Комментарии Женевской Библии на 1-е послание Петра Введение Автор Автор послания называет себя «Петр, апостол Иисуса Христа» (1,1) и говорит о себе, что он «свидетель страданий Христовых» (5,1). Схожесть мыслей и выражений в этом послании и в речах апостола Петра в книге Деяния также подтверждают его авторство (напр. 2,7.8; ср. Деян. 4,10.11 ). Внешние свидетельства принадлежности послания апостолу Петру многочисленны, древни и несомненны; нет данных, что оно когда-нибудь приписывалось кому-либо другому. Петра считали автором послания: Ириней Лионский (ок. 185 г. по Р.Х. «Против ересей», 4,9,2), Тертуллиан (примерно 160–225 гг. по Р.Х.), Климент Александрийский (примерно 150–215 гг. по Р.Х.) и Ориген (примерно 185–253 гг. по Р.Х.). Ко времени Евсевия Кесарийского (примерно 260–340 гг. по Р.Х.) ни подлинность, ни авторство послания не ставились под сомнение («Церковная история», 3,3,1). Послание не упоминается в каноне Муратори (перечне новозаветных книг, датируемом 200 г. по Р.Х.), но это скорее всего объясняется тем, что данный канон дошел до нас в неполном виде. Хотя доводы в пользу авторства Петра весьма убедительны, в последние два столетия против них были выдвинуты возражения лингвистического и исторического характера. Говорилось, что язык послания слишком хорош для необразованного галилейского рыбака, каким был Петр (ср. Деян. 4,13 ), что в нем чувствуется сильное влияние Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета). Считалось, что преследования, на которые намекается в послании (4,12–19; 5,6–9), относятся ко времени, когда Петра уже не было в живых. Однако эти возражения против авторства Петра недостаточно убедительны. Возражения лингвистического характера также не выдерживают критики: в I в. по Р.Х. Галилея была двуязычной областью (там пользовались и арамейским, и греческим языками); мнение о Петре и Иоанне, как о «людях некнижных и простых» ( Деян. 4,13 ), скорее может быть отнесено к тому, что они не изучали Писание систематически; тридцать лет, отделяющие Петра-рыбака от Петра-писателя, срок более чем достаточный для совершенствования в греческом языке; возможно, секретарем у Петра был Силуан (или Сила, 5,12), что объясняет более высокий литературный стиль этого послания по сравнению со Вторым посланием Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В творениях отцов Церкви и в канонах симония признается страшным грехом против Святого Духа. Сущность этого греха состоит в том, что дары Духа становятся предметом купли и продажи. Слово «симония» обязано своим происхождением первому свято-покупателю Симону волхву, который, увидав, что «через возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес апостолам деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» ( Деян.8:18–21 ). Но грех симонии старее этого события и своего названия. Тарасий, патриарх Константинопольский , усматривает следы симонии еще в Ветхом Завете в действиях царя Израильского Иеровоама, который ставил «из народа священников высот. Кто хотел, того он (царь) посвящал и тот становился священником высот» ( 3Цар.13:33–34 ). С большею очевидностию симония указывается в продаже Исавом первородства и в проступке Гиезия, взявшего подарки с Неемана. Упомянутый п. Тарасий кроме того уподобляет повинных в симонии «Иуде предателю, продавшему Христа богоубийцам иудеям за цену серебра» 1 . К получившим священство через подкуп древние церковные писатели относили слова: «кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник» ( Ин.10:1 ). Получающие же деньги за посвящение в духовный сан считались нарушителями завета Господня: «даром получили, даром и давайте» ( Мф.10:8 ). Вообще порок симонии считался явлением нетерпимым в христианстве, нечестивой попыткой соединить служение Богу и маммоне. I Не видно, чтобы в апостольское время существовал этот порок: тем не менее апостолы старательно предостерегали пастырей от корыстолюбя, на почве которого возрастает симония. Апостол Петр увещевает пастырей пасти Божие стадо «не для гнусной корысти». Апостол Павел ставит себе в заслугу, что он «ни сребра, ни золота, ни одежды ни от кого не пожелал». Он же писал к Тимоею, что «корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры», что «никакой любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( 1Петр.5:2–4 ; Деян.21:33 ; 1Тим.6:10 и Ефес.5:5 ). Эти изречения седьмой вселенский собор признавал имеющими отношение к симонии, а п. Тарасий, на основании их и слов ап. Петра к Симону: «нет тебе в сем части и жребия», – уверяет, что в получившем духовную должность чрез симонию «нет благодати Св. Духа, т. е. святыни священства. Тот вовсе чужд священства, кто когда-либо дает или взимает мзду, в какое бы то ни было время – до рукоположения или после рукоположения».