Легионеры Цезаря преследовали бежавших до самого Рейна. Вместе с германскими воинами погибло и большинство их женщин и детей. Немногим удалось переправиться через Рейн, среди уцелевших был сам Ариовист, но обе его жены погибли, убита была и одна из его дочерей, а другая оказалась в плену. В сражении особенно отличился командовавший конницей сын триумвира Публий Красс. За Рейном на жалкие остатки некогда грозных свевов, составлявших основную массу армии Ариовиста, напали их зарейнские соседи, убили и перебили многих из тех, кто уцелел в сражении с римлянами. Изгнав из Галлии могущественных ранее свевов, остававшихся еще многочисленным народом, поскольку большая часть его не участвовала в зарейнской экспедиции и не подверглась истреблению, Цезарь позволил остаться на левом берегу Рейна слабым германским племенам, которые ранее перебрались через реку вместе с Ариовистом: трибокам, наметам и вангионам – и поручил им охранять границу от тех германцев, которые попытаются вторгнуться в Галлию. За этой милостью скрывался очевидный расчет – иметь в ненадежном пограничье элемент, который в критический момент можно будет противопоставить местным галльским народам, если те взбунтуются против римского господства. После победы над Ариовистом и изгнания германцев за Рейн в тот момент благодарная Галлия оказалась у ног победителя; но покорились, конечно, лишь племена собственно Галлии: белги, венеты и  аквитаны не  были задеты предыдущими войнами и  оставались независимыми. Цезарь отвел армию на  зимние квартиры в  страну секванов, возложив командование ею на Лабиена, а  сам отправился в  Цизальпинскую Италию для осуществления своих административных и судебных полномочий в этой провинции. Но пока он находился там, до него дошли слухи, что независимые белги готовятся к войне с римлянами. Причину этих приготовлений сам проконсул характеризует так: «Бельги боятся, что после покорения всей Галлии наше войско будет поведено на них; затем их подстрекают некоторые галлы: отчасти это были те, которые были недовольны зимовкой и вообще долговременным пребыванием римского войска в Галлии, подобно тому как до этого они не желали, чтобы в Галлии слишком надолго устраивались германцы; отчасти это были люди, которые стремились к перевороту по легкомыслию и непостоянству; наконец, некоторые агитировали еще и потому, что в Галлии люди могущественные, а также имеющие средства для содержания наемников большей части стремились к  захвату царской власти, а при нашем господстве это было для них не так легко» (Цезарь, Саллюстий, цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свои задачи выполнили Лабиен и Сабин. Красс, которому, по  существу дела, предстояло завоевать ранее независимую страну аквитанов, призвал на  помощь ветеранов из  соседней с Аквитанией Нарбонской провинции. В свою очередь аквитаны пригласили из близлежащей Испании воинов, которые ненавидели господствовавших в их стране римлян, а некоторые из них хорошо знали военное искусство, боевые приемы и тактику противника, потому что в свое время воевали под предводительством Квинта Сертория. В Аквитанию прибыли также обитавшие высоко в горах по ту сторону хребта кантабры, которые все еще сохраняли свою независимость. Но несмотря на многократное численное превосходство и храбрость противника, опытный полководец в нескольких решающих сражениях разгромил соединенные силы аквитанов и  иберов. Тарбеллы, аускои, гарумны, сибузаты и все другие аквитанские племена сдались Крассу и прислали ему заложников. На исходе лета 56 г. до Р.Х. вся Галлия, за исключением двух племен, обитавших в болотистом устье Рейна – менапиев и морисков, покорилась Цезарю, который разместил основные силы своей армии вблизи их поселений. В наступившую затем зиму два германских племени – узипеты и тенктеры, теснимые все еще многочисленным народом свевов, вместе с женщинами и детьми, общим числом около 430 тысяч человек, перешли Рейн недалеко от места его впадения в Северное море и обосновались в нижнем течении Мааса (Маза). Эти переселенцы не собирались нападать на римские лагеря и просили Цезаря разрешить им поселиться в Галлии, но пока шли переговоры, Цезарь приказал атаковать германцев; по версии самого Цезаря, он таким образом предотвратил коварство с их стороны – до него дошли сведения о готовящемся ими неожиданном нападении. В битве, развернувшейся между Мазом и Реном, большая часть узипетов и тенктеров, включая женщин и детей, была перебита, оставшиеся в живых вернулись за Рейн и там нашли приют у сигамбров. Противники Цезаря в Риме громко негодовали на чудовищную жестокость проконсула. Чтобы отбить у германцев на будущее охоту к проникновению в Галлию, Цезарь решил совершить карательную экспедицию в глубь Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Появление таких образований связано с развитием административного деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести церковную организацию в соответствие с тем новым административным делением, которое сложилось в IV столетии. При святом равноапостольном Константине Великом империя была разделена на четыре префектуры: Галлию, Италию, Иллирик и Восток, самую обширную из всех. При этом две столицы империи – Рим и Константинополь (Новый Рим) – имели особый статус и не входили в префектуры. Вместе с Иллириком префектура Восток составляла грекоязычную половину государства, а Италия и Галлия – латиноязычную. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию; Италия – помимо Италии, также Германию, Норик, Панонию, Далмацию и Эпир (на западе Балканского полуострова) и Африку (со столицей в Карфагене); Иллирик с центром в Фессалониках – Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Азия (с центром в Эфесе), объединившая провинции, расположенные в юго-западной части Малой Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший северо-восточную часть Малоазийского полуострова и Армянское нагорье; и Фракия (восточная оконечность Балканского полуострова с центром в Ираклии), на территории которой находилась новая столица империи – Константинополь; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город – Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя по несколько провинций. Экзархами (по-латыни – викариями) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские начальники диоцезов. Подобно тому, как деление империи на провинции послужило основанием для образования митрополичьих областей, введение диоцезальной организации гражданского управления привело к объединению митрополий в более крупные церковные области, первые епископы которых стали называться экзархами, а ещё чаще – архиепископами. В западной, латинской половине империи экзархам соответствовали примасы, ибо отцы Карфагенского Собора в 48-м (39-м) правиле запретили употреблять титул экзарха, как несовместимый с идеалом христианского смирения; но на Востоке этот титул сохранился, хотя и приобрёл впоследствии иное значение, как об этом писал Вальсамон. 28.3. Патриархаты

