34 Matthaeus Blastares.  Collectio alphabetica//   Ρλλη Γ . Α ., Ποτλ Μ .  Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1859. T. 6. Σ. 489–492. 35 Ibid. Σ. 492–493. 36 Феодор Студит, прп.  Послание 51: К Навкратию сыну//Творения. СПб., 1867. Т. 1. С. 306–308. 37 Τωμαδκης Ν.  κ τς βυζαντινς πιστολογραφας. ωσφ μοναχο το Βρυεννου πιστολα Λ κα πρς ατν Γ//πετηρς ταιρεας Βυζαντινν Σπουδν. 1983–1986. Τ. 46. Σ. 313. 38 См.:  Stouraitis I.  Krieg und Frieden in der politischen und ideologischen Wahrnehmung in Byzanz (7.–11. Jahrhundert). Vienna, 2009. 39 Idem.  Jihd and Crusade: Byzantine positions towards the notions of «holy war»//Byzantina Symmeikta. 2011. Vol. 21. P. 58. 40 Oikonomidès N.  Cinq actes inédits du patriarche Michel Autôreianos//REB. 1967. T. 25. P. 119. 41 См.: Житие Кирилла, 6//  Тахиаос А.-Э. Н.  Св. братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Серг. П., 2005. С. 269. 42 Вероятнее всего, исторически мч. Меркурия Смоленского вовсе не существовало, см.:  Плюханова М. Б.  Меркурий, мч. Смоленский//ПЭ. Т. 44, С. 741–745. 43 Димитрий Ростовский , свт.  Поучение на обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа//Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. М., 1840. Т. 3. С. 12. 44 Caesar Baronius.  Annales ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198. P., 1869. Vol. 16. P. 145–146. 45 Jacobus Gretserus.  De Sancta Cruce, III 4//Opera Omnia. Ratisbonae, 1734. T. 3. P. 178. 46 Преставление св. Димитрия, митрополита Ростовского, и опись оставшегося после него имущества//Москвитянин. 1855. 21–22. С. 82. 47 Павел Хондизнский, прот.  Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи. М., 2021. С. 20, 30. 48 См.:  Димитрий Ростовский, свт.  Розыск о раскольнической Брынской вере, 2.6. М., 1885. С. 272–273. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/mozhet-li-smert-na-pole...

Col. 240. 489 Κα ν " πιτμως επω, δια το ενς θελματος, τ μνην τς ατο κατ σρκα γεννσεως τν θεαν προκαθηγσασθαι θλησιν δηλον ατν ομαι. Col. 244. 490 Τον δ γε τς Ρωμαων η παν νριον, ο καταγορεειν ομαι τς τν εμφτων Θελημτων επ Χριστο δυδος, ν τ γραφεση προς Σργιον πιστολ δια τ ν Θλημα φναι, συναγορεειν δ μλλον, κα τατην ς εκος συνιστν [Так что я полагаю, что папа Римской церкви Гонорий, сказав об одной воле в адресованном Сергию послании, не порицает двоицу природных воль во Христе, а скорее защищает и по справедливости рекомендует]. Col. 237. 491 Сюда относятся выражения Гонория, приводимые у Максима, вроде следующих: «μ παρχειν θελματος διαφορν» [не существует различия воли] или «οκ εσ τατα (Ин. VI: 38) διαφρου θελματος». Col. 244. 492 Сравни отзыв о Максиме Шрекка: Schröckh, s. 412. 493 Так, между прочим, назван Максим в заглавии «Общих мест» (Op. Max., t. II, col. 721): «Αββ Μαξμου του φιλοσφου κα μρτυρος» [Аввы Максима, философа и мученика] … 494 Fabricius, p. 655; cf. Notitia ex Fabricii bibliotheca in Op. Max., 1.1, p. 9. 495 Col. 204. 496 L. Allatius, p. 609. Iohan. Plusiadeni, Pro concilio Florentino: слова Rhacenditae. 497 Unum hoc sufficiat, nullum Craecorum, qui post cum theologica, polemica, seu etiam ethica scripserit, a Maximi sibi testimonio summa cum laude abstinuisse. Vid. Combefisii praefatio, Lectori, p. 59, in Op. Max., 1.1. 498 Так, например, Иоанн (XI) Векк, патриарх К. П. (1275 — 1282: Vid. le Quien, р. 288) величает его «знатоком–догматистом» (δογματικτατος) и «поистине великим» (Allatius, р. 76 et 85. Vecci, patriarchae С. Р., De unione Ecclesiarum, orat I.); Григорий (II, Кипрский), патриарх К. П. (1283 — 1289; Le Quien, p. 289) называет его «божественным и ученым отцом» (Ibid., р. 440 et 448. De additione facta in Symbolo per Latinos, et aliis); подобным же образом титулуют его Георгий Трапезунтский и Иоанн Плусиадин (L. С., р. 493, 501 et 608). 499 Apud le Quien, p. 247. 500