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Славословие Богу за величие дела искупления и возрождения человечества (3–5). Благодать возрождения – источник утешения в скорбях и напастях, могущих укреплять веру и любовь к Господу Иисусу Христу (6–9). Величие благодати Христовой и спасения людей во Христе открывается из того, что это спасение есть тайна Божия, которая недоведома и Ангелам и которая являлась предметом изысканий и исследований ветхозаветных пророков (10–12). Увещание к твердости надежды, к святости жизни и к взаимной любви (13–25). 1Пет.1:1 .  Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, 1Пет.1:2 .  по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. Уже в начальных стихах послания, в его надписании и в приветствии Апостола читателям выражается общий характер и дух миросозерцания и богословия святого Апостола Петра, именно: близкая связь его учения с Ветхим Заветом. Называя себя с самого начала Апостолом Иисуса Христа, св. Петр делает это, конечно, с целью придания авторитета своему слову в глазах всех последователей Господа Иисуса Христа. При имени « απστολος " читатели послания должны были вспомнить, что лица, именуемые апостолами (ср. Мф 10:1–2 ), говорят и действуют не сами по себе и от себя, но по полномочию и во имя Иисуса Христа; что в силу особенного призвания они являются свидетелями о Христе, как Искупителе и Спасителе мира (ср. Деян 4:9, 10:39 ), и имеют долг и власть учреждать общества или церкви во имя Христово, проповедовать и учить о кресте Христовом и всем деле спасения по всей вселенной, преподавать назидание и увещания, обличения и запрещения всем людям – иудеям и язычникам, по принятии ими слова благовестия (ср. Рим.1:13 и др. мн.), причем для достижения высоких целей своего всемирного служения апостолы получили особенные дары Святого Духа и чрезвычайные чудотворные силы ( Деян 2:4, 5:5, 11 ; Ср. Мк 16:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Июль-август Некролог. Профессор Александр Петрович Голубцов († 4 июля 1911 г.)//Богословский вестник 1911. Т. 2. 7/8. С. 1–47 (2-я пагин.) —1— Новая тяжелая утрата постигла Московскую Духовную Академию: скончался ординарный профессор по кафедре церковной археологии и литургики Александр Петрович Голубцов . Покойный родился в селе (вернее – погосте) Ильинском на реке Шаче, Галичского уезда, Костромской губернии, 20 ноября 1860 года. – Отец Александра Петровича, священник Петр Александрович Голубцов, был родом из села Успенья Нейского, сын священника о. Александра Голубцова . Семья последнего была очень многочисленная и состояла почти исключительно из сыновей: из них в живых остался один – Геннадий Александрович Голубцов, по годам почти ровесник Александру Петровичу. Покойный отец Александра Петровича был человек очень умный, честный, до самоотвержения заботливый о семье, на редкость трудолюбивый, гостеприимный, отличный хозяин, но обладал очень строгим нравом и горячим темпераментом. За 15 лет до смерти он заболел грудной жабой и под конец жизни сильно страдал от нее, но, не смотря ни на какую боль, никогда не отказывался от своих обязанностей: неопустительно совершал богослужение и исправлял приходские требы во всякое время дня и ночи и во всякую погоду. Умер он от разрыва сердца, на 55-м году жизни (в июне 1887 года), по возвращении из леса, где долго разыскивал пропавших овец. Мать Александра Петровича, Анна Елисеевна, была родом из того же села Ильинского (что в Шарике, как —2— его называют). О. Петр поступил в священники на место ее отца, дедушки Александра Петровича о. Елисея, имевшего тоже большую семью, в которой было только две дочери, а остальные – сыновья. Анна Елисеевна была простая, необразованная женщина, даже неграмотная, характером отличалась довольно веселым. Чуть ли не с первых лет замужества, она болела тяжелою женскою болезнью и умерла от паралича или удара на 68-м