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

374, 376 Антиохия, в Карии Рим, Милан Сарагосса Константинополь, Второй Вселенский собор Аквилея, Милан Константинополь 386, 390 Карфаген, Милан, Антиохия Ним (Nimes) Константинополь Багай (Bagai) Карфаген 394,397, 398, 399 Александрия, Иерусалим, Константинополь и Кипр (Эфес) Толедо В пятом веке Карфаген, Турин При дубе Константинополь 403, 404 Карфаген 403–410 Италия Селевкия Птолемаид, Карфаген 408, 411, 412 Карфаген Иерусалим Диосполис Карфаген 416–417 Телепте, Карфаген Равенна, Карфаген, Селевкия Карфаген Нумидия Киликия, Антиохия Карфаген Константинополь Галлия Александрия Эфес, Третий Вселенский собор Карфаген, Антиохия Аназарбе Антиохия Оранж (Arausio? Orange) Арелат Везон (Vaison) Безансон Антиохия Асторге Толедо Антиохия 449–451 Константинополь 449–450 Халкидон, Четвертый Вселенский собор Арелат 451–453 Анжере (Angers) Арелат Константинополь Таррагон Ванне (Vannes) Ирландия Антиохия Бурже (Bourges) Арелат и Лион 475–480 Константинополь Александрия и Антиохия Константинополь 483, 484, 485, 487 Карфаген Селевкия Константинополь 495, 496 Константинополь 497, 499 В шестом веке В Риме три собора, из которых третий Palmaris 502, 503, 504 Бизацене, собор в Африке 504 или 507 Тулуза Антиохия Орлеан Британия 512 и 516 Иллирия Таррагона Галлия (два собора) Около 514–517 Герунда Константинополь Иерусалим Константинополь Валлис (Wales) и Турнее Юнк и Суф в Африке Арелад, Лерид, Валенция Карфаген Карпентр Довин в Армении Оранж, Валенция Толедо Рим, Ларисс, Константинополь Константинополь Клермон Карфаген Константинополь Иерусалим Орлеан 538, 541 Антиохия, Газа Константинополь 543, 547 Орлеан Клермон Иллирия Мопсуестия Константинополь Пятый Вселенский собор Иерусалим Арелат Сент (Saintes) 573, 577 Шалоне Брен или Бернс 577–581 Маконе Валенция Маконе Оксерре (Auxerre) Клермон Около 585–588 Толедо Нарбонна Севилья Сарагосса Карфаген Пуатерье Толедо Гуеске (Osca, в Испании) Барцелона В седьмом веке Рим, Британия и Сенсе (Sens) В Африке Шалоне Англия 606, 610 Толедо Гент, Севилья

