известно устойчивое название «Литовская Метрика». Данный термин (по аналогии с «Коронной Метрикой») систематически стал употребляться в делопроизводстве уже с сер. XVII в. В 1747-1751 гг. варшавскими архивистами этот термин был закреплен в делопроизводстве во время ревизии М. Л. В XV - нач. XVII в. основным языком М. Л. был т. н. старобелорусский. В ВКЛ его статус как основного языка делопроизводства юридически был закреплен специальными статьями 2-го и 3-го Литовских статутов. С нач. XVI в. в М. Л. появились записи актов на латинском и польск. языках. На лат. языке, а во время Ливонской войны - и на немецком, прежде всего копировали документы предшествующей эпохи с 1214 г. по Ливонии и с 1380 г.- непосредственно касающиеся Литвы и Жямайтии. Заметное место среди них занимают папские буллы, документы, связанные с правами и привилегиями католич. Церкви и ее представителей на территории ВКЛ и Ливонии, часть которой вошла в состав Речи Посполитой во время Ливонской войны. Со 2-й пол. XVII-XVIII в. в документации М. Л., к-рую вели на территории ВКЛ и Речи Посполитой, несмотря на 3-й Литовский статут, начинают доминировать польский язык и польская графика письма, причем даже в тех случаях, когда оригинальный текст документа писался на старобелорусском языке. В 1697 г. сложившейся практике был дан официальный статус, благодаря чему окончательно стал доминировать польский язык. Предполагается, что наиболее ранние документы тетрадей, входивших в отдельные книги М. Л., были сформированы в кон. 70-80-х гг. XV в. Это были исходящие документы канцелярии ВКЛ времени правления польск. короля и вел. кн. Литовского Казимира IV Ягеллончика с 1440 г. (напр., «книги данин»), в них содержались отсылки на пожалования еще более раннего времени великих и удельных князей Литовских начиная с Литовского вел. кн. Витовта . В кон. XV - нач. XVI в. акты М. Л. еще не были объединены, а функционировали в виде отдельных тетрадей и отдельных стоп листов с копиями или регистрами документов. Они были сложены в определенной хронологической и тематической последовательности.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. Собор Христа в Кентербери. 2-я пол. XI — нач. XVI в.; XIX в. К нач. V в. рим. Британия испытывала экономические трудности: была прекращена выплата жалованья армии и гражданским служащим, металлургия и производство керамики пришли в упадок. По данным археологии, на протяжении IV в. территория Дуроверна сокращалась, нек-рые кварталы были заброшены (многие вопросы, связанные с упадком рим. городов и заселением Британии герм. племенами англов, саксов и ютов, остаются предметом дискуссии - см.: A Companion to Roman Britain/Ed. M. Todd. Malden (Mass.), 2004. P. 428-442). В 1-й пол. V в. поселение в Дуроверне продолжало существовать, но об упадке городской жизни свидетельствует захоронение, обнаруженное внутри городских стен. Между археологическими слоями рим. времени и следами герм. заселения пролегает слой т. н. темной земли (dark earth), что указывает на отсутствие хозяйственной деятельности. Высказывалось мнение, что временной промежуток между упадком рим. города и появлением англосакс. поселенцев мог составлять 20-30 лет ( Brooks D. A. 1988). Тем не менее исследователи указывают на отсутствие археологических данных о непосредственных контактах в Дуроверне романо-бриттского населения с германцами ( Esmonde Cleary A. S. The Ending of Roman Britain. L., 1989. P. 124-127, 160; Russo. 1998. P. 100-104). Датировка следов ранней деятельности англосаксов на месте рим. Дуроверна остается спорной; остатки древнейших герм. жилищ-полуземлянок скорее всего относятся ко 2-й пол. V в. Согласно различным версиям легенды, приведенным св. Гильдой (VI в.), Бедой Достопочтенным (VIII в.) и Неннием (IX в.), а также составителем «Англосаксонской хроники» (IX в.), англосаксы подчинили Кент раньше др. областей Британии. В более поздних источниках зафиксировано древнеангл. название Дуроверна - Cantwaraburh (крепость жителей Кента), но в лат. сочинениях (напр., в «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного) использовалось рим. название - Дуроверн или Доруверн. Во многом благодаря активным торговым связям с континентом, прежде всего с королевством Меровингов в Галлии, правителям Кента удалось укрепить влияние среди англосаксов. В кон. VI в. правивший в Кенте кор. Этельберт I (560-616) носил титул бретвальды (bretwalda), его власть признавалась и в др. англосакс. гос-вах. Этельберт был женат на Берте, дочери Хариберта I (561-567), меровингского правителя г. Паризии (ныне Париж). Берта исповедовала христианство и привезла в Британию духовника, еп. Лиудхарда ( Beda. Hist. eccl. I 25).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

