Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

И. Древнерусское искусство в собр. П. Корина. М., 1966. С. 25-28. Кат. 1; С. 40. Кат. 13; Nordhagen J. The Frescoes of John VII (A. D. 705-707) in S. Maria Antiqua in Rome//Acta ad Archaeologiam et Artium Historiam Pertinentia. R., 1968. Vol. 3. P. 1-125; Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973. С. 21-30. Ил. 2, 3; Менолог. С. 51, 172, 173, 194, 195, 203, 204, 206, 225, 264, 267, 281, 303, 324, 347, 351, 365, 373, 379, 389; Weitzmann K. The Monastery of S. Catherine at Mount Sinai: The Icons. Princeton, 1976. [Vol. 1]: From the 6th to the 10th Cent.; Velmans T. La peinture murale byzantine à la fin du Moyen âge. P., 1977. T. 1. P. 145-146; Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturenhandschriften: Oxford Bodleian Library. Stuttg., 1977. Bd. 2. S. 7. Fig. 22; P. 8. Fig. 26; P. 27. Fig. 85; Malmquist T. Byzantine 12th Cent. Frescoes in Kastoria: Agioi Anargyroi and Agios Nikolaos tou Kasnitzi. Uppsala, 1979. P. 17-18, 20, 25, 29-30, 89-90; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 301, 303. Кат. 63; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 495-508, 517-522; L " art byzantine dans les collections publiques. P., 1992. P. 233-237. Cat. 149, 150; Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 50; ГТГ: Кат. собр. 1995. Т. 1. С. 54-57. Кат. 9; С. 60-63. Кат. 11; Tsaarien ajan aarteita Moskovan Kremlin museoista ja Tretjakovin galleriasta, 1996. Punkaharju, 1996. S. 119-122. Cat. 87; Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 243, 314; Триеннале: Реставрация музейных ценностей в России: Кат. выст. М., 1999. С. 21, 54. Кат. 165; Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV-XVI вв./Ред.-сост.: Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. Кат. собр. [ЦМиАР]. М., 2000. Вып. 1. С. 165-168. Кат. 38; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23; Ермакова, Хромов. Русская гравюра на меди. 2004. Кат. 33.3, 33.11, 35.3, 35.10; Иконы Мурома.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Firenze, 1998; Zimmerman K. W. One Leg in the Grave: The Miracle of the Transplantation of the Black Leg by the Saints Cosmas and Damian. Maarssen, 1998; Bodarw é K. Roman Martyrs and Their Veneration in Ottonian Saxony: The Case of the «sanctimoniales» of Essen//Early Medieval Europe. Oxf., 2000. Vol. 9. N 3. P. 345-365; Saxer V. Sainte-Marie-Majeure: Une basilique de Rome dans l " histoire de la ville et de son Église (Ve-XIIIe siècle). R., 2001. P. 73-75; Tucci P. L. Nuove acquisizioni sulla basilica dei Santi Cosma e Damiano//Studi Romani. 2001. Vol. 49. N 3/4. P. 275-293; Cosma e Damiano dall " Oriente a Firenze/Ed. E. Giannarelli. Firenze, 2002; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23; Brenk B. Zur Einführung des Kultes der heiligen Kosmas und Damian in Rom//ThZ. 2006. Bd. 62. S. 303-320; Cuscito G. Origine e sviluppo del culto dei santi Cosma e Damiano: Testimonianze nella «Venetia et Histria»//S. Michele in Africisco e l " età giustinianea a Ravenna/Ed. C. Spadoni, L. Kniffitz. Mil., 2007. P. 99-111; Harrold J. Saintly Doctors: The Early Iconography of SS. Cosmas and Damian in Italy: Diss. Warwick, 2007; Santangeli Valenzani R. Aristocratic Euergetism and Urban Monasteries in 10th-Cent. Rome//Western Monasticism «ante litteram»: The Spaces of Monastic Observance in Late Antiquity and the Early Middle Ages/Ed. H. Dey, E. Fentress. Turnhout, 2011. P. 273-287. А. А. Королёв Гимнография Память К. и Д. отмечается 17 окт. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе; указан тропарь 4-го гласа «Когда взошло солнце...»; прокимен Пс 35. 7, Апостол - 1 Кор 12. 26-31, аллилуиарий Пс 33. 8-9, Евангелие - Мк 6. 6-13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. С. 45). Также их память отмечается 3 марта (Ibid. T. 1. P. 32); при совершении богослужения в этот день следует руководствоваться указаниями для 17 окт. Св. бессребреник Косма. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Убиси. XIV в. Мастер Герасим Св.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

