2230 Ibid. I, 10. P. 13, 9 sqq. Cfr.: II, 8. P. 44, 14–15: «Soli sigillum integrum? id est symbolum catholicum, non habentes»; IV, 8. P. 114, 10–11: «Ubi in exterminium fidei corrupta sunt semina»; V, 1. P. 121; I, 12: «Haeretici... veritatis exules, sani et verissimi symboli desertores, de sinu sanetae ecclesiae impiis sensibus depravati». P. 14, 8–10. 2231 De schism. donat. I, 5: «Extraneos esse catholicis sacramentis. P. 7, 13. Cfr.: 1, 10. P. 11, 17–20. 2232 Ibid. I, 10: «Seimus enim haereticorum ecclesias singulorum prostitutas nullis legalibus sacramentis et in se jure honesti matrimonii esse...» P. 11, 18–20. 2233 Ibid. I, 12: «Haereticos... solos habere varia (др. чт.: vana) et falsa baptismata etc.» P. 14, 15 sqq. 2234 Ibid. III, 9: «Nobis et vobis ecclesiastica una est conversatio, et si hominum litigant mentes, non litigant sacramenta... pares credimus et uno sigillo signati sumus nee aliter baptizati quam vos, testamentum divinum pariter legimus, unum deum pariter rogamus, oratio dominica apud nos et apud vos una est». P. 93, 20–94, 3. Cfr.: V, 1: «Pro utrisque illud est, quod et nobis et vobis commune est, ideo et vobis, quia ex nobis existis, denique et apud vos et apud nos una est ecclesiastica conversatio, communes lectiones, eadem fides, ipsa fidei sacramenta, eadem mysteria». P. 121, 13–17. 2235 Ibid. I, 12: «Vobis vero schismaticis, quamvis in catholica non sitis, haec negari non possunt, quia nobiscum vera et communia sacramenta traxistis». P. 14, 22–15, 1. Подробнее о взглядах Оптата на крещение вне Церкви в связи с крещением вообще см.: Ioh. Ernst. Die Ketzertaufangelegenheit in der altchr. Kirche. S. 43–52. 2236 Ibid. I, 11: Catholicam facit simplex et verus intellectus intellegere, singulare ac verissimum sacramentum et unitas animorum. P. 13, 20–21. Cfr.: PL. T. 11, coil. 905D-906B-C. not. 15–17. 2240 Ibid. III, 9: «In parte vestis adhuc unum sumus, sed, in diversa pendemus, quod enim scissum est, ex parte divisum est, non ex toto». P. 93, 17–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

15//Ibid. P. 72:19-20; Idem. 16//Ibid. P. 73:10-11). В соответствии с этим Н., следуя Платону, выделял в неразумной части души, подчиняющейся контролю со стороны разума, 2 способности - «вожделение и гнев» (τν ρεξιν κα τν θυμν), т. е. желательную и страстную способности (τ πιθυμητικν κα τ θυμικν) (Idem. 1//Ibid. P. 2:19; 13:19-20; Idem. 16//Ibid. P. 73:11-12; Idem. 17//Ibid. P. 75:8-9). Желательная способность предполагает наличие у человека различных состояний удовольствия или печали (δονς κα λπας), поскольку удовлетворенное вожделение доставляет удовольствие, а неудовлетворенное - печаль (Idem. 17//Ibid. P. 75:10-11; подробнее см.: Владимирский. 1912. С. 193-206). Удовольствия Н. разделял на душевные и телесные (ψυχικα κα σωματικα). Первые свойственны одной только душе самой по себе; таковы удовольствия, возникающие при занятиях науками и познавательной деятельностью. Телесные же удовольствия - это те, к-рые происходят при участии души и тела - таковы, напр., удовольствия, касающиеся потребления пищи и плотской любви ( Nemes. De nat. hom. 18// Morani. 1987. P. 76:6-10). Н. согласен с Платоном, что удовольствия души, связанные с познанием, умом и благоразумием и не соединенные с печалью, суть истинные удовольствия (Ibid. P. 78:22-25). Телесные удовольствия Н. делил на 3 вида: одни - естественные и необходимые, напр. умеренное потребление пищи и использование одежды; другие - естественные, но не необходимые, напр. брачные отношения; третьи - противоестественные и не необходимые, напр. пьянство и разврат (Ibid. P. 76:19-25). По мнению Н., христианин, «живущий по Богу, должен искать только необходимых и вместе с тем естественных удовольствий; тот же, который занимает второе после него место по добродетелям, может стремиться как к этим удовольствиям, так и к естественным и не необходимым, но с соблюдением надлежащей меры, способа, времени и места; остальных же удовольствий следует всячески избегать» (Ibid. P. 77:3-7). Следуя Аристотелю, Н. в соответствии с делением человеческой деятельности на практическую и теоретическую (τ πρακτικν, τ θεωρητικν), разделяет удовольствия также на практические и теоретические; причем последние совершеннее первых (Ibid.

