3 .     Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное чтение 1866 г., ч. 3, 12, 319–332; Горы на западе от Иордана. 1867 г., ч. 1, 1, 43–69; 1869 г., ч. 2, 6, 97–112. 4 .     Псалмы в русском переводе 4 (76–150). Ibid.1868 г. ч. 1, 1, 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. 2; 5, 49 –64 (в приложении). 5 .     История Триденстского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5, 1–104: 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 .     О трудах архимандрита Михаила 5 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие 1, 2, 289–310: 4, 658–693. 7 .     Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 6 . По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе.(Душеп. Чтение 1875 г. ч. 3, 11). Ibid. 1875 г. т. 3, 11, 505–540. 8 .     О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. 1, 4, 687–702 (статья 3-я). 9 .     Псалтырь в новом славянском переводе Амвросия 7 Архиепископа Московского 8 . Ibid. 1878 г. т. 1, 1, 1–16: 2, 17–32: 3, 33–64: т. 2, 5–6, 65–128: 7, 129–160: 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции «Православного Обозрения». Москва. В Унив. Тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятикнижия 12 века 9 . Славянская Псалтирь 18 века, переведенная с еврейского 10 . Две заметки 11 . Труды 3-го международного съезда ориенталистов в С.-Петербурге 1876 г. Том 1-й под редакцией В.В. Григорьева. Спб. 1879–1880, – тр. 591–594. 11 . Народная библия во времена Христа Спасителя. Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии, 1 октября 1880 г. Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1880 г., ч. 26, 1070–1085; перепечатана а) в книге: Годичный акт в Московской Духовной академии 1-го Октября 1880 г. Москва, 1880, стр. 7–22, и б) в Православном Обозрении 1880 г., т 3, 10, 363–375.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

и «Чтение о житии... Бориса и Глеба», 17 столб. 351 Варенцов, стих «Об Анике-воине», 116 стр. «Солетали с небес ангелы Господни, Вынимали Аникину душу». 357 Обо всём этом см. «Молитву на исход души» Св. Кирилла Туровского , в «Творениях св. отца нашего Кирилла Епископа Туровского», изд. Преосвященного Евгения, еп. Минского и Туровского, Киев, 1880 г., введение, С стр.; «Житие преп. отца нашего Феодосия», LVII стр.; «Втораго послание... Поликарпа», CLXII стр.; «Чтение о житии... Бориса и Глеба», 20 столб.; Варенцов, стихи «О душе грешной», 142–148 стр. 358 «Житие преп. Феодосия», LVII стр.; «Втораго послание... Поликарпа», CLXII стр. и «Сказание о житии Антония римлянина», 322 стр. 361 Варенцов, «Стих Богородице», 153–154 стр., то же у Киреевского, «Стих о втором пришествии», 204 стр., Ср. «Слово» преп. Авраамия, 98–99 стр. 365 «Слово некоего старца к своему сыну», 134 стр.; «О законе Моисеом даннем», 248 стр.; 248 стр.; Суздальская летопись под 6683 (1175) г., 352 стр.; «Молитва Св. Феодосия», 224 стр. 366 «Повесть временных лет», под 6477 (969) г., 67 стр.; Ibid., под 6582 (1074) г., 183 и 192 стр.; Суздальская летопись под 6679 (1171) г., 345 стр.; «О законе Моисеом даннем», 248–249 стр.; «Житие преп. Феодосиа», II, стр.; Стихира Борису и Глебу в Истор. хрестоматии Буслаева, 56 стр.; «Обретенье (честнаго телесе) святаго святителя Леонтея епископа ростовскаго чюдотворца», в «Православном собеседнике», 1858 г., 1 ч., 317 стр. и др. 368 «Повесть временных лет», под 6523 (1015) г., 131–132, 133, 134, 135 стр. и дал. Ср. «Сказание страстотерьпцю святую мученику Бориса и Глеба», 58–90 столб. 381 Устав св. в. кн. Владимира, 2 стр.; «Слово некоего отца», 138 стр.; Изложение веры Св. Илариона, 254 стр.; Молитва Св. Феодосия, написанная по просьбе варяга, 224 стр.; Сказание о житии преп. Антония римлянина, 322 стр. 414 «Сказание страстей... святую мученику Бориса и Глеба. Чюдо 4-е». 