Столь удачно уладив свои дела в Равенне, Цезарий отправляется в Рим, «куда он был приглашен сенатом и знатью, папой и клиром, а также простым народом» 948 . Сам Цезарий имел вескую причину посетить Рим, в особенности папу Симмаха. Ему было необходимо так организовать дальнейшее обеспечение своего женского монастыря материальными ресурсами, чтобы избежать различных обвинений в неправомерном использовании средств церкви. Для этого он прибыл в Рим осенью 513 г. 949 У него были веские основания полагать, что он будет благосклонно принят папой Симмахом. Во-первых, потому, что он был одним из самых авторитетных епископов в южной Галлии, что подтверждалось занимаемой им должностью епископа главного города Галльской префектуры, а также его председательством на Агдском соборе 506 г. Во-вторых, он был благосклонно принят королем Теодорихом и его двором, от которых Симмах и сам в некоторой степени зависел, что было немалым козырем в руках Цезария. Поэтому Цезарий, не мешкая, сразу же преподносит Симмаху петицию, подтверждающую некоторые церковные законы. А именно, он просит: –      запретить отчуждение церковной земли по различным поводам, кроме случаев дарения монастырям; –      запретить назначение мирян из каких-либо гражданских чиновников клириками или епископами, если они не прошли длительного срока пробации жизни по церковным законам; –      запретить жениться на вдовах, которые уже долго живут по религиозным правилам, и на монахинях, независимо от воли последних; –      запретить достигать епископского звания путем подкупа и взяток, и, чтобы бороться с этим злом было проще, такое назначение не должно обходиться без согласия епископа митрополии 950 . Самый большой интерес среди перечисленных пунктов для нас представляет первый. Он документально иллюстрирует желание Цезария навсегда избавиться от возможных обвинений в передаче церковной земли во владение женского монастыря. И хотя это обвинение не было столь тяжким, чтобы быть причиной ареста епископа королем, однако сама возможность появления такого обвинения в будущем, несомненно, тревожила Цезария, и он не замедлил включить его первым пунктом своей петиции. Остальные же пункты имели чисто дисциплинарный характер и были направлены на поддержание соответствующей внутрицерковной дисциплины. Эти пункты были внесены в петицию, чтобы основное его желание сильно не бросалось в глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в обязанность: 1) немедленно открыть свои действия на первый раз в Ярославле и приступить к произведению строжайшего формального исследования об арестованных беглых и бродягах и их пристанодержателях, делая потом разъезды, в случае надобности, и по уездам, обращая особенное внимание на обнаружение сообщников пойманных беглых и бродяг, избежавших преследования и рассыпавшихся в разные уезды Ярославской губернии и преимущественно – в Ростовском, Романовском и Пошехонском, и Костромской губернии в уезды: Костромской и Нерехотский и 2) произвести особое секретное, формальное следствие о моленной, открытой в деревне Измайлове, в доме крестьянина Егора Терентьева и о расколе его с семейством 948 . В это же самое время к тому же вице-губернатору явился крестьянин помещика Аверкиева, Иван Яковлев, который донес ему о существовании в селе Сопелках в сильной степени распространенного раскола 949 . Последнее обстоятельство и побудило г. Муравьева сделать новое предписание комиссии – произвести исследование о расколе в селе Сопелках и во всей подробности осмотреть дома раскольников. Действия Комиссии начались 8 мая 1850 г., а в июне того же года обо всем донесено было тогдашнему Министру Внутренних Дел, графу Перовскому, который, не медля же, 14 июня председателем этой комиссии назначил состоящего при его особе чиновника особых поручений графа Ю.Ц. Стенбока, а в помощь к нему и собственно уже для наблюдения над обстоятельствами, относящимися до раскола (9 августа того же года) был назначен И.С. Аксаков 950 , а с 18 ноября (того же года) сюда же был прикомандирован С.