В пятом веке бл. Августин написал специальную проповедь «О жене прелюбодейной», в которой предлагает «выкинуть как сор» эти стихи, якобы вставленные в Евангелие для того, чтобы блудниками легче было оправдать свои грехи. Как видим, ещё в V веке есть проповедники, отрицающие подлинность этого текста. Тем не менее Церковь с любовью приемлет этот рассказ «о жене прелюбодейной» и включает его в состав Св. Писания. Почему? Спросите свою совесть: искажает ли этот эпизод учение Христа или, напротив, лучше позволяет понять суть Христова служения и Христова учения? Неужели не понятно, что он не «испортил» Евангелие, а помог раскрытию евангельского образа Христа? И почерпнула этот рассказ Церковь из того круга устных преданий, которые стояли на границе канона и апокрифов. Первый церковный историк – Евсевий Кесарийский – в начале четвёртого столетия встречал в трудах Папия Иерапольского (сер. II века) это рассказ: «Он же пользуется Первым посланием Иоанна, а также Петра и рассказывает о женщине, которую обвиняли перед Господом во многих грехах. Рассказ этот есть в „Евангелии евреев“» (Церковная история. 3,29,17). Разговоры же о том, что Церковь что-то цензурировала и вычёркивала из Писания, отпадают при обращении к истории новозаветного текста. Только в одном случае можно предположить попытку содержательной правки текста. Согласно Мк. 1,40-44 «Приходит к Нему прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им». Проблема в том, что, в отличие от рукописей IV века (Синайского и Ватиканского кодексов), кодекс Безы (V в.), старолатинские рукописи ff2 (V в.) и r1 (VII в.) вместо «умилосердившись» предлагает – «разгневавшись». Возможно, эта правка была призвана согласовать чувство Христа в минуту исцеления с тем гневом, который Он проявил позже («embrimhsamenos – „прогневался“; в русском переводе неточно – „посмотрев строго“) . «Гнев Христа объясняется тем, что прокажённый своим приближением ко Христу, которого окружали люди, нарушил закон Моисея, запрещавший прокажённым входить в стан Израильский» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Фридрих II, кор. германский (1212–1250, имп. с 1220 г.) II, 330, 343 Фридрих I Штауфен, герц, швабский (1079–1105) II Фридрих II Штауфен, герц, швабский (1105–1147) II, III, 237, 279, 279 Фридрих, герц, бичский, нередко неточно именуемый герц, лотарингским (1179–1207) II, IV, 309, 309 Фридрих, гр. люксембургский, шурин германского имп. Генриха II (ум. в 1019 г.) 85 Фридрих, гр. формбахский (сер. XI в.) 329, 329 Фридрих, викарный гр. штаденский (нач. XII в.) 338, 340 Фридрих, гр. богенский (сер. XII в.) 265 Фридрих I Зоммершенбургский, пгр. саксонский, б. магдебургского архиеп. Адальберта (1088–1120) 154, 232 Фридрих II Зоммершенбургский, пгр. саксонский (1120–1162) 280, 280 Фридрих, архиеп. магдебургский (1142–1152) 280 Фридрих, келарь м-ря св. Эммерама в Регенсбурге (1170-е гг.) 275 Фритель, с. гуннского вождя Этцеля-Аттилы (в эпосе) 222 Фрутольф из Михельсберга, немецкий хронист (кон. XI в.) 158–160, 226, 229, 233, 237, 269 Фулькон, см. Пелка (Фулькон) Хаганон, аб. херсфельдский (ум. в 960 г.) 46, 46, 105, 109, 116 Хакон, кор. шведский (1070-е гг.) VII, IXa, 140, 140 Хальденслебены, знатный восточносаксонский род (втор. пол. X – сер. XI в.) 328–329 Хальстен, кор. шведский (втор. пол. 1060-х гг.), затем – вестъётский (?) (ум. ок. 1080 г.?) VII, 139–140, 140 Хам, с. библ. праотца Ноя 215,215 Хамданиды, династия арабских эмиров в Мосуле и Алеппо (X в.) 37 Харальд I Синезубый, кор. датский (958 [?] – ок. 987) VII, 117, 164, 271, 327 Харальд II, кор. датский (1014–1018/9) VII, 132 Харальд III, кор. датский (1074/6–1080) VII Харальд I, кор. английский (1035–1040) VII Харальд II, кор. английский (1066) III, VII, IXb, 135, 135, 181–182 Харальд Гренландец, из рода норвежского кор. Харальда Прекрасноволосого (втор. пол. X в.) VII Харальд Прекрасноволосый, кор. норвежский (ум. ок. 930 г.) VII Харальд Суровый, кор. норвежский (1046–1066) VII, IXa, 128, 135–136, 135–136, 138, 138–140, 142, 142, 318–219 Харальд, см. Мстислав (Харальд) Владимирович Хардакнут, кор. датский (1035–1042) и английский (с 1040 г.) VII, 134

