13:2. Михмас. Михмас (совр. Mukhmas) расположен к юго-западу от Вефиля на высоте 2000 футов над уровнем моря. Скудость археологических находок железного века заставляет некоторых специалистов отдавать предпочтение идентификации с Khirbet el-Hara el-Fawqa, всего на одну милю севернее, где обнаружено больше следов поселения этого периода. Горный рельеф этой местности препятствовал применению колесниц. 13:3. Филистимский охранный отряд в Гиве. Гиву отождествляют с современным селением Jaba, в 6 милях к северу от Иерусалима. Раскопки здесь не проводились, но исследование поверхностного слоя обнаружило остатки поселения железного века. Город возвышается над стратегически важной переправой через глубокое ущелье вади Swenit у Михмаса, открывавшей путь из северного региона к Иерусалиму. 13:4. Расстояние от Галгала до Михмаса. Название «Галгал» носили многие селения, а их местоположение точно неизвестно (см. коммент. к 7:16). Галгал в 10:8, по-видимому, находился недалеко от Гивы. Если Галгал, в котором расположился стан Саула, – это город времен Иисуса Навина, то он находился значительно дальше к востоку, близ Иордана, примерно в 20 милях от Михмаса. В таком случае Саул был далеко от театра военных действий. 13:5. Войско филистимлян. В этой ситуации филистимляне, располагавшие тридцатью тысячами (по уточненным данным – тремя тысячами) колесниц и шестью тысячами всадников (колесничих), имели подавляющее военное преимущество. Если уточненная цифра верна, то на каждую колесницу приходилось два воина, как и в Египте, Анатолии и Ассирии того времени. Например, ассирийский царь Салманасар III (IX в. до н. э.) утверждал, что он переправился через Евфрат с войском, насчитывающим 120 тыс. человек. В обязанности правителей ассирийских провинций входило формирование отрядов из 1500 всадников и 20 тыс. пехотинцев для ассирийского войска. Учитывая, что таких провинций было более двадцати, можно предположить, что ассирийское войско было очень велико. 13:6. Укрытия. Склоны гор близ вади Swenit и вади Kelt изобилуют пещерами. В Палестине люди часто прятались в пещерах, когда им угрожала опасность. Иногда пещеры служили родовыми гробницами. Эти пещеры были труднодоступны, и только местные жители знали их расположение. О том, что пещеры служили укрытием, свидетельствует надпись в одной из пещер близ укрепленного иудейского города Лахиса. На ее стене написано: «Пощади меня, Боже милосердный, пощади меня, Яхве. О Яхве, спаси».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28:3. Изгнал их. Решение Саула изгнать из своего царства волшебников и гадателей, вероятно, было воспринято с одобрением. Волшебники выступали в роли заклинателей, которые вызывали духов, способных предсказывать будущее. Ореол таинственности, которым окружали себя эти люди, внушал страх и давал пищу для предрассудков. За тысячу лет до описываемых событий царь Лагаша Гудеа также изгнал гадателей из своей страны, хотя этот шаг не имел отношения к монотеизму. В данном случае приказ Саула, изданный во время оплакивания Самуила, показывает, что царь не располагал средствами (будь то законными или незаконными) проникновения в божественные замыслы. 28:4. Расположение филистимлян и израильтян. Восточный край Изреельской долины протянулся с севера на юг примерно на 10 миль. Северную оконечность долины замыкает гора Фавор, а южную – гора Гелвуй. Пространство между этими горами разделяется на два прохода менее высокой горой Море. Сонам, где расположился стан филистимлян, находится к юго-западу от горы Море, напротив долины Harod (южного прохода из долины Изреель к Беф-Сану). Станы филистимлян и израильтян отстояли друг от друга примерно на 5 миль. Аэндор находится в средней части северного прохода (между горами Море и Фавор), в 6–7 милях к северу от стана израильтян. Вероятно, Саул шел с восточной стороны горы Море, чтобы не попасться на глаза филистимлянам. Следует отметить, что формально Аэндор (Khirbet Safsafeh) находился в уделе Манассиином, за пределами территории, подчиненной Саулу ( Нав. 17:11 ). Судя по тому, что место битвы отодвинуто на такое значительное расстояние к северу от Филистии, можно предположить, что филистимляне пытались отрезать от царства Саула регион Галилеи. Однако горный рельеф этой местности давал преимущество Саулу и его легковооруженному войску. 