105 St. Gregory Palamas, ‘Capita physica, theologica, moralia et practica’, 69, P.G., CL, 1169 C. 108 Οκονομα, means, literally, the construction or administration of a house, a regimen, a dispensation. 110 ‘Epistle 234 (ad Amphuochium)’, P.G., XXXII, 869 AB. Cf. ‘Adversus Eunomium, II, 32’, P.G., XXIX, 648. 113 ‘Μεδεκτς μν θες κατ τς μεταδσεις ατο, μδεκτος δ κατ τ μηδν μετχον ατς τς οσας ατο Quoted from Maximus in the ‘Panoplia dogmatics’ of Euthymius Zigabenus, III, P.G., CXXX, 132 A. 114 Gregory Nazianzen, ‘In Theophaniam, Oratio XXXVIII, 7’, P.G., XXXVI, 317 B; John Damascene, ‘De fide orth., I, 4’, P.G., XCIV, 800 BC. 118 ‘S. Marci Eugenici Ephes. Capita syllogistica’, in W. Gass, Die Mystik des N. Cabasilas, Greiswald, 1849, append. II, p. 217. 119 Choix de sermons et discours de son Eminence Mgr Philarete, French translation by A. Serpinet, Paris, 1866, I, pp. 3–4. 122 Ibid., 949 AC. The passage of Gregory of Nyssa referred to by Palamas is undoubtedly that of the ‘De hominis opificio’, ch. XI, P.G., XLIV, 153–6. 123 There is nothing more exasperating than a simpliste notion of the divine simplicity. Fr. Sébastien Guichardan’s book, Le problème de la simplicité divine en Orient et en Occident au XIVe et XVe siècles: Grégoire Palamas, Duns Scot, Georges Scholarios, Lyon, 1933, is a striking example of this theological insensibility before the fundamental mysteries of faith. 124 This passage is not in W. Gass, op. cit.: it is to be found in Canon Oxoniensis, 49. It is quoted by M. Jugie in the article ‘Palamas’, Dict. de theol. cathol., XI, 1759s. 138 Mgr Philaret, Oraisons funèbres, homélies et discours. French translation by A. de Stourdza, Paris, 1849, p. 154. 139 Sermon on the Presentation of the Holy Virgin in the Temple, edited by Sophocles, Athens, 1861, pp. 176–7. 150 ‘In Psalmorum inscriptiones’, P.G., XLIV, 441 B. Cf. ‘Oratio catechetica magna, c. 6’, P.G., XLV, 25 C. 151 A. Brilliantov expounds the thought of Scotus Eriugena in this sense in his fundamental work, The influence of Eastern theology upon Western thought in the works of John Scotus Eriugena, St.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

St. Gallen. Stiftsbibl. 451. P. 46 - Quentin. 1908. P. 52). Высказывалось предположение, что почитание К. и И. в англосакс. Британии возникло под влиянием Кентерберийского архиеп. Теодора , уроженца г. Тарс ( Hohler C. Theodore and the Liturgy//Archbishop Theodore: Commemorative Studies on His Life and Influence/Ed. M. Lapidge. Camb., 1995. P. 223-224). Из Мартиролога Беды поминовение К. и И. было заимствовано в более поздние «исторические» мартирологи, но день памяти мучеников и сведения о них могли меняться. На «апокрифическом» Мученичестве основано сказание под 15 июля в Англосаксонском Мартирологе (IX в.), значительную часть к-рого составляет пространная молитва К. (Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. Bd. 2. S. 148-151), а также краткое сказание под 16 июля в Мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.; ркп. Paris. lat. 3879. Fol. 81r - Quentin. 