Выражение которых кровь Пилат смешал с жертвами их указывает на то, что описанный у Луки эпизод произошел в то время, когда галилеяне приносили жертвы. Заклание жертвенных животных происходило в храме Иерусалимском. Речь, следовательно, идет о группе паломников из Галилеи, которые пришли в Иерусалим для того, чтобы принести жертвы, и там во время жертвоприношения по каким-то причинам были умерщвлены воинами Пилата. Их кровь смешалась с кровью жертвенных животных. Очевидно, что инцидент произошел незадолго до того, как о нем рассказали Иисусу: история преподнесена Ему как свежая новость. Евангелист ничего не говорит о том, кем были люди, поведавшие Иисусу о происшествии. Судя по упоминанию о том, что они «пришли», вероятно, что они либо были очевидцами события, либо пришли оттуда, где слышали об этой новости от ее очевидцев. Возможно, пришедшие были из числа книжников и фарисеев, которые хотели увидеть, как Иисус отреагирует на новость. Вероятно, от Него ожидали, что Он либо осудит поступок Пилата, либо даст какое-то объяснение произошедшему исходя из общепринятого представления о Божественной справедливости. Иисус, однако, не дает никакой оценки действиям префекта. Что же касается Божественной справедливости, то Он показывает, что она не может измеряться мерками человеческой справедливости, основанной на принципе адекватного воздаяния: между конкретным грехом и конкретным воздаянием нет прямого соответствия (Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. P. 7). От этой мысли, выраженной в форме вопроса, Иисус переходит к главной теме Своей проповеди. Мы помним, что Его проповедь началась с призыва к покаянию (Мф 4:17; Мк 1:15). Рассказ о безвременной гибели галилеян становится для Него поводом, чтобы вновь призвать к покаянию тех, кто остается в живых: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:2–5). Силоамская башня: смерть не настигает только самых грешных

http://foma.ru/besplodnaya-smokovnitsa.h...

Leon, Jews Leon, Harry J. The Jews of Ancient Rome. Morris Loeb Series. Philadelphia: Jewish Publication Society of America, 1960. Leonard, «Notule» Léonard, Jeanne M. «Notule sur l " évangile de Jean: Le disciple que Jésus aimait et Marie.» Études théologiques et religieuses 58 (1983): 355–57. Léon-Dufour, «Reading» Léon-Dufour, Xavier. «Towards a Symbolic Reading of the Fourth Gospe1.» NTS 27 (1980–1981): 439–56. Lerle, «Reformen» Lerle, Ernst. «Liturgische Reformen der Synagogengottesdienstes als Antwort auf die judenchristliche Mission des ersten Jahrhunderts.» NovT 10 (1968): 31–42. Letis, «Influences» Letis, Theodore P. «The Gnostic Influences on the Text of the Fourth Gospel: John 1in the Egyptian Manuscripts.» Bulletin of the Institute for Reformation Biblical Studies 1 (1989): 4–7. Létourneau, «Don»   Létourneau, Pierre. «Le double don de l " Esprit et la christologie du quatrième évangile.» Science et esprit 44 (1992): 281–306. Levey, «Secret»   Levey, Samson H. «The Best Kept Secret of the Rabbinic Tradition.» Judaism 21 (1972): 454–69. Levine, Hellenism Levine, Lee I. Judaism and Hellenism in Antiquity: Conflict or Confluence? Pea-body, Mass.: Hendrickson, 1998. Levine, «Purification» Levine, Lee. «R. Simeon b. Yohai and the Purification of Tiberias: History and Tradition.» HUCA 49 (1978): 143–85. Levine, «Symbolism» Levine, Etan. «On the Symbolism of the pedilavium.» American Benedictine Review 33 (1982): 21–29. Levine, «Synagogue» Levine, Lee I. «The Second Temple Synagogue: The Formative Years.» Pages 7–31 in The Synagogue in Late Antiquity. Edited by Lee I. Levine. Philadelphia: American Schools of Oriental Research, 1986. Levine, «Women» Levine, Amy-Jil1. «Second Temple Judaism, Jesus, and Women.» Biblical Interpretation 2 (1994): 8–33. Levinskaya, «Aphrodisias» Levinskaya, Irina A. «The Inscription from Aphrodisias and the Problem of God-Fearers.» Tyndale Bulletin 41 (1990): 312–18. Levinskaya, Diaspora Setting Levinskaya, Irina. The Book of Acts in Its Diaspora Setting. Vo1. 5 of The Book of Acts in Its First Century Setting. Edited by Bruce W. Winter. Grand Rapids: Eerdmans, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