На полях Годуновской Псалтири (Москва, 1594-1600; ГТГ. МК-6 (К-5346). Л. 287) К. и И. изображены в молении перед Христом Еммануилом, оба - в монашеских одеяниях. Образы св. мучеников помещались на минейных иконах на январь и на июнь, напр. на иконе нач. XVII в. из ЦАК МДА. В связи с тем, что день памяти К. и И. совпал с датой восшествия на престол имп. Екатерины II в 1762 г., почитание святых было особенно распространено в правление императрицы, когда в честь К. и И. построили неск. храмов. Так, 15 сент. 1762 г. свт. Тихон Задонский, в то время викарий Новгородской епархии, освятил придел во имя К. и И. в храме Покрова Пресв. Богородицы на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. В Москве ц. во имя К. и И. в стиле барокко была построена на Солянке по проекту архит. К. И. Бланка на месте старой ц. Св. Троицы. Этот храм был освящен в 1768 г. Амвросием (Зертис-Каменским), архиеп. Московским, в присутствии императрицы (снесен в 1933). Престол во имя К. и И. существовал также в ц. Св. Троицы в Кожевниках. К. и И. часто изображались среди избранных святых и на полях икон, особенно старообрядческих, напр., на иконе 1893 г. «Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн», созданной в мастерской челябинского Одигитриевского мон-ря. Лит.: Менолог. С. 195, 281, 309, 340, 359, 384, 389; Привалова Е. Л. Росписи Тимотесубани: Исслед. по истории груз. средневек. монументальной живописи. Тбилиси, 1980. С. 101; Skawran K. The Development of Middle Byzantine Fresco Painting in Greece. Pretoria, 1982. P. 46; Chatzidakis M., Pelekanidis S. Kastoria. Athens, 1985. P. 24-25, 52. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. N. Y., 1988r. P. 46; Kitzinger E. The Mosaics of St. Mary " s of the Admiral in Palermo. Wash., 1990. P. 164-165, 300, 336, 395; Chatzidakis N. M. Hosios Loukas. Athens, 1997. P. 22-23. (Byzantine Art in Greece: Mosaics, Wall Painting); Евсеева. Афонская книга. С. 215, 272, 312; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря. М., 2002. Ил. 25; он же. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2007. С. 102-108; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 672-677, 750-752; Герасименко Н. В., Захарова А. В., Сарабьянов В. Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской//ВВ. 2007. Т. 66(91). С. 24-59; ГТГ: Кат. собр. М., 2010. Т. 2: Лицевые рукописи XI-XIX вв. Кн. 1. С. 208, 226.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

