Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Интроит (входное песнопение) 1-го воскресенья адвента. Антифонарий XI в. (Б-ка мон-ря Санкт-Галлен. Sang. 339. P. 33) Появление А. относится к IV - сер. VI в. и, вероятно, связано с галло-испан. церковной традицией. У св. Илария Пиктавийского (сер. IV в.) и в 4-м прав. Собора в Сарагосе (Испания, 380) упоминается особый период (3 недели) перед праздником Богоявления, аскетический характер к-рого, возможно, был связан с подготовкой оглашенных к предстоявшему таинству Крещения (Righetti. P. 50). Сохранились 2 гомилии Максима , еп. Туринского (нач. V в.), озаглавленные «In Adventu Domini» (О Пришествии Господа), но их тексты не приурочены к к.-л. времени церковного года. В кон. V в. еп. Перпетуй Турский установил в своей епископии правило поститься по понедельникам, средам и пятницам в течение 40 дней, начиная с дня памяти св. Мартина Турского - 11 нояб. (Григ. Тур. Ист. франков. X 31). О приготовлении к Рождеству говорится в нек-рых проповедях Цезария Арльского (502-542), а собрание гомилий свт. Григория I Великого (590-604) начинается с проповеди на 2-е воскресенье А. Особые молитвы для месс периода А. содержатся в Равеннском свитке (V-VI вв.), а также в древнем Геласия Сакраментарии (VI-VII вв.), согласно к-рому А. длился 5 недель. Впосл. А. был сокращен до 4 недель, что засвидетельствовано для Италии в Капуанском лекционарии 546 г. (ркп. из Фульды), а для Рима - в Григория Сакраментарии (кон. VI - 1-я треть VIII в.), окончательно такая продолжительность была утверждена в XI в. папой Григорием VII . В богослужении галликанского и испано-мосарабского обрядов особые мессы для воскресений А. впервые встречаются в VII в. По 9-му прав. Собора в Маконе (Галлия, 583), мессы должны были совершаться в те дни, к-рые столетием ранее были определены в Туре как постные (см. выше). В X-XI вв. свои особенности богослужения А. были в беневентанском (молитвы в Бенедикционале Вармунда) и кельтском (песнопения - тропы ) обрядах. С началом вытеснения галликанского обряда римским (VIII-IX вв.) и последующим распространением рим. обряда на Западе богослужение А. подвергается унификации по рим. образцу, что было закреплено в XIII в. в миссале Римской курии, окончательно же - Пием V в 1570 г. Свои особенности сохранил лишь амвросианский обряд .

http://pravenc.ru/text/адвента.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОЦЕЗ [греч. διοκησις; лат. dioecesis], адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом). В таком значении он употребляется уже у Платона ( Plat. Prot. 319d) и Аристотеля ( Arist. Pol. 1287a6), затем приобретает оттенок управления финансами ( Demosth. In Timocratem. 96). На рубеже IV и III вв. до Р. Х. в греч. полисах появляется постоянная должность π τ διοικσει для контроля над доходами и расходами гос-ва ( Brandis. Sp. 786-790). В эллинистический период Д. начинают называть район, часть территории (см., напр.: Strabo. Geogr. XIII 4, 17; XIV 3, 2). Такое словоупотребление происходит из Пергамского царства, а после его завоевания римлянами проникает в адм. практику Римской империи. Первоначально римляне называли Д. судебные округа, затем - административно-территориальные единицы, выделяемые для удобства налогообложения ( Scheuermann. 