1908. P. 154). В этих источниках сообщается, что К. и И. пострадали в Тарсе, однако в Мартирологе Флора Лионского (30-е гг. IX в.) утверждается, что мученики пострадали в Антиохии (запись под 15 июля; см.: Ibid. P. 335). По-видимому, упоминание об Антиохии было заимствовано Флором из Иеронимова Мартиролога. Опираясь на данные Иеронимова Мартиролога, Адон Вьеннский перенес день памяти К. и И. на 16 июня (сказание о мучениках заимствовано из Мартиролога Флора - Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 287-288). Под этой датой краткая заметка о К. и об И. помещена в Мартирологе Узуарда: «В Антиохии память святых мучеников Кирика и матери его Иулитты, которые после жестоких побоев и тяжких страданий отсечением головы завершили свой мученический подвиг» (MartUsuard//PL. 124. Col. 159-160). Кард. Цезарь Бароний внес поминовение К. и И. в Римский Мартиролог под 16 июня; составленная им заметка основана на Мученичестве (сообщается, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане в г. Тарс и были казнены по указанию презида Александра) (Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 103; MartRom. Comment. P. 239-240).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

875 См. в прибал. к твор. отц. 1860 г. Для чести историка Костомарова было бы выгоднее, если бы он не говорил ни слова о давнем быте, не справившись с памятниками. (Севернорус. народоправства 2, 320. 321). 876 Если что-либо другое, то эти черты древней отшельнической жизни, так мало известные России 17 в. несомненно убеждают в верности того, что ученик Антония Андрей писал записки о жизни Антония со слов его. 877 Грамота нап. в ист. иер. 3, 123. в том виде, как она написана на раке преподобного. Она то упоминается, то буквально повторяется в царских грамотах от 15 август. 1573 г. (Ист. иер. 3:145), от декаб. 1592 г. (ibid. 3, 155. 158. 160–164), от 11 авг. 1606 г. (ibid. 197. 198. 203. 210), от 25. авг. 1621 г. ibid. 219. 222–226). На раке не достает конца ее, как это видно по грамотам. Житие: «начат строити обитель и купи землю около монастыря у посадников градских и со живущими, юже ту на той земли, людми прилунившимися.» 878 Собр. л. 3, 4–6. 123. 124. 213; 4, 2. 8; 9, 150. 154. Житие: «поживе с пришествия своего до игуменства 14 лет». Надлежало сказать: 24. Равно не мог написать Андрей, что построение каменной церкви совершалось при епископе Никите, скончавшемся в 1108 г. Собр. л. 3, 4. 5. 214. В древнем списке говорилось, конечно, о построении деревянного храма. 880 Снегирева памятники стр. 35. 36. По житию, Антоний взял из бочки «сосуды церковнии златы и сребряны и хрустальнии, потиры блюда, и иная многая от священных вещей церковных, и злато и сребро от имения родителей». 884 Грамота изд. в ист. иер. 3, 124. в том виде, как написана она на древней раке, и у Карамзина 2 пр. 210. О ней в житии: «при великой реке Волхове рыбную ловитву купи на потребу монастырю и межами отмежив и писму вдав и в духовную свою грамоту написав... Предлагает преподобный братии заповедь: аще случится избрати игумена, но избрати от братии, иже кто на месте сем терпит, и аще князь нашлет игумена или епископ, по насилию или по мзде, – и тех преподобный проклятию предаст». 885 Оно изд. в труд. общ. ист. 1828 г. 4, 122–128. с замечаниями Хавского в чтен. общ. ист. 1847 г. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По другому известию, св. Марана и Кира, живя на земле, творили чудеса, возвращали зрение слепым, исцеляли бесноватых и хромым давали ходить прямо 30 . Кончина их последовала около 430 г. 10 Ркп. житие преп. Антония, по всем спискам, – сочинение ученика его Андрея. – (Обзор духов. литературы § 28–33. 133. 195). Напечатано в Правосл. Собеседнике 1858 г. Оно кое-где дополнено и изменено Нифонтом, описавшим чудеса преподобного (прим. 14.). Андрей пишет: «уведев преподобный свое отшествие к Богу, призва мя и нарече менесебе отца духовнаго и добре исповедав со слезами, поведа моему окаянству свое пришествие из Рима и о камени и о сосуде древяном, сиречь о бочки». 