В К-поле монахи были приняты при ц. Трех святителей в мон-ре Богородицы Панахрантос. Спустя нек-рое время после их прибытия Г. С. послал Каллиста и Марка на Афон, надеясь вскоре прийти к ним. Гражданская война, к-рая шла в последние месяцы царствования имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. неизвестные причины задержали Г. С. в К-поле дольше, чем он предполагал. Поэтому неск. неделями позже к нему вернулся Каллист, не пожелавший оставаться на Св. Горе, вдалеке от наставника. Через нек-рое время ученик снова ушел на Афон (весной 1328), а спустя еще неск. месяцев к нему присоединился Г. С. (Там же). Второе пребывание на Афоне При возвращении на Св. Гору, говорит свт. Каллист, Г. С. оказали торжественный прием, в особенности монахи Великой Лавры. К этому событию или ко 2-му афонскому периоду относятся слова митр. Феофана в Житии прп. Максима Кавсокаливита: «Григорий Синаит, первый исихаст… на горе Афон был горячо любим всеми отцами и братиями, которые жили на горе, и особенно старцами-исихастами. Он на самом деле был удивительным наставником исихии ума и сердца и молитвы и знал очень хорошо о нападениях злых духов - качества редкие, которые непросто обрести. По этой причине исихасты приходили к нему, чтобы изучить сердечную молитву, таинства истинной благодати и узнать, каковы признаки прелести. Все обращались к нему как пять тысяч к Иисусу в чуде умножения хлеба» ( Kourilas, Halkin. P. 82-83). Слава Г. С. перешла границы Св. Горы; множество монахов и мирян, желавших принять иноческий образ, приходили на Афон из далеких селений, чтобы присоединиться к его школе. С подобным желанием через неск. лет прибыл с Крита молодой Афанасий (впосл. прп. Афанасий Метеорский), но слишком поздно, потому что Г. С. к тому времени уже отправился в Парорию ( Σοφιανς. 1990. Σ. 134-135; Idem. 1996. Σ. 40). В тот период Г. С. жил по большей части в скитах, находившихся поблизости от Великой Лавры (Житие. 16) и его деятельность распространялась в основном на область Великой Лавры. «Старцы-исихасты», о к-рых говорит митр.

http://pravenc.ru/text/168073.html

504 Полное заглавие этой объемистой книги такое: Добротолюбие или словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писании старых и богодухновенных отцев, в немже нравственным по деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвящается и совершен бывает. Переведено с эллиногреческого языка. Репринтное переиздание этого первого издания «Добротолюбия» было сделано в 1991г. в Бухаресте заботами румынского ученого Дан Замфиреску. 505 Так назвал «Добротолюбие» Н. Попов, который в своем труде «Собрание рукописей Московского Симонова монастыря» пишет: «Наконец… в Москве приступили к изданию своего рода энциклопедии монашества, известной под именем “Добротолюбия” и состоящей почти сплошь из переводов Паисия и его собратии» ( Попов Н. Указ. соч. С. V-VII). 507 В конце издания румынского перевода книги Четверикова о ст. Паисии Величковском , сделанном румынским патриархом Никодимом, дается таблица 212 лиц и монашеских учреждений, которые находились под его прямым или косвенным влиянием. См.: Cetferikov S., protoiereul. Paisie stareul mânstirii Neamului din Moldova. Editura, itiparul sfintei Mânstiri Neamu, 1940. C. 416. 508 Пути скитания Паисия можно видеть в трех таблицах, напечатанных в итальянском переводе его автобиографии, который был издан под заглавием: Autobiografia di uno starets. Abbazia di Praglia, 1988. P. 16, 91, 146. 511 Θιλκθου Κωνσταντινοπ λεως το Κοκκ νου, γιολογικ ργα. Α: Θεσσαλονικες γιοι κδ. Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλον κη, 1985. Σ. 427–491. 512 Kourilas E., Halkin F. Deux Vies de S. Maxime le Kausokalybe ermite au Mont Athos (XIVe siècle)//AB. 1945. T. 54. Fasc. 1–2. P. 38–109. 513 См.: Lilienfeld F. von. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der Tradition im Rußland Ivans III. Berlin, 1963. S. 68–89. 515 При пребывании ст. Паисия в румынском скиту Трайстени приехал туда старец Василий, который пробыл там краткое время. О встрече с Василием говорит в своей автобиографии сам Величковский: «Пребывающу же тамо страцу, сподобихся неколико крат слышати душеполезныя и разсуждения духовнвго исполненныя его яже беседоваше к братии, и зело пользуяся от них вменях я бытии глаголы живота вечнаго. Пребыв же тамо мало время отеде во обитель свою, всем братиям преподившим его по обычаю». Цит. по: Tachiaos A.-E. The Revival… P. 77–78. О жизни и деятельности ст. Василия см.: Raccanello D. Lapreghiera di Gesù negli scritti di Basilio di Poiana Mrului. Alessandria, 1986; Idem. Vasilij de Poiana Marului//DictSpir. T. 16. P. 292–298.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Прп. Григорий Синаит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Григория на Афоне. 1980 г. Худож. И. Христидис Прп. Григорий Синаит. Роспись кафоликона мон-ря прп. Григория на Афоне. 1980 г. Худож. И. Христидис В более раннем Житии прп. Максима Кавсокаливита (BHG, N 1236z; изд.: Kourilas, Halkin. P. 42-65), написанном его учеником Нифонтом († 1411; PLP, N 20687), Г. С. не упоминается, в то время как в Житии, составленном после 1381 г. Феофаном, митр. Фракийским и бывш. игум. Ватопедского мон-ря, большое внимание уделяется 2-му пребыванию Г. С. на Св. Горе прежде его окончательного переселения в Парорию (BHG, N 1237; изд.: Kourilas, Halkin. P. 65-109). В данном агиографическом произведении передается также беседа Г. С. и прп. Максима о молитве ( Kourilas, Halkin. P. 82-91), вошедшая впосл. в греч. «Филокалию» (N 37; рус. пер.: Об умной и благодатной молитве//Добротолюбие. М., 19002. Ч. 5. С. 473-476). Эту часть передают с небольшими изменениями также др. биографы прп. Максима: Макарий Макрис († 1431, ватопедский монах с 1409; Vita (BHG, N 1237f): Αργυρου Α. Μακαρου το Μακρ συγγρμματα. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 154-157. (ΒΚΜ; 25)) и неск. позже иером. Иоанникий Кохилас (Κχυλας/Κχιλας/Κγχυλας; PLP, N 13684; Vita (BHG, N 1237c); не издано (ms. Ath. Vatop. N 470, XV в., Fol. 76 и Ath. Xen. N 25 (727), XVIII в., P. 1-61)) (см.: Rigo A. Massimo il Kausokalyba e la rinascità eremitica sul Monte Athos nel XIV sec.//Atanasio e il monachesimo al Monte Athos: Atti del XII Conv. intern. di spiritualità ortodoxa. Sessione bisantina/A cura di S. Chialà e L. Cremaschi. Magnano, 2005. Р. 181-216). В Житии Исидора I , патриарха К-польского (BHG, N 962; изд.: Τσμης. 1985. Σ. 329-423), написанном патриархом К-польским Филофеем Коккином в 1355-1357 гг., говорится о Г. С. в связи с прп. Герасимом Эвбейским , его товарищем по аскетическим трудам и учителем буд. патриарха Исидора ( Γνης. 1982; Rigo. Monaci esicasti... 1989. P. 240-241). Здесь упомянуто пребывание патриарха Исидора на горе Афон у Г. С. ок. пол. 20-х гг. XIV в. В др. агиографическом труде патриарха Филофея Коккина, «Похвале Григорию Паламе» (BHG, N 718; изд.: Τσμης. Σ. 427-591), составленном примерно десятилетием позже (1367 - Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//RSBN. 1993. Vol. 30. P. 170), есть лишь упоминание о Г. С., когда речь идет о пребывании Давида Дисипата в Парории весной 1341 г. ( Τσμης. Σ. 492).

