16. «Rolling Stone», 19. Marz 1970. 17. Pierre Granini: «Es ist gefahrlich, die Geister zu ver-wirren. Das magische Weltbild der Can», veroffent-licht in: «J. Gulden, K. Humann: «Rock Session I», a.a.O. Глава пятая 1. «Time», 15. August 1975. 2. Jacob Aranza, a.a.O. 3. «Waco Tribune-Herald», 28. Februar 1982. 4. John Rockwell, a.a.O. 5. «Circus», 16. August 1976. 6. ibid. 30. April 1981. 7. ibid. 22. Juni 1978. 8. «Rolling Stone», 25. Marz 1976. 9. ibid. 7. April 1977. 10. Bob Larson: «Rock», a.a.O. 11. Zwei weitere Versionen lauten: «Kids In Satanic Servi-ce» und «Knights In Satanic Service». 12. «Hit Parader», Herbst 1982. 13. Richard Kriese, a.a.O. Глава шестая 1. Т. Kneif: «Rock in den 70ern», a.a.O. 2. ibid. 3. «MetalHammer»4/1984. 4. ibid. 2/1984. 5. ibid. 1/1984. 6. «Desaster» Nr. 6/7, Juli 1984. 7. ibid. Nr. 1/2, Februar 1984. 8. «Diagnosen» 10/1983, Eineandere Version lautet: AC/DC=«Antichrist/Devil Cooperation». 9. Hans-Jurgen Trabert in: COGO, Nr. 27, Juli/August 1980. 10. «Metal Hammer» 4/1984. Глава седьмая 1. John Rockwell, a.a.O. 2. «Rolling Stone», 26. Oktober 1972. 3. «Life», 3. Oktober 1969. Глава восьмая 1. Werner F. Bonin: «Lexikon der Parapsychologie und ihrer Grenzgebiete», Scherz-Verlag, Bern und Mun-chen 1976. 2. Dave Hunt: «The Psychic War», unveroffentlichtes Manuskript, zitiert bei: Samuel Pfeifer: «Gesundheit um jeden Preis?», Brunnen Verlag, Basel 1980. 3. Werner F. Bonin a.a.O. 4. Gerhard Bergmann: «…und es gibt doch ein Jenseits», Schriftenmissionsverlag Gladbeck, 3. Aufl. 1976. 5. Siegener Zeitung vom 29. Marz 1982. 6. Joost A. M. Meerloo: «Rhythmus und Ekstase», Forum-Verlag, Wien 1959. 7. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. 8. Encyclopaedia Britannica, Vol. 7, 1965. 9. «Rock & Schwarze Magie» Teil I, a.a.O. 10. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. Глава девятая 1. Friedrich W. Doucet: «Geschichte der Geheimwissen-schaften», Wilhelm Heyne Verlag, Munchen 1982. 2. Helge Stadelmann, a.a.O. 3. Os Guinness, a.a.O. 4. Richard Kriese, a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Еще в 1966-ом году Jonn Lennon хвастался, что христианство уйдет и что группа «Beamles» будет более популярна, чем Христос. Пропускаем его дальнейшие надругательства над Христом (John Lennon, «А Spaniard in the Works», New Уогк: Simon and Schusmer, 1965, стр. 14). Как известно, он трагически погиб в декабре 1980 года. «Рок всегда был дьявольской музыкой», заявил в 1976 г. Дэвид Боуи, который является одной из самых больших звезд рока. По свидетельству журнала «Spin» (январь 1991, ст. 29), певец Danzig в произведениях вроде «Ат I Demon», «Мотнег» и других подобных превозносит оккультные ритуалы и духовную анархию. В одном из богохульных видео-фильмов женщина, стоящая у подножия креста, оглядывается наверх и вместо Христа видит изображение демона, свисающего с креста с распростертыми руками. Очевидно цель этой сцены внушить зрителю отрицательное восприятие крестного знамения. Известно, что рок-музыка с самого начала своего появления была бунтарской и ополчилась против авторитета родителей и общества. Теперь же некоторые из новых групп рока открыто начали призывать к отвержению традиционных