В некоторых случаях подлинники дают разъяснения иконографических подробностей, не особенно ясных без их пособия. У нас под руками были следующие списки подлинников: из библиотеки рукописей С.-Петербургской Духовной Академии 1523, XVI в. 194 , 1524, XVII в., А IV / 4 XVII в., 116 (из книг юрьевского архимандрита Фотия) 195 , императорской публичной библиотеки О. XIII, 11, XVII в., О. XIII, 8, XVIII в., О. XIII, 9, XVIII в., О. XIII, 10, XVIII в.; там же из собрания И.П. Сахарова О. XIII, 1, XVIII в., О. XIII, 2, XVII в., О. XIII, 3, XVIII в., О. XIII, 4, XVIII в., О. XIII, 5, 1675 г., О. XIII, 6, 1694 г., Q. XIII, 9; из собрания М.П. Погодина 321, XVII в., 1927, XVIII в., 1928, 1929 и 1930, XVII в., 1931, XVIII в.; из собрания епископа Порфирия F. XIII, 19; императорского общества любителей древней письменности CVII, XVIII в., LXXXIX, LXXXVII, CXXXV, CXLII; иконописный подлинник сводной редакции XVIII в., изданной под редакцией Ю.Д. Филимонова, и некоторые другие 196 . Присоединим еще лицевые подлинники – строгановский XVII в. 197 календарный и потому доставляющий лишь немногие данные для иконографии Евангелия и сийский (из Антониева Сийского монастыря 198 ), принадлежащий музею Общества любителей древней письменности 1407 – LXXXVIII), чрезвычайно важный во многих отношениях, но неизданный и необследованный: это обширный сборник, бывший в употреблении иконописцев во второй половине XVII в., как это видно из находящихся здесь изображений государя Алексея Михайловича, Патр. Никона, амстердамской гравюры четырех времен года и рисунков Симона Ушакова. В этом подлиннике мы имеем свод иконописных образцов – правда, неполный, однако достаточный для того, чтобы видеть, какие произведения иконописи особенно высоко ценились специалистами во второй половине XVII в., – свод, представленный в хороших переводах. Почти на каждом листе обозначено шрифтом XVII в. имя художника, с рисунка которого взят перевод, или имя владельца перевода до поступления последнего в состав сборника. Во главе образцовых иконописцев стоит ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания/Пер. с др.-греч., комм. Д.Е. Афиногенова, А.А. Бронзова, А.И. Сагарды, Н.И. Сагарды. М.: Индрик, 2002. 420 с. (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 5) Иоанн Златоуст, свт. Беседа 96. На притчу о блудном сыне//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 8. Кн. 2. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной академии, 1902. 987 с. Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалассию: Вопрос 60/пер., прим.: А.И. Сидоров//Альфа и Омега. М., 2000. 1 (23). С. 40–50. Николай Сербский (Велимирович), свт. Евангелие о блудном сыне//Творения: В 3 кн. Кн. 1: Беседы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. 496 с. [Электронный ресурс]//Православие.ру. URL: http://www.pravoslavie.ru/44816.html Филарет (Дроздов), свт. Беседа в неделю о блудном сыне и на память святителя Алексия (говорена в Чудове мон. февраля 12), 1856 год//Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: в 5 т. (1873, 1874, 1877, 1882, 1885). М.: Тип. А.И. Мамонтова и К° [Электронный ресурс]//Азбука веры. URL: Филарет (Дроздов), свт. Слово в Великий Пяток, 1816 г. [Электронный ресурс]//Православие.ру. 2 апреля 2010 г. URL: http://www.pravoslavie.ru/34748.html Clementis Alexandrini . Fragmenta, quae Graece tantum in editione Oxoniensi leguntur, XVI: Apud Macarium Chrysocephalum, Oration XI in Lukam, sub finem// Clementis Alexandrini . Fragmenta. Mine J. PG, Vol. 9. Col. 757–765. Commentary of Saint Ambrose On The Gospel According To Saint Luke/trasl. by Íde M. Ní Riain . – Dublin: Halcyon, 2001. 368 p. Cyril of Alexandria . Sermon CVII//A Commentary upon the Gospel according to S. Luke/translated into English from an ancient Syriac version by R. Payne Smith. Part II. Oxford: University Press, 1859. P. 500–505. Tertullianus. De pudicitia. Migne JP. Patrologia Latina. Vol. 2. Col. 979–1030. Caput 8, 9, col. 994–999. Eng. Transl. Tertullian, On Modesty//The Ante-Nicene Fathers: The Writings of the Fathers down to A.D. 325. Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 1885. Vol. 4. Fathers of the Third Century. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ccel.org/ccel/schaff/anf04.pdf

