Надгробное слово Василию Великому/Твор. Т. IV. С. 79. 118 Там же. С. 78. 119 Василий Великий. Письмо к Леонтию-софисту/Твор. его. T.VI. С. 58 120 Григорий Богослов. Письмо к Евдоксию-ритору/Твор. его. Т VI. С. 235. 121 Августин. Исповедь. Кн. IV, гл. 2. 122 Иероним. Письмо к Минервию и Александру/Твор. его в рус. переводе. Т. III. С. 111. 123 Григорий Богослов. Письмо к Евдоксию..»: 124 Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 3. 125 Василий Великий. К юношам..»: 126 Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 30. 127 Григорий Нисский. Слово о жизни Григория Чудотворца/Твор. его в рус. переводе. Т. VIII. С. 136. 128 Там же. С. 135. 129 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. IV. С. 78. 130 Василий Великий. Речь к юношам..»: 131 Св. Щетин Философ. Разговор с Трифоном, гл. 2. 132 Письмо Никовула-сына к отцу»: 133 Григорий Богослов. Письмо к Филагрию/Твор. его. Т. VI. С. 274. 134 Василий Великий. К юношам..»: 135 Там же. 136 Письмо Никовула-сына к отцу/Твор. Григория Богослова. Т. V. С. 274. 137 Кожевников. Нравственное и умственное развитие римского общества. С. 120. 138 Там же. С. 84. 139 Григорий Богослов. Надгробное слово брату Кесарию/Твор. его. Т. I. С. 246. 140 Кожевников. Указ. соч. С. 181—182. 141 Письмо Никовула-сына к отцу»: 142 Григорий Богослов. Надгробное слово брату Кесарию/Там же. С. 274. 143 Он же. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. IV. С. 79. 144 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 75. 145 Письмо Никовула-сына к отцу/Творения Григория Богослова. Т. V. С. 274—275. 146 Августин. Исповедь. Кн. 5, гл. 8. 147 Иероним. Апология против Руфина. Кн. I, гл. 17. 148 Фридлендер. Указ. соч. С. 155. 149 Sievers. Op. cit. S. 29. 150 Ibid. S. 35. 151 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 10. 152 Фридлендер. Указ. соч. С. 445. 153 Августин. Там же. 154 Фридлендер. Указ. соч. С. 544—545. 155 Августин. Исповедь. Кн. III, гл. 2. 156 Фридлендер. Указ. соч. С. 155. 157 Herzierg.Der Untergang des Hellenismus und die Universitat Athen.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Общая память Иисуса Иуста, еп. Елевферопольского (без указания на отождествление с Варсавой), и апостолов Тертия (Терентия), Марка, Артемы встречается в визант. Синаксарях под 21 и 22 июня, 20 и 30 окт. (SynCP. Col. 154, 179, 761, 764; Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Последняя дата празднования утвердилась в совр. календарях Греческих Церквей и РПЦ. Под 21 июля в Синаксаре К-польской ц. и в списке Типикона Великой ц. из мон-ря Честного Креста в Иерусалиме (X-XI вв.) обозначена память мучеников Иуста и Матфея (SynCP. Col. 834; Mateos. Typicon. T. 1. P. 346), в стишных Синаксарях добавлено, что они были усечены мечом (SynCP. Col. 833). Но в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) говорится об апостолах Иусте и Матфии ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 95). П. Дево обратил внимание на это противоречие и привлек для сравнения лат. Мартирологи и копто-араб. календари, где упоминается И., что свидетельствует о древней традиции празднования 20 или 21 июля памяти этого святого ( Devos. 1973). В Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда, Ноткера и др. под 20 июля указано, что апостолы Иосиф, прозванный И., и Матфий проповедовали в Иудее и претерпели множество гонений (PL. 123. Col. 304; Ibid. 124. Col. 277-278; Ibid. 131. Col. 1122; MartRom. P. 297). В копто-араб. календарях под 26 числом месяца абиб (20 июля) указывается память прав. Иосифа Обручника и Иосифа Праведного (Иуста) (Les Ménologes. 1915. P. 177, 208, 228; Le Calendrier d " Aboul-Barakat. 1915. P. 276; Basset, ed. 1923. Р. 692). Память И. встречается также 21 числа месяца таммуз (21 июля) в сир. мелькитских календарях ( Sauget. 