Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

88 Ряд этих миниатюр воссоздан в издании Gebhardt und Harnack (Leipzig 1880), табл. 1–19; также y Venturi, fig. 134 (воскрешение Лазаря) fig. 134 вход в Иерусалим Христа и встреча его народом), fig. 136 (омовение ног и тайная вечеря); fig. 137–8 (Христос и апостоды·; fig. 140 (Христост. перед Пилатом, Иуда возвращает серебряники и самоубийство Иуды; последнюю миниатюру см. на наш. рис. 34. Во всех этих миииатюрах не заметно следов античного влияния, a потому и рисунок, и композиция, и краски – все в них грубо и слабо по исполнению. 89 Большие, но неудовлетворительные по исиолнению литограф. Рисунки см. y Кондакова, табл. IV (изображ. Авеля, Моисея и Даниила): табл. V (Христос, Богородида, Иоани Предтеча, Захария и Елисавета); табл. VI (обращение Савла, Мелхиседек и Исаак); табл. VII (Петр, Осия, Амос, Наум, Аввакум, Иеремия, Иезекиил и др. (См. также лучшие, чем y Кондакова, воспроизведения миииатюр этой рукописи y Venturi I, fig. 143–147. 91 Рисунки имеются y Байе, визант. иск., стр. 151, рнс. 46 и стр. 156, рис. 49 (первая – Иов с женою, втовая – переход израильтян через Чермное море); y A. Michel, fig. 133 (видение пророка Езекииля); fig. 134 (портрет Григория Назианского в монастыре); flg. 135 (языческие боги) и т. д. 92 Рисунки y Байе, стр. 153, рис. 47 (Давид и Мелодия); она же y Michel I. fig. 123; далее y Байе на стр. 155 рис. 48 (Исаии молящийся между Ночью и Рассветом); она же y Labart, pl. 28; в сочин, le moyen age et la Renaissance, Miniature, pl VII, Michel I. fig. 124; на наш. Рисункке 35; a фотогр. снимок с миниатюры: покаяние Давида, в изд. Прохорова: Христ. древности 1862 г. кн. 1, рис. 1. 94 К этой эпохе относится целый ряд кодексов с миниатюрами к книге Иова, особенно излюбленной иллюстраторами: ибо бедствия и страдания Иова казались особенно близкими и понятными в эту эпоху общих бедствий в Византии; также несколько кодкесов евангелия в различных библиотеках, далее жития Варлаама и Иосафа, жизни Александра Македонского, и другие, Рис. см. у peinture, pl. 59–62 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

178 Grabar A. Sur les sources des peintres byzantins des XIII et XIV siecles//Cah. Arch. XII, 1962, p.336–337. 179 Galavaris G. Early Icons (from the 6th to the llth Century)//Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990, p.99. 184 Sotiriou G. et M. op.cit., I, fig. 136–143 (четыре иконы Менология), 146–150 (две другие), II, р.121–123, 146–150. Sinai, op.cit., fig. 16. 186 Sotiriou G. et M. op.cit, I, fig.144–145, II, p.l23–125; Weitzmann K. Studies in Classic and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago – London, 1971, p.296, 297; fig. 282, 300. 187 Sotiriou G. et M. op.cit., I, fig.213–217, II, p.190–191; Лазарев B.H. История византийской живописи. M., 1986, табл.551. Sinai, op.cit., fig.72. 188 Sotiriou G. et M. op.cit., I, fig.208–212, II, p.l89–190; Лазарев B.H. История византийской живописи, табл.518. 190 Византия. Балканы. Русь. Иконы XIII–XV веков. Каталог выставки Государственной Третьяковской галереи, август–сентябрь 1991 года. M., 1991, 34. 192 Вейцман Κ., Хадзидакис M., Миятев Κ., Радойчич С. Иконы на Балканах. София–Белград, 1967, репр.62–63. 201 Blamtencalender, «Notitia Dignitarum», fol. 178 (München, Bayersche Staatsbibliotek, C1M. 10291). Belting H. Bild und Kunst, il.54. 206 Парные иконы святых – большая на столпе и маленькая для целования на аналое – в Троицкой Русской церкви в Афинах, исполненные, согласно надписям, в монастыре св. Пантелеймона на Афоне в 60-е годы XIX в. 211 Belting H. An Image and Its Function in the Liturgy. The Man of Sorrow in the Byzantium//DOP. 34–35. (1980–1981), p.7. 213 Лазарев B.H. Страницы истории новгородской живописи. M., 1977; Вздорнов Г.И. Заметки о софийских святцах//BS. T.XL, 2, Pragha, 1979; Смирнова Э.С., Лаурипа В.К., Гордиенко З.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. M., 1982, с.301–320 63); здесь же приводится полная литература о памятниках. 215 Евсеееа Л.М. К вопросу о типологии двусторонних икон-таблеток конца XV века из новгородского Софийского собора.//125 лет Новгородскому музею. Материалы научной конференции. Новгород, 1991, с.86–93.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

