15:30. Гора Елеонская. Имея дел о с древними географическими названиями, следует помнить, что обозначаемые ими объекты могут уже не существовать. В данном случае географическое название может относиться к Масличной горе (см.: Зах. 14:4 ) или к определенному подъему по среднему из трех ее отрогов, ведущему на северо-восток. Это примерно в миле от городских стен. 15:32. Вершина, где он поклонялся. Это место поклонения Богу в тексте еще не упоминалось. Вероятно, это был традиционный жертвенник под открытым небом или заброшенное святилище. Некоторые исследователи полагают, что это место можно отождествить с Номвой ( 1Цар. 21:1 ), но это сомнительно, так как Номву обычно помещают намного севернее. 16:1,2. Доставка продовольствия. Любая армия в полевых условиях нуждается в продовольствии. В Ассирии местные правители были обязаны открывать амбары для войск, проходящих по их территории. Как правило, жители окрестных селений также участвовали в снабжении войска продовольствием. В данном случае продукты можно рассматривать как дань вассала в знак признания права Давида на власть. Дар Сивы не столь щедр, как дар Авигеи в 1Цар. 25 , но вполне удовлетворителен. 16:3,4. Отсутствие Мемфивосфея. Хотя главной проблемой, стоявшей перед Давидом, было восстание в собственном доме, эта глава напоминает о существовании низложенной династии Саула, притаившейся в тени и надеющейся воспользоваться слабостью Давида в своих интересах. Пытаясь снискать расположение Давида, Сива характеризует Мемфивосфея как предателя. Его обвинение звучит настолько убедительно, что Давид конфискует земли Мемфивосфея. Шумерский кодекс законов также предусматривает конфискацию земли приемного сына в случае, если он пренебрегает обязанностями по отношению к приемным родителям. Давид имел возможность конфисковать земли своего предшественника с самого начала своего царствования. Теперь он пользуется этой возможностью, но забирает землю не в казну, а жалует ее преданному слуге. 16:5. Бахурим. Селение вениамитян к северу от Масличной горы, возможно Ras et-Tmim или Khirbet Ibqédan. Саул был родом из колена Вениаминова, поэтому, вероятно, местное население хранило ему преданность. Город находится буквально в двух шагах от Иерусалима, который также лежит на территории Вениамина.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:22. Нехватка оружия. Этот стих подтверждает, что израильтянам не разрешалось изготовлять ни железное, ни бронзовое оружие. Можно сделать вывод, что господство филистимлян в этом регионе привело к конфискации оружия, а запрет на его производство вынудил израильтян пользоваться самым примитивным оружием. 13:23–14:48 Победа при Михмасе 13:23. Переправа Михмасская. Стратегически важная переправа через глубокое ущелье вади Swenit, позволяющая проникнуть в регион Иерусалима с севера. Дополнительную информацию о Михмасе см. в коммент. к ст. 2. Передовой отряд филистимлян вышел из стана и подошел к ущелью, отделявшему Михмас от Гивы и стана израильтян. Это место было окружено горами, образующими северный берег вади. Михмас был неприступен, если не считать переправы, соединяющей его с Гивой. 14:1,6,17. Оруженосец. Оруженосец Ионафана был не просто носильщиком военного снаряжения, а помощником и боевым товарищем своего господина. Ближайшей параллелью в древней ближневосточной литературе является член экипажа колесницы, который держит щит. 14:2. «Гранатовое дерево» в Мигроне. Хотя некоторые комментаторы истолковывают «Мигрон» как гумно, другие полагают, что это древнее название вади es-Swenit. В одной миле к востоку от Гивы находилась гора Риммой («гранатовое яблоко»; см. коммент. к Нав. 20:45 ) с большой пещерой, которая, возможно, служила ставкой Саула. С другой стороны, между Гивой и вади Swenit действительно находится древнее гумно, а угаритские тексты сообщают, что царь Даниэл принимал народ на гумне. Однако, учитывая, что гумно представляет собой открытую площадку, следует признать, что такое толкование не удовлетворяет данному контексту. 