Беф-Агган ( в русском переводе не упоминается) находится там, где дорога поднимается из долины на Дофанское плато, а затем в горы Самарии. Ивлеам расположен на вершине возвышенности в северной оконечности этого плато. Это примерно в 10 милях от Изрееля. На полном ходу колесница может преодолеть это расстояние менее чем за полчаса. Но отсюда еще 15 миль до Самарии. Приняв решение двигаться в направлении Мегиддона, Охозия должен был повернуть на северо-запад, но это всего в 12 милях от Ивлеама, и там раненому царю, несомненно, предоставили бы убежище. Кроме того, это была самая удобная и ровная дорога, так как она проходила по юго-западному краю Изреельской долины. Беф-Агган – это современный Дженин; город упоминается в египетских «Текстах проклятий» и встречается в амарнских текстах под названием Джина. На месте древнего города стоит курган площадью 7 акров с керамикой железного века. Ивлеам упоминается в анналах Тутмоса III и отождествляется с Khirbet Belameh. Ни в одном из этих пунктов раскопки не проводились. 9:30–10:17 Истребление рода Ахава 9:30. Действия Иезавели. В Древнем мире для подкрашивания глаз и подчеркивания их миндалевидной формы использовали измельченный галенит (свинцовый блеск) или стибнит (сульфид сурьмы), смешанные с водой или маслом. «Украшение головы» могло включать умащение благовониями, окрашивание волос и плетение кос. Иезавель стремилась быть привлекательной во всех отношениях – физическом, социальном и политическом. Широко распространенный в древнем ближневосточном искусстве мотив женщины в окне представлен прекрасными образцами резьбы по слоновой кости, найденными в Нимруде, Самарии и Арслан-Таше (где изображена женщина в египетском парике). В литературе женщина, напряженно всматривающаяся вдаль, ожидает вестей о муже или сыне, ушедшем на войну (см. коммент. к Суд. 5:28 ). Полной противоположностью являются плакетки из слоновой кости, на которых, как полагают многие исследователи, изображены блудницы, возможно, связанные с культом Астарты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Чтобы проделать этот путь с семейством, требовалось два дня. Силом отождествляют с Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями, источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Археологические раскопки обнаружили руины Силома железного века I и следы разрушений, вызванных пожаром. Несмотря на обнаружение остатков общественных зданий этого периода, никаких следов святилища не нашли. Вероятно, оно находилось на вершине кургана, наиболее пострадавшей от эрозии. 1:3. Ежегодные жертвоприношения. Закон предписывал совершать паломничество трижды в году: в Праздник опресноков, Праздник седмиц и Праздник кущей. Поскольку повод праздничного паломничества в тексте не уточнен, некоторые исследователи полагают, что это был традиционный семейный ритуал, отражающий благочестие Елканы. 1:3. Священнический род Илия. Илий происходил из рода Аарона через его четвертого сына, Ифамара. В начале периода судей первосвященником был Финеес, сын Елеазара, третьего сына Аарона. Два старших сына Аарона, Надав и Авиуд были поражены смертью за нарушение ритуала ( Лев. 10 ). Каким образом попечение о скинии собрания и ковчеге перешло от ветви Елеазара к ветви Ифамара, неизвестно. 1:4. Части жертвы. Некоторые виды жертвоприношений сопровождались общей трапезой, особенно мирная жертва (см. коммент. к Лев. 3:1–5 ). Если в жертву приносилось животное, то и священник, и семейство жертвователя получали части жертвенного мяса – продукта, редко присутствовавшего в рационе древних. 1:7. Святилище в Силоме. Неопределенность использованного здесь обозначения святилища – «дом Господень» – не позволяет судить о характере этого сооружения. В ст. 9 оно названо «храмом», что подразумевает некое здание. Во 2упоминается скиния собрания, т. е. шатер. Чередование определений указывает на то, что либо вокруг скинии было возведено некое более прочное сооружение, либо она находилась внутри священных пределов, возможно, принадлежавших ранее хананеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20:10. Гора Сеир. Гора Сеир находилась в Эдоме. Сеир в целом представлял собой центральную горную страну Эдома (с высотными отметками до 11 тыс. футов) между вади al-Ghuwayr на севере и Ras en-Naqb на юге. В данном случае этот термин, вероятно, относится ко всей области Эдома. 20:16. Возвышенность Циц. Эту возвышенность часто связывают с вади Hasasa, впадающим в Мертвое море на расстоянии около 9 миль к юго-востоку от Фекои. Контекст этого отрывка указывает на то, что возвышенность Циц была важным связующим звеном между Иерусалимом и Ен-Геди. 20:16. Пустыня Иеруил. Пустыня Иеруил находилась к юго-востоку от Фекои, на равнине, снижающейся в сторону Ен-Геди. 20:19. Сыны Каафовы и сыны Кореевы. Сыны Каафовы и сыны Кореевы были двумя основными левитскими кланами, возглавлявшими священство Иерусалимского храма в период царств. В родословии, которое приводится в 1Пар. 6:22–24 (см. также Исх. 6:18 , 1Пар. 6:31 ), сыны Кореевы являются потомками каафитов. 20:20. Пустыня Фекойская. Эта пустыня простирается к востоку от Фекои (Khirbet Teqúa), города на Иудейском нагорье, и находится примерно в 12 милях к югу от Иерусалима. 20:26. Долина благословения. Местоположение ее точно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что это может быть вади Berekut, между Фекоей и Ен-Геди. 20:28. Псалтири, цитры и трубы. На Ближнем Востоке в древности были широко распространены лиры. На египетских гробницах изображены музыканты из Трансиордании, играющие на лирах. В оркестрах времен Навуходоносора, очевидно, использовались лиры (см. коммент. к Дан. 3 ). В Израиле это был деревянный инструмент с восьмью струнами (см.: 1Пар. 15:21 ). В Древнем Израиле было несколько видов труб. Особые трубы использовались для военных и религиозных целей, звук которых призывал народ к собранию. Трубы нередко изображались в живописи древнего Ближнего Востока, в том числе можно отметить фигурку трубача из Карий на юго-западе Турции (ок. 800 г. до н. э.). 20:31. Хронология. Согласно Тилю, Иосафат правил с 872-го по 848 г. до н. э., а большинство других расчетов лишь на один или два года отличаются от этих дат. Высказываются предположения, что он был соправителем своего отца. Его современниками в Израиле были Ахав, Охозия и Иорам. В Ассирии в это время правили Ашшурбанипал II и Салманасар III. В небиблейских источниках Иосафат не упоминается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Современный Tell Jezer, курган площадью 33 акра в западной оконечности Аиалонской долины, в 25–30 милях от района сосредоточения. Войско Газера было разгромлено, но сам город во время этого похода завоеван не был (см.: 16:10). Это один из городов, перечисленных в победной надписи фараона Мернептаха, а в амарнском архиве хранится десять писем от царя Газера, Япаху. Здесь проводились широкомасштабные раскопки. Хорошо укрепленный город средней бронзы был уничтожен пожаром в конце этого периода (вероятно, Тутмосом III, XV в. до н. э.). Город поздней бронзы был окружен стенами толщиной 12–14 футов и более 15 футов высотой. 10:33. Горам. Горам, царь Газера, не упоминается в других текстах этого периода, но у него типичное западно-семитское имя. 10:36. Хеврон. См. коммент. к 10:3. Поскольку раскопки не обнаружили в Хевроне слой заселения, относящийся к периоду поздней бронзы, археология не может пролить свет на разрушение этого города Иисусом Навином и израильтянами. Ввиду того что на месте древнего Хеврона стоит современный город, многие участки недоступны для раскопок. 10:38. Давир. Давир – это Khirbet Rabud, участок площадью 15 акров, примерно в 8 милях к юго-западу от Хеврона. Этот хананейский город периода поздней бронзы занимал господствующее положение в вади Хеврон, ведущем из Беэршивы в Хеврон. Раскопки ограничились здесь двумя траншеями, поэтому они не пролили свет на историю разрушения города Иисусом Навином. 10:40. Масштабы завоевания. Все описанные в этом фрагменте города находятся в южной горной местности и в Шфеле. Иерусалим и Газер не входят в число городов, атакованных Иисусом Навином. Поскольку цари, правившие в этом регионе, потерпели поражение, эта территория стала принадлежать израильтянам. Сообщение о полном истреблении врага типично для древних рассказов о завоеваниях. Подтверждение того, что это гипербола, можно найти в самом тексте, в Нав. 15:13–16 , где упоминаются жители Хеврона и Давира. Подобные гиперболы встречаются в надписи Мернептаха, где говорится о том, что Израиль остался без потомства, и в надписи Меши, где Израиль назван погибшим навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

