В К-поле монахи были приняты при ц. Трех святителей в мон-ре Богородицы Панахрантос. Спустя нек-рое время после их прибытия Г. С. послал Каллиста и Марка на Афон, надеясь вскоре прийти к ним. Гражданская война, к-рая шла в последние месяцы царствования имп. Андроника II (зима 1327/28), или др. неизвестные причины задержали Г. С. в К-поле дольше, чем он предполагал. Поэтому неск. неделями позже к нему вернулся Каллист, не пожелавший оставаться на Св. Горе, вдалеке от наставника. Через нек-рое время ученик снова ушел на Афон (весной 1328), а спустя еще неск. месяцев к нему присоединился Г. С. (Там же). Второе пребывание на Афоне При возвращении на Св. Гору, говорит свт. Каллист, Г. С. оказали торжественный прием, в особенности монахи Великой Лавры. К этому событию или ко 2-му афонскому периоду относятся слова митр. Феофана в Житии прп. Максима Кавсокаливита: «Григорий Синаит, первый исихаст… на горе Афон был горячо любим всеми отцами и братиями, которые жили на горе, и особенно старцами-исихастами. Он на самом деле был удивительным наставником исихии ума и сердца и молитвы и знал очень хорошо о нападениях злых духов - качества редкие, которые непросто обрести. По этой причине исихасты приходили к нему, чтобы изучить сердечную молитву, таинства истинной благодати и узнать, каковы признаки прелести. Все обращались к нему как пять тысяч к Иисусу в чуде умножения хлеба» ( Kourilas, Halkin. P. 82-83). Слава Г. С. перешла границы Св. Горы; множество монахов и мирян, желавших принять иноческий образ, приходили на Афон из далеких селений, чтобы присоединиться к его школе. С подобным желанием через неск. лет прибыл с Крита молодой Афанасий (впосл. прп. Афанасий Метеорский), но слишком поздно, потому что Г. С. к тому времени уже отправился в Парорию ( Σοφιανς. 1990. Σ. 134-135; Idem. 1996. Σ. 40). В тот период Г. С. жил по большей части в скитах, находившихся поблизости от Великой Лавры (Житие. 16) и его деятельность распространялась в основном на область Великой Лавры. «Старцы-исихасты», о к-рых говорит митр.