христианских принципов. В одном из ранних интервью журналу «Rolling Smones» David Crosby из группы «Crosby, Stills & Nash» комментировал: «Я решил, что самым важным будет скосить их детей. Здесь я не говорю о физическом похищении. Я имею в виду переменить их шкалу ценностей, что фактически выведет их из того мира, в котором живут их родители» (журнал «Rolling Smone», vol.1, p. 410). Paul Каптег из журнала «Jefferson Smarship» признается: «Цель нашей музыки увеличить брешь между поколениями, разобщить детей с их родителями» (In Tingelhoff, Documenmamion of Expose, p.4). Mick Jagger из журнала «Rolling Smones» отметил: «Не существует безвредной, ориентированной на семью роковой песни» (там же, стр. 5). John Cougar говорит откровенно: «Я ругаюсь и проклинаю (в моих песнях) потому, что это неприемлемо обществу. Я ненавижу все то, что считается нужным или принятым. Вот почему я отвергаю школы, правительства и церкви» (там же стр. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

66 С.р. интересный спор проф. John Ericson «The Priesthood in Patristic Teaching», in: The Place of the Woman in the Orthodox Church, pp. 113–115. 72 Разговор с Трифонам, 42:1. Archambault, (cd.) p. 18(5, repris dans Justine Martyr, Euvres completes. Pans, Migne. coll. «Bibliotheque», 1994, p. 162. 73 Эту фразу можно найти в литургии VIII в., но ее происхождение еще более древнее. Впервые она встречается в проповеди , которую приписывают св. Кириллу Александрийскому , Беседа 10, О Мистической вечере (PG 77:1029В). На самом же деле, эту проповедь произнес его предшественник св.Феофил Александрийский в Страстной четверг 29 марта 400 г. См.: Marcel Richard. «Une homelie de Theophile d’Alexandrie surl’institution de l’Eucharistie», in: Revue d’histoire ecclesiastique, 33 (1937), pp.45–56; Robert Taft, «The Great Entrance: A History of the Transfer of the Gifts and other Pre-anaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom», in: Orientalia Christiana Analecta (200. Rome, 1975), pp.119–148.0 значении этой фразы, прозвучавшей на Константинопольском соборе 1156 –1157 гг. cм.Paul (Tcheremoukhine). «Le Concile de 1157 a Constantinople et Nicolas eveque de Metrone»», in: Messager de ÍExarchat du Palriarche Russe en Europe Occidentale, 17:3 [no.67 Paris, 1969, pp.137–173. 74 Я предпочитаю этот стих привычной литургической формуле: «It is time to begin service to the Lord» (букв. «Время служить Господу»»). Оба перевода допустимы, но большинство вариантов еврейского Ветхого Завета толкуют эту фразу так же, как я. 82 Timothy Ware, Eustratios Argenti. A Study ofthe Greek Church under Turkish Rule. Oxford ,1964, pp. 124 – 125. Когда я писал свою статью 1978 г., я еще не осознавал значения этого отрывка из моей книги в вопросе о женском священстве. 85 «The Priesthood in Patristic Teaching», in: The Place of the Women in the Orthodox Church, p. 115. Читать далее Источник: Рукоположение женщин в православной церкви/Элизабет Бер Сижель, епископ Диоклийский Каллист (Уэр); [Пер. с фр.: Людмила Алексеева и др.]. - М. : Библейско-Богосл. ин-т св. апостола Андрея, 1998. - 81 с./Мужчина, женщина и священство Христово. 45-81 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/mu...