http://pravenc.ru/text/168073.html

Gouillard J. (1967) «Le Synodikon de l’orthodoxie. Edition et commentaire», TM 2. Halkin F. (1940) «La Vie de saint Niphon ermite au Mont Athos (XIV е siede)», AB 58, pp. 5–27. Halkin F. (1988), «Vie breve de S. Pierre l " Athonite», AB 106 (3– 4), pp. 249–255. Hausherr I. (1944) Penthos. La doctrine de la componction dans l’Orient Chretien, Roma (OCA 132). Hero A. C. (1983) Letters of Gregory Akindynos. Greek text and English translation by Hero A. C, Washington, DC 1983, LIII, 465 (Corpus fontium historiae Byzantinae 21: Dumbarton Oaks Texts, 7). Hogel C. (2003) Symeon Metaphrastes: Rewriting the Canonisation, Kobenhavn. Janin R. (1968) «Pietro eremita sul monte Athos», BibS X, coll. 712–713. Joannou P. P. (1971) Démonologia. Vie inedite de S. Aukence, Wiesbaden. Jones C. W. (1978) Saint Nicholas of Myra, Bari and Manhattan, Chicago. Kaster K. G. (1976) «Petrus vom Athos», LCI 8, col. 177. Kötting B. (1963) «Petros Athonites», LTK VIII, coll. 349–350. Kourilas E. ( Κουρλας) (1929) στρια το σκητισμο, Ï θωνται, Θεσσαλονκη. Kourilas E., Halkin F. (1936). «Deux Vies de saint Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XIV е siècle)», AB 54, pp. 38–112. Kravari V (1989) Villes et villages de Macédoine Occidentale, Paris. Lake К. (1909) The Early Days of Monasticism on Mount Athos, Oxford (­BHG 1505). Lamberz E. (1991) «Die Handschriftenproduktion in den Athosklöstern bis 1453)», Scrittura, libri e testi nelle aree provinciali di Bisanzio. Atti del seminario di Erice (18–25.09.1988), a cura di G. Cavallo, G. De Gregorio, M. Maniacu Spoleto. Lambros Sp. P. ( Λμπρος) (1912), " Та Πτρια το γου ρους», Νος λληνομνμων, 9, pp. 116–161, 209–244. Laurent V. (1961) «La liste épiscopate du Synodicon de la métropole de Lacedémone», REB 19, pp. 218–219. Le Strangers (1900) Baghdad during the Abbasid Caliphate, Oxford. Meyendorff J. (1954) «Le thême du «retoir en soi» dans la doctrine palamite du XIV е siecle» RHR 145, pp. 188–206. Meyendorff J. (1959) Introduction a l’etude de Grégoire Palamas, Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Известны 4 жития, сост. Нифонтом (BHG 1236z), Феофаном, монахом Ватопедского монастыря (BHG 1237), Иоанном (BHG 1237с) и Макарием (BHG 1237f). 410 . АП 8 .314). 1. 32–52. 411 . Фрагмент из жития: Φιλοκαλα 5. 104–107. Рус. пер. еп. Феофана Затворника : Об умной благодатной молитве//Добротолюбие. 2 М. 1900. 5. 473–476. 412 . Kourilas Е., Halkin F. Deux Vies de saint Maxime le Kausokalybe, ermite au mont Athos (XIV е siècle)//AB 1936. 54(1–2). 38–112. же: Saints moines d’Orient. L. 1973. XI. [Ha 42–65 версия Нифонта, 65–109 – Феофана]. Hausherr Ir.//OCP 1936. 2. 528–529. 413 . Massimo Kausokalyba. Vita scritta da Teofane metropolita di Peritheorion//AdQ 6 .509). 99–120. 414 . Барабанов Н. Д. Исихазм и агиография: развитие образа св. Максима Кавсокаливита в житийной литературе XIV в.//ВВ 1994. 55(80). 175–180. [Библ.]. же://Византийская цивилизация в освещении российских ученых/Сост. Жаворонков П. И., Литаврин Г. Г. М. 1999. 