The excavation began in 2015 at the Khirbet al-Ra’i site, located between Kiryat Gat and Lachish, and was led by Prof. Yosef Garfinkel, head of the Institute of Archaeology at the Hebrew University,  The Jerusalem Post  reports. Researchers from a joint expedition including the Hebrew University of Jerusalem, the Israel Antiquities Authority, and Macquarie University in Sydney, said they believe they have discovered the biblical city of Ziklag, a Philistine city where a young David sought refuge from King Saul. The original Philistine settlement at Ziklag dates back to 12th century BCE. The excavation began in 2015 at the Khirbet al-Ra’i site, located between Kiryat Gat and Lachish. It was led by Prof. Yosef Garfinkel, head of the Institute of Archaeology at Hebrew University. About 1,000 sq.m. were excavated; the find revealed evidence of Philistine settlement dating to the 11th-12th century BCE. Large stone structures were uncovered, including finds characteristic of Philistine culture. Stone vessels and metal vessels found on site are similar to other finds from this period that were discovered at past excavations in Ashdod, Ashkelon, Ekron and Gat – all ancient Philistine cities. To date, several sites were suggested by archaeologists attempting to find Ziklag, such as Tel Halif near Kibbutz Lahav, Tel Shara in the western Negev, and Tel Sheva. However, according to the researchers, “in all of these sites there was no settlement continuity, including both a Philistine settlement and a settlement from the time of David. In the site at Khirbet al-Ra’i, evidence of both settlements were found.” A rural settlement dating to the time of King David, the beginning of 10th century BCE, was also discovered above the remains of the Philistine settlement, which was destroyed by a fire. There were dozens of complete pottery vessels found in the remains of buildings, identical to those found in the fortified Jewish city of Khirbet Qeiyafa, identified with the biblical She’arayim. It was discovered in the Judean foothills and also excavated by Garfinkel.