С ветхозаветной В. отождествляют 2 памятника: Телль-эс-Себа и Хирбет-Бир-эс-Себа. Телль-эс-Себа впервые идентифицировал Э. Мастерман (International Standard Bible Encyclopedia. 1929. Vol. 1. P. 424-425); в 1969-1976 гг., во время раскопок Тель-Авивского ун-та (рук. Й. Ахарони и З. Херцог), открыт хорошо спланированный адм. центр со слоями от Х до VIII вв. до Р. Х., вероятно древний евр. город (Y. Aharoni, 1968; 1973; 1974а; 1974b; 1973; Yadin, 1976 и др.). Однако эта идентификация ставится под сомнение из-за несоответствия этой даты библейскому тексту: на телле нет следов поселения эпохи бронзы и поздней фазы раннего железного века, что делает маловероятным существование здесь города в эпоху патриархов, а также и во времена Иисуса Навина. С 90-х гг. на телле под рук. Херцога ведутся новые исследования. Район В. был важным и процветающим уже с медно-каменного века (3500-3000 до Р. Х.), поселения нач.-сер. IV тыс. до Р. Х. открыты по берегам вади. Нек-рые поселения могли быть ремесленными центрами металлургии (Абу-Матар) и резьбы по кости (Бир-эс-Сафади). В эпоху раннежелезного века на Телль-эс-Себа насчитывается 9 слоев (не считая персид., эллинистических и иродианского). Самое раннее поселение (слой IX) открыто только в юго-вост. части холма; оно состояло из пещер и ям разной формы, вырытых в склоне холма, к-рые могли использоваться для хранения зерна или для жилья. В слое обнаружены фрагменты филистимской, краснолощеной и крашеной керамики (кон. XII - нач. XI в.). Пещеры и ямы оставались основными сооружениями в слое VIII (ок. сер. XI в.), но найдены и следы строительства зданий на каменных фундаментах. Застройка поселения зданиями с характерным для бытовых евр. построек планом (4-комнатный дом), стоявшими по периметру холма, произошла в кон. XI - нач. X в. (слой VII). Задние стены домов были пристроены к городской стене. Ворота состояли из 2 камер, пристроенных к углам домов по обеим сторонам. За воротами находился колодец, также окруженный зданиями. Дата появления колодца неясна: его наслоения нарушены в древности падением верхней части стенок, а дно при раскопках (пройдено 28 м) не достигнуто. Он возник не позже VII слоя, т. к. стоит точно в центре двора этого времени.

