554 См.: Grégoire H. в Byz 5 (1929) 399–400; Laurent V. в ЕО 34 (1935). P. 461; Spulber С.А. Les Novelles de Léon le Sage. Cernui, 1934. P. 42. 555 См. об этом подробное исследование: Mango С. The Legend of Leo the Wise//ЗРВИ 6 (1960). С. 59–93. 556 Изд.: М. Κριτο το Πατζ Τιποκειτος. Lib. I-XII/Ed. С. Ferrini, J. Mercati. Roma, 1914 (Studi e Testi; 25); Lib. XIH-XXIII/Ed. F. Dölger. Roma, 1929 (Studi e Testi; 51); Lib. XXIV-XXXVIII/Ed. St. Hoermann, E. Seidl. Roma, 1943 (Studi e Testi; 107). См. тж.: Dölger F. , Seidl E. Beiträge und Berichtigungen zum Tipukeitos//BZ 39 (1939). S. 146; Seidl E. Die Basilikenscholien im Tipukeitos//BZ 44 (1951). S. 534–540. 557 Зачастую это учитывается недостаточно, и «Василики» без надлежащих оговорок используются как источник для IX в. Ср.: Каждан А.П. Василики как исторический источник//ВВ 14 (1958). С. 56–66; Каждан верно подчеркивает, что Василики отражают политические и социальные отношения шестого, а не девятого века. Это воззрение лишь незначительно опровергается возражениями М.Я. Сюзюмова (Василики как источник для внутренней истории Византии//ВВ 14 (1958). С. 67–75) и Е.Э. Липшиц (Несколько замечаний о Василиках как источнике//ВВ 14 (1958). С. 76–80). 558 Несмотря на аргументы Шпульбера ( Spulber С.А. Les Novelles de Léon le Sage. Cernui, 1934. P. 81–82), часто высказываемое мнение о том, что собрание новелл было опубликовано перед заключением второго брака Льва VI, может оставаться в силе, ибо новелла 90 подчеркнуто не одобряет второй брак. При этом следует, однако, учесть, что Лев VI (как показал Grumel V. La Chronologie des événements du règne de Léon VI//EO 35 (1936). P. 5 sv.) вступил во второй брак лишь весной 898 г. В пользу более ранней даты публикации говорит, однако, то обстоятельство, что скончавшийся 17 мая 893 г. Стефан является единственным патриархом, который известен в новеллах Льва. См.: Krišnik С. BZ 37 (1937). S. 486–492. 559 Nov. 46,47,78: Zepos . Jus. I. P. 116–117, 147; Noaille P. , Dain A. Les Novelles de Léon VI le Sage.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Legend of Leo the Wise//ЗРВИ. 1960. 6. С. 59-93; Ангелов Д. Църковно-православната идеология и еретическите възгледи в новелите на Лъв VI//Mélanges G. Ostrogorsky. Beograd, 1963. T. 1. P. 27-37; Michaélidès-Nouaros G. Les idées philosophiques de Léon le Sage sur les limites du pouvoir législative et son attitude envers les coutumes//Mnemosynon P. Bizukidu. Thessal., 1963. P. 27-54; Grosdidier de Matons J. Trois études sur Léon VI//TM. 1973. T. 5. P. 181-242; Oikonomid è s N. Leo VI and the Narthex Mosaic of Saint Sophia//DOP. 1976. Vol. 30. P. 151-172; idem. Leo VI " s Legislation of 907 Forbidding Fourth Marriage//Ibid. P. 173-193; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. P. 97-98, 256-257; Hunger. Literatur. 1978. 2 Bde; Irmscher J. Die Geschtalt Leons VI. des Weisen in Volkssage und Historiographie//Beiträge zur byzant. Geschichte im 9.-11. Jh. Praha, 1978. S. 205-224; Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. М., 1981; Odorico P. La politica dell " immaginario di Leone VI il Saggio//Byz. 1983. Т. 53. P. 597-631; Solarino M. Alcune osservazioni sull " Ωιδριον κατανυκτικν di Leone VI il Saggio//Siculorum Gymnasium. N. S. Catania, 1987. Vol. 40. P. 201-216; Magdalino P. Basil I, Leo VI, and the Feast of the Prophet Elijah//JÖB. 1988. Bd. 38. S. 193-196; idem. St. Demetrios and Leo VI//Bsl. 1990. T. 51. P. 198-201; Rigo A. Oracula Leonis: Tre manoscritti greco-veneziani degli oracoli attribuiti all " imperatore bizantino Leone il Saggio (Bodl. Baroc 170, Marc. gr. VII. 22, Marc. gr. VII. 3). Padova, 1988; Devos P. La translation de S. Jean Chrysostome BHG 877h: Une oeuvre de l " empereur Lйon VI//AnBoll. 