11 См. в прибав. к твор. отц. 1860 г. Для чести историка Костомарова было бы выгоднее, если бы он не говорил ни слова о давнем быте, не справясь с памятниками. (Севернорус. народоправства 2, 320, 321). 12 Если что либо другое, то эти черты древней отшельнической жизни, так мало известные России 17 в. несомненно убеждают в верности того, что ученик Антония Андрей писал записки о жизни Антония со слов его. 13 Грамота нап. в ист. иер. 3, 123. в том виде, как она написана на раке преподобного. Она то упоминается, то буквально повторяется в царских грамотах от 15 август. 1573 г. (Ист. иер. 3, 145), от декаб. 1592 г. ibid. 3, 155. 158. 160–164), от 11 авг. 1606 г. (ibid. 197. 198. 203. 2Ю), от 25 авг. 1621 г. ibid. 219. 222–226). На раке недостает конца ее, как это видно по грамотам. Житие: „начат строити обитель и купи землю около монастыря у посадников градских и со живущими, юже ту на той земли, людьми прилучившимися. 14 Собр. л. III, 4–6. 123. 124. 213. IV, 2. 8. IX, 150. 154. Житие: «поживе с пришествия своего до игуменства 14 лет». Надлежало сказать: 24. Равно не мог написать Андрей, что построение каменной Церкви совершалось при епископе Никите, скончавшемся в 1108 г. Собр. л. 3, 4. 5. 214. В древнем списке говорилось конечно о построении деревянного храма. . 16 Снегирева памятники стр. 35. 36. По житию, Антоний взял из бочки «сосуды церковнии златы и сребряны и хрустальнии, потиры и блюда, и иная многая от священных вещей церковных, и злато и сребро от имения родителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

97 Известия Русского археологич. института. Т. VIII. С. 28 и ел. 98 Nicephori pair. P. 47. Ed. de Boor. 99 Hamart. ed. Muralt. P. 622. 100 Theoph. P. 382; Niceph. P. 48. 101 Theoph. P. 497. 102 Ibid. P. 497, 19: Αι ( σπονδα ) τους ορος περιεχον απ Μηλενων της Θρακης . 103 Известия. Τ . Χ . С. 503 и ел.; Златарский. период, списание. Кн. 63. С. 490; Иречек. Путеш. по Болгарии. С. 682. 104 Известия. Т. X. С. 77. 105 Там же. С. 193. 106 В болгарском журнале «Ми на л о» [Кн. I] г. Баласчев дает исследование этого вопроса. 107 Миллер В. Экскурсы. С. 222. 108 Radloff. Die altturk. Inschr. II. 138. 109 Известия. X. С. 206 и след. 110 Theoph. 358, 15. 111 Ibid. 359,17: Κυριευσαντων δε τας λεγομνας επτα γενεας υπ π κτον οντας . По отношению к македонским славянам места разобраны в «Известиях». Т. XIV. С. 54. 112 Ibid. 366, 1. 113 Болгарский журн. «Мина л о». Кн. 2. С. 205 и сл. 114 Marquart. Osteurop. und ostasiatische Streifzuge. S. 204—205. 115 Jaffe. Regesta pontif. Romanorum. I. P. 360; Migne. Pair. lat. T. 119. Col. 978. 116 Theoph. 352, 368, 378, 380, 383 и др. (Ed. de Boor). 117 Bury. A history of later Roman empire. II. P. 339; Diehl. L " Origine du regime des themes. Paris, 1896; Gelzer. Die Genesis der byzant. Themenverf. Lpz., 1899; Успенский. Известия Русского археол. инст. в Константинополе. VI. 154. 118 De Thematibus. P. 12. 119 Bibl. geohraphorum. Ed. de Goeje. Pars VI. Lugduni Batav., 1889. P. 196. 120 Чтобы несколько приблизиться к современной чиновной иерархии, можем чин спафария принять за полковничий, протоспафария — за генерал-майорский, патрикия — за полный генеральский. 121 De adm. imp. 225, 14. Место важно для доказательства территориального характера военных терминов. О местности Κμματα см.: Ramsay. The Histor. Geography of Asia Minor. P. 216, 227. 122 De Cerim. 663, 3. 123 Theoph. Chronogr. 469, 9. 124 Известия. Т. IV. Ст. г. Баласчева. 125 Лучшее место: De Cerim. 663, 15; у Генесия упоминается: Εν τω Χαρσιανο θματι μεραρχης Μαχαρας ( Ρ . 97).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