14:3. Эфод. В Израиле эфод был принадлежностью облачения первосвященника (см. коммент. к Исх. 28:6–14 ), а в Египте и Месопотамии – элементом одежды высокопоставленных жрецов и украшением статуй богов. Эфод использовался для получения оракулов (в нем хранились урим и туммим; см. коммент. к Исх. 28:30 ). 14:4,5. Боцец и Сене. Недалеко от переправы, на южном берегу вади Swenit, где горы становятся выше, находится небольшое селение Khirbet el-Miqtara. Здесь встречаются скалы, взобравшись на которые можно осмотреть местность, оставаясь незамеченным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:1–2:5 Попытка овладеть обетованной землей 1:1,2. Вопрошание Господа. Прежде чем начать какую-либо военную операцию, на древнем Ближнем Востоке было принято осведомляться о воле богов и заручаться их поддержкой (см.: 20:18). Например, одна ассирийская царская надпись гласит, что война произошла «по повелению бога Ашшура». Для того чтобы выяснить характер божественного повеления, использовались самые разнообразные способы гадания: исследование внутренностей животных, бросание жребия, наблюдение за полетом птиц или формой облаков и т. п. Ответ божества, или оракул, определял, следует ли проводить сражение в тот же день и какой тактики необходимо придерживаться. 1:3. Территория Симеона и Иуды. Удел, полученный Симеоном в Нав. 19:1–9 , находился в южной части Палестины «среди удела» Иуды. В данном эпизоде разделение этих колен логически оправдано. Но в конечном счете Симеон был поглощен более сильным и многочисленным коленом Иуды. Таким образом, предложенная Иудой помощь в завоевании их общего удела положила начало исчезновению Симеона как самостоятельного колена. 1:4. Везек. Место битвы, в которой Иуда и Симеон нанесли поражение хананеям и ферезееям, возглавляемым Адони-Везеком. Географические сведения здесь не приводятся, но название этого места встречается в рассказе о Сауле ( 1Цар. 11:8–11 ), откуда следует, что это была открытая равнина, подходящая для проведения смотра войск, не более чем в 12 милях к юго-западу от Иависа Галаадского (El Maklub). Исследования горной местности между Сихемом и Иорданской долиной позволяют локализовать древний Везек в Khirbet Salhab, где обнаружены остатки поселения железного века. 1:6. Отсечение больших пальцев рук и ног. Как и в 1Цар. 11:2 , увечье наносилось для того, чтобы унизить пленников и исключить возможность их возвращения в строй. Воинам, неуверенно стоящим на ногах и неспособным держать меч, копье или лук, оставалось только молить о пощаде. Такие изувеченные пленники изображены на рельефах времен Салманасара III (IX в. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

24:26. Камень и дуб. Камни (столбы) и священные деревья были принадлежностью хананейских (см. угаритский эпос об Акхате) и древнейших израильских святилищ (см.: Быт: 28:18–22; Исх. 24:4 ; 2Цар. 18:18 -камни; Быт. 12:6 ; Втор. 11:30 ; Суд. 6:11; 9:6 ; 1Цар. 10 – деревья). Хотя позднейшая традиция осуждает сакрализацию камней и деревьев ( Исх. 23:24 ; Лев. 26:1 ; Втор. 12:2 ; 4Цар. 16:4 ), здесь их использование вполне оправдано. Кроме того, камень и дуб послужили памятником о важном событии (подобно двенадцати камням, поставленным в память о переходе через Иордан в Нав. 4:2–9 ). И, наконец, при помощи камня и дуба церемония возобновления завета была символически отделена от храма Ваала. 24:28–33 Смерть и погребение Иисуса Навина 24:30. Гора Гааш. Вероятно, эта гора находилась на территории Ефрема, к югу от Фамнаф-Сараи (Khirbet Tibneh) и примерно в 20 милях к юго-востоку от Сихема. 