http://pravenc.ru/text/2564906.html

W., 1866. P. 225-250. (CSEL; 1)). Адресовано некой девушке (согласно заглавиям в некоторых рукописях - Клавдии, дочери Мавриция, см.: Plinval. 1943. P. 31), возможно, бывшей рабыне или разбогатевшей вольноотпущеннице, к-рая решила посвятить себя Богу, приняв обет девства (см.: Pelag. De virg. 11, 16; L ö hr. 2015. P. 76). Представляет собой небольшой трактат из 19 глав, посвященный увещанию к девству, к-рое П. определяет как «великую и удивительную добродетель» ( Pelag. De virg. 2). П. приводит свидетельства из Свящ. Писания, в которых восхваляется девство и целомудрие (Ibid. 1), и отмечает, что Христос и Божия Матерь были девственниками (Ibid. 2). Вместе с тем добродетель девства нельзя рассматривать как прямую заповедь Божию: оно - «превыше заповеди», и те, кто его сохраняют, исполняют то, что сверх заповеданного, хотя это не отменяет для них необходимость соблюдать все остальные заповеди (Ibid. 3-4). П. рассматривает 3 добродетели, открывающие людям вход в Царство Небесное: целомудрие, презрение к миру и праведность, при этом без последней тщетны и бесполезны первые две (Ibid. 4). Праведность (iustitia) П. определяет как воздержание от грехов (non peccare) и соблюдение заповедей Божиих, повелевающих не просто не делать зла, но и творить добро (Ibid. 5-6). Далее П. дает своей знакомой практические советы о том, как подобает себя вести деве, к чему ей следует стремиться и чего избегать, чтобы хранить себя в чистоте телесной (Ibid. 7-9) и духовной (Ibid. 10). Он призывает ее хранить верность обету девства и своему небесному Жениху, украшая себя не материальными, а «духовными одеяниями» (Ibid. 11-13). Заканчивается послание общими призывами избегать грехов и пороков, не превозноситься, упражняться в посте и молитве, быть для всех примером праведной жизни (Ibid. 14-19). В гл. 8 встречается отрывок, слово в слово совпадающий с толкованием П. на Первое послание ап. Павла к Коринфянам (см.: Evans. Four Letters. 1968. P. 41). В сочинении содержится множество др. фраз и мыслей, сходных с теми, которые встречаются в сочинениях П.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

Так окончил свою жизнь этот редкий человек и неутомимый труженик. Requiescas a labore. Попов К.М. Список печатных трудов проф. П.И. Цветкова//Богословский вестник 1914. Т. 1. 3. С. 13–22 (1-я пагин.). —13— 1 . Обзор апологетических трудов восточных Отцов и учителей церкви в IV и V веках. I. Апологетические труды Евсевия Кесарийского . Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. 1872, XXV, 314–371; II. Апологетические писания Св. Афанасия Александрийского . III. Апологетические писания христианских учителей IV и V веков против Юлиана. Ibid. 637–730. Сочинение на степень магистра богословия. Печатанием не окончено за приостановлением журнала. Часть напечатана в другом журнале, см. 11. 2 . Обзор важнейших церковных событий на Востоке, землях югославянских и в главнейших религиозных обществах Запада за первое полугодие 1873 года. Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1873, III (отд. II), 9, 528–540; 10, 575–589; 11, 612–636. 3. Обзор важнейших церковных событий на Востоке, в королевстве греческом и в главнейших религиозных обществах Запада за июль, август и сентябрь настоящего 1873 года. Ibid. 1873, III (отд. Π), 11, 637–650; 1874, III (отд. II), 2, 77–114. 4 . Обзор, важнейших церковных событий на Востоке и в главнейших религиозных обществах Запада за последнюю четверть 1873 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 3, 187–208. 5 . Пастырское послание старокатолического епископа Рейнкенса. Ibid. 1874, III (отд. II), 3, 208–225. 6 . Обзор важнейших церковных событий на Востоке, в землях югославянских и в главнейших религиозных обществах Запада за первую четверть 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 5, 293–331; 8, 389–419. 