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

481 Liber ascet. 10–12, PG.90, 920А-921В, p.371–373 [р. п. I,78–79]. 482 Quaest. ad Tahl. XXI, PG.90, 316B-C, p.43–44 [р. п. II,73]; Liber ascet. 12, PG.90, 921A, p.373 [р. п. I, 79]. 483 Ambigua, PG.91, 1333A-B, f.233a. 484 Quaest. ad Tahl. LIII, PG.90, 505B, p.149 [р. п. II,183]. 485 Quaest. et dubia 64, PG.90, 840A, p.326. Cap. de charitate IV, 70 [р. п. I, 142]. Oral. Dom. expositio, PG.90, 881A-B, p.349 [р. п. I, 188–189]. 486 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905C-D, p.364 [р. п. I,200–201]. Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396A-B, p.88 [р. п. II, 123] (cap. quing. II,27). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [р. п. I, 208]. Liber ascet. 1. 11, PG.90, 912B. 920D, p.367. 372 [р. п. I,75. 79]. Ep.11, PG.91, 453C, p.256; cp. Ambigua, PG.91, 1404A, f.259a. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 16. 14, PG.25, 124D. 120C; р. п. I2, 218, 211. 487 Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 636D, p.219. Фрагмент περι της θεας θεας ενανθρωπσεως, Прилож., с.28–29. Сар. quing. I,14. 488 Liber ascet. 10, PG.90, 920B, p 372 [р. п. I,78–79]. Ep.2, PG.91, 397C, p.222. 489 Expositio in psalm. LIX, PG.90, 857A, p.335 [р. п. I,208]. Учение о христианской жизни подробнее раскрыто в аскетике. 490 Ср. Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 700B-C, p.254. 491 Ambigua, PG.91, 1140B, f.151a. 492 Ibid. 1084A, f.125a. 493 Quaest. ad Tahl. XLI1, PG.90, 408B, p.95 [р. п. II,130]. 494 Ambigua, PG.91, 1348D, f.239a. 495 Quaest. ad Tahl. LXI, PG 90, 629B, p.215. Ad Thomam, PG.91, 1044B f.108b. св. Григорий Богослов, Or.30, n.21, PG.36, 132В; р. п. III3, 82. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 8, 9, PG.25, 109B. 112A; р. п. I2, 200. 201–202. 496 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 320A, p.45 [р. п. II,76]; LXIV, 700A, p.253–254. 497 Ibid. LXIV, 713A-B, p.262; Orat. Dom. expositio, PG.90, 880C, p.348 [р. п. I, 188] Cap. quing. I,11. св. Григорий Богослов, Or.39, n.13, PG.36, 349В; р. п. III3, 217; та же речь о приманке встречается и у св. Григория Нисского. (Or. cat. 24,26, PG.45, 65А. 68D; р. п. IV, 64,68) в связи с теорией выкупа у диавола (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

96 О Вальсамонесм.: Geanakoplos D. J. B yzantine East and Latin West. P. 58–59; Demetrius Chomatianus. Responsiones//PG. T. CXIX. Col. 948–949. 97 Хороший обзор по вопросу законов о браках см.: Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 492–493. 98 Обзор карьеры и целей Николая Мистика и Михаила Керуллария см.: Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries. P. 212–243, 357–366. 99 John Cinnamus. Historia/C. S. Η. В. edition. P. 274–278; Nicetas Choniates. Chronicon/C. S. Η. B. edition. P. 274–278. 100 Nicol D. M. T he Despotate of Epiros. P. 76 ff. Gardner A. The Laskarids of Nicaea. P. 97–99. 101 Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα της Τραπεζοντος. Σ. 177—178. 102 Nicol D. Μ. The Despotate of Epiros. P. 80 ff. 103 См. акты: Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. III. P. 59–65. 104 Ibid. P. 65. 105 Nicephorus Blemmyd. es. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. A. Heisenberg, p. 38–39. 106 См.: Charanis P. The Strife among the Palaeologi and the Ottoman Turks, 1370–1402//Byzantion. XVI (1942–1943). P. 304 ff. 107 См.: Petit L. Arsene Antoninus et Arsenites//Dicrionnaire de Theologie catholique. Т. I. Pars II. Col. 1991–1994; Ostrogorsky G. History of the Byzantine State. P. 411, 433. 