24:32. Израильские участки для погребения в Ханаане. Участки для погребения, использованные патриархами, были куплены у местных жителей. Первым таким участком была пещера Махпела близ Хеврона, купленная Авраамом у Ефрона Хеттеянина. Здесь были погребены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Иаков. Только Рахиль, умершая при родах близ Вифлеема, была погребена в другом месте ( Быт. 35:19 ). «Памятник», воздвигнутый Иаковом над ее могилой, представлял собой груду камней, типичную для захоронений кочевых народов этого региона. В Книге Иисуса Навина отмечено, что кости Иосифа были похоронены на участке поля близ Сихема, купленного Иаковом у сынов Еммора. Будучи иммигрантами, патриархи не имели права просто хоронить своих умерших на родовых участках. Чтобы обрести это право, они должны были купить землю, иначе их могилы могли быть потревожены или стать недоступными. Погребение Иисуса Навина и Елеазара являет совершенно иную картину, так как они были похоронены в земле, обретенной в ходе завоевания и отданной им в вечное владение. 24:33. Холм Финееса (Гивеаф). Участок, на котором похоронили Елеазара, сына Аарона, находился на территории Ефрема. Евсевий помещает его в 5 милях к северу от Офни, но в настоящее время определение этих мест невозможно. Книга Судей Израилевых

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11:13. Города на возвышенности. Возвышенности, о которых здесь идет речь, – это холмы, или курганы, на которых обычно стояли древние города. Город, построенный на холме, лучше приспособлен для обороны, но если он по какой-либо причине разрушался, на его руинах возникало следующее поселение. Так, слой за слоем, столетие за столетием курган (телль) становился все выше и выше. В некоторых городах насчитывается более двадцати слоев заселения, исследование которых позволяет археологам реконструировать историю города. 11:16–12:24 Итоги завоеваний 11:16,17. Масштабы завоеваний. В ст. 16 перечислены все географические районы Ханаана от Галилеи на севере до Негева на юге, кроме побережья Средиземного моря. В ст. 17 для обозначения завоеванной территории используется два ориентира. Гору Халак, расположенную на юге, близ границы с Эдомом, обычно отождествляют с хребтом Джебел-Халак, простирающимся вдоль вади Марра между Беэршивой и пустыней Син. Ваал-Гад на северной границе, расположенный в окрестностях Дана (Лаиса), к северу от Асора, иногда отождествляют с Баниасом, чуть восточнее Дана. Долина Ливанская (долина Мицфа) соединяет долину реки Литани с бассейном озера Хуле. О свойственных древним сказаниям преувеличениях см. коммент. к 10:40. 11:21. Енакимы. Потомков Енака считали «исполинами» (см.: Чис. 13:33,34 ; Втор. 2:10,11 ; 2Цар. 21:18–22 ). В других источниках достоверные сведения о енакимах не встречаются, хотя, возможно, они упоминаются в египетских «Текстах проклятий». Кроме того, в египетском письме на папирусе Анастаси I (XIII в. до н. э.) описаны могучие воины из Ханаана ростом от 7 до 9 футов. В Tell es-Sáideyeh, в Трансиордании, найдены два женских скелета ростом около 7 футов, датируемые XII в. до н. э. 11:21. Хеврон, Давир, Анав. Сведения о Хевроне и Давире представлены в коммент. к 10и 10:38, соответственно. Анав, также расположенный в горах Иудеи, – это, по-видимому, Khirbet Unnab es-Seghir (Tell Rekhesh), в 15 милях к юго-западу от Хеврона. Он упоминается в египетских текстах этого периода, а раскопки обнаружили здесь остатки поселения железного века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:3–7. Использование ковчега на войне. В русле представлений о божественном воителе божество принимает участие в битве и наносит поражение богам врага. В Ассирии «царем битвы» считали бога Нергала, а Иштар рассматривали как богиню войны. Божественными воителями были хананейский Ваал и вавилонский Мардук. Это не следует рассматривать как «священную