7 . Старокатолический синод в Бонне. Ibid. 1874, III (отд. II), 8, 381–388. 8 . Обзор церковных событий в главнейших религиозных обществах Запада за апрель, май и июнь 1874 года. Ibid. 1874, III (отд. II), 10, 477–528. 9 . К вопросу о воссоединении церквей (Письмо аббата Мишо к издателю «Немецкого Меркурия»). Ibid. 1874, III (отд. II). 10, 529–533.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2203 PL. Т. 11. Col. 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 passim. Нужно, впрочем, заметить, что последние рассуждения издателями не считаются принадлежащими Оптату. См. Col. 1097C- 1098А Carolus Ziwsa в своем издании опускает их совсем. 2204 De schism. donat. II, 9: «Dixisti enim, quod, si sacerdos in peccato sit, solae possint dotes operari». CSEL 26. P. 45. 2210 Ibid. V, 1: «Aqua sola et vera ilia est, quae non de loco, non de persona sed de trinitate condita est». P. 120, 20–22. 2211 Ibid. V, 2: «Dicilis enim trinitatem pro nihilo haberi, ubi non interfuerit vestra praesentia». P. 122, 3–4. 2214 Ibid. V, 4. P. 126–127. Cfr.: V, 7. P. 133 sqq.; V, 3: «Nos docuimus caeleste munus unicuique credenti a trinitate conferri, non ab homine». P. 122, 22–23. 2218 Так читает этот стих один Оптат: «Ministri ejus, in quem credidistis». Некоторые латинские кодексы читают: «Ministri ejus cui».– Tischendorf. Novum Testamentum graece 8 , II. P. 471. Греческий текст имеет несколько другой смысл: «Δικονοι, δι’ ν πιστεσατε». 2219 De schism. donat V, 7. Р. 133–137 passim. И заключение: «Vides ergo iam, frater Parmeniane, ex tribus speciebus supra memoratis illam primo tripartitam esse inmotam, invictam et inmutabilem, operantis vero temporariam esse personam». P. 137, 4–7. 2222 Ibid. II, 9: «Hujus sanctae ecclesiae est constituta persona et hanc esse catholicam, quae sit in toto orbe terrarum diffusa, cujus membra et nos inter alios sumus, cujus dotes apud illam ubique sunt». P. 45, 17–20. 2223 Ibid. II, 5: «Quos constat ita sibi connexas et individuas esse, ut intellegatur unam ab altera separari non posse». P. 42, 11–12. 2225 Ibid. II, 1: «Ecclesia una est, cujus sanctitas de sacramentis colligitur, non de superbia personarum ponderatur: ergo hanc unam columbam et dilectam sponsam suam Christus appellat». P. 32, 9–10. Ср. замечания Α. Harnack’a: Optatus. RE 3. Bd. 14. S. 415; Dogmengeschichte 4 , III. S. 45. 2229 Ibid. I, 10: «Paeniteat te talibus hominibus (sc. haereticis) etiam schismaticos adjunxisse... et non attendisti. inter schismaticos et haereticos quam sit magna distantia». P. 13, 14 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

16. «Rolling Stone», 19. Marz 1970. 17. Pierre Granini: «Es ist gefahrlich, die Geister zu ver-wirren. Das magische Weltbild der Can», veroffent-licht in: «J. Gulden, K. Humann: «Rock Session I», a.a.O. Глава пятая 1. «Time», 15. August 1975. 2. Jacob Aranza, a.a.O. 3. «Waco Tribune-Herald», 28. Februar 1982. 4. John Rockwell, a.a.O. 5. «Circus», 16. August 1976. 6. ibid. 30. April 1981. 7. ibid. 22. Juni 1978. 8. «Rolling Stone», 25. Marz 1976. 9. ibid. 7. April 1977. 10. Bob Larson: «Rock», a.a.O. 11. Zwei weitere Versionen lauten: «Kids In Satanic Servi-ce» und «Knights In Satanic Service». 12. «Hit Parader», Herbst 1982. 13. Richard Kriese, a.a.O. Глава шестая 1. Т. Kneif: «Rock in den 70ern», a.a.O. 2. ibid. 3. «MetalHammer»4/1984. 4. ibid. 2/1984. 5. ibid. 1/1984. 6. «Desaster» Nr. 6/7, Juli 1984. 7. ibid. Nr. 1/2, Februar 1984. 8. «Diagnosen» 10/1983, Eineandere Version lautet: AC/DC=«Antichrist/Devil Cooperation». 9. Hans-Jurgen Trabert in: COGO, Nr. 27, Juli/August 1980. 10. «Metal Hammer» 4/1984. Глава седьмая 1. John Rockwell, a.a.O. 2. «Rolling Stone», 26. Oktober 1972. 3. «Life», 3. Oktober 1969. Глава восьмая 1. Werner F. Bonin: «Lexikon der Parapsychologie und ihrer Grenzgebiete», Scherz-Verlag, Bern und Mun-chen 1976. 