108 См.: Geanakoplos D. J. E mperor Michael Palaeologus and the West. P. 275— 294. 109 См.: Ostrogorsky G. Op. cit. S. 432–433. 110 Ibid. S. 459–461; Tafrali О. Thessalonique au quatrieme siecle. P. 23–24; Sevcenko I. Nicolas Cabasilas s «AntiZealot» Discourse: A Reinterpretation//Dumbarton Oaks Papers. XI (1957). P. 81 if. 111 Laurent V. Les Droits de l Empereur en matiere ecclesiastique//Revue des Etudes Byzantines. XIII (1955). P. 1–20. 112 См. об этом выше. 113 Laurent V. Ibid; Silvester Syropoulos. Memoirs/Transl. and ed. R. Creyghton. P. 1–2. 114 См. ниже: Кн. I, гл. 4. 115 См. ниже: Кн. I, гл. 4. 116 См. ниже: Кн. II, гл. 8. 117 Brehier L. Le Monde Byzantin. Vol. II. P. 456–460. 118 Georgius Phrantzes. Chronicon/Ed. I. Bekker, С. S. Η. Β. edition. P. 205 ff. 119 Hill G. A History of Cyprus. Т. III. P. 1041 ff. 120

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

487 Wheler G., sir. A Journey into Greece. 1682. P. 195–196, 198. 488 О катехизисах см. ниже, гл. 9. 489 Georgirenes J. A Description… Epistle to the Reader. 9–я страница (без номера). 490 Williams G. Op. cit. P. LIXLX. 491 Завещание Томаса Кена издано: Hawkins W. Short Account of Ken " s Life. P. 27. 492 Constantinides Μ. The Greek Orthodox Church in London. P. 9–10. В архиве русской церкви в Лондоне есть сообщение, что иезуиты распространили слух, будто они были папскими шпионами. 493 Williams G. Op. cit. P. LXLXI; Lathbury T. History of the NonJurors. P. 356. 494 История контактов неприсягнувших с православными была впервые изложена Т. Лэтбери в 1845 г. ( Lathbury Т. Op. cit. Р. 309–361). Он черпает информацию из рукописных отчетов епископа Джолли. В более полном виде она была изложена Д. Вильямсом в 1868 г. и полностью основана на протоколах и их предыстории. Некоторые незначительные исправления к изложению Вильямса даются в кн.: Overton J. Η. The NonJurors, their Lives, Principles and Writings. 1902. P. 451 И. См. также: Skinner J. An Ecclesiastical History of Scotland. Vol. II. P. 634–640. 495 Williams G. Op. cit. P. 3–11. 496 Ibid. P. 12–14; Lathbury Т. Op. cit. P. 318–319: архив русской церкви в Лондоне. 497 Williams G. Op. cit. P. 15–83; Lathbury Т. Op. cit. P. 319–335. 498 Williams G. Op. cit. P. 83–102; Lathbury Т. Op. cit. P. 311, 336–341. 499 Williams G. Op. cit. P. 103–168; Lathbury Т. Op. cit. P. 342–357. 500 Williams G. Op. cit. P. XXXVIIIXXXIX. 501 См. выше: Кн. I, гл. 3. 502 См. выше: Кн. I, гл. 4. Восток. 503 См. выше: Кн. I, гл. 4. Запад. 504 Соловьев С. М. И стория России с древнейших времен. Т. 5. Ст. 1483— 1485; Савва В. Московские цари и византийские василевсы. С. 46—49; 54–55; 272–273; Журнал Императорского Русского Исторического общества. Т. XLI, 19. С. 71. Иван III, правда, не осмеливался употреблять титул царя в обращении к своему бывшему повелителю, хану Золотой Орды, до 1493 г. Там же. XLVIII. С. 180–181. 505 Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб. Т. I. 39. С. 72, 41. С. 82; Голубинский Ε. Е. История Русской Церкви. Изд. 2–е. Т. II. Ч. 1. С. 478.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

