Дуновение это, с одной стороны изображая действие Святого Духа, по выражению Кирилла Иерусалимского , имело огненную силу против невидимых врагов 507 , а с другой было символом изгнания из оглашенного «лютого, бесстыдного и нач. лозлобного демона, который преследует человека до спасительных вод» 508 . – и символом «очищения от грехов» 509 . Что касается до того, в каком порядке располагались все эти составные элементы, то относительно этого предмета нам не сохранилось определенных сведений. Можно только: думать что в этом отношении практика Восточной церкви в то время едва ли была однообразна. Относительно VI и VII вв. в данном случае мы не имеем исторических данных по отношению к восточной церкви. Но, по всей вероятности, те же самые элементы, которые, входили в состав заклинаний ранее, существовали здесь и в это время. Это тем более вероятно, что в западной церкви те же самые элементы, из которых заклинания состояли там в IV и V вв., существовали в VI и VII веках 510 . Останавливаемся теперь на VIII-IX вв. На основании тех данных, которые представляет нам в своем евхологии Гоар, в практике греческой церкви, заклинания в это время совершались в таком виде: «После совлечения одежды, священник поставляет имевшего креститься к востоку и, дунув на него трижды, знаменовал его чело, уста и груд 511 . Затем следовало чтение молитвы: «О имени твоем», и трех заклинаний, которые были те же, что и теперь, и располагались в том же порядке. По окончании чтения заклинательных молитв, следовало чтение молитвы «Сый Владыко Господи» – и затем священник снова совершал троекратное дуновение на уста, чело и грудь, трижды произнося слова: «изжени от него всякого лукавого и нечистого, духа» и однажды: «духа прелести, духа лукавства» и проч. 512 . Сравнивая это изложение заклинательного чина VIII – IX в. с изложением его в настоящее время, не трудно видеть, что между ними мало разницы. Единственное и существенное отличие древнего чина состоит разве в том только, что дуновение после чтения заклинательных молитв, совершаемое теперь однажды; тогда совершалось трижды. Правда, в рассматриваемом чине VIII – IX вв. мы не находим еще упоминания о возложении руки на оглашаемого, но существование этого действия и в то время само собою предполагается чтением молитвы «О имени твоем».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

III. Минускульные рукописи (их называют также курсивными и скорописными рукописями) выделяются на основании курсивного письма, к-рое появилось в IX в. Для письма характерны сокращения, слитные написания букв (лигатуры), дающие экономию писчего материала и ускоряющие копирование, обязательная постановка ударений и невм в певч. рукописях. Писчим материалом минускулов являются пергамен, бомбицина и c XII в. бумага (регулярно используется с XV в.). Из минускулов IX-XVI вв. следующие содержат ВЗ: 46 - ВЗ без Псалмов (Париж, XIII-XIV вв.); 68 - ВЗ и НЗ (Венеция, XV в.); 106 - ВЗ и НЗ (Феррара, XIV в.); 122 - ВЗ и НЗ (Венеция, XV в.); 130 - ВЗ и НЗ (Вена, XII-XIII вв.). Несмотря на свое позднее происхождение, минускулы нередко дают очень древние чтения, напр., минускул 88 (X в.) из б-ки Ватикана - единственная греч. рукопись, где сохранился перевод Книги пророка Даниила в версии LXX (все остальные рукописи содержат перевод Феодотиона ). Во мн. минускульных рукописях библейский текст сопровождается святоотеческими толкованиями, т. н. катенами . IV. Большинство лекционариев (Профитологиев) относятся ко времени после X-XI вв. и содержат, как правило, лукиановский текст. Ральфс перечисляет 150 источников. Литургические рукописи (Лекционариев, Профитологиев), к-рым зап. наука, как правило, не придает существенного текстологического значения, с правосл. т. зр. имеют большую ценность, поскольку их текст освящен многовековым использованием за богослужением. Мархалинский кодекс. VI в. Книга пророка Иеремии (42. 11–19) Мархалинский кодекс. VI в. Книга пророка Иеремии (42. 11–19) В нек-рых рукописях присутствует деление текста на стихи и колоны (смысловые отрезки), т. н. стихо- и колометрия. В 1-4-й Книгах Царств и Книге Исаии на полях Ватиканского кодекса содержатся указания на количество стихов (строк) в них. Стихометрия и оригеновские чтения в Мархалианском кодексе (VI в.; Vat. gr. 2125) принадлежат одной и той же руке. Колометрия применялась при копировании поэтических частей ВЗ (напр., в Александрийском и Синайском кодексах). Один из первых примеров колометрии представляет фрагмент Псалтири из Бодлианской б-ки (II-III вв. по Р. Х.). Деление текста на главы или абзацы присутствует во мн. унциалах, но никогда не охватывает всего ветхозаветного текста. В Ватиканском кодексе оно начинается с Книги Притч, в Александрийском распространяется на прозаические книги. Разбиты на главы Книга пророка Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Иезекииля в Мархалианском кодексе. Издания Септуагинты

