Внимание исследователей привлекало также упоминание в списке Сотиона сочинения Диогена «Изречения» (Χρεας). Термином χρεα в античной лит-ре обозначалось либо единичное меткое изречение по поводу некой ситуации, обычно вводившееся словами «некто сказал...», либо краткий (обычно из 2 реплик) диалог 2 лиц. Маловероятно, что Диоген записывал собственные изречения; по-видимому, этим занимались его ученики (Диоген Лаэртский свидетельствует, что некое соч. «Изречения» было написано киником Метроклом - Diog. Laert. VI 33). Различные сборники «Изречений» Диогена были известны среди К. уже в IV в. до Р. Х.; именно к таким сборникам, а не к сочинениям Диогена восходят почти все его высказывания, приводимые древними авторами. Оригинальные подборки изречений Диогена, составлявшиеся в IV-III вв. до Р. Х., не сохранились, однако их существование подтверждается как доксографической традицией, черпавшей из них сведения о Диогене и его взглядах, так и введенными в научный оборот в XX в. фрагментами папирусов, датируемых II-I вв. до Р. Х., к-рые содержат отдельные высказывания Диогена в форме χρεα (подробнее см.: Giannantoni. 1990. P. 466-474; тексты папирусов и комментарии к ним см.: Gallo. 1980; Bastianini. 1992). Высказывания Диогена и истории о нем неизменно включались в визант. сборники философских апофтегм (наиболее широко они представлены в «Антологии» Стобея, «Ватиканском гномологии» (Gnomologium Vaticanum), «Парижском корпусе» (Corpus Parisinum), приписывавшихся прп. Максиму Исповеднику «Богословских главах» (Loci communes); см.: Overwien. 2005. S. 18-21); при этом они подвергались лит. обработке и изменялись в зависимости от философских убеждений и лит. вкусов составителей таких собраний; нередко составители намеренно или по ошибке приписывали Диогену изречения и мнения др. философов. Первая попытка критического анализа нек-рых тематически важных изречений Диогена была предпринята в нач. XX в. нем. филологом А. Пакмором ( Packmohr. 1913). В нач. XXI в. О. Овервин, опираясь как на публикации изречений в собраниях Муллаха и SSReliq., так и на оригинальные памятники, предпринял попытку лит. анализа и систематизации всех известных изречений Диогена; он привлек не только греч. источники, но и обширный материал, содержащийся в араб. сборниках апофтегм, антологиях и историко-философских сочинениях, наиболее ранние из к-рых относятся к IX в. ( Overwien. 2005. S. 39-209). На основании анализа корпуса изречений Овервин предложил их условную систематизацию, разделив на группы в соответствии с теми качествами Диогена, к-рые в них описывались, а также с основными категориями кинической философии, к-рые они призваны иллюстрировать (Ibid. S. 235-390).

http://pravenc.ru/text/1684656.html

кочевников Центр. Азии и Поволжья. В 242-243 гг. вторгшегося в Сирию Шапура I остановил у Антиохии Гордиан III, к-рый затем перешел в наступление вниз по Евфрату к Ктесифону. Только его гибель позволила иранцам заключить в 244 г. перемирие, результатом к-рого стало двойное подчинение Армении. Между 245 и 248 гг. Шапур одержал верх над горцами Прикаспия, захватил Мерв и создал на территории кушанских княжеств обширный удел - «Сакастан, Турестан и Инд до побережья моря» (просуществовал до нач. IV в.). В 244-251 гг. к И. были присоединены часть Армении и Адиабена. Эти успехи позволили Шапуру принять титул «шаханшах Ирана и Анирана» (т. е. не Ирана). Во время новой римско-иран. войны (ок. 251-262) иранцы после ряда крупных побед штурмом овладели важнейшими городами в сир. и азийских провинциях и в 253 г. захватили Антиохию, где провозгласили Августом своего ставленника. В 258 г. Шапур напал на Харран, а в 260 г. при Эдессе нанес рим. легионам сокрушительное поражение; среди большого количества пленных оказался и имп. Валериан. Пленные легионеры построили огромную плотину и ирригационные сооружения на р. Карун. Одним из мотивов завоеваний раннесасанидских властителей, по-видимому, было стремление захватить десятки тыс. пленников и использовать «чужеземцев» как работников на шахских землях и в имениях вельмож. Ремесленников, угнанных из Сирии и М. Азии, в основном христиан, поселили в шахской резиденции Гундишапур в Хузестане. Вскоре Шапуру удалось совершить поход через ущелья Тавра на Каппадокию и временно овладеть Кесарией. Однако в 70-х гг. III в. сасанидским войскам успешно противостояли сплоченные силы Римской империи и царей Пальмиры. После затяжных междоусобиц в нач. IV в. знать провозгласила шаханшахом еще находившегося в материнской утробе Шапура II и первые годы его царствования (309-379) безраздельно контролировала его власть. Обретя самостоятельность, Шапур начал беспощадную борьбу с аристократией. Это совпало с обострением духовно-политической ситуации в Сасанидской державе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