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появление таких образований связано с развитием адм. деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с тем новым адм. делением, к-рое сложилось в IV в. Речь идет о диоцезах, на к-рые были разделены 4 префектуры Римской империи, образованные при св. Константине Великом : Галлия, Италия, Иллирик и Восток, самая обширная. При этом две столицы империи - Рим и Константинополь (Нов. Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию. Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей в Карфагене), Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Асия (с центром в Эфесе), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова и Армянское нагорье; и Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась и новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя по неск. провинций. Экзархами (лат.- викариями ) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские наместники диоцезов. На Западе, в лат. половине империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул сохранился в католич. Церкви и поныне, обозначая главу национальной Церкви. Отцы Карф. Собора в 48(39)-м прав. определили: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (т. е. собственно примасом.- В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило, хотя и приобрел впосл. иное значение, как об этом говорит в приведенных выше словах Вальсамон. Экзархаты, или великие области, оказались неустойчивыми образованиями.

http://pravenc.ru/text/63554.html

Обращение Хлодвига — это проявление того, что древние галлы, ставшие германцами и франками, заново усвоили ценности, политическую и религиозную системы Римской империи. И если в пору возвращения франки сражались, то не против галлов и даже не против римлян (ценности которых они переняли), а против бургундов и готов (которые были еретиками, как и арийцы) или против неверующих сарацинов. Именно против них они вели войну. И в виде компенсации воинам, сражавшимся против готов, бургундов и сарацин, короли выделили им фьефы. Таким образом, начало того, что в ту эпоху еще не называлось феодализмом, связано с войной. Описанная в этом духе история позволяла делать заключение об автохтонном характере галльского населения. Она позволяла также говорить о существовании естественных границ Галлии — тех, которые были указаны Цезарем, 17 — и определяла также цели Ришелье и Людовика XIV в их внешней политике. В этой истории речь шла также о том, чтобы уничтожить не только всякое расовое различие, но и различие между германским и римским правом. Нужно было показать, что германцы отказались от своего собственного права в пользу юридически-политической системы римлян. И наконец, нужно было объяснить происхождение фьефов и прерогатив знати не глубинными и архаическими правами самой знати, а просто волей короля, абсолютная власть которого предшествовала бы таким образом самой организации феодального строя. И последнее, нужно было обосновать французские претензии на мировую монархию. А так как Галлия была тем, что Тацит называл vagina nationum 18 (пришедшая, кстати, из других мест, особенно из Германии), и так как Галлия была на деле матрицей для всех наций, кому должна была принадлежать мировая монархия, как не королю, который унаследовал землю Галлии? Конечно, у этой темы есть много вариаций, которые я опускаю. Если я и задержался на ней подольше, то потому, что хотел соотнести ее с тем, что происходило в Англии в ту же эпоху. Между тем, что говорилось в Англии о происхождении и основании английской монархии, и тем, что говорится в середине XVII века об основании французской монархии, существует, по крайней мере, один общий момент и в то же время большое различие. Общий момент — и он, я думаю, важен — состоит в том, что нашествие с его формами, мотивами, последствиями становится исторической проблемой в той мере, в какой в него включается важная юридически-политическая цель: именно нашествие выявляет то, что составляет природу права, границы монархической власти; сам факт истории нашествия указывает на суть и назначение королевских советов, ассамблей, верховных судов; именно в связи с нашествием становится ясно, какой является знать, каковы ее права перед лицом короля, королевских советов и народа. Короче, именно в связи с нашествием могли быть сформулированы сами принципы государственного права.

http://predanie.ru/book/221413-nuzhno-za...

