254 De engastr., c.c. X (S. 40), XVIII (S. 55), XXIII (S. 63), XXX (S. 75); MPSG, t. XVIII, c.c. 677–8; Hom. christ, c.c. XIV (p. 38), XV (39), XVI (40). 278 Ibid., c.c. 689–694; De engastr., c. XVII (S. 55); Caval., op. cit., fg.fg. 8 (p. 68), 56 (p. 90–1). С особенною ревностью восставал против подобных воззрений ариан и Феодор Мопсуэстский (см. у Гурьева. Феодор Мопсуэстский, М. 1890, стр. 305–309). 285 Caval., op. cit., fg. 61 (p. 92). Ср. воззрения на этот счет Феодора Мопсуэстского (Гурьев, op. cit., стр. 322). 287 Ibid., fg. 10 (p. 69); MPSG, t. XVIII, c.c. 677–8, 681–5. На эту последнюю мысль, по понятным соображениям, св. Евстафий упирает особенно часто. 302 De engastr., c. XVII (S. 55); Caval., op. cit., fg.fg. 13 (p. 71), 16 (p. 72); Hom. christ., c.c. XVIII-XIX (p.p. 41–42), XXVI (p. 48); MPSG, t. XVIII, c.c. 677–8, 681–5, 693–6. 317 De engastr., c. XVIII (S. 55), Caval., op. cit., fg. 56 (p. 91); MPSG, t. XVIII, c.c. 681–2, 693–4. 325 Из лиц, касавшихся, так или иначе, христологии Евстафия в эту ошибку впали Dörner, Entwicklungsgeschichte der Lehre von d. Person Christi in ersten 4 Jahrhunderten, Stuttgart, 1845, 3 Abth. S. 966, Anm., и Гидулянов, op. cit., стр.166 328 Подр. см. Petavii, Opus de theologicis dogmatibus (De incarnatione, I. VII, c. 10), t. VI, p. 372–9, Bruxellis, 1869. 334 Впрочем, по нашему мнению, на этот счет возможно и другое объяснение. Известно, что родоначальник антиохийской школы Лукиан в догматическом и экзегетическом отношении некоторое время находился под влиянием Оригеновой теологии (Herzog " a RE., 3 Aufl, B I, S. 593). Да и вообще то, как александрийская, так и антиохийская школа берут свое источное, в тесном смысле слова, начало от Оригена . (Hergenröther, op. cit., S. 5). В таком случае позволительно сближать субординационизм Оригена в учении о Св. Троице и арианство (сущность которого, с формальной стороны, неравенство Сына Отцу), а стало быть, Евстафиева борьба с арианством, при этих условиях, сводилась к полемике с оригенизмом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

639 Wundt. Ibid. S. 329 ff. Срав. с этим определение Нагттапп’ом Вундта как «наивного реалиста» и «трансцендентального реалиста» в силу признания Вундтом как точки зрения наив. реализма, так и необходимости логич. функций. См. Hartmann. Geschichte der Metaphysik. 1900, В. II, S. 538. 641 Мы понимаем, конечно, под отвлечением того значения, которое придаёт этому слову R. Schubert Soldern, что «точка зрения имманентной философии, как он её понимает, есть «точка зрения высшего и труднейшего отвлечения» … или … «…мы совершенно от всего абстрагируем, чтобы установить этим первоначальное состояние человеческой мысли» … Schubert Soldern понимает здесь отвлечение не логического от опытного, как обыкновенного, а, наоборот, опытного от логического. Эта произвольность позволяет Sch. Soldern’y избегнуть обвинения в «наивности». См. Schubert Soldern Erwiderung auf Prof. Wundt’s Aufsatz «Ueber n. u. kr. Realismus. XII S. 317. 665 Mercier. (La psychologie contemporaine. 1897 p. 214) указывает ещё на частое смешение у Вундта представлений и объектов в силу монистического взгляда. (См. также р. 215). 669 Е. Köni g. W. Wundt, als Р. u. Ph. S. 68. Ср. также Mercier. La psychologie contemporaine. 1897. p. 182. 671 Kant. Kritik der reinen Vernuft. 2 e Auflage, Riga. 1787 S. 355 (Elemental. II Th. II, Abth. Transe. Dialectik). 