По этой проблеме в целом см. сборник статей под ред. Уолтера и Шеннона; Quality of Life. The New Medical Dilemma. Ed. by J. J. Wolter and T. A. Shannon. New York, Paulist Press, 1990. «Who Shall Live?», 111. Другими словами, человек — автономное существо, а не «верный домоправитель», которому вверено от Бога господство над всей тварью. — Примеч. перев. «The Meaning and Validity of Quality of Life Judgments in Contemporary Roman Catholic Medical Ethics»//Wolter and Shannon. Quality of Life, 80–82. Paris, John J. «Terminating Treatment for Newborns: A Theological Perspective»//Wolter and Shannon. Quality of Life, 151–160. О принципах автономии и пользы больного и непричинении ему вреда см.: Beauchamp, Tom L. and Childress, James F. Principles of Biomedical Ethics , 4th ed. New York, Oxford Univ. Press, 1994, 120–325. Некоторые авторы склонны различать «лечение» и «уход» на том основании, что первое при определенных обстоятельствах может быть прекращено, тогда как в уходе нельзя отказывать ни при каких обстоятельствах. См. наш обзор основных положений православной антропологии в главе 1. См.: Kass, Leon. «Averting One’s Eyes, or Facing the Music? — On Dignity and Death»// On Moral Medicine, 200–211. В дополнение к нашему обзору в главе 1 см. статьи D. Weaver, опубликованные в SVTQ, Vols. 27/3 (1983), 29/2–3 (1985) под общим заголовком: «The Exegesis of Romans 5:12 Among the Greek Fathers and Its Implications for the Doctrine of Original Sin: the Fifth to the Twelfth Centuries»; и Meyendorf, John. Byzantine Theology. New York, Fordham University Press, 1974, 143–146. В сочинении Палладия «Лавсаик» (нач. V в.) это различие выражено следующим образом: «У всякого события две причины — либо воля Божия, либо Его попущение. Все, что согласно с добродетелью, происходит по воле Божией, а все производящее ущерб и опасность от несчастных обстоятельств или болезни — Божиим попущением» (47, 5). Иларий Пиктавийский († 367) устанавливает существенное различие между страданием и болезнью, усматривая в первом функцию человеческой природы, а во второй — вторичный, или, как сказали бы мы, «случайный» аспект человеческого опыта.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

340 См.: Caird G.B. А Commentary оп the Revelation of St. John the Divine. London, 1984. P. 74–75; Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Cambridge, 1993. P. 74. 345 См.: Bousset. Die Offenbarung Johannis. S. 255; Lohse E. Die Offenbarung des Johannes. Gifftingen, 1971. S. 42; Collins A.Y. Combat Myth in the Book of Revelation. Missoula, 1976. P. 24; см. также ссылки в Giesen Н. Die Offenbarung des Johannes. Regensburg, 1997. S. 161; Koep. Das himmlische Buch... S. 25; Глубоковский H.H. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. СПб., 2002. С. 84; Булгаков С. , прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического толкования, Париж, 1948. М., 1991. С. 48; Мень А., прот. Читая Апокалипсис. М., 2000. С. 58. 348 См.: Tyconius Afer. Expositio Apocalypseos. Tumhout, 2011. Corpus Christianorum; 107. P. 167; Primasius. Comm. in Apoc. 3.57–58. 349 Hanp.: Caird G. B. A Commentary on the Revelation of St. John the Divine. London, 1984. P. 134; Beale. The Book of Revelation. P. 574–575; Prigent. Commentary on the Apocalypse. P. 349–354; Bauckham R. The Climax of Prophecy: Studies on the Book of Revelation. Edinburgh, 1993. P. 274–275; Небольсин А.С. Методы интерпретации, эсхатология и структура... С. 61–62 и пр. 350 См.: Mazzaferri F.D. The Genre of the Book of Revelation from a Source-Critical Perspective. Berlin, 1989; Bauckham. Climax of Prophecy. P. 238–338. 351 См.: Briltsch C. Die Offenbarung Jesu Christi: Johannes-Apokalypse. Zurich, 1970. Bd. 1. S. 395; Caird. A Commentary on the Revelation... P. 130; Osborne. Revelation. P. 395; Beale. The Book of Revelation. P. 545. 