1989. Vol. 107. P. 5-29; Fцgen M. Th. Legislation und Kodifikation des Kaisers Leon VI//Subseciva Groningana. 1989. Vol. 3. P. 23-35; Чичуров И. С. Теория и практика визант. императорской пропаганды//ВВ. 1989. Т. 50(75). С. 106-115; Deisser A. Les oracles de Léon VI le Sage, leurs origines et leur postérité//Kernos.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

Лит.: RegPatr, N 938-998b; Порфирий (Успенский), архим. История Афона. К., 1877. Ч. 3. Отд. 1; Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-рус. полемики против латинян. СПб., 1878; Успенский Ф. И. Мнения и постановления к-польских поместных Соборов XI и XII вв. о раздаче церк. имуществ (харистикарии)//ИРАИК. 1900. Т. 5. С. 1-48; Chalandon. Comnène; Гроссу Н., прот. Дело Халкидонского митр. Льва: Страница из истории религ.-церк. движений в Византии XI в.//ТКДА. 1917. 3/8. С. 232-248; Holtzmann W. Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alexius I. und Papst Urban II. im Jahre 1089//BZ. 1928. Bd. 28. S. 38-67; DTC. 1931. Т. 11. Col. 614-615; Grumel V. Jérusalem entre Rome et Byzance: une lettre inconnue du patriarche de Constantinople Nicolas III à son collègue de Jérusalem//EO. 1939. Т. 38. N 193/194. P. 104-117; idem. L " affaire de Léon de Chalcédoine//Ibid. 1941. Т. 39. N 199/200. P. 333-341; idem. Un document canonique inédit du patriarche Nicolas III Grammatikos: les réponses à l " évêqie de Zétounion//Ibid. P. 342-348; idem. L " affaire de Léon de Chalcédoine: Le chrysobulle d " Alexis Ier sur les objets sacrés//Études byzantines. Bucur., 1944. Vol. 2. P. 126-133; Stephanou P. Le procès de Léon de Chalcédoine//OCP. 1943. Vol. 9. P. 5-64; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 660-661; Darrouz è s J. Les documents byzantins du XIIe siècle sur la primauté romaine//REB. 1965. Vol. 23. P. 42-88; idem. Dossier sur le charistikariat//Πολυχρνιον: FS F. Dolger. Hdlb., 1966. S. 150-165; idem. Recherches sur les offikia de l " Église byzantine. P., 1970; idem. Les réponses de Nocolas III à l " évêque de Zétounion//Καθηγτρια: Essays Presented to J. Hussey/Ed. J. Chrysostomides. Camberley, 1988. P. 327-343; Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie//TM. 1967. Vol. 2. P. 1-316; Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094): Étude prosopographique//REB. 1971. Vol. 29. P. 213-284; Becker A. Papst Urban II.: (1088-1099). Stuttg., 1988. Bd. 2; ODB. Vol. 2. P. 1467; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos (1143-1180). Camb.; N. Y., 1993; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb.; N. Y., 1995; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; он же. Римско-визант. переговоры 1089-1091 гг.: Отзвуки в религ. полемике//Визант. очерки. СПб., 2011. С. 23-32; Луховицкий Л. В. Споры о св. иконах при Алексее I Комнине: Полемич. стратегии и выбор источников//ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 88-107; Cozma I. A Historical and Canonical Analysis of the Answers of Patriarch Nicholas III Grammatikos to the Athonite Monks//OCP. 2017. Vol. 83. P. 253-276.