415 . Kallistos Ware, bp. St Maximos of Kapsokalyvia and fourteenth-century Athonite hesychasm//Kathegetria. Essays presented to Joan Hussey for her 80th Birthday/Ed. Chrysostomides J. Camberley, Surrey 1988. 409–430. 416 . Kourilas Ε.// στορα το σκητνσμο 8 .228). 88–132. См. также Kallistos Ware, bp. 6 .1716). Нифонт Афонский BHG 1371 Ум. 1411. Духовным отцом его был Феогност, афонский монах-исихаст первой пол. XIV в. (PLP 7075). 417 . АП 8 .314). 1. 519–527. 418 . Иванов С. А. Житие св. Нифонта: славянский перевод и греческий оригинал// ΠΟΛYΤΡΟΠΟΝ. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М. 1998. 500–512. 419 . Полетаева Е. А. Поэтическая структура Жития Нифонта//История Церкви: изучение и преподавание. 137–142. 420 . Nifone Athonita. Vita//AdQ 6 .509). 121–124. 421 . Halkin F. La Vie de saint Niphôn, ermite au mont Athos (XIV е siècle)//AB 1940. 58. 5–27. же: Saints moines d’Orient. L. 1973. XII. Ромил Видинский XIV в., св. Афон/Македония См. Разд. 11 . Савва младший BHG 1606 Ум. 1349 Житие составлено патр. Филофеем Коккином. См. 6 .1417–1419. Феодосий Трапезунтский

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Феофан и с к-рыми общался тогда Г. С., обитали в малых поселениях, расположенных гл. обр. на крайней юж. оконечности полуострова, поблизости от Великой Лавры. Сохранились имена нек-рых из них, наиболее уважаемых: прп. Геронтий из Вулевтирий, Корнилий, Авксентий, Исаия, Макарий, Григорий, Геронтий, Феодул, прп. Герман Марулис, Иаков Трапезундский, Климент, Галактион, Марк Аплус ( Kourilas, Halkin. P. 81-82; см.: Rigo. Monaci esicasti e monaci bogomili. P. 262). К ним следует добавить прп. Максима Кавсокаливита, в Житии к-рого, написанном митр. Феофаном, подробно рассказывается о встрече прп. Максима и Г. С. в то время и об их беседе, посвященной сердечной молитве и ее воздействию. Т. о., выбор Г. С. именно этого места для поселения не был случаен: между 30-ми и 60-ми гг. XIV в. в окрестностях Великой Лавры произошел необычайный расцвет исихастской жизни, о к-ром известно также из Житий преподобных Нифонта, Ромила, Афанасия Метеорского, свт. Григория Паламы и др. документов. Возвращение в Парорию Последние годы Но и это пребывание Г. С. на Афоне было кратким. Постоянно повторялись тур. набеги, к-рые заставили его сперва перебраться под защиту стен Великой Лавры. Однако жизнь в большом общежительном мон-ре не удовлетворяла Г. С., постоянный контакт с др. монахами беспокоил его душу, стремившуюся к безмолвию (Житие. 16). Поэтому в 1335 г. он решил окончательно оставить Св. Гору и вернуться в Парорию, место, казавшееся ему самым подходящим для жизни, к-рой он себя посвятил. Взяв с собой ученика, Г. С. достиг на корабле Адрианополя (совр. Эдирне, Турция), а оттуда пешком добрался до Парории (Там же). Вероятно, он сел на корабль в порту Великой Лавры, доплыл до устья р. Эврос и затем поднялся вверх по течению реки, к-рая была судоходна как раз до Адрианополя. Житие Максима Кавсокаливита, написанное митр. Феофаном, повествуя о пророчестве прп. Максима, предсказавшего оставление Г. С. Афона и возвращение в Парорию, описывает сцену его отправления с Афона и упоминает о том, что он предпринял пеший переход до Комитиссы ( Kourilas, Halkin.