http://pravenc.ru/text/209477.html

4) Людовик IX Святой (1226-1270): Людовик IX провел реформы, укрепившие королевскую власть. Судебная реформа дала права каждому французу требовать королевского суда, а не суда своего феодала. Король постарался запретить войны между баронами – теперь между объявлением войны и началом боевых действий должны были пройти 40 дней, во время которых противники могли потребовать королевского суда. Людовик IX ввел во Франции единую монету, чеканить которую мог только король. Людовик IX получил прозвище «Святой» за справедливый суд и последние попытки вернуть христианам Иерусалим. К сожалению, организованные им VII и VIII Крестовые походы оказались неудачными. Во время последнего король умер в Тунисе. 5) Филипп IV Красивый (1285-1314): Реформы, направленные на укрепление королевской власти, продолжились при Филиппе IV Красивом. Он решил собирать налоги с церковных земель, а когда Папа воспротивился, созвал в 1302 г. Генеральные Штаты (собрание представителей от 3 сословий: духовенства, рыцарства и горожан), которые постановили, что Папа не имеет права распоряжаться имуществом французской церкви. Королевский отряд отправился в резиденцию Папы Бонифация и выгнал оттуда Папу, а руководитель отряда ударил Папу по лицу. Через несколько дней Папа скончался, а нового избрали уже не в Риме, а во французском городе Авиньоне, где он находился под контролем короля. Этот период назвали «Авиньонское пленение Пап». После этого Филипп IV расправился с могущественным Орденом тамплиеров. Рыцари были арестованы и обвинены в ереси, земли тамплиеров перешли королю. Магистр Ордена Жак Моле был сожжен на костре. Перед смертью он проклял Филиппа IV и тот через полгода скончался. Итак, в XII - XIII вв. во Франции шел процесс укрепления королевской власти. 8. (Брандт, § 31,32) Столетняя война между Англией и Францией. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии в битвах при Креси (1346) и Пуатье (1356). 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Близ современного Термеза у Амударьи, находится городище древнего Термеза, существовавшего уже при греко-бактрийских царях (III - II вв. до н. э.). Расцвет его приходился на время Кушанского царства (I - IV вв. н. э.). В конце VII века Термез был захвачен арабами . В IX - XII веках Термез - крупный феодальный город, административный и торгово-ремесленный центр, речной порт. В 1220 году Термез был разграблен войсками Чингисхана и пришёл в упадок. Возродился во второй половине XIII века восточнее, на правом берегу Сурхандарьи. где и просуществовал до XVIII века. Среди многочисленных археологических и архитектурных памятников окрестностей Термеза особенно интересны буддийский культовый центр Кара-Тепе, где обнаружены многочисленные памятники буддийской художественной культуры (руины монастырей, каменные скульптуры, стенные росписи, все - II - III вв.), загородный дворец Кырк-кыз (IX или X вв.), Мазар Хаким-аль-Термези (XI - XII вв.), ансамбль мавзолеев термезских сеидов Султан-Саадат (XI - XVII вв.). История Термеза до XVIII века связана с памятниками Термеза Старого (в 5 км к западу). К середине XIX века у устья Сурхандарьи, у переправы через Амударью, возникло селение Паттагиссар, а в конце века неподалёку от него - русский пограничный пост. Из них вырос городок, получивший в 1928 древнее название «Термез». В 1893 году бухарский эмир Абдулла Ахад-хан передал Российской империи кишлак Патта-Кессар (Паттакесар, Паттагиссар), близ которого в 1897 – 1899 годах возведено российское военное укрепление. Военное урочище Термез (позднее селение Термез), ставшее основой современного города. 6 июня 1894 года император Николай II подписал закон «Об обустройстве пограничного надзора в Средней Азии». А 9 декабря 1896 года он утвердил мнение Госсовета о преобразовании в течение трех лет, начиная с 1897 года, пограничного надзора в Средней Азии в две бригады. В этом же году была сформирована 31-я Амударьинская пограничная бригада со штатом 915 человек, которая вошла в состав 7-го Отдельного корпуса пограничной стражи. Амударьинская бригада состояла из четырех отделов, в которых насчитывался 51 пост, в том числе 15-обер-офицерских. Бригада взяла под охрану весь участок бухарско-афганской границы. Главной задачей пограничников стала борьба с контрабандой. Из Афганистана переправлялись не только контрабандисты, но и разбойничьи шайки, которые грабили местное население, увозили заложников, уводили скот, убивали владельцев при сопротивлении.

http://drevo-info.ru/articles/13681662.h...