673 Kant. Kritik d. r. Vernunft. S. 35; «Eine Wissenschaft von allen Principien der Sinnliehkeit a priori nenne ich die transcendentale Aesthetik»… 680 Волынский. Философия и наука. Критика пр. Вундта. Северн. Вестник 1890. Май, стр. 54. Особенно характерно для данного критика его уверение в том, что «функция рассудка и функция идей очерчена Вундтом теми же оборотами, а подчас и теми же словами, которые знающий человек отыщет в кантовской трансцендентальной логике и трансцендентальной диалектике». Что касается подобных выражений и слов, которые «знающий человек» найдёт заимствованными Вундтом у Канта из «трансцендентальной логики» и «трансцендентальной диалектики», то можно, с одной стороны, указать на то, что «знающий человек» нашёл бы всё о чем говорит г. Волынский, в трансцендентальной логике, не упоминая о трансцендентальной диалектике, которая, как известно, составляет второй отдел логики, а с другой стороны, знающий человек и в трансцендентальной логике нашёл бы сходство, как мы уже указывали, большею частью лишь чисто внешнего свойства. Мы согласны здесь с Mercier D. La psychologie contemporaine (р. 189).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

313 См. на сей счет суждение В. Самуилова: «Омийские политики сознали всю ошибочность своих действий по отношению к св. Иларию. Удалили его из Галлии и этим еще более укрепили духовную связь между ним и галльскими епископами. Сослали его на Восток в среду омиусиан, и омиусиане стали православными. Они опасались теперь, чтобы св. Иларий не вырвал из их рук и той жалкой победы, какой они достигли. Его объявили «сеятелем несогласий и возмутителем Востока» и нашли, что в Галлии св. Иларий может менее причинить им вреда. Констанций дал приказ Иларию возвратиться в свое отечество». Там же, с. 68. О последних годах жизни святителя сохранилось очень мало известий, «но из его сочинения «Tractatus super Psalmos», составленного по возвращении из изгнания, можно заключить, что последние годы его пастырского служения были посвящены заботам о просвещении паствы, так как это сочинение представляет собой ряд бесед на псалмы с преобладающим нравственно-назидательным содержанием». Попов И. В. Св. Иларий Пиктавийский, с. 146. 314 Карсавин Л. П. Указ. соч., с. 17. 315 См. опыт описания личности св. Мартина в указанном предисловии к его «Житию»: Vie de saint Martin, р. 206—210. 316 Ibid., p. 155—158. 317 См. в «Житии» (25, 6): lam vero in verbis et confabulatione eius quanta gravitas, quanta dignitas erat! Quam acer, quam effcax erat, quam in absoluendis scriptararum quaestionibus promptus et facilis! Скорее всего, что в искусстве толкования Священного Писания, как и в других отношениях, Турский подвижник был во многом учеником св. Илария Пиктавийского, который в последний период своей жизни обращал главное внимание на нравственно-аскетическое и «христоцентричное» понимание Писания. См.: Noviands G. Λ . Hilary of Poitiers: A Study in Theological Method. Bern, 1978, p. 133—159. 318 Все величие и притягательную силу этой подлинной мудрости живо чувствовал, например, св. Амвросий Медиоланский, в творениях которого часто прослеживается антитеза «рыбаков» и «философов» (piscatores — philosophi). См.: Madec G. Saint Ambroise et philosophic. Paris, 1974, μ 214—224.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Искусствоведы изучают роль ранневизантийской скульптуры в развитии итальянского архитектурного декора. В связи с этим Отто Демус использует термин «ренессанс раннехристианского искусства ». Широкий экспорт мрамора из византийской столицы способствовал развитию каменной скульптуры на местах: в Греции, Болгарии, Сербии, Албании и в других странах. § 7. Литургическое пространство храма Восприняв из римской языческой культуры базилику – основной тип религиозного здания, христиане очень рано дали его собственное, символическое истолкование. Первым был Евсевий Кесарийский . Прибыв в качестве главы епархии на освящение церкви в Тире, епископ произнес речь («похвалу») только что построенной базилике (Euseb. Hist. eccl. 10. 4. 