Затем несомненно, что во «втором слове» к Феофилу хронологических терминов все-таки больше. Не все они отчетливы для нас, но первейшая причина сему в том, что наши сведения в этой области недостаточны, и мы не знаем всех фактических отношений и действительного положения вещей, где все должно разрешаться с бесспорностью в ту или другую сторону. За этими ограничениями и изъятиями, у нас остается достаточно опорных пунктов для вероятных хронологических вычислений. Важнейшим для общей хронологии надо признать прямое свидетельство Дееписателя (XXV, 12. XXVI, 32), что св. Павел был отправлен в Рим при игемоне Порцие Фесте. О его предшественнике Феликсе говорится, что – по своем отозвании – он был обвинен иудеями пред Нероном (13 октябри 54 г. – 9 июня 63 г.) весьма серьезно и спасся от жестокой кары только по заступничеству своего брата Палланта (Jos. Flavii Antiqu. XX, 89), который был отравлен этим императором в 62 году (Tacit. Annal. XIV, 65) , почему смена «правителей» Иудеи должна быть раньше этой даты. Солидарно и другое указание, что Иосиф Флавий, родившийся в первый год Кая (Калигулы: 16 марта 37 г. – 24 января 41 г.), или в 37–33 году по р. Хр., рассказывает, что в двадцатилетнем возрасте он ездил в Рим хлопотать за осужденных Феликсом родственников-священников (Vita 3, 1), а это приводит к 60-м годам. Трудно допустить, чтобы иудейский историк слишком замедлил со своею защитительною миссией, открывавшйся лишь с увольнением Феликса, а в таком случае имеется достаточно времени до 62 года. Посему не без основания принимается для назначения Феста 61-й год 363 . Вычитая отсюда двухлетнее Кесарийское заключение (Дeяh. XXIV, 27), – для ареста Павлова будем иметь 59 й год. Это точно согласуется с историческими сведениями о Феликсе. По словам Тацита (Annal. XII, 54), он – в качестве правителя Самарийского – и Куман Галилейский были вызваны к Сирийскому наместнику Квадрату в 52 году, но первый оправдался и, по-видимому, вскоре получил власть над Иудеей 364 . Неудивительно теперь, если в 60 году Апостол говорит Феликсу (Дeяh. XXIV, 10): κ πολλν τν δντα σε κριτν θνει τοτφ πιστμενος . Все эти сопоставления и совпадения позволяют думать, что св. Павел был арестован в 59 году, пробыл в заключении до 62 года и находился в Риме под надзором до 64 года.

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

460 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 65. 461 Séraphin Protin, Le Messie souffrant dans la pensée juive в „Revue Augustinienne“ VI année, tome X, No. 58 (Janvier-Juin 1907), p. 18–25. 462 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 9. 463 Prof. Dr. Paul Feine, Das Christentum Jesu und das Christentum der Apostel in ihrer AbgrMnzung gegen die Religionsgeschichte в „Christentum und Zeitgeist“: Hefte zu „Glauben und Wissen“, Heft I (Stuttgart 1904), S. 22. 464 Rev. Prof Hugh M " Donald Scott. Art, „Pharisees“ в А Dictionary of Christ and the Gospels ed. by James Hastings II, p. 354b. Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 86. 468 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 16. 48. 471 Dr. Jos. Klausner ibid., S. 47. Rev. Owen C. Whitehouse в А Dictionary of Christ and the Gospels ed. by James Hastings II, p. 173b. 472 Dr. G. Hollmann, Welche Religionen hatten die Juden als Jesus auftrat? в Religionsgeschichtliche Volksbücher herausg. von Fr. Michael Schiele I, 7 (Halle a. Saale 1905), S. 53. M. E. Поснов, Иудейство, стрн. 254 сл. Pfarrer Ludwig Couard, Die religiösen und sittlichen Anschauungen der alttestamentlichen Apokryphen und Pseudepigraphen, S. 202 ff. Prof. Dr. Ed. König, Geschichte des Reiches Gottes bis auf Jesus Christus, S. 315–316. 