28:6. Методы получения информации. Беспокойство Саула по поводу предстоящей битвы с превосходящими силами филистимлян вполне оправдано. Прежде всего, чтобы узнать, принесет ли ему победу божественный воитель, Саул использует обычные способы обращения к Богу: сон в святилище или возле священного предмета с целью получения вещего сна (см. коммент. к 3:3); урим и туммим (см. коммент. к Исх. 28:30 ) и откровения пророков (о пророчествовании самого Саула см.: 1Цар. 10:10,11 ). Ни один из этих методов не принес результата, из чего стало ясно, что Бог оставил Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Изложенные выше сведения удобно свести в таблицу, указав для каждого объекта следующие характеристики: надежность его идентификации с библейским местом и соответствие археологических данных, полученных в результате раскопок, ранней или поздней хронологии вхождения евреев в Ханаан: п.п. Объект Соответствует ли ранней библ. хронологии? Соответствует ли поздней библ. хронологии? Надежность идентификации Tell Beit Mirsim как Дебир не соответствует не соответствует надежная Beitin как Вефиль не соответствует не соответствует сомнительная не соответствует не соответствует надежная Tel es-Sultan как Иерихон соответствует не соответствует надежная et-Tel как Гай не соответствует не соответствует сомнительная Khirbet el-Maqatir как Гай соответствует не соответствует сомнительная Tel Hazor как Хацор соответствует соответствует надежная Из таблицы видно, что, объекты, которые первоначально рассматривались У.Ф. Олбрайтом в вопросе завоевания евреями Ханаана 1–3), должны быть исключены из библейско-археологического анализа, поскольку их археология не соответствует ни ранней, ни поздней датировке вхождения в Ханаан. Их необходимо исключить еще по той причине, что библейский текст указывает другие объекты, которые были разрушены евреями – Иерихон, Гай и Хацор. При анализе археологии Гая на первый план выходит проблема идентификации этого библейского места. Если предложенная недавно его идентификация с Хирбет эль-Макатиром 6) получит признание, тогда, как видно из таблицы, можно констатировать, что археология объектов, идентифицируемых как Иерихон, Гай и Хацор 4, 6, 7) вполне вписывается в раннюю хронологию вхождения израильского народа в Землю Обетованную (около 1400 г. до Р.Х.) и хорошо соответствует библейскому повествованию об этом событии. Источники и литература 1 . Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию. Кн. 1. Метаархеология/Учеб. пособие. СПб., 2004. 2 . Ai//The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land/Ed. A. Negev. N. Y., 1986. P. 20–22. 3 . Albright W.F. Archaeology and the Date of the Hebrew Conquest of Palestine//BASOR. 1935. 58. P. 10–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

16:23. Дагон. Согласно текстам из Мари, Дагон считался важным богом семитского пантеона уже в начале 3-го тыс. до н. э. Ассирийцы почитали Дагона в первой половине 2-го тыс. до н. э., а в угаритской литературе он представлен как отец Ваал-Адада. Храм Дагона в Угарите превосходил размерами храм Ваала. Первоначально Дагон считался подателем пищи и покровителем земледелия. У филистимлян Дагон – верховное божество, бог войны; вероятно, они заимствовали это представление у местного хананейского населения. 