6 . Период процветания (VI–VIII век включительно) создает монументальные формы для идеалов и образов христианской религии и вырабатывает специально византийскую художественную манеру. 7 . Дальнейшее существование античной манеры в VIII и IX вв., а также сродство миниатюр IX и X века с искусством периода процветания показывают, что иконоборство не обусловливалось само языческим характером иконописи и не обусловило направления и задач последующего искусства. 8 . Исключительное стремление к внешнему блеску эпохи вторичного процветания византийского искусства (IX–XII стол.) повело за собою механическое дробление идеала и установление иконографии; интересы содержания уступают место выработке стиля; в конце периода разлагающий искусство натурализм и сентиментальность проникают в манеру представления, разрушая основы строгой иконописи. 9 . Исключительное господство и механическая разработка древних идеалов, подчинив иконописи искусство, произвели в течение XI–XIII вв. небывалую массу мелких изображений, обезличили типы и низвели самое искусство до ремесленного копирования. Искусство, завися от внешних условий, падало вместе с политическим состоянием Византийской империи и умерло задолго до ее разрушения. Введение. Значение миниатюр в общей истории византийского искусства и его иконографии. Редакции лицевых кодексов. Исторические и литературные сведения о производстве и его художественный характер Значение миниатюры в истории византийского искусства представляется само собой: наука истории византийского искусства до сих пор обуславливается и наполняется преимущественно общими выводами из анализа лицевых или украшенных миниатюрами рукописей в хронологической последовательности их, начиная с IV и V века и заканчивая падением Византийской империи. Значит ли это, что византийское искусство мало произвело на свет по другим родам художественных произведений? Но обширные и монументальные мозаики византийских церквей Равенны, Константинополя, Солуни, Венеции, городов южной Италии и Сицилии, несомненно, должны были стоять во главе исторического движения этого искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но для противников включения русского народа в Конституцию России - это не аргумент. Они опьянены идеей Бухарина: «поставить русских в положение уступок национальным течениям». Казалось бы, и им надо бы призадуматься. Ведь скорость исчезновения русского народа увеличивается, потому что в ХХ веке у русских детей прирост со знаком минус. Рожденных в 1926 году росло - 2, 5 млн. В 1956 году – 2,2 млн. В 1986 году – 2,0 млн. В 2015 году – 1,4 млн. А к середине 2030-х рождение русских детей может сократиться до 0,8 млн. Из Африки русские дети не появятся. И, если мы не примем чрезвычайных мер, то к концу XX1 века исчезнем, как исчезли великие римляне в VII веке. Попробуем понять особенности жизни великороссов. По ежегодному приросту начала ХХ века великороссы опережали прирост любых белых народов Отложим в сторону самые древние времена. Рассмотрим развитие великороссов с начала их образования и до 1917 года. Как начиналось 1000-летнее развитие великороссов . Уже в VIII-XI веках жизнь на территории Великой Руси «била ключом». Жители занимались земледелием, ремёслами, торговлей. В VIII веке уже были поселения и городища. Некоторые не сохранились: Изборск – известный с 862 года, Камно – с VIII века. Другие поселения стали городами: Новгород – 859 год; Псков – 903 год; Старая Ладога – VIII-IX века; Старая Русса – середина XI века; Великие Луки – упоминаются в новгородских берестяных грамотах начала XII века. Любую цивилизацию характеризует развитие городов. Русская Цивилизация не исключение. Вот с этого небольшого «пятачка»: Новгород, Псков, Старая Ладога и начнем исследование развития Гардарики (страны городов) великороссов. Город – это не столько каменные сооружения без мозгов – это, прежде всего, люди и жилища для развития самих людей. Числовые параметры развития города – это численность людей и численность жилищ, дворов. Ключевой город Гардарики великороссов – Новгород. Оценим его численность в XIII веке, в годы начала самостоятельности. Площадь города – около 240 га. Треть города – площади, дороги, улицы, церкви, рынки и прочие нежилые здания. Жилая застройка одноэтажная, в виде 5000 дворов. В 1211 г. в Новгороде был огромный пожар, при котором сгорело - около 4300 дворов. В типичном русском дворе жило 6-8 чел. Итак в Новгороде XIII века могло жить 30-40 тыс. чел. Исключим детей и пожилых людей – останется 15-20 тыс. Из них половина - женщины. Мужчин активного возраста – около 8-10 тыс. Из них молодых, возраста 15-30 лет – 4-5 тыс. Вот это число 4-5 тыс. и выражает потенциал развития Новгорода XIII века, как ключевого города Гардарики великороссов.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/02/ve...

