XI в.) (PL. 142. Col. 1415-1440; Pontificum Romanorum... 1862. P. 113-127). Сведения о Л. приведены в «Диалогах о чудесах св. Бенедикта», составленных между 1076 и 1078 гг. Дезидерием, аббатом Монте-Кассино (впосл. папа Римский Виктор III ) (MGH. SS. T. 30. P. 1143-1146), и в «Монте-Кассинской хронике» кард. Льва Остийского (Chronica monasterii Casinensis). Информация о политике Л. в Юж. Италии содержится в трудах норманнских историков, прежде всего Амата Монте-Кассинского («История норманнов», ранее 1086), Вильгельма Апулийского («Деяния Робера Гвискара», 90-е гг. XI в.) и Гоффредо Малатерры («Деяния Рожера, графа Калабрии и Сицилии, и его брата герцога Робера Гвискара», ок. 1100). Из герм. источников наиболее важна Хроника Германа из Райхенау († 1054), в к-рой деятельности Л. уделено пристальное внимание. Герман не принадлежал к окружению Л. и не был сторонником григорианской реформы, поэтому некоторые его свидетельства противоречат «официальным» версиям жизнеописания Л. и представляют особую ценность (MGH. SS. T. 5. P. 128-133). На отношение к Л. более поздних писателей, трудившихся на территории империи, повлиял конфликт между папством и империей во время понтификата Григория VII. Так, автор «Деяний Айхштеттских епископов», известный как Херриденский аноним, и Сигеберт из Жамблу описывали Л. как доброго пастыря, заботившегося об исправлении нравов и укреплении Церкви, но не враждовавшего с императором. Они противопоставляли кроткого и милостивого Л. папе Григорию VII, который пытался достичь своих целей любой ценой, вмешивался в политику и разжигал войны (подробнее см.: Chazan M. Léon IX dans l " historiographie médiévale de l " Europe occidentale//Léon IX. 2006. P. 589-621). Жизнь До возведения на Папский престол Памятник папе Римскому Льву IX в Эгисхайме (Франция). XIX в. Памятник папе Римскому Льву IX в Эгисхайме (Франция). XIX в. Бруно происходил из знатной лотарингской семьи, связанной родственными отношениями с герм. Салической династией. Согласно Тульскому Житию, его предки были гордыми аристократами, к-рые всю жизнь сражались за свою честь и свои земли, а в старости удалялись в мон-ри, находившиеся под их покровительством (см.: Munier.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Из скриптория мон-ря происходит много знаменитых рукописей. Коллекция мосарабских богослужебных рукописей наряду с б-кой собора в Толедо была лучшей в мире. До XVIII в. здесь хранился знаменитый Beatus 1091 г. из Лондона с иллюстрациями, сделанными в мон-ре в 1109 г. (в наст. время в Британской б-ке; Brit. Lib. Add. 11695). В 1878 г. лучшие рукописи были приобретены Британской б-кой, другие - Национальной б-кой в Париже (в 1835 мон-рь был закрыт и пришел в запустение, восстановлен в 1880 бенедиктинцами из Солема). В мон-ре до сих пор хранится мосарабский Миссал из Силоса (XI в.), старейшая западноевроп. рукопись на бумаге. В наст. время мон-рь получил мировую известность благодаря школе григорианского пения. Ист.: Vergara S. , de. Vida y milagros de el thaumaturgo español, Moysés segundo, redentor de cautivos, abogado de los felices partos, S. Domingo Manso. Madrid, 1763; ActaSS. Propyl. Col. 595; Grimaldo. La «Vita Dominici Silensis»/Ed. V. Valcarcel. Logroño, 1982; Gonzalo de Berceo. Vida de S. Domingo de Silos/Ed. T. Labarta de Chaves. Madrid, 1972. Лит.: BHL, N 2238; Férotin M. Recueil des chartes de l " abbaye de Silos. P., 1897; idem. Histoire de l " abbaye de Silos. P., 1897; Ruiz A. Domenic//DHGE. Vol. 14. Col. 623-627; Cignitti B. Domenico//BiblSS. Vol. 4. Col. 736-737; Gutiérrez P. C. Vida y milagros de S. Domingo de Silos: Para celebrar el novena centenario de la muerte de S. Domingo, 1073-1973. Abadía de