De expeditions persica acroases 1–3, 1197–1260, Bellum avaricum 1263–94 Heracliados acroases 1–2, 1298–1334. Alia (ex editione Quercii). Hymnus Acathistus, 1335–48. Quercii noise in quibus Narrationes 1–2 de Acathisto, 1347–54 (ex Triodio Nicephori Callisti); 1353–72. In sanctam resurrectionem, 1373–84. Hexaemeron, 1425–578. Quercii monitum, 1383–1424. Morelli scholia, 1577–80. De vanitate vitas, 1581–1600. Morelli scholia, 1599–1600. Contra Severum, 1621 –76, Quercii monitum, 1601–20. Senariorum fg., 1731–54. Vita S. Anastasii martyris=est Sophronii Hier., 1679–1730. Quercii præfatio, 1161l-94. Bekkeri præfatio, 1195–96. Index græcus ad opera historica, 1789–90. Index analyticus, 1781–88. GEORGIUS SYNCELLUS. Vide ANASTASIUS BIBLIOTHECARIUS. GEORGIUS TRAPEZUNTIUS, 1486, 161. De processione Spiritus S. (Allatius), 769–828. De processione Spiritus S. et de una Ecclesia (id.), 829–68. Quod Joannes nondum sit mortuus (in Joan., XXI, 22–3), latine (editio Basil., 1559), 867–82. Martyrium S. Andreæ de Chio, latine. (AA.SS.,), 883–90. De unione Ecclesiarum ad Eugenium IV, latine (Mittarelli), 889–91. Epistola ad Joannem Palæologum imperatorem (Pontanus), 895–908. Notitia Allatii apud FH., 745–66. Notitia Bo_erneri, 765–68. GEORGIUS VACCA, s. XIV. Professio fidei (acta Callisti 30), græce, 152, 1354–5. GEORGIUS XIPHILINUS, CP. patr., 1193–99 119. De juribus territoriorum (Leunclavius), 887–90. GERMANUS I, CP. patr., 733, 98. De hæresibus et synodis (M.), 39–88. De vitæ termino dialogus (M.), 89–132, Epistola ad Armenios, latine (M.), 135–146. Epistolæ dogmaticæ 1–4 (Mansi): 1 . Gregorii, papæ, 147–56. 2 . Ad Joannem, ep. Synadensem, 155–62. 3 . Art Constantinum, ep. Nacoliæ, 161–4. 4 . Ad Thomam, ep. Claudiopoleos, 163–222. ORATIONES. 1 . In vivificam Crucem (Gretser), 221–44. 2 . In Dominici corporis sepulturam (Combefis), 243–90. 3 . In Præsentationem Deiparæ, 1 (Ballerini) 291–310. 4 . In Presentationem Deiparæ. 2 (Combefis) 309–20. 5 . In Annuntiationem Deiparæ (id.). 319– 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Этим своим (81) правилом отцы Трулльского Собора подтверждают все, что до них установлено было относительно песни трисвятое; осуждают, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозглашают еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку и, по примеру прежних православных соборов, предают анафеме ( αναθεματζομεν) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею трисвятое. В правиле сказано, что преступивший это предписание священнослужитель лишается сана, мирянин же или монах (конечно, не иеромонах) подлежит отлучению. По этому поводу Вальсамон замечает, что трудно понять, каким образом правило вместе с анафематствованием упомянуло об извержении и отлучении. «Вероятно, впрочем, – говорит он, – отцы отдали это дело на рассуждение епископа с тем, чтобы извергать, или отлучать того, кто примет это хульное прибавление и скоро оставит оное, а того, кто не оставит, но держится сего хульного безумия, предавать анафеме и таким образом не только лишать священства, или церковного общения, но и подвергать ссылке, дабы не передавал своей ереси и другим» 1267 . 