http://pravenc.ru/text/168073.html

PassEutr F.Halkin, Deux Passions inédites des Saints Eutrope, Cléonique et Basilisque. AnBoll 104 (1986) 17–54. PassFlor F.Halkin, Une Passion inédite des Saints Florus et Laurus. JÖB 33 (1983) 38–44. [s.XI vel antea] PassGall F. Halkin, La Passion grecque des Saints Gallican, Jean et Paul. AnBoll 92 (1974) 265–286. PassGeorg P.Canart, La collection hagiographique palimpseste du Pal.gr. 205 et la Passion de S. Georges. AnBoll 100 (1982) 87–109. [s.IX] PassGlycer Passio S. Glyceriae martyris. AASS Maii III PassHelic Passio S. Heliconidis virg. m. AASS Maii VI 738–744. PassHipp E.Follieri, Passione di Sant’Ippolito. AnBoll 100 (1982) 43–61. [s.XI–XIII] PassIa H.Delehaye, Les versions grecques des Actes des martyrs Persans sous Sapor II. PO II. Paris 1907,453–461. [ca 1300] PassJacInt P.Devos, Le dossier hagiographique de S. Jacques l’Intercis. La Passion grecque inédite I–II. AnBoll 71 (1953) 157–201 (=I); 72 (1954) 213–256 (=II). PassIr F.Halkin, La Passion de Sainte Irène dans le ménologe impérial. Δπτυχα 3 (1982–1983) 176–183. [s.XI] PassIrenar G.Garitte, La Passion de S. Irénarque de Sébastée et la Passion de S. Blaise. AnBoll 73 (1955) 18–54. [ante s.X] PassJul I F.Halkin, La Passion ancienne des Saints Julien et Basilisse. AnBoll 98 (1980) 241–296. [ante s.VII?] PassJul II F.Halkin, Une seconde Passion des Saints Julien et Basilisse. θην 79 (1984) 351–390. [s.X–XII?] PassLib F.Halkin, La Passion grecque des Saintes Libyè, Eutropie et Léonis, martyres à Nisibe. AnBoll 76 (1958) 293–315. PassLucil F.Halkin, Les deux Passions inédites du martyr Lucillien. AnBoll 84 (1966) 5–28. [ante s.XI] PassMoc F.Halkin, Une Passion de Saint Mocius, martyr à Byzance. AnBoll 83 (1965) 5–22. [s.X?] PassNikand W.Lackner, Eine unedierte Passion der Märtyrer Nikandros und Hermaios. JÖB 29 (1980) 112–130. [s.X] PassPanc J.Declerck, Les recensions grecques de la Passion de S. Pancrace. AnBoll 105 (1987) 65–85. [s.IX?] PassPaph H.Delehaye, Les martyrs d’Egypte. App. I: La Passion de S. Paphnuce. AnBoll 40 (1922) 328–343. [s.VI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Хронология жизни М. К. рассматривалась Алькеном, Х. Г. Беком, еп. (с 2007 митрополит) Диоклийским Каллистом (Уэром), Х. Ф. Байером. Новейшая хронология предложена Риго ( Rigo. 2005. P. 186-191). Наиболее вероятно, что святой род. ок. 1270 г., в крещении он получил имя Мануил. Его родители жили в г. Лампсаке на азийском берегу Геллеспонта. Свт. Феофан сообщает, что они были «не из неблагородных» (οκ γενες: Halkin. 1936. P. 68; ср. Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 142) и отличались добродетельностью. По-видимому, М. К. не прошел даже начального курса обучения, не говоря уже о систематическом образовании (ср.: Halkin. 1936. P. 71), и по меркам визант. общества считался почти неграмотным. С детства М. К. отличался необычным для раннего возраста благочестием, причем уже в то время особо почитал Пресв. Богородицу, что впосл. нашло отражение в самых значительных событиях его жизни (Ibid. P. 68). Кроме того, в детские годы М. К. проявлял сострадание по отношению ко всем нуждающимся, тайно раздавал бедным хлеб и нередко дарил нищим собственную одежду, в результате чего окружающие, в т. ч. родители, стали считать его безумным (ξηχος: Ibidem.). В 17-летнем возрасте ( Rigo. 2005. P. 191), чтобы избежать женитьбы, к-рую планировали устроить его родители, в 1287 г. М. К. отправился на гору Ганос во Фракии, к-рая была одним из наиболее важных центров визант. монашества того времени ( Halkin. 1936. P. 69; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 144). Юноша поступил под руководство духовно опытного старца - некоего Марка (PLP, N 17067; Halkin. 1936. P. 43, 69; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 145), о к-ром говорится, что он «просиял во всей Македонии, как светлейшая звезда» ( Halkin. 1936. P. 69). Молодой послушник сразу же проявил великое рвение в посте, бдении, молитве и т. п., однако старец, усмотрев определенные опасности в такой суровой аскезе для новоначального, посоветовал М. К. избрать более умеренный образ жизни (Ibidem). В послушании у старца М. К. провел сравнительно немного времени. Вскоре его наставник скончался. Похоронив его (Ibidem), в 1290 г. ( Rigo. 2005. P. 191) М. К. отправился на др. «святую гору» визант. монашества - Папикий ( Halkin. 1936. P. 69; Μακαρου το Μακρ Συγγρμματα. 1996. Σ. 225-226; Rigo. 2005. P. 191, n. 53). Здесь мн. монахи жили в пещерах вне монастырской ограды, а иногда и вовсе без крова. Они были одеты в лохмотья, к-рые составляли их единственное имущество ( Halkin. 1936. P. 70). Суровый образ жизни монахов Папикия полюбился М. К., и в дальнейшем он старался неукоснительно придерживаться его. На горе Папикий М. К., однако, также прожил недолго и вновь отправился в путешествие (ок. 1305 г.: Rigo. 2005. P. 191), на этот раз в К-поль ( Halkin. 1936. P. 70; ср.: Ibid. P. 44). В визант. столице М. К. поклонился орудиям Св. Страстей Господних и др. святыням, особенно часто молился перед иконой Пресв. Богородицы «Одигитрия» и даже удостоился видения Божией Матери в небесной славе (Ibid. P. 70, 73).

