Помните, как в " Двенадцати стульях " : " Товарищи! Смотрите все! Любителя бьют! " Вот и заливается теперь вовсю озабоченное высосанным из пальца " татарским вопросом " любительское Интернет-сообщество, чавкая на все лады от удовольствия. Чего, например, стоит только заголовок одного из коротеньких сообщений на " IslamNews " : " Российский суд признал татар каннибалами " . Как говорится, дёшево и сердито. Что же касается приведённых в суде доводов по части размещения в учебнике этой злополучной иллюстрации, то они и вовсе не берутся в расчёт. Видимо, потому, что комичность данной ситуации способна вконец испортить скорченную при плохой игре татарскими националистами оскорблённую мину. Начнём с того, что истцы не сочли нужным обратить внимание ни на странные одеяния " татар " , ни на латинскую надпись над рисунком. Как объяснил художник-оформитель учебника с весьма подходящей к такому случаю фамилией Никита Ордынский, в то время, когда готовился учебник, ещё не было электронной базы иллюстраций, и картинки брали, откуда придётся. При этом, как передают СМИ, он не смог даже вспомнить конкретное происхождение данной иллюстрации, но " судя по всему, она была взята из западноевропейской летописи, и вовсе не обязательно, что на ней изображены именно монголо-татары " , поскольку " татарами западные европейцы называли и русских людей " . Аргумент, следует признать, весьма странный, но вполне адекватный бредовым притязаниям истцов. В то время, как составители татарского " index librorum prohibitorum " заявляли о своём стремлении продолжить борьбу со школьными учебниками, их казанские коллеги организовали собственное веселье по случаю " Дня России " . 12 июня небольшая группа представителей " Всетатарского общественного центра " им. М.Мулюкова, Татарского молодёжного клуба " Шарык " , а также их кунаки из Набережных Челнов, организовали в центре Казани, у памятника Л.Н.Гумилёву, очередную националистическую " тусовку " . Злословия в адрес России лились рекой. От " империи зла " опять требовали прекратить дискриминацию татарского народа, не лишать Татарстан института президентства, перестать " грабить " бюджет республики и т.д.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/17/...

Системная деструктивная деятельность Л.Улицкой десятилетиями не привлекала внимания политиков-государственников, поскольку у них нет своей собственной идеологии. Только после того, как писательница призналась в финансировании украинской стороны в СВО ее включили в список иноагентов, а книги сняли с полок магазинов и прекратили выдачу в библиотеках. Не будет вызывать возражения у русского человека и введение цензуры на публикацию произведений, распространяющих сатанизм, в широком смысле этого слова. Ведь облаченная в художественные образы нечистая сила точно так же убивает души людей, как и пропаганда гомосексуализма, наркотиков, табака, алкоголя убивает их тела. Во всяком случае, души русских детей убивает точно и нужно оградить их от действий колдунов и вампиров. Даже если их напускает не Д.Роллинг из зарубежья, а они отечественного происхождения, вроде творений Т.Абиссин(Юшманова). В России существует " Федеральный список экстремистских материалов», который содержат на начало 2024 г более 5,5 тыс единиц. Он сформирован из материалов, которые судом определены, как экстремистские. Распространение книг, текстов(сайтов, музыкальных, изобразительных произведений), включенных в этот список грозит административной и уголовной ответственностью не только редакторам книгоиздательств и директорам библиотек, но и простым смертным. Однако существуют потребность в создании списка материалов, которые нежелательны для распространения. Все знают об Индексе запрещенных книг, которые с 1572 г. составлялся католической церковью - Index Librorum Prohibitorum. Однако еще в 1551 г. Стоглавый собор РПЦ определил, какие книги православный человек не должен читать под страхом отлучения от церкви. Представляется, что подобного рода Индекс запрещенных книг может быть введен и светским авторитетом, скажем выборной Комиссией русских мыслителей и писателей. На манер Священной Конгрегации Индекса, которая формировалась из богословов католической церковью. Произведения, в том числе книги, включенные в Индекс Русской Комиссией будут считаться нежелательными для ознакомления и распространения теми, кто считает себя членом русской нации. Данная Комиссия может публиковать и список книг(произведений), которые рекомендуются к чтению(распространению).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/proble...

