е) «По возбуждению дьявола, часто будет происходить преследование церкви, которое некогда утихнет и будет побеждено при помощи Божией»... «И вот выходы города: с северной стороны отмеряешь четыре тысячи пятьсот. И ворота города по людям колен Израилевых. С севера трое ворот... И с восточной стороны меры четыре тысячи пятьсот, и трое ворот... И с южной стороны измеряешь четыре тысячи пятьсот, и трое ворот.. И с западной стороны четыре тысячи пятьсот и трое ворот на них... Всего кругом восемнадцать тысяч. А имя городу с того дня: Господь там же. Необходимо, чтобы такой город имел в окружности восемнадцать тысяч тростей, под каковым числом и в восемнадцатом псалме написано о естественном законе и благодати евангельской, на которых была воздвигнута церковь , т. е. град Спасителя. Также и имя этого города не будет, как прежде, Иерусалим, что означает видение мира, но Adonai Sama, что на латинский язык переводится чрез Dominus ibidem (Господь там же), Который никогда не оставит его, как Он прежде оставил народ, сказав ученикам: восстаньте, идем отсюду ( Ин.14:31 ), и иудеям: оставляется вам дом ваш пуст ( Мф.23:38 ), но будет иметь в нем вечное владение и Сам будет владением для него, согласно с обетованием Его тем же ученикам: се Аз с вами есмь до скончания века ( Мф.28:20 )» (ч. XI, стр. 154, 358–361, Толк. на пр. Иезек.) ж) «Хотя Церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, т е. церкви, а Его обетование есть закон природы» (т. XIII, стр. 168. Толк. на пр. Амоса). з) «Я тебе говорю, что ты Петр, и на том камни, Я воздвигну церковь Мою и врата ада не преодолеют ее – не будут иметь перевеса в борьбе против неё. Под вратами ада я разумею пороки и грехи, или же, несомненно, учения еретиков» (т. XVI, стр. 159). и) «Тому, Который может сделать все более обильно, чем мы просим или разумеем по силе, которая действует в нас, истинная слава в церкви и во Христе Иисусе во все роды века веков... И так, самому Богу да будет слава прежде всего в церкви, которая чиста, так как не имеет ни порока, ни скверны, и которая потому может усвоить славу Божию, что она есть тело Христово, а потом во Христе Иисусе, потому что в теле воспринятого человека, которому принадлежат все члены верующих, обитает телесно вся полнота Божества. А слава эта касается не только настоящих времен, и оканчивается в будущих веках; но она остается, возрастает, умножается на все роды и на веки веков, нескончаемо вечно» (т. XVII, стр. 292–294).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

он отличался смирением и скромностью. Когда Самуил в первый раз возвестил ему его грядущее величие, — «и отвечал Саул и сказал: не Веньяминит ли я, — из меньших колен Израилевых, и род мой малейший из всех родов колена Веньяминова; к чему же говорил ты мне такое слово?» (1 Сам. IX, 21). Какая черта глубокой скромности — мерять свое значение исключительно величиной своего рода ж колена, ничего не предоставляя своим личным качествам, несмотря на то, что в еврействе личность никогда не поглощалась всецело родовым бытом. И это проявление скромности не было чем-нибудь случайным в Сауле, ибо еще сильнее она проявляется потом, после тайного помазания его Самуилом и явного избрания всем народом. «И попал в жребий Саул сын Кишов, и искали его и не находили. И спросили еще у Ягвэ: придет ли еще сюда (этот) муж? — И сказал Ягвэ: вон он прячется за бочками. — И побежали и взяли его оттуда» (1 Сам. X, 31—33). С таким смирением естественно соединялись сдержанность и кротость. «И сыны бесовы (бенэ белиал) сказали: как спасет нас такой? — И презрели его и не принесли ему даров; но он был как неслышащий» (т. е. не хотел замечать этого) (ibidem, 27). Не потому был он как неслышащий, что еще не полагался на свою силу против недовольных, а единственно из доброты и умения прощать личные обиды, что ярко обнаружилось после его блистательной победы над аммонитянами, когда власть его окончательно укрепилась. «И сказал народ Самуилу: кто были говорившие: Саул и воцарится над нами? Давайте этих людей, и убьем их! — И сказал Саул: не будет убит никто в день сей; ибо сегодня соделал Ягвэ спасение во Израиле» (1 Сам. XI, 12, 13). Такие добрые качества чисто человеческого характера дополнялись в Сауле особою чуткостью к воздействиям сверхчеловеческих духовных сил, способностью к энтузиазму, и пророческому вдохновению. «И будет, говорит ему Самуил, когда войдешь там в город, то встретишь сонм пророков, сходящих с высоты. — И нападет на тебя Дух Грядущего (руах Ягвэ) и станешь пророчествовать е ними; и превратишься в другого человека (венэпакта леиш ахэр). И будет, как придут знамения эти на тебя, то делай себе, что угодно (собственно: что найдет рука твоя— асэ лека ашер тимца ядэка), ибо Бог с тобою. — И было как повернул он плечо свое, чтобы уйти от Самуила, то переменил