1969. P. 155). В сир. каталогах апостолов отражены др. предания об И. Они достаточно разноречивы, и не всегда понятно, к какому лицу их следует отнести. В сир. апостольском списке Lond. Brit. Mus. Add. 17193 (874 г.) на 21-м месте значится Варсава, который проповедовал в некой Балании, был заключен под стражу в Александрии и там заморен голодом. Поскольку 28-м в данном списке упоминается Иуда Варсава, то вышеприведенные сведения должны относиться к Иосифу Варсаве И. Кроме того, в этой рукописи на 25-м месте указан ап. Иуст, проповедовавший в Тивериаде и в Кесарии ( Esbroeck. 1994. P. 145). В сир. рукописи Lond. Brit. Lib. Orient. 2695 (1202/03 г.) также фигурирует ап. Иуст, распространявший христ. веру в Тивериаде и Кесарии, но кроме него в этом перечне назван ап. Иуст, проповедовавший в Никомидии ( Esbroeck. 1994. Р. 157-158). Ап. Иуста, названного вслед за ап. Матфием в сир. каталоге Lond. Brit. Mus. Add. 14601 (IX в.), видимо, следует отождествить с И. ( Esbroeck. 1994. P. 117). В списке 70 апостолов, называемом Греко-сирийским анонимом (в ркп. XII-XIV вв.), на 3-м месте стоит Иосиф «вместе с Матфием удостоенный жребия». Занимаемая им епископская кафедра не указывается (Vitae prophetarum. 1907. P. 173; Écrits. 2005. Vol. 2. Р. 468).

http://pravenc.ru/text/1237891.html

По другому известию, св. Марана и Кира, живя на земле, творили чудеса, возвращали зрение слепым, исцеляли бесноватых и хромым давали ходить прямо 30 . Кончина их последовала около 430 г. 10 Ркп. житие преп. Антония, по всем спискам, – сочинение ученика его Андрея. – (Обзор духов. литературы § 28–33. 133. 195). Напечатано в Правосл. Собеседнике 1858 г. Оно кое-где дополнено и изменено Нифонтом, описавшим чудеса преподобного (прим. 14.). Андрей пишет: «уведев преподобный свое отшествие к Богу, призва мя и нарече менесебе отца духовнаго и добре исповедав со слезами, поведа моему окаянству свое пришествие из Рима и о камени и о сосуде древяном, сиречь о бочки». 11 См. в прибав. к твор. отц. 1860 г. Для чести историка Костомарова было бы выгоднее, если бы он не говорил ни слова о давнем быте, не справясь с памятниками. (Севернорус. народоправства 2, 320, 321). 12 Если что либо другое, то эти черты древней отшельнической жизни, так мало известные России 17 в. несомненно убеждают в верности того, что ученик Антония Андрей писал записки о жизни Антония со слов его. 13 Грамота нап. в ист. иер. 3, 123. в том виде, как она написана на раке преподобного. Она то упоминается, то буквально повторяется в царских грамотах от 15 август. 1573 г. (Ист. иер. 3, 145), от декаб. 1592 г. ibid. 3, 155. 158. 160–164), от 11 авг. 1606 г. (ibid. 197. 198. 203. 2Ю), от 25 авг. 1621 г. ibid. 219. 222–226). На раке недостает конца ее, как это видно по грамотам. Житие: „начат строити обитель и купи землю около монастыря у посадников градских и со живущими, юже ту на той земли, людьми прилучившимися. 14 Собр. л. III, 4–6. 123. 124. 213. IV, 2. 8. IX, 150. 154. Житие: «поживе с пришествия своего до игуменства 14 лет». Надлежало сказать: 24. Равно не мог написать Андрей, что построение каменной Церкви совершалось при епископе Никите, скончавшемся в 1108 г. Собр. л. 3, 4. 5. 214. В древнем списке говорилось конечно о построении деревянного храма. . 16 Снегирева памятники стр. 35. 36. По житию, Антоний взял из бочки «сосуды церковнии златы и сребряны и хрустальнии, потиры и блюда, и иная многая от священных вещей церковных, и злато и сребро от имения родителей».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