16:25. Пусть он позабавит нас. «Забава», вероятно, была связана не с остроумием или силой Самсона, а с его слепотой. Препятствия на пути, неожиданные удары и подножки – лишь немногие способы издевательства над слепым человеком, попавшим в незнакомую обстановку. 16:29. Храмовая архитектура. Храмы в Телль-Касиле (древнее название этого филистимского поселения, расположенного в пределах совр. Тель-Авива, неизвестно) и в Беф-Сане – единственные филистимские храмы этого периода, обнаруженные археологами, хотя храм в Лахисе не менее показателен. Характерной особенностью этих храмов были деревянные колонны на каменных основаниях в центральном проходе. Устойчивость колонн обеспечивалась весом крыши, которую они поддерживали. Архитектура железного века I представлена в Тель-Касиле храмом площадью 25x45 футов, а в Беф-Сане – площадью 45x45 футов. К такому же типу относится хананейский храм периода поздней бронзы в Лахисе, но он значительно больше – 60 х 100 футов. 16:31. Цора и Естаол. Цору отождествляют с современным селением Sar " a в долине Сорек, в 16 милях к западу от Иерусалима. Цора и Естаол (Khirbet Deir Shubeib) находятся всего в миле друг от друга, но их разделяет ручей, протекающий по вади Kesalon. 17:1–18:31 Миха и сыны Дановы 17:2. Тысяча сто сиклей. Хотя это очень большая сумма, обладание таким количеством серебра не выходит за пределы возможного (ср.: 400 сиклей, уплаченных Авраамом за Махпелу, и количество золота, захваченного Гедеоном в Суд. 8:26 ). Вероятно, это серебро составляло приданое, полученное женщиной при замужестве на тот случай, если она овдовеет или будет брошена. Такое же количество серебра обещал дать Далиде каждый из филистимских правителей в 16:5.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

19:11–15. Процесс восстановления Давида. Ввиду того что Авессалом был помазан на царство, а старейшины Иуды и Израиля разделились во мнении, следует ли возвращать Давиду титул царя, пришлось пойти на определенный компромисс. Например, Амессай, военачальник Авессалома, получил приглашение возглавить войско Давида (кроме отборных частей и наемников, которые остались в подчинении Иоава). Давиду пришлось уговаривать даже людей из собственного колена, напоминая им о кровном родстве и о принесенных ранее клятвах верности. Бегство и возвращение Давида на престол можно сравнить с перипетиями биографии Идрими, царя Алалаха (XV в. до н. э.), который был смещен с престола, и только через семь лет сумел вернуть преданность своих подданных. 19:15. Галгал. Очевидно, в начале периода царств Галгал служил культовым центром. Избрание этого места для встречи старейшин с Давидом, вероятно, определялось тем обстоятельствами, что здесь был венчан на царство Саул, а также расположением этого селения (предположительно Khirbet Mefjir, в миле к северо-востоку от Иерихона) близ Иордана. См. коммент. к 1Цар. 7:16; 11:14,15 . 19:24. Не омывал ног и не заботился о бороде. Безразличие к внешнему виду свидетельствует о том, что Мемфивосфей предавался скорби. Например, в Иез. 24хождение босиком и прикрывание бороды определяются как признаки траура. С другой стороны, это служило доказательством, что Мемфивосфей не вынашивал никаких планов по захвату престола, ибо в противном случае он должен был позаботиться о том, чтобы иметь приличествующий царю вид. 19:22,29. Помилование, дарованное в порядке исключения. Царь считался «отцом» знати и придворных. В этом смысле он, подобно римскому paterfamilias, имел право даровать им жизнь или приговаривать их к смерти за политические преступления или предательство (см.: 3Цар. 2:19–46 ). Семей и Мемфивосфей совершили против Давида преступления, караемые смертной казнью. Однако в день возвращения на престол Давид предпочел проявить великодушие и помиловать своих политических противников (см. сходное заявление Саула в 1Цар. 11:12,13 ). В Месопотамии было принято объявлять anduraru – амнистию заключенным и долговым рабам – в связи с восшествием