XX в. Екат., 1998; Djuri S. Icons from the 12th to the 15th Cent.//Hilandar Monastery. Belgrade, 1998. P. 279-292; Markovi M. The Original Paintings of the Monastery " s Main Church//Ibid. P. 221-242; Todi B. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Belgrade, 1999; Sinkevi I. The Church of St. Panteleimon at Nerezi: Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000; Parlato E., Romano S. Roma e Lazio: Il Romanico. Mil., 2001; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23; Пенкова Б. Боянская во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского, церковь//ПЭ. 2003. Т. 6. С. 128-130; The Ossuary of the Bachkovo Monastery/Ed. E. Bakalova. Plovdiv, 2003; Bard ieva-Trajkovska D. St. Panteleimon at Nerezi: Fresco Painting. Skopje, 2004; Д. Зидно сликарство цркве Светог Ахилиа у Београд, 2005; Этингоф О. Е. Византийские иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005; Κουκιρης Σ. Εικνα του αγου Παντελεμονος με σκηνς του βου του στη μον Σιν//ΔΧΑΕ. Περ. 4. 2006. Τ. 27. Σ. 233-244; Galavaris G. An 11th-Century Hexaptych of the S. Catherine " s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009; Byzantine and Post-Byzantine Studies in Venice. Venice - Athens, 2009. (Library; 29); Πσσαρης Ν. Η εικονογραφα του αγου Παντελεμονος του ιαματικο//Διαχρονα: περιοδικ κδοση του Συλλγου Μεταπτυχιακν Θοιτητν Ιστορας - Αρχαιολογας του Εθνικο και Καποδιστριακο Πανεπιστημου. Αθηνν, 2009. Τ. 7. Σ. 23-40; Орецкая И. А. Рукописи с миниатюрными фигурками// Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Визант. миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. С. 332-423; Gerstel Sh. E. J. «Tiles of Nicomedia» and the Cult of St. Panteleimon//Byzantine Religious Culture: Studies in Honor of A.-M. Talbot/Ed. D. Sullivan et al. Leiden, 2012. P. 173-186; Sofragiu P. The Mural Paintings from the Exonarthex of Vatopedi Monastery " s Katholikon//European J. of Science and Theology. Iasi, 2012. Vol. 8. N 4. P. 233-246; Woodfin W. The Embodied Icon: Liturgical Vestments and Sacramental Power in Byzantium.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Il. 5), либо ниспадающими порознь, как на миниатюре в новгородском «Пантелеимоновом Евангелии» (РНБ. Соф. 1. Л. 224, кон. XII в.; см.: Лифшиц. 2015. Ил. 332). Особый случай - лента, переброшенная через плечо наподобие ораря, на иконе П. раннего XIII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( Κουκιρης. 2006. Εικ. 1). В левой руке у святого всегда находится той или иной формы закрытый или приоткрытый ковчежец, с виднеющимися внутри сосудами. В правой руке мученик держит либо крест, либо некий медицинский инструмент - шпатель, скальпель, ложечку и т. п. В таком же облачении и с теми же атрибутами в визант. искусстве изображаются святые врачи Косма и Дамиан, соседство с к-рыми для образа П. является одним из наиболее привычных. Самым ранним сохранившимся изображением П. считается терракотовая плита кон. V или нач. VI в. из окрестностей Кайруана в Тунисе с лат. надписью: «SCS PANTALEO» ( Courtois. 1952. P. 209-213). Предположительно на ней показано исцеление святым укушенного змеей ребенка. К сфере собственно визант. искусства могут быть отнесены 2 фрески с образом П. в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, сер. VII и нач. VIII в. ( Knipp. 2002. P. 3-4, 9. Il. 3). Позднейшая из них идентифицируется по греч. подписи, более ранняя - на основании сходства 2 этих образов. Иконографический тип здесь еще не вполне сформировавшийся: в правой руке святого - свиток, верхнее одеяние скорее напоминает хламиду, нежели фелонь; впервые сближается с ней по виду облачение П. на фреске IX в. в ц. св. Стефана в Кастории ( Pelekanidis, Chatzidakis. 1985. P. Il. 5). Среди ранних примеров развитой иконографии великомученика - икона 1-й четв. X в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае с П. и со св. Ермолаем по правую и левую сторону Богоматери соответственно ( Weitzmann. 1976. Cat. B. 54). Объединение П. в пару с его наставником и крестителем св. Ермолаем, в облике к-рого Сам Христос являлся юному целителю во время мучений, прослеживается в большом числе позднейших произведений. Примеры изображения П. рядом с Божией Матерью также не будут редкостью в дальнейшем.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

T. 1. P. 508-510). Происхождение мощей К. и Д., к-рые находятся в базилике, трудно установить. О хранившихся в Риме останках мучеников упоминал еп. Петр Наталис († до 1406) ( Petr. Natal. CatSS. VIII 123). К IX-XI вв. относятся сведения о частицах мощей мучеников, вывезенных в Германию из Рима (возможно, из базилики К. и Д.). В 1582 г. при ремонтных работах под алтарем были обнаружены мощи К. и Д. и их братьев Анфима, Леонтия и Евпрепия. По-видимому, тогда же выполнена надпись, согласно к-рой мощи мучеников были доставлены в Рим при свт. Григории I Великом (590-604). После освидетельствования в 1924 г. мощи мучеников были помещены под алтарем крипты. В Парижском перечне церквей Рима (ок. 1230) упомянуто 5 храмов во имя К. и Д. ( H ü lsen. 1927. P. 23, 25). Нек-рые церкви, посвященные мученикам-целителям, первоначально были связаны с благотворительными учреждениями. Так, в жизнеописании папы Римского Льва III (795-816) упоминается ораторий К. и Д. при ксенодохии (приюте и больнице для паломников) Туции (LP. T. 2. P. 25; H ü lsen. 1927. P. 242-243). Изображения К. и Д. сохранились в т. н. капелле св. врачей в диаконнике ц. Санта-Мария-Антиква. Они дважды представлены на фресках, выполненных при папе Иоанне VII (705-707), вместе с др. вост. мучениками-целителями. Мученики изображены с атрибутами врачебного искусства - свитком и шкатулкой с инструментами или лекарствами. Возможно, тематика росписей в т. н. капелле св. врачей связана с тем, что при церкви могла существовать диакония ( Knipp. 2002). В Трастевере, у подножия холма Яникул, находился мон-рь К. и Д. «на Золотой крошке» (Санти-Козма-э-Дамиано-ин-Мика-Ауреа; ныне ц. Сан-Козимато). Муж. бенедиктинский мон-рь был основан между 936 и 944 гг. рим. аристократом Бенедиктом Кампанином, приближенным Альбериха II («принцепс» и фактический правитель Рима в 932-954). Согласно грамоте папы Иоанна XVIII от 1005 г., мон-рь владел крупной недвижимостью в Трастевере и землями в окрестностях Рима, а также неск. приписными обителями.

http://pravenc.ru/text/2458823.html