2. Dave Hunt: «The Psychic War», unveroffentlichtes Manuskript, zitiert bei: Samuel Pfeifer: «Gesundheit um jeden Preis?», Brunnen Verlag, Basel 1980. 3. Werner F. Bonin a.a.O. 4. Gerhard Bergmann: «…und es gibt doch ein Jenseits», Schriftenmissionsverlag Gladbeck, 3. Aufl. 1976. 5. Siegener Zeitung vom 29. Marz 1982. 6. Joost A. M. Meerloo: «Rhythmus und Ekstase», Forum-Verlag, Wien 1959. 7. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. 8. Encyclopaedia Britannica, Vol. 7, 1965. 9. «Rock & Schwarze Magie» Teil I, a.a.O. 10. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. Глава девятая 1. Friedrich W. Doucet: «Geschichte der Geheimwissen-schaften», Wilhelm Heyne Verlag, Munchen 1982. 2. Helge Stadelmann, a.a.O. 3. Os Guinness, a.a.O. 4. Richard Kriese, a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

199. Русская религиозная эстетика XX века о смысле искусства//Stimme der Orthodoxie (=Festschrift fur Fairy von Lilienfeld). – Berlin, 1997. – N 3. – S. 182–184. 200. О студии Милорада Лазича «Естетика Дoмehmujahobux жumuja»//Предисловие к книге: Милорад М. Лазич. Естетика Дoмehmujahobux жumuja. – Подгорица, 1997. – С. 5–9. 201. Das Kunstverstandnis der russischen religiosen Asthetik im 20. Jahrhundert//Stimme der Orthodoxie. – Berlin. 1997. – N 4. – S. 38–40. 202. Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова //Введение в храм. – М., 1997. – С. 649–657. 203. The Aesthetic Aspect of Sophiology in Russian Culture at the Turn of the Twentieth Century//Cultural Discontinuity and Recostruction: The Byzantino-Slav heritage and the creation of a Russian national literature in the nineteenth century. – Slavica Norvegica IX. – Oslo. 1997. – P. 46–62. 204. Абстрактное искусство//Культурология. XX век. Словарь. – Спб, 1997. – С. 8–9. 205. Авангард//Там же. – С. 11–15. 206. Концептуализм (в соавторстве с Л.С.Бычковой)//Там же. С. 196–199. 207. Модернизм//Там же. С. 290–291. 208. Психологизмот и илузионизмот во византиската уметност//Пелагонитиса. Списание за православна вера, култура, образование и уметност. – Битола, 1997. – 3/4. – С. 82–90 (македонский язык). 209. Peлuruйjcko-ecmemuчka свест у Pycnju XIX и XX века//Богословлье. – Београд, 1997. – 1–2. – С. 5–17. 210. Non-classical aesthetics as rhizome. «Kornewishche» as non-classical aesthetics//KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics – Moscow, 1998. – P. 7–13. 211. «KornewiSHCHe». POST-adaequational avant-scriptum//Ibid. – P. 13–20. 212. The art of our century//Ibid. – P. 49 – 164. 213. The Lexicon of Non-classical Aesthetics and Artistic Culture: The concept of the Project//Ibid. – P. 165 – 167. 214. Kandinsky//Ibid. – P. 185 – 187. 215. POST –//Ibid. – P. 194–196. 216. POST-adaequations//Ibid. – P.197 – 198. 217. Surrealisme//Ibid. – P. 220 – 222. 218. Suprematisme//Ibid. – P. 233 – 247. 219. Неклассическая эстетика как корневище. «КорневиЩе» как неклассическая эстетика//КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. – М., 1998. – С. 7–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клевета 7. Taken from Faber, ibid., sect. 3 «Sunt aves [Daemonis] praedatores»: «Ut enim novacula barbam citissime radit, sed ea tarde repullulat: ita citissime aufertur fama: difflcillime restituitur.» Клевета 8. Taken from Faber, ibid., No. 5 «Quid faciendum inter detrahentes». The poem is based on the entire sermon. 11. 5–7 cf title. 11. 11–14 cf sect. 1 «Modeste corrige detractorem». 11. 15–16 cf sect. 2 «Alio diverte sermonem». 11. 17–18 cf sect. 3 «Frontem corruga». 11. 19–20 cf sect. 4 «Fuge si potes». 11. 21–22 cf sect. 5 «Obtura aures». 11. 