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эммерам, св. (уб. в кон. VII в.) 274, 274–275 Эмнильда, ж. польского кн. Болеслава I (ум. в 1013/7 г.) IV, 66, 68 Эмунд Окесон, о. Ингвара Путешественника 140 Эмунд Плохой, или Старый, кор. шведский (ок. 1050 – ок. 1060) VII, 131, 139 Энгельберт, архиеп. кёльнский (1216–1225) 343 Эндре (Андрей) I, кор. венгерский (1046–1060) V, VI, IXa, 118, 137, 137–138, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–357 Эндре (Андрей) II, кор. венгерский (1205–1235) V, IXb, 322, 371–372, 371 Эндре (Андрей), с. венгерского кор. Эндре II (ум. в 1234 г.) V, IXb Эппон, см. Эберхард (Эппон) Эрик Победоносный, кор. шведский (ум. ок. 994/5 г.) VII, 129–131, 129–131 Эрик I, кор. датский (1095–1103) VII Эрик II Эмун (Достопамятный), кор. датский (1134–1137) VII, IXb, 235 Эрик, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля, с. последнего (?) (уб. ок. 1066 г.) VII, 139–140, 139 Эрик, представитель Упландской династии, претендент на шведский трон после смерти шведского кор. Стенкиля (уб. ок. 1066 г.) 139–140, 139 Эрканберт, аб. Вайсенбургского м-ря (ум. в 966 г.) 49, 49 Эрменгарда, ж. мгр. Саксонской северной марки Лютара-Удона II 342 Эрней, венгерский гр. (третья четв. XI в.) 358, 358 Эстрид, ж. шведского кор. Олафа I Шётконунга 62, 131, 131 Эстрид (Маргарета), ж. новгородского кн. Ильи Ярославича (?), затем – датского ярла Ульва, затем – нормандского герц. Роберта I (?), д. датского кор. Свена I Вилобородого VII, IXa, 134–135, 134–135 Этелер Белый, гр. дитмаршенский (сер. – трет. четв. XI в.) 339, 340 Этельред II, кор. английский (978/9–1016) VII, 86, 132–133, 132–133 Этцель, имя гуннского предводителя Аттилы в немецком эпосе 222, 222 Эцерд, предок германского кор. Лотаря III 328 Эцикон, еп. ольденбургский (до 988 – после 995) 270, 271 Эццон, пгр. лотарингский (996–1034) IV Юдита, первая ж. польского кн. Владислава I Херманна, д. чешского кор. Братислава II (ум. в 1086 г.) IV, VI, 176 Юдита, ж. венгерского кор. Шаламона, затем – польского кн. Владислава I, д. германского имп. Генриха III (ум. после 1092 г.) II, IV, V, 176, 359

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

культура распространила влияние далеко за пределы империи; поздний (1204-1453) и поствизант. периоды. Под визант. археологией обычно понимают изучение материальной и художественной культуры вост. части Средиземноморья и связанных с ней районов, где языком богослужения и международного общения служил греческий. Собственного хронологического и территориального деления визант. археология не выработала и, следуя общей исторической периодизации, делится на ранний (от строительства К-поля в IV в. или падения Зап. Римской империи с 476 г. до сер. VII в.), переходный (сер. VII-VIII в.), средний (с IX в. до захвата К-поля крестоносцами в 1204 и образования лат. королевств), поздний (XIII - сер. XV в.) и поствизант. (археология Афона и др. монастырских общин; развитие визант. наследия вне пределов Византии) периоды. Делаются попытки уточнить такое деление, напр. отказаться от представления о VII-VIII вв. как о промежуточном периоде «темных веков» и рассматривать VII в. как конец раннего периода, а VIII и ранний IX в. как начало периода расцвета, когда новые, христ. формы религ. и общественной жизни, в к-рой место теменоса и форума древнего мира заняли христ. храм и дворец императора, окончательно восторжествовали. В географическом отношении визант. археология традиционно делится на области: К-поль и его окрестности; материковую Грецию и гос-ва Балканского п-ова; М. Азию; города и гос-ва Сев. и Вост. Причерноморья (в т. ч. Крым) и Кавказ; Сиро-Палестинский регион (IV-VIII вв.); Египет и часть территорий Сев. Африки (до окончательной победы ислама); области Италии, испытавшие влияние Византии в V-VII вв., а также зоны развития итало-визант. культуры в средне- и поздневизант. периоды (Адриатическое побережье, юг Апеннинского п-ова, о-в Сицилия); Др. Русь (особенно в IX-XII вв.). История византийской археологии Археологическими исследованиями XIX - нач. XX в. был накоплен огромный материал, но его направленное изучение началось только после второй мировой войны. За последние 50 лет XX в.