475 Dr. Jos. Klausner, Die messianischen Vorstellungen des jüdischen Volkes im Zeitalter der Tannaiten, S. 107. 476 Lic. Alfred Juncker, Das Gebet bei Paulus в Biblische Zeit- und Streitfragen zur Aufklärung der Gebildeten herausg. von Lie. Dr. Воентег und Lic. Dr. Kropatcheck I, 6 (Gr. Lichterfelde–Berlin 1905), S. 7–8. 477 Ludwig Couard, Die religiösen und sittlichen Auschauungen der alttestamentlichen Apokryphen und Pseudepigraphen, S. 155 ff. 481 Prof. Justus Köberle, Sünde und Gnade im religiösen Leben des Volkes Israel bis auf Christum, S. 507.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

173 Так, по Dr. Alfons Мауег’у, ценз был начат при Сатурнине, продолжен при Варе и лишь закончен при Квиринии (Die Schatznng bei Christi Geburt, S. 70 ff., 73), почему Христос родился не при последнем (S. 72). 174 Ср. R. P.Fr. M.J. Lagrange в «Revue bibiique internationale», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911, p. 66 ss. 177 Такова, напр., гипотеза † проф. А. А. Некрасова (Чтение греческого текста святых Евангелий, Казань 1888, стр 69–71), что у Луки разумеется особый и отличный от известных римских сановников Цирений или Кирений (Κορνιος, Cyrenius), а у Иосифа Флавия – Квирин (Quirinus), для чего нет ни малейших серьезных оснований. Заметим только, что Bened Niese употребляет начертание Κορνιος в своем издании сочинений Иосифа Флавия, однако для него возможно и Κορνιος (см. Prof. Th. Zahn, Das Evangelium des Lucas ansgelegt I, S. 130, 18 ), а последнее равнозначуще Quirinius (см. у Dr. Hermann Gerlach, Die römischen Statthalter in Syrien und Judaea von 69 vor Christo bis 69 nach Christo. Berlin 1860, S. 36 ff), каковое принято и для Тацита, но не Quirinus (хотя оно доминирует у Carolus Halm, Cornelii Taciti libri qui supersunt, t. 1, Lipsiae 1889, в Bibliotheca Teubneriana и защищается, напр., у William Hyde в «The Living Church» ХХХП, 18: Milwaukee, Wis., March 4, 1905, p. 613 b). 179 Доселе по этому предмету более приняты в науке два пред­положена об обстоятельствах, при которых произошла первая Квириниева перепись: 1) или это было по случаю отказа 6.000 фарисеев от присяги Кесарю (Jos. Flavii Antiqu. XVII, 2: 4) около 6 г. до рождества Христова (Lie. Dr. Wandel в «Studien und Kritiken» 1892, I, S. 120; Prof. Dr. Joseph Felten, Neutestamentliche Zeitgeschichte I, S. 142; R. P. Fr.M.-J. Lagrange в «Revue biblique internationale», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911; p. 76), 2) или же после того, какъ своим самовольным походом против арабов Ирод в. вызвал гнев Августа, который угрожал, что теперь перестает видаться в нем друга и будет считать только подданным (Antiqu. XVI, 9: 2. 3; ср. выше на стр. 22), т. е после 8–7 года до рождества Христова (Dr. Alfons Mayer, Die Schatzung bei Christi Geburt, S. 62–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мы выехали отсюда через лощину, где были Соломоновы сады, к самой плотине крайнего водохранилища Соломонова. Отдохнув несколько в этом месте, мы прибыли к ночи в отрадный Вифлеем, под кров доброго отца Иоаникиоса. На другой день, с растроганным сердцем, с душевною молитвою на устах, расстался я с великою святынею Рождества Господа нашего Иисуса Христа и направился, с глубокою думою, по пустынной дороге Иерусалимской… 101 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 102 Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 103 «Adam maximus ibi inter Enacim situs est». См. также об этом предмете в: Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. P. 339–340 и 363. 