В России институт цензуры возник к концу Средних веков. И прежде всего — как защита именно священного текста. В 1551 году Стоглавый собор, чтобы прекратить распространение рукописных церковных книг, в которых при каждом копировании множились ошибки, постановил, что необходимо книгопечатание. «Среди самых первых памятников европейской печати — сборники образцовых проповедей, — рассказывает Н. Котрелев. — Общество (а в это время общество почти неотделимо от Церкви) было озабочено сохранением правильного учения. Из-за него шла кровавая борьба: во Франции резали гугенотов, религиозные войны в Германии унесли чуть ли не треть населения. Цензура была и у протестантов, и у католиков. Католический цензор был обязан читать все выходящее во всем мире, и список запрещенных книг — Index Librorum Prohibitorum — просуществовал до ХХ века». Цензура: историческое расследование Комитет против Солнечной системы «Русская цензура до 1828 года была неупорядочена и действовала иногда по вдохновению, иногда по произволу, — считает историк и публицист Александр Архангельский. — Первый цензурный устав 1804 года разрешил почти все, но не оговорил критерии, по которым нечто дозволяется, а нечто запрещается. Когда Министерство народного просвещения и духовных дел возглавлял князь Голицын, была одна цензурная идеология, а когда на его место поставили Шишкова — другая. Все зависело от вкуса цензора». Это, впрочем, не относилось к духовной цензуре, у нее были более четкие правила: Синодальный комитет просматривал все публикации, где хоть отдаленно затрагивались вопросы веры или упоминались духовные лица. Известно, что он запрещал научный журнал Академии наук при Ломоносове за статьи про Коперника и множественность миров. Заворачивал геологические статьи за противоречие Книге Бытия. Самые острые конфликты возникали, когда духовная цензура касалась беллетристики. Цензор нередко попирал авторскую индивидуальность и придирался к мелочам. Так, раздражение члена Комитета духовной цензуры архимандрита Иоанна (Соколова) вызывали встречавшиеся в авторских рукописях фразеологизмы и разговорная речь: водить за нос, хлопать ушами, бабий народ, плут, пьяница, мальчишка и т. п., которые он всегда признавал «неприличными к печати».

http://pravmir.ru/cenzura-dialog-v-sumas...

Похожим образом попытался " сыграть " со СМИ священник-артист Иоанн Охлобыстин, объявивший о своем желании баллотироваться на президентских выборах. Впрочем, у отца Иоанна шутки не получилось: в медиа очень быстро просочилась информация о том, что батюшка не фрик и не сумасшедший, а просто хочет создать вокруг себя информационный повод и реализовать нераспроданные билеты на собственное шоу в Лужниках. Разглядев в священнике обыкновенного шоумена и коммерсанта, пресса быстро потеряла к нему интерес и вычеркнула из списка " медиастарцев " . Наверное, " такой " отец Иоанн показался ей недостаточно смешон? В церковной среде нередко звучит негодование – у нас же столько духовных наставников, богословов, писателей, есть кому сказать о православии всерьез... Так почему же на авансцене одни " шутники " ?!.. Быть может, тут стоит задуматься не столько о позиции священноначалия и " распределении ролей " в церковном аппарате – сколько о природе современного телевидения и СМИ в целом. Почему-то издатели/продюсеры/главные редакторы единогласно решили, что современному россиянину не интересен " обычный приходской поп " . Не интересен священник, который возится с " социальными сиротами " , водит их в музеи и походы, не интересны церковные миссии милосердия, которые в Крымске трудились бок о бок с волонтерами, ликвидируя последствия наводнения. Видимо, привычно предполагается, что нашим людям интересен только " петросян " – хоть от политики, хоть от искусства, хоть от религии. " Безбожники у станка " Можно ли защитить верующих от насмешек? Не стоит ли законодательно запретить шутить на церковные темы? В последнее время эти вопросы звучат все чаще. Запад (для кого – прогрессивный, для кого – загнивающий) уже проходил эту тему. И с Index librorum prohibitorum, в который входили все " небогоугодные книги " (среди " запрещенных " к чтению католиками в разные годы были не только труды атеистов, но и труды верующих философов – Декарта, Канта, Беркли). И с запрещением трансляции антиклерикальных комедий по ТВ.