355 Acta Thomae (см. изд.: Klijn A.F.J. The Acts of Thomas: Introduction, Text and Commentary. Leiden, 2003. (=Supplements to New Testament; 108)), § 27, 29, 49–51,120–121,133,158. Памятник сохранился в двух версиях – греческой и сирийской; в нашем анализе мы использовали обе версии. 356 См.: Messner R. Zur Eucharistie in den Thomasakten: Zugleich ein Beitrag zur Fruhgeschichte der eucharistischen Epiklese//Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honour of G. Winkler. R., 2000. P. 493–513 (=Orientalia Christiana Analecta; 260); Myers S. Spirit Epicleses in the Acts of Thomas. Tubingen, 2010 (=Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

J. D. The Rabbinic Conversion Ceremony//JJS. 1990. Vol. 41. N 2. P. 177-203; idem. Is «Proselyte Baptism» Mentioned in the Mishnah?: The Interpretation of m. Pesahim 8. 8 (=m. Eduyot 5. 2)//Pursuing the Text/Ed. J. C. Reeves, J. Kampen. Sheffield, 1994. P. 278-292; Lé gasse S. Naissance du baptême. P., 1993; DeMaris R. E. Corinthian Religion and Baptism for the Dead//JBL. 1995. Vol. 114. N 4. P. 661-682; Collins A. Y. The Origin of Christian Baptism// Eadem. Cosmology and Eschatology in Jewish and Christian Apocalypticism. Leiden etc., 1996. P. 218-238; Finn Th. M. From Death to Rebirth: Ritual and Conversion in Antiquity. N. Y., 1997; Hartman L. «Into the Name of the Lord Jesus»: Baptism in the Early Church. Edinb., 1997; Jones L. P. The Symbol of Water in the Gospel of John. Sheffield, 1997; Baumgarten J. M. The Purification Liturgies//The Dead Sea Scrolls after Fifty Years: A Comprehensive Assessment/Ed. P. W. Flint, J. C. VanderKam. Leiden; Boston; Köln, 1999. Vol. 2. P. 200-212; Ostmeyer K.-H. Taufe und Typos: Elemente und Theologie der Tauftypologien in 1 Korinther 10 und 1 Petrus 3. Tüb., 2000; Gerlitz P. Taufe I: Religionsgeschichtlich//TRE. 2001. Bd. 32. S. 659-663; Schnelle U. Taufe II: Neues Testament//Ibid. S. 663-674; Avemarie F. Die Tauferzählungen der Apostelgeschichte: Theologie und Geschichte. Tüb., 2002; Kane J. D. Water as Sacramental Symbol: Narrative Baptismal Catechesis in the First Four Chapters of the Gospel of John: Diss. [St. Louis], 2002; Пономарев А. В. Крещальные формулы «во имя» в Новом Завете//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2005. 1. С. 88-99; Hull M. F. Baptism on Account of the Dead (1 Cor 15. 29): An Act of Faith in the Resurrection. Atlanta, 2005; Lawrence J. D. Washing in Water: Trajectories of Ritual Bathing in the Hebrew Bible and Second Temple Literature. Atlanta, 2006; Guyette F. W. Sacramentality in the Fourth Gospel: Conflicting Interpretations//Ecclesiology. N. Y., 2007. Vol. 3. N 2. P. 235-250; Heger P. Cult as the Catalyst for Division: Cult Disputes as the Motive for Schism in the Pre-70 Pluralistic Environment.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

113 См. также: C.G. Shaw, «Enlightenment, The,» Encyclopedia of Religion and Ethics (New York: Charles Scribner " s Sons, 1928), 5:310–316; WA. Elwell, ed., The Concise Dictionary of Teology (Grand Rapids: Baker, 1991), pp. 155–156. 115 M.W. Chavalas, «The Historian, The Believer, and the ОТ: A Study in the Supposed Conflic of Faith and Reason,» JETS 36 (1993): 145. 123 Cf R.N. and R.K. Soulen, Handbook of Biblical Criticism, 3rd ed. rev. (Louisvill, KY: Westminister John Knox, 2001), pp. 178–179; Dillard and Longman, Introduction, pp. 40–41; Allis, Five Books, pp. 23–29,40–95, 96–106. 124 J.E. McFadyen, The People andthe Book (1925), pp. 183,218; cited by C.R. North, «Pentateuchal Criticism,» in The Old Testament and Modern Study, ed. by H.H. Rowley (Oxford: Clarendon, 1951), p. 48. 126 J. Blenkinsopp, «The Documentary Hypothesis in Trouble,» in Approaches to the Bibl30 ed. by Harvey Minkoff (Washington, DC: BAS, 1994), 1:11. 127 R.E. Clements, One Hundred Years of Old Testament Interpretation (Philadelphia: Wesminister, 1976), p. 8. 