104 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). IV. 9. 7. 106 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. См. Ч. 1. С. 34 и Ч. 2. С. 59. 107 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). V. 7. 108 Baronius Caesar. Abrégé des Annales ecclesiastiques de Caesar Baronius Composé en latin, par le R. P. Aurele Perusin … et traduit … par Me Charles Chaulmer 8 tom. Paris, 1673. T. III. sub. A. 326. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Praep. evang. X 6. 15 и др.). В сравнении с языческой религией у иудеев и христиан было много общего, и первоначально христианство воспринималось языческим миром как одно из течений иудаизма. И. Ф. и раннехристианские авторы обращались практически к одной и той же аудитории: образованным в области философии и теологии грекам, римлянам и иудеям Римской империи. Мотивы апологетики были сходны: И. Ф. пытался доказать общечеловеческую ценность иудейской религии, а христианские апологеты заботились о том, чтобы представить римским властям свое учение не как революционное, но как мирное учение о спасении. Произведения И. Ф. сыграли важнейшую роль в создании христ. исторической традиции. Отцы Церкви воспринимали «Иудейскую войну» как своеобразный комментарий к НЗ ( Schreckenberg. 1984. S. 1116-1122) и использовали свидетельства И. Ф. для создания нового христоцентрического видения истории. Из раннехрист. авторов особенно высоко ценил И. Ф. блж. Иероним, назвавший его «греческим Ливием» ( Hieron. Ep. 22. 35, 8). Он считал произведения иудейского автора ценным справочником по новозаветной истории и библейской экзегезе и многократно отсылал к ним своих читателей. Блж. Иероним включает произведения И. Ф. в состав написанной им христ. истории лит-ры ( Idem. De vir. illustr. 13). Через посредство визант. хронографа Иоанна Малалы «Иудейские древности» легли в основу христ. трудов по всеобщей истории (см.: Bilde. 1988. P. 125; Schreckenberg. 1984. S. 1167-1172). Издания и переводы произведений И. Ф. В наст. время базовым изданием текстов И. Ф. является editio maior (полное издание) Б. Низе ( Flavii Iosephi Opera/Ed. Niese. Berolini, 1885-1895. 7 vol.), где использованы основные рукописи и свидетельства источников об авторе. Одновременно вышло в свет издание С. А. Набера ( Flavii Iosephi Opera omnia/Ed. I. Bekkerum, S. A. Naber. Lipsiae, 1888-1896. 6 vol.), к-рое менее документировано, но содержит множество конъектур. Эти издания послужили основой для переводов произведений И. Ф. на совр.

http://pravenc.ru/text/673709.html

Искупитель мира освятил это грустное место Своим присутствием. Предания палестинские говорят, что здесь в то время, когда Иисус учил народ, одна жена воскликнула из толпы: «Блаженно чрево носившее Тебя, – и грудь вскормившая Тебя!» Во время крестоносцев показывали еще камень, на котором восседал Спаситель, уча народ. Этот камень был увезен, кажется, венецианцами. Он находился на том месте, где теперь развалины соборного храма. Божественный свет Иисуса проник сюда вскоре по Его Вознесении. Мы видим из Деяний Апостольских, что святой Павел, на пути своем из Кипра в Иерусалим, нашел уже здесь церковь или общество христиан, собранных во Имя Иисуса. В Тире был созван собор; знаменитые Епископы пасли здесь церковь . В их числе был известный Вильгельм, прозванный Тирским. Ориген здесь кончил жизнь свою; его гробницу показывали еще в XI веке. Собор, посвященный славным Евсевием Епископом Кесарийским, частью еще существует; я посетил с благоговением его развалины; они значительны и находятся на юго-восточной оконечности Тирского острова. Несколько огромных колонн остались от великолепия храма. Я всходил на полуразрушенное крыльцо башни глядеть на картину запустения и на солнце, заходящее в шумные волны, поглотившие столько славного! Снежная вершина Эрмона, – Финикийский Саир, на котором погасали последние отблески дня, – хранит, в хладном молчании, верную повесть былого!.. 