404–405 стр. Здесь мы будем цитировать «Сказание» по изданию в «Христианском чтении», 1849 г., II ч., 301–335 и 377–407 стр. 452 «Послание от Никыфора митрополита Кыевского к Володимеру Князю всея Руси, сыну Всеволожю, сына Ярославля», 157 и 163 стр. 453 «Послание того же Феодосиа к тому же Изяславу (о Латынех)», 216–217 стр. в «Учёных записках И.А.Н.» 467 «Память и похвала князю русскому Володимеру...», 234–235 стр. в «Христианском чтении», 1849 г., II ч. 473 Церковный устав Ярослава, в «Истории русской церкви» Макария архиеп. Харьковского, II т., 2 изд. СПб. 1868 г. Приложения 13, 377–380 стр. Читать далее Источник: Христианство в понимании русских людей в домонгольский период/Григорий Георгиевский. - Москва: тип. А.И. Снегиревой, 1893. - 170, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Тогда такая разница в восприятии дела Христова объяснима и оправдана. Но человек, желающий точно знать христианское учение, книжник, который учится Царству Небесному, должен исследовать все эти вещи в полной их связи, из зрелого опыта, дабы, по уразумении нового и старого, начала, продолжения и свершения всякой духовной вещи, сообразно с личностью и обстоятельствами, он мог премудро износить из внутренней сокровищницы своей необходимое и полезное (Мф. 13, 52). [Споры «Христос для нас» или «Христос в нас» были очень распространены между сторонниками протестантской ортодоксии с одной стороны, и протестантскими мистиками – с другой (Вайгель, Арндт и др.)]  Смотри Приложение III, [§ 14]. [Терстеген приводит здесь этот отрывок из письма, чтобы подчеркнуть, что внешняя вера в совершённое Христом примирение с Богом и проповедь того, что достаточно только «принять» это примирение, как вся христианская жизнь совершается во всей полноте, – является «знанием Христа по плоти», противоречащим апостольскому учению.] [Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., 1995, стр. 150. Текст, приводимый Терстегеном в этой и во всех нижеследующих цитатах св. отцов, не всегда эквивалентен русскому переводу.] [Там же, стр. 176–177.] [Там же, стр. 202.] [Там же, стр. 324.] [Там же, стр. 356–357.] [Там же, стр. 381–382.] [Перевода на русский язык этого приписываемого св. Иустину послания нет.] [Св. Поликарп Смирнский (ок. 70 – 156), ученик св. Апостола Иоанна Богослова.] [Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996, стр. 344–345.] Это выражение, по всей видимости, Ириней заимствовал у св. мч. Иустина, который то, что мы обозначили как «существенное в Законе», называет тем, «что по природе (всегда) хорошо, свято и справедливо» [см. цитату выше, в § 3; прим. 33].   [Там же, стр. 346–347.] [Там же, стр. 347–348.] [Там же, стр. 348.] [Там же, стр. 348–349.] [Там же, стр. 356.] [Там же, стр. 357.] [Там же, стр. 434–435.] [Там же, стр. 435.] [Там же, стр. 437–438.] «Книга об одежде девственниц». [Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999, стр. 192.] [Там же, стр. 195.] [Там же, стр. 196.] [Там же, стр. 198.] [Там же, стр. 204.] [Там же, стр. 349.] [Там же, стр. 350–351.] [Там же, стр. 353–354.] Augustin. Lib. III ad Bonifac. contra duas Epist. Pelagianor, Cap. 2. Augustin, ibid. Cap. IV. Комментарии ( 27): Игумен Петр (Мещеринов) 26 апреля 2017г. 14:09 Содержательная дискуссия, как всегда, приветствуется. Алэксандрос 29 апреля 2017г. 15:48 Таким образом, закон производит слушателей правды, а благодать – делателей её. Ибо, как говорит тот же апостол, что Закону было невозможно, потому что он был обессилен плотью, то совершил Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, дабы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8, 3-4)

http://bogoslov.ru/article/5340652

