Девы, посвященные Богу, когда разлучаются с отцами, соблюдавшими их, попечением епископа, или в отсутствии его, пресвитера, да будут поручаемы честнейшим женам: или, живя купно, да хранят взаимно друг друга, дабы, скитаясь повсюду, не повредили доброй славе церкви (IV всел. 16; трул. 4; карф. 6, 126; Василия Вел. 18). О том, кто были эти посвященные Богу девы, о которых говорит это правило, мы знаем из толкования 4 правила трулльского собора; а из 6 правила данного собора мы велели, что право посвящать девиц, завещавших себя Богу, принадлежало только епископу. Настоящее правило указывает, как должны жить эти посвященные Богу девы. А именно, разлучившись со своими родителями, которые наблюдали за ними во время их пребывания дома, они, приняв посвящение, не должны быть предоставлены самим себе, но епископ, или, во время его отсутствия, подлежащий пресвитер, должен вверить их надзору богобоязненных женщин, которые следили бы за тем, чтобы они жили соответственно их обету. Если же посвященные Богу девы живут вместе в общежитии, то правило предписывает им наблюдать друг за другом, конечно, под верховным надзором епископа или пресвитера - их духовника. Как видно из правила, этот церковный надзор за девицами не был достаточно строг, так как им предоставлялось жить отдельно и по своему усмотрению избирать себе местожительство, что вызывало относительно некоторых из них подозрение и подрывало авторитет церкви. Вследствие этого, иппонским собором 393 г. и издано было данное правило, усвоенное и отцами карфагенского собора 419 года. Примечания: 105. Прав. 31 иппон. собора 393 г. Правило 45(54-55). 54. Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью. 55. Позорищные и глумящиеся на зрелищах и прочие таковые лица, или отступники, кающиеся и обращающиеся к Богу, да не лишаются благодати или примирения (Ап. 46, 47, 49, 50, 52, 61, 75, 80; 1 всел. 2, 9, 11, 12; трул. 24, 51, 95, 102; VII всел. 8; лаод. 2, 3, 12, 17, 47, 75; неокес. 12; карф. 63; двукр. 17; Василия Вел. 1, 5, 89; Кирилла алекс. 4, 5; Григория нисск. 1, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Относительно крещения, совершаемого еретиками или раскольниками, издревле был вопрос: должно ли признавать их крещение истинным, или крестить их снова, при обращении к православной Церкви? Известно, что еще в первых веках были продолжительные рассуждения по этому вопросу. Церкви Востока и Запада входили в сношение между собою и составляли нарочитые соборы. Следствием этих рассуждений было то, что в преданиях вселенской Церкви найдены постановления апостольские, которыми вообще запрещено принимать крещение еретиков, но запрещено также повторять крещение, по истине (правильно) совершенное (апост. прав. 46. 47). По силе таких постановлений сделано было различие между ересями, в том отношении, как те или другие еретики разумели и совершали крещение, и судя по тому, положено было одних из еретиков перекрещивать, других признавать крещенными и не повторять над ними таинства, при обращении их к православной Церкви (I всел. 8. 19. II вселен. 7. Вас. вел. 1). Таким образом, для положительного решения вопроса, надобно прежде всего различать тех, которые, родившись в православной Церкви и приняв от нее крещение, впали потом в ересь и снова обратились к Церкви; и тех, которые родились в еретических обществах и там крещены от еретиков Для первых повторение крещения без всякого сомнения не нужно: ибо благодать сего таинства, по разуму православной Церкви, полагает в душе христианина печать неизгладимую, и само по себе, православное крещение ни в каком случае не повторяется ( 16 ). Но и между отделившимися от Церкви обществами есть такие, которые, отступая от единства веры и заблуждаясь в догматах, не изменяют православного крещения, и совершают его у себя правильно, т. е. троекратным погружением тела в воду (или по крайней мере троекратным обливанием) во имя Отца и Сына и Св. Духа. Из таких обществ обращающиеся принимаемы были в православную Церковь без повторения крещения, особенно же те, которых заблуждения не касались таинства св. Троицы, т. е. которые не отвергали троичности Ипостасей Божества, а заблуждались в каких-либо других догматах. Так древняя Церковь не повторяла крещения над несторианами, евтихианами, и др. под., и составила на вселенских соборах положительные правила для подобных ересей на будущее время (II всел. 7. VI всел. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