198 Strabonis Geographica/Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). XVI. 199 Strabonis Geographica/Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). VIII. 2. 200 См. в: Flavii Iosephi Antiquitates Iudaicae/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1887, 1885, 1892, 1890. 4 т. 1955r) (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейские древности/Пер. Г. Г. Генкель. М., 1996. 2 т). 202 Plinius Secundus der Aeltere. Naturalis historia/Hrsg. R. Koenig. Munch., 1973–1996. 37 Bde (рус. пер.: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве/Пер. с лат., предисл. и примеч. Г. А. Тароняна. М., 1994. V. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Подлинность свидетельств Иосифа Флавия о Христе научным образом доказали: Карл Даубуз (Pro testimonia Flavii Ios. de I. Clir. libr. 2, Londini 1706), Гутевиль (Ervilsene Verheit der christ Religion durch ihre gech. Fraucfurt 1745), Обертюр (Flavius 1805), Брейтшвейдер (παεγου super Iosephi scriptis Lips. 1812), С. Ф. Бегмерт (Uber des Flav. Ios. Ieuguiss. von Christo Leipz. 1823), Ф. Г. Шредель (Flav. Iosephus dc I. Clr. testatus Vindiciae Flavianae. Lips. 1810), P. M. Групс (De Flavii. Iosephi in auctoribus contra Appionein afferendis fide et auctoritate, Paris 1844). При чтении вообще сочинений Иосифа Флавия всегда нужно иметь в виду два обстоятельства из его жизни, именно, что он был, как мы уже сказали, фа­рисей и, что он писал историю Иудеев не только для того, чтобы показать величие своего народа, но и чтобы польстить знатным римлянам. Фарисейский дух побудил его отступить от исторического повествования книг Моисея, и поэтому в его истории рассказываются басни талмудические, напр. о супружеском союзе ангелов с человече­скими дщерями, о браке Моисея с эфиопскою царев­ною, о двух столбах, кирпичном и каменном, будто бы поставленных Адамом и др. А льстя римлянам, он Божье повеление не злословить судей и начальников превращает в закон, воспрещающий злословить языческих богов, чудо, сотворенное Богом в Мерре над горькими водами, он объясняет естественным явлением. Но его сочинения всегда будут замечательны и драгоценны потому, что И. Флавий единственный древний писатель, собравший из всех языческих писателей свидетельства о всех событиях, упоминаемых в Ветхом Завете. Свидетельства его точны и запечатлены характером несомненности, да иначе и быть не могло; книги предназначались для образованных римлян, которые были знакомы, или могли познакомиться с произведениями тех писателей, на которых он ссылается. Эго одно из самых важных доказательств несомненности библейских повествований Ветхого Завета, переносящих нашу мысль к истории Нового Завета. Вот почему в борьбе с Иудеями и язычниками сочинениями Иосифа Флавия пользовались древние отцы и учители церкви: Ириней, Иустин Философ , Тертулиан, Климеит Александрийский, Ориген , Евсевий, Василий Великий , Григорий Назианзин , Амвросий, Иероиим и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Скальковский А. А. Некрасовцы, живущие в Бессарабии//ЖМВД. 1844. Вып. 8. С. 61-82; Малай К., свящ. Приход Чок-Мейдан, Бендерского у.//Кишинёвские ЕВ. 1875. Отд. неофиц. 