491 В неизмеримой высоте Спаситель и Св. Дух стоят над всем тварным ( περβαλλοση περοχ φμεν τν Σωτρα κα τ Πνεμα τ γιον) In. Ioan. 13, 25. Mign. 4, 411. 492 Григорий нисский в борьбе с Евномием, учившим о Духе, как твари Сына, считал достаточным сказать в опровержение своего противника, что, хотя и тварь имеет свое бытие через Сына, тем не менее нет никакого сходства между ней и Св. Духом ради явления через Сына, так как Он отличается от твари божественными свойствами (С. Eun., Mign. op. Gr. Nis., p. 336). Нельзя не видеть в этой мысли сходства с представленным доказательством Оригена . 493 Verumtamen usque ad praesens nullum sermonem in scriptis sanctis invenire potuimus per quem Spiritus sanctus factura esse vel creatura diceretur, ne eo quidem modo quo de sapientia referre Solomonem supra edocuimus, vel quae de vita, vel Verbo, aliisque apellationibus Filii Dei intelligenda esse tractavimus (De princ. 1, 3, 3. Mign. 1, p. 148). 494 Multos spiritus, sed in his principatum et dominationem hunc Spiritum sanctum, qui et principalis appellatur, tenere... ita et spiritus multi quidem sunt, sed unus est, qui vere ex ipso Deo procedit (In ep. ad Rom. 7, 1 . Mign. 4, 1103). Semper est, et erat, et erit sicut Pater et Filius (ib. 6, 7. Mign. p. 1076). 495 Известно, что Иероним обвинил Оригена за это внражение: «Tritum dignitate et honore post Patrem et Filium assent Spiritum sanctum, de quo cum ignorasse se dicat utrum factus sit an infectus, in posterioribus quid de eo sentiret, expressit, nihil absque solo Deo Patre infectum esse, confirmans». (Ep. ad Avit. CXXIV, 2). Тоже говорили: Епифаний: « Πολλος τποις αρομεν ατν τν μονογεν Θεν πολλοτριοντα τς το Πατρς θετητς τε κα οσιας μο τε κα τ Πνεμα τ γιον, τοτυ χριν τ γενητν θεν ερηκναι ατν, σαφς στιν, τι κτιστν ρζεται» (Haer. LXIY, 8), Юстиниан в послании к Мине, анонимный автор апологии у Фотия ( Πνεμα π το Yο πεποισθαι, cod. 8). Даже Василий Великий неодобрительно отзывался об учении Оригена о Св. Духе (De Spir. sanct. с. 29, 73: Ηδη δ κα Ωριγνην ν πολλας τν ες τος ψαλμος διαλξεων ε ρομεν σν τψ γψ Πνεματι τν δξαν ποδιδντα, νδρα οδ πνυ τι γιες περ το Πνεματος τς πολψεις ν π σιν χοντα); впрочем, он не осуждал его учения безусловно, говоря: « πλν λλ πολλαχο κα ατς, τς συνηθεας τ σχυρν δυσωπομενος, τς εσεβες φονς φκε περ το Πνεματος» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

492 Orat, in s. Stephan. protom. col. 717: πε οv ν τ φωτ το Πατρς, τουτστιν ν τ Πνεματι τ γ τ εϑεν απορευομν, τ Μονογενς αϑορται δι τοτο προατασγασϑεις τ δξ το Πνεματος, ν περινοα τς το Πατρος α Υο δξης γνεται. 493 Orat. in diem lum., in bapt. Chr. col. 585. Здесь изъясняется, почему крестимся во Св. Троицу. «Почему (крестимся) во имя Отца? Потому, что Он начало всего. Почему во имя Сына? Потому, что Он зиждитель твари. Почему во имя Духа Св.? Потому, что Он совершитель всего... Нет различия в освящении, как будто Отец освящает более, Сын менее и Дух Св. менее Их обоих... От всех Их приемлешь одну и ту же благодать (μαν π πντων α την ατv χριν δεχμενος)». 498 Do hominis opific. с. IX. col. 149: ϑεσειδ τινα χριν τ πλσματι μν ποισας δεδρηται, τν δων γαϑν vϑες τ ελνι τς μοιτητας. См. еще ibid. с. XVI col. 185, где говорится, что «не в части естества (человеческого) образ (Божий) и не в чем-либо одном из усматриваемых благодать ( χρις), но на весь род равно простирается эта сила. Признак же этого тот, что всем равно дарован ум». А в Orat. catech. magn. с. VIII col. 36 замечает, что Бог врачует, «возводя собственное создание в первоначальную благодать (πρς τν ξ ρχς χριν)». 500 Orat. in laud. fratr. Basilii col. 789. «Благодать богоявления Единородного Сына (π τ ϑεοφανεα το μονογνους Υιo χρις), открывшаяся миру чрез рождение от Девы, не просто есть св. празднество». 501 Ог. III in s. Pascha col. 656. «Христос не отложил дарование благодати человеку (ες τν νϑρωπον χριν) и не отстрочил домостроительства... но добровольно воспринял оскорбительное и безчестное для себя... снизошел в нашу жизнь... согласился умереть по человечеству». 