войну», поскольку на древнем Ближнем Востоке другого типа войны не существовало. Чтобы заручиться поддержкой богов, древние усердно молились и дожидались благоприятных предзнаменований. Присутствие богов обычно символизировали штандарты или статуи. Ассирийские цари IX и VIII вв. до н. э. постоянно упоминали в своих анналах священные штандарты. Ковчег, «штандарт» Яхве, символизирует Господа, возглавляющего войско израильтян и расчищающего их путь в Ханаан. Подобное представление существовало и в Ассирии, где считалось, что боги умножают мощь оружия царя и сражаются на его стороне. Почти все армии древнего Ближнего Востока располагали жрецами и предсказателями (о чем свидетельствуют тексты из Мари), пророками ( 4Цар. 3 ) и переносными святынями (ассирийские анналы Салманасара III (858–824 гг. до н. э.)). Это давало возможность советоваться с богами на поле битвы или призывать богов вести воинов к победе. 4:9,10. Власть филистимлян над Израилем. Определить, какая часть территории Израиля попала в этот период под власть филистимлян, затруднительно. По мнению большинства ученых, эта территория простиралась от Изреельской долины до центральной горной местности, огибая горы вокруг Иерусалима, но захватывая значительную часть Негева. 4:10. Тридцать тысяч павших израильтян. Потери израильтян, несомненно, были велики, но приведенные здесь цифры допускают различные толкования. Дополнительную информацию см. в коммент. к Суд. 20:2 . 4:12. Силом. Силом отождествляют с Khirbet Seilun, между Вефилем и Сихемом. Древний город площадью 7,5 акра занимал стратегически выгодное положение, располагая плодородными землями, источниками воды и доступом к главному торговому пути, соединявшему север и юг страны. Хотя в этой главе не сообщается о разрушении Силома филистимлянами, из Иер. 7:12–15 явствует, что город был уничтожен именно в этот период. Здесь обнаружены значительные остатки поселения железного века I со следами разрушений, вызванных пожаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

9:3. Тактика обмана. Хотя в древней ближневосточной литературе не встречаются примеры точно такого же рода, случаи нечестного поведения и обмана в процессе заключения международных договоров были довольно частым явлением. 9:7. Евеи. Евеев часто путают с хорреями, а тех и других вместе отождествляют с хурритами. Хурриты – индоевропейские племена, которые, объединившись, создали царство Митанни, просуществовавшее примерно с 1500-го до 1350 г. до н. э. (см. коммент. к 9:1). Часть переписки хурритов Митанни с египтянами сохранилась в амарнском архиве. Хурриты составляли основное население Хеттского царства и города-государства Нузи. В египетских документах этого периода Ханаан часто обозначается как «земля Хуру». 9:10. Сигон и Ог. Историческая информация о Сигоне и Ore нигде, кроме Библии, не встречается. Это были аморрейские цари, потерпевшие поражение от израильтян в Трансиордании. См. коммент. к Чис. 21:21–35 . 9:10. Астароф. Астароф назван здесь столицей Васана. Он часто упоминается в египетских текстах этого периода, в амарнских письмах и в поздних ассирийских текстах. Некоторые исследователи считают, что Астароф встречается в угаритских текстах как город, в котором правит бог Эл. В наши дни он известен как Телль-Аштара, расположенный на реке Ярмук в 25 милях к востоку от моря Галилейского. 9:14. Вопрошание Господа. Вопрошание Господа осуществлялось посредством оракулов, для чего в Израиле обычно использовался такой механизм, как урим и туммим. См. коммент. к 7:14–18. 9:17. Города Гаваона. Два из трех городов Гаваона можно идентифицировать с некоторой долей уверенности. Кефира – это современный Khirbet el-Kefireh, в 5 милях к югу от Гаваона. Кириаф-Иарим, в нескольких милях от Кефиры, – Tell el-Azhar. Беероф обычно локализуют к северу от Кефиры, в районе Вефиля и Гая, в el-Bireh или Nebi Samwil. 