145 . Кулаковский Ю.А. Стратегика императора Никифора/Зап. Имп. Акад. Наук. Т. 8, 9. Спб., 1908. 146 . Культура Византии. IV-nepbaя половина VII в./Отв. ред. З.В.Удальцова. М., 1984. 147 . Культура Византии. Вторая половина VII-XII в./Отв. ред. З.В.Удальцова. М., 1989. 148 . Культура Византии XIII–nepboй половины XV в./Отв. ред. Г.Г.Литаврин. М., 1991. 149 . Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. 150 . Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты (к истории общественно-политической мысли). Л., 1991. 151 . Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению с идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью. Казань, 1881. 152 . Кучма В.В. Византийские военные трактаты как памятники культуры/АДСВ. Свердловск, 1987. 153 . Кучма В.В. Военно-экономические проблемы византийской истории на рубеже IX – X вв. (по «Тактике Льва»)/АДСВ. Вып. 9. 1973. 154 . Кучма В.В. Теория и практика военного дела Византийской империи по данным трактатов X в./ВО. М., 1982. 155 . Кучма В.В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии в конце IX -Х в./ВО. М., 1971. 156 . Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986. 157 . Ласкин Г. А. Ираклий. Византийское государство в 1-й половине VII века. Харьков, 1899. 158 . Латышев В.В. К вопросу о литературной деятельности Константина Багрянородного/ВВ. Т. 22 за 1915–1916 гг., изд. в 1916. 159 . Лебедев А. П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца X до половины XV века. Собр.соч. Т.7. М. 1902. 160 . Лебедева Г.Е. Социальная структура ранне-византийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980. 161 . Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. 162 . Липшиц Е.Э. Византийский ученый Лев Математик: из истории византийской культуры в IXв./ВВ. Т. 2. 1949. 163 . Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-X вв. М., 1981. 164 . Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры VIII-nepboй половины IX в. Л., 1961.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Текст, о котором мы говорим, – церковное песнопение; оно называется " μνος ακθιστος (букв. «гимн, при слушании которого нельзя сидеть», в старославянском переводе – «неседален») 815 . Когда столетия спустя византийцы, а за ними и другие народы восточноевропейского круга стали составлять подражания этому гимну, так что слово κθιστος – «акафист» – из обозначения текста превратилось в обозначение жанра, тогда ‘ μνος ακθιστος, этот прототип всех позднейших акафистов, стали в отличие от них и в согласии с его темой называть «Акафистом Богородице». Рассматривая содержательную и формальную структуру этого текста, мы можем «подглядеть» самый момент рождения стиховой рифмы в греческой литературной традиции. Мы имеем шанс выяснить, какое смысловое задание изначально вызвало к жизни стиховую рифму. К древнему песнопению стоит подойти с той стороны, с которой к нему еще не подходили на достаточно близкую дистанцию. Прежде чем разбирать текст, необходимо знать две вещи: к какому времени он относится и насколько аутентичен его сохраненный преданием облик. Перед лицом Акафиста наше положение довольно затруднительно: ответы на оба эти вопроса уже давно служат предметом споров. Лишь в самое последнее время споры затихают и проблема хоть отчасти проясняется. За столетие, истекшее со времен первооткрывателя византийской гимнографии Ж.-Б. Питра, Акафист приписывали столь различным авторам, как Аполлинарий Лаодикийский (IV в.) 816 , Роман Сладкопевец (VI в.) 817 , патриарх Сергий (VII в.) 818 , Георгий Писида (VII в.) 819 , Георгий Сикелиот (VII-VIII вв.), патриарх Герман (VIII в.) 820 , Кассия (VIII в.) 821 , патриарх Фотий (IX в.) 822 и др. 823 Такая амплитуда датировок и атрибуций хоть кого приведет в растерянность. По счастью, она немедленно сократится, как только мы примем во внимание: что богословско-догматическое содержащие Акафиста возможно только после III Вселенского собора (Эфесского), чем исключаются все датировки до 431 года; что к концу VIII века или к самому началу IX века уже существовал полный латинский перевод Акафиста, возникший в среде южногерманских монастырей 824 , чем исключается авторство Фотия и тем паче более поздних гимнографов 825 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Корсунский И.Н. Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессора А.П. Лебедева (1870-1895)/И. К. - Сергиев-Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1895. - 20 с. Покровский А. И. Профессор Алексей Петрович Лебедев: (Некролог). - Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. - 28 с., 1 л. портр. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1908. - 7-8. Спасский А.А. Профессор А.П. Лебедев: (Учено-литературная деятельность его, заслуженная в области церковно-историчес-кой науки: Характеристика его личности как профессора и человека). - Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. - 98 с., 1л. портр. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1908. Филалифес. Открытое письмо заслуженному профессору доктору церковной истории А.П. Лебедеву. - Б.м., 1907. - 14 с.  Собрание церковно-исторических сочинений. - М.: Печатня Снегиревой, 1898-1905. Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX. - 1898. - VIII, 579 с. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. - 1897. - 2-е изд. - V, 362 с. История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. - 2-е изд. - Сергиев Посад, 1896. - II, XVI, 323 с. История Вселенских Соборов.  Ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. - 2-е изд. - 1897. - IV, 332 с. История разделения Церквей в IX, X и XI веках: С подроб. указ. рус. лит., относящейся к этому предмету, с 1841 по 1900 гг. - 1900.-VIII, 415с. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. - 2-е изд., доп. - 1902. - VI, 381 с. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). - 2-е изд., пересмотр. - 1902. - IV, 489 с. История Греко-Восточной Церкви под властию турок: (От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени). - 2-е изд. - СПб.: Тузов, 1903 (обл. 1904). - 872 с.

