190). Рим. форт Каср-Бушир. III в. Рим. форт Каср-Бушир. III в. В Герасе можно видеть агору (мацеллум, 30-е гг. II в.) - октагон с обходом и 4 конхами по диагонали; в худшей сохранности находится октагональная агора в Гадаре. Также сохранился ряд театров: роскошно декорированный юж. театр в Герасе (между 81 и 96), небольшой зап. театр в Гадаре (II в.), огромный, вырубленный в крутом склоне театр Филадельфии (169-177). Полностью восстановлен одеон Филадельфии (сер. II в.), в хорошем состоянии дошел до нас одеон Герасы - т. н. сев. театр (ок. 161-166, перестроен в 225-235, реконструкция). Поднят из руин и частично отреставрирован относительно небольшой ипподром в Герасе; там же местами даже со сводами сохранились зап. и вост. термы (3-я четв. II в.). Отдельно стоящие мавзолеи были кубическими, с пирамидальными крышами, перекрытые цилиндрическим (Эль-Кувайсма на юге совр. Аммана) либо купольным (Каср-Нувайджис на севере совр. Аммана) сводами, часто имели портики (Эль-Кувайсма, гробница центуриона Германа в Биркетейне близ Герасы). В Гадаре сохранился подземный гипогей Геладиса, позже превращенный в крипту храма. Хорошо известен пещерный мавзолей Ахль-эль-Кахф на юге совр. Аммана, почитающийся в исламе как пещера 7 спящих отроков. В Авиле исследованы десятки скальных гробниц с качественной провинциальной фигуративной живописью (в основном III-IV вв.). В нек-рых городах раскопаны основания жилых домов. В Умм-эль-Джимале (к востоку от Эль-Мафрака на плато Хауран) целый ряд домов, возведенных из прочного черного базальта, сохранился на значительную высоту (напр., т. н. преторий - 2-этажное, видимо, адм. здание). Из Дома муз и поэтов в Герасе происходят замечательные по качеству мозаики (II в., хранятся в основном в Пергамон-музее в Берлине, фрагменты - в неск. собраниях США), близкие к произведениям антиохийской школы. Храм Артемиды в Герасе. Ок. 150–170 гг. Храм Артемиды в Герасе. Ок. 150–170 гг. На пограничной территории И. сохранилось уникальное количество фортификационных сооружений II-VII вв., в которых части разного времени не всегда четко различимы.