144 Церковь Стефана называется базиликой в Сакраментарии Льва вел. Lib. Sacram. р. 91 и у Григория вел. Hom. IV. церковь Петра и Марцеллина – у Григория вел. Hom. VI. а также в Libellus de munificentia Constantini. Vid. Migne Patr. curs. s. I. t. VIII с. 819. Пилигрим Бордосский называет базиликой церковь на горе Елеонской, имевшую, по общему мнению круглую форму. Migne. Patr. curs. VIII с. 791. Переводчик сочинения Евсевия De vita Constantini о церкви в Антиохии, построенной Константином говорит, что это была базилика, figuram quidem octaedri constructam. Migne Patr. curs. VIII c. 63. 148 Мотес (Die Basikikenform) и Мессмер (Uber den Ursprung der Besikika) склоняются к этому мнению. 152 Schnaase, Geschichte der bildend. Künste.B. III. 1869. P. 53,54. Подобные рассуждения можно встретить и у других историков искусства. См. Круглер. Руководство к истории искусства, т. I. стр. 219–224. Пер. Корша 1869 г.; Каррьер. Искусство в связи с общим развитием культуры. т. III стр. 72–77. Пер. Корша 1874 г. 153 Опис. см. Hubsch. Die altchristl. Kirchen 1862. s. XXIII. Сборник Общества древне-русск. искусства 1866 г., отд. II стр. 78. План и рисунки у Hubsch pl. III и IV. 154 Hubscbh. s. XXIV. Pl III. fig. 2. pl IV fig. 3. 4. В первый раз базилика эта была исправляема при Адриане I (ок. 780 г.); затем при Сергие III (ок. 904–11 г.); наконец в XIII ст. при Николае IV. 156 Hubsch. s. XXIII и 70. Pl. IV fig. 15, pl. XXX fig. 1–14. Была возобновляема в 720, 1144, 1432 и в 1743 г. 161 Hubsch перечисляет еще некоторые, относя их даже к доконстантиновскому времени: s. Alessandro, s. Stephano, s. Andrea in Barbara. Vid. Ghronol. Verzeichniss. 162 Hubsch. s. XXIV и 10 Pl. III f. 4. Pl IX f. 7–6. Эта же базилика называется базиликой Марии на снегах s. Maria ad nives. 165 Mothes. Basilikenform. р. 41. Unger. Christlich-griechische oder byzantinische Kunst в Энциклопедии Ерща и Грубера т. 84 p. 343. 172 Hubsch s. XXVII. Pl. V fig. 3–4. Прокопий, написавший специальное сочинение de edificiis Justiniani, ничего не говорит о пристройках к Вифл. базилике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

2009. Σ. 23-40). Изучение монументальных росписей этого времени показывает, что в их иконографических программах место и контекст образа П. не были строго определены. Так, на фресках ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) великомученик входит в состав группы св. врачей, представленных в алтарном пространстве ( Tsitouridou. 1985. P. 44). На мозаиках мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) он обособлен от др. св. целителей, изображения к-рых сосредоточены в нартексе, будучи показанным в юж. рукаве наоса, напротив образа Богоматери ( Chatzidakis. 1997. Fig. 9. N 107; 33); не исключено, что 2-й образ П., ныне фигурирующий в росписях XIX в., заполняющих утраты в мозаичной декорации нартекса, входил в программу этого помещения с самого начала (Ibid. Fig. 9. N 161). На мозаиках мон-ря Неа-Мони (1049-1055) П. можно видеть в одном из парусов купола над нартексом, где он вместе с др. святыми (не целителями) формирует окружение центрального образа Богоматери ( Mouriki. 1985. P. 151-152. Fig. 4. Pl. 71, 217). Памятники комниновского периода и 1-й пол. XIII в. продолжают демонстрировать существенное разнообразие в выборе места и контекста для образа великомученика. Так, в росписях церкви-костницы Бачковского мон-ря в Болгарии (кон. XI или нач. XII в.) П. и фланкирующие его святые Косма и Дамиан находятся под композицией «Оплакивание» и непосредственно над погребальной нишей в центре сев. стены (The Ossuary. 