http://bogoslov.ru/article/6177711

LXXXIII, 1028), οος (Greg. Nyss. Vita Macrinae: Migne gr. XLVI, 993. Theodoret. epist. 160: Migne gr. LXXXIII, 4457: p. пер., стр. 269), ετριος οος (Sozom. h. e. V, 20. Theodoret. epist. 157. 158. 160. 161: Migne gr. LXXXIII, 1452. 1456. 1457. 1461; р. пер., стр. 264. 267. 269. 273. и 519 C. I. Gr. 8638), δμος, (C. I. Gr. 8039), a по-латыни: memoria, (August. de cura pro mortuis 4; de civ. Dei XXII, 8, 9. 15. Paulin. epist. XXXII, 12. 13; XVII, 2; в смысле останков: C. I. Lat. VIII, 8632. Revue archéol. 1896 г., XXIX, 393. Bulletin de la société des Antiquaires de France 1893 г., 238; в смысл. вместилища их, или гробницы: August. de civ. Dei XXII, 8. 11; в смысле мученического праздника: August. tract. LXXXIV, 1 in Evang. Joh.: Migne lat. XXXV, 1847), martyrium (Isidor. Etym. XV, 4, 12: Migne lat, LXXXII, 545, Rufin. h. e. II, 27. Hieronym. Chron. ad an; 374. Synodicon. cap. 8 и 135: Minge gr. LXXXIV, 594. 750: р. пер., 444 и 421. Cod. Theod. IX, 17, 7), basilica, (Hieronym. epist. CVII, 9: Migne lat. XXI. 875. Synodicon. cap. 8: Minge gr. LXXXIV, 594; р. пер., 444. Gennad. de eccl. dogm. 73: Migne lat. LVIII, 997. Paulin. epist. XXXII, 13), templum, (Prudent. Peristeph. XI, 215 и y проф. П.И. Цветкова , Аврелий Прудеиций Клемент, Москва 1890, стр. 194 в прилож. Paulin. сагт. XXIII, 114. Gregor. Tur. gloria martt. 54; mirac. Julian. 28), domus и aedes, (Prudent. Peristeph. II, 527 и y П.И. Цветкова на стр. 89 в прилож. Paulin. carm. XXIII, 37; XVIII, 434. Gregor. Tur. gloria martt. 34, 45, 65; cp. August. epist. XXII, 3: Migne lat. XXXIII, 91), concilium (Liber Pontif. Damasua: Migne lat. CXXVIII, 73. Gaudent. Brix. serm. 17 fin.: Migne lat. XX, 971. Hieronym. epist. LX, 12: Migne lat. XXI, 596). Термин λησα (ecclesia) не употребляется в этом смысле и иногда прямо отличается от μαρτριον (Chrysost. in 1 Thess. hom. XI, 4: Migne gr. LXII, 466. Conc. Chalced can. 6). μαρτυρων σηο, basilicae martyrum (Theodoret. h. e. IV, 28. Hieronym. epist. CVII, 9: Migne lat.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

300 Миропомазание и возложение руки епископа, при совершении сего таинства, латиняне принимают за одно нераздельное действие. De Lig. Th. Mor. de Confirm. Scavini. – Th. M. U. t. 3. p. 63. 309 Пост. апост. III, 17, VII, 23. Дион. Ареоп. Hier. eccl. с. 2. Тертулл. de Bapt. с. VIII. Оптат. кн. IV. Киприан. Ep. ad Ion. LXX. ad Iubaj. LXXIII. Кир. Иерус. Myst. III. n I. Амврос. De myst. III, 2. Август. in Ioan. cp. tract. VI. n 10. Златоуст. на Деян. бес. 1. Лев Вел. Serm. 1 de nat. Dom. Соб. лаод. пр. 48. Петр Дам. de dec. eccl. 311 Впрочем, по важным и справедливым причинам, у латинян позволяется миропомазывать и младенцев до раскрытия у них рассудка (до 7 л.), напр. в случае смертной опасности, или по обычаю, напр. в Испании после 2 или 3 лет, и т. п. De Lig. Theol. Mor. de Confirm. Devoti – Inst. Can. t. 2. p. 77. 319 Const. Apost. VIII, 13. Дион. Ареоп. о Церк. Иерарх. гл. VII, § 11. Кипр. de laps. p. 381. Август. De ресс. mer. 1. c. 10. П. Иннок. 1. Ер. XCIII ad Aug. et Conc. Milev. Bac. Кил. ap. Phot. bibl. cod. CVII. p. 281. Евагр. H. E. IV, 96. Геннад. de dogm. eccl. c. 52 и др. 327 Pascal – Or. et rais. de la Lit. Cath. col. 1229. Salzano Lez. di dir. can. v. III. p. 24. De Lig. Th. Mor. de Sacr. Euchar. 328 Стояния (stationes) у латинян соответствуют некоторым образом соборам συναζεις у греков и означают собрание верующих для богослужения в назначенной церкви в честь и память того или другого святого или пресв. Богородицы. 337 У нас (Больш. Требн. л. 251. Москва 1842. Тим. Алекс. пр. 3, 6, 7. Дион. Алекс. пр. 2. Ном. 64. Учит. изв. при служ.) это составляет обязательство, а у латинян (De Lig. Th. М. de Euch.) только совет. 340 У латинян священника не священнодействующего должен причащать другой священник, у нас равностепенные друг друга не причащают. Дмитревск. Изъясн. Литург., стр. 239 в примеч. 348 De Lig. Th. Mor. de Sacr. Euchar. Еще у латинян нельзя причащать на заупокойной литургии преждеосвященными опресноками и в черных облачениях. Scavini – Th. Mor. Un. t. III. p. 136. Diclich – Diz. S. Lit. v. 2 p. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