http://bogoslov.ru/person/37134

Богатая христианская история есть и у народов Средней Азии. На территории Туркменистана находился древний город Мерв, где первые христиане появились уже в III веке, а в IV была учреждена Мервская митрополия, которая на многие века стала центром христианства в Азии. В VII–VIII вв. христианство распространяется по городам Южного Казахстана и Семиречья. В IX в. христианство принимает тюркский народ карлуки, в XI в. крестились кераиты, а столетием спустя найманы, онгуты, гузы, чигили. Из г. Навакента христианское влияние распространилось на значительную часть Казахстана. Христианство было сильно здесь вплоть до XIII века, многие археологические находки свидетельствуют об этом – храм VIII века, найденный в Ак-Бешим, серебряные кресты в захоронениях, блюдо IX века с изображениями евангельских сцен и конечно, кайраки – надгробные камни с христианскими надписями и символикой. В XVIII веке послы от казахов подали официальное прошение российской императрице Екатерине о крещении народа в Православие, но она оставила эту просьбу без внимания. До сих пор среди казахов есть такие, кто помнит, что его предки происходили из древних христианских родов. На территории Узбекистана первые христиане появились уже во II в., позднее крупные центры христианства возникли в Хорезме и Самарканде. В империи эфталитов, которая включала в V–VI веках территорию современного Узбекистана, христианство было государственной религией. Многие предки современных узбеков в то время были православными христианами. Существовали целые христианские города, например, Винкерд. На территории Узбекистана найдены руины храмов и монастырей, фрески, иконы на ткани (занданачи), сюжеты из Евангелия, изображенные на керамике, нательные кресты и огромное число кайраков. Древнейшие находки датируются IV веком. В V в. появилось ложное несторианское учение, искажавшее христианство. Несториане подчинили себе большинство христианских общин Центральной Азии. Но на территории Узбекистана была Хорезмийская община, которая не встала на колени перед ложным учением, и единственная из всего региона сохранила верность православному учению. Эта община входила в состав Антиохийского Патриархата, и имела прямые связи с православными государствами – Византией и древней Русью. Она просуществовала до конца XII века, когда хорезмийцы оказали упорное сопротивление монголам, за что, по приказу Чингисхана, население Хорезма было истреблено, а их столица Ургенч затоплена водами Амударьи. Несторианские общины в Самарканде и католические в Семиречье просуществовали чуть дольше. Еще в XVI веке здесь сохранялись местные христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Слово «евреи» на моавитской надписи (выделено красным) В контексте библейской истории данная моавитская надпись примечательна тем, что позволяет проследить широкий диапазон значений, в которых использовалось слово «евреи» в разные времена, — от пренебрежительного прозвища до собственно этнонима (наименования этнической группы), который евреи со временем начали прилагать сами к себе. Если моавитяне называли иудеев «евреями» из неприязни, то современник атарузской надписи, библейский пророк Иона (IX–VIII вв. до Р. Х.), впервые называет себя евреем () просто для того, чтобы объяснить, к какому народу () он принадлежит (Иона 1:8–9). Таким образом, на границе IX и VIII веков до Р. Х. слово «еврей» использовалось на территории Израильского и Иудейского царств, а также приграничных государств одновременно в двух смыслах. А в конечном итоге оно вовсе утратило былой пренебрежительный оттенок. 