§ 27. Но, признавая действительность и неповторяемость крещения, правильно совершаемого посторонними лицами, без священника, в действительной нужде, « Церковь наша совершенно иначе смотрит на те случаи, когда несвященные или, хотя и священные, но иноверные лица берут на себя совершение этого таинства или по легкомыслию, или из пренебрежения к установленным властям церковным, или по другим каким нечистым побуждениям». Тут непризнанный совершитель крещения является уже самозванцем, так сказать, узурпатором Божественной благодати, присутствие которой поэтому, очевидно, не может быть признано и на самом крещенном (Намок. при б. Требн. А. Павлова , стр. 175, 176). В особенности, под это правило должны быть подведены все иноверные акушерки и по преимуществу те из полек и раскольниц, которые всегда так падки крестить новорожденных младенцев у православных в нужде и без нужды; и потому, если бы священник досконально мог убедиться иногда, что такая или другая акушерка, или другое лицо, точно окрестили данного младенца без всякой видимой надобности, то он должен снова крестить его без всякого прекословия по обычаю. Кроме этого, крещение у нас еще не признается действительным, если 1) крестивший неправославно верует во Св. Троицу (Пр. Исповед. П. Могилы, ч. I, отв. на вопр. 102) 8 ; 2) если он неточно и с изменениями, а не по разумению православной Церкви, произнесет слова крещения (там же); 3) если крестивший был мирянин неправославного исповедания, которому не известна православная форма крещения, а также его сила и значение (Номокан. пр. 204, послан. Восточ. Патр. о правосл. вере, гл. XVI), 4) если кто крестил кого не в три, а в одно или в два погружения (Ап. постановл. пр. 47, 50, Карфаг. Соб. пр. 59, II Всел. Соб. пр. 7), или если и в три погружения, но не во имя Пр. Троицы (Дамаск. Точн. Излож., пр. веры кн. IV, гл. IX, стр. 234) и 5) наконец, если крестивший не понимал важности Божественного крещения (посл. Вост. Патр. гл. 16). Все эти сведения священники должны непременно иметь в виду, в особенности, по вопросу о так называемом перекрещивании, чтобы по ошибке, признавая иногда неправильное крещение правильным, не лишить, таким образом, крещаемого благодати Божией – ибо все крещенные неправильно, по древнему правилу церковному, должны быть перекрещиваемы у нас безусловно (Лаод. Соб. пр. 8; II Всел. Соб. пр. 7, IV Всел. Соб. пр. 95). И только в особенно сомнительных случаях, когда бы трудно было решить, точно ли такое или другое лицо крещено или нет, священник должен крестить его под условием крещается раб Божий, аще не крещен есть, во Имя Отца, аминь, и Сына… и т. д., (Требн. П. Могилы о крещ. ч. 1, стр. 7). Отделение IV. О восприемниках, их качествах и обязанностях

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Общие правила о совершении миропомазания. Таинство миропомазания совершается через помазание освященным миром частей тела, по крещении его, с произношением слов: «печать дара Духа Святого», чем выражается исполнение верующего благодатными дарами Св. Духа и укрепление его в жизни христианской, духовной ( 69 ). В апостольские времена таинство это совершалось через, возложение рук, которым выражалось в этом деле преимущество власти апостольской. Впрочем, есть в апостольских посланиях указания и на помазание, как видимое знамение невидимой благодати Св. Духа (Деян., 8, 17. 19, 6. Евр. 6, 1. 2. 2 Коринф. 1, 21. 22. 1Иоан. 2, 20 ). Учители Церкви первых веков говорят совокупно и о помазании, и о возложении рук, впрочем, преимущественно о первом ( 70 ). Но восточная Церковь постоянно признавала одно помазание главнейшим и необходимым действием в сем таинстве. Так утверждено древними соборами, вселенскими и поместными (II всел. 7. VI. всел. 95. лаодик. 48. карф. 6). Слова, произносимые при помазании частей тела, и выражающие силу таинства, находим в правилах II вселенского собора, который впрочем сам замечает, что излагает свое определено по древнему чиноположению и обычаю, – след. по преданию от первоначального времени Христианства (II всел. 7). Действительно, это есть выражение апостольское (2 Коринф. 1, 21. 22). Слово: печать (σφραγις) употребляется вообще всеми отцами Церкви о таинственном миропомазании ( 71 ). Миропомазание необходимо для всех крещающихся, как возрастных, так и младенцев (лаод. 48). Но оно не повторяется. Веществом таинства должно быть миро благовонное, составленное из отборных трав, мастей, елея, и освященное епископом ( 72 ). Епархиальные начальства и священники обязываются наблюдать, чтобы в церквях миро было без оскудения, хранилось не иначе, как в алтаре, с честью и предосторожностями, подобающими святыне. Епархиальное начальство распоряжается своевременным получением св. мира, откуда следует (из Москвы, или Киева) и раздачею по церквям ( 73 ). 70 Клим, алекс. Quis dives salvus. § 40, et Strom, lib. 2, § 3. Тертулл. de bapt. cap. 7. Св. Киприан. ер. ad Jubajanum 73. Св. Кирилл иерусал. mystag. 3. § 1. 3. 6. 7. cf. Const. Apost. 7, 22. Ориген : comment, ad Ephes, cap. 6. opp. t. 4. Св. Григорий богослов : о крещении сл. 40. Августин: de bapt. 3,16. ct contra Petilian. 2,101. al. 71 См. вышеуказ. отцов и учителей Церкви. От священника в особенности требуется, чтобы он умел незапинательно выговаривать священно-таинственные слова помазания. см. книг. о должност. пресвит. ст. 89. Читать далее Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии//Православный собеседник, 1859. Ч. 1. С. 259-297; Ч. 2. С. 377-394. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