190. Описания Синодальные рукописи sqq. (Переводил Псалтирь с величайшей ревностью, так что в то время дыхать не имел праздности, – Казанское издание, слово XII, часть 1, стр. 237). Что для перевода Псалтири был вызван – Казанское издание II, 378. 2) Перевод Толкования на Апостол (неизвестного автора), оконченный в Марте 1519г. Прибавления к Творениям Святых Отцов книга 18, 1859г., стр. 187. (Этого Апостола список в Лаврской библиотеке в лист). Прежний сводный толковый Апостол в Академической библиотеке (в 1501г. дан Симоном митрополитом в Троицкий монастырь, потом принадлежал Варлааму митрополиту (брат был на подержание?). [Ср. 1 половины тома стр. 680 примечание 1 ]. Собрание рукописей графа Толстого, Отдел I, стр. 192. – В Лаврской библиотеке (О переводе: „помощию Божиею и повелением святейшего Варлаама митр. всеа Русии написано тлъкование Деанием св. Апостол от 31 зачала до конца зачала 51, и преложено с греческого языка на рускый монахом Максимом святые горы Афоня великыа обители Благовещениа пресв. Богородица Ватопедя монастыря, да Власием толмачем латынским и немецким в ... Москве в царство благоч. ... Василия в четвертоенадесятое лето его, в лето 7027 Марта”. – Ещё о переводах см. ниже стр. 236, и 19 и стр. 242 . 3) Исправление Триоди. См. Исповедание веры Максима, слово первое, в приложении к Истории преосвященного Платона, стр. 293 fin. и 295 (исправлял через Митю и Власа, не знал ещё по-русски. Тут „седел” и „седев”. Следовательно, исправлял по приглашению (ибо, не зная языка, по доброй воле не стал бы). И вообще исправлял книги (богослужебные разумеются?), растленные от преписующих ibid. стр. 300 начало („и иные богодухновенные книги изправих”). Ibid. стр. 304, 306, 308. 4) Перевод Метафрастова жития Богородицы (в 1521г. Прение Васьяна с митрополитом Даниилом, – Чтений Общества Истории и Древностей Российских 1847г. Смесь, стр. 9 col. 2; в 1531г. было 10 тому лет, как сделан перевод). 5) Слово противу тщащихся звездозрением написано в 1523г. Царская рукопись лист 290, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1 . „Иерусалим в настоящую минуту“. (Статья 170 ) СПб. Ведом. 1863 г. 9). Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе за 1863 год, ч. XXII. 60–78. 2 . Разбор учения Дарвина о происхождении видов в царствах животном и растительном. Статья Фрошаммера 171 в Athenäum 1862 г. 1 В. З. Hegt. Ibid. за 1864 год, ч. XXIII, 245–354. 3 . Описание святой земли: Названия святой земли. Величина святой земли. Общий вид страны. Горы (Ливанские). Душеполезное Чтение 1866 г., ч. III, 12, 319–332; Горы на запад от Иордана. 1867 г., ч. I, 1, 43–69:1869 г., ч. II, 6, 97–112. 4 . Псалмы в русском переводе 172 (76–150). Ibid. 1868 г. —159— ч. I, 1. 1–16; 2, 17–32; 4, 33–48; ч. II; 5. 49–64 (в приложении). 5 . История Тридентского собора. Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения 1868 г. кн. 5. 1–104; 1869 г. кн. 6, 105–215 (в приложении). 6 . О трудах архимандрита Михаила 173 . (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения 1872 г. кн. 1 и 2). Библейский канон священных книг ветхозаветных и новозаветных (там же, кн. 3 и 4). Толковое Евангелие, кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангелие, кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрение 1873 г. Полугодие I. 2, 289–310; 4, 658–693. 7 . Несколько слов о статье Преосвященного Епископа Феофана 174 : По поводу издания священных книг Ветхого Завета в русском переводе“ (Душеп. Чтение 1875 г. ч. III, 11). Ibid. 1875 г. т. III, 11, 505–540. 8 . О недоумениях, вызываемых русским переводом св. книг Ветхого Завета. Ibid. 1877 г. т. I. 1, 69–104 (статья 1-я); 2, 260–284 (статья 2-я): 4, 681–702 (статья 3-я). 9 . Псалтирь в новом славянском переводе Амвросия 175 Архиепископа Московского 176 . Ibid. 1878 г. т. I, 1, 1–16; 2. 17–32; 3, 33–64; т. II, 5–6, 65–128; 7. 129–160; 8, 161–192 (в приложении). Отдельно – Издание редакции „Православного Обозрения“. Москва. В Унив. тип. 1878. Стр. 192. 