Silos, 1973; Palacios M. El monasterio de S. Domingo de Silos. Madrid, 1973; Pérez de Urbel J. El claustro de Silos: Cuidadoso estudio sobre el claustro del Monasterio de S. Domingo de Silos. Burgos, 19753; El Romanico en Silos: IX Centenario de la consagración de la iglesia y claustro: 1088-1988. Burgos, 1990; Vivancos Gomez M. C. Documentación del Monasterio de S. Domingo de Silos: 954-1254. Burgos, 1988; idem. Documentación del Monasterio de S. Domingo de Silos: 1255-1300. Burgos, 1995; Yarza Luaces J. El monasterio de S. Domingo de Silos. Léon, 1991; Escohotado J. P. Berceo como traductor: Fidelidad y contexto en la «Vida de S. Domingo de Silos»//Livius: Revista de Estudios de Traducción. Léon, 1993. N 3. P. 217-227; Geese U. Romanesque sculpture//Romanesque: Architecture. Sculpture. Painting/Ed. R. Toman. Köln, 1997. P. 294-299; Silos: Un milenio: Actas del Congreso Internacional sobre la abadía de S. Domingo de Silos. Burgos, 2003. 2 vol.

http://pravenc.ru/text/178840.html

    486 Август 1081 г.; см. Ал., IV, 4, стр. 145.     487 Имеется в виду, вероятно, взятие Кастории в конце 1083 г. (см. Ал., VI, 1, стр. 177).     488 Анна говорит о печенегах, наступление которых на Византию началось в 1086 г. (см. Ал., VI, 14, стр. 201 и сл.).     489 Почитать святые иконы не относительно, а служебно (λατρευτικως, ου σχετικως δε προσκυνεσθαι τας αγας εικνας). Богословский спор о том, как следует почитать иконы — относительно (σχετικως) или служебно (λατρευτικως), в общих чертах заключался в следующем. Лев учил, что иконы и материал, из которого они сделаны, священны сами по себе, ибо на них начертано изображение Христа или святых, и, таким образом, должны почитаться «служебно». Его противники во главе с императором утверждали, что иконы должны почитаться «относительно», так как божественная природа вообще неописуема (подробно см.: Stephanou, La doctrine de Léon de Chalcédoine...; Beck, Kirche..., Ss. 339—340). Понятно, почему эта богословская проблема привлекла к себе всеобщее внимание в тот момент, когда Алексей посягнул на церковную утварь. Ведь если иконы священны сами по себе, то император, отдающий их в переплавку — святотатец!     490 Наиболее достойные - των ελλογμωτρων — Ε. Доуэс переводит liberal-minded («свободомыслящие»).     491 Сохранился указ (σημεωμα) Алексея Комнина, датированный январем 1086 г., о низложении Льва Халкидонского (Dölger, Regesten..., 1130). Эта дата вполне соответствует сведениям Анны: писательница в своем рассказе забегает вперед и повествует о событиях кануна печенежского нашествия 1086 г. (см. прим. 498). Однако, сопоставляя фактические данные «Указа» и «Алексиады», исследователи обращали внимание на ряд противоречий. В «Указе» говорится не о споре Льва и Алексея, а об обвинениях, выдвинутых Львом против патриарха Евстратия. По нашему мнению, здесь нет большого противоречия. Как явствует из самого «Указа», Алексей неоднократно заступался за Евстратия, и для Льва спор с Евстратием был по существу спором с Алексеем — инициатором конфискаций церковной утвари (см. Grumel, affaire de Léon de Chalcédoine, p. 333 sq.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Gainesville, 2007; idem. European Accounts of Muhammad " s Life//The Cambridge Companion to Muhammad/Ed. J. E. Brockopp. N. Y., 2009. P. 226-250; idem. L " Europe latine et le monde arabe au Moyen Âge: Cultures en conflit et convergence. Rennes, 2009; Burman T. Religious Polemic and the Intellectual History of the Mozarabs, c. 1050-1200. Leiden, 1994; d " Alverny M.-Th. La connaissance de l " Islam dans l " Occident médiéval/Éd. Ch. Burnett. L., 1994; Luchitskaya S. The Image of Muhammad in the Latin Chronography//JMedH. 