9:18. Обязывающая природа клятв. В культурах, наделявших богов могуществом и способностью активно вмешиваться в жизнь, клятвам придавали очень большое значение. Обеты не исключали возможности послабления ( Лев. 27 ; Чис. 30 ), но неисполнение клятв ставило тех, кто их приносил, под угрозу божественного возмездия. Если человек не держал слово, значит, имя бога, которого он призывал, было для него пустым звуком. Хеттский царь Мурсили (XIV в. до н. э.) истолковывал войну и чуму как следствие нарушения договоров, скрепленных клятвами. Правота Иисуса Навина, считавшего эту клятву священной, подтвердилась во 2Цар. 21 , где нарушение такой же клятвы привело к ужасным последствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15:4. Телаим. Телаим (Телем в Нав. 15:24 ) – город в Негеве, недалеко от Зифа (совр. Khirbet ez-Zeifeh), примерно в 30 милях к югу от Хеврона. Город принадлежал колену Иудину. 15:4. Численность войска. В 1Цар. 13 у Саула было всего три тысячи воинов, а Давид воевал с амаликитянами, имея всего четыреста воинов. Слово, переведенное в этих местах как «тысяча», следует понимать в значении «отряд». Какова была численность этих отрядов, неизвестно, но полагают, что каждый клан выставлял отряд, соответствующий численности клана. В дальнейшем эти отряды были унифицированы и стали насчитывать по тысяче человек, но в данном случае отряд мог состоять всего из десяти человек. Таким образом, на сборы в Телаим явилось двести отрядов израильтян и десять отрядов из колена Иудина. 15:6. Кинеяне (кенеяне). В Писании кенеяне упоминаются как дружественный Израилю народ. Возможно, понятие kenite имело отношение к кузнечному делу, а кенеяне были странствующими кузнецами. Обычно их помещают на юго-восточной границе Израиля, близ Эдома. Многие кенеяне были связаны с Моисеем ( Суд. 1:16; 4:11 ). Некоторые исследователи полагают, что кенеяне считались знатоками ритуала. 15:7. От Хавилы до Сура. Местоположение Хавилы неизвестно, но, вероятно, она находилась на западе Аравийского полуострова, близ современной Медины (см. коммент. к Быт. 25:18 ). Не исключено, что Саул действительно преследовал амаликитян до самого Египта, хотя текст допускает и другие толкования. Согласно одному варианту, Саул преследовал амаликитян по дороге от Хавилы до Сура. Согласно другому, речь идет об определенной группе амаликитян, занимавшихся торговлей на указанном маршруте. 15:12. Царский памятник. Древние ближневосточные цари нередко увековечивали свои победы памятными стелами. В надписях сообщались подробности победоносной войны и провозглашалось господство царя-победителя над завоеванной местностью. Одним из наиболее известных памятников такого рода является стела фараона Мернептаха (1208 г. до н. э.), воздвигнутая в ознаменование победы над ливийцами. Цари стремились не только прославить свое имя, но и рассказать о решающей роли божества в достижении победы. Саул поставил памятник в городе Кармил, на территории Иуды. Авессалом воздвиг подобный памятник в «царской долине» ( 2Цар. 18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:5,10. Смерть за неучастие в войне. Колена Израилевы дали клятву о взаимной выручке. Все, кто не принял участия в войне, считались пособниками врага и потому заслуживали такой же участи. По этой причине Иавис Галаадский подлежал наказанию, а оставленные в живых девицы этого города были отданы уцелевшим вениамитянам. Принятие подобной клятвы можно сравнить с поступком Саула в 1Цар. 11:7 , где он призывает израильтян объединиться, чтобы спасти Иавис Галаадский от аммонитян. Он угрожает уничтожить волов всех тех, кто не последует за ним на войну. По всей вероятности, такая участь ожидала не только скот, но и людей. Яркий пример подобной угрозы встречается в одном тексте из Мари: голову преступника выставляли на шесте в назидание уклоняющимся от исполнения воинского долга. 