http://pravmir.com/philistine-refuge-of-...

4383 2. The Setting of the Sign (2:l-3a) Before examining the sign itself, we must survey its setting. The features of the sign " s setting appear significant to John " s narrative: the location, the day, and the wedding celebration. 2A. Cana (2:1) The mention of Cana frames this pericope, bracketing it (2:1, 11). 4384 Scholars have favored especially two sites, Kefar-Kenna and Khirbet-Qanah, as the ancient site of John " s Cana; more evidence supports the claim for the latter. Despite recent traditions supporting Kefar-Kenna, older sources support Khirbet-Qanah. 4385 Further, the etymology, 4386 Roman-Byzantine pottery, 4387 and Josephus " s description of the locality 4388 also tend to support Khirbet-Qanah. Either site would represent a reasonable walk from Nazareth and explain why Jesus» family would have known the family of the groom. Kefar-Kenna is three and a half miles northeast of Nazareth and Khirbet-Qanah nine miles north of Nazareth. 4389 The mention of Cana probably functions as historical reminiscence–perhaps Nathanael " s (who may also represent the connection with the groom " s family, since he was from there, 21:2)–and as a literary cue prefiguring the sign of 4:46–54 (presumably from the same source). In its latter function «Cana of Galilee» (2:1; 4:46) addresses the contrast implied between Galileés positive reception of Jesus (2:2; 4:47, 54; cf. 2:12; 4:43–45) and his rejection in Judea (cf. 2:13–25; 5:16). 2B. The Third Day (2:1) One feature that may reinforce the idea of an assault on the old forms of ritual purification in this text is the way John has tied the first Cana narrative to Jesus» prophetic act in the temple. John has moved the temple cleansing up to the beginning of Jesus» ministry (overshadowing the entire ministry with the tradition of the passion week), and has apparently tied the two major pericopes of ch. 2 together with a literary inclusio around the key phrase «three days» (2:1,19). The «third day» of John 2has puzzled many commentators.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