году, проболевши четыре дня. В семействе о. Петра было 5 человек детей – четверо, сыновей и одна дочь (Екатерина Петровна). Александр Петрович был вторым по старшинству. В настоящее время из всего семейства в живых остается только Екатерина Петровна, дважды овдовевшая и потерявшая единственную дочь. После братьев Александра Петровича остались осиротелые семьи в 5, 4 и 3 человека детей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Об истинном христианстве, 1 В третий том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошла первая часть его книги «Об истинном христианстве», возможно главного творения Тихона Задонского. Флоровский писал о «Об истинном христианстве» Тихона Задонского: » Святитель Тихон был большим писателем. В его книгах увлекает эта легкость и пластичность образов. В особенности книга «Об истинном христианстве» имела историческое значение. Это не догматическая система, скорее мистическая этика, или аскетика. Но это был первый опыт живого богословия, и опытного богословия, — в отличие и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта…». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 3. Об истинном христианстве. Книга первая. Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях Об истинном христианстве. Книга 1   Часть первая. О грехах   Статья 1. Что нужно знать   Глава 1. О Слове Божием   Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, – говорит Христос. (Ин. 5:39)   § 1. Слово Божие содержится в пророческих и апостольских книгах, которые на греческом языке называются: «Библия», то есть книги. Эти книги иначе называются «Писания», как говорит Христос: Исследуйте Писания, и прочее. И апостол Павел написал Тимофею: Ты из детства знаешь священные писания, и прочее (2 Тим. 3:15). Называются же они и книгами Закона Божия, так как в них закон Божий содержится. § 2. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников, нам объявлено и передано, как святой апостол Петр написал: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:21). И апостол Павел говорит: Приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине (1 Фес. 2:13). И Тимофею говорит: Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Д. Бохонский (из дипломной работы, выполненной под руководством архиепископа Константина по кафедре догматического богословия) Петр Иванович Лепорский родился 22 августа 1871 г. в семье священника Нижегородской губернии. К сожалению, нам не удалось точно восстановить имя его отца. Вероятно, им был священник Иоанн Петрович Лепорский, который в 1873 г. был помощником смотрителя Арзамасского духовного училища и учителем греческого языка в III классе и Закона Божия в приготовительном классе при училище 1 . Лепорские были потомственными священно- и церковнослужителями. По семейному преданию, в XVIII в., следуя «моде» менять фамилии с русских на латинский лад, род «приобрел» себе фамилию Лепорские (от латинского lepus, leporis – заяц, что дает право предполагать, что ранее они были Зайцевыми или т. п. 2 . Семья И. Лепорского была большой – известны шесть его детей: Иоанн (родился около 1865 г.), священник с. Канерга Ардатовского уезда, затем в Нижнем Новгороде 3 ; Александр (родился 1 марта 1868 г.), протоиерей, ректор Псковской духовной семинарии 4 (его дочь – Анна – художница, ученица и последовательница К. Малевича); Петр (1871–1923); Николай (1877–1952), ученик И. П. Павлова, профессор Военно-морской медицинской академии; Сергей, агроном; Владимир, директор «Азовстали» и неизвестный по имени, скончавшийся в годы революции. Свое первоначальное образование П. И. Лепорский получил в Нижегородском духовном училище 5 , а среднее – в Нижегородской духовной семинарии, в которую поступил в 1885 г. Чтобы увидеть насколько основательно велось преподавание в Нижегородской духовной семинарии достаточно указать, что среди ее выпускников были в будущем крупные богословы и историки, такие как патриарх Сергий (Страгородский) , Н. И. Глориантов , Ф. Г. Елеонский , Π. В. Знаменский, A. JI. Катанский, А. И. Садов и др. 6 П. Лепорский успешно закончил все классы по первому разряду (первым по разрядному списку в 1-м классе, четвертым – во 2-м, вторым – в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м) 7 . Он застал время, когда Нижегородская духовная семинария находилась в периоде своего расцвета. Ее ректором уже четверть века был протоиерей Г. В. Годнев. Особенное внимание на семинарию обращал нижегородский архиепископ Иоанникий (Руднев), консерватор и человек строгих правил, высоко ценившийся среди епископов как энергичный и самостоятельный иерарх. Впоследствии он был экзархом Грузии, митрополитом Московским, затем Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