Сульпиций Север весьма скупо говорит о сути ереси Присциллиана, но, похоже, что она заключалась в принятии им ряда дуалистических положений гностицизма, свободном толковании ряда положений Писания, самостоятельных воззрений относительно демонов и загадки человеческой жизни. Столь же вероятно, что Присциллиан был не чужд некоторых аскетических традиций восточного монашества. 674 Инстанций и Сальвиан - епископы из южной Испании. Более полная информация о них отсутствует. 675 Город Эмерита Августа находился в провинции Лузитания (Португалия). 676 Ныне г. Севилья (Испания). 677 Ифаций (точнее Итаций) - епископ города Оссонобы (или, иначе, Соссубы) на юге Испании с 379 по 388 гг. 678 Ныне г. Валенсия (Испания). 679 Годы понтификата Дамасия - 366-384. Вполне возможно, что еретики расчитывали использовать тот факт, что Дамасий тоже был уроженцем Испании. 680 Ныне г. Лабри на юго-западе Франции. 681 Ныне г. Бордо (Франция). 682 Это был знаменитый Амвросий Медиоланский (340-397), твердый сторонник Никейской веры, умелый дипломат, оказывавший большое влияние на императоров Грациана, Валентиниана II и Феодосия I. Подробнее о нем см.: Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан. 1991.; Христианство. Т. I. М., 1993. С. 66-67. 683 Магистр оффиций - начальник императорских канцелярий, один из 5 высших придворных чиновников, которому подчинялись руководители отдельных секторов административного управления. 684 См. прим. 674. 685 Проконсул - наместник провинции. Его правомочия охватывали управление провинцией, отправление гражданского и уголовного правосудия. 686 В данном случае под Галлией понимается префектура - крупное административное подразделение (всего, со времен Константина, в империи их было 4: Италия, Галлия, Иллирик и Восток). В префектуру Галлия, помимо собственно территории Галлии, входили также Испания и Британия. 687 См. прим. 663 688 Треверы (Августа Треверов) - город в провинции Белгика (ныне Трир, Германия). 689 Максим - имеется в виду узурпатор Магн Максим, который в 383 г. захватил власть в Британии, а затем и в Галлии, и к 387 г. контролировал фактически весь запад Империи. Погиб в 388 г., разбитый войсками Феодосия I. 690

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Одновременно с возникновением двух августов территория империи была разделена на две половины, и каждая половина делилась в свою очередь на две префектуры: Восточная – Восток и Иллирик, Западная – Италия и Галлия. Термин префектура был отвлечен от названия сановника – префект претория, который некогда был командиром гвардии, а с течением времени превратился в канцлера империи и центральный орган управления военными силами государства. Его компетенция потерпела существенный ущерб вследствие устранения из его ведения армии, но он сохранил свое значение высшего административного поста и пользовался титулом vir illustris. Император в обращениях к нему называл его почетным именем родитель, parens. Префекты стояли во главе гражданского управления префектуры и так как подати, собираемые в натуре, т. е. прежде всего хлеб, хранились в магазинах, состоявших в их ведении, то префекты имели отношение к интендантской части армии. 165 Все императорские указы административного характера издавались на имя префектов претория. Ближайшими к префектам сановниками по управлению были викарии, стоявшие во главе диоцез, на которые делились префектуры. В префектуре Востока было пять диоцез: Египет, Восток, Понт, Азия, Фракия; в префектуре Иллирика – две: Дакия и Македония. 166 Префектура Италии делилась на четыре диоцезы: две в Италии, Иллирик (Далмация) и Африка; префектура Галлии – на три: Британния, Семь провинций (Галлия), Испания. Некоторые викарии имели особые титулы: так, начальник Египта назывался префектом Августалом, praefectus Augustalis, а викарий диоцеза Востока, имевший резиденцию в Антиохии, комитом Востока, comes Orientis. Всего диоцез, по данным, которые сохранила нам Notitia dignitatum, было 14; но это не первоначальная цифра, так как при Диоклетиане их было 12. Диоцезы представляли весьма обширные территории, и каждая из них подразделялась на провинции, общее число которых было при Диоклетиане 97, а в пору Нотиции – 117, из них 61 приходилась на Восточную империю. Общий термин для правителей провинций был презид, praeses, 167 a также iudex (судья).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Утверждение, согласно которому франки, как и римляне, были беглецами из Трои, предназначено прежде всего заявить, что после исчезновения римского государства (олицетворявшего в конечном счете одного из братьев, причем самого старшего) другие братья, младшие, естественно, оказываются его наследниками, как это оговорено даже в обычном гражданском праве. В силу естественного и признанного всеми права Франция таким образом оказывается наследницей империи. Это означает две вещи. Прежде всего, что король Франции в отношении своих подданных наследует те права и полномочия, какие имел римский император: верховная власть короля Франции оказывается подобна верховной власти римского императора. Право короля — это римское право. И троянская легенда помогает представить в образах тот принцип, который был сформулирован в средние века, в частности Бутийе, когда он говорил, что король Франции является императором в своем королевстве. 2 Вы понимаете, что это важный тезис, так как в целом речь идет об историко-мифическом обосновании развития на протяжении всего средневековья королевской власти, которая создавала себя по образу Римской imperium, восстанавливая имперские права, систематизированные в эпоху Юстиниана. Но сказать, что Франция — наследница империи, значит также сказать, что Франция как кузина Рима имеет равные с ним права. Это означает, что Франция не зависит от мировой монархии, которая пожелала бы восстановить Римскую империю. Франция имеет также все имперские права, как и все другие потомки Римской империи; у нее такой же имперский характер, что и у немецкой империи; она вовсе не должна подчиняться германским Цезарям. Никакая вассальная зависимость не может привязать ее к монархии Габсбургов и, следовательно, включить ее в великие планы мировой монархии, существовавших в то время у Габсбургов. Вот почему в этих условиях Рим должен был быть исключен. Но нужно было также исключить римскую Галлию, Галлию Цезаря и колонизации, так как никоим образом нельзя было допустить, чтобы Галлия и наследники галлов изображались вечно зависимыми от империи. И также было нужно, чтобы были исключены франкские нашествия, так как они разорвали внутреннюю связь с Римской империей. Но идея внутренней непрерывности Римской imperium вплоть до французской монархии исключала связанный с нашествиями разрыв. Независимость Франции от Империи, от ее наследников (и в особенности, от мировой монархии Габсбургов) требовала, чтобы исчезло подчинение Франции Древнему Риму; нужно было, значит, чтобы римская Галлия исчезла; иначе говоря, Франция должна была стать другим Римом, не зависимым от Рима, но все же Римом. Королевский абсолютизм был для Франции значим так же, как и имперская власть в самом Риме. Вот, грубо говоря, предназначение уроков по государственному праву, которое можно обнаружить за процессами возрождения или поддержания троянской мифологии вплоть до позднего Ренессанса, в ту же самую эпоху, когда римские тексты о Галлии, римской Галлии, были хорошо известны.

