selbst wahrzunehmen, die objective Welt aber bloss zu begreifen, das heisst in Begriffen festzuhalten im Stande ist». 990 System, S. 157. Взгляд Вундта на подобный характер психологических гипотез объясняет именно ту метафизическую окраску, которую получают результаты его психологических изысканий в «Grundzüge».., «Grundriss» и «Vorlesungen»... и на которую особенно часто и сильно нападают его критики. Ради интереса мы приводим здесь несколько подобных отзывов и рецензий на упомянутые труды Вундта: Baumann. Deutsche und ausserdeutsche Philosophie... 1903: S. 52. «...Empi­rische Psychologie, d. h. психология с отрешением от метафизических предпосылок Grundriss ist durchaus nicht»... Точно также в статье того же автора: Baumann Wundt’s Lehre vom Willen uud sein animistischer Monismus. Philos. Monatsh. 1881: «...Ich glaube zunächst, dass Wundt hier онпе Noth die Metaphysik hineinzieht... (S. 588) Kirschmann. W. Wundt’s Lectures on Human and Animal Psychology. The Psychol. Review 1895: «...closing with a discussion of the ultimate questions of psychology and their philosophical bearing...» (p. 179) 1. B M. Psychological Review, 1898. p. 208: (Outlines of Psych.) «...the deliberate mode of analysis, whereby purely hypothetical ‘elements’ are treated... are directly calculated to keep the subject in the bonds of a neo – sholasticisme».... Троицкий Немецкая психология в текущ. столетии I. II 1883 «...рядом с туманной метафизикой... рассыпано много прекрасных наблюдений...» «Обработка духовных явлений, затемненная притом множеством мистических, quasi – опытных теорий...» (стр. 512) Снегирев. Психология. 1893. стр. 620: «...в менее схоластической форме то же понятие о воле у Вундта»... О мнениях Münsterberg " а, Ваіпа и др. см. в главе «филос. Духа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта Русь конца VIII нач. IX вв. – подвижное месиво народов: славянского, норманнского и может быть частично скифско-иранского, или даже тюркского, бродила и была рассеяна по всем северным берегам Черноморья, уже издавна христианизованным Византией. Единоплеменные и близкие по языку для скандинавов готы были уже с IV в. христианами. Готские епископские кафедры были и в Таматархе и в г. Русии (Керчи). Христианство покоряло народ за народом между Черным и Каспийским морями. Вышеупомянутый список кафедр КП патриархата VIII столетия называет под ведением готского Дорийского митрополита епископов: Оногурского ( O " nogou " rwn венгерского – угорского?) – народа, жившего по верхнему бассейну Кубани, Итильского ( " Asth " l), то есть, столичного хазарского и Хвалисского ( Хоиа " lh_s) – вероятно прикаспийского. Северно-кавказские аланы (предки осетин), как наверное теперь известно, приняли христианство вместе со своим князем в самом начале X в. Руссы же сначала не поддавались культурному, укрощающему влиянию византийской религии. Предпочитая вести свободный образ жизни морских пиратов, они делали по временам опустошительные набеги на соседние берега Крыма и Малой Азии. Все-таки в конце концов с них именно, как и у готов, началось просвещение светом христианской веры всего русского мира. А толчками к этому послужили как раз те самые пиратские набеги руссов, виновники которых и не подозревали о столь благодетельных последствиях своих варварских предприятий. II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с византийским христианством и даже о принятии крещения, как неожиданных результатах их военных экскурсий, сохранились в житиях двух греческих епископов, Стефана Сурожского или Сугдайского, и Георгия Амастридского. Прошло уже более 100 лет с тех пор, как в 1844 г. А.В. Горский обратил внимание ученого мира на эти два источника, пока не был положен конец крайне сбивчивым суждениям различных ученых об их исторической значимости образцовыми работами В.Г. Васильевского , 16 который подверг изучению данные памятники в их целом составе и поставил в связь с определенными моментами византийской истории. Поэтому, не повторяя старых мнений, мы имеем возможность изложить дело в положительной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В их доме вечером и устроили молитвенное собрание. Желая доставить радость русским, я спел Пасхальную утреню. Федоровский уже совершенно трезвый, все время стоял на коленях и молился, плача: «истинная Пасха для меня! Ну, а завтра и умирать готов! Только бы Господь укрепил меня не пить»... И широкий крест сказал мне, сколько доброго чувства было сейчас в его душе! Прочитал молитвы пред исповедью, канон покояний. А исповедь отложил до завтра, в надежде еще более трезвого настроения. Уже поздно вечером, в доме татарина Садыка Гафорова, я посетил лежавшую в постели Анну Богданову и отслужил за ее здоровье молебен Божией Матери. Завтра же здесь исповедую всех и.