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Со 2-й пол. II тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион степных народов - здесь найдены как бронзовые предметы, характерные для киммерийской культуры, так и захоронения, свойственные степным племенам. В К.-Ч. открыты памятники кобанской культуры (XII-VII вв.). Территория республики входила в ареал распространения прикубанской культуры - родственной и одновременной кобанской культуре. Здесь находился наиболее мощный очаг металлодобычи прикубанской культуры - верхнекубанский. Есть следы добычи медных руд, выплавки металла и значительное количество бронзовых изделий. Следы производства железа на территории республики обнаружены на Хумаринском городище, на участке VIII-VII вв. до Р. Х. В сер. I тыс. до Р. Х. отмечается проникновение в регион скифских племен, оставивших характерные курганные захоронения. В находках периода позднекобанской культуры (VII-IV вв. до Р. Х.) есть влияние скифской культуры. В сарматское время (III в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.) в предгорных районах К.-Ч. появились поселения аланов и меотов. После гуннского нашествия, с кон. IV в., аланы заняли также горные ущелья. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. в верховья Кубани и Зеленчуков проникают тюркские племена: болгары (с V в.), хазары (с VII в.), в Х в. здесь появились печенеги и торки (гузы), в XI в.- кипчаки. В VII-IX вв. территория К.-Ч. входила в состав Хазарского каганата, с кон. IX до кон. XIV в.- в состав Аланского гос-ва. Здесь располагались резиденция аланских царей и центр Аланской епархии , были сосредоточены крупные города, проходили караванные пути. В X-XII вв. Аланское гос-во достигло расцвета. Араб. географ Х в. аль- Масуди писал, что аланский царь имел большее влияние, чем др. кавказские правители. Усилению Алании способствовал проходивший через нее Великий шелковый путь. С сер. VII в. из-за арабо-визант. войн торговцы стали использовать маршрут в обход неспокойного Ирана: из Ср. Азии через плато Устюрт и Сев. Прикаспий караваны направлялись в степи Предкавказья и через них по долинам рек Алании (Б. Лаба, Б. Зеленчук, Теберда) к перевалам Санчаро, Клухорский в Абхазию, через порты к-рой попадали в черноморские владения Византии. Алания вела активную внешнюю политику, у нее были политические, военные и династические связи с Византией, Грузией, Абхазией. Тесные отношения установились между Аланией и Русью. Между аланскими и рус. правителями заключались династические браки: рус. князья св. Андрей Юрьевич Боголюбский , сын Владимира Мономаха Ярополк, св. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо были женаты на «ясках» (в рус. летописях аланы называются «асами» («ясами»)). На территории К.-Ч. (в Н. Архызе, на городище Адиюх на окраине Карачаевска) найдено неск. древнерус. крестов-энколпионов, в Аланию эти кресты попали предположительно в XI-XII вв., в период наиболее активного развития русско-аланских отношений.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ древнейшее гос-во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1-го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е.- Дельту Нила и Верхний Е.