101. Köhler L. Theologie des ATs. Tübingen, 1936. [­Köhler. Theologie] 102. Krivocheine B. Dans la lumieré de l’Esprit. S. Syméon le Nouveau Théologien. Chevetogne, 1980. [­Krivocheine. Dans la lumieré de l " Esprit] 103. Krivocheine B. Simplicité de la nature divine et distinctions en Dieu selon Grégoire de Nysse//Studia Patristica 18 (1985). [­Krivocheine. Simplicité] 104. Léon-Dufour X. Trois chiasmes johanniques//New Testament Studies. 1960–1961. P. 149–155. [­Léon-Dufour. Trois chiasmes johanniques] 105. Lofthouse W. F. The Holy Spirit in the Acts and the Fourth Gospel//Expository Times. 1940/41. 52. [­Lofthouse. The Holy Spirit in the Acts and the Fourth Gospel] 106. Lowth R. Lectures on the Sacred Poetry of the Hebrews/in Latin, London, 1753, English trans. London, 1787. [­Lowth. Lectures on the Sacred Poetry of the Hebrews] 107. Lund N. Chiasmus in the New Testament. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1942. [­Lund . Chiasmus in the New Testament] 108. Mantzaridis Georgios I. The Deification Of Man. St Gregory Palamas and the Orthodox Tradition/Trans. from the Greek. NY: St. Vladimir " " s Seminary Press, 1984. [­Mantzaridis. The Deification Of Man] 109. Marsh J. Saint John/Pelican Gospel Commentaries. Middlesex/Baltimorë Penguin, 1968. [­Marsh. Saint John] 110. Menard J. E. L " interprétation patristique de Jean VII, 38//Revue de l " université d’Ottawa. 1955. 25. P. 5–25. [­Menard. L " interprétation patristique] 111. Miguéns M. El Paráclito ( Jn 14–16 ). Jerusalem, 1963. [­Miguéns. El Paráclito] 112. McPolin James. Holy Spirit in Luke and John//Irish Theological Quarterly. 1978. 45. [­McPolin. Holy Spirit in Luke and John] 113. North C. R. The Suffering Servant in Deutero-Isaiah. London, 1956. [­North. The Suffering Servant] 114. Parker P. Journal of Biblical Literature. 1960. 79. [­Parker. JBL 79] 115. Pataq E. P. L " Expérience de l " Esprit par l " Église d " après la tradition syrienne d " Antioche. Paris, 1971. [­Pataq. L " Expérience de l " Esprit]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

277 Кроме книг Нового Завета термин νωθεν в различных значениях встречается в переводе LXX и у античных авторов, таких как Прокопий, Софокл, Демосфен, Платон, Филон. 278 «И возьму вас из народов , и окроплю вас чистою водою , и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам . Вложу внутрь вас дух Мой , и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом», – говорит пророк Иезекииль ( Иез. 36:25–28 ). 283 Самарянка во всех отношениях является противоположностью фарисею Никодиму, это еще раз напоминает нам о характерном для Иоанна приеме антитезы. 285 Отметим, что в контексте всего Евангелия параллелью к этому месту может быть исцеление слепорожденного (см. Приложение 2). 302 Вопреки некоторым попыткам увидеть в Беседе работу церковного редактора. Например, Бультман считает, что пассаж, где говорится о Плоти и Крови ( Ин 6 : 51f-58), перемещен редактором в главу 6, вероятно, из главы 13 Евангелия. – Burge. The Anointed Community. С. 105. 304 Завершинский. Пневматология мужей апостольских. С. 181. См. также о человеческом духе как таком атрибуте его личности, через который выражается его связь с Богом. – Завершинский. Пневматология Ветхого Завета. С. 188. 