на престол нового царя. Как явствует из документов о реформе, предпринятой шумерским царем Урукагиной (XXIV в. до н. э.), помилованию подлежали не только уголовные, но и политические преступники. В Египте коронация нового фараона также сопровождалась объявлением амнистии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Декларации об инициативе божества в развязывании войны и о его решающем вкладе в победу, а также сообщения о преследовании и разгроме врага являются общими для всех народов элементами. Это свидетельствует о том, что библейский автор был хорошо знаком с литературными веяниями своего времени. 10:19. Не пускать в города. Макед находится всего в нескольких милях от Лахиса, Еглона и Хеврона. Иисус Навин не хотел, чтобы цари добрались до городов, где они могли возглавить оборону. Оставленные без руководства города было легче завоевать. 10:24. Символика попирания врага ногами. Ассирийский царь Тукультининурта 1 (XIII в. до н. э.) «ставил ногу на шею» каждого побежденного царя, а также (символически) – на завоеванные земли, показывая, что они становятся его «подножием». Таким образом, описанное здесь действие связано с символикой превращения врагов в «подножие» ( Пс. 109:1 ). 10:26. Выставление мертвых тел на всеобщее обозрение. Умерщвление царей перед повешением свидетельствует о том, что это не форма казни, а обычай обращения с трупом врага или преступника (см.: 1Цар. 31:10 ; 2Цар. 21:12 ). Многие считают, что здесь подразумевается сажание на кол – форма казни, получившая позднее широкое распространение у ассирийцев и персов. Иногда сажание на кол практиковалось и в Египте. Подобное обращение с телом считалось страшным унижением и осквернением (см.: Ис. 14:19,20 ; Иер. 7:33; 8:1–3 ), ибо древние верили, что надлежащее и своевременное погребение влияет на загробное существование (см. коммент. к 8:29). 10:29. Ливна. Ливну, расположенную на пути из Македа в Лахис, обычно отождествляют с селением Телль-Борнат (Bornat), занимающим выгодное стратегическое положение у вади Цейта (Zeita), позволяющее контролировать наиболее удобный проход к Хеврону с побережья. Раскопки здесь не проводились, но предварительное исследование места обнаружило следы поселения поздней бронзы и железа. Другой вариант идентификации – Khirbet Tell el-Beida, в 9 милях к северо-востоку от Лахиса. 10:33. Газер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:26. Луз в земле хеттеев. «Землю хеттеев» обычно отождествляют с Сирией или Ливаном – регионами, входившими в состав Хеттского царства до вторжения «народов моря» в 1200 г. до н. э. Возможно также, что новый город Луз был построен в пределах Палестины чуть дальше к северо-западу от Вефиля (см.: Чис. 13:30 ; Нав. 16:2 ). 1:27. Бефсан. Идентифицируемый как Телль-эль-Хусн (el-Husn), Беф-Сан расположен в восточной оконечности Изреельской долины на севере Ханаана. Как и Мегиддон в западной части долины, он господствует над важной «приморской дорогой», Via Maris. Заселение этих мест началось в эпоху халколита и практически не прерывалось до настоящего времени. У подножия кургана лежит второй город, основанный в эллинистический период среди прочих городов Десятиградия и значительно выросший во времена Римской и Византийской империй (Скифополь). Раскопки показывают, что, в отличие от многих городов поздней бронзы, Беф-Сан не был разрушен «народами моря», и Рамсес III сохранял господство над этим важным торговым центром в первой половине XII в. до н. э. Саулу не удалось завоевать Беф-Сан ( 1Цар. 31:10–12 ), и он был присоединен к территории израильтян только во времена Соломона ( 3Цар. 4:12 ). 1:27. Фаанах. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:27. Дор. См. коммент. к Нав. 12:23 . 