А что арх. Антоний говорит: «хотя и дозволяется (правилами перв. Всел. соб. 8, втор. Всел. соб. 7, Лаодик. соб. 7 и шест. Всел. соб. 95) принимать без повторения крещение еретиков второго чина, обаче же не просто, но определяется довершать оное св. миропомазанием». То в показанных им правилах нет ни слова, чтобы крещение довершалось миропомазанием, а только объясняется, что сказанные еретики присоединяются к церкви не первою тайною крещения, а через посредство отречения своих и других ересей и святое миропомазание. И едва ля имеется где в объяснениях учителей церковных такая мысль, чтобы крещение навершалось миропомазанием; поскольку миропомазание, хотя и при крещении совершается, числится по оном второю тайною и, как объясняется в Большом Катихизисе, при совершении оных таин над верующим, через каждую преподаются особые благодатные дары Св. Духа: «Дается нам тогда (в крещении) всецела благодать Божия, тогда с сими словесы (крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь) тайна святого крещения совершается» (л. 312). «Сими бо глаголы Божественными и силою их крещеное кончается и совершенно бывает» (л. 316). «Всех же седми таин сие есть действо, яко дают благодать Божию освящающую и оправдающую приемлющих я. Ибо душу нашу очищают от грех и Богоугодну содевают, даров же Божиих различных ко спасению потребных исполняют я» (л. 320). Посему и церковь на присоединяющихся к ней крещеное, совершаемое еретиками по подобию православных, признает божественным крещением. Ибо «на сие взыскуемое бе от кого крестишася, но в чие имя крестишася» (бес. 1, Коринф, гл. 1, ст. 13). Миропомазанием же не крещение довершается, но печатлеется взысканное присоединяющимся исповедание, чтобы с залогом своей совести хранить по символу чистоту веры, и с тем вместе через сие преподаются ему ко утвержению и споспешению в христианских добродетелях благодатные Святого Духа дары. Отзыв. Примечание а) 26 . Святая церковь в похвалу и честь бесскверной чистоты Богоотроковицы воспевает величая сице: на Зачатие 9 декабря в седальне по стихологии: «Ея же (Богородицы) святое почитаем зачатие»; в 4-й песни канона: «тем же (Анна) зачинает едину чистую (отроковицу)», в кондаки: «Празднует днесь вселенная Аннино зачатие, по Бозе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  26 Положено, да не дастся евхаристия телам скончавшихся. Ибо писано есть: приимите, ядите ( Мф. 26:26 ), но тела мертвых ни прияти, ни ести не могут. Такожде да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся уже.   27 Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которые не редко облагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первые в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло имели совершенное полномочие.   ( Ап. 37 ; I Всел. 5 , 9 , 13 ; IV Всел. 9 , 19 ; Трул. 8 , 83 ; VII Всел. 2 , 6 ; Антиох. 20 ; Карф. 76 , 77 , 95 ).   Данное правило содержит три отдельных постановления: 1) Книга правил 25; Пидалион 24. Из толкования 2 правила VII вселенского собора мы видели, что кандидат на епископскую кафедру должен хорошо знать Священное Писание и каноническое право, причем знания свои должен засвидетельствовать на испытании; то же самое мы видели и относительно пресвитера в толковании 9 правила I вселенского собора. В данном правиле то же говорится о всех тех лицах, которые вступают в клир, т.е. о всех тех, которые готовятся принять рукоположение ( τοις χειροτονουμενοις), и прибавляется при этом, что таковые должны всегда хорошо помнить, что им придется показать свои знания на соответствующем испытании, а также наблюдал за тем, чтобы после, в своей священнической жизни, не поступать против предписанного, в чем пришлось бы им каяться, т.е. как говорит Зонара, чтоб им не подвергнуться впоследствии наказанию. 2) Книга правил 26; Пидалион 25. Во второй части этого правила (18) прежде всего говорится о том, что не должно давать святого причастия умершим, и для доказательства этого приводятся относящиеся сюда слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея ( Мф.26, 26 ). В тексте правила сказано των τελευτντων (morientium); Это означало бы в точном переводе, что не должно давать святого причастия тем, которые находятся при смерти, умирающим (скончавающимся).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