151 Μχαλ νθυπτου κα κριτο, το τταλειτου, ποημα νομικν, τοι πραγματικ, ττλος Β, к. 4–5//Leunclavius. Jusgraeco-romanun. T. II. Francofurti, 1596. P. 83. 152 Zacharie a Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars II: Liber juridicus alphabe- ticus sive Synopsis Minor (Νμιμον κατ στοιχεον), lit В. с. 24–25, Lipsiae, 1856. P. 41. 153 Ματθαου το Βλαστρεως Σνταγμα κατ στοιχεον Σ. 123//Ρλλης κα Ποτλς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. T. VI. θναι, 1859. 154 Zachariae a Lingenthal. Jus graeco-romanum. Pars II: Ecloga legum in epitome expositarum, p. 291: σχλια κ – κα. Lipsiae, 1856; Hergenröther. Photius, Patriarch von Constantinopel. Bd. II. Regensburg, 1867. S. 588–589; Сокольский В., проф. О характере и значении Эпанагоги//Византийский Временник. I (1894), 34. 155 Об этом говорит и буквальное сходство императорских новелл в Эпанагогой в определении царской власти: βασιλεα (или βασιλες) ννομος πιστασα στιν. Ср.: Epanagoge. Т. II, cap. I, Nov. XXXI imp. Alexii Comneni (Zachariae. III, 378), Nov. LXVI imp. Manuelis Comneni (Zachariae . Ibid. III, 460), Nov. LXXXVI imp. Isaacii Angeli (Zachariae . Ibid. Pars III. P. 515). 156 Tν κρατοσαν ν τας συνοδικας περ κοινν πρξεσι διατηροντες συνθειαν, νενεγκεν κα πρς τν μν εσεβ βασιλεαν τ πα ατν διαγνωσθντα κα ροδοτηθντα καλς βουλεσαντο//Zachariae. Ibid. Pars III. P. 483. 157 Constantinus Porphyrogenitus. De cerimoniis aulae byzantinae. Т. I,I.I, cap. 9. Bonnae, 1839. P. 59–60; Ρλλης κα Ποτλς. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. II, 467 (толкование Вальсамона на 69-е пр. Трулльского собора); III, 44 (толкова­ние его же на 12-е пр. Анкирского собора). – Об усвоении царю звания епистимонарха Церкви в силу св. помазания на царство более подробно говорит св. Си­меон Солунский (PG. Т. CLV. Col. 352–353, 356 ). Ср.: Ματθαου το Βλαστρεως Σνταγμα Σ. 124 (Ρλλης κα Ποτλς. Т. VI). 158 Перед избранием византийского патриарха Василия Скамандрина (6 фев­раля 970 г.) Иоанн Цимисхий обратился к синоду и синклиту с такой речью: «Μαν ρχν ξεπσμαι, τν νωττην κα πρτην, τις κ το μ ντος ες τ εναι τ το ρατο κα ορατου κσμου παργαγε σστημα. Δο δ τς ν τδε τ β γινσκω κα τ κτω περιφορ, ερωσνην κα βασιλεαν, ν τ μν τν τν ψυχν πιμλειαν, τ δ τν τν σωμτων κυβρνησιν νεχερησεν Δημιουργς» κτλ// Leo Diaconus. Historia. Lib. VI, cap. 8. Bonnae, 1828. P. 101–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

105 St. Gregory Palamas, ‘Capita physica, theologica, moralia et practica’, 69, P.G., CL, 1169 C. 108 Οκονομα, means, literally, the construction or administration of a house, a regimen, a dispensation. 110 ‘Epistle 234 (ad Amphuochium)’, P.G., XXXII, 869 AB. Cf. ‘Adversus Eunomium, II, 32’, P.G., XXIX, 648. 113 ‘Μεδεκτς μν θες κατ τς μεταδσεις ατο, μδεκτος δ κατ τ μηδν μετχον ατς τς οσας ατο Quoted from Maximus in the ‘Panoplia dogmatics’ of Euthymius Zigabenus, III, P.G., CXXX, 132 A. 114 Gregory Nazianzen, ‘In Theophaniam, Oratio XXXVIII, 7’, P.G., XXXVI, 317 B; John Damascene, ‘De fide orth., I, 4’, P.G., XCIV, 800 BC. 118 ‘S. Marci Eugenici Ephes. Capita syllogistica’, in W. Gass, Die Mystik des N. Cabasilas, Greiswald, 1849, append. II, p. 217. 119 Choix de sermons et discours de son Eminence Mgr Philarete, French translation by A. Serpinet, Paris, 1866, I, pp. 3–4. 122 Ibid., 949 AC. The passage of Gregory of Nyssa referred to by Palamas is undoubtedly that of the ‘De hominis opificio’, ch. XI, P.G., XLIV, 153–6. 123 There is nothing more exasperating than a simpliste notion of the divine simplicity. Fr. Sébastien Guichardan’s book, Le problème de la simplicité divine en Orient et en Occident au XIVe et XVe siècles: Grégoire Palamas, Duns Scot, Georges Scholarios, Lyon, 1933, is a striking example of this theological insensibility before the fundamental mysteries of faith. 124 This passage is not in W. Gass, op. cit.: it is to be found in Canon Oxoniensis, 49. It is quoted by M. Jugie in the article ‘Palamas’, Dict. de theol. cathol., XI, 1759s. 138 Mgr Philaret, Oraisons funèbres, homélies et discours. French translation by A. de Stourdza, Paris, 1849, p. 154. 