23–28 cf sect. 6 «Claude aures cordis per displicentiam». Клевета 9. Taken from Faber, ibid., sect. 3 «Frontem corruga»: «S. Hie.... in ep. ad Nepotianum ait: Sagitta in lapidem numquam figitur, interdum desiliens percutit dirigentem: ita sane detractori continget si obfirmatas ad sua verba repererit aurium fores.» Published in Bylinin. Клевета 10. Taken from Faber, ibid.: «Ita enim Salomon. Prov. 25 ait: Ventus Aquilo dissipam pluvias, et facies tristis linguam detrahentem.» Published in Bylinin. Клевета 11. Taken from Faber, ibid., sect. 4 «Fuge si potes»: «Capri instar foetent ac fructicum folia depascunt, bonam scilicet aliorum famam.» Клевета 12. Taken from Faber, ibid., No. 6 «Remedia contra detractionem activam et passivam», sect. 3 «Considéra iniurias et noxas detractions»: «Considéra multiplex nocumentum et iniurias quas detractio affert: Uno enim ictu triplex vulnus infert. Unde Bemardus in serm. vocat earn lanceam, quae très uno ictu pénétrât, auctorem, auditorem, absentem.» Клевета 13. Taken from M SE (1603), Dist. 4 «Ex Speculo historiale Vincentii Beluacensis», No. 3 «Beata virgo Maria Imperatricem castissimam, marito fidelissimam, et propter corporalem pulchritudinem multa perpessam a tribulationibus libérât». Published in Eremin and PLDR. Клеветати себе грех есть. Taken from Faber, Dominica 10 Post Pentecosten, No. 7 «Quae sint partes viri humilis», sect. 4 «Humiliter de te loquere ... 3 De te modeste, de aliis honorifice loquere»: «Cave tarnen affingas tibi falsa crimina. Etenim August, serm. 39. de verbis Apostoli ait: Cum humilitatis causa mentiris, si non eras peccator, antequam mentireris, mentiendo efficieris, quod evitaveras. Veritas in te non est, nisi ita te dixeris peccatorem, ut etiam esse agnoscas, haec ille. "

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Cassian. Collat. 13. 12; ср.: Evagr. Keph. Gnost. I 39), и это природное благо, вложенное в нее при творении, сохранилось в ней и после грехопадения ( Ioan. Cassian. Collat. 13. 9). Поэтому не следует полагать, будто человеческая природа способна только к злу (Ibid. 13. 12). Т. о., если в соответствии с учением блж. Августина волю к добру у человека можно назвать мертвой, то согласно учению И. К. Р.- только больной (см.: Chadwick. 1968. P. 123-126). Согласно И. К. Р., начало спасения человека происходит от призывания Божия (Domini vocatione, inspiratione Domini), на к-рое он откликается ( Ioan. Cassian. Collat. 3. 10). При этом начало благой воли (initium bonae voluntatis - Ibid. 13. 11; ср.: 13. 8, 11) может принадлежать как Богу (в этом случае т. зр. И. К. Р. совпадает с учением блж. Августина), так и самому человеку. По словам И. К. Р., «не только дела, но и благие помыслы берут начало от Бога, Который внушает нам начала св. воли и дает силу и возможность исполнения того, что мы правильно желаем» (Ibid. 13. 3; см. также: De inst. coenob. XII 4-18; Collat. 3. 10-19; 4. 5; 5. 14-15; 7. 8; De incarn. Chr. II 5). При этом Бог может внушать благую волю или непосредственно Сам, или через какого-то человека, или через жизненные обстоятельства (Collat. 13. 3). Однако начало благой воли может принадлежать и самим людям. Это положение И. К. Р. резко расходится с мнением блж. Августина, но соответствует традиц. учению вост. богословов (Ibid. 13. 8-9, 11; ср.: Ioan. Chrysost. Ad Demetr. 1. 9//PG. 47. Col. 408). По словам И. К. Р., «когда Бог замечает в людях начало благого желания, Он тотчас усиливает его и побуждает [человека] к спасению, взращивая то, что или Он Сам насадил или что взошло благодаря усилиям» человека ( Ioan. Cassian. Collat. 13. 8, 11). Заметив в человеке хоть «малую искру благой воли» (bonae voluntatis quantulamcumque scintillam), Бог не дает ей угаснуть и всячески способствует, чтобы она обратилась в пламя (Ibid. 13. 7). Когда Он видит, что люди хотят склониться к добру, то идет навстречу, направляет и укрепляет их; если же Он замечает, что люди не хотят добра или охладели к нему, то дает их сердцам спасительные советы, благодаря к-рым добрая воля в них или восстанавливается или образуется (Ibid.