2–72). Полагают, что редакция речи относится к 317 г. В «похвале» Евсевия можно видеть своеобразное сочетание описания реальных архитектурно–археологических деталей, начиная с входа 1644 , и постепенное усиление символической трактовки отдельных элементов и всего здания по мере движения автора (вместе с читателем) к алтарной части (возможно, апсида), которая была литургическим центром. Эта часть здания трактуется в символическом духе: алтарь соотносится с «Божественным и разумным зданием души» (ibid. 10. 4. 55–68). Евсевий говорит также о свете, и это не только богословски–риторическая фигура, а реальная и важная характеристика христианского здания, – базилика отличается большим количеством широких окон. Остается добавить, что археологи эту базилику не нашли, хотя Тир позднеантичного времени изучался, в том числе – и позднеантичный некрополь, в котором преобладают греческие и римские языческие эпитафии 1645 . В дальнейшем византийские богословы, авторы толкований литургии, разработали детальное символическое разъяснение церковного здания в целом, его отдельных частей, элементов интерьера и различных предметов, употреблявшихся в богослужении. Очень популярными в Византии были толкования константинопольского патриарха Германа 1646 . На эти толкования в значительной степени опираются и современные исследования 1647 , среди которых важное место принадлежит работе И. Н. Троицкого 1648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

279-280; MartUsuard//PL. 124. Col. 119-120; Notkeri Balbuli Martyrologium//PL. 131. Col. 1098; MartRom. Comment. P. 222-223; Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. T. 1. P. 293, 308, 317, 327. (CCSL; 175). Лит.: Waal A., de. Die Apostelgrüft Ad Catacumbas an der Via Appia: Eine historisch-archäologische Untersuchung. R., 1894; idem. Die Platonia ad Catacumbas//RQS. 1895. Bd. 9. S. 111-117; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1907. T. 2. P. 220-229; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908 2. P. 183, 208, 274, 429, 482; Ritig S. Martirologij srijemsko-pannonske metropolije//Bogoslovska smotra. Zagreb, 1912. Sv. 3. Br. 2. S. 171-176, 264-275; Marucchi O. Le recenti scoperti presso la basilica di S. Sebastiano//NBAC. 1916. Anno 22. N 1/2. P. 5-61; Buli F. Sv. Kvirin biskup i muenik grada Sisciae (Siska)//Bogoslovska smotra. 1924. Sv. 12. Br. 1. S. 118-122; Delehaye. Origines. P. 257-258; Zeiller J. Les origines chrétiennes dans les provinces danubiennes de l " Empire romain. R., 1967r. P. 68-73; Amore A. Quirino, vescovo di Siscia//BiblSS. Vol. 10. Col. 1333; M ó csy A. Pannonia and Upper Moesia: A History of the Middle Danube Provinces of the Roman Empire. L.; Boston, 1974. P. 325-328; Roncaioli C. S. Quirino di Siscia e la sua traslazione a Roma: Analisi e critica delle fonti//Quaderni dell " Istituto di lingua e letteratura latina. R., 1980/1981. Vol. 2/3. P. 215-249; Thomas E. B. Zur Quirinus- und Martinfrage in Sabaria: Frühchristliche Kontinuität im westpannonischen Raum//Burgenländische Heimatblätter. Eisenstadt, 1981. Bd. 43. S. 5-18; Boeft J., den, Bremmer J. N. Notiunculae Martyrologicae II//VChr. 1982. Vol. 36. N 4. P. 395-396; Spera L. Il paesaggio suburbano di Roma dell " antichità al Medioevo: Il compensorio tra le vie Latina e Ardeatina dalle mura aureliane al 3. miglio. R., 1999. P. 232, 456; G á sp á r D. Egy Dél-pannóniai püspök//Zalai Múzeum. Zalaegerszeg, 2001. Szám 10. S. 81-89; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: Peristephanon 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003; Brato R. Die diokletianische Christenverfolgung in den Donau- und Balkanprovinzen//Diokletian und die Tetrarchie/Hrsg. A. Demandt et al. B., 2004. S. 115-140; idem. Verzeichnis der Opfer der Christenverfolgungen in den Donau- und Balkanprovinzen//Ibid. S. 209-251; Noga-Banai G. The Trophies of the Martyrs: An Art Historical Study of Early Christian Silver Reliquaries. Oxf.; N. Y., 2008. P. 95-120, 160-161.