кого можно будет приобщу. Да и водосвятие совершу: просит освятить дом не только Анна Богданова, но и Садык Гафоров: «Бог-то один», – говорит он. Поздно вечером возвратился я в «Хохуицукан», где меня «с интересом» распрашивал «банто», где я был, с кем виделся, что делал и т. д. Удовлетворил полностью столь неожиданное любопытство. 20-го мая. Рано утром у Садыка Гафорова собрались все русские. Я всех исповедал и совершил утреню и обедницу, всех приобщил Св.Христовах Тайн. В 8 lh ч. утра я уже окончил все свои дела в Тоехара и, собрав вещи, решил отправиться до д. Хомутовки на телеге («бася»), ибо по пути, в 6 верстах от Тоехара в д. Елани, есть русский Николай Зеленов. Попросил в гостинице нанять мне «бася», но после переговоров по телефону с кем-то, мне ответили: «дорога худая, а поэтому бася нет». – Что дорога до Хомутовки не худая, я сам видел: ведь она все время проходит мимо железнодорожной линии... И я начал тревожиться: «почему бы не было бася!». Приходит проститься Зоя Накао. Я ей говорю, что не могу получить бася... «Неправда! бася есть. Мои знакомые и дают-то экипажи. Сейчас устрою»... – Побежала к телефону, говорила с несколькими местами, то соединяя, то разъединяя. С полчаса я ждал. И дождался! Возвращается она, совершенно потерявшаяся, боясь смотреть в глаза, говорит: «дорога худая, а потому бася нет». – Плохо дело, думаю: кем-то не приказано давать. – «В таком случае найдите мне «аннаи», путеводителя, который проводил бы меня через д. Елани до ст. Хомутовки, да и багаж бы помог нести!»... Пошли. Искали или нет, не знаю, но ответили: «теперь рабочая пора, и свободных людей-то нет»... Ответ был настолько лживо-деланный, что я решил «действовать»: попросил счет, расплатился, вызвал Ипполита Федоровского и, дав ему один саквояж, а сам, взяв чемоданчик, простился с хозяивами гостиницы... «Вы бы подождали поезда», – в десятый раз советуют растерявшиеся от неожиданности хозяева «Хокунцукан».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Попробуем теперь развить наш подход к рассмотрению взаимодействующих квантовых систем. Рассмотрим, например, экспериментатора, который воздействует на наблюдателя при помощи некоего макроскопического предмета. Воздействие может быть разным. Допустим, экспериментатор Э кидает в наблюдателя Н какой-нибудь легкий предмет, например, фантик Ф. Тогда по аналогии с рассмотренными выше задачами мы можем рассмотреть взаимодействующую систему (аиЭ а > ßl3 b > )l Ф о > 1 Н о > (аиЭ > ИФ > ßO b > Ф Ь > Н > а а b b о (аиЭ> 1Ф а > ИН> βθ> ИФ Ь > Н ь > ). (10) При рассмотрении такого эксперимента мы имеем значительно больше информации для правильной его интерпретации, в отличие от эксперимента с микрочастицами 367 . В данной ситуации мы достоверно можем утверждать, что система после прекращения взаимодействия распадется в актуальном мире на три относительно невзаимодействующие системы, которые будут находиться либо в состояниях Э > , Ф > , Н > , либо в состояниях Э,> , Ф,> , lH b > . При этом мы прекрасно понимаем, что как только фантик перестал находиться в руке экспериментатора, состояние (аЭ а > βlЭ ь > )l Ф> > в актуальном мире перешло в одно из двух состояний аЭ а > Ф а > или βlЭ b > )l Ф ь > , однако во вневременном мире потенциальных возможностей по-прежнему присутствуют обе альтернативы, что очень напоминает многомировую интерпретацию, хотя по смыслу сильно отличается от нее. После того как фантик оторвался от руки и полетел, мы уже не видим суперпозиционного состояния (10). Это означает, что после того как экспериментатор актуализировал одно из состояний своего тела (кинул или не кинул фантик), фантик перешел в одно из актуальных состояний: состояние полета Ф а или состояние неполета Ф. При этом состояния полета и неполета являются, как это ни странно, различными квантовыми состояниями фантика, а полет фантика происходит детерминистическим образом согласно уравнению Шредингера. Далее при взаимодействии фантика с наблюдателем может произойти переход наблюдателя в новое дискретное квантовое состояние Н а , которое связано с возникновением, например, эмоционального психического возбуждения. Однако если это воздействие окажется слишком слабым, то новое дискретное состояние психики может не возникнуть, а процесс взаимодействия будет аналогом нерезонансного рассеяния кванта на атоме.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