1957. Sp. 1053-1055). В I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. термин «Д.» получает более определенное значение: под ним понимается часть провинции, управляемая пропретором (в имп. провинциях) или легатом (в сенатских провинциях). О подобных Д. пишет Цицерон ( Cicero. Ad fam. III 8, 4; Idem. Epistulae ad Atticum. VI 2, 4), к-рый, в частности, упоминает, что 3 Д. из пров. Асия были переданы в пров. Киликия ( Idem. Ad fam. XIII 67). Однако не все провинции делились на Д. ( Kornemann. Sp. 718; об отдельных провинциях в период принципата см.: Ibid. Sp. 719-725). В ходе адм. реформ имп. Диоклетиана статус Д. существенно изменяется: с 297 г. провинции Римской империи объединяются в группы под властью викариев и эти крупные территориальные образования получают название Д. Диоклетиан создал 12 Д.: Восток, Понт, Асия, Фракия, Иллирик (Мёзия), Паннонии, Италия, Африка, Испании, Британии, Галлии, Вьеннский. Впосл. система Д. неск. раз пересматривалась в связи с территориальными потерями империи или по адм. соображениям (см. сравнительную табл.: Ibid. Sp. 727-734). Число провинций в одном Д. колебалось при Диоклетиане от 4 до 16 ( Scheuermann. 1957. Sp. 1056). В свою очередь неск. Д. составляло префектуру претория, и викарии этих Д. подчинялись префекту претория (всего было создано 4 префектуры: Восток, Иллирик, Италия, Галлия). Нек-рые Д. (напр., Иллирик) управлялись непосредственно префектами, не имея своих викариев. Система Д., введенная Диоклетианом для централизации управления, привела к росту бюрократии. Уже в V в. она перестает нормально функционировать ( Jones. Vol. 1. P. 374), а в VII в. отмирает. Однако понятие Д. в прежних значениях продолжало использоваться в Византии. Д. именовался налоговый округ, во главе которого стоял чиновник, ответственный за сбор прямых налогов. Д. называлась также часть фемы и вообще адм. района ( Klein, Ferluga. Sp. 1098-1099).

http://pravenc.ru/text/178522.html

Именно в значении титула Предстоятеля более крупного образования, чем церковная область, возглавляемая митрополитом, впервые появляется сан А. Возникновение таких образований связано с развитием адм. деления Римской империи, ибо процесс церковной централизации был направлен на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с новым адм. делением, к-рое сложилось к IV в. Территориально империя была разделена на 4 префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи - Рим и К-поль (Новый Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектуры в свою очередь были разделены на диоцезы. Префектура Галлия включала собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию, Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей Карфагеном ); Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию, в к-рую входил также и юг Балканского п-ова, и Дакию. В префектуру Восток входили диоцезы: Асия (с центром в Эфесе ), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова, и Армянское нагорье; Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась, не входя в нее административно, новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя неск. провинций. Гражданские начальники диоцезов именовались викариями (лат. vicarius, греч. βικριος). Затем викариями (греч. ξαρχος - экзарх) стали титуловать и митрополитов столичных городов диоцезов, или великих областей (II Всел. 2), приобретших юрисдикцию над др. митрополитами своих диоцезов. Др. титулом экзархов был титул А. Именно в этом значении известны из церковной титулатуры IV в. А. Кесарии Каппадокийской, Антиохии, Эфеса, Александрии. Экзархаты, во главе к-рых стояли А., оказались неустойчивыми образованиями: в V-VII вв. одни из них (Александрийский, Антиохийский) выросли до статуса Патриархатов, др.- Понтийский, Асийский и Фракийский - с кафедрами в Кесарии Каппадокийской, Эфесе и Ираклии, соединившись, составили новообразованный К-польский Патриархат. Из Антиохийского (Сирийского) диоцеза выделился Иерусалимский Патриархат (в границах Палестины). В лат. половине империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, а затем и на весь Запад. При этом первые епископы этих более крупных образований могли сохранять наряду с титулами патриарха или папы также и титул А. Ныне титул А. имеют наряду с Патриаршим Предстоятели Церквей: К-польской, Грузинской (архиепископ Мцхетский и Тбилисский), Сербской (архиепископ Печский) и Румынской (архиепископ Бухарестский).