Кадастр – податный список (села, владения, округа, фемы  и пр.), куда заносились сведения о налогоплательщиках – число членов семьи, площадь и количество им принадлежавших угодий, поголовье их скота, недоимки и т.д. Кампидуктор – в позднеримской армии должность, соответствовавшая центуриону. Кандидат – 1) в IV–VIII вв. – солдат императорской охраны; 2) титул ниже стратора Каниклий – «хранитель чернильницы», придворная должность. Канон – поземельный налог. Каноникон – церковная подать. Капникарий – см. актимон. Капникон – 1) в IX-X вв. – небольшая подать на военные нужды; 2) основной вид земельной ренты (с семьи). Кастроктисия – повинность крестьян по ремонту и строительству военных сооружений. Катафракт (кавалларий) – конный воин, одетый броней. В римской армии К. (клибанарии) были заимствованы у персов в II-Ш вв. Катепан – 1) наместник катепаната; 2) начальник стражи Хрисотриклиния – «Золотой палаты», одной из главных зал Большого дворца. Катепанат – в X–XI вв. – крупная отдаленная область (напр., К. Италия – на месте фем Калаврии и Лонгивардии). Катерга – корабль. Катергоктисия – повинность по строительству военных судов. Кафисма – трибуна на ипподроме, предназначенная для императора. На К. столичного ипподрома из Большого дворца вела отдельная галерея. Квестор – 1) римская магистратура, в Византии IX–X вв. – высокая судебная должность; 2) К. священного двора – главный юрист империи, председатель консистория. Кентинарий – сто либр золота, 7200 номисм. Кератин – серебряная монета с содержанием серебра, стоимость которого эквивалентна 1/1728 золотой либры (римская единица веса – силиква), т.е. 1/24 номисмы. Кесарь (цезарь) – один из самых высоких титулов, первоначально – «младшего» императора (при Диоклетиане), с V в. давался в знак исключительного отличия и (или) наследникам трона. С начала VII в. титул К. перестал быть только императорским, хотя и остался достаточно высоким. Кесарикий (стефания) – кесарский венец. Кир – господин. Китонит – придворная должность. К. охраняли китон – императорские покои.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

В III-II вв. до Р. Х., по мере того как преобладающим типом ландшафта становилась засушливая саванна, негроидные автохтоны отступали к р. Сенегал под давлением европеоидных носителей берберо-ливийских диалектов, двигавшихся с севера в поисках пастбищ. Последние, будучи знакомы с выплавкой меди и железа, сочетали коневодство с охотой на газелей, страусов и др. животных. Об имевшихся у них примитивных навыках письма свидетельствуют эпиграфические фрагменты, выполненные ливийской графикой. Отдельные экспедиции рим. легионов в имперский период могли достигать территории совр. М.: напр., Гай Светоний Паулин в 41-42 гг. по Р. Х. первым из римлян совершил переход через Атласские горы, предположительно до Адрара. В тот период был налажен товарообмен между античным миром и автохтонами, на что указывают находки монет и фибул эллинистического происхождения в Акжужте и Тамкаркарте (обл. Адрар). До I в. до Р. Х. берберо-ливийцы использовали в хозяйстве почти исключительно лошадей, с III-IV вв. по Р. Х. стали широко использовать верблюдов во время вооруженной экспансии в южные территории. На крайнем юге совр. М. в VI-VII вв. на базе раннего протогос-ва зап. манде (сонинке) Вагаду сложилась империя Гана со столицей Кумби в обл. Аукар (ныне Ход-эль-Гарби и Ход-эш-Шарки в М. и обл. Каес в Мали). С VII в. наплыв вост. берберов из Сев. Африки, отступавших под натиском халифата, усилил 2 берберские этические группы: на севере вокруг г. Сиджильмаса образовалось объединение коневодов - зената; на юге вокруг г. Аудагост сложилась конфедерация верблюдоводов - санхаджа. В IX в. берберы стали контролировать важнейшие перевалочные пункты транзита в зап. части Сахары. Распространение ислама и арабо-берберские империи (VIII-XIV вв.) Первые отряды арабов-мусульман проникли на земли совр. М. еще в нач. VIII в., но вторжение сюда омейядских войск произошло в 734 г. Тем не менее в VIII-IX вв. ислам оставался здесь по преимуществу религией иноземных купцов. Даже после того как в X в. в ислам обратилась правящая династия конфедерации санхаджа, основная масса населения сохранила верность домонотеистическим культам или ранним монотеистическим представлениям, которые проникали сюда через зенатские княжества Дальн. Магриба (совр. Марокко и Зап. Алжир) - Сиджильмаса, Бергвата, Накур и Агмат, где происходил синтез иудео-христиан. культов с архаичными верованиями сев. берберов.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