2003. Fig. 74). В храмах св. Пантелеимона в Нерези (1164; Sinkevic. 2000. Fig. 34; Bard ieva-Trajkovska. 2004. Il. 6) и в Визариано на Крите (нач. XIII в.; Skawran. 1982. Cat. 69) образ святого, написанный на зап. грани юго-вост. столба и заключенный в резную раму, является частью алтарной преграды. В ц. свт. Николая Каснициса в Кастории группа св. бессребреников, включая П., находится на зап. стене ( Pelekanidis, Chatzidakis. 1985. P. 52. N 28-33). На фресках ц. Панагии Крина на Хиосе (1197) П. показан регистром ниже св. Ермолая в вост. части сев. стены, непосредственно у входа в жертвенник, тогда как 2 др.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Jesus» revelation of Nathanaels true identity (1:47) parallels his analogous revelation of Peter in 1:42; Jesus contextualizes his revelation to address the seeker " s personal state. People sometimes expected miracle workers in Greco-Roman and Jewish tradition to be able to lay bare human hearts or predict the future, 4310 but in the context of the Fourth Gospel Jesus» insight is divine and not merely human in nature (2:24–25). 3A. Nathanael as a True Jacob or Israelite (1:47–48) Nathanael is a «genuine Israelite» (1:47)–one who is true, as Jesus is (1:9; 6:32, 55; 7:18; 15). 4311 This distinguishes him from Jesus» opponents, «the Jews,» who undermine their claims to a covenant relationship with God by how they respond to Jesus, the enfleshed Torah (e.g., 8:54–55). 4312 Nathanael thus functions proleptically as the representative fulfillment of the Baptist " s mission in 1:31. 4313 By calling Nathanael an Israelite «in whom there is no deceit,» Jesus deliberately contrasts this representative Israelite with his ancestor Jacob. 4314 One of the few qualifications for Israels leaders was «men of truth» (Exod 18:21). Deceit was essentially a negative term, 4315 but appears in Gen 27LXX when Jacob stole Esau s birthright. Scholars have discussed the meaning of Jesus» statement to Nathanael that he saw him beneath a fig tree (1:48). Some have found allegorical significance in the «fig tree,» though most of these proposals have elicited little support. 4316 Perhaps because Nathanael is concerned with the law (1:45), some have pointed out that Jewish people sometimes studied Torah under fig (and other) trees. 4317 But people studied Torah in many places besides under trees, 4318 and, more significantly, when they studied under fig and other trees they did so for the same reason that they would sit and talk under such trees: the shade provided respite from the heat. 4319 Sitting under onés fig tree could thus indicate rest as opposed to labor, or tranquility as opposed to trouble. 4320

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

938 CiggaarK. Une description de Constantinople dans le Tarraganensis 55//REB 53 (1995), p. 127, 369–376. 941 В собрании Закоса (Zacos G, Veglery A. Byzantine Lead seals. Bazel, 1972. T.l, Bd.l. N 111, S. 101); в собрании Государственного Эрмитажа (Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока. М., 1991. С. 266–67. М-8213. Tab. LXXIX, 2). На конец XII в. передатирована печать Иоанна Пантехна из собрания Dumbarton Oaks (Mango, op. cit., p. 137–138, fig. 22). 942 Underwood Р. The Deesis Mosaic in the Kahrie Cami in Istanbul//Late Classical and Medieval studies in honor of A. M. Friend. Princeton, 1955. P. 254–260. 945 Кроме Бояны, изображение Халкитиса открыто недавно в ансамбле Старой Митрополии в Берии (ок. 1200 г.). Памятник не опубликован. Сообщение о нем см. Бакалова Е. За константинополските модели в Боянската църква//Проблеми на изкуството. София. 1995, 1, с. 19. 946 Печати Иоанна Ватаца: Панченко Б. А. Каталог моливдовулов: Коллекция Русского археологического института в Константинополе//ИРАИК. 