http://pravenc.ru/text/76484.html

а) борьба с германцами. б) III в. – федераты (найм германцев в армию) 3) Нашествие гуннов. Великое переселение народов. Расселение германцев по территории Западной Римской империи. 4) Захват Рима вестготами. Падение Западной Римской империи. 5) Варварские королевства на территории Западной Римской империи. (Италия – остготы, Испания – вестготы, Африка – вандалы, Галлия – франки, бургунды, лангобарды, Англия – англы и саксы). ДАТЫ: 451 – битва на Каталаунских полях. Разгром гуннов. 410 – захват и разорение Рима вестготами. 476 – свержение последнего римского императора Ромулиса ОТВЕТ: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. На границах Римской империи, за реками Рейн и Дунай, обитали племена германцев. Основным занятием германцев было земледелие. Государства они не имели, германскими племенами управляли старейшины и жрецы. В I в. значительную власть в германских племенах приобретают вожди со своими дружинами. Главной доблестью они считают не земледелия, а войну. Германцы все чаще нападают на соседние племена и на Римскую империю, иногда в поисках новых земель, иногда ради добычи. Часто целые племена снимались с места и шли завоевывать богатые плодородные земли римских провинций. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. Сначала римские полководцы – Марий, Юлий Цезарь и др. – одержали несколько побед над германцами. Но в сер. II в. римлянам все труднее сдерживать набеги германских племен. Император Адриан построил вдоль германской границы цепь укреплений – лимес – состоящий из вала и системы крепостей. В III в. Римская империя находилась в состоянии кризиса. Римская армия не могла защитить границы Империи, и Рим вынужден был нанимать более дружественные германские племена, чтобы защищаться от других. Такие племена назывались федератами . 3) Нашествие гуннов. Великое переселение народов. Расселение германцев по территории Западной Римской империи. В IV в. на территории, заселенные германцами, обрушились с востока племена гуннов. Часть германцев были уничтожены, другие, спасаясь от гуннов, вторглась в пределы Римской империи. Вся Германия пришла в движение. Этот период получил в истории название Великое переселение народов.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Это событие принято считать завершением борьбы патрициев и плебеев. Завоевание Италии и образование римско-италийского союза (кон. VI - сер. III в. до Р. Х.) Оформление рим. государственности сопровождалось непрерывными войнами с соседями - латинами, этрусками и италиками. Уже в царский период территория Рима расширилась за счет соседних общин. Завоеваниям сопутствовало основание колоний. На рубеже VI и V вв. Рим занял доминирующее положение в Лации. Изгнание Тарквиния II спровоцировало войну с этрусками (510-507). Потерпев поражение, римляне уступили этрускам земли на правом берегу Тибра и выдали все свое вооружение. На протяжении V в. римляне и латины с переменным успехом воевали против этрусков, вольсков, эквов и сабинов. Особенно упорными были войны с этрусским г. Вейи (483-474, 445-425, 406-396). В 396 г. диктатор Марк Фурий Камилл захватил Вейи и разрушил их. С нач. IV в. наиболее крупной угрозой Риму стали кельт. (галльские) племена, расселившиеся в V в. в Сев. Италии (обл. Цизальпинская Галлия). В июле 390 г. галлы разгромили римлян, после чего заняли и сожгли Рим. Римляне были вынуждены заплатить галлам выкуп. После 390 г. галлы неоднократно вторгались в Лаций, но римляне отражали их набеги. В 348 г. был заключен дружественный договор с Карфагеном. К сер. IV в. Рим