http://pravenc.ru/text/158746.html

А. А. Шахматов считал Л. причастным к составлению древнейшего Новгородского свода 1050 г., сведения к-рого отразились в Начальном своде кон. XI в. и в Новгородско-Софийском своде XV в. ( Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 530, 533-534). В наст. время эта т. зр. большинством исследователей не разделяется. В рукописной традиции Л. приписывается обращенное к пастве краткое святительское Поучение (нач.: «Се, братие, первъе всего сию заповедь известно должни есмы вси крестиане держати»). Время и обстоятельства его написания неизвестны. Поучение было найдено в нач. XIX в. профессором Московского ун-та Р. Ф. Тимковским и опубликовано им как творение Луки , еп. Ростовского. Впервые памятник атрибутировал Л. митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) , и это мнение закрепилось в историографии. Об авторстве Л. позволяет говорить наличие Поучения под именем этого Новгородского святителя в составе Новгородско-Софийской группы летописей XV в. и Новгородской летописи по списку Дубровского (свод 1539 г.), где оно читается под 1058 г. после сообщения об оправдании Л. («Поучение архиепископа Лукы к братьи»). Этот же текст (имеющий одну редакцию) встречается и вне летописных сводов, в сборниках XIV-XVI вв., причем является там анонимным или псевдоэпиграфическим. Как замечает О. В. Творогов, «состоящее из нравоучительных сентенций, Поучение не содержит признаков, по которым его можно датировать или локализовать» ( Творогов. 1987. С. 252). Сомнения в авторстве Л. имелись уже у исследователей XIX - нач. XX в. ( Строев П. М. Хронологические указания материалов отечественной истории//ЖМНП. 1834. Ч. 1. 2. Отд. 2. С. 153; Никольский. 1906. С. 144-149). По С. А. Бугославскому , архетип списков Поучения в сборниках восходит к одному из списков Новгородской IV летописи, и Поучение Л., считал исследователь, присоединяясь к мнению Шахматова, читалось уже в Новгородском своде 1167 г. ( Бугославский. 1913). Т. о., атрибуция Поучения до сих пор остается неопределенной. Вполне возможно, что список святительского поучения Л. сохранился при Софийской кафедре к XV в. и был использован при составлении летописного свода; но не менее вероятно, что включение этого текста под именем Л. в летописи Новгородско-Софийской группы стало следствием местной канонизации Новгородского святителя в 1439 г.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ [Юст; лат. Iustus; итал. Giusto] (нач. IV в.?), мч. (пам. зап. 2/3 нояб.), почитается в г. Триест (Италия). Согласно Мученичеству (BHL, N 4604), в г. Аквилея или в г. Тергест (ныне Триест) жил благочестивый христианин И., к-рый усердно соблюдал посты и раздавал милостыню. Когда императоры Диоклетиан и Максимиан начали гонения на христиан, с Востока был прислан префект Маннаций, к-рый назначил во все города наместников, чтобы преследовать христиан. В Аквилею был поставлен презид идолопоклонник Евномий, в Тергест - Маннаций (далее именуется магистратом; возможно, он и префект Маннаций - одно лицо). Узнав об И., Маннаций велел декуриону привести его на допрос. И. отказался поклониться идолам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу и всю ночь молился. На повторном допросе И. вновь отверг предложения Маннация и был приговорен к утоплению за святотатство и неповиновение имп. указам. Мученика отвели в пустынное место и привязали к рукам и ногам свинец. После того как И. произнес молитву, его бросили в море. Тело мученика чудесным образом прибило к берегу близ г. Тергест. Жившему там пресв. Себастиану И. явился во сне и указал местонахождение своих останков. Собрав христиан, пресвитер похоронил тело мученика. Мч. Иуст. Мозаика апсиды собора Сан-Джусто в Триесте. Кон. XI — нач. XII в. Мч. Иуст. Мозаика апсиды собора Сан-Джусто в Триесте. Кон. XI — нач. XII в. Дата составления Мученичества И. неизвестна. Издатель Мученичества болландист Г. ван Хоофф оценил его как достоверный источник и предположил, что оно основано на подлинном протоколе суда. Кард. Цезарь Бароний полагал, что И. погиб в 303 г., ван Хоофф предложил датировать гибель мученика 304 г. Однако Ф. Ланцони указал на ошибочную датировку в Мученичестве: И. пострадал в 9-й год совместного правления Диоклетиана и Максимиана Геркулия (294/295) и в 4-е консульство обоих императоров (4-е консульство Диоклетиана - 290, Максимиана - 293), тогда как великое гонение началось в 303 г. И. Делеэ сделал вывод, что Мученичество И. не содержит достоверных сведений.