- узкую плодородную долину реки, ограниченную Ливийской пустыней на западе и Аравийской пустыней на востоке. Существовал также ряд оазисов: Файюм, примыкающий к долине реки в ее средней части, а также Сива, Бахария, Фарафра, Дахла, Харга - в глубине Ливийской пустыни. История Древнего Е. охватывает 30 царских династий. В ней выделяется ряд крупных периодов: Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до Р. Х.; 1-2-я династии), Старое (или Древнее) царство (XXVIII - нач. XXII в. до Р. Х.; 3-8-я династии), 1-й Переходный период (нач. XXII - кон. XXI в. до Р. Х.; 9-10-я династии), Среднее царство (кон. XXI - нач. XVIII в. до Р. Х.; 11-12-я династии), 2-й Переходный период (нач. XVIII - сер. XVI в. до Р. Х.; 13-17-я династии), Новое царство (сер. XVI - нач. XI в. до Р. Х.; 18-20-я династии), 3-й Переходный период (нач. XI - сер. VII в. до Р. Х.; 21-25-я династии), Поздний период (сер. VII-IV в. до Р. Х.; 26-30-я династии). Царствами называются периоды, на протяжении к-рых в Е. существовала объединявшая страну крепкая централизованная власть. Переходные периоды - времена политической раздробленности. Раннее царство (XXXI-XXVIII вв. до Р. Х.; 1-2-я династии) Предки египтян пришли на территорию долины Нила с запада в V тыс. до Р. Х. Первоначально, по-видимому, был заселен Файюмский оазис, а затем началось освоение долины реки. Поселения додинастического периода (V - кон. IV тыс. до Р. Х.) представляли собой крупные сельские общины, где было развито ремесленное производство (керамика, медные орудия), но еще не наблюдалось значительной имущественной дифференциации. В посл. четв. IV тыс. до Р. Х. начался процесс формирования государственности, в к-ром ведущую роль играли правители городов Верхнего Е. Тинис и Иераконполь. К этому времени ранние земледельческие общины уже создали первые территориальные объединения-номы, к-рые позднее превратятся в провинции исторического Е. Потребность общин в объединении была связана с необходимостью сооружения ирригационных систем: возникающая гос. власть брала под контроль прежде всего эту сферу. На протяжении всей егип. истории поддержание и сохранение оросительной системы и ритуальная ответственность за необходимый уровень нильского паводка оставались одной из главнейших функций царей.

http://pravenc.ru/text/189507.html

кон. IV в. (самое позднее - в 80-х гг. V в.) приобрел структуру четырехстолпного купольного сооружения с квадрифолием внешних стен. Др. ранней центричной постройкой является храм-мартирий Сурб Саркис (св. Сергия) в Текоре (совр. Дигор, Турция) (80-е гг. V в.) - первая из сохранившихся крестовокупольных церквей с каменным куполом на 4 опорах. В нач. 90-х гг. VI в. возводится храм в Аване - родоначальник архитектурного типа тетраконхов с угловыми нишами (св. Рипсиме в Эчмиадзине, Гарнаовит, Сисаван, Ахтамар ). В 1-й пол. VII в. получают развитие следующие композиции: четырехстолпная крестово-купольная структура, лежащая в основе классического типа (восходит к ц. Сурб Саркис в Текоре), с прямоугольным наосом и пастофориями по сторонам алтарной апсиды (св. Гаиании (Гаяне) в Эчмиадзине, 630; Мрен, 639; Багаван, 631-639; Одзун, ок. сер. VII в. и др.); компактный тетраконх на основе структуры Эчмиадзина (Багаран, 624-631); постройки с наружной стеной в виде триконха (соборы в Двине, Талине, 2-я пол. VII в.). Тенденция к созданию цельного центричного и вместе с тем просторного храма наиболее ощутимо проявляется к сер. VII в., чаще всего на основе планового квадрифолия - формы, вероятно прочно связанной с Эчмиадзинским кафедральным собором, именуемым армянами «Матерью-Церковью» (Аван, Мастара, ок. 645 г., храм-мартирий Бдящих сил Звартноц, 642-662). Форма просторного, нерасчлененного светлого купольного интерьера максимально выражена в храме Аруча - величественном купольном зале, с 4 опорами в виде пилонов, к-рые примыкают к его продольным стенам; символика креста отражена не в плане, а в структуре сводов. Подобный светлый интерьер - характерная черта зодчества 2-й пол. VII в. (Талин, Артик, Звартноц). Композиционное разнообразие памятников раннесредневек. эпохи дополнялось храмами шести- и восьмиапсидной структуры (Арагац; Зоравар у Егварда, 60-е гг. VII в.; Иринд). В VII в. имело место массовое строительство небольших, вероятно, приходских церквей типа простого купольного тетраконха, триконха или свободного креста с апсидой на востоке (Агарак; Арзни; Аламан, 637; Дорбантаванк; Кармравор в Аштараке; Кош и др.).