http://pravenc.ru/text/2566036.html

н. письмовник кард. Гумберта. Он разделял основные идеи григорианской реформы , хотя и в меньшей мере, чем др. биографы Л. В Житии присутствуют темы реформы и церковного обновления; Л. описывается как усердный пастырь, стремившийся вернуть Церкви утраченные ею «достоинство» и «красоту», подобно папам Льву I Великому и Григорию I Великому . Влияние идей григорианской реформы заметно в рассказах о возведении Л. на епископскую кафедру и на Папский престол: автор подчеркивает, что в обоих случаях состоялось каноническое избрание «клиром и народом», хотя более вероятно, что Л. был назначен императором. В то же время автор почти не уделяет внимания теме примата и высшей юрисдикции папы Римского, указывая только на ответственность понтифика как верховного пастыря Церкви (см.: The Papal Reform. 2004. P. 31-32). Более того, составитель Жития описывает Л. как прелата, лояльного императору - носителю высшей светской власти, подчеркивает его заслуги перед имп. Конрадом II, к-рого автор представляет как поборника канонической дисциплины. Напротив, имп. Генриху III дана сдержанная характеристика: он не всегда поддерживал Л. и прислушивался к дурным советникам. Особое внимание уделено политике Л. по отношению к бенедиктинскому монашеству; вероятно, это связано с тем, что Житие составлялось в монастыре. В текст включены описания 16 видений и 20 чудес, в основном исцелений и наказаний противников Л.; акцент на описании чудес усиливается во 2-й книге, которая создавалась после смерти папы как агиографический текст (изд.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 648-665; ActaSS. Bened. T. 6. Pars 2. P. 49-80; PL. 143. Col. 465-504; Pontificum Romanorum... 1862. P. 127-170; La Vie. 1997; Die Touler Vita. 2007; см.: Krause. 1976; The Papal Reform. 2004. P. 17-36; Goullet M. La Vie de Léon IX par le Pseudo-Wibert: Un clair-obscur hagiographique//Léon IX. 2006. P. 187-203; Planta P. C., von. Le dossier hagiographique de Léon IX//Ibid. P. 217-232). Краткая биография Л. включена в соч. «К другу» Бонизона, еп. Сутри, составленное при дворе маркгр.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

По-видимому, Л. прибыл в Рим с намерением осуществить преобразования, к-рые положили начало реформе, впосл. названной григорианской. Его деятельность была направлена на укрепление единства и авторитета Церкви, утверждение позиций Папского престола, строгое соблюдение канонического права и устранение наиболее очевидных злоупотреблений (симония и нарушение целибата ). Во 2-й четв. XI в. «тускуланские папы» высказывались против симонии и конкубината , однако сторонники григорианской реформы возложили на них ответственность за упадок Церкви, заклеймив их как «наемников, а не пастырей» (напр.: PL. 143. Col. 779; Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 584-585). Вопрос о нравственности духовенства ставился при имп. Генрихе III. Устранение рим. претендентов на Папский престол было проведено под предлогом борьбы с симонией, осужденной участниками Соборов в Сутри (20 дек. 1046) и в Риме (янв. 1047). По мнению О. Флиша, григорианская реформа была «ответом папства на политический, социальный и нравственный кризис христианского Запада». Программа реформы сложилась только в понтификат Григория VII, тогда как деятельность Л. исследователь относил к догригорианскому или «цезаропапистскому» этапу, когда реформаторы еще не выдвигали политических требований и не выступали против императора ( Fliche. 