A scarab bearing the name of the Egyptian pharaoh Sheshonq was discovered in 2006 but not announced until earlier this year. Sheshonq I has been identified as the biblical pharaoh Shishak, a contemporary of Solomon and his son Rehoboam. The scarab provides new evidence for Shishak’s raid into Judah as described in II Chronicles 12:2-9. The scarab was found in the ruins of an ancient copper smelting facility at a site called Khirbat Hamra Ifdan in Jordan, south of the Dead Sea. Scarabs, coins, seals, and bullae are very small but can have a significant archaeological impact because of the information they reveal. Earlier this year, another Egyptian scarab was found at Khirbet el-Maqatir , from the Hyksos period. 2. Khirbet Summeily bullae In recent decades, some archaeologists and Bible scholars have argued that David and Solomon were minor or mythological leaders and not the major rulers depicted in the Bible. But the discovery this summer of six clay seal impressions—or bullae—from the 10th century BC indicate significant administrative activity at a remote outpost at Khirbet Summeily near Gaza, on the ancient border between Judah and Philistia. The bullae are the latest in a series of discoveries that support the existence of a major Jerusalem-based kingdom in the 10th century. 1. Herod’s Gate at Herodium The discovery of what was believed to be the tomb of Herod the Great in 2007 ended a 30-year ­­search by the late Israeli archaeologist Ehud Netzer. But this desert palace/fortress still has more secrets to reveal. Earlier this month, Hebrew University archaeologists announced the discovery of a monumental entrance—60 feet long, 20 feet wide, and 60 feet high—providing direct access to the inner courtyard. Archaeologists say the entryway may never have been used. Instead, Herod ordered the entrance backfilled and the adjacent royal theater covered up, creating the setting for his monumental mausoleum. Editor’s Note: Two of these findings—the circular ark and Herod’s gate—are also found on the Biblical Archaeology Society’s top 10 list for 2014. CT also covered its list of top 10 finds in 2013 and has reported on the coin that may have cracked the mystery of Jesus’ birthday (spoiler alert: it’s not December 25), a building that might have been King David’s palace , and other archaeological stories .

http://pravmir.com/biblical-archaeology-...

The gates were corroborated by additional evidence of Jewish activity at Qeiyafa, including thousands of sheep, goat, cow and fish bones, and the absence of non-kosher pig bones, Kaplan said. Evidence of cultic activity throughout the city was also unearthed, as well as two inscriptions written in the Canaanite script. One was incised on a jar and contains the Hebrew name Eshbaal, son of Beda. The second was inscribed on a pottery shard with only a few identifiable words, including “king” and “judge.” Many of the letters seem to reflect Hebraic writing. Garfinkel suggests this is the earliest writing documentation of the Hebrew language discovered to date. Among the pottery on the site, less than 2 percent was typical Philistine pottery. Kaplan said if the community had been Philistine, a minimum of 20 percent of Philistine design should have been found. Of the 24 weapons and tools discovered, 67 percent were made from iron and 33 percent from bronze. Use of iron during this period by other sites in Judah, such as Arad and Beersheva, helped archeologists identify Qeiyafa as a Judean site. Bible Lands curator Yehuda Kaplan. Credit: Maayan Jaffe-Hoffman. Finally, casemate walls - two thinner, parallel walls with empty space in between and a belt of houses abutting the casemates, incorporating them as part of the construction - are reminiscent of the type of urban planning found only in Judah and Transjordan. Garfinkel explained that before the period of King David, people lived in small farming communities. Around 11th BCE, these agrarian communities became urban societies. “In this, the biblical tradition has historic memory,” Garfinkel said. “If we ask, ‘Where is archaeology starting to support biblical tradition, Khirbet Qeiyafa is the beginning.” There’s only one other archaeological reference to King David found in Israel, the Aramaic inscription from the mid-9th century BCE found at Tel Dan. This inscription, on display as part of the new exhibit, is attributed to Hazel, king of Damascus, who boasts about killing a king of Israel and a king of Judah, the latter of which is referred to in the inscription as “King of the House of David.”