-Петербургского жандармского дивизиона поручик Чулков 951 . Одновременно с этим, для раскрытия всех обстоятельств, относящихся до сектаторов Костромской губернии, под председательством господина Барабина была образована особая комис- —456— сия в Костроме, обязанная, впрочем, действовать в связи с Ярославскою комиссиею и состоять с нею в постоянных сношениях 952 . Общими усилиями комиссией до 5-го апреля 1851 года шайка воров и грабителей, в числе 29 человек, была переловлена и отдана под военный суд 953 ; затем, не смотря на всю трудность расследования 954 , было обнаружено, хотя далеко не полно, и учение Страннической секты. В общем пришли к тому выводу, что размножение бродяг в Ярославской губернии, принимавших участие в грабежах и убийствах, стоит в тесной связи с этой, официально неизвестной еще, сектой и слывшей в народе под именем Сопелковской, от села Сопелок, в 12 верстах от Ярославля. Но это был только ключ, подводящий к пружинам этой секты; сама же она в своих тайниках не была еще выяснена. Нужны были новые усилия, чтобы довести дело до конца, а между тем явилось к тому и серьезное препятствие. Слухи о действиях комиссии и о преследовании беглых распространились далеко и быстро, агенты этой тесно сплоченной секты не дремали, они успевали вовремя предупреждать зоркий глаз следователя, так что многие поиски остались совершенно безуспешными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Она подвержена тончайшим дуновениям моды и являет весьма динамичную смену периодов, но не эпох, которые отличались бы друг от друга по своей глубинной идее, как романская и готическая эпохи; а если мы будем рассматривать все византийское тысячелетие в целом как одну великую эпоху истории культуры, нас должно поразить полное отсутствие чего-либо похожего на плавную траекторию, идущую от зарождения стиля к его упадку… Положительно, историческое время византийской культуры не так необратимо, как время античной культуры или культуры средневекового Запада. Литература и искусство Византии используют щедро отмеренное им тысячелетие не столько для неотменяемых решений, сколько для постепенного развертывания своих возможностей…» 947 Но если византийской литературе присуще некое свойство, противоположное началу исторической динамики, то с наибольшей отчетливостью, осязаемостью, с наибольшей чистотой оно воплощено в византийской литературной теории. Последняя поистине «антиисторична», и притом не только в том смысле, в котором о ее «антиисторизме» говорил применительно к Пселлу тот же Я.Н. Любарский. Последний имел в виду вещь сравнительно выясненную – «утилитарно-риторический подход к литературе» 948 , при котором исключается фактор исторического времени, игнорируется хронологическая дистанция и тексты разных эпох предстают, если использовать выражение Д.С. Лихачева, «одновременными» либо «вневременными» 949 . «Великолепный пример «антиисторизма» 950  – если Пселл сопоставляет стих Еврипида и стих Писиды так, как если бы эти поэты, разделенные более нежели тысячелетием, принадлежащие с нашей (но не византийской!) точки зрения двум разным литературам и культурам, были друг другу современниками 951 . Такого рода «антиисторизм», как верно отмечено тем же Любарским 952 , есть норма для всякого средневекового сознания. Более того, он определяет, вопреки блистательным, но редким исключениям, теоретико-литературную мысль длинного ряда эпох, в который наряду со Средневековьем входят античность, особенно поздняя, а также Ренессанс и классицизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Два алектора о курицах браняхуся, и един другаго, бив , отогна, 944 И на месте осененом 945 , отшед, 946 скрыся. Победивши же наверх возлете и, на высокой стене став, велегласно возгласи. Орел же налетев и абие сего восхити, а иже на месте темне скрывыйся, невозбранно от сего часа курицы топташе. 947 ТОЛКОВАНИЕ. Притча знаменует, яко Господь гордым противится, смиренный же дает благодать. 141. О жабах 948 Жабы две, иссохшу езеру, в нем же живяху 949 обходяще, искаху, где пребыти. И пришедше на источник глубокий, наклонившуся низу и видевше воду, едина советоваше: «Да скочим абие долу». Другая же рече: «Аще и сие изсохнет, то како возможем оттуду изытти?» ТОЛКОВАНИЕ.Притча являет, яко кроме совету не подобает творити ничтоже. 142. О волке и о агнце 950 Агнец, на высоком месте стоя, волка низу ходящаго по пути смотряше и зверем злым нарицаше и сыроядцем. Волк же, обращься, рече к нему: «Не ты мене безчестиши, но столп 951 , на нем же стоиши!» ТОЛКОВАНИЕ. Притча к претерпевающим лаяния от недостойных человек ради страха высочайших 952 . 143. О старом и о смерти 953 Старый некогда, дрова секий и сия несый, многий путь идяше. И ради многаго труда на некоем месте низложи бремя, смерти призываше. Смерти же пришедши и испытовающи вины, чесо ради ю призывает, – убоявся, старец рече: «И да возмеши и понесеши 954 бремя мое». ТОЛКОВАНИЕ.