http://pravenc.ru/text/2561640.html

Прп. Феодору удалось восстановить дисциплину и разрешить сложную ситуацию (Vita S. Pachomii (G1). 131// Halkin. 1932. P. 82-83; Vita S. Pachomii (S5). 19// Lefort. 1933/1934. P. 189): он отстранил от должностей глав мон-рей и назначил новых, нек-рых настоятелей поменял местами, а Аполлония убедил вернуться в общежитие. Прп. Феодор все важные дела совершал только после того, как отправлялся к О. и спрашивал его разрешения, так что О. даже говорил: «Я начальствую теперь больше, чем когда я был один» (Vita S. Pachomii (G1). 130// Halkin. 1932. P. 81). «С согласия аввы Орсисия» Феодор основал еще 3 муж. мон-ря (2 - возле Гермополя Великого и 1 - возле Гермонта) и один женский (недалеко от Пабау) (Idem. 134//Ibid. P. 84). В окт. 362 г. возле г. Антинои произошла встреча прп. Афанасия Великого, скрывавшегося от преследования имп. Юлиана Отступника , с прп. Феодором (Idem. 143-144//Ibid. P. 89-91; Vita S. Pachomii (Во). 200-203// Lefort. 1925. P. 197-201), во время к-рой свт. Афанасий передал Феодору письмо для О. (CPG, N 2103; изд.: Halkin. 1932. P. 91; PG. 26. Col. 977). Вернувшись из Антинои, прп. Феодор убедил О. оставить мон-рь Хенобоския и вновь исполнять обязанности главы общежития. С этого времени и до смерти прп. Феодора (368 или 371) они вместе управляли общиной (Vita S. Pachomii (G1). 145// Halkin. 1932. P. 91; Vita S. Pachomii (Во). 204// Lefort. 1925. P. 202). В бохайрской версии Жития прп. Пахомия прп. Феодор незадолго до смерти говорил братьям: «Вот уже восемнадцать лет, как я, по мере сил и по повелению Божию и нашего отца аввы Орсисия, нахожусь среди вас» (т. е. на посту главы общежития - Vita S. Pachomii (Во). 199// Lefort. 1925. P. 195). Все Жития прп. Пахомия заканчиваются на смерти прп. Феодора, поэтому в них отсутствуют сведения о последних годах жизни О. Vita prima приводит текст 2-го письма свт. Афанасия Великого, адресованного О. (CPG, N 2104; изд.: Halkin. 1932. P. 95; PG. 26. Col. 977-980), в к-ром свт. Афанасий обращается к О. со словами «Так как он [Феодор] уснул, прими на себя попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба, как один». Можно предположить, что после смерти прп. Феодора О. вновь стал единственным главой всех мон-рей. К этому периоду относится 4-е послание О., обращенное ко всем монахам общежития. В нем О. призывает поминать в молитвах преподобных Пахомия, Петрония и Феодора ( Orsies. Ep. 4. 5// Vogüé. 1986. P. 14) и, в частности, предостерегает монахов от переходов из одного мон-ря в другой. Последнее, по-видимому, свидетельствует о том, что О. вновь столкнулся со случаями нарушения дисциплины.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

К. важны не только как источник данных о биографии святого, они содержат многочисленные ценные свидетельства о повседневной жизни афонских монахов сер. XIV в., особенно связанных с Великой Лаврой и ее окрестностями ( Rigo. 2005. P. 194). Житие, составленное прп. Нифонтом (BHG, N 1236z; изд.: Halkin. 1936. P. 42-65, далее - ЖН) между 1375 и 1380 гг. ( Rigo. 2005. P. 183), написано близким учеником М. К., унаследовавшим его каливу. Прп. Нифонт (ок. 1315-1411) был впосл. прославлен в лике святых (пам. греч. 14 июня; Rigo. 2005. P. 183; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 124-127), посвященное ему Житие также было издано Алькеном ( Halkin. 1940). ЖН содержит немного биографических данных о святом ( Rigo. 2005. P. 183) и скорее представляет собой сборник повествований о чудесах М. К. (ок. 50) и его пророчествах ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 128). Язык ЖН очень отличается от языка, характерного для агиографической письменности XIV в., он насыщен разного рода неправильностями, причем нередко встречаются конструкции и формы, типичные для новогреч. языка ( Родионов. 2011. С. 180), Алькен даже назвал его варварским ( Halkin. 1936. P. 39). Определенные языковые аномалии имеют место в богослужебных текстах, составленных прп. Нифонтом в память о своем учителе. В ЖН далеко не всегда можно отделить истории, очевидцем к-рых был автор, от тех, что рассказаны им с чужих слов. Вначале он старался представить устные рассказы в более традиц. форме, но затем отказался от лит. обработки. Во вступлении к Житию прп. Нифонт говорит о том, что взялся за повествование, превосходящее его силы, «пылая божественной ревностью», но надеется, что к.-л. «разумный книжник из боголюбивых» составит впосл. на основе собранных им материалов более совершенный текст ( Halkin. 1936. P. 43). ЖН содержится в 3 афонских рукописях XVII-XX вв. (описание см.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2010. Σ. 128-130). Житие, составленное свт. Феофаном Перифеорийским (BHG, N 1237; изд.: Halkin. 1936. P. 65-109; далее - ЖФ) после 1381 г., получило наибольшее распространение.