http://pravenc.ru/text/1684071.html

Wesley’s Leben II, 346). 312 Southey II, ibid.; Stevens Ι, 124. – Немного раньше Stevens упоминает о том, что графиня на дела методизма подарила 100 т. фунт. стерлингов. 313 Stevens, I, 287, 291; слова Southey мы уже приводили (см. выше о распространении методизма в Ирландии). 314 Между ними особенно выдавался Берридж (Berridge), умевший сильно действовать на массу народа; Гомэн (Romaine), еще в университете прославившийся, как рьяный методист, и Венн (Venn), которого Уайтфилд прозвал «сыном грома» за его сильную проповедь. Stevens I, 291–298; Lecky SS. 108–115. 316 На стороне кальвино-методистов по некоторым известиям было до 40 духовных лиц епископального и диссидентского духовенства. Джон Веслн, как увидим после, хотел их увлечь на свою сторону; но попытка его была неудачна (См. Southey II, 384). По той же причине он считал необходимым быть в дружбе с леди Гёнтингдон и Уайтфилдом, – т. е. чтобы оказывать друг другу взаимную поддержку (в 1766 году. Stevens, I, 351, 352). 317 Мир этот постоянно был нарушаем и раньше; и тогда он вызывал более или менее серьезные вспышки и значительные волнения в общинах. Они поднимались горячими проповедниками; обыкновенно они стихали, когда в них вмешивались Весли с Уайтфилдом. В дневнике Весли есть места, из которых видно, что он чтил высоко Уайтфилда, и наоборот. В 1760 году Весли писал: «Джордж Уайтфилд посетил меня; он дышит миром и любовию; пустосвятство склоняет свою голову пред ним повсюду». В 1769 году: «я провел с Уайтфилдом приятнейшие часы " … Уайтфилд о Весли говори: «Мы будем стоять от престола Божия так далеко, а он так близко, что нам нельзя будет видеть его лица», – и это было сказано в ответ на дерзкую выходку против Весли со стороны одного кальвино-методиста. Нужно сказать, что ни дружбы особой, как утверждают методисты, ни особой вражды, как говорит преосв. Иоанн, между ними не было: они не трогали один другого, считая это выгоднейшим для себя. Места дневника – простая вежливость. 319 Преосв. Иоанн (вып. I, стр. 67, 68) утверждает, что Джон Весли решился сделать уступки кальвинизму; но может быть у Tyerman’a, которым он пользовался, это и заметно, а у преосвященного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Mainz, 1995. S. 11-48; idem. Robert Grosseteste zur Wahrheitsfrage//Die Geschichte des philosophischen Begriffs der Wahrheit. 2006. S. 167-180; idem. Wahrheit bei Albertus Magnus und Thomas von Aquin//Ibid. S. 103-148; Conti A. Esistenza e verità: Forme e strutture del reale in Paolo Veneto e nel pensiero filosofico del tardo medioevo. R., 1996; idem. Significato e verità in Walter Burley//Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale. 2000. Vol. 11. P. 317-350; Бандуровский К. В. Основные положения теории «истины» у Фомы Аквинского//Благо и истина: Классические и неклассические регулятивы/Ред.: А. П. Огурцов. М., 1998. С. 159-170; Enders M. Wahrheit und Notwendigkeit: Die Theorie der Wahrheit bei Anselm von Canterbury im Gesamtzusammenhang seines Denkens und unter besonderer Berücksichtigung seiner antiken Quellen (Aristoteles, Cicero, Augustinus, Boethius). Leiden; Boston, 1998. (Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters; 64); idem. «Wahrheit» von Augustinus bis zum frühen Mittelalter: Stationen einer Begriffsgeschichte//Die Geschichte des philosophischen Begriffs der Wahrheit. 2006. S. 65-102; Kann Chr. Wahrheit als adaequatio: Bedeutung, Deutung, Klassifikation//RThPhM. 1999. T. 66. N 2. P. 209-224; idem. Skepsis, Wahrheit, Illumination: Bemerkungen zur Erkenntnislehre Heinrichs von Gent//Nach der Verurteilung von 1277: Philosophie und Theologie an der Universität von Paris im letzten Viertel des 13. Jahrhunderts. B.; N. Y., 2001. S. 38-58. (Miscellanea Mediaevalia; 28); Pickstock C. Imitating God: The Truth of Things According to Thomas Aquinas//New Blackfriars. 2000. Vol. 81. N 955. P. 308-326; Decorte J. Henri de Gand et la définition classique de la vérité//RThPhM. 2001. T. 68. N 1. P. 34-74; Milbank J., Pickstock C. Truth in Aquinas. L., 2001; L ö hrer G. Ontologisch oder Epistemisch?: Anselm von Canterbury über die Begriffe Wahrheit und Richtigkeit//RThPhM. 2002. T. 69. N 2. P. 296-317; Mayer R. J. De veritate: quid est?: Vom Wesen der Wahrheit: Ein Gespräch mit Thomas von Aquin.