http://pravenc.ru/text/471291.html

P. 33; Preuschen E. Zeitschrift für die neutestam. Wissenschaft. 1910. S. 136– 137; Esser G. Die Bussschriften Tertullians... S. 12, Anm. 1. 1506 Ibid. C. 3: «Si enim, inquiunt, aliqua paenitentia caret venia, jam nec in totum agenda tibi est. Nihil enim agendum est frustra». CSEL, 20, 1. P. 224, 21–23. 1507 Ibid. C. 3: «Hujus quoque paenitentiae fructum, id est veniam, in sua potestate usurpaverunt». P. 224, 27–28. 1508 Ibid. C. 3: «Quantum autem ad nos, qui solum dominum meminimus delicta concedere». P. 224, 29–225, 2. 1509 Ibidem, 3: «Non frustra agetur... et si pacem hic non metit, apud dominum seminat. Necamittit, sed praeparat fructum». CSEL, 20, 1. P. 225, 2, 9–11. 1511 Ibid. C. 6: «Non corpus Christi, non membra Christi, non templum dei vocabatur, cum veniam moechiae consequcbatur». CSEL, 20, 1. P. 230, 13–14. 1512 Ibid. C. 1: «Sed hoc in ecclesia legitur, et in ecclesia pronuntiatur, et virgo est. Absit a sponsa Christi taie praeconium! Ilia, quae vera est, quae pudica, quae sancta, carebit etiam aurium macula». CSEL, 20, 1. P. 220, 10–13. 1515 De pudic., 7: «Ovis proprie Christianus et grex domini ecclesiae populus et pastor bonus Christus et ideo Christianus in ove intelligendus, qui ab ecclesiae grege erraverit». CSEL, 20, 1. P. 231, 6–8. 1516 De patien. C. 12. CSEL, 47. P. 19, 3 sqq; De poenit. C. 8. PL T. 1; col. 1242B-1243A. Различие в истолковании притчей в «De pudic.» и «De poenit.» наглядно представлено у Adhémar d’Alès. См.: Tertullien et Calliste. – Revue d’histoire ecclésiastique. 1912. P. 229. 1518 Ibid. C. 7: «Moechum vero et fomicatorem quis non mortuum statim admisso pronuntiavit? Quo ore mortuum restisues in gregem ex parabolae ejus auctoritate, quae non mortuum pecus revocat?» P. 233, 4–7. 1520 Ibid. C. 8: «Quos enim populos in duobus filiis collocant, Iudaicum majorem, Christianum minorem». CSEL, 20, 1. P. 234, 9–10. 1521 Такое толкование притчи вкладывает в уста Каллиста Тертуллиан . См.: De pudic. C. 9: «Christianus est qui acceptam a Deo Patre substantiam utique baptismatis, utique Spiritus sancti et exinde spei aetemae longe evagatus a patre prodigit ethnice vivens, si exutus bonis mentis etiam principi saeculi servitium suum tradidit et ab eo porcis alendis, immundis scilicet spiritibus curandis praepositus resipuit ad patrem reverti...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010