http://pravenc.ru/text/1237895.html

1041 L. Duchesne, Origines du culte chretien, 3 ed., Paris, 1903, pp. 435–436 так описывает образ жизни кающихся IV и V вв. „Все время, пока продолжалось покаяние, они должны были жить в условиях почти тех же, что и совершенные аскеты. Не могли ни жениться, ни пользоваться уже заключенным браком; должны были отказаться от воинского звания, от публичных функций, от церковной карьеры, быть воздержными в питии, пище, одежде, в пользовании баней, быть усердными к храму, – одним словом, жить как монахи. Все отличии между положением монаха в мире и положением кающегося состояло в том, что монах принимал свой образ жизни добровольно, тогда как для кающегося это было условие восстановления“. Мы, однако, опасаемся, что некоторые черты этой картины подсказаны автору более поздними католическими правилами, руководившими поведение кающихся, а не почерпнуты ими из данных IV и V стол. 1042 Изложенное мнение о покаянных степенях разработано Функом. Его разделяют: К. Голль, о. с. 246. Вакандар., Le traitement des peccata leviora, p. 461. В пользу того, что институт покаянных степеней не везде существовал на Востоке, указывают, между прочим, на то, что о них не упоминают: Златоуст в своих многочисленных писаниях о покаянии, Апостольские Постановления. 1043 Эта часть Постановлений Апостольских (памятн. к. III или нач. IV в.) представляет из себя более древний памятник нач. III в. сирийского происхождения, наз. Didasgalia apostolorum. 1044 В XIV–XVI гл. II кн. Постановлений Апост. Вакандар усматривает действования епископа foro inmerno, частную исповедь средних грехов, которые по его толкованию XVI гл. отпускались без помощи разрешения. Le traitement des peccata leviora Recne de Clurge Fr. 1901, aout, pp. 458–459. 1045 12 канон, в котором упоминаются все четыре степени, признается позднейшей прибавкой, см. Funk. 182–183. 1046 Голля о. с. 245–246; Funk, Busstationen im christichen Kirche (Kirch. – gesch. Abhandlungen und Untersuchungen) ss. 182–184. 1047 См. Суворова, о церк. наказаниях, 71–77. Объем дисц. суда, 127–130. Наиболее полный свод данных по вопросу о дисциплине покаянных степеней начиная с IV в. см. у Голля о. с. 273–301. Поправки к этому отделу у Суворова в рецензии (Виз. Врем. 1899, отд. отт. 42–45). По всему этому, нам кажется, несправедливо рассуждает Функ, о. с. 201–204, что на Востоке система покаянных степеней исчезла после известного распоряжения патр. Нектария.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тимофея, еп. Александрийского: «Не приемлемые ко общению изыдите». В «Ареопагитиках» при описании служения Д. («литургов») большое значение придается их участию в совершении Крещения (Areop. EH. 5. 1. 6). Возможность для Д. самим совершать Крещение в IV в. еще сохранялась ( Cyr. Hieros. Catech. 17. 35; Hieron. Adv. Lucifer. 4), но к нач. V в. стала допускаться только при отсутствии епископа и пресвитера при неотложной необходимости крестить ( Theodoret. Quaest. in 2 Paral. 29. 30). Отличительной чертой Д. уже в IV в. было ношение на одном плече ораря (Лаодик. 22-23), а также (с того же времени или неск. позднее) стихаря . В IV в. на Востоке, как и на Западе, появляется степень старшего среди Д.- архидиакона. В последующие эпохи в визант. и др. вост. литургических традициях - в отличие от западных - практика широкого и разнообразного участия Д. в совершении богослужения продолжилась в полной мере (см.: Salaville, Nowak. 1962). Среди греч. документальных папирусов егип. происхождения сохранилось написанное предположительно в нач. IV в. подробное письменное обещание новорукоположенного Д. верности своему епископу (Corpus Papyrorum Raineri. 1976; см. также: Horsley. 1981). Форма документа сходна с известными из др. папирусов письменными соглашениями при приеме на службу, из его содержания явственно видна непосредственная связь диаконского служения с епископским; сходные документы содержатся также в ряде копт. остраконов (Ibidem). Д. в византийской традиции Нек-рые из первоначальных литургических функций Д. в визант. традиции во II тыс. по Р. Х. были сокращены. Д. перестали совершать проскомидию (древнейшие рукописи Евхология и Служебника предписывают совершать проскомидию Д. (см.: Муретов. 1894. С. 499-502; Mandal à. 1935. P. 73-96), что полностью соответствует функции Д., приготовляющего Дары, но не освящающего их; усвоение священникам исключительного полномочия совершать проскомидию произошло в XI-XIV вв. как из-за усиления символического элемента в понимании этого священнодействия, так и по причинам случайного характера (см.: Бернацкий, Желтов.