33 Патерик. Гл. об уходе Великого Никона; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 588, 746. 34 Лавр. лет., год 1064; Приселков. Очерки. С. 206, 235; Голубинский. 1. 1 (2-е изд.). С. 682; 1, 2. С. 776; Шахматов. Разыскания. С. 435. 35 Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 585—587, 746; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. S. 57; Лавр. лет. под 1091 и 1094 гг.; Зверинский. 1580. 36 Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 746; Макарий (1. С. 200; 2. С. 95) насчитывает 18 монастырей. 37 Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 748, 760. 38 Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 746—776; ПСРЛ. 2. С. 78, 111, 114, 192. 39 Коноплев. Святые Вологодского края (1894). С. 14; Зверинский. 2. С. 623; Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 775; Макарий. 3. С. 78. 40 Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. 3; ср.: Никольский Н. О древнерусском христианстве, в: Рус. м. 1913. 6; Федотов. С. 248. 41 Дмитриевский. Описание литургических рукописей. 1. Киев, 1895. Введение. С. XCV-XCVI, 1—152; Лисицын. С. 13—160; ср.: Diehl, в: BZ. 1. S. 521; Красносельцев. Типик церкви святой Софии в Константинополе. Одесса, 1892. 42 Устав св. Феодора, в: Migne. 99. P. 1704 и след., 1813 и след.; а также в: Дмитриевский. 1. С. 224—238. Введение. С. CVII и след.; ср.: Лисицын. С. 161 и след. Устав Алексия в: Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 494—507. Киево-Печерский патерик (1911). С. 24—26, 28, 14. 43 атерик (1911). С. 14—56; ср. работы Чаговца и Федотова. 44 Поучения Феодосия в: Пономарев. 1; об идентичности поучений ср.: Шахматов, в: ИОРЯС, 1893. С. 827—33; Никольский. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X и XI вв. СПб., 1906. С. 157—166. 45 Патерик (1911). С. 26, 27, 29, 39, 41, 43. Лавр. лет. под 6559, 6582, 6583, 6599, 6604 гг.; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. 46 Патерик (1911). С. 83—86; Приселков. Очерки. С. 246, 367; Goetz. S. 207. 47 Ср.: примеч. 4; Абрамович. С. 133 и след.; Schneider. Theodor v. Studion und sein Zeitalter (1892). S. 40. 48 Аскетическую традицию св. Феодосия представляют подвижники: Никола Святоша, Прохор, Григорий, Спиридон, Алипий; ср.: Патерик. Гл. 20, 27, 28, 31.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