Притча являет, яко всяк человек любожителен есть, аще и злоденствует, аще и нищь будет. Конец притчей Эзоповых Претворяя юных ко трудом Весне сущи возрасту 956 , коники 957 , мусикию собравше доброгласную 958 , пояху . Муравли же тружатися в плодех начаша и собираху семена и плоды, ими же имеяху зимою питатися. Зиме же пришедши старости , муравли в них же труждахуся, тем и питахуся. Сих же красота пения скончася убожеством. Тако убо и юность не хотящыя труждатися в старости злостражет. История книги сея Притчи, или баснословие, Езопа Фриги, философа греческаго и баснотворца, преведены быша з греческаго диалекта на словенский язык преводником Феодором Касьяновым, сыном Гозвинским в царьствующем граде Москве в лето от создания миру 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Н. Лосский постоянно находился в переписке с митрополитом Сергием, который весьма одобрительно смотрел на миссионерские устремления братства св. Фотия, давая необходимые указания в этом деле. 948 В начале 20-х годов во Франции появилась немногочисленная группа, отделившаяся от Старо-Католической Церкви и именовавшаяся «Католическо-евангелической Церковью». Во главе Ее стоял Л.Ш. Виннерт, католический священник, перешедший в 1921 г. в Старокатоличество, а на следующий год отделившийся от архиепископа Утрехтского и образовавший свою собственную общину, которая избрала его своим епископом. Тогда же в 1922 году он направился в Лондон для посвящения у некоего Веджвуда, епископа так называемой Католическо-либеральной Церкви Великобритании. В 1930 году Виннерт женился, в соответствии с правилами, принятыми у Англикан и других западных неримских конфессий. К середине 30-х годов его группа насчитывала 1.500 человек и имела приходы в Париже, Руане, Брюсселе, Голландии и Риме. В 1932 г. Виннерт представил Константинопольскому Патриарху меморандум с изложением вероучительной формулы своей группы и пожеланием присоединиться к Православной Церкви. Однако, ответа на этот меморандум не последовало. Тогда в 1935 году Виннерт поручил своему представителю вести непосредственные переговоры со Вселенской Патриархией, которые, впрочем, зашли в тупик. И вот в Марте 1936 г. Виннерт обратился к братству св. Фотия. 949 В своём меморандуме Виннерт воспроизводил старокатолическую вероисповедную формулу: Никео-Цареградский Символ веры (без filioque), признание правил семи Вселенских Соборов и т.д. Виннерт безоговорочно принимал Окружное послание Восточных Патриархов 1849 года. 950 В братстве св. Фотия отнеслись к Виннерту и пожелавшим последовать за ним с вниманием и сердечностью, и вскоре его меморандум рассматривался в Москве на заседании Временного Патриаршего Синода. Постановлением 75 от 16 Июня 1936 года митрополит Сергий и Временный Синод при нём признавали возможным принять Виннерта в единство Святой Православной Церкви на следующих условиях:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сатархи 945 , не зная золота и серебра – величайших зол, торгуют путем обмена и из-за суровой и к тому же постоянной зимы живут в выкопанных в земле жилищах, в пещерах и подземельях, при этом они закутывают все тело и даже лицо прикрывают так, чтобы только видеть. 11. Тавры, особенно известные из-за прибытия [к ним] Ифигении и Ореста, обладают ужасными нравами, и о них идет ужасная слава, что они вместо жертвенных животных обычно убивают пришельцев. Начало рода басилидов ведется от Геркулеса и Ехидны 946 , нравы у них царственные, оружие – только стрелы. Бродячие номады 947 следуют со своим скотом по пастбищам и, пока те еще не истощились, остаются на одном месте. А вот георги возделывают и обрабатывают поля. Асиаки 948 не знают, что такое воровство, и поэтому ни своего не охраняют, ни на чужое не посягают. 12. У живущих в более отдаленных [от моря землях] нравы суровее и земля менее возделана. Они 949 любят войны и убийства, и у воюющих есть обычай выпивать кровь прямо из ран первого убитого [врага]. У них считается почетным убить как много больше [врагов], а величайшим позором – не совершить ни одного убийства. Даже [мирные] договоры не заключаются у них без крови: договаривающиеся наносят себе раны и, смешав появившуюся кровь, отпивают от нее. Это они считают самым надежным залогом долговременного доверия. 13. На пирах они охотнее всего и чаще всего говорят о том, кто сколько [врагов] убил, те же, кто хвастается большим числом [убитых], пьют из двух чаш. Это считается особой честью во время их веселий. Они вытачивают чаши из черепов заклятых врагов так же, как эсседоны из черепов родителей. 14. А антропофаги даже блюда готовят из человеческого мяса. Гелоны 950 покрывают кожами врагов себя и своих лошадей, лошадей – кожей со всего тела, а себя – с голов. Меланхлены носят черную одежду и отсюда их название. Каждому невру установлено определенное время, когда, если он пожелает, то может превратиться в волка и затем снова принять прежний вид. 15.      У всех у них [почитается] бог Марс 951 ; ему они посвящают вместо изображений мечи и пояса, а вместо жертвоприношений убивают людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