покорил Юж. Этрурию и стал сильнейшим государством Италии. В ходе 1-й Самнитской войны (343-341) была присоединена значительная часть Кампании, что вызвало недовольство латинов и привело к войне 340-338 гг. После победы Рима некоторые древние полисы сохраняли автономию и получали всю полноту прав в Риме; остальным был дарован статус лат. союзников с имущественными правами в Риме в полном или неполном объеме. Если латин переселялся в Рим, он получал римское гражданство. Кампанские полисы получили римское гражданство без права голосовать в комициях. В результате 2-й и 3-й Самнитских войн (327-304, 298-290) римляне добились победы над самнитами и их союзниками - этрусками, вольсками, эквами, умбрами и др.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Административная структура Гос. органы В. и. за более чем тысячелетнюю историю претерпели ряд существенных трансформаций, что позволяет говорить о различных адм. структурах в эпоху ранней (IV- VII вв.), средней (VII-XII вв.) и поздней (XIII-XV вв.) империи. Тем не менее они всегда в той или иной мере сохраняли общую основу, унаследованную от Римской империи. Инвеститура сановника Феодосием I. Блюдо. 388 г. (Академия истории. Мадрид) Инвеститура сановника Феодосием I. Блюдо. 388 г. (Академия истории. Мадрид) В ранний период огромная территория гос-ва, объединявшего области, разнородные в экономическом и демографическом отношении, а также культурная полицентричность империи требовали гибкой и неоднородной системы управления. Эту задачу должен был решить развитый адм. аппарат, сочетавший усиление центральной власти с дроблением и специализацией ее органов. Деление территории империи на 4 части закрепилось в виде системы префектур: 1) Восток; 2) Италия и Африка; 3) Галлия, Британия и Испания; 4) Иллирик; во главе их стояли гражданские чиновники I ранга - префекты претория (praefecti praetorio) (высший пост в имп. администрации - префект претория Востока). Обе столицы, Рим и К-поль - Нов. Рим, были поставлены наравне с префектурами и управлялись городскими префектами (praefecti urbani). 4 префектуры делились на 12-14 диоцезов (dioeceses), управлявшихся чиновниками II ранга - викариями (vicarii), или вице-префектами (во главе Вост. диоцеза стоял комит Востока (comes Orientis), а во главе Египта - августальный префект (praefectus Augustalis)). Диоцезы делились на провинции (от 97 в кон. III в. до 116 при Константине и 120 в нач. V в.), наместниками к-рых были чиновники II (проконсулы Асии, Ахайи и Африки) и III рангов (консуляры, корректоры, президы). В систему центрального управления входили совет при императоре - консисторий (consistorium), а также ведомства во главе с чиновниками I ранга: магистр оффиций (magister officiorum - начальник дворцовых служб) возглавлял канцелярию, штат секретарей и поверенных агентов, почтовую и дипломатическую службу; комиты священных щедрот (comes sacrarum largitionum) и личных имений (comes rerum privatarum, rei patrimonii) заведовали гос. и имп. собственностью и финансами; квестор (quaestor) ведал юридическими вопросами. Звание куропалата (κουροπαλτης от лат. cura palatii - охрана дворца) в сер. VI в. превратилось в один из высших придворных титулов. Огромным (хотя и неформальным) влиянием нередко пользовался препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi, обычно евнух), в подчинении к-рого находились примикирий (primicerius) и комит священных облачений (comes sacrae vestis). Своеобразными «представителями народа» при имп. дворе являлись т. н. димоты, члены 4 факций (партий, команд) ипподрома (см. ст. Димы ).