20. С. 734-746; 22. С. 830-834; 24. С. 908-912; Козак И., свящ. Дезгинже, болгарский приход Бендерского у.//Кишинёвские ЕВ. 1878. Отд. неофиц. 6. С. 233-254; Фрацман И. С. К вопросу о епархиях в Бессарабии. Кишинёв, 1901; Пархомович И. Краткий ист. очерк противораскольнической миссии в Кишинёвской епархии с 1813 до 1910 г.//Кишинёвские ЕВ. 1909. Отд. неофиц. 33/34. С. 1328-1363; 35/36. С. 1403-1443; 37/38. С. 1499-1544; он же. Прибавление к статье «Краткий исторический очерк противораскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года»//Там же. 39/40. Отд. неофиц. С. 1576-1578; Справочная книга Кишинёвской епархии на 1915 г. Кишинёв, 1915; Anuarul istoric al Seminarului «Melchisedec Episcopul» din Ismail: (Cinci ani de coal romneasc în Basarabia)/Ed. Gh. Leu. Ismail, 1923; Ceachir M., prot. Religiozitatea gguzilor//Viaa Basarabiei. Chiinu, 1934. N 3. P. 21-28; idem. Obiceiurile religioase ale gguzilor//Ibid. N 6. P. 4-8; idem. Basarabieal Gagauzlarân istorieac. Chiinu, 1934; Anuarul Episcopiei Cetii Albe. Ismail, 1936; Таранец С. В. Состояние веры у старообрядцев Юж. Бессарабии (XIX - нач. XX в.)//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. С. 103-112; Enache G. Represiunea religioas în România comunist: Studiu de Caz: «Rugul aprins»//Analele Universiii Dunrea de Jos. Ser. 19: Istorie. Galai, 2004. Т. 3. P. 135-152; idem. Ierarhi, preoi, monahi i teologi de la Dunrea de Jos, victime ale represiunii comuniste//Credin, istorie i cultur la Dunrea de Jos. Galai, 2005. P. 533-587; idem. Church, State and Society in Romania in Interwar Period//Peлiriя i Церква в icmopiï Украïни. Полтава, 2006. С. 119-132; idem. NKVD-ul sovietic i preotii din sudul Basarabie//Lumina de duminic: Ziarul. 2011. 26 Iunie; Страницы истории и литературы гагаузов XIX - нач. ХХ в. Кишинёв, 2005; Михайлуца М. I. Peлiriйha noлimuka румунськоï okynaцiйhoï влади в Nibдehhiй Бeccapaбiï i Tpahchicmpiï (kih. 1930-х - 1944 рр.). Од., 2006; Булгар С. Гагаузские просветители, писатели, ученые XIX - нач. XX в. и роль рус. языка в духовном развитии гагаузов//Русин. 2007. 2(8). С. 138-155; он же. Гагаузия. Кишинёв; Комрат, 2009; Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: Книжность и певческая культура. М., 2007; Martirologiarul Mitropoliei Basarabiei//Flux: Ziarul. 2007. 12 ian. N 2(581). Р. 4; Курдогло К. История Свято-Никольской церкви с. Баурчи. Кишинёв, 2008; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие/Отв. ред., сост.: В. И. Пасат. М., 2009-2011. Т. 1-3; Любич П. А. Краткая история кагульских старообрядцев//Липоване: История и культура русских старобрядцев. Одесса; Измаил, 2010. Вып. 7. С. 118-128.

http://pravenc.ru/text/1319764.html

7902 Homer Il. 8.31; 22.178; 24.473; Od. 1.45, 81; 5.7; 8.306; 12.377; Aristophanes Wasps 652; even those not descended from him, such as his siblings (Homer I1. 5.757,762; 19.121; Od. 13.128). 7903 Homer Il. 2.371; 7.179, 202, 446; 8.236; 12.164; 13.631; 15.372; 17.19, 645; 19.270; 21.273; 24.461; Od. 12.371; Cleanthes Hymn to Zeus in Stobaeus Ee1. 1.1.12; Sophocles Oed. tyr. 202; Aristophanes Ach. 223–225; Apollonius of Rhodes 4.1673; Plutarch R.Q. 40, Mor. 274B; Longinus Sub1. 9.10. 7905 Jub. 1:25, 28; Wis 11:10; Tob 13:4; later, Jos. Asen. 12MSS; T. Job 33MSS, 9; T. Ab. 16:3; 20:13A; cf. Pr. Jos. 1. 7906 Jeremias, Prayers, 15–16; idem, Message, 14. Chilton, Approaches, 59, cites «Father» as a prayer invocation in T. Job and (probably later) the Targumim. Greeks and Romans may have employed the title less pervasively than Judaism and in contrast to Judaism applied the image to the deity " s power rather than to his intimacy with Israel (cf. Johnson, Prayer, 61). 