10 . О еврейской рукописи Пятокнижия из XII века 177 . – Славянская Псалтирь XVIII века, переведённая с еврейского 178 . Две заметки 179 . Труды 3-го международного съезда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2453 В тридцатых годах XVII в. в пределах Могилевской епархии, а затем и в самом Могилеве книги печатались в типографии Спиридона Соболя (работавшего при митр. Иове Борецком в Киеве), который издал весьма много религиозно-назидательных книг, а также букварей. В эти же годы действовала также типография в Кутеинском монастыре. 2454 Вилен. Арх. Сб., т. II, стр. 92 63). См. также Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XIV, стр. 349. 2455 Жудро, Ист. Мог. Богояв. брат. стр. 98, 99. – Истор. юрид. матер. Созонова, вып. X, стр. 528 и 531. 2458 См. перечень книг изд. в Могилеве, в сочин. Жудро. Ист. Могил. брат. стр. 101–106 (Акафисты, 1698 г.), а также Ундольского, Очер. слав. русской библиографии, со стр. 121 1144) и последующие. 2461 ibid 192, в предисловии творится о том, что проповедники и даже студенты могут брать из этой книги темы для своих проповедей. 2464 При епископе Георгии Кониском открыта была в Могилеве новая типография, из которой в 1757 и 1761 г. вышли катехизисы на языке понятном для народа: см. Жидро, Ист. Мог. бр., стр. 106, 107. Об издании Псалтыря (1738 г.) и Молитвослова (1743 г.) см. Свод. гал. рус. лет. стр. 143 и 164. Тоже 226. 2466 Михаил Гуторович Каскевич, бурмистр Могилевский, завещал денежные пособия следующим госпиталям, в г. Могилеве: двум Покровским, Никольскому, двум Васильевским, Троицкому, Ильинскому, Успенскому, Глебоборисовскому, двум Воскресенским, Спасскому, см. акт 1707 года в Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XI, стр. 249. Тот же Гуторович записал 1400 злот. на богадельню Слуцкого православного братства, см. Ист. стат. опис. Мин. епар. арх. Николая, стр. 120. В 1707 году Феофил Девульский завещал свои земельные участки в гор. Могилеве, с церковью св. Онуфрия, в пользу Богоявленского братства; Вилен. Арх. Сб. II, 65. Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XI, стр. 253. Участок земли дан братскому монастырю Лоинским в 1735 году; ib. вып. XIII, стр. 466. Некоторые сведения о недвижимостях, принадлежащих братству в 1766 году, можно найти в документе, помещенном в Ист. юрид. мат. Созонова, вып. XVII, стр. 86.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

174. Книга сокровище Цыцероново. 175. Книга Амбросия Медиоламского. (Ambrosii operum t. IV-us. Lat. Parisiis, 1642. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 19). 176. Книга Иоанна Дунс Скота сентенции (Job. Duns. Scoti, t.1. Venetiis, 1627. См. в Приложениях стр. CCCLXXII, 39). 177 . Книга Григория Богослова том 2-й греколатинская. (Gregorii Nazianzeni opera. Graece et latine. Parisiis, 1630. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 12). 178. Книга собрания всех соборов. 179. Книга гистория церковная Анастасия библиотека. (Anasmasii Bibliothecarii historia ecclesiastica et de vitis pontificum. Parisiis, 1649. См. в Приложениях стр. CCCXVI, 1). 180. Книга Иоанна Дамаскина дела (Johannis Damasceni opera. Lat. Parisiis, 1619. См. в Прилож. стр. CCCLXXI, 18). 181. Книга трапеза пищ духовных. 182. Книга толкования на Иезекииля пророка Корнилия Аляпиде. (Commentaria in Ezechielem prophetam. Antv. 1634. См. в Приложениях стр. CCCLXXI, 28). В полдесть: 183 . Книга политика. 184. Книга дело лекарственное или начало физики. 185. Книга арифметика и геометрия. 186. Книга светлость евангельская. 187. Книга цветы прикладов церковных. (Flores exemplorum sive catechismus historialis. Coloniae Agrippinae, 1618. См. в Приложениях стр. CCCLXXIII, 51). 188. Книга гистория церковная Иоанна Горацыя. 189 . Книга оглашения о исповедании веры. (Harmonia confessionum fidei orthodoxarum et reformatarum ecclesiarum. Geneva, 1581. См. в Приложениях стр. CCCLXXIII, 67). 190. Книга кивот лекарственный скорбей душевных. 191 . Книга Новый Завет сирский с латинским языком. (Novum Testamentum syriace cum versione latina. 1622. См. в Приложениях стр. CCCLXXII, 48). 192. Книга толкования некоих мест из Библии . (Notationes in sacra Biblia. Antverpiae, 1580. См. в Приложениях стр. CCCLXXIII, 63). 193. Книга земли описание. (? Geographiae universae tum yeteris, tum novae Venetiis, 1596. ibid. Стр. CCCLXXVIII, 138). 194. Книга симболя героичная. 195. Книга собрание святых времен. 196 . Книга богословия лютарская. (Operum theologicorum Zanchis, tom. III, 1605. См. в Приложениях, стр. CCCLXXII, 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