археологическими находками, напр. в Мероте, Хоразине, Гуш-Халаве ( Loffreda. 1997. P. 234; Ilan. 1989. P. 28). Важную роль в дискуссии о времени постройки синагоги сыграли выводы искусствоведческого анализа ее коринфских капителей, каждая из к-рых оригинальна и не повторяет другую. Г. Блёдхорн ( Bloedhorn. 1989; Idem. 1993) и Р. Раф ( Rough. 1989) датировали капители 2 периодами - 175-225 гг. и 225-275 гг., но не отрицали возможности перестройки синагоги в V-VI вв., во время которой использовали прежние капители. М. Фишер ( Fischer. 1986) выделил 4 типа капителей, датировал их III - нач. IV в. и отметил некоторые их александрийские и византийские черты. Особенностями коринфских капителей являются наличие в их декоре иудейских символов (менора, лулав, этрог), отсутствие внутренних завитков, проработка чашечек над кавликулосами с помощью сверла. Стилистические особенности капителей пилястр и декора дверных перемычек в атриуме позволяют предположить, что атриум перестраивался при Омейядах или даже при Аббасидах, вероятно после землетрясения 749 г. Как показали раскопки Дзафериса на территории греч. участка, К. существовал и в это время. Сторонник ранней датировки Сукеник еще в 30-х гг. XX в. на основе палеографического анализа отмечал визант. характер арам. надписи на колонне «Халфи, сын Заведея, сын Иоханана сделал эту колонну. Да будет он благословен» ( Sukenik. 1934. P. 72; другая колонна имеет надпись на греческом: «Ирод, сын Мо(ни)моса, и Юстус, его сын, вместе с другими детьми воздвигли эту колонну»). Й. Цафрир ( Tzafrir. 1995. P. 152, 157), не отказываясь в принципе от ранней датировки синагоги, в то же время подчеркивал визант. характер ее декора. Э. М. Майерс ( Meyers. 2001), Г. Фёрстер ( Foerster. 1971; Idem. 1989), Стрейндж ( Strange. 2001) поддержали раннюю датировку. Сторонниками поздней датировки (2-я пол. V-VI в.) помимо францисканских археологов были Дж. Магнесс ( Magness. 2001), Д. Милсон ( Milson. 2007), Л. Левин ( Levine. 2000. P. 196). Кроме археологических находок и результатов искусствоведческого анализа деталей в пользу датировки византийским периодом свидетельствуют и данные метрологических исследований Д. Чена ( Chen. 1986; Idem. 1990): в качестве меры при строительстве использовался византийский (31-32 см), а не рим. фут (30 см); последний перестали применять уже в нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/Капернаум.html