2000. Vol. 26. N 2. P. 115-126; она же [Лучицкая С. И.] Образ Другого: Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001. С. 122-141; она же. «Жизнь Магомета» Эмбрико Майнцского: Легенда и история//История. 2013. Т. 4. Вып. 6(22) [электр. ресурс]; она же. Магомет, Сатана и «сарацинская ересь»: Взгляд из Клюни//Sub specie historiae culturalis: Сб. памяти А. Л. Ястребицкой. М., 2013. С. 143-169; Reeves M. Muhammad in Europe: A Thousand Years of Western Myth Making. Reading, 2000; Gonzalez Mu ñ oz F. La leyenda de Mahoma en Lucas de Tuy//Actas del III Congreso Hispánico de Latín Medieval (Léon, 26-29 sept. de 2002). Léon, 2002. Vol. 1. P. 347-358; idem. Dos versiones tardías de la leyenda de Mahoma: La Vita Mahometi del ms. Pisa. Biblioteca del Seminario 50 y el tratado Sobre la seta mahometana de Pedro de Jaén//Actas de IV Congr. Intern. de Latín Medieval Hispánico. Lisboa, 2006. P. 591-598; Hotz S. Mohammed und seine Lehre in der Darstellung abendländischer Autoren vom späten 11. bis zur Mitte des 12. Jh.: Aspekte, Quellen und Tendenzen in Kontinuität und Wandel. Fr./M., 2002; Mart í nez G á squez J., de la Cruz Palma O. Las traducciones árabe-latinas impulsadas por Pedro el Venerable//Las órdenes militares: Realidad e imaginario/Ed. M. D. Burdeus e. a. Castellón de la Plana, 2002. P. 285-296; Mula S. Mohammed and the Saints: The History of the Prophet in the Golden Legend//Modern Philology. 2003. Vol. 109. P. 175-188; Tarayre M. L " image de Mahomet et de l " Islam dans une grande encyclopédie du Moyen Âge, le «Speculum historiale» de Vincent de Beauvais//Le Moyen Âge.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

Грацианский Михаил Вячеславович 1 Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. 1. Tübingen, 1933. S. 16–32; Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Stuttgart, 1950. S. 1–46. 2 См. о нем: Patrologiae cursus completus. Series Latina/Acc. J.-P. Migne. T. LIV. S. Leonis Magni Tomus I. Parisiis, 1846. Col. 49–118; Caspar E. Geschichte des Papsttums... Bd. 1. S. 525–555; Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. L., 1941; Haller J. Das Papsttum. Bd. 1. S. 152–202; McShane P.A. Romanitas et le pape Léon le Grand. Tournai; Montréal, 1979. P. 71–108; Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter. [Päpste und Papsttum 18]. Stuttgart, 1981. S. 88–103; Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. [Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language; 93]. Leiden; Boston, 2008. P. 1–9; Pidolle L. La christologie historique du pape saint Léon le Grand. P., 2013. 3 Лепорский П.И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901. С. 41–47 et passim; Πιπερκβιτς Αι. Τ λλυρικν κα π’ ατο δκαια τν κκλησιν μης κα Κωνσταντινουπλεως. ν θναις, 1919. Σ. 13–21; Streichhan F. Die Anfänge des Virkariates von Thessalonich//Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. S. 330–384; Whitney J.P. The Earlier Growth of Papal Jurisdiction//Cambridge Historical Journal. 1932. Vol. 4. No. 1. P. 1–25; Demougeot Ε. Note sur la politique orientale de Stilicon, de 405 à 407//Byzantion. 1950. T. 20. P. 27–37; Grumel V. L’Illyricum de la mort de Valentinien Ier (375) à la mort de Stilicon (408)//REB. 1951. Vol. 9. P. 6–46. 4 Малицкий Н. Борьба Галльской Церкви против пап за независимость. Опыт церковно-исторического исследования из эпохи IV–V вв. М., 1903. С. 82–140; Holmes T.S. The Origin and Development of the Christian Church in Gaul during the First Six Centuries of the Christian Era.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