122 «...Дух присутствует в каждом, кто Его принимает, как если бы Он сообщался ему одному, и однако Он изливает на всех полноту благодати» (Св. Василий. Книга о Святом Духе, XI, 2; P.G., t. 32, col. 108—109). 123 Свт. Григорий Богослов . Oratio 31, theologica quinta, 9, PG 36, 144. 124 Блж. Феодорит Киррский . Eranistes I, PG 83, 33. 125 Преп. Иоанн Дамаскин . Dialectica, 42, PG 94, 612. 126 Два эти понятия совпадают, но не являются полностью тождественными. 127 Путь этого превращения, начиная с Боэция вплоть до Гийома Оксеррского и Фомы Аквината, воспроизвел Э.Бержерон в своем прекрасном исследовании: Bergeron E . La structure du concept latin de personne. Paris-Ottawa, 1932. 128 Richardus a Sancto Victore . De Trinitate IV, 7, PL 196, 934—935. 129 Напомним, однако, что сщмч. Ириней Лионский простирал образ и на телесную природу человека. 130 Urs von Balthazar H . Liturgie cosmique. Paris, 1947. P. 21. 131 Gilson Ε . L " Etre et l " essence. Paris, 1948. P. 111. 132 Фома Аквинский . Scriptum in IV libros Sententiarum magistri Petri Lombardi, in lib. III, dist. 6, quaest. 2, art. 2; Ibid., quaest. 17, art. 2. 133 Романо Гуардини – современный католический богослов. 134 Цюрих, 1945 III. 1, с. 216. 135 «Der Mensch in Widerspruch». Берлин, 1937, с. 519. 136 I, с. 257. 137 Книга Премудрости Соломона, 2, 23. 138 7, 26. 139 Быт:1, 26. 140 Втор. 4:15—16. 141 Там же, 4, 12. 142 Ис. 45:15. 143 Dieu vivant, 2, 16. 144 Эннеады, 5, 1,7. 145 Там же, 5, 1, 6. 146 Там же, 6, 8, 18. 147 Рим. 8:19—22. 148 Рим. 1:19—23. 149 Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4. 150 Против Евномия, I, P.G., I. 44, col. 636. 151 Григорий Богослов. Слово 30 (о богословии 4), §20, P.G., t. 36, col. 129 A. 152 Об образах III, 18 P.G., t. 94, col. 1940 AB. 153 Мы отнюдь не желаем отрицать значение или умалять заслуги исторического изучения Библии, оно очень ценно, и богословы должны с ним считаться, но это изучение никогда не должно захватывать не принадлежащего ему места судьи в области богословия. 154 Например, псалом 8 (ст. 6), который цитируется в Послании к евреям (2, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4114...

G. Van der Leeuw. La Religion dans son essence et ses manifestations. Paris 1948, рр. 332 sqq, 1913, 7. — Van der Leew, ор. cit. 404–405. 106 K. Th. Preuss. Der religioese Gehalt der Mythen, 1913, 7. — Van der Leew, ор. cit. 404–405. 107 F. Cumont. Les religions orientalis dans le paganisme romain, Paris 1929, р. 86 sqq. 108 Case1, ор. cit. 109 См. А. Dufourcq. La christianisation des foules. Etude sur la fin du paganisme et sur les origines du culte des saints. Paris 1903. 110 Г. Флоровский. Восточные Отцы 4–го века. Париж, 1931, стр. 7. 111 См. Dom Р. de Puniet, art. «Catechumenat» dans le Dict. d " Arch. chret. et de liturgie 112 А. Grabar. Martyrium. Recherches sur le culte des reliqies et l " art chretien antique. 1. Architecture. Paris 1946, II. Iconographie 1946. 113 О восприятии храма в античных религиях, см. М. Eliade, Traite d " Hismoire des Religions, Paris 1953, р. 315 sqq. («l " espace sacre " , temple, palais, «centre du monde»). 114 См. А. Grabar, ор. cit., рр. I, 487 sqq. 115 «О Кресте и разбойнике», Твор. в русск пер. 2, 455. 116 M. de Gandillac. Oeuvres du Pseudo–Denys " Areopagite, Paris 1943, р. 254. 117 Eliade, loc. cit, ; V. der Leeuw, ор. cit. 384 sqq; Guardini. Von heiligen Zeichen, рр. 71 sq. 118 А. Grabar, ор. cit. Х, 314 sq. 385 sq. 119 Н. Delehaye. L " origine du culte des martyrs, Paris 1912, 96–98. 