1260 Joan. Damasc., De hymno Trisagio [Migne, s. g., t. 95, col. 21–61]. – Evagr., Hist. eccles., III, 44 [Migne, s. g., t. 86, col. 2697–2700]. – Толкование Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 491. – Niceph. Call., Hist. eccl. XIV, 46 [Migne, s. g., t. 146, col. 1216–1221]. 1261 Niceph. Call, Hist. eccl., XVIII, 51 [Migne, s. g., t. 147, col. 433–437]. Cp. архим. Сергий (впосл. архиеп.), Восточная агиология (Москва, 1875), Заметки 32, 284, 306 (2-е изд., Владимир 1901, т. I). 1263 Ηefele, Conciliengeschichte, II, 566 и сл. – Fleury, Hist. eccl., XXIX 31 (ed. Paris, 1856. II, 488–489). 1266 Ηefele, Conciliengeschichte, II, 609. Ср. Photii C. P. Bibliotheca, cod. 228. [Migne, s. g., t. 103, col. 957–969]. Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Во внутренней политике в отличие от деда А. П. уделял больше внимания укреплению флота, улучшению золотого содержания иперпира, оздоровлению чиновничьего аппарата, и прежде всего судебных органов. В 1329 г. император провел судебную реформу: был учрежден Высший имперский суд, состоявший из 4 «вселенских судей ромеев» (2 светских и 2 духовных), к-рые были наделены полномочиями, распространявшимися на всю территорию и всех подданных империи, вплоть до родственников императора. Их суд был последней инстанцией, в к-рую мог обращаться любой византиец, минуя ординарные суды. А. П. был дважды женат: на Аделаиде (Ирине), дочери герц. Генриха I Брауншвейгского, а затем (1326) на Иоанне (Анне) Савойской, дочери Амедея V; в последнем браке родились 2 сына (в т. ч. буд. имп. Иоанн V ) и 2 дочери. Главным событием церковной жизни Византии в период правления А. П. было начало споров об исихазме . На К-польском Соборе 1341 г., проходившем под председательством самого императора и завершившемся за неск. дней до его смерти, свт. Григорий Палама и его последователи добились победы над Варлаамом Калабрийским . Ист.: Никифор Григора. История. Passim; Joan. Cantacus. Historia. Vol. 1. P. 11 sq.; Vol. 2. P. 12 sq.; Vol. 3. P. 40 sq.; Chalcocond. Vol. 1. P. 15 sq.; Ducas. P. 35 sq. Лит.: PLP. Bd. 9, N 21437. P. 83-84; Флоринский Т. Д. Андроник Младший и Иоанн Кантакузин//ЖМНП. 1879. Ч. 204. С. 87-143, 215-251; 1879. Ч. 205. С. 1-48; 1880. Ч. 208. С. 327-334; Успенский. История. Т. 3. С. 554-560; История Византии. Т. 3. С. 124-134; Lemerle P. Le juge genéral des grecs et la réforme judiciare d " Andronic III//Mémorial L. Petit. Bucarest, 1948. P. 295-300; Bosch U. Kaiser Andronikos III. Palaiologos: Versuch einer Darst. d. byzant. Geschichte in den Jahren 1321-1341. Amst., 1965; Л. О времену Андроника III Палеолога за царя//ЗРВИ. 1975. Т. 16. С. 119-122; Kyrres C. Continuity and Differentiation in the Regime Established by Andronicus III after His Victory of 23/24.V.1328//ΕΕΒΣ. 1977-1978. Τ. 43. Σ. 278-328; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. С. 27-38; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 152f.; Р. Време Jobaha V Палеолога (1332-1391). Београд, 1993. С. 48-114.