Буква в соответствии с этимологией написана в словах: прсще – V, – VIII, – IX и, возможно, оуп-ха – IV строка; буква вместо е написана: –II, бя блгадрл : – II, – VIII, о –X строка; буква е вместо написана в следующих случаях: – VII, а – IX, млве (или млсе ) – V, прсне – IX, врцет се – X строка; буква я вместо пишется в слове бя – 4 раза и, возможно, в других случаях, более сомнительных. Написание я вместо еще можно было бы объяснить для более позднего периода, если видеть в авторе восточного болгарина; но написание е на месте этимологического è для этого периода объяснено быть не может. Совмещение в одном памятнике, причем памятнике оригинальном, указаний на закрытое и одновременно на открытое произношение звука, восходящего к è, а также этимологически правильных написаний свидетельствует против его достоверности. Известному факту мягкости шипящих и ц в указанный период противоречат написание – X с окончанием вместо и в им. падеже мн. числа, – IX с окончанием вместо буквы, обозначавшей ç в вин. падеже мн. числа (если здесь не форма им. падежа ед. числа, так как можно читать славён «славящий вождей» и слвен «славен вождь»). Как бы ни интерпретировать приведенные примеры, очевидно, что употребление после мягкого звука жд« или ж " д»ж», образовавшегося из сочетания и после мягкого ц " букв, обозначавших ы и ъ, в то время как здесь были совсем иные фонемы и и ь, является доказательством подложности текста. Обращают на себя внимание совершенно невозможные формы: два дщере – III строка вместо дв в им.–вин. падеже дв. числа; употребление 2-го лица ед. числа сигматического аориста имаста она – III, где в повествовании о третьих лицах должна быть употреблена форма 3–го лица; неправильные формы вин. падежа, следующие за указанной формой глагола: ckmj а краве j мнга obhoj – III вместо ожидаемых: а j , а также моля бзj вместо моля – IV/V строки; не может быть отнесена к IX–X вв. форма действительного причастия jмщ – III в им. падеже ед. числа муж. рода вместо или . Мы не рассматриваем другие сомнительные факты морфологии, поскольку нет полной уверенности в правильном прочтении текста, многие места которого совершенно непонятны и не могут быть интерпретированы даже с натяжками, как это, возможно, было допущено выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