http://pravenc.ru/text/372674.html

Экстраординарный профессор Иван Попов по кафедре патристики студентам II курса изложил: предварительные замечания об этой науке, её задачах и методе, и сведения о жизни, литературных трудах и догматическом учении следующих церковных писателей: св. Климента Римского , св. ап. Варнавы, Ерма, св. Игнатия Богоносца , св. Поликарпа Смирнского , св. Иустина Философа , Тациана, Афиногора, св. Феофила Антиохийского , св. Иринея Лионского , Тертуллиана , Климента Александрийского , Оригена , свв. Афанасия Великого , Кирилла Иерусалимского , Василия Великого и Григория Богослова . – Остался не оконченным третий отдел программы – период вселенских соборов. Экстраординарный профессор Иван Андреев по кафедре новой гражданской истории прочитал студентам I курса историю Франции и Англии по следующей программе: История Франции. География Франции. Этнографические элементы, вошедшие в состав её населения. Психология французского народа. Галлия до завоевания её Цезарем. Границы её; население и его сословный и политический строй. Религия. – Завоевание Галлии. Причины быстрых успехов римского оружия. —42— Изменения в культуре галльской под влиянием культуры Римской. Римская империя в I–III вв. Противоречие в положении императорской власти и объяснение этого противоречия. – Служилый класс при империи. Praefectus praetorio. Scrinia. Amici и comites императора. Concilium. – Провинциальное управление. Лионские собрания. – Управление муниципальное: civitates, их число и строй; курия. – Военная система империи и её развитие. – Финансовая система: налоги при республике и Августе; реформа земельного обложения. Империя в IV и V вв. Положение императорской власти к концу III в. Величавая внешность и её цель. – Изменение в положении служилого сословия. – Центральное управление. – Новый принцип, проведённый в устройстве провинциального управления при Константине В. – Правление муниципальное: изменения в положении куриалов и причины их. – Недостатки финансовой системы. – Общий обзор причин падения империи и быстрого завоевания Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

99 ЕЭ, IV, 859–860. Аммиан Марцеллин называет Бустру «огромным» городом (Римская история, XIV, 8, 13). 105 Эпитет «сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них» довольно часто встречается в раннехристианской литературе II-V вв. н. э., но относится всегда исключительно к Богу Отцу. 110 Евсевий Кесарийский рассказывает в своей «Церковной истории» о переписке Христа с эдесским царем Авгаром и даже приводит копии их писем (I, 13). Декрет папы Геласия называет эту переписку апокрифической (см. Приложение 1–2 57–58]). Евсевий также сообщает, что после вознесения Христа апостол Фома отправил для проповеди евангелия к Авгару одного из семидесяти учеников Христовых – Фаддея. Сохранился, кроме того, сирийский апокриф о царе Авгаре (см.: Мещерская Ε. Η. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник. М., 1984.) 112 Показателен в этом отношении следующий пассаж из «Панегирика святому апостолу Варфоломею» Феодора Студита : «Petrus docet nationes, sed Bartholomaeus consequenter paria investigat. Petri speciosi pedes bona evangelizantis, sed et Bartholomaei aeque gloriosi, sublimia de Deo loquentis. Petrus prodigia magna, sed et Bartholomaeus facit miracula valida. Petrus deorsum capite crucifigitur, sed et Bartholomaeus e diverso poenas sustinens, postquam vivus decoriatus est, capite plectitur» (Цитирую по «Vita et Martyrium...». P. 29.) 113 В древности народы Индостана совершенно не знали верблюда. Он получил распространение там уже во времена мусульманского владычества, а в Бирме оставался неизвестен вплоть до середины XIX в. См.: Риттер К. Географическое распространение верблюда в Старом свете. М. 1854. С. 237. 114 См., например, у Цезаря в «Записках о Галльской войне»: «Вся Галлия на три части разделяется...» Или еще более сходно у римского грамматика IV в. Сервия Мавра в его комментариях к «Энеиде»: «Есть три Аравии – Нижняя, Каменистая и Счастливая». 115 Smith W. India.//The Dictionary of the Bible, v. II. London, 1864. См., также: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