http://pravenc.ru/text/115408.html

Среди приближенных и советников императора были ученые и писатели ( Никифор Хумн , Феодор Метохит и др.). В К-поле шло строительство, реставрация и роспись церквей и мон-рей. А. П. стал известен как покровитель наук и искусств. С кон. XIII в. императрица Ирина Монферратская долго и настойчиво пыталась убедить мужа разделить империю между ее 3 сыновьями, но А. П. категорически отказался сделать это, опасаясь распада гос-ва и междоусобных войн. В 1310 г. попавшая в немилость к императору Ирина бежала в Фессалонику, где и умерла в 1317 г. Однако предотвратить междоусобицу А. П. не удалось. Со смертью Михаила IX (12 окт. 1320) образовалась оппозиция старому императору во главе с внуком и соправителем А. П. Андроником III Палеологом . В 1321 г. Андроник III принудил деда отдать всю Фракию и часть Македонии под его самостоятельное правление. В 1325 г. он был коронован, а 24 мая 1328 г. вошел в К-поль. Длительное царствование А. П. закончилось. Ему было позволено остаться во дворце, но в янв. 1330 г., когда Андроник III тяжело болел, его друзья заставили престарелого императора удалиться в мон-рь, где он принял монашеское имя Антоний и через 2 года умер. Похоронен в мон-ре Липса. Ист.: Акрополит. Летопись; Никифор Григора. История; Пахимер. История; Joan. Cantacus. Historia. Vol. 1. P. 11f. Лит.: PLP. Fasc. 9, N 21436. S. 81-82 [там же см. лит.]; Успенский. История. Т. 3. C. 525-553; Диль Ш. Византийские портреты. М., 1994р. С. 370-378; Papadopulos A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen, 1259-1453. Speyer, 1938. N 58; Hunger H. Zur Humanität Kaiser Andronikos " II//ЗРВИ. 1963. К . 8/1. С. 149-152; Laurent V. Le serment de l " empereur Andronic II Paléologue au patriarche Athanase Ier, lors de sa seconde accession au trône œcumenique (sept. 1303)//REB. 1965. T. 23. P. 124-139; История Византии. Т. 3. С. 86-96, 123-129; Laiou A. Constantinople and the Latins: The Foreign Policy of Andronicus II. Camb., 1972; Κρρης Κ. Τ Βυζντιον κατ τν ο α. Τ. Α Η πρτη φσις το μφυλου πολμου κα πρτη συνδιαλλαγ τν δο Ανδρονκων (20.06.- φθινπωρον 1321) Εσωτερικ κα ξωτερικ προβλματα. Λευκωσα, 1982; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. С. 19-27; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 91 f. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115406.html

Ибо так как нерождаемый Бог является Единородному Богу Виновником в совершенном, божественном и блаженном рождестве, то это таинство Отца быть Виновником Рождества. Впрочем, для Отца нет оскорбления в том, что Сыну возможно быть по рождеству образом своего Виновника. Ибо Он дал Сыну власть над всякой плотью, и к тому же сделал так, чтобы у Него была жизнь вечная. И в том, что Отец дает, Отец обнаруживает Себя Отцом, а в том, что Сын принимает, Сын обнаруживает Себя Сыном, так как в Сыне Отец обнаруживает Себя Богом тем, что дал, и в Отце Сын остается Богом из-за того, что принял власть давать жизнь вечную] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate IX, 31, PL 10, 305). Hinc enim illud est, Qui те vidit, vidit et Patrem: sed et illud, Verba quae loquor, non a me loquor (Joan XIV, 9, 10). Nam dum non a se loquitur, auctori aim necesse est debere quod loquitur cum autem se viso Pater