http://pravoslavie.ru/97168.html

64 Cf. Y.Congar, The Mystery of the Church, 1960 and F.Heiler, Urkirche und Ostkirche, 1937, p.826 65 We have already made a distinction in principle between the history of unity and the theology of unity (see Introduction above). Yet, despite the fact that it is imperative for this reason carefully to distinguish what relates to the historical reality from what the early Church taught or aspired to, it must be admitted here that on the subject of Church unity, history and theology often touch on one another, given that the Church is an integral reality, whether she is understood as a conceptual or an empirical state, and her unity forms an inalienable element of her essence. This is why in the present case it becomes very difficult and often impossible to isolate the evolving “becoming” of the Church from her stable “being” without the risk of misinterpreting or distorting history 67 On the subject of the sources used for this study, it should be explained here that we shall mainly be using those sources which are purely Christian and ecclesial. This is not because we underrate the value of outside sources for the history of early Christianity such as the Dead Sea Scrolls, but on account of the nature of our theme which relates mainly to the Church’s self-understanding which can be reflected faithfully only in her own documents. Besides, theories about a direct relationship between the Dead Sea Scrolls and the Church do not seem well-founded. On this subject see K.Stendahl, “Kirche: II. Im Urchristentum” in Die Religion in Geschichte und Gegenwart, 3, Aufl. III (1959), p.1300. But more generally, the relationship of these texts to the Holy Scriptures will remain unknown, as Prof. V.Vellas observes, until all the texts discovered are published in full, and others perhaps come to light (V.Vellas, Commentary on the Book of Habakkuk (in Greek), 1958, pp.30, 43). In consequence, it would be at least premature to place these texts alongside the already existing sources of primitive Christianity in studying the unity of the Church. On the relation of the Dead Sea Scrolls to early Christianity, the interested reader may see, inter alia, P.Simotas, The Discoveries of Khirbet Qumran (in Greek), 1952; S.Agouridis, “Judaic Eschatology in N.T. Times” (in Greek) in Theologia, 1956, p.408, n.2; eiusdem The Dead Sea Scrolls and the N.T. (in Greek), 1959; A.Chastoupis, The Dead Sea Scrolls in Relation to Holy Scripture (in Greek), 1958; Th.Kirkasios, The Dead Sea Scrolls (in Greek), 1959; eiusdem “The Damascus or Sadokic text” (in Greek) in Theologia (1960), pp.151–166; M.Siotis, The Dead Sea Scrolls. Story of their Discovery and Description (in Greek), 1961

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

17:13. Стащим город в реку. Известно, что при осаде городов применялись штурмовые лестницы. Возможно, с этой целью применялись и привязанные к веревкам крючки, или «кошки». С их помощью нападавшие взбирались на стены или выбивали из стен камни, чтобы сделать их более уязвимыми для таранов. На изображениях осажденных городов в ассирийских дворцах стены разрушаются кирками, но для этого могли использовать и «кошки» с веревками. 17:17. Источник Рогель. Расположенный чуть южнее источника Гион, там, где Енномова долина соединяется с долиной Кедрон, источник Рогель, по всей вероятности, питается теми же водами, что и источник Гион (отождествляемый с Bir Ayyub, «Колодцем Иова»). Это было оживленное место, где можно было узнать новости, поэтому появление здесь Ионафана и Ахимааса, ожидающих вестей из города, не могло вызвать подозрений. 17:18. Бахурим. Селение вениамитян к северу от Масличной горы, возможно Ras et-Tmim или Khirbet Ibqédan. В том, что разведчики Давида получили помощь от жителя Бахурима, заключается горькая ирония, так как это был родной город Семея, сына Геры, который хулил царя ( 2Цар. 16:5 ). 17:23. Поступок Ахитофела. Древнееврейская Библия не осуждает самоубийство. Из встречающихся в тексте примеров (Авимелех, Самсон, Саул, его оруженосец, Ахитофел и Замврий) явствует, что самоубийство рассматривали как поступок, позволяющий сохранить честь и требующий мужества, что во многом напоминает понимание самоубийства Сенекой. Римский философ говорил: «Мудрый человек живет столько, сколько должен, а не сколько может». Ахитофел привел в порядок свои дела, написал завещание, обеспечив законную передачу собственности своим наследникам, и удавился. Тем самым Ахитофел избежал казни, поскольку его сотрудничество с Авессаломом было бы истолковано как преступление против помазанника Господня. 17:24. География. Надо полагать, Авессалом перешел через Иордан спустя некоторое время после Давида, когда царь был на пути к Маханаиму. Маханаим отождествляют с Telul ed-Dhabab el-Garbi на северном берегу реки Иавок. О значении этого города свидетельствует его использование Иевосфеем в качестве столицы ( 2Цар. 2:9 ) и упоминание в хрониках фараона Сусакима. Раскопки здесь не проводились, но поверхностные исследования подтверждают наличие поселения этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006   007     008