При нем начались гонения на христиан в И., в Африке и в Италии. После отречения Максимиана Геркулия и Диоклетиана (305), в период смут и гражданских войн, власть в И. захватил Максенций (306-312), сын Максимиана Геркулия, долгое время не признаваемый др. соправителями. При Максенции гонений на христиан не было. В 312 г. имп. Константин I Великий (306-337) разбил Максенция и объединил все зап. провинции. На рубеже III и IV вв. в результате реформ императоров Диоклетиана и Константина I изменилось адм. устройство И. В кон. III в. был создан особый диоцез И. под управлением чиновника 2-го ранга - викария с титулом «vir spectabilis», резиденция которого находилась в Эмерите Августе. В состав диоцеза вошли Тарраконская пров. (северо-восток, вдоль долины р. Ибер, с центром в Тарраконе), Карфагенская пров. (центральная часть И. и вост. средиземноморское побережье, с центром в Нов. Карфагене) и Галлеция (северо-запад, с центром в Бракаре Августе (ныне Брага, Португалия)). Др. провинции в составе диоцеза - Бетика (с центром в Кордубе) и Лузитания (с центром в Эмерите Августе) - остались в прежних границах. Кроме того, в диоцез И. была включена Тингитанская Мавритания (Сев.-Зап. Африка, с центром в г. Тингис (ныне Танжер)). Это деление стало основой для образовавшейся в IV в. системы церковных митрополий. С оформлением системы префектур при имп. Константине I Великом диоцез И. вошел в состав префектуры Галлия; викарий И. был подчинен префекту, резиденция которого располагалась сначала в Треверах (ныне Трир, Германия), затем в Арелате (ныне Арль, Франция). И. была частью префектуры Галлия и подчинялась соправителям императоров (Константину II (337-340), Юлиану Отступнику (355-360)), а также узурпаторам, захватывавшим власть в Галлии (Магну Максиму (383-388), Константину III (407-411)). Сщмч. Викентий. Фрагмент алтаря. 1450–1500 гг. (Прадо, Мадрид) Предание о проповеди в И. ап. Иакова Зеведеева впервые зафиксировано в «Breviarium apostolorum» (лат. перевод одной из греч. версий апостольских списков; текст см.: ActaAA.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Во 2-й пол. V в. в Риме был создан сборник соборных канонов, известный Дионисию Малому как «древний» (т. н. италийская версия - Versio Prisca, или Itala). В него вошли вновь переведенные с греч. языка правила I Вселенского и Сардикийского Соборов (под единым заглавием), Антиохийская синтагма (правила Анкирского, Неокесарийского, Антиохийского и Гангрского Соборов; правила т. н. Лаодикийского Собора включены не были), а также постановления II Вселенского и IV Вселенского (Халкидонского) Соборов и африканские канонические документы. Сборник отличается от т. н. испан. версии порядком и расположением соборных канонов ( Turner C. H. Chapters in the History of Latin MSS of Canons. 5: The Version Called Prisca//JThSt. 1929. Vol. 30. P. 337-346; Van Hove. 1945. P. 148; Erd ö . 2002. S. 36). Папские декреталии составляли особые сборники. Исследователи реконструируют состав 3 небольших сводов, в каждый из которых входили по 5-6 декреталий. Сборник, озаглавленный «Римские каноны» (Canones urbicani), был составлен предположительно в Юж. Галлии между 429 и 440 гг., в него вошли нек-рые декреталии, изданные Римскими папами Иннокентием I, Зосимой (417-418) и Келестином I. К 30-м гг. V в. относятся также «Декретальные послания», собранные в Италии, и др. свод, использованный составителями галльских канонических сборников VI в. Вероятно, об одном из этих сводов писал папа свт. Лев Великий в послании 443 г., адресованном епископам Кампании, Пицена и Тусции, где настаивал на необходимости соблюдать канонические нормы, установленные его предшественниками ( Jaff é . RPR. N 402). В кон. V в. начали составлять небольшие сборники декреталий, изданных св. Львом I Великим. Однако мн. папские послания имели и самостоятельное хождение, не будучи включенными в состав к.-л. сборника ( Van Hove. 1945. P. 150-152; Jasper, Fuhrmann. 2001. P. 23-28, 41-53; Erd ö . 2002. S. 37). Согласно К. Тёрнеру, в V-VI вв. важным центром изучения К. п. была Юж. Галлия, прежде всего г. Арелат (ныне Арль) ( Turner C.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010