videtur, naturae conscientia est, quae ad demonstrationem in se Dei, non aliena a Deo in Deum nata substiterit. Vel illud, Pater quod dedit mihi, majus est omnibus (Joan, X, 29); et rursum, Ego et Pater unum sumus (Ibid., 30). Nam et datio paterna sumptae nativitatis professio est: et quod unum sunt, proprietas ex nativitate naturae est. Vel illud, Sed judicium omne dedit Filio, ut omnes honorificent Filium, sicut honorificant Patrem (Joan. V, 22, 23). Nam dum judicium datur, nativitas non tacetur: dum vero exaequatur honor, natura retinetur. Vel illud, Ego in Patre, et Pater in me, et rursum, Pater major me est (Joan. XIV, 11, 28). In eo enim, quod in sese sunt, Dei ex Deo divinitatem cognoscë in eo vera, quod Pater major est, confessionem paternae auctoritatis intellige [А поэтому говорится: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ); и еще: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя» ( Ин. 14:10 ), Ведь пока Сын говорит не от Себя, необходимо, чтобы Он был обязан Виновнику тем, что именно нужно говорить, Когда же в Сыне усматривается Отец, это соучастие природы Сына, которая для обнаружения в Себе Бога, будучи не чуждой Богу, родилась в Бога. Или еще «Отец, Который дал Мне их, больше всех» ( Ин. 10:29 ); и напротив: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). Ведь и отеческий дар есть исповедание воспринятого Рождества, и то, что Они суть одно, есть свойство природы по Рождеству. Или еще: «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5:22–23 ). Ведь пока дается суд, не умалчивается о Рождестве; а пока уравнивается почитание, удерживается единая природа. Или еще: «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14:11 ); и напротив: «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ). Ибо в том, что Они суть в Себе, познай божественность Бога от Бога; а в том, что Отец есть больший, заметь исповедание отеческого могущества] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate XI, 12, PL 10, 407).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

116, прим. 1. Согласно с этими определениями и выводами надлежит судить о том, может ли быть канонически допущен брак между православными и римо-католиками. 1252 Аф. Синт., II, 474. Это строго воспрещено было и греко-римским законодательством. См. толкование Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 475. Ср. Пидалион, упом. изд., стр. 283—284. 1253 Cyprian, Sermo de orat. Dominica [Migne, s. l., t. 4, col. 519 и сл.]. 1254 Chrysostom., Homil. in Jes. [Migne, s. g., t. 56]. 1255 Jeronym., Ad Ephes. 5 [Migne, s. l., t. 26, col. 528—529]. 1256 Аф. Синт., II, 479. 1257 Аф. Синт., II, 482. 1258 Аф. Синт., II, 481. Ср. выше стр. 218. 1259 Упом. соч., 11, 479—481. 1260 Joan. Damasc., De hymno Trisagio [Migne, s. g., t. 95, col. 21—61]. — Evagr., Hist. eccles., III, 44 [Migne, s. g., t. 86, col. 2697—2700]. — Толкование Вальсамона на это правило в Аф. Синт., II, 491. — Niceph. Call., Hist. eccl. XIV, 46 [Migne, s. g., t. 146, col. 1216—1221]. 1261 Niceph. Call, Hist. eccl., XVIII, 51 [Migne, s. g., t. 147, col. 433—437]. Cp. архим. Сергий (впосл. архиеп.), Восточная агиология (Москва, 1875), Заметки 32, 284, 306 (2-е изд., Владимир 1901, т. I). 1262 Деяния Всел. Соб., III, 493. Ср. Joan. Damasc., De fide orthod. III, 10. 