http://religare.ru/2_97321_1_21.html

1990. P. XIII; краткий обзор современной историографии см.: Brunelli. 2018. P. 324-326). Политика П. была нацелена гл. обр. на укрепление власти и авторитета папы Римского, централизацию церковного управления, усиление контроля за догматическим и обрядовым единообразием католической Церкви. Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г. Булла «Cum nimis absurdum» папы Римского Павла IV. 14 июля 1555 г. Одной из первых мер, принятых новым папой, было расширение состава (с 8 до 15 чел.) и увеличение полномочий рим. инквизиции: помимо дел, связанных с еретическими учениями, члены инквизиционного трибунала теперь занимались и расследованием церковных злоупотреблений. Инквизиция при П. могла привлекать к суду даже высших католич. иерархов, заподозренных в религ. инакомыслии,- большой резонанс получили дела кардиналов, подозревавшихся в симпатиях к лютеранам (Дж. Мороне, Р. Пола и др.; см.: Simoncelli. 1977; Firpo. 2005). В 1559 г. по указанию П. был опубликован Индекс запрещенных книг (Index librorum prohibitorum) - перечень текстов, чтение, хранение и распространение которых влекли за собой инквизиционные преследования. Считая неэффективной работу Тридентского Собора (его заседания были приостановлены еще в 1552; о возобновлении их будет объявлено буллой «Ad Ecclasiae regimen» от 29 нояб. 1560 папы Римского Пия IV (1559-1565)), в 1556 г. П. учредил особую конгрегацию из 62 прелатов для реформирования католич. Церкви (впосл. состав был расширен, а сама конгрегация поделена на 3 секции); конгрегация следовала рекомендациям, сформулированным комиссией кардиналов в 1536-1537 гг. В основном она занималась реформой Римской курии: устранением злоупотреблений при получении диспенсаций, сокращением расходов на содержание свит папы и кардиналов, реформой управления Папским гос-вом. Настаивая на повышении нравственных и служебных требований к духовенству в соответствии с решениями Тридентского Собора, папа требовал обязательного присутствия епископов в своих диоцезах и тщательного исполнения ими пастырских обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

10). Очевидно, человеку ученому не отдавалось никакого предпочтения пред самым простым. – И, конечно, человек образованный, не желая подвергать себя неприятностям низшего церковного служения, не шел в духовное звание. Этого мало. Нельзя было ожидать себе добра и в том случае, если образованный человек достигал епископства. За свою ученость он мог быть даже выгнан со службы. Тот же собор Сар- —502— дикийский разрешает странный вопрос: как поступать с епископом, если он будет изгнан народом с кафедры за свои познания (прав. 17); «за познания», то есть за ревностное изучение божественных догматов – толкует позднейший церковный законовед, патриарх Вальсамон 1492 . Если такие факты встречались, хотя бы и редко, они должны были отваживать людей образованных поступать в клир. – Это главное. Но были и другие причины изучаемого явления, т. е. очень неблагосклонного отношения духовенства к науке. Мы знаем, что в церкви появилось стремление завести, так сказать, духовную цензуру, которая брала на себя обязанность определять, какие книги следует читать христианину и, в частности, духовному лицу и какие нет. Уже в конце V-ro века на западе встречаем собор, бывший под председательством папы Геласия, составивший первый известный истории index librorum prohibitorum, т. е. список книг, запрещенных для христианского общества, следовательно, посягавший на свободу богословской науки. Этот index составлен частью под руководством названного папы Геласия, частью пополнен его преемником папой Ормиздой. Замечательно, какие книги внесены в этот index. Наряду с книгами еретическими поставлены – сочинения Тертуллиана , Климента Александрийского , сочинения Арновия, Лактанция , Кассиана, известного писателя, по аскетике, даже произведения Евсевия Кесарийского – историка; из сочинений Оригена были разрешены для чтения лишь те сочинения, какие не порицал блаж. Иероним, а прочие отвергнуты и самое лицо Оригена осуждено, наконец, к запрещенным сочинениям отнесены Правила апостольские, книга Пастырь Эрма и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Index Leonianus. Индексы 1590 и 1593 гг. были напечатаны, но никогда не применялись. См.: Hilgers J. Der Index der verbotenen Bucher: In seiner neuen Fassung dargelegt und