1904. Т. IX, с. 341, 125 (123). Zacos-Veglery, op. cit., 117. Табл. I, 1. Монеты Иоанна Ватаца: Catalogue of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks collection and in the Whittemore collection/Ed. M. Hendy. Washington, 1999. Vol. 4, p. 2. Pl. XXXI, El. 21; Анонимные PI. XXXIII. B. 42.1.; PL XXXVII, El. 1; B. 2; AE 5.1–5.2; Sear D. Byzantine Coins and Their Values. London, 1987. 2149. 947 Catalogue of the Byzantine Coins, PI. XXXVII, El. 1, aspron trachy nomisma, (Богоматерь Агиосоритисса – Христос Халкитис) (эта монета у Манго приведена как серебряный медальон из б. коллекции Фотиадес-паши; Mango, fig. 17); АЕ 5.1–5.2, tetarteron noummion (патриарший крест на базе – Христос Халкитис), Sear, op. cit., 2149, Billon teachy (Богоматерь Оранта погрудно – Христос Халкитис). Все предположительно датируются 1227–1261 г. Ср. с положением правой руки Христа на мозаике Хоры, а также печатях Евфросинии Дукены, Иоанна Пантехна (Mango, fig. 22). 948 Там же, Pl XXXVII. В. 2, aspron trachy nomisma (св. Георгий в полный рост – Христос Халкитис); ср. Mango, fig. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1423 «Судья», видимо, не принадлежит к небесным силам. Так что версия потребует обратиться к области «народной религии» (где странствие душ хорошо известно) или европейскому Предвозрождению (если видеть в сцене какую-то переработку из античной мифологии с ее загробными судьями душ). Это выведет из области христианской иконографии, что вряд ли допустимо. 1424 См. Gamier J. Le langage de l’image au Moyen Age. Paris, 1982. T. 1, 111. 61, инициал Библии Манериуса, второй пол. XII в., диспут евреев с апостолом Павлом, шляпы, плащи и посох; шляпы, плащи и сапоги: подставка креста из аббатства Сен Бертин в музее Сент Омера: Husband Т. В. The Winteringham Таи Cross and Ignis Sacer//Metropolitan Museum Journal. V. 7. New York, 1992, fig. 9; шляпы в сцене «Захария в храме» из Госларского евангелия, f. 70: Buchthal Н. The «Musterbuch» of Wolfenbuttel and its Position in the Art of the Thirteenth Century. Wien, 1979, PI. 21, и др. Особенно важно изображение двух фигур в изножии сцены «Миропомазание и Положение во гроб» в капелле Гроба Господня Винчестерского собора, 1170–1180-е гг., где Иосиф Аримафейский и Никодим носят похожие головные уборы (Park D., Welford Р. The Medieval Polychromy of Winchester Cathedral//Winchester Cathedral. 1093–1993/Ed. D. Crook. Chichester, 1993, fig. 10.3). Другие примеры средневековой иконографии евреев: Revel-Neher Е. The Image of the Jew in Byzantine Art. Oxford, 1992 (Studies in Antisemitica); Schreckenberg H., Schubert K. Jewish Historiography and Iconography in Early and Medieval Christianity. Minneapolis, 1992 (Compendia Rerum Judicarum ad Novum Tastamentum); Schreckenberg H. Jews in Christian Art: an illustrated history. New York, 1996; Idem. Christliche Adversus-Judaeos-Bilder: das Alte und Neue Testament in Spiegel derchristlichen Kunst. Frankfurt am Main-New York, 1999. 1425 Напр., известный рельеф на капители («чаше для святой воды») из Модены, XII в. (Schiller G. Ikonographie des christlichen Kunst. Bd. 3. Gutersloh, 1971. S. 326, Abb. 44; Cook W. W. S. The Earliest Painted Panels of Catalonia (VI)//Art Bulletin. V. X (4). 1928. Fig. 53) и очень похожая сцена с южного фриза церкви Нотр Дам де Поммье (Beaucaire) (Cook, 1928. Fig.52) – не будем забывать о несомненных архитектурных связях Ломбардии с Северо-Восточной Русью во второй половине XII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