1263 Η efele, Conciliengeschichte, II, 566 и сл. — Fleury, Hist. eccl., XXIX 31 (ed. Paris, 1856. II, 488—489). 1264 Cp. Joan. Damasc., lib. cit. См. выше, стр. 239—241. 1265 Hefele, Conciliengeschichte, II, 596. 1266 Η efele, Conciliengeschichte, II, 609. Ср. Photii C. P. Bibliotheca, cod. 228. [Migne, s. g., t. 103, col. 957—969]. 1267 Аф. Синт., II, 492. 1268 Подробное толкование настоящего правила см. у архим. И ο анна, упом. соч. II. 484—485. См. сказанное об этом Трул. правиле выше на стр. 23—24. 1269 Digest, XXIII, 2, 1. Ср. Basilic. XXVIII, 4,1, — Номоканон в XIV титулах, XII, 13. Синтагма Β ласта ρ а, Г, 2 (Аф. Синт., I, 271; VI, 153). Кормчая, гл. 48, гр. 4, 1 (упом. изд., II, 86). 1270 Православное исповедание, I, 115. 1271 Ср. выше стр. 215—16. 1272 Тимофея Александр. 11; Номоканон при Б. Требнике, пр. 53; Никифора Исповедника правило 153; 64-й канонич. ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку (Аф. Синт., IV, 495). — Ср. Justin. nov. XXII, 16, 1; Leon. Philos. nov XXX (Zachariae, Jus gr.-rom., III, 114); Leon Kaz. IV nov. (там же, III, 53— 54); Синт. Властара, Γ , 4 (Аф. Синт., VI, 156); Кормчая, гл. 48, гр. 39 (упом. изд., II, 168).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

Tractatus super psalmos, 131, 22, PL 9, 741). Neque rursum corporali insinuatione Patrem in Filio praedicamus, sed ex eo ejusdem generis genitam naturam naturaliter in se gignentem se habuisse naturam [Да не будем наоборот проповедовать, что Отец присутствует телесным образом в Сыне, но исповедуем, что Порождающая Природа имела в Себе по природе Рожденную природу того же достоинства] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate IX, 51, PL 10, 322). Unigenito tantum istud Deo proprium est, et in sacramento verae nativitatis fides ista est, et spiritalis virtutis hoc opus est, nihil differre esse et inessë inesse autem non aliud in alio, ut corpus in corpore; sed ita esse ac subsistere, ut in subsistente insit; ita vero inesse, ut et ipse subsistat. Nam uterque subsistens, per id non sine alio est, dum secundum generationem et nativitatem subsistentis natura non alia est… Ego in Patre, et Pater in me (Joan. XIV, 11): quia non differt nec degenerat nativitas, quia unius in Patre et Filio divinitatis sacramentum nativitatis natura consummat, dum Dei Filius non aliud quam Deus est [Единородному Богу свойственно только то, и такова вера таинства истинного Рождения, и дело духовной силы таково, чтобы не иметь ни в чем различия с Богом Отцом и быть в Нем. И быть те Один в Другом, как тело в теле, но так быть и существовать, чтобы быть в Том, Кто существует, а быть в Боге Отце значит и Самому существовать. Оба Они существуют, а поэтому не так, чтобы Один без Другого, так как в рождении и рождестве Сущего нет иной природы… «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14:11 ), потому что Рождество не получает различие и не становится хуже относительно Отца, но природа совершает таинство Рождества единой божественности во Отце и Сыне, так как Сын Божий есть не что иное, как Сам Бог] (Ibid. VII, 41, PL 10, 254). Pater in me, et ego in Patre (Joan. X, 38): et hoc de Patre et Filio Filii open testantur. Non corpus per intelligentiam nostram corpori immittimus neque ut aquam