7907 M. Sotah 9:15; t. Ber. 3:14; B. Qam. 7:6; Hag. 2:1; Péah 4:21; Sipra Qed. pq. 9.207.2.13; Behuq.pq. 8.269.2.15; Sipre Deut. 352.1.2; b. Ber. 30a, bar.; p. Sank 10:2, §8; Pesiq. Rab Kah. 24:9; Lev. Rab. 1:3; 7:1; 35:10; SongRab. 7:11, §1. 7908 Marmorstein, Names, 56–60; Moore, Judaism, 2:204–9; McNamara, Targum, 116–18. Jeremias contends that «Father» is rarely attributed to first-century sages (Prayers, 16–17); but this observation omits some evidence (Vermes, Jesus and Judaism, 40) and fails to take into account the sparseness of rabbinic attributions in general in the earlier period. 7911 E.g., Sipre Deut. 27.2.1; " AbotR. Nat. 24, §51B; cf. Jub. 25(«Lord of the age»). Satan assumes this role (kosmokratör) only in some later texts (e.g., Hoskyns, Gospel, 426, cites Exod. Rab. on 24:7, following Billerbeck). Some gnostics later argued that the Jewish God was the lord of the world, whom they identified with Satan, inviting apologetic (Marmorstein, Names, 64, 99). 7912 E.g., 3 En. 1:4. Michael regularly appears as αρχιστρτηγος or similar titles ( Dan 10:13,21; 12:1 ; 2 En. 22:6J; 33:10; 3 Bar. 11:4,6–8; T. Ab. 1:13; 2:1A; 14:7B; Jos. Asen. 14:7; Gk. Apoc. Ezra 4:24; cf. Raphael in Gk. Apoc. Ezra 1:4).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Jos. Flau. Antiq. Jud. – Joseph Flavius. Antiquitates Judaicae//Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. Berlin, 1955 (repr.). Vol. I–IV. Jub. – Wintermute O. S. Jubilees//The Old Testament Pseudepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. Vol. 2. Garden City, 1985. P. 35–142. Petr. Alex. Chron. – Самодурова 3. Г. Хроника Петра Александрийского //ВВ. Т. 18. 1961. С. 150–197. Procop. Bell. Pers. – Procopius Cesariensis. Bellum Persicum//Prokop/Hrsg. O. Veh. Bd. III: Perserkriege. München, 1970. Sym. – Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon/Recensuit St. Wahlgren. Berlin; New York, 2006. (CFHB; 44/1). Theod. Lect. Hist. eccl. – Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. C. Hansen. Berlin, 1995 (2. Ausg.). Theoph. Chron. – Theophanis Chronographia/Ed. C. de Boor. Leipzig, 1883–1885. 2 vol. Theophyl. Simoc. – Theophylacti Simocattae historiae/Ed. C. de Boor. Stuttgart, 1972 (2 ed.). Theoph. Cont. – Theophanes Continuatus//Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus/Ed. I. Bekker. Bonn, 1838. P. 1–481. Афиногенов. 1991. – Афииогенов Д. E. Композиция хроники Георгия Амартола//ВВ. Т. 52. 1991. С. 102–112. Афиногенов. 2004. – Афиногенов Д. Е. Рукопись Coislinianus 305: первоначальная версия хроники Георгия Монаха//Славяне и их соседи. Вып. 11. M., 2004. С. 19–29. Беляев. 1891. – Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и заметки по      византийским древностям. Кн. 1: Обзор главных частей Большого дворца византийских царей. Приложение: Материалы и заметки по истории византийских чинов. СПб., 1891. Бибиков. 1998. – Бибиков M. В. Историческая литература Византии. СПб., 1998. С. 89–107. Васильев. 1900. – Васильев А. Византия и арабы. Т. I. СПб., 1900. Васильев. 1902. – Васильев А. Византия и арабы. Т. II. СПб., 1902. Васильевский. 1880. – Васильевский В. Е. О жизни и трудах Симеона Метафраста //ЖМНП. Ч. 212. 1880. Отд. II. С. 379–437. Васильевский. 1895. – Васильевский В. Е. Хроника Логофета на славянском и греческом//ВВ. Т. 2. 1895. С. 78–151. Васильевский. 1896. – Васильевский В. Е. Два надгробных стихотворения Симеона Логофета//ВВ. Т. 3. 1896. С. 574–578.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010