131 J. Welhausen, Prolegomena to the History of Israel (Merian Book Library edition 1957 5repr. ed., Gloucester: Peter Smith, 1973) pp. xvi-552. 132 B.S. Halpcrn, The First Historians: The Hebrew Bible and History (San Francisc Harper and Row, 1988), pp. 23–24. 137 Более подробное рассмотрение вопросов Документарной гипотезы см. у North, «Pentateuchal Criticism,» pp. 54–55,59; R.E. Clements, «Pentateuchal Problems,» in T4adition andIterpretation, ed. by G.W. Anderson (Oxford; Clarendon, 1979), p. 102. 144 A.Campbell and MA. ÓBrien, Sources of the Pentateuch (Minneapois: Fortress, 1993), p. ix + 266 pp.; W.H. Schmidt, Old Testament Introduction 2nd ed., trans. By M.J. ÓConnell and D.J. Reimer (Louisville, KY: Westminister John Knox, 1999), p. xiii + 452 pp.; E. Nicholson, The Pentateuch in the Twentieth Century: The Legacy of Julius Wellhausen (Oxford: Clarendon, 1998), p. vi + 294 pp. 145 O. Kaiser, «The Pentateuch and the Deuteronomistic History,» in Text in Context, ed. By A.D.H. Mayes (Oxford: University Press, 2000), p. 289.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

545 Среди ученых, предлагающих такую реконструкцию Harold Henry Rowley («The Chronological Order of Ezra and Nehemiah,» in The Servant of the Lord and Other Essays on the Old Testament [London: Lutterworth, 1952], pp. 129–159) и J.A. Emerton («Did Ezra Go to Jerusalem in 428 V.C.TJTSns 17 1–19). Выводы из этого предположения приводят к новым проблемам: как объяснить то, что Неемия и Ездра появляются вместе в повествовательной части книги Неемии. Предположение обычно видит решение вопроса в том, что в позднейшее время текст был исправлен, чтобы превратить его героев в современников. 546 LoringW. Batten, The Books of Ezra and Nehemiah, ICC (Edingurgh: Т. & T. Clark, 1913), p. 29. 547 Элефантинские письма упоминают Иоханана, который был первосвященником в Иерусалиме (Porten, «Request,» p. 128). Письмо датируется 407 годом до н.э. 548 Хотя Иосиф Флавий и не считается однозначным достоверным источником, он утверждает, что Ездра умер, будучи глубоким стариком и был похоронен в Иерусалиме (Древности, 11.5.5). 549 John Bright, A History of Israel, 3rd ed. (London: SCM Press, 1981), pp. 391–402; Albright, Biblical Period, p. 93, n. 193. Выпадение цифры подобно проблеме еврейского текста о длительности правления Саула в 1Цар. 13:1 , где число также сохранилось только частично. 551 Так утверждает ряд ученых, среди которых Myers (Ezra-Nehemiah, p. lxx), Clines (Ezra, Nehemiah, Esther, pp. 13–14) и, немного позднее, Sara Japhet (Sheshbazzar and Zerubbabel – Against the background of the Historical and Religious Tendencies of EzraNehemiah,» ZAWM 89, n. 55). 552 Аргумент Вильямсона (Ezra, Nehemiah, pp. xxxv-xxxvi) основан на предположении о том, что вводный материал частично послужил полемикой против самарянского храма, который был построен на горе Герезим во второй половине четвертого века до н.э. (см. Иосиф Флавий, Древности 11.7–8). Именно на руины этого храма намекала женщина в разговоре с Иисусом ( Ин. 4:20–21 ). 553 Andrew Е. Hill and John Н. Walton, A Suwey of the Old Testament, 2nd ed. (Grand Rapids: Zonderwan, 2000), p. 269.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

М. Лозинского). 85 См., среди прочего, Being as Communion (New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1985); «Communion and Otherness»/St. Vladimir " s Theological Quarterly 38, no. 4 (1994). – P. 347–361; «Human Capacity and Human Incapacity»/Scottish Journal of Theology 28 (1975). – P. 401–448; «On Being a Person: Towards an Ontology of Personhood»/Persons, Divine and Human (Edinburgh: T&T Clark, 1991). 86 Miroslav Volf, After Our Likeness: The Church as the Image of the Trinity (Grand Rapids, Mich.: Wiliam B. Eerdmans, 1998); особ. P. 87, 115 и 181–185. 