культура распространила влияние далеко за пределы империи; поздний (1204-1453) и поствизант. периоды. Под визант. археологией обычно понимают изучение материальной и художественной культуры вост. части Средиземноморья и связанных с ней районов, где языком богослужения и международного общения служил греческий. Собственного хронологического и территориального деления визант. археология не выработала и, следуя общей исторической периодизации, делится на ранний (от строительства К-поля в IV в. или падения Зап. Римской империи с 476 г. до сер. VII в.), переходный (сер. VII-VIII в.), средний (с IX в. до захвата К-поля крестоносцами в 1204 и образования лат. королевств), поздний (XIII - сер. XV в.) и поствизант. (археология Афона и др. монастырских общин; развитие визант. наследия вне пределов Византии) периоды. Делаются попытки уточнить такое деление, напр. отказаться от представления о VII-VIII вв. как о промежуточном периоде «темных веков» и рассматривать VII в. как конец раннего периода, а VIII и ранний IX в. как начало периода расцвета, когда новые, христ. формы религ. и общественной жизни, в к-рой место теменоса и форума древнего мира заняли христ. храм и дворец императора, окончательно восторжествовали. В географическом отношении визант. археология традиционно делится на области: К-поль и его окрестности; материковую Грецию и гос-ва Балканского п-ова; М. Азию; города и гос-ва Сев. и Вост. Причерноморья (в т. ч. Крым) и Кавказ; Сиро-Палестинский регион (IV-VIII вв.); Египет и часть территорий Сев. Африки (до окончательной победы ислама); области Италии, испытавшие влияние Византии в V-VII вв., а также зоны развития итало-визант. культуры в средне- и поздневизант. периоды (Адриатическое побережье, юг Апеннинского п-ова, о-в Сицилия); Др. Русь (особенно в IX-XII вв.). История византийской археологии Археологическими исследованиями XIX - нач. XX в. был накоплен огромный материал, но его направленное изучение началось только после второй мировой войны. За последние 50 лет XX в.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Юж. Таиланд и Северная М.) на пересечении морских торговых путей с сухопутными дорогами и реками. Города-государства обычно развивались из прибрежных деревень (кампонгов) и занимали небольшие территории в устье впадавшей в море реки. В состав политии входила также прилегающая к городу прибрежная равнина, внутренние районы практически не контролировались. С III по VI в. по Р. Х. они входили в сферу влияния империи Фунань с центром в районе дельты р. Меконг. Тесные связи с Индией способствовали распространению на территории совр. М. индуизма и буддизма хинаяны, сосуществовавших друг с другом. Правители городов-государств привлекали инд. колонистов, приглашали брахманов, имевших большой авторитет при дворе, и сооружали религ. постройки. В устье р. Мербок на месте древнего города были раскопаны 17 храмов; самая ранняя буддийская ступа (на вершине Букит-Чорас, холма к северу от р. Мербок) относится к IV в. Найденные в Кедахе буддийские санскритские надписи, остатки буддийских ступ и мон-рей, изваяния Будды и проч. буддийские статуэтки, носящие следы влияния различных инд. скульптурных школ, датируют IV-V вв. Кит. буддисты, путешествовавшие в Индию начиная с V-VI вв., останавливались в городах Малаккского п-ова; они упоминали о буддийских мон-рях и реликвиях, к-рые видели там. В VI-VII вв., после падения Фунани, на полуострове стал господствовать шиваизм. В Кедахе были найдены 10 шиваитских храмов, датируемых сер. VI - сер. VIII в. Преобладание шиваизма не привело к исчезновению буддизма: в кон. VII в. кит. путешественник И Цзин отмечал, что эта религия процветает в одном из малаккских городов-государств - Лангкасуке. Малайя в VIII-XVI вв Возникшая в 70-х гг. VII в. на о-ве Суматра морская империя Шривиджайя к кон. VIII в. объединила под своей властью обширные территории Малайского архипелага и Малаккского п-ова. В силу своего выгодного расположения города-государства сев. части Малаккского п-ова (Кедах, Лангкасука, Панпан, Тантан, Таккола, Паханг, Лоюэ) заняли особое место среди зависимых владений Шривиджайи, а Кедах в IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

прот. Олег Корытко Глава XVI. Религия Древней Греции Греция – поистине колыбель европейской культуры и цивилизации. Впоследствии Римская империя, окончательно подчинившая своей власти Балканы в 146 г. до н. э., усвоила достижения греческой культуры, пропиталась её духом и стала носителем её ключевых идей и ценностей. §1 Очерк истории и культуры Древней Греции Всю древнюю историю Эгейского региона можно условно разделить на три этапа : 1 . эпоха первых государственных образований III–II тыс. до н. э. (цивилизации Крита и ахейской (микенской) Греции). 2 . формирование системы греческих полисов (городов-государств) в XII–IV вв. до н. э.: – «тёмные века», или гомеровский период (XII–IX вв. до н. э.); – архаический период (VIII–VI вв. до н. э.); реформы Солона, Великая греческая колонизация; – классический период истории Древней Греции, расцвет греческой цивилизации (V–IV вв. до н. э.). – эллинистическая эпоха: Восточные походы Александра Македонского в Египет, Сирию, Малую и Среднюю Азию, Индию в 334–323 гг. до н. э., установление в Восточном Средиземноморье греческого культурного господства и создание эллинистических государств. Этап завершился римским завоеванием Греции в 146 г. до н. э. и Египта в 30 г. до н. э. Окончание первого исторического этапа, речь о котором шла в предыдущем параграфе, ознаменовалось огромными изменениями в политической, социальной и культурной жизни Эгейского региона. «Катастрофа бронзового века», сопровождавшаяся массовым движением «народов моря» и различными природными катаклизмами, разрушила многовековые цивилизации Крита и Микен, на долгих четыре столетия отбросила Эгейский мир в бесписьменную эпоху и привела к упадку материальной и духовной культуры во всём регионе. Этот постмикенский регресс получил в исторической науке название « тёмных веков », продолжавшихся с XII по IX в. до н. э. С крушением крито-микенской цивилизации вскоре было забыто и линейное слоговое письмо. Весь гомеровский период был полностью бесписьменным. И только в самом конце «тёмных веков» – во второй половине VIII в. до н. э. – появляются первые греческие надписи, сделанные, впрочем, не знаками «линейного письма В», но 24 буквами алфавитного письма, которое осваивалось в то время греками, заимствовавшими алфавит у финикийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010