http://pravenc.ru/text/675021.html

301 Haureau, I, p. 188, p. 270 si Roscelin lui-meme nous etait mieux connu... il est vraisemblable qu’il ne nous semblerait pas tres-eloigne d’accepter toutes les consequences du conceptualisme. 303 Ueberweg II, s.153: ad hune modum Plato formas exemplares in mente divina considerat, quas ideas appelat et ad quas postmodum quasi ad exemplar quoddam summi artificis providentia operata est; generales et speciales formas гегцт intelligibiliter in mente divina constitisse antequam in corpora prodirent. 307 Ueberweg II. 179–180 (Ibn Tophail); ibid., s. 182; по учению Аверроеса die individuelle Existens unseres νος auf die Zeit bis zu unserm Tode hin beschränk ist und nur dem Einem νος die Ewigkeit zukommt. 312 Все положения редактированы так, что предполагают многих приверженцев неправильного мнения: τος λως πιχειροσι; – τος λγουσι; – τος δεχομνοις и проч. 315 Alexias II, р. 2–3, в тексте мы обратили только зависимое предложение в прямое (τ φσει θεωθναι...). 317 Tafel, Supplementa. Здесь мы нашли возможным исправить явно ошибочное чтение Тафеля и предлагаем читать: ο κατ φσιν, λλα κατ τν θσιν (вместо δξιν или δεκτικν) και τν τιμν και τν περοχν τς θετητος. Евстратий, если не заимствовал свое объяснение из отцов Церкви, во всяком случае стоял на той же почве. См. Ueberweg II, s. 59 о Павле Самосатском, Ориген (II, s. 68) – κ προκοπς τεθεοποηται или μετοχ τς κενου θετητος θεοποιομενον. 319 Замечание Н. Акомината και τς γας εκνας οχ’ ς δει τιμν нужно толковать не в смысле иконоборства, а только ограничения изображаемых на иконах предметов. 320 Ueberweg II, s. 221. Da eben diese denkende und empfindende Seele zugleich das formgebende Princip des Leibes ist, so bildet sie sich vermöge eben dieser Kraft nach dem Tode einen neuen Leib an, der dem früheren gleichartig ist (Summa c. gent. IV, p. 79). 323 Alexias, II. p. 2: τν καθ’ πστασιν νωσιν το καθ’ μς γνοσας μυστηρου μθ’ πως θεθη τ πρσλημμα παρ τν γων διδασκμενος, πρρω το ντος ξενεχθες φσει τοτο θεωθναι δξαζεν πατμενος. Ηο ясно, что это та же ересь, в которой обличали Итала: το Κυρου σρξ θσει φσει τεθωται.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В кон. июня 1303 г., не успев получить магистерскую степень, И. Д. С. был вынужден покинуть Париж и вернуться в Англию. Причиной этого было обострение противостояния между франц. королем Филиппом IV Красивым (1285-1314) и Римским папой Бонифацием VIII (1294-1303). 18 ноября 1302 г. папой была обнародована булла «Unam sanctam» (Во единую святую [Церковь]), в к-рой последовательно защищалась т. н. двух мечей теория . Реакция короля Филиппа была весьма жесткой: он решил созвать вселенский Собор католич. Церкви, низложить на нем папу Бонифация и избрать нового понтифика. Вечером 24 или утром 25 июня 1303 г. посланник короля посетил францисканское братство, где провел наедине с каждым братом беседу о том, согласен ли он поддержать короля ( Longpr é . 1928. P. 143; Little. 1932. P. 575-576). В результате этих бесед были составлены 2 списка (rotuli), сохранившиеся в парижских архивах (текст списков см.: Longpr é . 1928. P. 145-152). 