95 Лучшим по научности изложения, хотя и весьма сжатым в своем содержапии, является по истории западной миниатюры исследование Е. Kobell: Kunstvolle Miniaturen und Jnitialen aus Handsehriften des 4 bis 16 Jahrhunderts. München с приложением 62 фототипических таблиц и с рисунками в тексте. 96 Примеры можно видеть в псалтыри св. Августина (в Британском музее), в Оксфордской псалтыри (в Codes Vosaianus, и нек. др. 97 Одно из таких евангелий Колумбана (Colamban Evangelium) находится в городе Дублине в Trinity College. 98 Примеры см. в Hexameron св. Амвросия y Kobell стр. 7; в евангелия парижской библиотеки 256 там же и нек. Др. Образцы англосаксонских заставок под ирландских влиянием см. у Kobell табл. II и III из рукописи под названием S. Auguatini homiliae, написанной св. Корбинианом в VIII столетии. Примеры более позднего ломбарского стиля можно видеть в латинском кодексе Псалтыри Давида, исполненном в упомян. монастыре Bobbio (воспр. у Kobell, табл. XII и XIII), целые ряд Западных миниатюр в красках из различных эпох см. в издании Lacroix et Sere. le moyen âge et la Renaissance, tame II. Другие миниатюры у A Michel I, fig. 161 (распятие из еваигелия св. Галла); она же на наш. рис. 36; целый ряд заставок и инициалов y Mieliel flg. 155–162; и др. 101 Типичные образцы подобного рода миниатюр можно видеть особенно в знаменитом Бамбергском евангелии, находящемся в королевской библиотеке в Мюнхене и исполненном для короля Оттона III лучшими миньятюристами его времепи; y Kobell воспроизведены из этого евангелия заглавный лист с изображ. самого Оттона III, окруженного духовными и светскими представителями власти (на табл. IX); лист, с изображением покоренных стран в виде аллегорич. фигур (т. X), лист с изображ. пляшущей Иродиады и усекновения главы Иоанна Крестителя (табл. XI). 102 Среди них особенно должно отметить супругу короля Лотаря, Адельгейду в средине X века; супругу Оттона II Феофану и нек др. 103 См. воспроизведения рельефов на саркофагах y Venturi I, fig. 177–214; y фон-фрикена, ч . II, рис. 11, y Laureut 1, pl. XX–XXIII; на наш. рисунке 33; y Kraus I, fig. 199–203; y Michel; 1, fig. 35–41 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1211 Weitzmann К. A10 th Century Lectionary. A Lost Masterpiece о the Macedonian renai ssance//Revue des Etudes Sud-Ost Europeennes. Bucarest, 1971. Vol. IX. P. 617–640 (переиздано в кн.: Weitzmann К. Byzantine liturgical Psalters and Gospels. London, Variorum Reprints, 1980. X). Примерная реконструкция сцены «Успение» – р. 638–639. 1212 Так, в статье “Das Evangelion im Skevophylakion zu Lawra”, впервые опубликованной в 1936 г. (Seminarium Kondakovianum. Praha, 1936. T. 8. S. 83–98), автор датировал эту знаменитую рукопись началом XI в., а в примечании к переизданию 1980 г. он отказался от этой позиции и согласился отнести рукопись даже к XII в. (Weitzmann К. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels, XIV, p. 98). 1213 Исследовательница подводит итоги переоценке дат после К. Вайцмана. Так, Вайц- ман датировал Евангелие Дионисиу 587 m 1059 годом лишь на том основании, что он увидел там особый интерес к теме Иоанна Предтечи. Из этого он сделал вывод, что рукопись предназначалась для монастыря Иоанна Предтечи, а значит – для Студийского. А поскольку туда в 1059 г. постригся император Исаак Комнин, автор решил, что это его вклад, и датировал рукопись 1059 г. Для такой датировки, как сейчас ясно, нет оснований. Ссылки на публикации см. в примеч. 66. 1214 Sotiriou G. et М. Icônes du Mont Sinaï. Athènes, 1956. Vol. 1. Fig. 57–61; Weitzmann K. A Group of Twelfth-Century Sinai Icons Attributed to Cyprus//Idem. Studies in the Art of Sinai. Princeton, 1982. IX. P. 249–250 (with bibl.). Хорошую репродукцию cm.: Cutler A., Spieser J.-M. Byzance médiévale 700–1204. Paris, 1996. Fig. 227, 228. 1215 Mango C. The Monastery of St. Chrysostomos at Koutsovendis (Cyprus) and Its Wall Paintings//DOP. 1990. Vol. 44. P. 88. Fig. 137. Pl. 6 b. 1216 Acheimastou-Potamianou M. Greek Art: Byzantine Wall-Paintings. Athens, 1994. Fig. 27. Любопытно, что намек на протянутые руки апостола Андрея можно усмотреть в одной из костяных пластин, которая была в Силезском музее в Бреславле, а ныне в Национальном музее в Варшаве. Она датируется временем «около 1000 г.» (см.: Goldschmidt, Weitzmann, 1934. Kat. 112), но известно, насколько условны датировки византийских костяных рельефов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010