1924. P. 129-159). Л. и его помощники делали акцент на нравственное очищение духовенства и укрепление его авторитета, утверждение примата канонического права. В первую очередь они стремились искоренить симонию (в широком смысле - неканонические способы получения церковных должностей) и конкубинат, к-рый нередко принимал форму признанного обществом брака священнослужителей. Л. не оказывал давление на светских государей и не выступал против системы имперской Церкви , но требовал от духовенства неукоснительного соблюдения канонов (напр.: Bur M. Léon IX et la France (1026-1054)//Léon IX. 2006. P. 233-257). Указывая на особенности политики Л., Сигеберт из Жамблу подчеркивал, что понтифик уважал права государей и поддерживал согласие между людьми, тогда как более поздние реформаторы, в первую очередь папа Григорий VII, выдвигали чрезмерные притязания и были склонны использовать насильственные методы ( Chazan M. Léon IX dans l " historiographie médiévale de l " Europe occidentale//Ibid. P. 599-602). Преемники Л. придали борьбе с симонией политический характер, превратив ее в борьбу за полную независимость Церкви от светской власти. Отказавшись от сотрудничества с церковной иерархией на местах и с европ. монархами ( Greg. VII, papa. Reg. ep. II 45), они приступили к реализации теократической программы (см. ст. Двух мечей теория ).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Sér. 2. St.-Brieuc, 1885/1886. Vol. 2. P. 77-122, 284-356; Oheix A. Le culte des Sept Saints de Bretagne au Moyen-Âge//Bull. de la Société d " Émulation des Côtes-du-Nord. 1911. Vol. 49. P. 11-22; The Devonian Year Book/Ed. R. P. Chope. L., 1913 (1915); Duine F. Inventaire liturgique de l " hagiographie bretonne. P., 1922; Doble G. H. St. Paul (Paulinus) of Léon, Bishop and Confessor. Lampeter, 1941. (Cornish Saints Ser.; 46); Evenou J. Paolo Aureliano//BiblSS. 1968. T. 10. Col. 296-299; Kerlou é gan F. Les vies de saints bretons les plus anciennes dans leurs rapports avec les Iles Brittaniques//Insular Latin Studies: Papers on Latin Texts and Manuscripts of the British Isles, 550-1066/Ed. M. W. Herren. Toronto, 1981. P. 195-213; Smith J. M. H. Celtic Asceticism and Carolingian Authority in Early Medieval Brittany//Studies in Church History. Woodbridge, 1985. Vol. 22. P. 53-63; eadem. Oral and Written: Saints, Miracles, and Relics in Brittany, с. 850-1250//Speculum. Camb. (Mass.), 1990. Vol. 65. P. 309-343; Dumville D. N. The Liturgical Kalendar of Anglo-Saxon Glastonbury: A Chimaera?// Idem. Liturgy and the Ecclesiastical History of Late Anglo-Saxon England: Four Studies. Woodbridge, 1992. P. 39-66; Cassard J.-C. Le Tro-Breiz médiéval: Un mirage historiographique?//Kreiz: Études sur la Bretagne et les Pays celtiques. Brest, 1997. N 7. P. 93-119; idem. Les Bretons de Nominoë. Rennes, 20022; Castel-Kergrist Y. Les reliques de Paul Aurélien//Sur les pas de Paul Aurélien: Colloque intern., Saint-Pol-de-Léon, 7-8 juin 1991/Ed. B. Tanguy, T. Daniel. Brest; Quimper, 1997. P. 103-118; Merdrignac B. Des origines insulaires de Paul Aurélien//Ibid. P. 67-77; Heinz S. Textual and Historical Evidence for an Early British Tristan Tradition//Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb. (Mass.), 2008. Vol. 28. P. 89-127; Poulin J.-C. L " hagiographie bretonne du haut Moyen Âge: Répertoire raisonné. Ostfildern, 2009. P. 264-307. С. Г. Мереминский, И. М. Косов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2578537.html

J. Leclercq, R. Dolle. P., 1949-1973. 4 vol. (SC; 22, 49, 74, 200); PLS. Vol. 3. P. 331-340; Leo Magnus. Tractatus septem et nonaginta/Ed. А. Chavasse. Turnhout, 1973. 2 vol. (CCSL; 138, 138A); русские переводы: Слово пред вступлением в пост святой Четыредесятницы//ЖМП. 1969. 2. С. 31–32; На Рождество Господа нашего Иисуса Христа/Пер.: М. Козлов//Там же. 1987. 1. С. 33–34; На начало Святой Четыредесятницы/Пер.: М. Козлов//Там же. 1992. 3. С. 2–3; Слова 7, 26, 42, 45/Пер.: О. Е. Нестерова//ПСЛЛ, IV–VII вв. С. 273–291; Слова на Рождество Христово/Пер.: Д. Зотов. М., 2000; Слова 3 и 4 на Рождество Господне/Пер.: А. Р. Фокин, А. Селезнева//АиО. 2000. 