949 По-видимому, имеются в виду скифские племена, ср. близкое описание обычаев скифов у Геродота (IV, 64–66). 950 Характеристика гелонов у Мелы резко контрастирует с описанием Геродота. Если у Геродота гелоны – племя эллинского происхождения, земледельцы, питающиеся хлебом и возделывающие сады (IV, 108–109), то Мела переносит на гелонов обычаи, которые Геродот приписывал скифам (IV, 64). 953 О трех небольших островках в западной мелководной части Меотиды сообщает также, не приводя их названий, Страбон (VII, 4, 1); он же упоминает остров Алопекию напротив устья Танаиса-Дона (об Алопеке – Alopece говорит также Плиний, IV, 87) и несколько безымянных островов поблизости (X, 2, 3). Рассказ о высушенной рыбе, используемой как мука (нигде больше не встречается в описаниях Северного Причерноморья), может быть связан с рыбным и рыбозасолочным промыслом, которым славились жители меотийского побережья (ср. Strabo, XI, 2, 4). Практика высушивания и толчения рыбы в муку обычно приписывалась племенам ихтиофагов (букв, «поедателей рыб»), локализуемых в разных частях ойкумены (см., например: Agatarchid. Mar. Erythr. 34; Strabo, XV, 2, 2; Arr. Ind. XXVIII, 8). 954 Обычно Левкой (т.е. «Белым») или островом Ахилла называли совр. остров Змеиный (Фидониси), лежащий недалеко от устья Дуная. Здесь почитался Ахилл Понтарх («Владыка Понта»), здесь находился посвященный ему храм. Некоторые же авторы, и среди них Мела, помещают Левку напротив устья Борисфена (ср.: Plin. NH, IV, 83 и 93; Dionys. Perieg. 541–543; Solin. XIX, 1; lord. Get. 46). Эта двойственность локализации Левки объясняется либо географической ошибкой, либо перенесением названия Ахиллов остров на остров Березань в устье Днепра, который также был известен почитанием Ахилла (подробнее см.: Der Achilles-Kult, 2006, S. 49–87). 955 Остров Ария, или Ареатида – совр. остров Керасун-Ада, находящийся против античного города Керасунт в Южном Причерноморье. Мела рассказывает миф о птицах, которые убивают причаливших к острову своими железными перьями; миф связан с амазонками, построившими, по преданию, на острове храм Аресу-Марсу, и с походом аргонавтов, которые должны были на пути в Колхиду проплыть мимо острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анти-Дюринг. С. 28–29)). (Anti-Duhring. S. 19). Думаем, что вполне ясно, до какой степени высказанные здесь взгляды противоположны принципу: «Der Verstand ist der Gesetzgeber der Natur (Рассудок есть законодатель природы (нем.)).». Как видно из сделанной нами выписки, Энгельсу было хорошо известно, что априоризм окончательно исключает бытие внешнего мира. Положение, которое, по-видимому, совершенно чуждо Цеттербауму 947 Полибий (ок. 200 – ок. 120 до н. э.) – древнегреческий историк. Автор «Истории», охватывающей историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран от 220 до 146 г. до н. э. Поклонник римского государственного устройства. 949 Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – английский философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый Органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида». 950 Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг. 951 Две вещи наполняют мою душу изумлением и восторгом – звездное небо над моей головой и моральный закон внутри меня (нем.; известные слова И. Канта). 952 Впервые: Киевские отклики. 1905. 11(24) апреля. 101. С. 3. Повторно: Русская литература. 1992. 2. С. 156–161. Печатается по последнему изданию. Шестов Лев – см. выше, примеч. 12 к фрагменту воспоминаний Булгакова «Мое рукоположение». 953 «Новый путь» – литературный и религиозно-философский журнал, выходивший с конца 1902 по 1904 г. в Петербурге (всего вышло 24 номера). Основателями и идеологами журнала были Д. С. Мережковский, З.