http://pravenc.ru/text/168073.html

21 Феофан Перифеорийский, Житие прп. Максима Кавсокалива § 6: Kourilas, Halkin 1936, р. 73, II. 1–7. 22 " ω Πτρος θωντης κι μγιστος θανσιος, ο το γου ρους κα τς Δσεως πσης ς ειλαμπες λιοι νατλλοντες«, § 11: Kourilas, Halkin 1936, p. 81, II.13–15 23 " ω λλος νοφριος κα Πτρος θωντης», §2: ibid., p. 44, I.6. О сближении двух святых, чья память празднуется 12 июня см. Binon 1939, p. 51; Papachryssanthou 1970, p.30; Papachryssanthou 1974, pp. 44–45. [Подробнее см. ниже, с. 146 наст, изд.] 24 Григорий Палама прибыл в горы неподалеку от Верии в 1326 г. и провел там пять лет, однако набеги «иллирийцев», сопровождавшиеся грабежами и бесчинствами, вынудили его вернуться на Афон (§30, 1–6): Tsamis 1985, р. 458. И. Мейендорф (Meyendorff 1959, р.59: п.78) отметил, что нападения, описанные Филофеем Коккиным, весьма напоминают ситуацию, сложившуюся в 1331 г., и отождествил иллирийцев с сербами. Таким образом, он вспоминает, что войско Стефана Душана вторглось на территорию Византии в конце 1331 г. (ср. Niceforo Gregora, Historia Byzantina, IX, 12: I, p. 457, I.11 sqq). Эту точку зрения разделяет и Г. Сулис (Soulis 1984, р. 6). В действительности иллирийцы, упомянутые у Коккина, являются албанцами-кочевниками из Фессалии (ср. Kravari 1989, pp. 66: n. 15,87: п.2). Кравари повторяет предложенную Мейендорфом дату 1331 г., в то же время в PLP 21546 говорится о набегах албанцев около 1329 г. Не составляет особого труда определить точную хронологию. Надежным terminus ante quem для возвращения Паламы на Афон является 28 марта 1331 г.: Филофей Коккин упоминает об одном эпизоде, случившемся во время праздничной литургии в Лавре, свидетелем которого был иконом монастыря Макарий (PLP 16276), ставший, как прибавляет Филофей, через 11 лет митрополитом Фессалоники (§34, II. 1–25: Tsamis 1985, pp. 465–466). Поскольку известно, что Макарий был провозглашен митрополитом 6 апреля 1342 г., данный эпизод имел место в 1331 г. 28 марта. Terminus post quem устанавливается, хотя и с меньшей точностью, из письма Григория Акиндина Никифору Григоре, где упоминается смерть Иосифа Философа († 1330), которая случилась во время путешествия Григория Паламы из Верии в Константинополь, предпринятого им до возвращения на Афон: Него 1983, nr. I, 11. 28–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Предполагают, что именно стараниями свт. Каллиста Г. С. был причислен к лику святых ( Γνης. 1980. Σ. 53). Память Г. С. указывается в ряде визант. рукописей под 27 нояб. (в день его преставления), однако в совр. календаре греч. Церквей она отмечается 6 апр. В рус. агиографической традиции встречаются 2 др. даты празднования - 11 февр. и 8 авг., последняя утвердилась в совр. календаре РПЦ. Житие Г. С. помещено в февральских Четиих Минеях (напр., ГИМ. Син. 179, XVI в.). Под 8 авг. оно включено в Четии Минеи РНБ. Солов. 287 (97), XVII в., РНБ. Погод. 914, XVIII в. Житие Г. С. вместе с его творениями было также переведено прп. Паисием (Величковским) для слав. «Добротолюбия» (отпечатано Московской Синодальной типографией в 1793). О местонахождении мощей Г. С. сведений не сохранилось, долгое время считалось, что его останки находятся в серб. мон-ре Горняк ( Jire ek C. J. Geschichte der Serben. Gotha, 1911. T. 1. S. 381), однако в наст. время доказано, что они принадлежат ученику Г. С. прп. Григорию Новому . А. Деликари Ист.: Каллист I, патр. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита/Греч. текст изд.: И. В. Помяловский. СПб., 1894 [рец.: Курц Э.//ВВ. 1896. Т. 3. С. 376-384; Соколов И.//ЖМНП. 1896. Ч. 306. Июль. С. 180-190]; он же. Житие Григория Синаита/Текст слав. пер. Жития по ркп. XVI в., ист.-археол. введ.: П. А. Сырку. СПб., 1909. (ПДПИ; 172) [рец.: Яцимирский А. И.//ЖМНП. Н. с. 1910. Ч. 27. Май. С. 176-190]; он же. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита/Введ., крит. изд., рус. пер.: Х.-Ф. Байер. Екатеринбург, 2006; Григорий, монах. Житие прп. Ромила/Сообщ.: П. Сырку. СПб., 1900. (ПДПИ; 136); Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41 (отд. отт.: София, 1904); Соколов И. [И. ] Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита: Пер. с греч. по изд. списку XVI в. М., 1904, Серг. П., 2005п; Kourilas E. , Halkin F. Deux Vies de S. Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XIVe s.)//AnBoll. 1936. T. 54. P. 42-65; Devos P. La version slave de la Vie de S. Romylos//Byz. 1961. Vol. 31. P. 149-188; Halkin F. Un ermite des Balkans au XIVe s.: La Vie grec. inédite de St. Romylos//Ibid. P. 111-148; Balfour D. St. Gregory the Sinaite: Discourse on the Transfiguration. Αθναι, 1982; Τσμης Δ. Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου γιολογικ ργα. Θεσσαλονκη, 1985; Σοφιανς Δ. Ο σιος Αθανσιος Μετεωρτης Βος, κολουθα, συναξρια. Μετωρα, 1990. Σ. 129-156; idem. Ο συντκτης το Βου το σου Αθανασου το Μετεωρτη, γνωστς γραφας μετεωρικν χειρογρφων (τλη ιδ - ρχς ιε α.)//Τρικαλιν. 1996. Τ. 16. Σ. 7-56.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Третья часть Жития авторства Николая Монаха - попытка описать конец истории П. А., использовав отождествление его мощей с мощами некоего монаха, вероятно по имени Петр, почитаемыми где-то во Фракии (дер. Фокомис или Фотокомис - точнее не локализуется): мешок с мощами был куплен местным епископом у каких-то монахов. Отождествление их с мощами П. А. непонятно, т. к. жителям деревни и епископу неоткуда было узнать, что у них мощи именно П. А., а укравшие останки монахи умалчивали об их происхождении. Позднейшие тексты В XIV в. культ П. А. на Афоне продолжал оставаться одним из символов афонского монашества, и прежде всего отшельничества. Однако его почитание в основном было связано с Великой Лаврой, к-рой принадлежала его пещера. Рядом с этой пещерой в сер. XIV в. жили отшельники Феогност и прп. Нифонт ( Halkin F. La Vie de St. Niphon, ermite au Mont Athos (XIVe siècle)//AnBoll. 1940. Vol. 58. P. 14). Прп. Максим Кавсокаливит прочел на Афоне Житие П. А., а один из авторов Жития прп. Максима сравнивает его с П. А. ( Kourilas Е., Halkin F. Deux Vies de St. Maxime le Kausokalybe, ermite au Mont Athos (XIVe siècle)//Ibid. 1936. Vol. 54. P. 73, 81). Свт. Григорий Палама на 2-й год своего 2-го пребывания на Афоне (с 1331) в скиту св. Саввы (Халда) на территории Великой Лавры, где находилась и пещера П. А., составил новый агиографический текст о П. А. в форме энкомия (похвального слова о его жизни) (BHG, N 1507), считая почитание святого на Афоне недостаточным. Его фактический материал был полностью заимствован у Николая Монаха и включенного в его текст Энкомия Мефодия ( Anrich. 