http://pravenc.ru/text/578380.html

г. Кэушень) и др. Для данного периода характерны культуры Скела-Кладовей и Прекриш. Наиболее характерной для начала неолита на территории Р. является культура Криш. Для позднего неолита характерны культуры Боян (Мунтения, юго-восток Трансильвании, Юж. Молдова (здесь и далее под топонимом Молдова подразумевается территория, соответствующая территории одноименной исторической провинции Р.)), Турдаш (Трансильвания и Сев. Олтения), Хаманджия (Добруджа) и Буго-Днестровская. Энеолит на территории Р. называют также эпохой расписной керамики культур Гумельница (Мунтения, Юж. Молдова), Петрешти (Трансильвания) и Кукутень (Кукутени)-Ариушд Триполье (Молдова и Вост. Трансильвания). Интересен тот факт, что возле с. Кэрбунари был обнаружен клад, относящийся к культуре Кукутень-Триполье. Он состоял из 852 предметов, 444 из к-рых были изготовлены из меди (Istoria ilustrat. 2009. P. 10-16). Во 2-й пол. III тыс. до Р. Х. из Сев. Причерноморья в Центр. и Юго-Вост. Европу вторглись индоевроп. пастушеские племена. Расселение и ассимиляция ими автохтонов привели к появлению на юго-востоке Европы населения иллирийцев и фракийцев. Территория Р. в эпоху бронзы (ок. 1700-700 гг. до Р. Х.) стала частью географического ареала обитания протофракийских племен. К VII-VI вв. до Р. Х. археологи относят оформление сходной для всей территории Р. материальной культуры. Формирование первых политических образований. К началу культуры Гальштат ок. VIII в. до Р. Х. начался процесс оформления этнических общностей фракийцев и гето-даков. Основным населением территории Р. стали племена гето-даков. Сведения о ранней истории гето-даков скудны, о них упоминали античные авторы сер. VI - нач. II в. до Р. Х. Гекатей Милетский, Гелланик Митиленский, Скилакс из Карианда, Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Андротион, Мнасей и др. В IV-III вв. до Р. Х. развитие общественных отношений у гето-даков находилось на стадии родоплеменных союзов. К III в. до Р. Х. относится объединение гето-дакийских племен царем Дромихетом, власть к-рого распространилась на значительную территорию.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Преемники Сети II Саптах и царица Таусерт (ок. 1200-1192), по-видимому, на нек-рое время восстановили единство страны, но их положение оставалось неустойчивым. Есть основания полагать, что в тот период благополучию страны угрожали низкие разливы Нила, сопровождавшиеся новой смутой, во главе к-рой стоял некий сириец по имени Ирсу. Возможно, ему даже на нек-рое время удалось прийти к власти, но вскоре егип. престол «очистил» основатель 20-й династии Сетнахт (1192-1190), восстановивший в стране прежний порядок. Его преемник Рамсес III (1190-1159) был последним крупным полководцем Нового царства. Ему пришлось отражать 2-ю волну нашествия «народов моря», воевать в Нижнем Е., в Сирии и Палестине. Известно, что он участвовал в крупном морском сражении, возможно в устье одного из нильских рукавов. Борьба завершилась победой Е., к-рый вновь временно укрепил свое положение. Заупокойный храм был возведен Рамсесом III в зап. Фивах (ныне Мединет-Абу). Однако после смерти Рамсеса III его преемники уже не могли добиться прежней стабильности. 8 царей, от Рамсеса IV до Рамсеса XI, правили менее столетия. Ок. 1075 г. 20-я династия потеряла власть и не имела продолжателей. Последние годы правления сопровождались ростом влияния верховных жрецов Амона в Фивах. Так, жрец Херихор обладал полномочиями, к-рые были сравнимы с царскими. 3-й Переходный период (нач. XI - сер. VII в. до Р. Х.; 21-25-я династии). После падения 20-й династии страна вновь оказалась разделена на 2 части: на севере правила 21-я династия (1075-945), столица в г. Танис; юг контролировали преемники Херихора, верховные фиванские жрецы. Отношения между Танисом и Фивами не были враждебными. Ослабевший Е. утратил свои иноземные владения. За необходимые гос-ву товары и сырье теперь приходилось платить. Основным средством обмена становилось серебро в слитках, хотя прежние способы оплаты зерном, медью и др. натуральными продуктами еще не утратили значения. В изменившихся экономических условиях возросло значение отдельных местных правителей, к-рые начинают передавать власть по наследству, создавая собственные династии.

http://pravenc.ru/text/189507.html

кампании являлось недостаточное взаимодействие как между отдельными частями армии (валахами и польско-венг. отрядами, венг. наемниками под командованием Хуньяди и польск. свитой короля), так и между главными союзниками (папой Римским Евгением IV, кор. Владиславом III и бейлербеем Карамана). Узнав о разгроме крестоносного войска, Жан де Ваврен организовал экспедицию на Чёрное море, т. к. предполагал, что кор. Владислав III остался в живых. Летом 1445 г., войдя в устье р. Дунай, он объединился с отрядами Влада II Дракула и начал грабить придунайские поселения. 14 сент. Жан де Ваврин вместе с войсками Яноша Хуньяди вступил в бой с турками у Никополя, заставив их отступить. Янош Хуньяди отказался преследовать тур. войска. Опасаясь, что Дунай вскоре будет скован льдом, Жан де Ваврен принял решение завершить экспедицию, в ходе к-рой крестоносцам так и не удалось обезопасить Византию и Венгрию от османской угрозы. Тем не менее вплоть до сер. 60-х гг. XV в. герц. Филипп III Добрый не оставлял идею нового похода против турок. Н. Н. Наумов К. п. против еретиков военные экспедиции против участников еретических и антиклерикальных движений в Зап. Европе: крестовый поход против альбигойцев (1209-1229), 5 К. п. против гуситов в 1-й четв. XV в., а также поход 1468 г. против чеш. кор. Йиржи Подебрада (1458-1471), принадлежавшего к утраквистам , умеренным гуситам. К этому типу К. п. можно отнести и поход Нориджского еп. Генриха Деспенсера (1383). Хотя поход преследовал преимущественно политические цели и был связан со Столетней войной (1337-1453), формально его целью папа Римский Урбан VI (1378-1389) объявил борьбу со схизматиками, т. е. со сторонниками антипапы Климента VII (1378-1394). Фактическими же целями экспедиции являлись помощь восставшим горожанам Гента и захват графства Фландрия, связанного союзническими отношениями с Францией и представлявшего собой важную зону экспорта шерсти. Кампания по сбору средств на крестовый поход сопровождалась мошенничествами и хищениями, что вызвало критику со стороны англ.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