Если энергия у них отнята, разрушается и гибнет природа. Ведь если жар отнят, огонь гаснет, если у животного отнято движение, оно гибнет, если отнята способность мыслить, то гибнет мышление души и ее разум. Необычно то, что некие различные природы, лишенные своих природных энергий, порождают другие энергии. Как, например, нагреваемый камень и теряет свою природную энергию, и становится неугасимым, и приобретает жгущую энергию. И кедр, также лишенный энергии расти, приобрел лекарственные свойства, производя смолу, уничтожающую червей 26 . Поэтому следует разумным обращать внимание на именования вещей и различать, насколько это возможно, сколько есть у всякой существующей вещи энергийных наименований, а не [сколько] природных названий, — ведь [вещи] получают эти наименования из собственных энергий, имеют ихи называются [согласно им]. И поэтому, как мы уже сказали, Бог называется так от того, что Он все созерцает, а ангел ( — из-за своей деятельности и служения вестника ( а человек — от [деятельности] направлять взор наверх; так же и для остальных. Дева ( называется так из-за умерщвления плотского разжжения ( qanamoan pЪrwsin mБj sarkTj). Голубь ( perister¦) так называется потому, что уверенно летает ( smee·oj). Олень ( потому что ловит змей ( le‹n moЭj Фfeij). Ласточка ( celidлn), так как уста колеблет в разговоре ( ce…lh done‹n ™n тщ lale‹n). Змей ( Фfij), то есть говорящий ( Р f¦j), или обратившийся к Еве. Газель ( dork¦j), от способности остро видеть ( илисмотреть ( Горлица ( mrugлn) — “хра­ня­щая рождение” ( mhroasa или свой род ( o„ke‹on Соловей ( потому что всегда поет ( °dein), и в жару, и в холод; коршун ( gЭy), потому что покоряет высоту ( gu­reЪein Ыун). Конь ( †ppoj) — оттого, что управляется ногами ( to‹j pos…n). Орел, то есть “вечнолетний” ( потому что часто возрождается и живет много (лет) ( poll¦ zHn). Птица ( pemeinXn), как крыло поднимающее ( te‹non); река ( pomamXj), как имеющая годную для питья ( pTmimon) энергию. Незамерзающий поток ( ce…mae·oj), потому что течет зимой ( ™n ceimoni ·e‹); природа ( fЪsij) — потому что производит ипостаси ( fЪein t¦j 27 ; трава ( потому что тянется вверх ( bad…zein подобно и человек оттого, что смотрит или взирает вверх.

http://pravmir.ru/ob-opredeleniyah/

( 150 ,1) Очевидно, что всякий подражающий (чему–либо) уже сформировал о нем определенное мнение или предварительное суждение. Ухватившись (за него), он зажигает старанием и образованием в своей душе искру, и это оказывается первоначальным толчком, который направляет по пути к знанию. (2) Напротив, не имеющий предварительного суждения о вещи не желает ее и не способен ухватить пользу, которая может из нее последовать. (3) Гностик подражает Господу и в пределах, достижимых для человеческой природы, приобретает некоторые качества, свойственные самому Господу и уподобляющие его Богу. Правда в вещах и истинные суждения о вещах Не обладающий знанием не в силах измерить (kanoni/zein) истину. (4) Только освободившись от всех предрассудков, можно судить о созерцательном знании. Истина проста и является, как говорят, единой для вещей умопостигаемых и чувственных. (5) Зная ее, мы в силах отличить, например, истинную живопись от вульгарной и духовную музыку от несдержанной. Истинная философия отличается от многочисленных «философий» и истинная красота от поддельной (toÜ dedolwme/non). (6) Имеется, следовательно, частично истинное, о котором говорится (kathgorei=mai) kak об истинном, и правда, открываемая различными способами в самих вещах (th/n a)lh/qeian polupragmonhte/on), которая не сводится лишь к словесным утверждениям относительно них. (6) Истина о Боге — это не одна какая–либо вещь, но множество вещей. И поиск самого Бога отличается от исследований «о Боге». Вообще говоря, сущность вещи следует отличать от ее привходящих признаков. ( 151 ,1) Утверждение, что господином всего является Бог, мне кажется достаточным. О «господине всего» говорится здесь в абсолютном смысле (au)totelw=j), без всяких исключений. (2) В согласии с вышесказанным, следует различать две идеи истины: правда самой вещи и истинное утверждение относительно нее. Второе фактически сводится к красноречию и характерно для эллинских философов, первое же относится к самой вещи и именно этим смыслом интересуемся мы, варвары.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005