120 А. Grabar, ор. cit. 1, 227 sq. 121 Об императорском культе см. E. Beurlier. Le culte imperial. Son histoire et son organisation depuis Auguste jusqu " a Justinien. Paris 1891; L. Brehier et Pierre Batiffol. Les survivances du culte imperial romain. Paris 1920. N. Н. Baynes «Eusebius and the Christian Empire, Annuaire de l " Inst. de Philol. et d " Hist. Orient. Melanges Bidez. I, 13–18. 122 G. Dix «The Shape of the Limu:rgy, рр. 303 sqq 123 О. Cullmann. «The Origin of Christmas» in the Early Church, London 1956, рр. 21–38. 124 В. Botte. Les origines de la Noel ет de 1 " Epiphanie, p. 85. 125 Ibid em. 126 О литургическом значении Иерусалима см. A. Baunstark, op. cit. р. 149 sqq. Н. Vincent et F. М. Abel, Jerusalem, Recherches de topographie, d " archeologie et d " hismoire, Paris 1924–1926, 2 vol., (cf. vol. 2, ch. 6–7, рр. 154–217). Abel, «Jerusalem» in Dict. Arch. Lit. Chr. 7, 2304–2374. Н. Leclercq. La liturgie a Jerusalem, Dict. Arch. L " t. Снг., 14, 65–176. F. Cabrol, Etude sur la Peregrinatio Sylviae. Les eglises de Jerusalem, la discipline et la liturgie аи. IV S. Paris 1895. 127

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Там же, ст.15. 105 2Кор.6,14. 106 Joann. Damasc. P.G. t. 36, c. 252. 107 Dionys. P.G. t. 3, c. 641. 108 P.G. t. 36, col. 252. 109 P.G. t. 91, col. 136. 110 Здесь непереводимая игра слов. Св. Марк называет Акт Унии не « оρоς», а «оρρоς» — что обозначает «хвост», на основании чего строит свою шутку, говоря: «Ибо достоит таким наименованием почтить их оρρоς, ибо и составили они его, поджав хвосты». 111 Just. Mart. P.G. t. 6, col. 1224. 112 P.G. t. 94, col. 824. 113 2Кор.11,13–4. 114 Рим.16,18 и 2 Тим.2,19. 115 Фил.3,2. 116 Гал.1,8. 117 2Ин.10,11. 118 In Apophthegmatis Patrum in «Macario» n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 119 Dionys. De Eccles. hierarch. c. VII, 7 P. G. t. 3, c. 561. 120 P. G. t. 88 c. 1652–57. 121 Gregor. Naz. Orat. 16 n. 9. P. G. t. 35 col. 945. 122 Октоих, субботний канон об усопших, гл. 8, песнь 6, Слава:. 123 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 124 Там же. 125 Молитва после освящения Св. Даров. 126 Dionys. Areopag. op. et loc. cit. см. примеч. 28. 127 2Мак.12,46. 128 Мф.12,32 и парал. 129 1Кор.11–15. 130 Мф.25,46. 131 Ин.5,29. 132 Пс.49,4. 133 Пс.98,3. 134 Дан.7,10. 135 Chrysost. hom. IX in Epist. I ad Cor. P. G. t. 61. c. 75–82. 136 Basil. Magn. hom. in Psalmum 28 P. G. t. 29. c. 297. 137 Augustin. De Civit. Dei 1. XXI. c. 26. n. 4. P. L. t. 41 c. 745. 138 I Kop. 3, 15. 139 Aug. De Civit. Dei 1. XXI c. 13. P. L. t. 41 c. 728. 140 Gregor. Naz. Orat. 39. n. 19. p. G. t. 36 c. 357. 141 Gregor. Magn. Dialog. lib. IV. cc. 40 tc 55. 142 Ibid. cap. 39. P. L. t. 77 c. 396. 143 Gregor. Naz. Orat. 40, 36. P. G. t. 36 c. 412. 144 Пс.6,7. 145 Пс.37,6–7. 146 Gregor. Naz. Orat. 45 n. 11. P. G. t. 36 c. 637. 147 Orat. cit. n. 46. P. G. t. 36 c. 645. 148 Orat 16, n. 7. P. G. t. 35 c. 944. 149 Лук.16,20 сл. 150 1Пет.3,19. 151 Joan. Clim. Scala Paradisi grad. IV. P. G. t. 88 c. 780. 152 Деян.15,5–6 153 Пс.87,7 154

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