http://pravenc.ru/text/171911.html

Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-дель-Дуэро в Сории. Нач. XIII в. Капитель клуатра мон-ря Сан-Хуан-дель-Дуэро в Сории. Нач. XIII в. Притязания кор. Альфонсо Х на королевство Наварра, а также на корону Свящ. Римской империи (он претендовал на имп. титул как сын Беатрисы Швабской из рода Гогенштауфенов) не имели успеха. Но самым тяжелым периодом его правления стали последние годы из-за конфликта по поводу престолонаследия с сыном, инфантом Санчо (впосл. кор. Санчо IV Храбрый (1284-1295)). Санчо опротестовал намерение отца передать престол одному из сыновей инфанта Фернандо де ла Серда († 1275), старшего брата Санчо, и был поддержан представителями знати, недовольными централизаторской политикой короля, якобы посягнувшего на их исконные привилегии. Альфонсо X остались верны лишь Севилья, Мурсия и Бадахос, королю пришлось отречься от власти, хотя титул он сохранил. После его смерти в Кастилии развернулась борьба за престол, в которой участвовали представители знатных испан. родов, поддерживавшие того или иного кандидата, мусульм. правители Марокко, а также городские ополчения. В результате кровопролитных войн инфанту Санчо удалось одержать верх над противниками и стать королем Леона и Кастилии, закрепив этот титул за собой и своим наследником Фернандо IV (1295-1312) и сохранив территориальную целостность королевства. В первые годы правления кор. Фернандо IV, унаследовавшего трон в возрасте 9 лет, смута возобновилась, в ней участвовали инфант де ла Серда, кузен короля, мусульм. правители Гранады и Марокко, а также короли Португалии, Арагона и Франции, рассчитывавшие на территориальные приобретения в обмен на поддержку того или др. претендента. Интересы Фернандо IV успешно отстаивала его мать, кор. Мария де Молина,- он сохранил трон, с большинством противников были заключены соглашения. Арагонская корона добилась самых крупных успехов в расширении территории в правление Хайме I Завоевателя. После гибели в 1213 г. отца Хайме, кор. Педро (Пере) II, участвовавшего в альбигойских войнах на стороне графа Тулузского, Хайме попал в плен к предводителю крестового похода Симону де Монфору.

http://pravenc.ru/text/674995.html

( Euseb. Praep. evang. XIV 18; SSReliq. IV A 173; IV B 5). Имеющиеся источники не позволяют с уверенностью предпочесть одно из 2 возможных объяснений этого: либо Аристипп Младший был верным последователем деда и повторял его философские мнения без всяких изменений, либо взгляды Аристиппа Младшего были приписаны Аристиппу ( D ö ring. 1998. S. 250-251). II. Гегесий. Основным источником сведений о жизни Гегесия является краткое упоминание о нем в «Тускуланских беседах» Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до Р. Х.). Согласно Цицерону, Гегесий был автором диалога «Умерщвляющий себя голодом» (Αποκαρτερν), в к-ром «герой собирается кончить жизнь голодовкой, друзья его разубеждают, а он им в ответ перечисляет все неприятности жизни» ( Cicero. Tusc. disp. I 84; SSReliq. IV F 4). Цицерон сообщает, что Гегесий столь красноречиво защищал и восхвалял добровольный уход из жизни, что егип. царь Птолемей I Сотер (ок. 323-283/2 гг. до Р. Х.) «запретил ему выступать на эту тему, потому что многие, послушав его, кончали жизнь самоубийством» ( Cicero. Tusc. disp. I 83; SSReliq. IV F 3, 5). Если этот рассказ соответствует действительности, то расцвет философской деятельности Гегесия относится к нач. IV - кон. III в. до Р. Х. ( D ö ring. 1998. S. 257). По свидетельству Диогена Лаэртского и свт. Епифания Кипрского († 403), за свои аргументы в пользу самоубийства Гегесий, утверждавший, что «мудрому человеку полезно умереть», получил прозвище «учитель смерти» (πεισιθνατος; см.: Diog. Laert. II 86; Epiph. Adv. haer. III 2=De fide. 9//PG. 42. Col. 793; SSReliq. IV F 2). О содержании философского учения Гегесия и его последователей известно только из сообщения Диогена Лаэртского ( Diog. Laert. II 93-96). Принимая основное для всех К. положение, согласно которому для человека возможны лишь 2 состояния: наслаждение и страдание, гегесианцы были более пессимистичны, чем прочие К., и учили, что «счастье совершенно невозможно», поскольку тело человека всегда страдает и в свою очередь передает страдания душе, «возмущая» ее (Ibid.