1:27. Ивлеам. Этот укрепленный город (Khirbet BeFameh) расположен в восточной части Изреельской долины. Перечисленный среди городов, которые не удалось завоевать колену Манассиину ( Нав. 17:11,12 ), он тем не менее играл определенную роль в качестве форпоста израильтян в период разделенных царств ( 4Цар. 9:27 ). Его стратегическое значение подтверждается упоминанием в перечне завоеваний Тутмоса III (XV в. до н. э.). 1:27. Мегиддон. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:29. Газер. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:30. Китрон. По всей вероятности, этот выделенный Завулону город находился в северо-западной части Изреельской долины. Гипотезы, приверженцы которых помещают его в долине Акко (Tell Qurdaneh и Tell el-Far) только потому, что эта местность благоприятствовала применению хананейской военной тактики, не соответствуют имеющейся на сегодняшний день информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20:29–36. Применение засад. Очевидно, засады, вроде описанной в этом эпизоде, играли важную роль в израильской военной стратегии. Иисус Навин использовал засаду во втором нападении на Гай ( Нав. 8:2–22 ), а Авимелех – при взятии Сихема ( Суд. 9:30–45 ). Подобная тактика относится к категории косвенных военных действий, каковая характеризуется засадами, ловушками, ложным отступлением, просачиванием в тыл противника и т. п. Осаждать укрепленный город, не располагая осадными машинами и силами, необходимыми для окружения города и предотвращения контратак, было невозможно. Поэтому, чтобы заставить горожан открыть ворота или вывести за пределы города часть войск, которые можно было отрезать с помощью засады, прибегали к хитростям (см. пример неудачного применения этой тактики Иеровоамом во 2Пар. 13:13–18 ). О том, что подобные методы ведения войны были известны на древнем Ближнем Востоке, свидетельствуют тексты из Мари (XVIII в. до н. э.), египетский папирус Анастаси (XIII в. до н. э.) и среднеассирийские тексты (X в. до н. э.). 20:33. Ваал-Фамар. Пункт между Гивой и Вефилем, местонахождение которого точно не установлено. Возможно, это Khirbet Atarah, Ras et-Tavil или Sahre al Gibiyeh. Здесь израильтяне нанесли противнику отвлекающий удар, что позволило их основным силам атаковать Гиву и победить. 20:35. Двадцать пять тысяч убитых. Первоначально войско вениамитян насчитывало 26 отрядов и 700 отборных воинов (ст. 15). В ст. 35 указано общее число их потерь, имевших место в обстоятельствах, описанных в последующих стихах. Из всех отрядов было уничтожено 25, в том числе: 18 – на поле битвы (ст. 44), 5 – во время бегства (ст. 45) и еще 2 – в ходе операции по окончательному уничтожению врага (ст. 45). Из 700 отборных воинов 100 было убито, а 600 человек убежали и засели в укрытии (ст. 47). 20:45. Скала Риммон. Известняковые скалы вокруг Гивы изобилуют небольшими пещерами, удобными для устройства засады или для укрытия беглецов (см. коммент. к 19:12–14). Отсюда произошло название скалы Риммон («гранатовое яблоко»), которую отождествляют с карстовым образованием el-Jaia в вади es-Swenit, в одной миле к востоку от Гивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

17:1. Филистимляне. Филистимляне, знакомые нам из повествования Книги Судей и Первой и Второй книг Царств, появились в Палестине около 1200 г. до н. э. в результате переселения из Эгейского региона так называемых «народов моря». Принято считать, что именно «народы моря» явились виновниками крушения Хеттского царства и разрушения многих городов средиземноморского побережья Сирии и Палестины (в том числе Угарита, Тира, Сидона, Мегиддона и Аскалона), хотя об их присутствии в этом регионе свидетельствуют только косвенные доказательства. Сражения «народов моря» с египетским фараоном Рамсесом III запечатлены на знаменитых рельефах храма в Мединет-Абу. Это великое переселение народов нашло отражение и в гомеровском эпосе об осаде Трои. Вероятно, продвигаясь из Греции, Анатолии и Крита, эти народы использовали остров Кипр как плацдарм для своих морских атак. После неудачной попытки «народов моря» овладеть Египтом племя, получившее известность под названием «филистимляне», захватило южную часть побережья Палестины, основав здесь пять городов: Аскалон, Азот, Экрон (Tell Miqne), Геф (Tell es-Safi) и Газу. После битвы, в которой был захвачен ковчег ( 1Цар. 4 ), филистимляне вторглись на территорию Израиля. Во время царствования Саула, который пытался освободить землю от захватчиков и предотвратить дальнейшие набеги, вражда с филистимлянами практически не прекращалась. 