vino infundimus: sed eamdem in utroque et virtutis similitudinem et deitatis plenitudinem confitemur [ " Отец во Мне, и Я в Нем» ( Ин. 10:38 ) – и этими словами дела Сына свидетельтвуют о Боге Отце и Боге Сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Ср. Товит XII, 19: все дни я был видим вам и не пил и не сл, но вам виделось так (ρασιν μες ϑεωρετε). James (Test. Abrah.) приводит любопытный текст из Макария Магнезийского, Apocrifica IV, 27: ангелы не уничтожили пищу и питие, подобно Аврааму, λλ πυρς δκην... δαπανσαντες . 538 Strom. IV, 71, стр. 775. Сам Климент близок здесь к докетизму, он признает «смешным», чтобы тело Спасителя нуждалось в пище для своего поддержания; φαγεν γρ ο δι τ σμα δυνμει συνεχμενον γα, λλ " ς μ τος συνντας λλως περ ατο φρονεν πεισλϑοι, σπερ μλει στερον δοκσει τινς ατν πεφανερσϑαι πλαβον, ας δ παξαπλς παδς ν. Сам Климент приводит мнение Валентина о питании Христа: σϑιεν κα πιεν δως οκ ποδιδος τ βρματα. τοσατη ν ατ τς γκρτειας δναμις στε κα μ φϑαρναι τν τροφν ν ατ πε τ φϑερεσϑαι ατς οκ εχεν . Замечательна антидокетическая тенденция рассказов Евангелия от Иоанна о том, как Христос принимал пищу по воскресении. 539 Orig. In evang. Joan. t. II, 31 (25) ed. Brooke (Cambridge, 1896). 541 In evang. Joan. I. с. ...ο κατατρεχντων ον μν π τ πρ το βου: τοτου ργα, πς ληϑς τ μ εναι δικον παρ ϑε το μεζονος δουλεοντος λττονι κα μισουμνου πρν ποισαι τ το δολεειν κα τ ξια το μισεσϑαι . 542 Weber, 191. 543 Ср. James, Test, of Abraham (Texts and Studies II, 2), Abrahams bosom and the Patriarchs in Paradise, 72 сл. Авраам, Исаак и Иаков принимают праведных на свое лоно и 4 Макк. 13, 16. 544 Ср. «Завет Исаака» у James " a (в его Test. of Abraham) в переводе Barncs " a, стр. 149 545 Тайны Ен. 13, III и 16, 6; книга Ен. XIV и др.; Юбил. 4, 23; 10, 17. 546 Weber, 173. 547 James в Apocr. anecd. (Texts and Studies II, 3, стр. 146 сл.) приводит и латинский фрагмент этого текста (=гл. 106 эфиоп.); он указывает и на любопытную параллель в описании ангелов из Apocal. Petri, 3: δο νδρες... ος οκ δυνϑημεν ντιβλψα ξρχετο γρ κ τς ψεως ατν κτν ς λου, τ γρ σματα ατν λευκτερα πσης χινος κα ρυϑρτερα παντς ρδου... τε κμη ατν ολη ν κα νϑηρ . 548

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

200 Наег. XXXIII, 7: «Μη σε τ νον τοτο θоρυβετω, Βλοδαν μαθεν πς πο μιας ρμης των Ολων ουσης κα ομολογουυ ενης μν κα πεπιστουυ ενηι τς γε νντου κα φθαρτου χι αγαθς συνεττησα κα ατα α φσας – τε τ; φθομ ς κα τςε μεοτητο»... 201 Наег. XXXIII, 7: «Мαυηση γμ, εо διδντος, ξης κα τν τoυτou αρχν τε καi γννησιν ξιοομντ τς σποβτολικς πιραοσεως, ν κ διαδоχης καi μες παρe " ληφαεν εν, μεтз хαρо χανονσαι παντας τοuς λογοuc τ τον Χωτρο ς διδασαλια». 205 Ср. Ps. Tertullianus. ΧIII С. Hippolyl. Refutatio, VI, 30; Phila shins. с. XXXIX. Epiphanius. Haer. Х.ХХШ Theodoritus. I, 8. 211 О Гераклеоне упоминают Ирин. II, 4, 1. Ps. Tertullianus, с. XIV, Tertullianus – adv, Val. с. IV. Philastrius, XLI, Epiphanius. Haer. XXXVl и Theodoretus, 1. 