83)       О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в Русской Истории. (В.0. Эйнгорн). Московские Церковные Ведомости 1892 г. стр. 567–570 и Ns 42, стр. 84)       Радонеж городок – пепелище преп. Сергия Радонежского. И. Снегирева . Ведомости Московской Городской Полиции за 1855 г. 231. Тоже в Русском Инвалиде 237. 85)       «Государственное значение преподобного Сергия», речь сказанная 25 сентября в Лицее Цесаревича Николая преподавателем истории В.В. Назаревским. М. Унив. тип. 1892 г., in 8°, вых. Лист+5 стр. (в два столбца). Из 271. «Моск. Ведом». 86)       Великий подвижник и печальник земли Русской. Современный календарь (изд. А.Д. Ступина) на 1891 г. Статья принадлежит Редактору «Современного календаря» А.Н. Соловьеву. 87)       Радонежский пустынник св. Сергий чудотворец. Жизнеописательное стихотворение в 9 песнях. М. в типографии А. Семена, 1849 г. 8°, стр. 95. С изображением преподобного Сочинение автора «Хвалебного приношения веры святителю Митрофану епископу Воронежскому» (архим. Митрофан, настоятель Богоявленского монастыря в Москве. См. Библиограф. Записки за 1892 r., 9, стр. 664–665 «Стихи в честь преп. Сергия и их автор»). Кроме отмеченных выше изображений преп. Сергия изданы в Acta sanctorum (t. I, adpag, XLIII, святцы сентября месяца) – именно преставление Препадобного (под 25 числом); также в соч. Ив. Мартынова Annus ecclesiasticus graecoslavicus (Bruxel. 1863 г., стр. 232–233. Теже самые святцы). 2. Службы, каноны и акафисты преп. Сергию (Главным образом по «Хронологич. указателю славянорусских книг церковной печати 1491–1864 гг.» Ундольского с дополнениями А.Ф. Бычкова и А.Е. Викторова . М. 1871 г.). 88)      Сергию и Никону Радонежским службы с житиями, напеч. в Москве 1646 г. в л., 4, 45, 192 и 2 л. (Ундольский 587). 89)       Каноны преп. Сергию Радонежскому. 1       изд. М. 1692 г., 8°, 16 и 19 л. (Ibid. 1128). 2       изд М. 1697 г., 12°. (Ibid 1216). 90)       Служба преп. Сергию Радонежскому. 1       изд. М. 1765 г., 8°, л. 140. (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

914–915; здесь же „слово наукы святительской к протопопу”, col. 915]. 960  Ibid. стр. 168 col. 2 [Ср. в святительских поучениях XV в., Памятники Павлова col. 917–919, 923–924]. 967  [Примеры княжеских браков в запрещённых церковными законами степенях родства и свойства приведены у Неволина (по Карамзину) в Истории российских гражданских законов, ч. I, стр. 192, примечание 658 (издание 1857г.)]. – (Сын Михаила Всеволодовича Черниговского Роман выдал свою дочь за Владимира Васильковича Волынского, – Ипатская летопись стр. 569; а брат Михаила Андрей женился на дочери Васильки, – ibid. стр. 562). 968  [См. грамоту Константинопольского патриарха Нифонта к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому в Русской Исторической Библиотеке т. VI, стр. 148–149]. 969  [Как вообще наша духовная иерархия в указанный период относилась к византийским церковным законам, устанавливавшим те или другие препятствия к браку, видно из известного соборного акта, которым признавалась действительность четвёртого брака царя Ивана Васильевича. С канонической точки зрения, эта уступка, конечно, более значительна, чем решение о нерасторжении брака, заключённого в 6-й или 5-й степени родства и свойства]. 