http://pravenc.ru/text/2561640.html

Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд.: Halkin. 1977. P. 303-383) - т. н. сокращенное Житие, составленное по образцу Жития И. З. Георгия Александрийского; др. Житие (BHG, N 875d; изд.: Halkin. 1977. P. 385-428) скомпилировано из 2 текстов - метафрастовского (BHG, N 875) и анонимного (BHG, N 876) Житий И. З.; еще одно Житие (BHG, N 880h; изд.: Halkin. 1977. P. 443-472) в нек-рых рукописях ошибочно приписывается прп. Исихию Иерусалимскому, подлинный автор неизвестен; текст полон неточностей и грамматических ошибок. К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд.: Halkin. 1977. P. 499-523), представленный в рукописной традиции большим количеством списков (издан по десяти), содержит сведения о взаимоотношениях имп. Аркадия и антизлатоустовской коалиции; 5 энкомиев, составленных Космой Веститором (между 730 и 850) (BHG, N 877v-z, 878, 878a), малоинформативны в историческом отношении. Др. энкомии И. З. (отражены в BHG) либо написаны позднее, либо не содержат новых сведений. Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в., а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью. Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского, к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия ( Philost. Hist. eccl. XII).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

VMaxConf Vita Maximi Confessoris. PG 90,68–109. [s.VII] VMelan Vie de Sainte Mélanie, ed. D.Gorce. Paris 1962 (Index 295–304). [s.V] VMelet Chr.Papadopulos, σιος Μελτιος Νος. Athen 1935, Nachdruck 1968 (mit veränderter Seitenzählung). [s.XII] VMethod Vita Methodii patriarchae Cp. PG 100,1244–1261. [s.IX?] VMetr F.Winkelmann, Vita Metrophanis et Alexandri. AnBoll 100 (1982) 147–183. [s.V?] VMiSync The Life of Michael the Synkellos. Text, transl. and comm. by M.B.Cunningham. Belfast 1991 (Index 193–202). [s.IX] VNaum E.Trapp, Die Viten des hl. Naum von Ochrid. BSl 35 (1974) 161–182 (Wörterverz. 182). [s.XIII?] VNiceph F.Halkin, La Vie de Saint Nicéphore fondateur de Médikion. AnBoll 78 (1960) 396–430 (Index 429f.). [s.IX] VNicMed Vita S. Nicetae confessoris auctore Theostericto. AASS Aprilis I, p.XXII–XXXII. VNicMil Vita Sancti Nicephori Episcopi Milesii saeculo X. AnBoll 14 (1895) 133–161. VNicod Vita di S. Nicodemo di Kellarana, ed. M.Arco Magrì. Roma 1969 (Index 163–192). [s.XI] VNicol The Life of Saint Nicholas of Sion. Text and Translation by I.Ševenko and N.Patterson Ševenko. Brookline, Mass. 1984. [s.VI] VNicolIamb S.G.Mercati, Vita giambica di S.Nicola di Mira secondo il codice Messinese greco 30, in: MercColl I 44–65. [ca 1300?] VNicPatr D.Papachryssanthou, Un confesseur du second iconoclasme: la Vie du patrice Nicétas (836). TM 3 (1968) 309–351. [s.IX] VNikMed T.Euangelides, Ο βοι τν γων. Athen 1895, 286–313 Vita des Niketas von Medikion. [ante s.XII] VNil Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Νελου το Νου, ed. G.Giovanelli. Grottaferrata 1972 (Index 173–178). [s.XI] VNStud Vita Nicolai Studitae. PG 105, 864–925. [s.X] VOnuph F.Halkin, La Vie de Saint Onuphre par Nicolas le Sinaite. RSBN 24 (1987) 7–27. [ante s.X] VPach Sancti Pachomii Vitae Graecae, ed. F.Halkin. Bruxelles 1932. VPachom F.Halkin, Une Vie inédite de Saint Pachome (BHG 1401a). AnBoll 97 (1979) 5–55. 241–287. [s.XI vel antea] VPais itie Paisija velikago i Timofeja patriarcha Aleksandrijskago povestvovanie o udesach Miny, ed. I.Pomjalovskij. Zapiski ist.-filol. fak. S.-Peterb. univers. L/3. St.Petersburg 1902 (Index 92–107). [s.XIII?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