3(25). С. 43–51. Лит.: Arendt W. A. Leo der Grosse und seine Zeit. Mainz, 1835; Chantrel J. Saint Léon le Grand et les barbares: (Ve siècle). P., 1860; Певницкий В. Ф. Св. Лев Великий и его проповеди. К., 1871; Дроздов И. Н. Св. Лев Великий: Его жизнь и творения. Х., 1898; Battifol P. H. Leon Ier (Saint)//DTC. 1926. T. 9. Col. 218-301; Voigt K. Papst Leo der Grosse und die «Unfehlbarkeit» des oströmischen Kaisers//ZKG. 1928. Bd. 47. S. 11-17; Halliwell W. J. The Style of Pope St. Leo the Great. Wash., 1939; Mozeris D. A. Doctrina S. Leonis Magni de Christo restitutore et sacerdote. Mundelein (Ill.), 1940; Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. L., 1941; Mueller M. M. The Vocabulary of Pope St. Leo the Great. Wash., 1943; Galtier P. St. Cyrille d " Alexandrie et St. Leon le Grand a Chalcedoine//Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart/Hrsg. H. Bacht, A. Grillmeier. Würzburg, 1951. Bd. 1. S. 345-387; Richard M. Le pape St. Léon le Grand et les «Scholia De incarnatione Unigeniti» de St. Cyrill d " Alexandrie//RechSR. 1952. Vol. 40. P. 116-128; Bajcer F. Ecclesiologia S. Leonis Magni ex epistolario desumpta. R., 1957; Lang A. P. Leo der Grosse und die Texte des Altgelasianums: Mit Berücksichtigung des Sacramentarium Leonianum und des Sacramentarium Gregorianum. Steyl, 1957; Marot H. Les conciles romains des IVe et Ve siècles et le développement de la primauté//Istina.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

44). Подразумевая раздоры между либеральными католиками и католиками-роялистами во Франции, папа сделал в «I. D.» особый акцент на том, что верующие обязаны хранить «целостность католической веры», но вправе иметь различие во мнениях «о вопросах чисто политических», в т. ч. о лучшей форме правления и системах администрации (ID. 47-48). Издание энциклики не привело к примирению между враждующими франц. католич. партиями; из-за продолжившихся дискуссий папа Лев XIII в последующих энцикликах был вынужден развивать затронутые в «I. D.» проблемы истинной и ложной свободы человека и его прав, в т. ч. в аспекте демократического устройства гос-ва (энциклика «Libertas praestantissimum» от 20 июня 1888), а также открыто призывать франц. католиков к поддержке республиканского строя (послание к франц. епископату «Au milieu des sollicitudes» от 16 февр. 1892). Изложенная в «I. D.» т. зр. на отделение Церкви от гос-ва и осуждение юридического принципа свободы совести оставались неизменными в социальном учении Римско-католической Церкви вплоть до Ватиканского II Собора , признавшего в декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» право личности и объединений на гражданскую свободу в вопросах религии. Ист.: Acta Sanctorum Sedis. R., 1885. Vol. 18. P. 161-180. Лит.: Les enseignements de Léon XIII sur la constitution chrétienne des États: L " encyclique «Immortale Dei». R., 1885; Le Sage d " Hauteroche d " Hulst M. Le droit chrétien et le droit moderne: Étude sur l " encyclique «Immortale Dei». P., 1886; Veuillot E. L " encyclique «Immortale Dei» et ses enseignements. P., 1886; Hugonin F., mgr. Du droit ancien et du droit nouveau: À l " occasion de l " encyclique «Immortale Dei» de Léon XIII. P., 1887; Feret P., abbé . Le Pouvoir civil devant l " enseignement catholique. P., 1888; Hughes Ph. The Popes " New Order: A Systematic Summary of the Social Encyclicals and Addresses from Leo XIII to Pius XII. N. Y., 1944; Leo XIII and the Modern World/Ed. E. T. Gargan. N. Y., 1961; Лобье П., де. Три града: Соц. учение христианства. СПб., 2001. С. 93-127. В. В. Тюшагин Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/389507.html