http://pravenc.ru/text/76104.html

Эгильмар II, гр. ольденбургский (перв. четв. XII в.) 338, 338, 340 Эгисхайм (Дагсбург), знатный эльзасский род (IX – нач. XIII в.) 338 Эдгар, по прозвищу Ætheling, с. Эдуарда Изгнанника (ум. ок. 1130 г.) VII Эдла, ж. (наложница?) шведского кор. Олафа I Шётконунга 737 Эдмунд Железнобокий, кор. английский (1016) VII, 132–133, 133, 137, 195, 195–196 Эдмунд, с. английского кор. Эдмунда Железнобокого VII, 133 Эдуард Изгнанник, с. английского кор. Эдмунда Железнобокого (ум. в 1057 г.) VII, 133, 133, 137 Эдуард Исповедник, кор. английский (1042–1066) VII, 132–135, 133 Эдуард Мученик, кор. английский (975–978) VII, 133 Эйлив, с. вестъётского ярла Рёгнвальда, ярл ладожский (перв. пол. XI в.) 136 Эйлика, ж. балленштедтского гр. Отгона Богатого, д. саксонского герц. Магнуса 342, 342 Эйнхард, франкский историограф (ум. в 840 г.) 141–143, 141, 143, 149, 150, 268 Экберт I, мгр. майсенский (1067–1068) II, 329 Экберт II, мгр. майсенский (1068–1088, с перерывом, ум. в 1090 г.) 77, 120, 159,159, 161, 231, 231, 328 Экберт, гр. штаденский (втор, полов. X в.) (ошибочно) 189, 189 Экберт, с. Иды из Эльсдорфа (уб. в 1052/3 г.) II, 339, 339 Эквард, еп. ольденбургский (972 [?] – ?) 270 Эккехард, мгр. майсенский (ум. в 1002 г.) 67, 78 Эккехард из Ауры, немецкий хронист (нач. XII в.) 158–160, 226, 239, 269, 279, 326–327 Эккехардины (Эккехардинги), знатный восточносаксонский род (сер. X – перв. пол. XI в.) 329 Элад, дед венгерского вождя Арпада 350 Эльжбета (Елизавета) (Гертруда), ж. польского кн. Мешка III, д. венгерского кор. Иштвана II (?, Белы II ?, герц. Альмоша ?) (ум. ок. 1150/4 г.) IV, V, 200, 310 Эльжбета (Елизавета), ж. чешского князя Собеслава II, затем – нижнелужицкого мгр. Конрада, д. польского князя Мешка III IV, VI, 309 Эмбрих(он), еп. вюрцбургский (1127–1146) 243, 246, 247 Эмельрик, легендарный прародитель семейства гройчских гр. 218 Эмехард, еп. вюрцбургский (1089–1105) 208 Эмихон, гр., один из вождей Первого крестового похода 210, 211 Эмлер И., см. Emler J. Эмма, ж. английского кор. Этельреда II, затем – английского и датского кор. Кнута I Могучего, д. нормандского герц. Рикарда I (ум. в 1052 г.) VII, 133, 133–134, 195

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Артемиды и акрополь в Сардах. V–IV вв. до Р. Х. [Греч. Λδια; лат. Lydia], древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ). Название происходит от народа лидийцев, к-рый был известен с сер. II тыс. до Р. Х. и заселял большую территорию в зап. части М. Азии. Самоназвание народа - меоны (упом. у Гомера), или сфардены. Этноним «лидийцы» распространился среди древних греков и персов в сер. I тыс. до Р. Х. Лидийский язык принадлежал к лувийской группе анатолийской ветви индоевроп. языков. Культура лидийцев во II тыс. до Р. Х. развивалась под сильным влиянием хеттов. Их страну хетты называли Маса, что, вероятно, может быть более ранней формой названия Меония. Расцвет древнего царства Л. начался в VII в. до Р. Х., после распада Фригийского царства в Центр. М. Азии. Ок. 680 г. до Р. Х. во главе гос-ва встала династия Мермнадов, основателем к-рой стал Гиг, столицей был г. Сарды (ныне археологический парк близ г. Салихли, Турция). Географически ядро Л. составила область, образованная плодородными долинами 3 крупных рек, протекающих с востока на запад и впадающих в Эгейское м.: Герм (ныне Гедиз), Каистр (ныне