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Опубликованный в 1903 г. папирус Нэша (II-I вв. до Р. Х.) содержит текст Д. з. и молитвы «Слушай, Израиль» (Втор 6. 4-9). Последовательность заповедей в папирусе отличается от их расположения в МТ и греч. переводе LXX: запрет прелюбодеяния расположен после заповеди о почитании родителей перед заповедью «не убий» ( Burkitt. 1903. P. 396). В папирусе декалог преимущественно отражает вариант Второзакония, в нек-рых случаях дается смешанный текст из Исхода и Второзакония. В 4-й заповеди папирус следует варианту Исх 20. 8-11 («помни» вместо «наблюдай», опускаются фразы «как заповедал тебе Господь, Бог твой» и «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты», обоснование заповеди: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них») с добавлением из Втор 5. 14 (вставлено «ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой»). В 5-й заповеди опускаются слова «как повелел тебе Господь, Бог твой» (как и в Исх 20. 12), но добавляются «и чтобы хорошо тебе было», как во Втор 5. 16. Варианту Второзакония отдается предпочтение в 9-й заповеди («[не произноси]»    , букв.- пустого свидетельства, а не     - ложного свидетельства, как в Исходе) и в 10-й («жена» упом. перед «домом», «поле» - перед «рабом») (Ibidem). В кумран. библейских рукописях (II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) сохранился фрагмент текста стиха Исх 20. 2 (4QpaleoGen-Exod1) ( Abegg, Flint, Ulrich. 1999. P. 55) и практически полностью текст декалога из Втор 5. 6-21 (4QDeutn; I в. до Р. Х.), Втор 5. 6-11, 13-15 (4QDeutj), Втор 5. 8-9 (4QDeuto), имеющий некоторые особенности по сравнению с МТ. В кумран. рукописях представлена краткая и полная версия Втор 5. 12-15. В краткой текст Втор 5. 12 и 5. 21 не сохранился, текст Втор 5. 14-15 (4QDeutj) совпадает с МТ. В полной версии (представлена фрагментом 4QDeutn) Втор 5. 12 («помни день субботний, чтобы святить его») совпадает с Исх 20. 8 в МТ, во Втор 5. 14 добавлено «в день тот» (совпадает с LXX), имеются и некоторые др. разночтения (Ibid. P. 153-155). Нумерация заповедей

http://pravenc.ru/text/171772.html

Пользуясь божественным разрешением, ветхозаветные люди спокойно употребляют «животную» пищу. Так, напр., патриарх Авраам угощал ей трех странников, посетивших его «у дубравы Мамре» ( Быт. 18:1,2 ... 7,8); патриарх Исаак, по выражению бытописателя, «любил» своего сына «Исава, потому что дичь его была по вкусу его» ( Быт. 25:28 ) ...; патриарх Иаков предсказывал сыну своему Вениамину: «Вениамин – хищный волк. Утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» ( Быт. 49:27 ). Очень характерно и многознаменательно предсказание! Евреи перед исходом своим из Египта едят «пасхального агнца» (Исход 12). Во время своего странствования по пустыне они едят «перепелов» ( Исх. 16:12–13 ) и т. д. и т. д. Наконец, Господь через Моисея и Аарона точно определяет «сынам Израилевым», какие «животные можно» им «есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте», говорит Бог Евреям... «Из всех животных, которые в воде», говорит им Он же, «ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте... Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле» и т. д. ( Левит. 11 ). Характерно здесь то, что, наряду с живыми существами, разрешаемыми человеку в пищу, указывается множество других, мясом которых последний не имеет нрава питаться: это – все животные, у которых или совсем нет вышеотмеченных признаков, или на лицо недостаточное число последних. Таковы, напр., «верблюд, заяц, свинья, орел, коршун, страус, лебедь..., всякое животное, пресмыкающееся по земле» и проч. и проч. (ibidem) (сравн. Второз. 14). «Мертвечина» запрещена безусловно, хотя бы это был труп и животного, дозволенного человеку «в пищу» ( Лев. 11:39–40 ) ... Коротко сказать: «убоина» разрешалась и в ветхозаветные времена, как из сказанного видим, не безограничительно и не безусловно. Наше время, когда в бесчисленном количестве истребляются поросята с хреном и иными приправами, зайцы и т. под., – не говорю уже о некоторых, чисто невероятных с не – психопатической точки зрения яствах, – конечно, далеко ушло вперед...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