305 Епископ Кассиан называет этот конфликт противоположением Христа и мира. – Кассиан, епископ. Водою и кровию и духом. С. 108. 306 Обычно принято здесь выделять следующий хиазм (см., например: Silva. L " interpretazione di Giov. 7:37–39): Ä " Εν τις διψ ρχσθω προς με 309 Буамар показал, что эта интерпретация имела место не только на Западе, но также в Сирийской (при. Ефрем, Афраат) и Африканской (свт. Киприан) Церкви. – Boismard. RB 65. 311 Abbott, W. C. Allen, Badcock, Bindley, Bishop, Boismard, Braun, Brown, Bullinger, Bultmann, Burney, Dodd, Dunn, Guilding, R. Harris, Hoskyns, Jeremias, Loisy, McKelvey, Mollat, Painter, Porsch, D. M. Stanley, Thusing, N. Turner, Vellanickal, Zerwick. – Burge. The Anointed Community. C. 89. 314 См., например: Abbott. Johannine Grammar. § 2554–2557; Léon-Dufour. Trois chiasmes johanniques; Black. An Aramaic Approach. P. 143ff.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

42 Fitzmyer J. A., S. J. The Gospel According to Luke (I-IX). The Anchor Bible. USA: Doubleday, 1981. P. 424. 50 Преображенский П., свящ. Писания мужей апостольских. M., 1862. С. 103; Глубоковский H.H., проф. Св. апостол Лука... С. 167. 64 Строка 34 (полностью текст канона Муратори см. в: Мецгер Б. Канон Нового Завета. M.: ББИ св. ап. Андрея, 1998. С. 300–303. 65 См.: Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I–VIII... С. 65; Kümmel W. G. Introduction to the New Testament... P. 159. 66 Его древность может быть подтверждена ранним появлением апокрифического подражания книге – «Деяния Павла и Феклы» (конец I – II вв.). См.: Николин И. Деяния святых Апостолов... С. 172; Глубоковский H. H., проф. Св. апостол Лука... С. 114. 68 Perrin N. The New Testament. An Introduction/ed. by Harcourt Brace Jovanovich. New York; Chicago; San Francisco; Atlanta, 1974. R 195. 69 B греческом переводе «подвиги» Августа были переданы при помощи термина πραξις (см.: Ауни Д. Новый Завет и его литературное окружение... С. 77). 73 Léon-Dufour X., Perrot Ch. Introduction critique au Nouveau Testament. Vol. II: L’annonce de L’Evangile. Paris: Desclee, 1976. P. 243. 77 Sahlin H. Der Messias und der Gottesfolk. Studien zur protolukanischen Theologie//Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis. 20. Uppsala, 1945; Trocme E. Le «Livre des Actes» et l’histoire. Paris, 1957. P. 32 ff. 79 B греко-римском мире литературные произведения обычно распространялись в форме папирусных или пергаменных свитков. Первый из них представлял собой длинную полосу последовательно склеенных отдельных кусков папируса, которая наматывалась на палку. Для удобства пользования свитком длина этой полосы ограничивалась – средний греческий свиток литературного произведения редко превышал по длине 10 м. Отсюда обыкновение древних авторов разделять свое длинное произведение на отдельные «книги», каждая из которых могла поместиться на отдельном свитке. Лк и Деян – две наиболее объемные книги в Новом Завете; каждая из них обычно занимала свиток длиной в 9,5–9,8 м. В этом заключается одна из причин, почему Лк и Деян переписывались отдельно, а не составляли одну книгу (см.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета. M., 1996. С. 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

4911 Burge, Community, 166; Dunn, Baptism, 192; Turner, Spirit, 68; Talbert, John, 99 (Talbert also cites useful works by Léon-Dufour, «Reading»; Summers, «Born»). 4913 Bürge, Community, 166; Dunn, Baptism, 192, citing 4:23–24; 6:63; cf. the repetition of synonyms in 12:49. 4914 Calvin, John, 1:110–11 (on John 3:5 ), disagreeing with most earlier commentators and citing accurately both the grammar and other water images for the Spirit (e.g., Matt 3:11). See also Beasley-Murray, John, 48 (citing Origen Comm. Jo. 2.249ff.; Calvin, John, 1:64–65), though Beasley-Murray himself finds such interpretations dubious. 