1917. Bd. 2. S. 102), к-рых свт. Григорий называет своими предшественниками. Главная задача автора - указать на духовный смысл Жития П. А. и защитить традицию афонского отшельничества,- возможно, поэтому мон-рь Климента (Ивирон) теряет в тексте свое 1-е название (Гл. 44). Отшельничество П. А. отождествляется с исихазмом: П. А. описывается как 1-й исихаст на Афоне (Гл. 39); в его уста вкладываются поучение о Молитве Иисусовой (Гл. 17-20) и даже богословские рассуждения в духе паламизма (подробнее см.: Григорий Палама. 2005. C. 25-29).

http://pravenc.ru/text/2580372.html

7. Трактат «О четырех иерархиях» (Περ τν τεσσρων εραρχιν), в 13 главах, написан под влиянием «Ареопагитик» (в особенности трактатов «О Божественной иерархии» и «О церковной иерархии»), посвящен символическому смыслу монашеского звания, монашеской одежды и Евхаристии, создан, вероятно, в Парории (между 1331/34 и 1346; см.: Rigo. 2005). Вопрос о подлинности добавочных глав в слав. переводах аскетических творений Г. С. остается открытым. Возможно, эти добавления к трудам, написанным ранее, суть доработки, выполненные самим Г. С. в Парории в последние годы жизни. Неожиданное разрушение мон-рей Парории повлекло, вероятно, исчезновение греч. оригинала нового «издания» его сочинений ( Tachiaos. 1983. P. 128). Из всех греч. манускриптов монастырской б-ки сохранился, по-видимому, только Евангелиарий. Разрешение мн. проблем, относящихся к структуре, реальным масштабам, возможным переработкам и самому числу трудов Г. С. необходимо искать в их слав. версии, важность к-рой до сих пор еще не была достаточно подчеркнута. К приписываемым сочинениям относятся нек-рые тексты, атрибутируемые Г. С. только в слав. рукописях и не имеющие греч. оригинала. Их подлинность может быть подвергнута сомнению или отвергнута. Вслед за работой «О действиях благодати и о признаках прелести» в слав. рукописях трудов Г. С. помещен краткий комментарий на Еф 6. 12, озаглавленный «Слово Григория Синаита на отрывок: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных»». Этот текст цитируется также в сочинениях о молитве 2-й пол. XIII в. («О пользе хранения сердца» Никифора Уединенника, «Метод священной молитвы и внимания»), был уже прокомментирован Г. С. в его «Главах, расположенных акростихами» (Сар. acrostich. 122). О нек-рых произведениях Г. С. известно лишь косвенно благодаря свидетельству агиографов. В Житии Максима Кавсокаливита митр. Феофана говорится, что, находясь в Парории, Г. С. «сделал своими учениками царей Андроника, Александра, Стефана и Александра с помощью удивительных поучений в письмах» ( Kourilas, Halkin. P. 90). Упомянутые государи - Андроник III Палеолог (1328-1341), Иоанн Александр Асень (1331-1371), Стефан Душан (1345-1355), Николае Александру Валашский (1338-1364). Однако никаких следов этих «дидаскалий» не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/168073.html

  001     002    003