21:16. Старейшины. В отсутствие царя или иного авторитетного лидера колена Израилевы подчинялись совету старейшин. Старейшины отправляли правосудие ( Втор. 19:12; 21:2–6; 22:15 ) и выступали в качестве представителей народа на всенародных собраниях ( Нав. 8:10 ; 1Цар. 4:3 ). 21:19. География. Праздник в Силоме (Khirbet Seilun), вероятно, проходил по паломническому маршруту между Вефилем на юге и Сихемом (Tell Balatah, в 30 милях к северу от Иерусалима) на севере. Левона находилась к северу от Силома (возможно, El-Lubban или Lubban Sherqujeh). Все эти сообщаемые старейшинами подробности показывают, что никто из них не принимал участия в этом хананейском празднике. 21:21–23. Девицы Силомские. Тема похищения невест встречается в древнейших греческих и римских преданиях, вероятно, отражая тот факт, что в Древнем мире это было довольно распространенным явлением. Скорее всего, праздник, о котором здесь идет речь, был хананейским праздником урожая. 21:25. Не было царя. Эта глава заканчивается уже встречавшейся выше сентенцией, объясняющей анархию периода судей отсутствием царя (см. коммент. к Суд. 17:6 ). Рассказы о времени, переполненном жестокостью и насилием, стали весомым доводом в пользу введения царского правления. В те дни, когда каждый делал то, что ему казалось справедливым, завет был забыт и никакой закон не был застрахован от нарушения. Поэтому единственное, что давало надежду на мир и справедливость, было возобновление завета и установление сильной власти. Книга Руфь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Рис. 4. Ворота в Хирбет эль-Макатире 25 В конце 1990-х гг. была предложена другая идентификация Гая, исходящая из новой идентификации Вефиля. Дэвид Ливингстон (David P. Livingston) указал, что точное расстояние от Иерусалима до Бейтина 14, а не 12 римских миль. На расстоянии 12 миль находится другой археологический объект – Эль-Бире (El-Bireh), который и следует рассматривать в качестве Вефиля 26 . Рядом с El-Bireh находится Хирбет эль-Макатир (Khirbet el-Maqatir), где с 1995 г. проводил раскопки Б.Г. Вуд. Вуд пришел к выводу, что Гай располагался в период ранней бронзы на месте et-Tell, и последний, действительно, может быть идентифицирован как Гай – но только времен Авраама ( Быт.12:8 ), в пользу чего говорит и арабское название et-Tell, и библейское (всегда с опр. артиклем), означающие «холм на месте развалин». Позже поселение переместилось на 1 км к западу 27 и находилось на месте современного Хирбет эль-Макатира. Б.Г. Вуд приводит целый ряд соответствий между библейским текстом и археологией Хирбет эль-Макатира, что дает дополнительные аргументы в пользу того, чтобы рассматривать этот объект в качестве кандидата на идентификацию с библейским Гаем: 1) Гай располагался рядом с Беф-Авеном ( Нав.7:2 ), в качестве Беф-Авена при новой идентификации рассматривается Beitin; 2) Гай находился на восток от Вефиля ( Нав.7:2 ), который теперь отождествляется с El-Bireh; 3) местом для засады между Вефилем и Гаем (На.8:9) могла служить глубокая долина Wadi Sheban; 4) холмом на север от Гая, ставшим командным центром Иисуса Навина, мог быть Jebel Abu Ammar в 1,5 км на север от Kh. el-Maqatir; 5) описанная в Библии плоская долина к северу от Гая ( Нав.8:14 ) может быть отождествлена с Wadi Gayeh; 6) крепость времен Иисуса Навина ( Нав.7:3, 5; 8:29; 10:2 ) может быть идентифицирована с крепостью размером 3 акра в Хирбет эль-Макатире (датируется по керамике XV в. до Р.Х.); Рис. 5. Стена крепости в Хирбет эль-Макатире в западной части сохранилась высотой до 1,2 м 28 7) ворота на севере Гая ( Нав.8:11 ) соответствуют северным воротам указанной крепости;

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003   004     005    006    007    008