973  Дмитриевский стр. 413. (По словам католика 1514г., русские смотрят на елеосвящение как на лекарство от болезни, а не от грехов, – Monimenta Turgenevii t. I, p. 125 col. 2). 974  Дмитриевский стр. 412 начало. [Красносельцев К истории православного богослужения, Казань 1889 г., стр. 80–103]. 980  В Памятниках Павлова col. 245, 250 и 251 [Ср. col. 257–259. В канонических вопросо-ответах, принадлежащих неизвестному и относящихся не позднее как к XV веку, читается вопросо-ответ: „Дьякона в стихори ли положить, а попа в ризах ли? Калиги надобе ли? – По старине, якоже есть обычай”. Памятники Павлова col. 866 § 46]. 981  У Павлова 108 и 245 [Ср. митрополит Фотий о погребении умерших напрасно, по греху, и от своих рук, – ibid. col. 379]. 982  И в настоящее время читается здесь замечание – в греческом евхологии: μετ τατα μνημονεει, ν βολεται, ζντων κα τεθνετων; в славянском служебнике: „таже поминает, яже хощет, живыя и мертвыя тайно”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К недостаткам этой главы надо отнести: 1) Отсутствие обще-идейного освещения содержания книги прор. Захарии или, как выражается автор, «миросозерцания автора» (стр. 5), – идеологии книги, – упований и стремлений пророка, его симпатий и антипатий, – идеалов, а так же выяснения литературной стороны книги или, как выражается автор, «стилистических приемов автора, особенностей содержания и изложения книги» (ibid). Сам автор сознает надобность выяснения этих сторон книги, но откладывает это до будущих выпусков. Однако ж для «анализа содержания книги» это необходимо теперь же, ибо без этого «анализ» у нашего автора обратился в простое и внешнее обозрение содержания книги – по главам и стихам. —37— 2) Почти повсюдно отсутствует уяснение символики пророческой и параллелизма между книгою пророка Захарии и другими пророками, или вообще всею Библиею, а частью также и апокрифами и языческими произведениями профетического или апокалипсического характера. 3) Безличность или объективность в толкованиях, нередко доходящая до полной безрезультатности. Приводя разные мнения по какому-либо вопросу, автор иногда оставляет вопрос без решения, предоставляя это самому читателю. Напр. к Зах.12:2 стр. 190–192 приведены, без всякой оценки, мнения Феодорита, Кирилла Александрийского , Лютера, новейших исследователей – Мандельштама и Cheyne, – подобное же на стр. 114 (Кирилл и Феодорит), – тоже на стр. 122 об отношении пророчества восьмого видения к видению Даниилом четырех монархий, – прим. 50 стран. 183, – прим. 60 стр. 190, – прим. 72 на стр. 201: о России, – прим. 73 стр. 201–202 – о короне или венцах для первосвященника Иисуса ( Зах.6:11, 14 , – прим. 90 стр. 225–226 к Зах.11:13 ). 4) Отсутствие цитат из общедоступных первоисточников [Библия, Отцы и Учители Церкви] и замена их глухими ссылками на исследования, даже иностранные. Таково, наприм., рассуждение автора на стр. 168 прим. 15: «некоторые из Отцов и Учителей Церкви высказывают, как будто, мысль о том, что в тексте священных книг все до последней иоты богодухновенно и безусловно истинно; но при ближайшем знакомстве с их взглядами, такое заключение оказывается неосновательным. (См. напр. воззрения на этот предмет Оригена , свв. Василия Великого и Златоуста, по соч. Pesch, De inspiratione cet. См. также Seeber, Offen-barung cet. и замечания проф. Рыбинского». Странно и необычно в серьезных научных работах и по важным и трудным теологическим вопросам, когда читатель ждет именно этого «ближайшего знакомства» с делом, – укрываться за глухими и ничего не говорящими читателю цитатами. Притом, Ориген , не говоря уже о Василии Великом и Златоусте, коих сочинения переведены на русский язык, – гораздо доступнее для проверки, чем Pesch’u и Seeber’u. И если уж сам автор не мог явить читателю этого «ближайшего знакомства» с учением Отцов и Учителей Цер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010