В нач. 350 г. Констант был убит узурпатором Магненцием. Конфликт между Востоком и Западом превратился в открытую и кровопролитную войну, в нее с обеих сторон были вовлечены наемные варвары. 10 авг. 353 г. Магненций погиб, и Констанций II стал единодержавным правителем всей Римской империи. Восток оказался более сильным и полностью возобладал над Западом. Во внутренней политике Констанций II продолжал линию отца на укрепление центральной власти. Он усилил военно-адм. аппарат империи и поднял его престиж, расширив круг должностей, дававших право на сенаторский статус. Благодаря этому сенат К-поля увеличился до 2 тыс. чел. При Констанции возросла роль придворных евнухов (происходивших обычно из вольноотпущенников и варваров), в первую очередь препозита священной опочивальни (спальничего). Евсевий, занимавший этот пост в течение практически всего правления Констанция, был одним из самых влиятельных людей в империи. Особым покровительством Констанция II пользовались нотарии (секретари-скорописцы). Именно из нотариев в эпоху Констанция выходили высшие гос. деятели; нек-рые исследователи называют эпоху Констанция «правлением нотариев». Во внешней политике в IV в. главной проблемой были отношения с готами и связанное с ними общее положение дел к северу от Дуная. Римская империя к этому времени уже отказалась от завоевательной политики за Дунаем; готы же стремились к захвату богатых и цивилизованных областей Балканского п-ова. В 332 г. готам было нанесено крупное поражение, вынудившее их заключить мир, согласно к-рому их воины переходили на службу к императору: они должны были участвовать во всех его походах и охранять границу на Дунае. В свою очередь империя обязывалась выплачивать готам денежную субсидию. Часть готов приняла христианство в его арианской форме, поскольку арианство являлось господствующим вероисповеданием в самой империи. В 341 г. епископом готов стал Вульфила ; он изобрел гот. алфавит и перевел на гот. язык христ. книги. На Востоке В. и. унаследовала от Рима его давнего врага - персид. державу, к-рая начала добиваться выхода к Чёрному м. Предметом раздора между Византией и сасанидским Ираном была Армения (где христианство в нач. IV в. превратилось в гос. религию), к-рая оказалась под формальным покровительством В. и. В 338 г. Констанций возвел на армян. престол сына Аршака - Тирана. Сасаниды же добивались распространения в Армении маздаизма , чтобы подчинить страну своему влиянию. Война против персов проходила с переменным успехом. Персы трижды неудачно осаждали Нисибин; и Византия, и Иран стремились вовлечь в сферу своего влияния араб. племена.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Относительная нормализация денежного хозяйства Римской империи произошла в результате реформ императоров Диоклетиана и Константина в нач. IV в. Новая монетная система была основана на золотом солиде (4,55 г, 1/72 рим. фунта, равного 327 г) и серебряных силикве и милиаренсе. Если 2 последних номинала сохранялись в обращении до нач. VII в., то солид оставался опорой финансового могущества Византии вплоть до XI в. Обращение медной монеты, которое на протяжении IV-V вв. неоднократно пытались оздоровить, было нормализовано реформой Анастасия 498 г., знаменовавшей наиболее ранний отрыв византийской Н. от римской. Античная нумизматическая иконография Изобразительное решение античных монет удостоверяло право эмитента на монетную регалию и выступало гарантом полноценности самих денежных знаков. С самого начала религ. санкция определяла содержание большинства основных и некоторых добавочных элементов каждого монетного типа. Др. изображения носили апотропейный (протомы льва, быка, горгонейоны) или «коммеморативный» (т. е. позволявший ассоциировать образ с эмитентом) характер. В монархических гос-вах аверс большинства монет занимал портрет правителя, вслед. чего можно говорить о постепенном замещении религ. санкции в денежном деле санкцией государственной ( Зограф. 1951). Реверсы монеты несли имя и титул монарха, часто с эпитетом (эллинизм), образы его персонифицированных добродетелей или же сцены его прославления (Римская империя). Множественность богов греко-рим. пантеона предопределила разнообразие форм их представления на античных монетах. Это могли быть бюсты в профиль и в 3/4-ном развороте, фигуры в рост, сидящие или стоящие; некоторые из них воспроизводили детали прославленных в древности статуй. Среди наиболее известных атрибутов богов - сова Афины, орел Зевса, трезубец Посейдона, палица и львиная шкура Геракла. Портретная традиция в античной Н. берет свое начало в сериях статеров и тетрадрахм Лисимаха (305-281 гг. до Р. Х.), несших на аверсе бюст обожествленного Александра Македонского в диадеме. Позднейшая иконография эллинистических правителей сохранила эту инсигнию в качестве единственной регалии царской власти, изредка дополняя аксессуарами, свойственными иконографии богов.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИГЕРД I [персид.   - «сотворенный богом»; сир.  ], шаханшах Ирана (399-420) из династии Сасанидов, сын Шапура III (383-388) и брат Вахрама (Варахрана) IV (388-399). Христианские (греческие и сирийские) и мусульманские (арабские и персидские, при описании доислам. событий цитирующие сасанидскую историографию) писатели характеризуют Й. с прямо противоположных позиций: зороастрийское жречество и аристократия называли его «грешником», «преступником» и «лгуном» ( Tabari. 1881/1882. P. 847 и др.), в деяниях Соборов Церкви Востока ( Chabot. Synod. orient. P. 17-18, 37 [texte], 253-254, 276-277 [trad.]) и в большинстве трудов визант. церковных историков ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Procop. Bella. I 2. 8; Theoph. Chron. P. 82) он восхваляется как добродетельный царь, едва не принявший христианство. Офиц. титул Й., известный по его монетам,- ra  mšahr («сохраняющий мир в (своих) владениях») аналогичен прозвищу легендарного персидского правителя Виштаспы, покровителя Заратуштры (см. Зороастр ). Вероятнее всего, этот титул указывал не на миролюбие, а на стремление укреплять традиционную маздеистскую веру. Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Й. начал правление с изменения положения религ. меньшинств в Иране. Понимая, что мир с Вост. Римской (Византийской) империей невозможен без сохранения спокойствия на персидских землях, Й. отказался рассматривать многочисленных христиан и иудеев в Иране как иностранцев и врагов гос-ва и даже взял в жены дочь рош-галута - главы иудейской диаспоры в Вавилонии, чем вызвал резкое недовольство зороастрийского жречества. Было прекращено преследование иноверных, освобождены христиане, заключенные в тюрьму за исповедание веры, разрешено восстанавливать разрушенные храмы и строить новые. Наиболее непримиримые представители зороастрийского жречества и аристократии, выступавшие против политики Й., были казнены. Й. имел основания опасаться влиятельных придворных: 3 его ближайших предшественника на троне (Ардашир II, Шапур III и Вахрам IV) умерли насильственной смертью в результате дворцовых заговоров.

http://pravenc.ru/text/1237993.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010