139 Sermon on the Presentation of the Holy Virgin in the Temple, edited by Sophocles, Athens, 1861, pp. 176–7. 150 ‘In Psalmorum inscriptiones’, P.G., XLIV, 441 B. Cf. ‘Oratio catechetica magna, c. 6’, P.G., XLV, 25 C. 151 A. Brilliantov expounds the thought of Scotus Eriugena in this sense in his fundamental work, The influence of Eastern theology upon Western thought in the works of John Scotus Eriugena, St.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

109 For criteria for genre, see Gospels, 109–27; for pre-Christian Greco-Roman biographies, 128–53; for later ones, 154–90. 112 Burridge, Gospels, 149–52,185–88. For the divergence, see further Barr and Wentling, «Conventions,» 81–88, although I would not regard all their examples as biographies. 113 For substantial overlap between the biography and history (as well as other) genres in antiquity, see Burridge, Gospels, 63–67. 118 Cf., e.g., the accidental repetition in Plutarch Alex. 37.4; 56.1. This contrasts with the more chronological practice of historians (e.g., Thucydides 2.1.1; 5.26.1), although even most historians tended to follow events to their conclusion and not simply strict chronology (Dionysius of Halicarnassus Thucyd. 9; Letter to Gnaeus Pompeius 3). 119 For examples, see Aune, Environment, 34,63–64 (e.g., the lives of Aesop, Homer, Secundus, and Herakles); cf. ibid., 82. 120 Aune, Environment, 31–32. Disordered chronology was not problematic to ancient readers; thus the writer of 4 Maccabees is aware that the mother " s speech should occur at a certain point in his narrative, and says so (12:7; cf. 2Macc 7), but chooses to recount it later. Cf. the four categories of ancient biography in Ferguson, Backgrounds, 307. 121 Stanton argues that our only actual example of a purely Peripateic biography is not chronological (Stanton, Jesus, 119–21). He contends that, of extant biographies, only Tacitus " s Agricola is genuinely chronologica1. Topical arrangement suited episodic narratives about a person (Hemer, Acts, 74). Although historical writing and thus biography (Suetonius, Plutarch, Life of Aesop, etc.) involved some chronology, it was not the most significant feature of any kind of ancient biography. 123 An aged person might recall many events provided he were permitted to recite them randomly rather than in order (Seneca Controv. 1.pref.4). 124 Stanton, Jesus, 125; idem, Gospel Truth, 139; Burridge, Gospels, 205, 208; in John, see Burridge, Gospels, 229–30. Characterization is in fact central in ancient biographies (Fornara, Nature of History, 185).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

St. Gallen. Stiftsbibl. 451. P. 46 - Quentin. 1908. P. 52). Высказывалось предположение, что почитание К. и И. в англосакс. Британии возникло под влиянием Кентерберийского архиеп. Теодора , уроженца г. Тарс ( Hohler C. Theodore and the Liturgy//Archbishop Theodore: Commemorative Studies on His Life and Influence/Ed. M. Lapidge. Camb., 1995. P. 223-224). Из Мартиролога Беды поминовение К. и И. было заимствовано в более поздние «исторические» мартирологи, но день памяти мучеников и сведения о них могли меняться. На «апокрифическом» Мученичестве основано сказание под 15 июля в Англосаксонском Мартирологе (IX в.), значительную часть к-рого составляет пространная молитва К. (Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. Bd. 2. S. 148-151), а также краткое сказание под 16 июля в Мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.; ркп. Paris. lat. 3879. Fol. 81r - Quentin. 