ElCret Eliae Metropolitae Cretae commentarii in S. Gregorii Nazianzeni orationes XIX. PG 36, 757–902. [s.XII] ElogAthan F.Halkin, Éloge inédit de saint Athanase l’Athonite. AnBoll 79 (1961) 26–39 (Index S.39). [s.XII/XIII] ElogMich T.Matantseva, Eloge des archanges Michel et Gabriel par Michel le Moine (BHG 1294a). JÖB 46 (1996) 97–155. [s.X] ElogNeet F.Halkin, L’éloge du patriarche S.Nectaire. RSBN n.s. 22–23 (1985/86) 171–189. [ca 1300] ElogTheod F.Halkin, L’éloge de saint Theodote de Cyrénie par Nicétas le rhéteur. Κυπριακο Σπουδα 45 (1981) 1–14. [s.X] EmilDur F.Halkin, Saint Emilien de Durostorum, martyr sous Julien. AnBoll 90 (1972) 27–35. [s.XI] EncAnt P.L.M.Leone, L " „Encomium in patriarcham Antonium II Cauleam“ del filosofo e retore Niceforo. Orpheus 10 (1989) 404–429. [s.X] EncJac G.Luongo, L’Encomio di S. Giacomo maggiore del codice patmiaco 254. Annali fac. lell. Univ. Napoli 26 (1983–1984) 147–165. [s.IX/X] EncPanc C.J.Stallman-Pacitti, The Encomium of S. Pancratius of Taormina by Gregory the Pagurite. Byz 60 (1990) 334–365. [s.IX] EneZon P.Leone, Miscellanea Critica (I). Quaderni Calanesi di cultura classica e medievale IV/V (1992/93 59–70 (65: Lobgedicht auf Ioannes Zonaras). [s.XII/XIII] EngPatm Βυζαντιν γγραφα τς Μονς Πτμου. Α’ – Ατοκρατορικ. Διπλωματικ κδοσις π ρας Λ.Βρανουςη, В’ – Δημοσων λειτουργν. Διπλ. εκδ. π Μαρας Νυσταζοπουλου-Πελεκιδου. Athen 1980 (Indices I 355–408; II 249–295). EnkomAthan Panteleemon Lauriotes, γκμιον ες τν σιον θανσιον τν ν τ θ. Θεολογα 15 (1937) 128–143. [s.XI?] EnkomDav B.Laourdas, νκδοτον γκμιον ες τν σιον Δαβδ. Μακεδονικ 10 (1970) 243–255. [s.XII/XIII?] EpBib Das Eparchenbuch Leons des Weisen, ed. J.Koder. Wien 1991 (Index 151–167). [s.X] EphMetr I.iurov, Ein antilateinischer Traktat des Kiever Metropoliten Ephraim. FontMin X 318–356. [s.XI] Ephr Ephraem Aenii Historia Chronica, rec. O.Lampsides. Athen 1990 (Index 402–432). [s.XIV] EphrMag M.Aubineau – Fr.J.Leroy, Homélie grecque inédite attribuée à Ephrem: Lorsque les Mages se présentèrent à Jérusalem (BHG 1912m, CPG 4107). Orpheus n.s. 14 (1993) 40–75. [s.V–VI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