5 Salmon (Smith. V, II, p. 898) думает, что Ириней разумеет Гераклеона под блестящим учеником Валентина, не названным по имени II. 11, 3) Lipsius полагает, что Ипполит, давая эскиз учения Валентина (Refutatio, VI), имеет в виду систему Гераклеона. Но Salmon (Smith. II, 897) справедливо оспаривает его – Нам не понятно замечания Салмона (II, р. 898) по поводу сообщений о Гераклеоне Филастрия и Ps. Tertulliana: будто бы по пониманию первого единый принцип всего составляет сизигию с первым эоном, а у второго – простой принцип стоит вне сизигии. По изданию текста Филастрия у Oehler’a. (I, р, 46, см. примечание) не может быть речи о подобном различии. 212 Origenes. Joannes Kommentar. В. VI, 15 (8), Εν. Joan I, 21; Origen Werke. IV, p. 125: «ν ος χστλελο σιπεν πομνμσοιν». 213 Salmon (Smith. II, р. 899) предполагает, что на ев. Луки у Гераклеона был особый комментарий. 221 Origenes. В. XX, 24; Иоан. VIII, 44; Or. Werke, IV, p. 359... « λαγων τοv οιτ " ολον μη αχειν θλημα аλλ παυμιας». 222 Origenes. ,Β. XIII, 60; loau. IV, 41, Or. Werko, IV, p.292:οικ θνατον γε ενσι γiταt τν ψυχηv ρακλεων, аλλ πιτηδεως χουσαν προς σωτρραν». 235 Clemens, Stromata IV, с. 9, § 71 – 72. Die griech christlich. Schriftsteller Clemens Alex. В. II, p. 280 – 281 См. рус. пер. 436 – 438

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

374 Clem. Epist. ad Corinth. I, n. 7; Justin. dialog cum Tryphon, n. 88; Clem. Alex. Strom. VII, 2; Euseb. in Ps, XCVII, 1. 375 Αυτς γαρ πρ παντων απθανε . In Hebr. homil. IV, n. 2. 376 Григ. Богосл. Слово o Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 100; снес. IV, 165; Васил. вел. на Пс. 48, в Тв. св. Отц. V, 360; на Пс. 59, там же 381; Ambros. de Isaac. et anima с. III, n. 9; Pelus, lib. IV, Epist. 100. 377 περ απαντων ανθρπων τν παναγαν και σωτριον θυσαν προσνεγκε . Eran. dialog. II, в Хр. Чт. 1846, I, стр. 362. 378 Augustin. de civit. Dei XX, 6; Hieron. Epist. XCII, n. 4 ad Julian.; Cyrill. Alex. adv. Antrop. c. VIII. 379 Homil. XXIV… παθειυπρ παντων . 380 Homil. de occurs. Domini, in T. III, p. 454. 381 Serm. M. de fide n. 13 (apud Galland. T. V. p. 163); cfr. de incarn. n. 20. 382 In Hebr. homil. XVII, n. 2. Равпым образом и блаж. Феодорит при изъяснении слов: послушанием единаго праведни будут мнози (Рим. 5:19), говорит: «весьма кстати Апостол употребил здесь слово: многие. Ибо после пришествия Спасителя не все получают спасение, а только верующие в Него, и поступающие по Его Божественным законам» (Кратк. Изл. Бож. догм. гл. II, в Хр. Чт. 1844, IV, 318). 383 На посл. в Римл. Бесед. X, п. 2, в русск. перев. стр. 210. И еще далее: «Посему не сказал Апостол: благодать, но избыток благодати. Благодатньгх даров сообщено нам не столько, чтобы истребить только грех, но гораздо больше. Мы освобождены от наказания, совлеклись всех злых дел, возрождены свыше, воскресли по погребении ветхого человека, искуплены, освящены, введены в усыновление, оправданы, стали братиями Единородного, соделались Его сонаследниками, совокупились с Ним в одно тело, соделались Его членами, соедининясь с Ним, как тело с главою» (- стр. 211). 384 In Ps. СХХИХ, n. II. 385 Слов. о Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 93. 386 In cap. VIII Epist. ad Romanos. 387 Justin. Apolog. I, 28; II, 8; Iren. adv. haer. 1, 10; Nemes. de natur. homin. c. 1; Hilar. in Ps. CXLVIII, n. 7; Augustin. in Epl. ad Gal, n. 24; de civit. Dei XIV, 27; Hieron. in Joan. III, 6; Greg. M. in Job. IX, 50, n. 76; Дамаск. Точн. Изл. пр. веры II, гл. 3. 4. 30, стр. 53. 59. 133.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010