765 “Когда сказал: Все, что имеет Отец, есть Мое, и далее: все Мое Твое, и Твое Мое, – показал единство” (Ambros. de sacram. incarn. Domin. cap. 8). “Так как все, чтб имеет Отец, собственно и Ему (Сыну), то по справед­ливости почитается единосущным Отцу. Понимая это таким образом, отцы исповедали на никейском Соборе, что Сын единосущен Отцу и есть от суще­ства Его” (Athanas. Epist. ad Serapion. II, n. 5. conf. n. 2). Illud, quod ait: omnia,. quae habet Pater, mea sunt, de his dixit, quae ad ipsam Patris pertinent divinitatem, in quibns illi est aequalis, omnia, quae habet, habendo (Augustin. in Joann. Tractat. CVII). Тоже говорят – Дионисий Ареопагит (de Divin. nom. cap. 2), Тертуллиан (contr. Prax. cap. 17), Василий Великий (о Святом Духе гл. 8), Епифаний (haeres. 67), Златоуст (homil. de Trinit.), Иероним (expos. fidei ad Cyrill.), Кирилл Александрийский (lib. XII, in Joann. cap. 2) и др. 766 “Bce, что имеет Отец, имеет и Сын, но за исключением виновности” ( Григорий Богослов , Слов. 34. в “Творениях святых Отцов” III, стр. 190). “Веруем, что Сын совечен Отцу и имеет со Отцом равно все, кроме одного: раждать” (Cyrill. Dialog. II ad Hermiam). “Все имеет (Сын), что имеет Отец, как едино­сущный Ему, но различается от ипостаси Отца образом рождения и отношением” ( Иоанн Дамаскин , Точн. излож. прав. веры кн. III. гл. 7). Тоже – Златоуст (homil. de fide), Григорий Нисский (de fide ad Simplicium, Т. II, p. 472, Paris 1615) и другие. 767 Τ το πατρς – το ιο, κα τ το ιο – το γου πνεματς στι (Chrysost. in Joann. hom. – LXVIII, al. LVII, n. 2, in T. VIII, p. 407. Paris 1741). Omnia, quaecunque habet Pater, habet et Filius, habet et Spiritus S., nec unquam in illa Trinitate defuit ista communio (Leo Magn. in Pentecost. serm. 1). Omnia, quae Pa­tris, ea Filii, et omnia, quae Filii sunt, ea omnia Spiritus S. sunt (Hieronym. exposit. fidei ad Cyrillum). Omnia, quae habet Pater, non tautum Filii, sed etiam Spi­ritus S. sunt (Augustin. de Trinit. lib. X, cap. 4). 768

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

82. Триод цветная (II б 9), 348 бум. лл. (29,1х18,5), по 28 стр., полууст. XVI в.; редакция сербская. 83. Триод цветная (III г 2), 264 бум. лл. (19,5х12,5), по 23 стр., полууст. XVII в.; редакция сербская. Запись на л. 264: книга дховника 3. Стихирари 84. Стихирарь (переплетен с III б 9), 15 бум. лл. (13x9), по 15 стр., полууст. XV–XVI в.; редакция сербская. 4. Трефологии 1 85. Трефологий (I d 8), 219 прг. лл. (19,5х12,5), по 41 стр., мелк. уст. XIII в.; редакция среднеболгарская. Три листа этой же рукописи хранятся в И. П. Б. в собрании еп. Порфирия (Q. п. I 40). Ср. Кр. обз., стр. 46 14). Об этой рукописи существует уже целая литература. Ср. Срезневский, Др. слав. пай. 120–123, 344–347, Сведения LXVIII 403–429, Леонид, Славяно-сербские книгохранилища, 53–78, Порфирий, 154 30), Сырку, «Странник» 1885, Сырку, Русск. Фил. Вестн., XVII т., Александров, Пам. др. письм. CVII, Александров, Русск. Фли. Вестн. 1893, Сырку, к истории исправления I, 415, II 9–46. Записи: на л. 172: пиши драгане. ко за грхы тво бъ твой мчитъ т пиши странниче. л. 16 : (пр)ведено отъ гръцкыхъ книгъ. л. ?: оцю потрытъ ми е изводь. 5. Служебные Минеи 86. Служебная Минея за янв. (I г 1), 260 прг. лл. (24х19), в 2 столбца, по 24 стр., уст. XIII в.; редакция среднеболгарская. Ср. Стоилов, Преглед, стр. 137 35). 87. Служебная Минея за июнь (переплет, с I d 4), 9 прг. лл. (23,6х18), по 23 стр., уст. XIII в.; редакция среднеболгарская. 88. Служебная Минея за сент. – ноябрь (I d 7), 210 прг. лл. (19,8х15), по 29 стр., уст. XIII в.; редакция сербская. Ср. Стоилов, Преглед, 152 54). 89. Служебная Минея за октябрь (II а 1), 149 бум. лл. (25х19), по 28 стр., полууст. XVI.; редакция среднеболгарская. Один лист имеется в собр. еп. Порфирия И. П. Б. (F. I 618). Ср. Кр. обз., 60 34); Стоилов, Преглед 134–135 10). Запись на л. 149 v.: Понеже блговолен … емь ца. и … дха въсестго, единордный снь и слово единь сын сты тройц блгоизволи исплънити сво црковь, различными книгами. вы бо чьтще паче же и иноци приемати различны напастеи ратоуеми съпостата, приходити къ и къ вы же, въспвати славимомоу въ тройци. и того прчт мтерь един. и сты его име вка том гождьши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010