118 Быт.4:4. 119 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII. 5, 155. С. 163. 120 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162. 121 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем Сост. игумен Марк (Лозинский). М. СПб.. 1995. С. 92 29). 122 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162. 123 Приведем одно из авторитетных мнений: «Моисей не говорит ясно, почему две жертвы не одинаково были приняты, а только, упоминая о неодинаковом их успехе, обращает внимание сперва на приносивших, а потом уже на приношения, и тем дает разуметь, что Бог по расположениям сердец судит внешние действия благочестия. Согласно с сим, апостол полагает преимущество жертвы Авелевой в вере, которою он получил свидетельство в том, что он праведник (Евр.11:4). Посему несовершенство жертвы Каиновой состояло в том. что дух его не был жертвою Богу; что он не веровал в жертву Искупителя и что мнил обрести правду не в вере и усвоении правды Господней, но в себе и делах своих» [Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.4:3—5. С. 129]. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 164. 125 Быт.4:4—7: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господ Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»: 126 Также см.: Окружное послание единой Святой. Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.), § 17 (где речь идет о «самом теле Церкви, то есть самом народе» церковном)/Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. [Б.м.:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 233. 127 Прежде всего, потому, что Божественная литургия «сама по себе есть одно из величайших общественных богослужений нашей Церкви, как показывает и самое наименование ее — «общественное дело», «общественная служба " ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Рус. пер (лат.) (лат.) I (fragm.) АСО I, 1, 5 ACO (греч.) Pyc. пер (греч.) Pyc. пер. (лат.) (лат.) 124–125 125–127 127–128 128–129 129–131 131–132 132–133 62–118 133–135 119–124 135–136 ACO I, 1, 6 ACO (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 146–151 13–106 151–157 107–108 157–162 110–111 108–110, 111–46 Collectio Seguierana АСО I, 1, 7 АСО греч.) (лат.) Collectio Atheniensis АСО I, 1, 7 АСО (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 129–130 131–137 137–138 139–140 140–142 143–144 144–145 146–147 147–150 151–152 152–153 153–154 156–157 157–158 158–160 95–105 160–161 105–106 161–162 106–111 111–117 162–163 117–118 118–122 139,140 163–164 122–123 (fragm.) 123–124 124–125 164–165 125–129 165–167 Collectio U АСО I, 1, 7 АС О (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 171–172 Collectio Е АСО I, 1, 7 АС О (греч.) (греч.) (лат.) (лат.) 172–173 Collectio НХ АСО I, 1, 7 АСО греч.) АСО (греч.) (лат.) (лат.) 173–174 Список сокращений 1. Произведения древних авторов Gel. НЕ – Gelasii Cyziceni Historia ecclesiastica (CPGS 6034, cp. CPGadd 6034) 2. Издания и переводы источников, справочная литература COGD I – Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta. Vol. I: The Oecumenical Councils: From Nicaea I to Nicaea II (325–787)/Cur. C. Alberigo et al. Tumhout: Brepols, 2006. Grumel 1932 – Les regestes des actes du ftttriarcat de Constantinople/Ed. par V. Grummel. Vol. I. Fasc. I. [Istanbul], 1932. Hefele – Hefele C. J., von. Histoire des conciles d’apres les documents originaux/Trad. par H. Leclereq et al. Т. I-XI, Paris, 1907–1952. Дмитриев 1916 – Перевод и анализ сочинения св. Кирилла Александрийского Περ τησ ορθς π στεως της ες ρον Κυτιον ημν ησουν Χριστον. Курсовое сочинение студента 71-го курса свящ. В. Дмитриева по II-й кафедре Патрологии за 1915/1916 учебный год//ОР РГБ. Ф. 172. К. 235. Ед. 4. Смирнов 1888 – Смирнов К. Обозрение источников истории первого Вселенского Никейского Собора. 1 В особенности это связано с планом нового перевода соборных актов в ПСТГУ. См. отчет о подготовительной работе: Вестник ПСТГУ. Сер. I. Вып. 17. 2007. С. 179–186.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010