См.: Allatii. Συμμικτα. S. 60. 75 Позже мы еще раз отправимся на Елеонскую гору, чтобы посетить место, где произошло Вознесение Господне. 78 5 Моис. 32, 49–50. «Взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор; за то, что вы согрешили против Меня, пред собою ты увидишь землю, которую Я даю сынам Израилевым, а не войдешь туда». 81 Эта часть города, принадлежащая армянам и сирийцам, имеет такое название, по всей вероятности, от того, что здесь по приказанию Ирода был обезглавлен апостол Иаков (Старший). 86 См.: Tobler. Ibidem. B. II. S. 155 – сообщения «Алибея» некоему испанцу. См. также данное мисс Бэрклай описание в: Barclay. City of the Great King. P. 209–210, которое согласуется с нашими записками. 89 См. об этом точное замечание Розена в «Zeitschrift des Deutschen morgen1andischen Gesselschaft». B. XIV. S. 614. 91 «которые приезжают, смиренно принося к подножию Голгофы свои страдания, свои болезни, свои надежды и свою веру» (прим. пер.). Les pelerins russes à Jerusalem. Par m-me de Bagreef-Speransky. V. I. P. 77. 96 Замечания об этом см. в: Tobler. Dritte Wanderung… S. 264. Там же дано верное описание всего, что было обнаружено (S. 255–265). 97 «cavati sub terra montes» («История» Тацита. 5, 12) было сказано, конечно, в первую очередь в связи с переносом храма, но, по-видимому, не ограничивается только им. 99 См.: Иосиф Флавий. Иудейская война. Рассказывая о девяти воротах он пишет, что они «целиком покрыты золотом и серебром» (5, 5, 3). 100 Самое раннее упоминание об этих воротах, вероятно, встречается в латинском Евангелии псевдо-Матфея (с. 59 в моем сборнике апокрифов), а затем также в Истории о Рождестве Марии (Там же. С. 108), где рассказывается о встрече у Золотых ворот возвращавшегося домой Иоакима и получившей благую весть от Ангела Анны. Греческое Протоевангелие II века (Там же. С. 9), в отличие от предыдущих, не дает описания ворот, где произошла эта встреча.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасая падшего, Бог делает для него всё, что служит к его полному благу на земле и в вечности. Просветив его сознание и чувство в акте призывания или возбуждения к покаянию и вере, облаженствовав его в акте оправдания, Бог одновременно с этим последним актом укрепляет и его волю, усиливая в ней направление, согласное с направлением воли Божией, сообщая ей энергию, достаточную для полного осуществления этой воли, производя в оправданном, одним словом, освящение. «Сам Бог да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ). «Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению Его воли, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» ( Евр.13:20–21 ). «Бог всякия благодати да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми» ( 1Пет.5:10 ). Такие благожелания выражают св. апостолы верующим в посланиях к ним. Но не в форме только благожеланий, а положительно св. апостолы выражают своё убеждение, уверенность (будучи уверены ( Фил.1:6 )), что «начавший в нас доброе дело (т. е. обращение) будет совершать его до дня Иисуса Христа» (ibidem), что «Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению» ( Фил. 2, 13 ). Усиление слабой воли обращающегося и направление её к добру силой Самого Бога или, что то же, благодатью Его, и есть то, что мы называем освящением человека и что Слово Божие называет также даром Святого Духа, когда говорит не о чрезвычайных между христианами дарах пророчества или чудес вообще, а о присущей каждому христианину благодатной помощи в добре. Сознание в себе этой силы, как отдельной от собственных сил, для христианина невозможно уже потому, что она естественно совпадает с основанием нравственной потребности в человеке, т. е. с его инстинктивным и потому несознаваемым влечением к добру. А это собственное влечение доступно сознанию только через нравственное чувство, которое, будучи чувством самого человека, не заключает в себе элементов для различения того, какой несознаваемой силой, своей или благодатной, возбуждено оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Услышав эти слова, П. тотчас меняет свое утверждение на противоположное: «...не только ноги мои, но и руки и голову». Евангелист подчеркивает пламенность П., «горячего в сопротивлении, но еще более горячего в изъявлении согласия» ( Ioan. Chrysost. In Ioan . 