Лекционария (A. Шавасс), а исчезновение публичного покаяния привело к тому, что на время В. п. все верные как бы переходили в разряд кающихся. В связи с этим с XI в. на Западе распространился обряд, первоначально связанный с принятием кающихся, посыпать в среду перед Quadragesima (т. е. в 1-й день В. п.) голову освященным пеплом. С XVI в. наименование «Пепельная среда» (Feria IV Cinerum) было официально закреплено за средой, с к-рой начинается В. п. Классическая система В. п. зафиксирована уже в Ordo Romanus XXII (кон. VIII в.). На время В. п. отменялись аллилуиарий и Gloria на мессе; обычным цветом облачений был фиолетовый. Особо выделялись 2 седмицы - предпоследняя (Страстей, лат. Passionis) и последняя (Святая, к-рая соответствует Страстной седмице на Востоке) перед Пасхой. Лит.: Мансветов И. О постах правосл. вост. Церкви//ПрТСО. М., 1885. Ч. 36. С. 335-399; Ч. 37. С. 630-698; Петровский А. В. Предпасхальный пост в истории его развития//ХЧ. 1900. 4. C. 587-600; Никольский. Устав. Т. 2. С. 650-690; Скабалланович М. С. Великий пост. К., 1910; он же. Типикон. Вып. 1; Карабинов И. А. Постная Триодь. СПб., 1910; Salaville S. La Tesserakostê au Ve canon de Nicée//EO. P., 1910. Vol. 13. P. 65-72; 1911. Vol. 14. P. 355-357; Chavasse A. La structure du carême et les lectures des messes quadragésimales dans la liturgie romaine//LMD. 1952. Vol. 31. P. 82-84, 95-98; idem. Les feries de Carême célébrées au temps de Saint Léon le Grand (440-461)//Miscellanea liturgica in onore di G. Lercaro/Ed. A. Bugnini etc. R., 1966. Vol. 1. P. 551-557; Peri V. La durata e la struttura della Quaresima nell " antico uso ecclesiastico gerosolimitano//Aevum: Rass. di scienze storiche, linguistiche e filologiche. Mil., 1963. Vol. 37. P. 147-162; Coquin R. -G. Une réforme liturgique de Concile de Nicée (325)?//Comptes Rendus/Acad. des inscriptions et belles-lettres. P., 1967. P. 178-192; Regan P. The three days and the forty days//Worship. Collegeville (Minnesota), 1980. Vol. 54. P. 2-18; Шмеман А.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Лит.: Fryer A. C. Llantwit Major: A Fifth Century University. L., 1893; Duine F. Bréviaires et missels des églises et abbayes bretonnes de France antèrieures au XVIIe siècle//Bull. et mémoires de la Société archéologique du département d " Ille-et-Vilaine. Rennes, 1906. T. 35. P. 126, 155; idem. Mémento des sources hagiographiques de l " histoire de Bretagne. Pt. 1//Ibid. 1918. T. 46. P. 369-373; idem. Inventaire liturgique de l " hagiographie bretonne//Ibid. 1922. T. 49. P. 269; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. Vol. 3. P. 303-317; Doble G. H. Saint Iltut. Cardiff, 1944; Watkin E. I. Iltuto//BiblSS. T. 7. Col. 780-782; Hogg A. H. A., Smith D. J. The Llantwit Major Villa: A Reconsideration of the Evidence//Britannia. L., 1974. Vol. 5. P. 225-250; An Inventory of the Ancient Monuments in Glamorgan/Royal Commission on the Ancient and Historic Monuments of Wales. Cardiff, 1976. Vol. 1: Pre-Norman. Pt. 3: The Early Christian Period. P. 49-51, 58-59; Davies W. Wales in the Early Middle Ages. Leicester, 1982. P. 34-35, 156-157, 163-164, 174, 207-208; Roberts B. F. «Culhwch ac Olwen», The Triads, Saints " Lives//Arthur of the Welsh: The Arthurian Legend in Medieval Welsh Literature/Ed. R. Bromwich et al. Cardiff, 1991. P. 81-84; Suggett R. Festivals and Social Structure in Early Modern Wales//Past and Present. Oxf., 1996. N 152. P. 99-101; Merdrignac B. Les origins insulaires de Paul Aurelien//Sur les pas de Paul Aurelien: Colloque intern. (Saint-Pol-de-Léon, 7-8 juin 1991)/Éd. B. Tanguy, T. Daniel. Brest, 1997. P. 67-77; Чехонадская Н. Ю. Гильда: Видение из иного мира// Гильда Премудрый. О погибели Британии. М., 2003. С. 9-170. Н. Ю. Чехонадская, А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.)