88 Поэтому о парадоксе, что индивидуальное выше универсального, Кьеркегор утверждает: «Подобная позиция не может быть опосредована, – поскольку всякое опосредование происходит лишь силой всеобщего, она была и во всей вечности остается парадоксом, непостижимым для мышления» С. Кьеркегор, Страх и трепет, с. 56 (здесь и далее пер. Н. Исаевой, С. Исаева). 90 См., среди прочего, Gregory Vlastos’s «The Individual as Object of Love in Plato»/Platonic Studies (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1981); John Crosby, Personalist Papers (Washington: Catholic University Press, 2004); Zizioulas, Being as Communion, esp. ch. 1; и Linda Zagzebski, «The Uniqueness of Persons»/Journal of Religious Ethics 29 (2001). – P. 401–423. 91 Речь идет о печально известном ущелье Апофеты в районе горы Тайгет; см.: Плутарх, Ликург 16.1–16.2. 92 « μν γρ ποι’ηισς μλλον τ καθο’λου, ) δ ασορι’α τ καθ’καστον λε’γει» (De Arts Poetic, 1451b 5–7). 94 См., напр., Страх и трепет, с. 55: «единичный индивид стоит выше всеобщего». И опять, «единичный индивид в качестве единичного стоит выше всеобщего». 95 Гегель, Лекции по эстетике, кн. 3, пер. П. Попова (М., 1958) – с. 19–20; курсив мой – Дж.П.М. 96 См.: John Sallis, Shades: Of Painting at the Limit (Bloomington: Indiana University Press, 1998). 97 «В качестве трансцендентального Я, „Я мыслю» вовсе не осуществляет индивидуацию. Исполняя чисто абстрактную функцию, „репрезентация ,Я совершенно не содержит в себе многообразия; это чистое (хотя и чисто логическое) единство».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

St. John Chrysostom. Homilia Encomiastica in Meletium//PG, t. 50, col. 515–516; cp.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.39–40. 243 O культе св. Симеона и его роли в распространении иконопочитания см.: Holl К. Der Anteil der Styliten am Aufkommen der Bilderverehrung//Gesammelte Aufsatze zur Kirchengeschichte. Bd. II. Der Osten. Tübingen, 1928, S.388–398. O римских ремесленниках cm.: PG, t.82, co!.1472d–1473a; Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.41. 244 Parastaseis syntomoi chronikai//Scriptores originum Constantinopolitanorum. Ed. T. Preger. Lpz., 1901. Bd. I, 10, S.25 (cp.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.16). Уничтожение образа Богоматери c Младенцем приписывается также и арианам (см.: Ladner. I Ritratti dei nelPantichita e nel medioevo. Citta di Vaticano, 1941, vol. 1). 245 Theodore tector. Historia Eclesiastica. I, 15//PG, t.86, col.l73a (cp.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.40). 246 См., например, «Церковную Историю» Иоанна Эфесского: John of Ephesus. Historia Ecclesiastica. III, 29. Engl. transi, by R.Rayne Smith. Oxford, 1860. Также см.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p.40–41 247 См.: Hopkins K. Brother-Sister Marriage in Roman Egypt//Comparative Studies in Society and History. Vol. 22, 1980, p.303–354, esp.348–351, 353. Здесь подобные изображения в порядке гипотезы интерпретируются как взаимные дары жениха и невесты. Вряд ли это предположение справедливо в отношении всех «портретов». Упадок этого жанра следует, по-видимому, связывать с ростом влияния римского права и христианства, принесших в Египет новые формы брачных отношений. 248 Effenberger A. Koptische Kunst. Vienna, 1975, S. 186; Zaloscer H. Die Kunst im christlichen Ägypten. Vienna-Munich, 1974, S.118 (здесь интерпретация памятника как надгробия Апы Шенуте, умершего в 451 г., рассматривается как возможная, но не бесспорная). 249 Ни один из этих поздних портретов не сохранился, однако их существование очевидно, учитывая частое упоминание в эпиграммах того времени изображений куртизанок, заказанных их поклонниками. См., например, эпиграмму Агафия: Agathias. Anthologia Graeca. Ed. by W.R. Paton. Vol.5. L., 1919, kh.XVI, 80 (cp.: Mango C. The Art of the Byzantine Empire, p. 119). Заимствованию техники энкаустики для религиозных сюжетов могли способствовать придворные круги в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010