70. 2//PG. 59. Col. 383). Можно предположить, что ученики продолжали возлежать вокруг стола, когда Иисус обходил их с блюдом для омовения ног, и что Иисус начал с младших и закончил П.- старшим среди 12 апостолов. Иуда-предатель был среди тех, кому Иисус омыл ноги, и, вероятно, это произошло до того, как Он подошел к П. (ср.: Ibidem). Противопоставление П. Иуде - особенность Евангелия от Иоанна. После беседы о небесном хлебе, когда Иисус спросил учеников, не хотят ли они отойти, и П. ответил от лица всех учеников, Иисус сказал: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол». Как отмечает евангелист, «это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин 6. 70-71). Иисус уже тогда говорил ученикам, что среди них есть «некоторые неверующие», ибо Он «от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Ин 6. 64). Теперь, когда пришел Его час, это неверие должно быть явлено, и Иисус знает об этом. И в очередной раз делает намек на предателя: «и вы чисты, но не все». Все 4 евангелиста свидетельствуют о том, что на Тайной вечере Иисус предсказал предательство Иуды (Мк 14. 18-20; Мф 26. 21-25; Лк 22. 21-23; Ин 13. 18-30). И только Иоанн говорит о вопросе П., который последовал за этим предсказанием о предателе: П. дает знак «одному… из учеников Его, которого любил Иисус… чтобы спросил, кто это… Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту» (Ин 13. 21-26). В описанной сцене обращает на себя внимание то обстоятельство, что П. проявляет инициативу, однако вопрос свой он задает не напрямую, а через ученика, «которого любил Иисус». Согласно традиц. толкованию, этим учеником был сам Иоанн (см., в частности: Ioan. Chrysost. In Ioan. 72. 1//PG. 59. Col. 389). Именно потому, что он был участником события, он смог описать его подробнее, чем др. евангелисты.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Центральным для развития христ. представлений о Л. как о враге человеческого рода стал засвидетельствованный в Евангелии от Луки ответ Иисуса Христа 70 ученикам, к-рые после исполнения своей миссии вернулись к Нему с радостью о том, что им «и бесы повинуются». Иисус говорит им: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк 10. 17-19). В христ. традиции Л., денница, противопоставляется Христу, Который Сам подобен «светильнику, сияющему в темном месте», и «утренней звезде (φωσφρος) в сердцах» верующих (2 Петр 1. 19). В кн. Откровение Иоанна Богослова, говорящей о последних временах, Иисус свидетельствует о Себе, что Он «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откр 22. 16; ср.: 2. 28). Отголосок библейского рассказа о падении денницы встречается в ветхозаветной апокрифической Еноха первой книге . Тайновидец повествует о том, как звезда, упавшая с небес, вступила в стадо пасущихся коров; за ней последовали мн. др. звезды, также присоединившиеся к коровам, к-рые после этого стали рождать слонов, верблюдов и ослов. Внутри стада возникла вражда, одни животные начали пожирать других, и все стадо внушало ужас «сынам земли», к-рые трепетали перед ним, пытаясь скрыться (1 Енох 86). В другой части книги падение ангелов описывается как схождение небесных стражей к земным женщинам (ср.: Быт 6. 1-4); их ждет наказание, и грех этот не может быть прощен (1 Енох 12). Первым из христ. авторов отождествил царя Тира из пророчества Иезекииля с диаволом Тертуллиан : «Ведь под именем князя Сора (Тира) подразумевается диавол: «И было ко мне слово Господа, гласящее: Сын человеческий, начни плач о князе Сора и скажи: Это говорит Господь; ты - то, в чем распечатывается подобие, т. е. ты снял печать с непорочности образа и подобия, венец красоты». Это сказано ему как самому выдающемуся из ангелов, как архангелу, как мудрейшему из всех» ( Tertull. Adv. Marcion. II 10. 3). Тертуллиан объясняет, что обличение пророка не могло относиться к земному царю, «потому что никто из людей не был рожден в Божьем раю, даже сам Адам, который туда, скорее, был перенесен; и никто не был поставлен вместе с Херувимом на святой горе Божьей, т. е. на небесной вершине, о падении сатаны с которой свидетельствует Господь» (Ibidem). Речь, по его мнению, идет об ангеле, к-рый был «мудрейшим до своего превращения в дьявола» и «настолько благ по установлению, насколько порочен по своей воле» (Ibid. II 10. 2).