царь Йездигерд II , к-рый в сер. V в. пытался насадить зороастризм в Армении, ограничил права ААЦ и отобрал право верховного судьи у К., передав его мобеду ( Егише. 1971. С. 39). В структуре церковной иерархии установление сана К. способствовало сохранению независимости ААЦ от внешних вмешательств. Чтобы возведение К. на престол не было ограничено выборами, был учрежден канон рукоположения К., подобно рукоположению др. церковных чинов. Он требовал присутствия определенного числа епископов, благодаря чему удавалось пресекать попытки посадить на арм. престол К. извне. Власть К. была связана с политико-гос. структурой и адм. делением Армении. В период правления рода Аршакуни (до 428) К. избирался на Соборах в присутствии царя, знати и духовенства; царю отводилась главенствующая роль. В IV - нач. V в. К. избирался из рода Партевов, откуда происходил свт. Григорий Просветитель. После смерти Саака I (439) К. начали выбирать из рода Альбианоса - жреческой фамилии, известной еще в дохрист. Армении. С ослаблением и падением царской династии Аршакуни, когда бóльшая часть Армении перешла под контроль Персидской державы, власть рода Альбианоса, к-рый был под покровительством Персии, окрепла. В этот период при выборах не только К., но и епископов кандидатуры утверждались персид. царем, и лишь рукоположение епископа осуществлял К. В VI-VII вв. род Альбианоса становится главенствующим на Соборах при избрании К. При этом персид. наместники (марзпаны) пытались отобрать у главы ААЦ административно-правовую власть, сохранив за ним только духовную. Известны неудачные попытки создания альтернативных престолов К. у армян-халкидонитов . Так, в 591 г. визант. имп. Маврикий на территории с центром в Аване (ныне в черте Еревана), в то время перешедшей под контроль византийцев, провозгласил К. Ованнеса Багаранци . В 969 г. Ваан I Сюнеци , заочно низложенный за стремление к сближению с армянами-халкидонитами, нашел убежище в арм. царстве Васпуракан и продолжал действовать как К. наряду с новоизбранным Степаносом III, в результате чего ААЦ была расколота, пока оба К.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

В литературе достаточно распространено мнение, что обычай влагать в освящаемый престол частицы мощей непосредственно восходит к раннехристианским временам, когда, якобы, Литургию совершали на мощах святых мучеников. Это не так – хотя поминальные службы христиан первых веков и могли совершаться на могилах, в обычных местах общей молитвы христиан мощей, как правило, не было 1 . Практика переносить св. мощи с места захоронения святого в храм для его освящения постепенно становится нормативной только с середины IV в. В VI в. в Византии перенесение св. мощей – уже традиционный элемент освящения храма. Но и после VI в. византийский чин освящения престола и храма еще долго не предполагал священнодействия вложения в престол св. мощей как обязательного. В рукописях Евхология Vat. Barberini gr. 336, VIII в. 2 , Sinait. gr. 959, X в. 3 , Bodleianus Auct. E. 5. 13, сер. XII в. 4 освящение храма представлено в виде двух последований; основными священнодействиями первого являются омовение св. водой, помазание св. миром и облачение новосооруженного престола 5 ; второго – шествие с мощами в новый храм, торжественный вход в него, положение мощей и совершение в храме первой Литургии. Однако, хотя св. мощи в чине присутствуют, доиконоборческое последование говорит не о вложении их внутрь престола, а лишь о положении их где-то в храме 6 . Только после эпохи иконоборчества вложение мощей св. мучеников в освящаемый престол становится доказательством верности Православию (так как иконоборцы боролись, в частности, с почитанием св. мощей) и превращается в неотъемлемую часть чина освящения храме, что зафиксировано 7-м правилом VII Вселенского Собора (787 г.). В 2000 г. нами был опубликован новый перевод 7 византийского чинопоследования освящения храма XI в. Классические рукописи константинопольского Евхология XI в. 8 приводят текст византийского чинопоследования освящения храма на той стадии его развития, когда два древних последования освящения храма уже были объединены в одно, но еще не подверглись последующим изменениям. Ниже вниманию читателя предлагается перевод более ранней, а именно доиконоборческой, редакции чина освящения храма (это древнейший сохранившийся текст византийского чина освящения храма). Как уже было отмечено, в 3 известных ныне греческих рукописях, содержащих этот текст 9 , освящение храма состоит из двух различных последований: 1) «освящения престола и храма» и 2) «обновления храма». Здесь мы опускаем первое из двух последований 10 и публикуем только русский перевод второго (тексты молитв, согласно дореволюционной русской традиции, приводятся по-славянски в упрощенной орфографии) из двух последований, чина принесения св. мощей в новоосвященный храм по древнейшей сохранившейся рукописи византийского Евхология – Vat. Barberini gr. 336, посл. четв. VIII в. (Fol. 156–159) 11 . Чин, который бывает при обновлении уже освященного святого храма