rechtlich-historisch gewurdigt. Freiburg im Breisgau, 1904 (penp.: Freiburg im Breisgau, 1987). Конгрегация Списка была упразднена в 1917 г. с изданием motuproprio Alloquentes Proxime папы Бенедикта XV, после чего списком стала вновь заниматься Святая Конгрегация Римской инквизиции, или Святейший Кабинет, а с 1965 г. – созданная в соответствии с motu proprio папы Павла VI Integrae servandae Конгрегация распространения веры (propaganda fide), которую первым возглавил Альфредо кардинал Оттавиани, один из самых консервативных прелатов своего времени; до своего избрания папой главой Конгрегации был Йозеф кардинал Ратцингер. Правила чтения книг были вновь переработаны и помещены в новый Кодекс канонического права (Codex luris Canonici). Список продолжал регулярно обновляться и после 1917 г. Последнее, 32–е издание Index librorum prohibitorum вышло в 1948 г. Туда попали 4 000 книг, запрещенных из–за ереси, аморальности, элементов порнографии и т.д. В разное время в Список входили сочинения Эразма Роттердамского, Иоганна Кеплера, Джордано Бруно, Галилея, Нострадамуса, Лоренцо Валла, Данте Алигьери, Николо Маккьявелли, Боккаччо, Лоренса Стерна, Даниэля Дефо, Коперника, Бальзака, обоих Дюма (отца и сына), Сервантеса и др. (полный список авторов, попавших в список, см. в: Martinez de Bujanda J., Richter M. Op. cit.). В Списке были, например, труды болландистов; «Диспуты» ( Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos. Рим, 1581–1593) известного богослова–полемиста и гуманиста, одного из 32 учителей Католической церкви [о чем объявил папа Пий XI (1922–1939) в 1931 г.] иезуита Роберта кардинала Беллармина (1542–1621), исполнявшего должность Великого инквизитора Католической церкви (он, кстати, осудил Галилея и учение Коперника), который был канонизирован в 1930 г. («Диспуты» Беллармйна на котороткое время попали в Индекс, главным образом, за мысль о том, что теоретически и папа может быть еретиком, хотя в тот же момент, когда это случится, еретик перестанет быть папой; столь смелая диалектика не понравилась деспотичному Сиксту V (1585–1590), который считал, что она ограничивает священные папские полномочия); сочинения Марии Фаустины Ковальски (1905–1938), в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы знаем, что в церкви появилось стремление завести, так сказать, духовную цензуру, которая брала на себя обязанность определять, как книги следует читать христианину и, в частности, духовному лицу и какие нет. Уже в конце V-ro века на западе встречаем собор, бывший под председательством папы Геласия, составивший первый известный истории index librorum prohibitorum, т. е. список книг, запрещенных для христианского общества, следовательно, посягавший на свободу богословской науки. Этот index составлен частию под руководством названного папы Геласия, частию пополнен его преемником папою Ормиздою. Замечательно, какие книги внесены в этот index. На ряду с книгами еретическими поставлены – сочинения Тертуллана, Климента Александрийского , сочинения Арновия, Лактанция , Кассиана, известного писателя по аскетике, даже произведения Евсевия Кесарийского – историка; из сочинения Оригена были разрешены для чтения лишь те сочинения, какие не порицал блаж. Иероним, а прочие отвергнуты и самое лице Оригена осуждено, наконец, к запрещенным сочинениям отнесены Правила апостольские, книга Пастырь Эрма и др. 176 . Понятно, как подобные запрещения должны были вредно действовать на образование духовенства. Развивавшаяся подозрительность к церковной литературе должна была дискредитировать в глазах христианского общества духовное Просвещение к явной выгоде для обскурантов в среде духовенства. – Много способствовало упадку образованности в духовенстве запрещение читать книги языческих. классических писателей. Такое запрещение слышится как на востоке, так и на западе. Так подвижник Нила Синаит (на востоке) приказывает одному монаху очистить тот монастырь, где жил последний, – от книг классической древности, объявляя, что книги эти «есть куча грязи» 177 . Тот же Нил приказывает другому монаху отказаться от составления ораторских речей и от писания стихов, – первого требовал Нил на том основании, что эллинская мудрость отклоняет де-оть Христа, низвергает на самое дно адово, а второго – на том основании, что составление стихов будто бы дело беспримерное в христианской церкви 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