http://pravenc.ru/text/2561096.html

419 Гоар иначе разделяет в этом месте слова Барберинова списка: народ: верую. Говорит диакон: будем стоять благопристойно. Ibidem. 428 В служебнике: священник молится. В других греческих: священник молится тайно. Goar, р. 61; Daniel, р. 358. 432 В служебнике – передаяшеся, паче же сам себе передаяше за мирский живот, согласно с другими греческими: παρεδδοτο, μ λλον δ αυτν παρεδδου и проч. Ibidem. 435 У Бунзена в подлиннике недостает слов ломимое в оставление грехов, вероятно, вследствие пропуска целой строки при печатании. 437 В служебнике: священник молится. В других греческих: священник молится тайно, Daniel. Ibidem, а в некоторых прибавляется: приклонив голову, Goar. Ibidem. 440 В служебнике: священник же молится. В некоторых греческих читается: священник, опять приклонив голову, молится тайно. Goar, р. 62. 441 В служебнике прибавляется: трижды Святые Дары, согласно с другими греческими. Goar, р. 62; Daniel, р. 369. 442 В служебнике нет в этом месте слов: преложив Духом Твоим Святым, как и в других греческих. Ibidem. 445 В служебнике прибавлено: небесного, как и в других греческих, ορανν. Goar и Daniel. Ibidem. 449 В служебнике с перестановкой сказано: преблагословенной, славной, как в других греческих; Goar, р. 62; Daniel, р. 361, и в литургии свт. Василия, С. 229. 452 В служебнике вставлено слово славных, которое находится и в некоторых других греческих. Daniel, р. 361. 453 Слова, поставленные у Бунзена в скобках, находятся и в других греческих списках. Goar и Daniel. Ibidem. 457 В служебнике нет слов о находящихся... земли, как и в других греческих. Ibidem. Они встречаются в ектении литургии св. Иакова. См. выше. С. 138–139. 460 Поминовение архиепископа и других церковных властей читается прежде поминовения города в других греческих списках и в славянском служебнике. Ibidem. 461 Перед этими словами в других греческих списках читается: гласно ( κφνως), как замечено и в славянском служебнике. Gcar, р. 63; Daniel, р. 363. 463 У Бунзена нет ничего в заглавии этой молитвы; Гоар же приводит из Барберинова списка: ερες μυστικς. Р. 84. В других греческих то священник молится, Daniel, р. 363, то с прибавлением: тайно, Goar, р. 54. В славянском служебнике: священник же молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

De eccl. dogm. 2). Сын Божий, истинно рожденный от Бога по природе, стал Сыном Человеческим, истинно рожденным по природе от человека; и в том, и в др. рождении Он имеет имя Сына благодаря самому рождению (nascendo - Ibidem). Поэтому не два Сына, но один Сын - Бог и Человек (Deum et hominem unum filium - Ibidem). Так Г. М. утверждает единство лица Христа. Будучи постхалкидонским богословом, Г. М. исповедует дифизитство: Христос пребывает в двух сущностях (in duabus substantiis); при этом две природы не слились и не смешались друг с другом (non confusis naturis, neque immixtis), но соединились в некую «общность» (societate unitis - Ibidem). Бог воспринял человека, и человек перешел в Бога (homo in Deum transivit) не превращением природы, а Божественным достоинством (Dei dignatione); так что ни Бог не превратился в человеческую сущность из-за восприятия человека, ни человек - в божественную из-за прославления в Боге (glorificatus in Deum - Ibidem). Вечный Бог и Человек родился от Девы, не утратив того, чем был, и соизволив быть тем, чем не был (Ibidem). Обладая двумя природами, Христос имеет и двойное единосущие: «Единый Сын единосущен Богу и человеку» (μοοσιος Deo et homini - Ibid. 5). Обе природы Христа были совершенные и истинные: «истинный Бог (verus Deus) по божеству, и истинный Человек (verus homo) по плоти» (Ibid. 2). Человеческая природа Христа состояла из души и тела (или плоти); Его тело было не воображаемым, а истинным; Его душа не была лишена чувства и разума (non absque sensu et ratione), а плоть - души; но и душа была со своим разумом (cum ratione sua), и плоть со своими чувствами (cum sensibus suis), к-рыми, как истинными, Христос перенес скорби Своей плоти и до страдания, и в страдании (Ibidem). Христос родился от человека (ex homine), но не посредством человека (non per hominem), т. е. не от сочетания жены с мужем, а от Девы (Ibidem), поскольку Его земная Мать и при зачатии была Девой, и родила Девой, и после рождения осталась Девой; Она поистине есть Матерь Божия (Dei Christi mater - Ibid.

http://pravenc.ru/text/162106.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010