6 пр.). Пресвитеры совершают таинственное помазание уже освященным епископами миром.   2. Помазанию освященным миром предшествует молитва ο ниспослании крещеному Св. Духа. Молитва, как необходимая часть миропомазания, входила в чин совершения таинства и при апостолах. Апп. Петр и Иоанн, готовясь совершить его над новокрещенными в Самарии, прежде всего помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Употребление молитвы, предваряющей помазание, было обычным и в древней церкви. В «Постан. апост.» приводится и самый образец древней молитвы при миропомазании, причем замечено: «в этом (т. е. в молитве, произносимой совершителем таинства) состоит сила возложения рук на каждого» (VII, 43–44).   3. По молитве совершитель таинства «помазует крестившагося святым миром, творя креста образ: на челе и очесех, и ноздрех, и устех, и обоих ушесех, и персех, и руках и ногах» (Требник). Помазание всех главнейших частей тела узаконено было на Вселенских Соборах (II Всел. 7 пр.; VI Всел. 95 пр.). Понятно, почему церковь ввела помазание всех частей тела. Через миропомазание сообщаются крещеным различные дары Св. Духа Божия (Ис 11, 2–3), необходимые для просвещения их в истинах веры и возрастания в жизни по духу ее, а не один какой-нибудь из них, равно и в освящении имеет нужду все существо человека. Α потому и запечатлевать миром надлежит не одну какую-нибудь часть тела у крещеного, но все главнейшие его части, как орудия всех сил и способностей души. Помазание каждой части имеет свое знаменование: так, «помазание чела значит в особенности ума и мыслей, помазание персей — освящение сердца, или желаний, очей, ушей и уст — освящение чувств, рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина» (Катих.).   4. Помазание совершается с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго». Основание для употребления такой совершительной формулы находится в словах ап. Павла: и помазавый нас Бог, иже и запечатле (αφραγισμενος, от σφραγς — печать) нас. Употребление ее вошло в обычай в глубокой древности, так что отцы II-ro Всел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

После Трулльского Собора Кафолическая Церковь при присоединении инославных к Православию руководствуется Трул. 95. В отношении инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, в наст. время существует такая практика: католиков, если они миропомазаны, присоединяют к правосл. Церкви с нач. XVIII в. по 3-му чину; старокатолики, англикане, протестанты и старообрядцы принимаются по 2-му чину; сектанты крайнего толка - адвентисты , иеговисты , мормоны , хлысты , молокане , духоборцы , субботники , а также недавно появившиеся адепты «Богородичного центра» присоединяются к правосл. Церкви, как и нехристиане, через крещение. Е. именуется всякое ложное учение, отвергнутое Церковью,- в этом смысле Трул. 95 упоминает Е. Нестория, Евтихия и Диоскора, несмотря на то что это же правило предусматривает приходящих из церквей, где учения Нестория, Евтихия и Диоскора принимаются, присоединять через покаяние - свт. Василий Великий подобный чиноприем предусматривал для самочинников. Однако нужно исходить не из неустойчивой терминологии правил, а из их реального содержания, и в случае с правилами о присоединении отступников - из чиноприема; в отношении норм, содержащихся в этих правилах, расходящихся в терминологии, нет противоречий. Различие в терминах сохраняется и в совр. богословской лит-ре, так что иногда спор относительно квалификации той или иной инославной церкви с т. зр. меры ее удаления от православия - еретическая она или раскольническая - представляет собой лишь «спор о словах». Напр., на вопрос, являются ли лютеране раскольниками или еретиками, при опоре на правила корректным будет такой ответ: поскольку приходящие от лютеран присоединяются по 2-му чину, через миропомазание, то по терминологии Вас. Вел. 1 они - раскольники; по терминологии I Всел. 7 или Трул. 95 лютеране являются приверженцами Е., поскольку в этих правилах Е. именуется всякое отвергнутое Кафолической Церковью учение, даже если, как это следует из Трул. 95, приходящие из церкви, приверженной этому учению, принимаются через покаяние - чиноприем, к-рый свт. Василий Великий предусматривал для самочинников. Поскольку разная терминология принадлежит авторитетным источникам, подобное различие, очевидно, неизбежно; важно только, чтобы придерживающиеся разной терминологии сознавали терминологический характер расхождений. Это не исключает, разумеется, возможности действительно содержательного спора, когда стоит вопрос не о том, как квалифицировать то или иное новое религ. сообщество, а об уместности присоединения приходящих из него в правосл. Церковь по тому или иному чину.