1908. P. 154). В этих источниках сообщается, что К. и И. пострадали в Тарсе, однако в Мартирологе Флора Лионского (30-е гг. IX в.) утверждается, что мученики пострадали в Антиохии (запись под 15 июля; см.: Ibid. P. 335). По-видимому, упоминание об Антиохии было заимствовано Флором из Иеронимова Мартиролога. Опираясь на данные Иеронимова Мартиролога, Адон Вьеннский перенес день памяти К. и И. на 16 июня (сказание о мучениках заимствовано из Мартиролога Флора - Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 287-288). Под этой датой краткая заметка о К. и об И. помещена в Мартирологе Узуарда: «В Антиохии память святых мучеников Кирика и матери его Иулитты, которые после жестоких побоев и тяжких страданий отсечением головы завершили свой мученический подвиг» (MartUsuard//PL. 124. Col. 159-160). Кард. Цезарь Бароний внес поминовение К. и И. в Римский Мартиролог под 16 июня; составленная им заметка основана на Мученичестве (сообщается, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане в г. Тарс и были казнены по указанию презида Александра) (Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 103; MartRom. Comment. P. 239-240).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Ряд ветхозаветных пророчеств и прообразований о Христе и Церкви, кроме Иустина Философа , приводят св. Ириней Лионский в 4 книге «Против ересей» (особ. гл. 7. 9. 10. 11. 12. 15–18. 20. 21. 25. 31) и в недавно открытом его произведении «Доказательство апостольской проповеди », также Тертуллиан во второй половине своего трактата «Adversus judaeos». См. Bonwetsch. Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 12–15. Cfr. замечания Thomasius’a. Die Dogmengeschichte. S. 123. 65 Iust. Dial. cap. 11. 12. 13. CAG. I 2. pp. 40 sqq. Сочинения, стр. 150–154. «Другой теперь завет, другой закон вышел от Сиона». Dial., cap. 24. р. 84. Сочинения, стр. 170. 68 Iust. Dial. cap. 11. CAG. I 2. pp. 42–44. Сочинения, стр. 151. Бог благословляет народ этот и называет его Израилем и наследием Своим... вы обманываете самих себя, как будто вы только бы­ли Израилем; и проклинаете народ, благословенный Богом. Dial, cap. 123. CAG. I 2. p. 442. Сочинения, стр. 331. Мы, соблюдающие запо­веди Христовы, от родившего нас для Бога Христа, называемся не только Иаковом, Израилем, Иудою, Иосифом и Давидом, но и истинными сынами Божиими и на самом деле таковы». Ibid. рр. 444. 446. Стр. 332.– «Все прибегающие чрез Него к Отцу суть благословенный Израиль». Сар. 125. р. 450. Стр. 335. Люди из всякого народа, пови­нующиеся Его воле чрез Христа... и должны быть Иаковом и Израи­лем. Сар. 130. p. 464. Стр. 342. Мы составляем истинный Израильский род. Сар. 135. р. 480. Стр. 349. 69 Dial. cap. 11. CAG. I 2. p. 42. Сочинения, стр. 150. «Соединимся все народы и вместе прославим Бога». Сар. 29. р. 96. Стр. 177. Иаков служил Лавану за пестрый и многовидный скот, и Христос потерпел рабство даже до креста за разнообразных и многовидных (πολυειδν) людей из всякого народа, приобретя их Своею кровью и таинством крестным Сар. 134. р. 478. Стр. 348. 73 Dial. cap. 119. CAG. I 2. p. 426. Сочинения, стр. 323. Последнее по­ложение Иустин обосновывает в следующих главах – 121, 122, 123. 74 Я заметил их смущение от того, что я назвал нас даже и сынами Божиими. Cap. 124. CAG. I 2. Р. 446. Сочинения, стр. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ряд ветхозаветных пророчеств и прообразований о Христе и Церкви, кроме Иустина Философа , приводят св. Ириней Лионский в 4 книге «Против ересей» (особ. гл. 7. 9. 10. 11. 12. 15–18. 20. 21. 25. 31) и в недавно открытом его произведении «Доказательство апостольской проповеди», также Тертуллиан [упоминает их] во второй половине своего трактата «Adversus judaeos». См. Bonwetsch. Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 12–15. Cfr. замечания Thomasius’a. Die Dogmengeschichte. S. 123. 394 Iust. Dial. Cap. 11. 12. 