165 Syrku, K knig v v XIV veke, pp. 555–6; V. Kiselkov, Mitropolit Grigorij Camblak (Sofia, 1943), pp. 38–41. 166 Actes d’Esphigménou, pp. 13–14 (map) and 18. The same locality is also mentioned in Archives de l’Athos XX, Actes de Chilandar I, p. 93, no. 1 (1018), l. 7–8 and no. 14 (1294), l. 18–19, 44. 167 Cf. K. Ivanova, ‘Prostranno itie na Romil Vidinski ot Grigorij Dobropisec’, Stara bulgarska literatura. IV. itiepisni tvorbi (Sofia, 1986), pp. 656–8. 168 P. Syrku, ‘Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila’, Pamjatniki drevnej pismennosti i iskusstva, 136 (St Petersburg, 1900), pp. I–IV, XIV–XXXIII. Cf. also P. Devos, ‘La version slave de la Vie de S. Romylos’, Byzantion, 31 (1961), 149–87. 169 I. Dujev, ‘Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile’, Byzantinoslavica, 7 (1937–8), 124–7; idem, ‘Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile’, Studia historico-philologica Serdicensia, 2 (Sofia, 1940), 88–92; idem, ‘Romano (Romilo, Romolo) anacoreta in Bulgaria, santo’, Bibliotheca Sanctorum, 11 (1969), 312–16. 170 F. Halkin, ‘Un ermite des Balkans au XIVe siècle. La Vie grecque inédite de St. Romylos’, Byzantion, 31 (1961), 111–47. 171 Cf. Pavlikianov, ‘The Athonite Period in the Life of Saint Romylos of Vidin’, Σμμεικτα, 15 (Athens, 2002), 247–55. 174 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, p. 131, chapter 12, l. 29–33; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila, p. 20, chapter 19. 177 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, p. 132, chapter 12, l. 41–4; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romila, p. 21, chapter 20. 178 Halkin, Un ermite des Balkans au XIVe siècle, pp. 131–43, chapters 12–22; Syrku, Monaha Grigorija itie prepodobnago Romil., pp. 20–32, chapters 19–32; Devos, La version slave de la Vie de S. Romylos, pp. 160–87. 179 L. Stojanovi, Stari srpski zapisi i natpisi, 2 (Belgrade, 1903), p. 408, no. 4205. For a photographic reproduction of the note cf. T. Jovanovi, ‘Inventar srpskih irilskih rukopisa Narodne biblioteke u Parizu’, Arheografski prilozi, 3 (Belgrade, 1981), pp. 306–8, no. 8 (f. 231r), p. 325 (plate 6).

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

70// Halkin. 1932. P. 456). По всей видимости, он скончался между 387 и 412 гг. в В. Египте в окружении учеников, составив на смертном одре завещание. О. посвящена глава книги Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.) «О знаменитых мужах», где он представлен как знаток ВЗ и НЗ, кратко изложивший в виде завещания все Свящ. Писание для нужд монахов ( Gennad. Massil. De vir. illustr. 9; имеется в виду «Книга Орсисия»). Остается неизданным приложение к араб. Житию прп. Пахомия, сохранившееся в поздней рукописи (Lond. Brit. Lib. Or. 4523, 1816 г. Fol. 151r -181r) и содержащее сведения о преподобных Петронии, Феодоре и О. Почитание В Коптской Церкви о литургическом почитании О. сохранилось крайне мало сведений. Согласно одному из копт. синаксарей XI-XII вв. (Lond. Brit. Lib. Or. 3580 A (4)), его память совершается в 29-й день месяца хатора (араб. «хатур»), т. е. 24 нояб. ( Lefort. 1943. P. LXXXVI). В редакции греч. стишных Синаксарей, в т. н. Синаксаре Шиффле (Trec. Bibl. mun. 1204, XIV в. Fol. 239v), память О. значится под 15 июня (о Синаксаре см.: Halkin F. Le Synaxaire grec de Chifflet retrouvé à Troyes (m. 1204)//AnBoll. 1947. Vol. 65. P. 61-106). Под этой же датой память О. указана в греч. синаксаре, хранящемся в колледже Крайст-Черч Оксфордского ун-та (Oxon. Aedis Chr. gr. 2, 2-я пол. XII в. Fol. 126; см.: Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church à Oxford//AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 68), а также в синаксаре прп. Никодима Святогорца (форма имени - Ορτσιος; Νικοδμου Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 109). Имя О. упоминается в 3-м тропаре 5-й песни канона, читаемого на утрене субботы сырной (память Всех преподобных, в подвиге просиявших): в греч. тексте - Ορσσιος, в славянском -   Д. Папеброх поместил в Acta Sanctorum выдержки из Vita prima прп. Пахомия, к-рые относятся к О. (ActaSS. Iun. T. 2. P. 1055-1057 (§ 3-12)= Halkin. 1932. P. 76-82 (§ 118-130), 95 (§ 149)). Сочинения О. оставил небольшой корпус текстов, включающий завещание, 7 поучений, 4 послания, серию правил; существует также ряд сочинений, авторство к-рых вызывает сомнения, но к-рые вопреки мнению составителей CPG нельзя однозначно считать подложными.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010