3. Поставлена точка в вопросе о том, что за народ филистимляне Так же, как и в случае с моавитянами, историчность неоднократно упоминаемых в Библии филистимлян в наше время уже не подвергается сомнению. А вот теорий происхождения этого народа существует много, но все они до недавнего времени опирались лишь на косвенные аргументы. Археологи на протяжении длительного времени были уверены в том, что филистимляне не были коренным народом Палестины, а прибыли сюда во время так называемой катастрофы бронзового века, которая сопровождалась массовой миграцией народов Эгейского бассейна и Малой Азии (XIII–XII века до Р. Х.). И вот недавно, в 2019 году, ученым удалось секвенировать (восстановить) ДНК филистимлян из их останков, обнаруженных в захоронении на территории Ашкелона — одного из городов так называемого филистимского Пятиградия. Захоронение датируется XII веком до Р. Х. и вписывается в хронологические рамки той самой миграции, что позволило ученым поставить точку в вопросе о происхождении филистимлян. Останки филистимлянина с сосудом для благовоний. XII век до Р. Х. Анализ показал, что ДНК останков из филистимских захоронений практически полностью совпадает с ДНК популяций Греции, Испании и Сардинии, датируемых железным веком (начиная с IX–VII веков до Р. Х. и заканчивая I веком по Р. Х.). Именно выходцы с этих территорий и упоминаются в числе прочих в ряде палеографических памятников Древнего Египта, сообщающих о нашествии «народов моря» в XIII–XII вв. до Р. Х. Примечательно, что несколькими веками позже филистимляне полностью ассимилировались с коренными жителями Ханаана (так называлась территория Палестины до прихода сюда евреев во главе с Иисусом Навином. — Прим. ред. ), и филистимские захоронения этого периода уже не содержат следов ДНК тех самых «народов моря». 4. Прочитана надпись на «перстне Понтия Пилата» — новое подтверждение его реальности как исторического лица

http://foma.ru/pjat-vazhnyh-nahodok-sovr...

Маил мусхаф Корана – Лондон Стиль письма помогает в датировке; Рудиментарный шрифт Она хранится в Лондоне, и потому я видел ее много раз, даже водил людей на экскурсии, посмотреть на нее. Она лежит за витриной, в прошлый раз я был там в июле 2017. Она была доступна к просмотру. Если присмотреться, она отличается от других, видите здесь другой шрифт. Рукопись называется маил, потому что написано наклонным шрифтом. На арабском слово маил означает «наклонный». Посмотрите – буквы наклонены влево. Кроме того, письмо намного менее стилизованное, чем куфическое, которое мы видели раньше. АФ – Верно. ДС – И потому можно сказать, что это более ранний, сырой текст, несовершенный текст, и хранится он в Британской Библиотеке. Выводы ученых Маил: в Британской библиотеке (Галерея Риблатт) Написан хиджазским шрифтом. Только до 43 суры. Содержит 53% Корана. Датирован: началом VIII в. (Алтикулач) или концом VIII в. (Доктор Мартин Лингс) Если изучить его подробнее мы увидим, что этот манускрипт, как и Самаркандский идет только до 43 суры. Он написан наклонным хиджазским письмом, и содержит 53% Корана. Дата его написание не много спорна. Тайар Алтикулач и Экмеледдин Ихсаноглу, которые работали над этим манускриптом пять лет между 2002 и 2007, датировали его началом VIII века. Однако, как они пришли к этому выводу, они не говорят. Доктор Мартин Лингс, который много лет присматривал за этой рукописью, ведь, он – куратор Британской Библиотеки, датирует рукопись концом VIII века, 790-ми годами. Он не согласен с Алтикулачем. Как видите, датировка этого текста спорна, и потому неплохо было бы датировать его точнее. Может у Вас получится датировать его точнее в своем исследовании для докторской диссертации? АФ – Над этим придется поработать. ДС – Дальше у нас рукопись Аль Хусейна, которая в Каире. Каирский мусхаф аль-Хусейна: начало-середина VIII beka. Монументальный Кодекс; Шрифт помогает в датировке АФ – Ещё один монументальный тест. ДС – Да, очень большой. На левой картинке, где его рассматривают, видно насколько большие там буквы. И потому – здесь тоже разногласия относительно датировки. Тайар Алтикулач и Экмеледдин Ихсаноглу, турецкие исследователи, датируют его VIII веком, но Франсуа Дерош датирует его IX веком, а, возможно, и позже. Рукописи датировать сложно. Для этого нужен доступ к ним и лабораторной экспертизы. Тем не менее, Алтикулач приводит четкие доводы почему это не может быть мусхаф Усмана.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