http://pravenc.ru/text/1840167.html

Бернольд (Констанцский), немецкий историограф и канонист (ум. в 1100 г.) 209 Бернхард I, герц, саксонский (973–1011) 341, 341 Бернхард III, герц, саксонский (1180–1212) IV, 309, 309 Бернхард, мгр. Саксонской северной марки (1009–1044) IXa, 328, 328–329 Бернхард, с. (вероятно, ошибочно вместо о.) предыдущего 328, 328 Бернхард, гр. плёцкауский (ум. в 1147 г.) 234, 234 Бернхард, гр. рацебургский (80–90-е гг. XII в.) 283, 283 Бернхард, предок германского имп. Лотаря III 328 Бернхард, еп. хальберштадтский (924–968) 42 Бернхард, еп. хильдесхаймский (1130–1153) 191 Берта, см. Евдокия (Берта) Берта, см. Ирина (Берта) Берта, первая ж. германского имп. Генриха IV (ум. в 1087 г.) II, 161 Берта, ж. тосканского мгр. Адальберта, д. лотарингского кор. Лотаря II (ум. в 925) I, 38 Берта, ж. лотарингского герц. Mamфeя I (ум. в 1179/95 г.) II Бертольд II, гр. дисенский (ум. после 1039/52 г.) III Бертольд, гр. церингенский (кон. XI в.) 190 Бесен (Безен?), прозвище (венгерское?) волынского кн. Ярослава Святополчича 365–366, 365 Бесприм, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (1032) IV, 66, 66, 97–99, 108 Бибиков М. В. 10, 23, 38–39, 240 Биллунги, династия саксонских герц. (X – нач. XII в.) 234, 272, 330 Бледа, б. гуннского предводителя Аттилы 222 Блонд Флавий, см. Бьондо Флавио Богданова Н. М. 101 Богуслав (Богислав) I, с. западнопоморского кн. Вартислава I, кн. западнопоморский (1155/6–1187) IV, 309,309 Бодон, диакон, перешедший в иудейство (IX в.) 18, 89 Бодуэн, см. Балдуин (Бодуэн) Бозон, еп. мерзебургский (968–970) 75 Болеслав I Храбрый, кн. польский (992–1025, кор. с 1025 г.) IV, V, 50, 52, 55–56, 58, 61, 62, 66–68, 68, 70–75, 70–76, 78–81, 78–80, 82, 83, 85, 85, 88, 90, 97–98, 97–99, 106–107, 106–107, 130–131, 130–131, 135, 167–172, 167–171, 176, 213, 213, 227–229, 228–229, 270, 271, 271, 279, 297–300, 297–300, 302, 329, 344, 344 Болеслав II, кн. польский (1058–1079, кор. с 1076 г., ум. ок. 1081 г.) IV, 111–112, 112, 120, 155, 169, 173–175, 173–175, 179, 214, 229, 229, 270, 301–302, 301–303, 339, 345, 358

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010