13. CAG. I, 2. P. 40. Сочинения, С. 150–154. «Другой теперь завет, другой закон вышел от Сиона». Dial. Cap. 24. Р. 84. Сочинения, С. 170. 397 Ibidem. P. 42–44. Сочинения, С. 151. «Бог благословляет народ этот и называет его Израилем и наследием Своим... вы обманываете самих себя, как будто вы только были Израилем; и проклинаете народ, благословенный Богом». Dial, Cap. 123. CAG. I, 2. P. 442. Сочинения, С. 331. «Мы, соблюдающие заповеди Христовы, от родившего нас для Бога Христа, называемся не только Иаковом, Израилем, Иудою, Иосифом и Давидом, но и истинными сынами Божиими и на самом деле таковы». Ibid. Р. 444. 446. С. 332. «Все прибегающие чрез Него к Отцу суть благословенный Израиль». Сар. 125. Р. 450. С. 335. «Люди из всякого народа, повинующиеся Его воле чрез Христа... и должны быть Иаковом и Израилем». Сар. 130. P. 464. С. 342. «Мы составляем истинный Израильский род». Сар. 135. Р. 480. С. 349. 398 Dial. Cap. 11. CAG. I, 2. P. 42. Сочинения, стр. 150. «Соединимся все народы и вместе прославим Бога». Сар. 29. Р. 96. С. 177. Иаков служил Лавану за пестрый и многовидный скот, и Христос потерпел рабство даже до креста за разнообразных и многовидных (πολυειδν) людей из всякого народа, приобретши их Своею кровию и таинством крестным Сар. 134. Р. 478. С. 348. 402 Idem. Cap. 119. CAG. I, 2. p. 426. Сочинения, стр. 323. Последнее положение Иустин обосновывает в следующих главах – 121, 122, 123. 403 «Я заметил их смущение от того, что я назвал нас даже и сынами Божиими». Cap. 124. CAG. I, 2. Р. 446. Сочинения, С. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ряд ветхозаветных пророчеств и прообразований о Христе и Церкви, кроме Иустина Философа , приводят св. Ириней Лионский в 4 книге «против ересей» (особ. глл. 7, 9, 10, 11, 12, 15–18, 20, 21, 25:31) и в недавно открытом его произведении «Доказательство апостольской проповеди», также Тертуллиан во второй половине своего трактата «adversus judaeos». См. Bonwetsch. Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 12–15. Cfr. замечания Thomasius " a. Die Dogmengeschichte. S. 123. 1200 Iust. Dial. cap. 11, 12, 13. CAG. I 2. pp. 40 sqq. Сочинения, стр. 150–154. «Другой теперь завет, другой закон вышел от Сиона». Dial, cap. 24. p. 84. Сочинения. стр. 170. 1203 Iust. Dial. cap. 11. CAG. 1 2. pp. 42–44. Сочинения, стр. 151. «Бог благословляет народ этот и называет его Израилем и наследием Своимъ... вы обманываете самих себя, как будто вы только были Израилем; и проклинаете народ, благословенный Богом». Dial, cap. 123. CAG. I 2. p. 442. Сочинения, стр. 331. «Мы, соблюдающие заповеди Христовы от родившего нас для Бога Христа, называемся не только Иаковом, Израилем, Иудой, Иосифом и Давидом, но и истинными сынами Божиими и на самом деле таковы». Ibid. pp. 444, 446. Стр. 332. «Все, прибегающие через Него к Отцу, суть благословенный Израиль». Сар. 125. р. 450. Стр. 335. «Люди из всякого народа, повинуюшиеся Его воле через Христа..., и должны быть Иаковом и Израилем». Сар. 130. р. 464. Стр. 342. «Мы составляем истинный Израильский род». Сар. 135. р. 480. Стр. 349. 1204 Dial. cap. 11. CAG. I 2. p. 42. Сочинения, стр. 150. «Соединимся все народы и вместе прославим Бога». Сар. 29. р. 96. Стр. 177. «Иаков служил Лавану за пестрый и многовидный скот, и Христос потерпел рабство даже до креста за разнообразных и многовидных (πουειδν) людей из всякого народа, приобретши их Своей кровью и таинством крестным». Сар. 134. р. 478. Стр. 348. 1208 Dial. cap. 119. CAG. 1 2. p. 426. Сочинения, стр. 323. Последнее положение Иустин обосновывает в следующих главах – 121, 122, 123. 1209 «Я заметил их смущение от того, что я назвал нас даже и сынами Божиими». Сар. 124. С AG. 1 2, р. 446. Сочинения, стр. 332.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010