http://pravenc.ru/text/389467.html

2002. S. 15-16). Ист.: Theoph. Contin. P. 359, 384; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 256, 281; Anecdota graeca/Ed. P. Matranga. R., 1850. Pars 2; Vita Euthymii: Ein Anecdoton zur Geschichte Leo " s des Weisen a. 886-912/Hrsg. C. de Boor. B., 1888; Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 3. P. 443, 460; Westerink L. G., ed. Arethae archiepiscopi Caesariensis Scripta minora. Lpz., 1968. Vol. 1; Vita Euthymii patriarchae Constantinopolitani/Text, transl., introd, comment. P. Karlin-Hayter. Brux., 1970. P. 87, 101; Scyl. Hist. P. 177, 199; Sym. Log. Chron. P. 276-277, 300. Соч.: Kolias G. Léon Choerosphactès, magistre, proconsul et patrice: Biographie - correspondance (texte et trad.). Athen, 1939; Gallavotti C. Planudea (X). 37: L " anacreontica de Thermis di Leone Magistro//Boll. dei Classici. Ser. 3. R., 1990. Fasc. 11. P. 78-103; Ciccolella F. Cinque poeti bizantini: Anacreontee dal Barberiniano greco 310. Alessandria, 2000. P. 66-70, 76-82, 86-88, 94-106, 110-114; Leon Magistros Choirosphaktes. Chiliostichos Theologia: Editio Princeps/Hrsg. I. Vassis. B.; N. Y., 2002. (Suppl. Byzantina; 6); Leone Choirosphaktes. Corrispondenza./Introd., testo crit., trad. e note di comment. a cura di G. Strano. Catania, 2008. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии; Шангин М. А. Византийские полит. деятели 1-й пол. X в.//Визант. сб. М.; Л., 1945. С. 228-248; Jenkins R. J. H. Leo Choerosphactes and the Saracen Vizier//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 167-175; Karlin-Hayter P. Arethas, Choirosphactes and the Saracen Vizir//Byz. 1965. T. 35. P. 455-481; Mercati S. G. Collectanea Byzantina. Bari, 1970. Vol. 1. P. 271-309, 443-451; Magdalino P. The Bath of Leo the Wise and the «Macedonian Renaissance» Revisited: Topography, Iconography, Ceremonial, Ideology//DOP. 1988. Vol. 42. P. 97-118; idem. In Search of the Byzantine Courtier: Leo Choirosphaktes and Constantine Manasses//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H.