4915 So Belleville, «Born,» 134–35, though she argues that the terms together refer to the dual work of God " s Spirit, the «Spirit» here being God " s nature imparted by the Spirit (p. 140), the water here being the Spirit " s purifying work (140; followed by Carson, Fallacies, 42). Westcott, John, 49, argues that «water» and «Spirit» are separate. 4917 Cf. similarly Calvin, John, 1:111. For spiritual purification in early Christianity, see, e.g., Sent. Sext. 23–24. Conversely, Herrn. Vis. 3.3 affirms baptismal regeneration. 4919 Some rabbis appealed to Ezek 36for the eschatological eradication of the evil impulse (b. Sukkah 52a; Pesiq. Rab Kah. 24:17; Exod. Rab. 41:7; Lev. Rab. 35:5; Song Rab. 6:11, §1) and guilt (Pesiq. Rab. 14:15), others for the eschatological pervasiveness of the Spirit (third-century tradition in Gen. Rab. 26:6). 4921 Hoskyns, Gospel, 214; LaSor, Scrolls and NT, 151; Bruce, History, 156–57; Smalley, John, 227; Belleville, «Born,» 140; Suggit, «Nicodemus,» 96; Turner, Spirit, 68; McCabe, «Water and Spirit»; cf. Ladd, Theology, 285. 4922 Lit., «waters of impurity,» an expression often used in the Hebrew Bible for waters that purify one from impurity. 4924         Num. Rab. 7:10. Citing this text, R. Akiba emphasized that God himself would be their mikve, punning on «hope» and the ritual bath (the context in m. Yoma 8applies this promise to Yom Kippur; also noted in Torrance, «Baptism,» 153; idem, «Origins,» 166).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Elliger K.,‎ Rudolph W. (eds.). Biblia Hebraica Stuttgartensia. 5 Aufl. Stuttgart, 1997. Elwell W. A., Comfort Ph. W. Bol’shoi bibleiskii slovar’ [Tyndale Bible Dictionary]. Transl. with English by O. A. Rybakova. Saint Petersburg, 2012. Grafov A. E. Slovar’ bibleiskogo ivrita [The Dictionary of Biblical Hebrew]. Moscow, 2019. Iurkevich P. D. Serdtse i iego znacheniie v dukhovnoi zhizni cheloveka po ucheniiu Slova Bozhiia [The Heart and Its Meaning in Spiritual Life of Man According to the Teaching of the Bible]. Filosofskiie proizvedeniia [Philosophical Works]. Moscow, 1990, pp. 69–104. Kiprian (Kern), arkhim. Antropologiia sviatitelia Grigoriia Palamy [Anthropology of St. Gregory Palamas]. Paris, 1950. Klein E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the Hebrew Language for Readers of English. Jerusalem, 1987. Kniga psalmov (Tegilim) s kommentariem Rashi [The Book of Psalms (Tehilim) with the Commentaries by Rashi]. Moscow; New-York, 2011. Léon-Dufour X. Slovar’ bibleiskogo bogosloviia [The Dictionary of Biblical Theology]. Brussels, 1990. Lopukhin A. P. (ed.). Tolkovaia Bibliia ili kommentarii na vse Knigi Sviashchennogo Pisaniia Vetkhogo i Novogo Zaveta v 7 t. [Full Commentary on All Books of the Bible in 7 Volumes]. 5 th Edition. Moscow, 2015, vol. 5. Lossky V. N. Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi Tserkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie [The Mystical Theology of the Orthodox Church. The Dogmatic Theology]. Transl. by V. A. Reshchikova. Saint-Trinity Lavra of Saint Sergius, 2010. Piatiknizhiie i Gaftarot: ivritskii tekst s russkim perevodom i klassicheskim kommentariiem «Sonchino» [The Pentateuch and Haftorahs with Russian Translation and Classical “Sonchino” Commentary]. Moscow, 1996. Rienecker F., Maier G. Bibleiskaia entsiklopediia Brokgauza [Brockhaus Bible Encyclopedia]. Minsk, 1998. Tantlevskii I. R. Vvedeniie v Piatiknizhiie [Introduction to the Pentateuch]. Moscow, 2000. Zachem nuzhno perevodit’ Bibliiu zanovo i pochemu nikto ieio ne chitaiet. Interv’iu s A. S. Desnitskim [Why Should We Translate the Bible Again and Why Nobody Reads It]. Available at: (accessed: 21.03.2020).