Hisp. De eccl. offic. II 13), но он не сохранился. Liber canticorum Поскольку важное место в богослужении И.-м. о. занимали библейские песни , они часто выписывались в порядке литургического года в отдельном сборнике или в приложении к Псалтири. Наиболее важные рукописи: Matrtit. Acad. Hist. Aemil. 64bis, X в. (из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); Tolet. Archivo de la Parroquia de Santa Eulalia. s. n., XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 30.845. Fol. 173-177, X в. (из аббатства Санто-Доминго-де-Силос). Фрагменты сохранились в Lond. Brit. Lib. Add. 30.844, X в. (вероятно, также из Санто-Доминго-де-Силос). Liber hymnorum представляла собой собрание гимнов оффиция. Образцов Гимнария почти не сохранилось. Помимо Гимнария в составе рукописи Matrit. Bibl. Nac. 10.001 (IX-X или XII-XIII вв.) известны фрагменты рукописи Tolet. Museo de Santa Cruz. 1352-2 (ранее Museo de San Vicente. Fragm. 3), X в. (из приходской ц. святых Иусты и Руфины), и рукописи Matrit. Acad. Hist. 118 (14), XI в. Возможно, появление этого типа книги в И.-м. о. связано с влиянием др. зап. обрядов, хотя репертуар испан. Гимнария оригинальный. Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Antiphonarium содержит все песнопения мессы и праздничных служб оффиция, расположенные в порядке литургического года. В приложении к нему обычно помещаются общие службы святым, вотивные мессы и проч. Единственная полная рукопись - Леонский Антифонарий из мон-ря Сан-Сиприано-дель-Кондадо (León. Arch. Catedr. 8, X в. (в колофоне на вставных листах указан 1066 г.); изд.: [Serrano L., Rojo C., Prado G.], ed. 1928; факсимиле и дипломатическое издание: Brou, Vives, ed. 1953-1959). Начинается с праздника св. Ацискла (17 нояб.) и заканчивается службой De quotidiano dominicale. Сохранились также фрагменты: 4 листа рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 11.695, IX-X вв. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос); 2 листа рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2199, кон. IX-X в.

http://pravenc.ru/text/674997.html

В рукописи, созданной в XI в. в Беневенто, собраны Житие Л. (BHL, N 4818g), сказание о его кончине (BHL, N 4818m) и описания рим. чудес (BHL, N 4818n, 4828g) (ркп.: Roma. Vallic. XVI. Fol. 133r-139v; изд.: Poncelet. 1906). Кард. Стефано Борджа издал тексты, сохранившиеся в рукописи XII в. из б-ки соборного капитула в Беневенто; среди них - Житие Л. (BHL, N 4827а), сказание о его кончине с описанием чудес в Риме (BHL, N 4827b), пространная редакция беневентских чудес (BHL, N 4827с) и отдельное сказание о римском чуде (BHL, N 4827d) (ркп.: Benevento. Bibl. Capit. 4. Fol. 52v-77v; изд.: Borgia S. Memorie istoriche della pontificia città di Benevento. R., 1764. Vol. 2. P. 299-348) (описание сборников см.: Vuolo. 2010. P. LXVI-LXXIV; см. также: Planta P. C., von. Le dossier hagiographique de Léon IX//Léon IX. 2006. P. 217-232). Краткие жизнеописания Л. включены в продолжения Liber Pontificalis, созданные в XII в. Как правило, они основаны на трудах более ранних авторов, новых сведений в них не содержится; приведены также недостоверные данные. Так, характеристика Л. в биографии, составленной ок. 1142 г. бенедиктинцем Пьером Гийомом из аббатства Сен-Жиль, дословно заимствована из жизнеописания папы Льва IV . Пьер Гийом ошибочно утверждает, что Л. подкупом добился низложения папы Григория VI и во всем следовал советам Хильдебранда. Понтифику приписываются расширение границ Папского гос-ва и победа, одержанная над обитателями Апулии (вероятно, византийцами) с помощью французов и норманнов (LP. T. 2. P. 275-276; T. 3. P. 133). Во 2-й пол. XII в. автор другой биографии Л., кард. Бозон, опирался гл. обр. на сочинение еп. Бонизона. Особое внимание он уделил обстоятельствам возведения Л. на Папский престол (Бозон выступает против «дурного обычая» светской инвеституры ), его отношениям с византийцами и с норманнами (LP. T. 2. P. 354-356). Подробное повествование о Соборе, созванном Л. в 1049 г. в Реймсе, содержится в сочинении мон. Ансельма «История освящения церкви св. Ремигия» (50-е гг.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010