История и пути Промысла Божия 3.1. Святоотеческое наследие и воспитание юношества Председатель: епископ Якутский и Ленский Зосима; Сопредседатель: игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. Куратор: Балашова Елена Григорьевна, сотрудник издательского сектора Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения : Конференц-зал гостиничного комплекса Свято-Данилова монастыря; Б. Староданиловский пер., 5. Проезд: м. «Тульская». 1. Епископ Якутский и Ленский Зосима. «Архиепископ Феодор (Поздеевский) и духовное образование и воспитание юношества». 2. Епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей). «Святитель Иоанн Шанхайский: плоды духовного воспитания». 3. Архимандрит Нафанаил (Крикота), ректор Почаевской Духовной семинарии. Приветственное слово. 4. Игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. «Святоотеческие основы взгляда монаха Климента (Константина Николаевича Леонтьева) на образование и воспитание». 5. Иеромонах Диомид (Кузьмин), казначей Казанско-Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела агиологии Брянской епархии. «Старец Василий Кишкин и его последователи: опыт христианского воспитания». 6. Иерей Георгий Павлович, историк (Дивеево). «Преподобная Александра, Первоначальница Дивеевская: образ христианского жития». 7. Иеромонах Иннокентий (Ольховой), эконом Свято-Данилова монастыря. «Просветительская деятельность архиепископа грека Никифора (Феотокиса) (1731–1800) в России». 8. Монахиня Сергия (Ежикова), настоятельница Петропавловского монастыря, заведующая отделом агиологии Брянской епархии. «Архимандрит Даниил (Троицкий) и его пастырско-педагогическое наследие». 9. Бездетко Елена Владимировна, преподаватель агиологии и агиографии РПИ св. ап. Иоанна Богослова. «Особенности мученических житий в свете формирования православного мировоззрения».

http://pravoslavie.ru/425.html

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Восхождение по степеням добродетелей (3–9). Убеждение к твердости в вере с указанием на близость кончины Апостола (10–15). Преображение Господне (16–18). Ветхозаветное пророческое слово (19–21). 2Пет.1:1 .  Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: 2Пет.1:2 .  благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. По апостольскому обыкновению (ср. 1Пет 1:2 ; Рим.1:7 ; Тит 1:1, 4 ), Ап. Петр начинает свое послание приветствием – преподанием христианам благодати и мира, причем «с самого начала Апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их в деле проповеди равняться Апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными» (блаж. Феофил.). Сразу же Апостол называет божественную сторону спасения – «в правде Бога нашего и Спаса Иисуса Христа» (ст. 1) и человеческую – «в познании Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (ст. 2). 2Пет.1:3 .  Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, 2Пет.1:4 .  которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью; «Со ст. 3 начинается собственно послание. Его, как замечают, можно сравнить с потоком, который уже в самом истоке и широк, и глубок. Самое начало послания полно огня и жизни и силы и переносит читателя в самую полноту евангельской благодати, точно так же, как и в первом послании» (еп. Михаил). В ст. 3 и 4 Апостол говорит о Божественной стороне спасения – о том, что Бог сделал для людей: между тем далее, в 2Пет.1:5–8 , он говорит уже о том, что должны делать сами верующие, чтобы удовлетворять своему христианскому призванию. В христианстве, по Апостолу, дана полнота истинной жизни от всесильной и вседействующей силы или благодати Божией, дана блаженная возможность людям становиться причастниками Божеского естества. «Причастниками Божеского естества мы сделались через явление Господа и Бога, Который начаток нашего естества соединил в Самом Себе и освятил, если же начаток свят, то и целое свято» (блаж. Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010