1-й список содержит имена 84 францисканцев, собравшихся на капитул 25 июня и согласившихся с предложениями короля; 2-й список содержит 68 имен францисканцев, согласных с замыслом короля, и 87 имен несогласных братьев. Имя И. Д. С. (в форме fr. johannes scotus) присутствует во 2-м списке среди несогласных францисканцев (см.: Ibid. P. 150). В соответствии с решением короля Филиппа все несогласные с его предложениями должны были в 3-дневный срок покинуть Францию, поэтому уже в нач. июля 1303 г. И. Д. С. оставил Париж. Согласно наиболее распространенной версии, в течение следующего года он читал лекции в Оксфорде ( Little. 1932. P. 577; Bali . 1965. P. 12), однако среди исследователей есть мнение, что местом его преподавания мог быть и Кембридж ( Vos. 2006. P. 77-81). По мнению В. Хечича, в пользу пребывания И. Д. С. в Оксфорде в 1303 г. свидетельствует его предполагаемое участие в диспуте на произвольные темы (quodlibet) с Николаем Триветом, которое подтверждается тем, что в сочинении Николая в качестве мнения оппонента цитируются взгляды И. Д. С. ( Hechich B. De Immaculata conceptione Beatae Mariae Virginis secundum Thomam de Sutton et Robertum de Cowton. R., 1958. P. 21-22; Sheppard. 2002. P. 317). Косвенные свидетельства преподавания И. Д. С. в эти годы в Оксфорде исследователи находят и в его «Ordinatio» (подробнее см.: Sheppard. 2002. P. 317-318).

http://pravenc.ru/text/471161.html

С. 11,12, 13 (335).    Justin. Nov. 123. С. 8, 21, 22 (344). Так же в печ. славянск. Кормч. Ч. 2: «От свитка новых зап. Иустиниана царя» — гл. 54. Л. 24—25 (157). Cfr. Basilic. 3.1. С. 14 (335).    См. печати, славянск. Кормч. Ч. 2. Гл. 42, 44, 46 (157); Фотия Номокан. по разным титлам (ed. Herveti (394)); Книгу правил св. апостол... по указателю (155).    См. там же. Cfr. Leunclav. Jus Graecorom. T. 1. P. 124, 197, 204—206, 211—217, 230—232 и др. (372).    Статья о неблагопристойной защите мужа женою могла быть заимствована и из законов Моисеевых, входивших в состав Кормчей (см.: Втор. 25. 11:12; Кормч. 2. Л. 68 на обор. (157)).    Eclog. sive Synops. Basilicorum. P. 315. Cfr. Basilic. 31. 3 (335), также вообще греко-римские законы о тяжбах семейных по наследству.    Исх. 21. 15:16; Лев. 20. 9 (снес.: Кормч. Ч. 2. Л. 64 на оборот. (157)); Числ. 27.1—11 (Кормч. 2. 65 (157)).    Собр. русск. лет. 1. 63—64, 75—78 (228).    Лев. 19. 35—36; Втор. 25.14—16 (Кормч. 2. Л. 65 (157)). Сократ. Церк. ист. 1. 18 (268); Соаол. Ц. ист. 1. 8 (267); Justin. Novell. 128. С. 15 (344); Basilic. LVI. 18. C. 13 (335).    Епископам на Востоке предоставлено было, например: а) участвовать в выборе чиновников для городского управления (Nov. 128. С. 16 (344)); б) надзирать над тюрьмами и человеколюбивым в них содержанием заключенных (Cod. Theod. IX. 3. Const. 7 (345); Cod. Justin. I. 4. Const. 9 (344)); в) заботиться о защите лиц, возвратившихся из плена (Cod. Justin. 1.4. Const. 11 (344)); г) назначать вместе с городским начальством опекунов и попечителей к малолетним и умалишенным (ibid. Const. 27, 30); д) наблюдать, чтобы купцы не производили торговли противозаконно к отягощению бедных (Cod. Theod. XIII. 1. Const. 5 (345); Cod. Justin. 1.4. Const. 1 (344)) и проч. Вообще об этом см.: Cod. Justin. Lib. I. Tit. 4: «De Episcopal! audientia» (344).    Снес.: Неволин. О простр. церк. суда в России до Петра В. С. 54—55. Прим. 100 (198); Филарет. Ист. Русской Церкви. 1. С. 192. Прим. 315 (317).    «Подражатель Великаго Константина, равный ему умом, равный любовию ко Христу и почитанием служителей Его» (м.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010