17:1. Стан филистимлян. Сокхоф (совр. Khirbet Abbad) – город в Шфеле, примерно в 14 милях к западу от Вифлеема, близ филистимской территории. Здесь производились археологические раскопки, обнаружившие керамические остатки, датируемые этим периодом. Азек (совр. Tell ez-Zakariyeh) – крепость в 3 милях к северо-западу от Сокхофа, господствовавшая над главной дорогой через долину Эйла. Раскопки, произведенные в начале XX в., обнаружили здесь датируемую этим периодом прямоугольную крепость с четырьмя башнями. Эта местность имела стратегическое значение для обеих враждующих сторон, так как через нее проходил главный путь из Филистимской долины к Иудейским горам. Дорога через Шфелу шла к северу от Лахиса к Азеку, но в миле к югу от Азека поворачивала на восток, следуя вдоль вади es-Sant, открывающего путь в долину Эйла. Местоположение Ефес-Даммима не установлено, но, очевидно, его следует искать в этом районе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:6. Родственные отношения с Ахавом. Браки между царскими фамилиями были не только обычны, но и считались необходимыми для укрепления родственных связей против потенциально враждебных соседей. Иосафат был союзником Ахава и укрепил этот союз женитьбой своего сына Иорама на дочери Ахава и Иезавели, Гофолии. Конечно, это также способствовало проникновению культа Ваала в Иудею из Финикии, родины Иезавели. См. коммент. к 18:1. 21:7. Светильник для Давида. Светильник в Израиле был символом жизни и процветания. По этой причине светильники часто ставили в гробницах. Выражение «его светильник» часто используется в Библии как символ жизни. Подобно вечному огню, символизирующему постоянство и память, царствование потомка Давида в Иерусалиме связывает Божье обетование с Давидовой династией ( 2Цар. 7:8–16 ). Аналогичное использование слова «светильник» в угаритском и аккадском языках связано с увековечением царской власти или с божественным присутствием. Ассирийского царя Тиглатпаласара III называли «светочем народов». В старовавилонской поговорке род, не имеющий потомков, уподоблялся угасающему светильнику. 21:8–10. Восстание Едома. Хотя об этом восстании больше нигде – ни в Библии, ни в небиблейских источниках – не говорится, обнаруженные в Ramet Matred Negev следы разрушений можно отнести либо ко времени военного похода Сусакима (конец X в. до н. э.), либо к мятежу, о котором говорится в данном отрывке. 21:10. Ливна. Ливна была крупным укрепленным городом на одном из рубежей защиты столицы, Иерусалима. Таким образом, если этот город поднял мятеж, то это отразилось на всей Иудее. Ливну отождествляют с Khirbet Tell el-Beida (в 9 милях от Лахиса) или с Tell Bornat (в 5 милях далее на запад) – стратегическими пунктами близ вади Zeita, обеспечивающего самый удобный доступ к Хеврону с побережья. 21:15,18. Болезнь Иорама. Существует мнение, что эта «болезнь внутренностей» была хронической амебной дизентерией. Другое предположение – следствие выпадения прямой кишки. 21:16,17. Нашествие филистимлян и аравитян. Вероятно, это были постоянные набеги с запада (филистимляне) и с юга (аравитяне) давнишних врагов Иудеи. Из контекста этого отрывка можно предположить, что это было напрямую связано с восстанием Эдома против Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005   006     007    008