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Говорит Лютер и о том, скоро ли кончится царствование антихриста, скоро ли наступит кончина мира, говорит неоднократно, частью в проповедях, преимущественно же в Застольных Речах. Великую скорбь, говорит Лютер в десятой проповеди на 25 главу Матвея, начал несносный папа, и она продолжается ещё до сегодняшнего дня. Но как долго она может ещё существовать, мы не можем знать это. Впрочем, вслед за ней скоро должен следовать последний день, как учит Евангелие. Когда скорбь, производимая папой, прекратится, тогда, без сомнения, наступит последний день. Дня и часа последнего суда никто не знает, кроме Отца небесного, но Господь указал признаки приближения последнего суда и кончины мира, чтобы мы могли по ним догадываться, что последний день не далёк, при дверях, и остерегаться. Эти признаки – двоякое преследование, которому подвергнутся христиане: убиение их мечом и обольщение еретической ложью. Если это двоякое гонение будет чрезмерно велико, то кончина мира близка. В настоящее время папа и Турки произвели всеобщий разгром. Турки со своим Мухаммедом завладели большей частью мира, а папа присвоил себе ужасную правительственную власть, так как имени его страшатся все императоры и короли в мире, и Бог в его царстве сберёг только таинство крещения и голый текст Священного Писания и Евангелия. Поистине последний день не может быть далёк 949 . В проповеди „О пришествии Христа и о предшествующих знамениях последнего дня” на 21 главу Евангелия от Луки (25–33 стихи) Лютер высказывает уверенность и твёрдую надежду, что эти знамения в большей своей части уже совершились и остаётся ждать немного остальных. Основания этого убеждения следующие: „в краткое время было столько затмений и притом полных, как никогда прежде. В течение немногих лет были ураганы и огромные наводнения, как будто бы вода и все стихии уже не хотят более оставаться на своём месте, а рвутся через край. Много людей погружены в такую тоску, что кончают жизнь самоубийством. Находят много людей, на которых ездит (!) дьявол и терзает их искушениями и отчаянием, так что они от страшной тоски вешаются или как иначе умерщвляют себя. И всё это совершается повсюду и притом очень часто. Всё это – страшные знамения, которые миру не предвещают ничего хорошего. Солнце и всё прочее остаётся тем же, каким было и прежде, и эти знамения не вредят тому, в чём они совершаются, потому что они предназначены для людей, для безбожного мира, который не обращает на них внимания, и для ободрения благочестивых, которые должны не ужасаться их, а остерегаться и радоваться в ожидании конца бедствий и приближения пришествия Христа” 950 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

—230— лучил в подарок от хана Гулага дворец, куда он и переселился. 948 Но это были последние отголоски старой цветущей поры. Общая неурядица, начавшаяся в передней Азии с нашествием сюда монгольских и туркменских племен, уже и в это время покровительства монгольских правителей несторианству стала сказываться понижением среди них умственной и религиозной жизни. Энергия, какою заявляли себя несторианские миссионеры при халифах, иссякла в ней, и она не только не смогла охранить симпатий новых завоевателей к христианству, но и должна была отступить в борьбе с исламом. Сначала преследуемый монголами, ислам во второй половине XIII-ro века сделал между ними быстрые успехи, привлек в ряды своих почитателей багдадских ханов и изменил их политику в отношении к христианству. При ханах Ахмете и Ходавенде несториане лишились всякого покровительства монгольских правителей, навсегда утратили прежнее влияние на общественные и государственные дела и встали в положение бесправных людей, в применении к которым дозволительны были всякие притеснения и преследования. 949 Окончательный же удар халдейскому христианству был нанесен во второй половине XIV-ro века новым наплывом в Малую Азию монгольских и турецких племен, сплотившихся под главенством Тимура. Нашествие Тимура потрясло собой благосостояние всех малоазийских областей; везде, где ни проходили его полчища, они оставляли по себе груды развалин и пирамиды человеческих голов; самые цветущие города, как Багдад, Алеппо, Дамаск, были или сожжены или разрушены его войсками. Но наиболее гибельным оно оказалось для халдейской церкви. Говорят, что Тимур имел особые мотивы для преследования несториан; он гневался на них за обращение ими его любимой жены в христианство и хотел совершенно истребить их. 950 Как бы то ни было, но несторианские храмы, училища, епископские дома, всё, что бросалось в глаза в несторианских селениях, было —231— им разграблено, сожжено и уничтожено. В скудных исторических известиях, дошедших из этого времени о халдейском христианстве, читаются одни скорбные заметки о Тимуре: «всё опустошил, одних убил, других увел в рабство», «взял Амиду и в огромном пожаре сожег всех жителей её», «храмы разрушил и все области Вавилона, Мозула и Арбелы опустошил» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010