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

Jefferson L. M. Christ the Miracle Worker in Early Christian Art. Minneapolis, 2014. Jeremias A. Babylonisches im Neuen Testament. Leipzig, 1905. Keener C. S. Miracles. The Credibility of the New Testament Accounts. Vol. 1–2. Grand Rapids, 2011. Kertelge K. Die Wunder Jesu im Markusevangelium. Eine redaktionsgeschichtliche Untersuchung. München, 1970. Kim S. S. The Miracles of Jesus according to John. Their Christological and Eschatological Significance. Eugene, Oregon, 2010. Klutz T. The Exorcism Stories in Luke – Acts. A Sociostylistic Reading. Cambridge, 2004. Knight J. Jesus. An Historical and Theological Investigation. London; New York, 2004. Koester C. R. Symbolism in the Fourth Gospel: Meaning, Mystery, Community. Minneapolis, 1995 Köstenberger A. J. John. Grand Rapids, 2004. Kremer J. Lazarus: Die Geschichte einer Auferstehung. Stuttgart, 1985. Lagrange M.-J. L’Evangile selon saint Luc. Paris, 1921. Leander H. Discourses of Empire. The Gospel of Mark from a Post-colonial Perspective. Atlanta, 2013. Lee D. Luke’s Stories of Jesus. Theological Reading of the Gospel Narrative and the Legacy of Hans Frei. Sheffield, 1999. Lee D. Transfiguration. London; New York, 2004. Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. Lightfoot R. H. St. John’s Gospel. A Commentary. London; Oxford, 1956. Lindars B. Elijah, Elisha and the Gospel Miracles//Miracles. Cambridge Studies in Their Philosophy and History/ed. By C. F. D. Moule. London, 1965. P. 61–79. Lockyer H. All the Miracles of the Bible. Grand Rapids, 1961. Loos H. van der. The Miracles of Jesus. Leiden, 1965. Madden P. Jesus’ Walking on the Sea: An Investigation of the Origin of the Narrative Account. Berlin; New York, 1979. Malina B. Assessing the Historicity of Jesus’ Walking on the Sea//Authenticating the Activities of Jesus/ed. by B. Chilton and C. A. Evans. Boston; Leiden, 2002. P. 351–371. Marcus J. Mark 1–8 . A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven; London, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Klauck H. J. Allegorie und Allegorese in synoptischen Gleichnistexten. Münster, 1978. Kloppenborg J. S. The Tenants in the Vineyard. Tübingen, 2010. Klostermann E. Das Matthäusevangelium. Tübingen, 1971. Lambrecht J. Out of the Treasure. The Parables in the Gospel of Matthew. Louvain, 1998. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. Levine A. J. Short Stories by Jesus. NY, 2014. Lischer R. Reading the Parables. Louisville, 2014. MacArthur J. The Prodigal Son. The Inside Story of a Father, His Sons and a Shocking Murder. Nashville, Tennessee, 2008. Malina B. J., Rohrbaugh R. L. Social-Science Commentary on the Synoptic Gospels. Minneapolis, 1992. Manson T. W. The Sayings of Jesus. London, 1937 (reprint 1964). Manson T. W. The Teaching of Jesus: Studies of its Form and Content. Cambridge, 1967. Marcus J. Mark. 1–8 . A New Translation with Introduction and Commentary. New Haven: London, 2000. Martin T. W. Watch During the Watches ( Mark 13:35 )//Journal of Biblical Literature. 2001. 