На склоне лет Дюшен издал свои изыскания по истории ранней Церкви, итог многолетних исследований: «Я задумал историю древней Церкви, книгу обобщающую. Мне кажется, что я мог бы взяться за эту работу с достаточной свободой духа и благополучно завершить ее, избежав самых больших подводных камней» 1786 . Первое издание вышло в 1880 г., второе, значительно расширенное, в 1906 г. – в нем автор уже смог использовать публикацию Дидахи, источника капитальной важности. Книга имела необыкновенный успех, очень быстро ее перевели на английский, испанский, итальянский языки, а затем и на русский 1787 , она неоднократно переиздавалась 1788 . Но были и «подводные камни»: итальянское издание «Истории» стало каплей, переполнившей чашу терпения консервативных кругов Ватикана. В 1912 г. все издания «Истории древней Церкви» были включены в Index librorum prohibitorum. Официальный циркуляр, 1 сентября 1911 г. разосланный во все диоцезы Италии, объясняет мотивы: книга Дюшена «опасна, и иногда смертельно, настолько, что следует полностью запретить ее преподавание в семинариях... Автор не только не дает истинного представления об истории Церкви, но фальсифицирует и искажает ее, представляя Церковь как чуть ли не лишенную своей сверх-природной благодати... К этому надо добавить его картину истории мучеников, он не только преуменьшает их число, но часто изображает их как людей, приверженных фанатизму... Роль самих отцов Церкви в этой Истории преуменьшена, а в некоторых случаях и сведена к нулю» 1789 . Этого Дюшен ждал давно, с момента издания своей диссертации о «Книге пап», которая вызвала недовольство католических кругов в Париже. Получив сведения, что против него подготовлено письмо в Index, Дюшен обращается к де Росси с просьбой о помощи. Тот в ответном письме с тревогой спрашивает: «Это формальный донос в Индекс? Это какая-то дурная информация против вас из Нунциатуры Святому Отцу? Чем именно они скандализованы?» 1790 Впрочем, включение книги в Индекс не означало гражданской смерти: автора отлучали от преподавания, книгу изымали из библиотек учебных заведений Ватикана, но он мог продолжать свои исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 Первый Index librorum prohibitorum составлен и опубликован инквизицией, по приказанию папы Павла IV, в 1559 году. 17 Правило, требующее положения под престолом мощей, берёт своё начало в вынужденном необходимостью обычае первых христиан во время гонений совершать богослужение и принесение бескровных жертв в катакомбах, на могилах, саркофагах мучеников, служивших жертвенниками. 18 Римско-католическая церковь , на основании учения об «opus operatum» (т.е. что сила таинства заключается в строгом соблюдении самой формы его совершения), признаёт действительным и такое крещение, которое будет совершено в крайнем случае даже нехристианином. Но самокрещение не допускается ни в одной христианской церкви, по понятию о крещении, как о духовном рождении. 19 Напоминание об этом обычае до сих пор содержится в богослужении великой субботы, – именно, перед Евангелием на Литургии поют: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». 20 Подробнее об этом см. в комментарии к указанной статье Номоканона – в книге А. С. Павлова: Номоканон при Б. Требнике, 2-е изд. стр. 360–372. М. 1897. 21 Ср. комментарий к 120 ст. Номоканона при Б. Требнике в вышеуказ. труде А. С. Павлова, стр. 245–268. 24 Подписная цена «Църк. Вестника» – в Болгарии 10 левов (франков) и заграницу 13 левов в год. – Подписная цена сербского «Гласника правосл. цркве» – в Сербии для церквей и монастырей 15 динаров (франков) для духовенства и остальных 12 дин. (для учителей основных школ 8 дин. и для учеников всех школ 6 дин.), за границу 16 дин. в год. 26 Нов. Век, 197 и 214; Домашен приятель, июль (это ежемесячное иллюстрированное издание, орган протестантов в княжестве болгарском). Авторы: Томов, П. (Попов) и псевдонимы «Ветеран» и «Современник». 35 Храм этот основан был с разрешения султана Меджида и с благословения патриарха в доме Стефана Богориди и освящён 9 октября 1849 г. созо-агафопольским митрополитом в присутствии самого князя Стефана Богороди, представителя султана и массы народа. Службу совершил названный митрополит на славянском языке в сослужении с Неофитом Рыльским, бывшем тогда учителем богословского училища на острове Халки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008