http://predanie.ru/book/221413-nuzhno-za...

Одни, значит, сражаются, другие обрабатывают их земли. От них требуется только некоторая плата, которая позволила бы германцам выполнять их военную функцию. Это плата немалая, но между тем совсем не такая большая, какую взимали римляне в виде налогов. Она гораздо меньшая и в количественном отношении, и более приемлемая по своей форме, ибо, когда римляне для содержания наемников требовали от крестьян уплаты налога в денежной форме, крестьяне не могли этого выполнить. Теперь от них требовалась только уплата натурой, что было всегда выполнимо. Поэтому больше не было отчуждения между галльскими крестьянами и кастой воинов. Таким образом возникает франкская Галлия, счастливая, стабильная, гораздо менее бедная, чем была римская Галлия в конце римской оккупации. Те и другие, галлы и франки — считает Буленвилье — будут счастливы в результате спокойного обладания тем, что они имели; франк плодами труда галлов, а последние безопасностью, которую им обеспечивали франки. Это, как известно, ядро того, что изобрел Буленвилье, то есть феодализм как историко-юридическую систему, характерную для европейских обществ начиная с VI, VII, VIII веков и почти до XV века. До Буленвилье система феодализма не выделялась ни историками, ни юристами. Именно благополучие военной касты, поддерживаемой крестьянами и находящейся у них на содержании через натуральные выплаты, отличает юридическо-политическое единство феодального общества. Третья совокупность анализируемых Буленвилье фактов, которые я хотел бы выделить особо в силу их важности, относится к вопросу о том, каким образом дворянство, утвердившаяся в Галлии военная аристократия, смогла в основном потерять свою власть и богатство и оказаться в конечном счете в зависимости от монархической власти. Анализ Буленвилье выглядит примерно так: вначале власть короля франков имела двойственный характер, ее содержание и возможности определялись обстоятельствами, во время войны он был военным вождем. И только на время войны его власть была абсолютной. В то же время как глава гражданской власти он не обязательно должен был принадлежать к одной и той же династии: никакого права наследования; он был избираем.

http://predanie.ru/book/221413-nuzhno-za...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010