М. Мендерес) и Меандр (ныне Б. Мендерес). Долины отделены друг от друга довольно высокими, но проходимыми горными хребтами Тмол (ныне Боздаглар) и Мессогида (ныне Айдын). Территория древнего Лидийского царства в сер. VII - сер. VI в. до Р. Х. охватывала весь запад М. Азии от ионийского побережья до р. Галис (ныне Кызылырмак). В эту эпоху в Л. возникла собственная система алфавитного письма, построенная на вариациях восточного и греческого алфавитов. О богатстве Л. в античном мире ходили легенды; по утверждению Геродота ( Herod. Hist. I 94), именно в Л. впервые в VI в. до Р. Х. начали чеканить монеты из драгоценных металлов в качестве средства товарообмена. В 547-546 гг. до Р. Х. Крёз, царь Л., воевал на востоке против персид. царя Кира, однако был разбит и все его царство было присоединено к Персидской державе Ахеменидов; Сарды стали центром персид. сатрапии Л., в состав к-рой вошла лишь центральная часть прежнего царства. В течение неск. столетий лидийцами управляли сначала персы, а затем греки. Лапидарные надписи на лидийском языке встречаются в М. Азии до II в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2110487.html

Ненцы (самоеды). Фотография. Нач. XX в. К наиболее древним археологическим памятникам на территории Н. а. о. относятся находки со стоянки Пым-Ва-Шор I в среднем течении р. Адзьвы (финальный палеолит, ок. X - IX тыс. до Р. Х.; уральская культура). Освоение региона продолжилось в позднем мезолите населением, мигрировавшим из В. и Ср. Поволжья, а также из Прикамья (памятники Большеземельской тундры VII-V тыс. до Р. Х.). В неолите (сер. V тыс. до Р. Х.) переселившиеся из Волго-Окского междуречья носители культуры гребенчато-ямочной керамики осваивали низовья р. Печоры и бассейнов др. рек, впадающих в Баренцево м. В кон. IV - нач. II тыс. до Р. Х. в Мезенско-Печорском междуречье сформировалась энеолитическая чужъяельская культура. Ок. сер. III тыс. до Р. Х. ее ареал распространился на Большеземельскую тундру. В тундровой зоне обнаружены памятники, сходные с находками со стоянки Йоркутинская на берегу р. Йоркута-Яха на п-ове Ямал (ок. 1-й четв. II тыс. до Р. Х.). В бронзовом веке из Зауралья в Малоземельскую (Тиманскую) и Большеземельскую тундры переселялись носители коршаковской культуры (кон. II - нач. I тыс. до Р. Х.). К тому же периоду относятся стоянки носителей лебяжской культуры в Большеземельской тундре. Ок. сер. I тыс. до Р. Х.- нач. I тыс. по Р. Х., возможно вслед. ухудшения климата, регион запустел; памятники этого периода не выявлены. Со 2-й четв. I тыс. до Р. Х. до рубежа I и II тыс. по Р. Х. территорию от Малоземельской тундры до п-ова Ямал населяли представители местной культуры неясной этнической принадлежности. Среди памятников этого периода - Ортинское городище (близ впадения в Печору р. Ортины), жертвенное место Хэйбидя-Пэдара в среднем течении р. Море-Ю в Большеземельской тундре, святилище Вэсако на мысе Болванский Нос о-ва Вайгач, поселение Карпова Губа на том же острове. К сер. I тыс. по Р. Х. относятся ранние памятники бичевницкого культурного типа, обнаруженные в Большеземельской тундре. В кон. I тыс. по Р. Х. на территорию Н. а. о. стали переселяться носители вожпайской культуры. По предположениям нек-рых исследователей, они могли быть древними самодийцами и участвовать в этногенезе ненцев и др. родственных им народов.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010