120. P. 685–701. McArthur R., Johnston R. They Also Taught in Parables: Rabbinic Parables from the First Centuries of the Christian Era. Grand Rapids, 1990. Meier J. P. The Historical Jesus and the Historical Samaritans: What can be Said?//Biblica 2000. 81 (2). P. 202–232. Minear P. A. A Note on Luke 17:7–10//Journal of Biblical Literature. 1974. 93. P. 82–87. Moessner D. P. Lord of the Banquet. The Literary and Theological Significance of the Lukan Travel Narrative. Harrisburg, PA, 1998. Morris L. The Gospel according to Matthew. Grand Rapids: Leicester, 1992. Nave G. D. The Role and Function of Repentance in Luke–Acts. Leiden; Boston; Köln, 2002. Nygren A. Agape and eros. Philadelphia, 1953. O’Collins G. Jesus: A Portrait. NY, 2008. Olmstead W. G. Matthew’s Trilogy of Parables. The Nation, the Nations and the Reader in Matthew 21.28–22.14. Cambridge, 2003. P. 22–46. Orton D. E. The Understanding Scribe. Matthew and the Apocalyptic Ideal. London; NY, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Wash., 1981; Campbell Th. L., ed. Dionysius the Pseudo-Areopagite: The Ecclesiastical Hierarchy. Wash., 1981; Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggio sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981. (AnBib; 92); idem. Eucarista per la Chiesa: Prospettive teologiche sull " Eucaristia a partire dalla «lex orandi». R., 1989. (Aloisiana; 22); The Sacrifice of Praise: Studies on the Themes of Thanksgiving and Redemption in the Central Prayers of the Eucharistic and Baptismal Liturgies: In Honour of A. H. Couratin/Ed. B. D. Spinks. R., 1981. (BEL. S; 19); Klauck H.-J. Herrenmahl und hellenistischer Kult. Münster, 1982; Léon-Dufour X. Le partage du pain eucharistique selon le NT. P., 1982; Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982. (Birmingham Byzantine Ser.; 1); Williams R. Eucharistic Sacrifice: The Roots of a Metaphor. Bramcote (Nottinghamshire), 1982. (Grove Liturgical Study; 31); idem. Angels Unawares: Heavenly Liturgy and Earthly Theology in Alexandria//StPatr. 1997. Vol. 30. P. 350-363; Καλυβπουλος Α. Κ. Χρνος τελσεως τς Θεας λειτουργας. Θεσσαλονκη, 1982. (Ανλεκτα Βλατδων; 37); Essays on Eucharistic Sacrifice in the Early Church/Ed. C. O. Buchanan. Bramcote (Nottinghamshire), 1984. (Grove Liturgical Study; 40); Macy G. The Theologies of the Eucharist in the Early Scholastic Period. Oxf., 1984; idem. The Dogma of Transubstantiation in the Middle Ages//JEcclH. 1994. Vol. 45. P. 11-41; idem. Treasures from the Storeroom: Medieval Religion and the Eucharist. Collegeville (Minn.), 1999; Rorem P. Biblical and Liturgical Symbols within the Pseudo-Dionysian Synthesis. Toronto, 1984; Yousif P. L " Eucharistie chez St. Éphrem de Nisibe. R., 1984. (OCA; 224); Eucharist: Intern. Bibliography, 1975-1984/Publ. J. Schlick, M. Zimmermann. Strasbourg, 1985; Brock S. An Early Syriac Commentary on the Liturgy//JThSt. N.S. 1986. Vol. 37. P. 387-403; idem. The Luminous Eye: The Spiritual World Vision of St. Ephrem. Kalamazoo (Mich.), 1992; idem.

http://pravenc.ru/text/351651.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010