http://pravenc.ru/text/2463305.html

Писатель совсем не воображал и не надеялся, когда он впервые посмотрел в пророчества относительно Идумеи, побужденный к тому рассказами арабов, переданными Вольнеем, чтобы в такое короткое время исполнение этих пророчеств могло быть представлено людям даже и без надобности с их стороны в известном «приди и посмотри». Присоединив к последовательным изданиям этого сочинения новое доказательство, заимствованное из поразительных фактов, вполне объясняющих предсказание относительно Идумеи и её некогда сильной столицы, автор позволяет себе обратиться к непредубежденному разуму людей. Ибо в то самое время, когда печаталось шестое издание этого сочинения, автор получил из Парижа первые шесть выпусков сочинения под заглавием: Voyage de l’Arabie Petre par Mess. Léon de Laborde et Linant, которое тогда было издано и содержит в номерах прежде изданных семнадцать прекрасных эстампов, представляющих развалины одной Петры, красота которых через прибавление к ним одного лишь текста становится тотчас полезной для религиозных интересов. К этим эстампам теперь прибавлены другие, которые дополнили блестящее издание. Там, где еще недавно было трудно, если не невозможно, удостовериться в едином факте, и где можно было получить только неполное доказательство, можно ныне видеть развалины главного города Идумеи, самое существование коего было еще недавно совершенно неизвестно. Никакое описание не даст нам такого точного понятия о виде Петры, как снятый с него план графом Лабордом. Все гравюры свидетельствуют о необыкновенном её великолепии и о почти невероятном труде в продолжение многих веков прежде дней Моисеевых и после начала христианской эры, чтобы вырубить такое множество жилищ и мавзолеев из скал. И истина говорит не устами лживого ума, но видом скал, которые заключают в себе ископанные пещеры, придающие особый характер местности, и свидетельствует архитектурой построек, что граждане Петры строили после эпохи пророков, между тем как обломки развалин как греческой и римской архитектуры, так и древнейшей эпохи, которые покрывают долину, заключавшую в себе город, доказывают, что эти строения, приговор над которыми был произнесён еще до сооружения их, были ниспровергнуты согласно с тем же непреложным глаголом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Ч. 2: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии; он же. Происхождение имп. Василия Македонянина//ВВ. 1906. Т. 12. С. 148-165; Vogt A. Basile Ier, empereur de Byzance (867-886) et la civilisation byzantine à la fin du IXe siècle. P., 1908. N. Y., 1972r; Brooks E. W. The Age of Basil I//BZ. 1911. Bd. 20. S. 486-491; Россейкин Ф. М. Фотий и Василий Македонянин: (1-е низложение Фотия, патр. Константинопольского)//БВ. 1915. 4. С. 835-860; Adontz N. L " age et l " origine de l " empereur Basile Ier (867-886) //Byz. 1933. T. 8. P. 475-500; 1934. T. 9. P. 223-260; idem. La portée historique de l " oraison funèbre de Basile I par son fils Léon VI le Sage//Byz. 1933. T. 8. P. 501-513; Острогорский Г. А. Братья Василия I//Сб. в памет на проф. П. Ников. София, 1940. С. 342-350; Tobias N. Basil I (867-886), the Founder of the Macedonian Dynasty. New Brunswick, 1969; Beck H.-G. Geschichte der Ortodoxen Kirche im Byzant. Reich. Gött., 1980. S. 107-112; Лихачева В. Д., Любарский Я. Н. Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного//ВВ. 1981. Т. 42. С. 171-183; Schminck A. Studien zu mittelbyzant. Rechtsbüchern. Fr./M., 1986. S. 100-103; Αγαπητς Π. Α. Η εκνα το ατοκρτορα Βασιλεου Α στ φιλομακεδονικ γραμματεα, 867-959//Ελληνικ. 1989. Τ. 40. Σ. 285-323; Чичуров И. С. Традиция и новаторство в полит. мысли Византии кон. IX в.: (Место «Поучительных глав» Василия I в истории жанра)//ВВ. 1986. Т. 47. С. 95-100; он же. О датировке и актуальности поучений Василия I//Древнейшие государства на территории СССР, 1987. М., 1989. С. 173-178; он же. Теория и практика визант. имп. пропаганды: (Поучения Василия I и эпитафия Льва VI)//ВВ. 1989. Т. 50. С. 106-115; он же. Полит. идеология средневековья: Русь и Византия. М., 1990. С. 33-34, 67-117; Βλυσδου Β. Ν. Εξωτερικ πολιτικ κα σωταρικς ντιδρσεις κατ τν ποχ το Βασιλεου Α. Αθναι, 1991; Μντζου-Μεμρη Κ. Ο Αυτοκρτωρ Βασλειος Α και η Να Εκκλησα Αυτοκρατορικ ιδεολογα και εικονογραφα//Βυζαντιακ. 1993. Τ. 13. Σ. 47-94; Markopoulos A. Autour des Chapitres parénétiques de Basile Ier//Ετυχα: Mélanges offerts à H. Ahrweiler. P., 1998. T. 2. P. 469-470; Kresten O. Zur Rekonstruktion einer Schenkungsurkunde des Kaisers Basileios I. für die Hagia Sophia in Konstantinopel//WSt. 2001. Bd. 114.

http://pravenc.ru/text/150779.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010