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

А. А. Бозоян История Поселения людей в К. известны со времен неолита (VIII тыс. до Р. Х.). В VI тыс. до Р. Х. здесь начали осваивать медные орудия труда, в IV тыс. до Р. Х.- бронзу. Т. о., К. была одним из наиболее передовых регионов технологического развития на Ближ. Востоке, едва уступая Месопотамии. В эпоху Хеттской державы (сер. II тыс. до Р. Х.) К. была известна как Кицуватна, находилась в зависимости от хеттов. Уже тогда страна разделялась на равнинную (Уру Адания) и горную (Тарца) части. В период после 1595 - кон. XV в. до Р. Х. страной правили хурриты. Первый известный хурритский царь К. Испутахсу заключил мирный договор с царем хеттов Телепину. Наибольших успехов хурриты достигли в кон. XVI в., когда проводили активную экспансию в юж. направлении, угрожая завоеванием гос-ву Алалах. Тем не менее вскоре хурритское царство в К. было вновь разбито хеттами; царь Кицуватны Сунассура II признал себя их вассалом. В XIII в. в результате нашествий «народов моря» хурриты были вытеснены из К. и регион заселил конгломерат племен из Средиземноморья индоевроп. происхождения. Народ киликийцев (келекеш) упоминается в егип. источниках среди «народов моря» (или «народов северных стран»). В I тыс. до Р. Х. население К. было многоязычным и пользовалось письменностью на лувийском (индо-европейском) и западнофиникийском (семитском) языках. В нач. I тыс. до Р. Х. ассирийцы также называли жителей страны «кхиликку». В IX - кон. VII в. К. была частью Ассирийской державы. В VIII в. до Р. Х. К. правила царская династия Муксус (греч. Мопсос), вассалы ассирийцев. Их столицей была Адана, однако имя царей сохранилось в названии г. Мопсуестия (Мамистра, Эль-Массиса, Мсис, Мисис, ныне Якапынар). В кон. VI в. до Р. Х. К. вошла в состав Персидской империи; как зависимое царство, она управлялась династией Сиеннесис, образована сатрапия. Через К. проходила «царская дорога», соединявшая вост. берег Эгейского м. с Месопотамией и Персией. Александр Македонский. Фрагмент мозаики «Битва при Иссе». Ок. 100 г. до Р. Х. (Археологический музей, Неаполь)

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Языческая культура Д. долго сосуществовала рядом с христианской; христиане составили большинство населения едва ли раньше сер. IV в., а в сельской округе - еще позже. Тем не менее епископ Д. следовал в иерархии Антиохийской Православной Церкви непосредственно после патриарха. В эпоху христологических споров и церковных расколов V-VI вв. сильные позиции в Д. имело монофизитство. Еп. Маммиан, сторонник Севира Антиохийского, в 518 г. был низложен и сослан за приверженность монофизитству в числе мн. сир. иерархов. В гражданской адм. системе империи Д. был столицей пров. Финикия Ливанская. После 495 г. с юго-вост. стороны от храмовой ограды был возведен дворец губернатора. В визант. эпоху начала меняться городская планировка. Исчезло централизованное регулирование застройки, характерное для рим. времени с его приверженностью к прямым линиям и далеким перспективам. Ввиду замены колесного транспорта вьючными животными отпала потребность в широких улицах. Прямоугольная сеть прямых рим. улиц стала постепенно хаотично застраиваться. В VI в. безопасность Д. напрямую зависела от вассального араб. гос-ва Гассанидов, прикрывавшего Юж. Сирию от набегов враждебных племен пустыни. Владения Гассанидов охватывали Д. полукольцом с востока и юга. В 80-х гг. VI в. произошел конфликт между визант. властями и гассанидской верхушкой, союзные отношения были прерваны. Д. снова превратился в пограничный город на краю неконтролируемой пустыни. В 613 г. Д. был захвачен персами Хосрова II, к-рые не нанесли особых разрушений городу. Персид. гарнизон стоял в Д. до 628 г., на следующий год город вернулся под визант. управление. Д. в средние века. Арабское завоевание Эпидемии, византийско-персид. войны и конфликт между Православием и монофизитством ослабили Византийскую империю, и она не смогла оказать серьезного сопротивления араб. вторжению на Ближ. Восток в 30-х гг. VII в. Войско полководца Халида ибн аль-Валида осадило Д. в марте 635 г. Население города, тяготившееся властью Византии и не рассчитывавшее на помощь извне, в сент.

http://pravenc.ru/text/168694.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010