Том I • Том II. Книга 1 • Том II. Книга 2 • Том III • Том V • Том VI. Книга 1 • Том VI. Книга 2 • Том VII. Книга 1 • Том VII. Книга 2 • Том VIII. Книга 1 • Том IX. Книга 1. Часть 1 • Том IX. Книга 1. Часть 2 Содержание От научного редактора Степан Васильевич Смоленский и судьба его архива Воспоминания Глава I. Детство и школьные годы Глава II. Семья моего отца и друзья нашей семьи Глава III. Университет Глава IV. В суде (1872–1875) Глава V. Музыка в Казани в шестидесятых-семидесятых годах Глава VI. Н.И. Ильминский и моя служба в Казанской инородческой учительской семинарии Глава VII А. Москва. Консерватория Глава VII Б. Москва. Синодальный хор и училище церковного пения Прокурор А.Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А.А. Ширинский-Шихматов [Ш2] Учебная часть Воспитательная часть Хозяйство училища и деятельность правления Определено: Глава VIII. С.А. Рачинский и Татево Глава IX. Придворная певческая капелла 1 января 1903 года 9 января года] 30–31 января года] 23 января 1904 года Приложения Приложение I. Памяти В.Н. Пасхалова Из «Воспоминаний» Памяти С.А. Рачинского Из частного письма Знакомство со старообрядцами Отрывок Значение современного старообрядчества для желающих изучить древнерусское церковное пение Приложение II Приложение III Каталог опубликованных работ С.В. Смоленского с данными о местонахождении сохранившихся автографов и подготовительных материалов Музыкальные переложения и сочинения Литографии     Впервые публикующиеся Воспоминания Степана Васильевича Смоленского можно поставить в ряд лучших русских мемуаров описываемого автором периода от 60-х годов XIX века до первых лет следующего столетия. Составители сознавали что этот текст по своему содержанию не может полностью вместиться в рамки данной тематической серии, хотя к проблематике духовной музыки самым непосредственным образом откосится большая часть Воспоминаний, прежде всего седьмая и девятая главы, посвященные Синодальному хору и училищу и Придворной певческой капелле (по объему примерно две трети мемуаров), а также фрагменты шестой главы, где рассказывается об опытах приобщения к церковному пению поволжских иноверцев. отдельные очень выразительные страницы казанских глав, главы о С.А. Рачинском и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Керамика поселений демонстрирует симбиоз пришлого оседло-земледельческого (израильского?) и местного полукочевого населения: сосуды одной группы обычны для периода Единого царства, гл. обр. для Иудеи; вторую составляет т. н. негевская керамика, родственная бытовавшей в среде местных кочевников с позднего бронзового века. Силоамская надпись. Кон. VIII в. до Р. Х. Иерусалим (Археологический музей. Стамбул) Силоамская надпись. Кон. VIII в. до Р. Х. Иерусалим (Археологический музей. Стамбул) Для эпохи Разделенных царств (IX-VIII вв. до Р. Х.) важно открытие укреплений и царских конюшен Мегиддо 1-й пол. IX в. до Р. Х. (времени Ахава ), рассчитанных на содержание более чем 450 лошадей, а также остатков резиденции правителя, характер кладок к-рой несет явные черты влияния финикийской строительной практики. Крупнейшее из оборонительных сооружений Палестины I тыс. до Р. Х. изучено в Иерусалиме: очевидно, это стена Езекии , выстроенная при подготовке к очередному ассир. нашествию Синаххериба. Стена идет на значительном протяжении к югу, далее к западу и вновь к югу вплоть до юж. окончания Давидова города на месте слияния долин Енном, Центральной и Кедронской. Между ней и старой стеной Давидова города оказывались важные водные источники, такие, как библейский «нижний пруд» (Ис 22. 9) и вновь созданное «между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис 22. 11). Укрепления города охватили теперь оба главных компонента Иерусалима, вост. и зап. холмы, а общая огражденная площадь достигла почти 60 га. Фортификационные работы царя Езекии в кон. VIII в. до Р. X., связанные с ассир. угрозой, засвидетельствованы и др. сооружениями. Часть монументальных ворот на северо-западе (8-метровая башня из грубо обтесанных камней), возможно, принадлежала Средним воротам Иерусалима, упоминаемым прор. Иеремией (Иер 39. 3), где расположились «все князья царя Вавилонского», через 100 с лишним лет ворвавшегося в Иерусалим. Беспримерная по масштабам и сложности новая подземная система водоснабжения, основной частью к-рой был туннель длиной 538 м (о его строительстве повествует Силоамская надпись), доставляла воду источника Гихона.

http://pravenc.ru/text/76476.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010