502 Воскресение Христово многократно называется «благодатью» в «Сл. И на Пасху». То же – в Orat. catech. magn. с. XXXV, где говорится о « тридневной благодати воскресения » (col. 88) и просто о «благодати воскресения» (col. 89). 503 Orat, de Spir. s. col. 696. «В самый сей час ... дарована неизглаголанная благодать : снова сообщил себя людям Дух, который прежде отдалился от нашего естества, потому что человек стал плотию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Примечания 287. Ср.: Кол.3:10. 288. " Из материалов к " Бесам " Ф.М. Достоевского " . Этот материал опубликовал Л. Гроссман в одесской газете " Южное слово " , 8 октября 1919 г. 289. Курсив Достоевского. 290. " Дневник писателя " , m.XI, с.493. 291. Там же, с.497. 292. Там же, с.497. 293. Там же, с.492. 294. Там же, т.Х, с.51. 295. Там же, m.XI, с.476. 296. Там же, т.Х, с.52-53. 297. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.234. 298. Курсив Достоевского. 299. " Letters of Dostojevsky " , р.182. 300. В этом же письме к Майкову Достоевский пишет: " В этом мире я знаток и монастырь русский знаю с детства " (там же, с.182). 301. Митрополит Антоний. " Словарь к творениям Достоевского " . София, 1921 г., с.182. 302. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.37. 303. Там же, с.33,34. 304. Там же, с.21. 305. " Из материалов к " Бесам " Ф.М. Достоевского " . - Л. Гроссман. " Южное слово " , 8 октября 1919 г. 306. Material zum Roman " Die Demonen " , S.523. 307. 2Кор.10:4-5. 308. Material zum Roman " Die Demonen " , S.529. 309. Ibid., S.530. 310. Ин.12:24. 311. Ин.12:25. 312. Ср.: Мф.16:25; Лк.14:26. 313. П.А. Флоренский, " Столп и утверждение Истины " , с.61,62. 314. " Дневник писателя " , m.XI, с.458. 315. Мф.16:24-25. 316. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.31. 317. 1Кор.4:10. 318. Ср.: Мф.12:25; Мк.3:24. 319. " Дневник писателя " , m.IX, с.454. 320. Л.Н. Толстой. " Исповедь " . М., 1907, с.72. Глубоким противопоставлением этому толстовскому самоволию разума является принцип послушания и распинания разума. Этот принцип особо подчеркивал К.Н. Леонтьев. " Я вполне Православию подчиняюсь, - говорит он. - Я признаю не только то, что в нем убедительно для моего разума и сердца, но и то, что мне претит... Credo quia absurdum... Я верую и тому, что по немощи человеческой вообще и моего разума в особенности, что по старым, дурным и неизгладимым привычкам европейского, либерального воспитания кажется мне абсурдом. Оно не абсурд, положим, само по себе, но для меня как будто абсурд...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Примечания 287. Ср.: Кол.3:10. 288. " Из материалов к " Бесам " Ф.М. Достоевского " . Этот материал опубликовал Л. Гроссман в одесской газете " Южное слово " , 8 октября 1919 г. 289. Курсив Достоевского. 290. " Дневник писателя " , m.XI, с.493. 291. Там же, с.497. 292. Там же, с.497. 293. Там же, с.492. 294. Там же, т.Х, с.51. 295. Там же, m.XI, с.476. 296. Там же, т.Х, с.52-53. 297. " Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского " , с.234. 298. Курсив Достоевского. 299. " Letters of Dostojevsky " , р.182. 300. В этом же письме к Майкову Достоевский пишет: " В этом мире я знаток и монастырь русский знаю с детства " (там же, с.182). 301. Митрополит Антоний. " Словарь к творениям Достоевского " . София, 1921 г., с.182. 302. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.37. 303. Там же, с.33,34. 304. Там же, с.21. 305. " Из материалов к " Бесам " Ф.М. Достоевского " . - Л. Гроссман. " Южное слово " , 8 октября 1919 г. 306. Material zum Roman " Die Demonen " , S.523. 307. 2Кор.10:4-5. 308. Material zum Roman " Die Demonen " , S.529. 