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Так, в IV в. не были отвергнуты церковью: совершенное арианами рукоположение св. Мелетия антиохийского , и им самим совершенный рукоположения, рукоположение Диоскором (арианином) Анатолия в епископа константинопольского, рукоположение Акакием св. Кирилла Иерусалимского и др. 410 . На III всел. соборе определено было принимать в прежних степенях священства несториан, на VI-м – рукоположенных монофелитами Сергием, Пирром, Павлом и Петром, за исключением самих начальников ереси, на VII-м – не только уклонившихся в иконоборчество, не рукоположенных православными, а и родившихся в ереси и поставленных иконоборцами 411 . Но не признавала церковь действительности рукоположений в таких обществах, где извращались основные догматы христианства, почему рукоположенные такими еретиками были принимаемы в качестве простых мирян, и если были признаваемы достойными священства, то были рукополагаемы православными епископами. К таким обществам, чуждым благодати, и приходящих от которых принимали чрез крещение, каноны относят ереси: павлиан (I вс. соб. 19 пр.; VI всел. 91 пр.) и монтанистов, называвшихся еще фригами и пепузианами (лаодик. 8; Василия В. 1). На основании правил об них можно заключать, что иерархия и других еретиков, мирян которых вселенские соборы определили принимать чрез крещение, каковы евномиане, савеллиане, манихеи, валентиниане, маркиониты (II всел. соб. 7 пр.; VI вс. соб. 95 пр.) и им подобные, не есть действительная иерархия, так что члены ее могли быть присоединяемы к православной церкви по чинопоследованию крещения и в качестве простых мирян, хотя прямого и определенная указания на это в соборных правилах и нет. Согласно с этими постановлениями нашею русскою церковью признается действительным священство р.-католическое, армянское, и обращающиеся в православие из этих исповеданий клирики принимаются в их степенях священства, чрез одно покаяние и письменное отречение от заблуждений. «Мы чтим, говорится в ответном послании Св. Синода (от 25 февр. 1903 г.) ко вселенской патриархии (патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Причем они получали прощение лишь в том случае, если об этой причине заявляли заблаговременно своему первому епископу, иначе они, как постановляет правило, должны были пользоваться общением только в своей церкви (τη κοινωνα της Ιδιας αυτν ρχεΤσθαι εκκλησας, suae esse ecclesiae communione contenti), a это значит, что они не лишались права священнодействовать, но только отлучались на некоторое время от общения с остальными епископами По постановлению 19 правила IV вселенского собора каждый не явившийся на собор епископ подвергался братскому выговору. Примечания: 161. Правило 11 карф.собора 401 г.; в Кормчей пр. 77 162. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,498.  Правило 77(88). О Кресконии вилларекентийском заблагорассуждено всеми: отселе возвестити первенствующему епископу нумидийскому, да ведает, яко должен он своею грамотою увещати вышереченного Крескония о пришествии, да не отлагает он предстати на ближайший общий африканский собор. Аще же вознерадит прийти: да ведает, яко суд на него изречен будет (Ап. 37; I всел. 5; IV всел. 19; трул. 8; VII всел. 6; антиох. 20; лаод. 40; карф. 18, 48, 73, 76, 95). Относительно Крескония, о котором говорит данное правило, уже упоминалось в 48 правиле этого собора; но так как и после того епископ этот продолжал упорствовать и оставаться на незаконно занятой им кафедре, то карфагенские отцы предписывают ему в данном правиле явиться пред общим собором, так как в противном случае приговор будет произнесен в его отсутствие. Примечания: 163. Прибавление к 11 правилу карф. собора 401 г.; в Кормчей прав. 78.  Правило 78(89). Оставление иппонийския церкви без правителей не долженствует долго быти в небрежении: и поелику тамошние церкви находятся во власти тех, которые отреклись от незаконного общения с Екитием: то заблагоразсуждено послати от настоящего собора епископов: Ритина, Алипия, Августина, Матерка, Феасия, Еводия, Плакиана, Урвана, Валерия, Амвивия, Фортуната, Куодвултдея, Онората, Ианнуария, Пиита, Онората, Ампелия, Викториана, Еваггелла, Рогатиана: и им собрати и вразумити тех, которые по упорству, достойному порицания, полагают ожидати окончания бегства того самого Екития, и с общею молитвою поставити им епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010