309. Ibid., S.530. 310. Ин.12:24. 311. Ин.12:25. 312. Ср.: Мф.16:25; Лк.14:26. 313. П.А. Флоренский, " Столп и утверждение Истины " , с.61,62. 314. " Дневник писателя " , m.XI, с.458. 315. Мф.16:24-25. 316. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.31. 317. 1Кор.4:10. 318. Ср.: Мф.12:25; Мк.3:24. 319. " Дневник писателя " , m.IX, с.454. 320. Л.Н. Толстой. " Исповедь " . М., 1907, с.72. Глубоким противопоставлением этому толстовскому самоволию разума является принцип послушания и распинания разума. Этот принцип особо подчеркивал К.Н. Леонтьев. " Я вполне Православию подчиняюсь, - говорит он. - Я признаю не только то, что в нем убедительно для моего разума и сердца, но и то, что мне претит... Credo quia absurdum... Я верую и тому, что по немощи человеческой вообще и моего разума в особенности, что по старым, дурным и неизгладимым привычкам европейского, либерального воспитания кажется мне абсурдом. Оно не абсурд, положим, само по себе, но для меня как будто абсурд... Однако я верую и слушаюсь. И скажу вам, что это лучший, может быть, род веры. Совет, который нам кажется разумным, мы можем принять от всякого умного мужика, например. Чужая мысль поразила наш ум своей истиной. Что ж за диво принять ее? Ей подчиняешься невольно и только удивляешься, как она самому не пришла на ум раньше. Но, веруя в духовный авторитет, подчиняться ему против своего разума и против вкусов, воспитанных долгими годами иной жизни, подчинять себя произвольно и насильственно, вопреки целой буре внутренних протестов, мне кажется, это настоящая вера " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

С. 224). 486 Григорий Палама. Против Акиндина 5, 17, 13—21 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ. Σελ. 337); 5,26, 3—27 (Ibid. Σελ. 370). 487 См.: Василий (Кривошеи»), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). Париж, 1980. С. 197—218; Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. С. 378—391. 488 Ин. 1:18. 489 Ср.: Климент Александрийский. Строматы 5, 1; Григорий Нисский. Похвальное слово Стефану 1 (PG 46, 717 В); Василий Великий. Беседа на Псалом 48, 8 (PG 29, 449 С). 490 Ис. 40:31. 491 Григорий Палама. Триады II, 3, 31 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 565—566=Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 218—219). 492 Суд. 13:13—18. 493 Григорий Палама. Триады II, 3, 4 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 413=Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 62—63). 494 2 Кор. 12:2. 495 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 1, 54 (PG 90, 1104 А); Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1200В). 496 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1241 АС). 497 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др. 498 ГригорийПалама. Триады II, 3, 36—37 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα,κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 570—571=ГригорийПалама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. С. 62—63). 499 Иак. 1:17. 500 Григорий Богослов. Слово 40, 6, 18—19 (SC 358, 208). 501 Иоанн Златоуст. Письмо 1–е к Феодору (PG 47, 292). 502 Источник цитаты неизвестен. 503 Аналогически — в смысле сравнения, по аналогии, в переносном смысле (от греч. αναλογα — аналогия, сравнение); анагогически — в возводящем смысле (от αναγωγ — возведение, поднятие). 504 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1165 С). 505 Духовно возводящем. 506 Григорий Палаома. Триады II, 3, 20—23 του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Α " . Σελ. 557—558=Григорий Палама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010