Классический церковный писатель о единстве церкви, знаменитый Киприан пишет: Hoc enim vel maxime et laboramus et laborare debemus, ut unitatem a Domino et per apostolos nobis successoribus traditam, quantum possumus, obtinere curemus Potestas peccatorum remittendorurn apostalis data est et ecclesiis, quas illi a Christo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt. Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi Omnes episcopi apostolorum successores sunt Августин: In apostolorun loco constituit nos Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. Примечания 1. Толкование 6 правила II всел. собора в Аф. Синт., II,182. 2. Аф. Синт., II,252. 3. Номоканон в XIV тит., XII,2 (Аф. Синт., I,261). Алф. Синт. М.Властаря, А,2 (Аф. Синт. VI,74). 4. Аф. Синт., II,183. 5. Аф. Синт., III,199. 6. De schismate donatistarum, I,11 [Migne, s.l., t.11, col.906]. 7. Hom. 11 in epist. ad Ephesios [Migne, s.g., t.62, col.79 и сл.]. 8. Ср. о римско-католиках в толковании 95 трулльского правила (см. m.I, стр.589-591). 9. Epiphan., Наег. 46 (al.66) [Migne, s.g., t.42, col.29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat.6 [Migne, s.g., t.33, col.572-80, 593-604); Photii contra Manichäos, lib.IV [Migne, s.g., t.102, col.177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I,685-875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II,186 и сл. 10. Epiphan., Haer. 22 (al.72) [Migne, s.g., t.41, col.695 и сл.]; Tertull., Adver. Marc. [Migne, s.l, t.2, col.246 и сл.]. Cp. Walch, I,488 и сл.; Neander, II,160 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ведь человеку, чтобы исповедать, что он в крещении соединяется со Христом и отрекается от диавола, или, проще сказать, чтобы креститься, нужно показать собственное произволение или непосредственно, как требуется от крещающихся в том возрасте, в котором они способны постичь смысл Таинства (какова и беременная женщина, о которой идет речь), или через восприемника, как требуется от крещающихся в младенчестве [ 90 ] . А плод, находящийся во чреве, не может ни самостоятельно показать произволение, поскольку у него такового еще нет, ни через восприемника, как еще не рожденный и не могущий воспринять крещение. Правило 7 Пресвитер на свадьбах второбрачных да не пирует. Ведь если второбрачный нуждается в покаянии, то что это за пресвитер, который своим участием в пиршестве одобряет такие браки? Толкование Настоящее правило определяет, чтобы иерей не садился за стол на свадьбе второбрачного, поскольку второбрачный находится под грехом и епитимией, а иерей, если сядет с ним за стол, показывает этим, что благоволит и сорадуется этому его браку, несущему бремя греха и осуждения [ 91 ] . Первый брак, согласно Григорию Богослову , – закон 92 , поскольку существует один законный супружеский союз – как женщины с мужчиной, так и мужчины с женщиной, – узаконенный Божественным гласом и присутствием на браке в Кане. Посему, будучи невинным, такой брак и венчается, и сопровождается причащением Божественных Таин (см. также примеч. к VI Всел. 13). А второй брак – снисхождение 93 , так как его допускают по снисхождению. Поэтому и то, что говорит Павел о вдовах: Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак ( 1Кор.7:9 ), согласно толкованию Златоуста, он говорит это как позволение, а не как повеление 94 (т. е. точно так же, как он позволил вступившим в первый брак частое совокупление ради их невоздержанности) 95 . Если же это по снисхождению, то очевидно, что второй брак не является ни благовидным, ни безупречным, но находится под бременем осуждения и греха. Поэтому, согласно правилу Василия Велик. 4, второбрачный отлучается от Божественных Таин на один или два года, а согласно правилу Никифора Константинопол. 2, даже не венчается. Вот почему и Игнатий Богоносец сказал в Послании к антиохийцам: «Одна одному, а не многие одному, была дарована при сотворении» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

По въпроса за конкретната разлика вж. изследването Ο Κολλυβδες κα Δωρθεος Βουλησμς, Τ ζτημα τς “νακρσεως το” Πηδαλου κα το Κανονικο (Коливадите и Доротей Вулисма. Въпросът за «проучването» на Пидалиона и Каноника), εκδ. ρεισμα, Ιερς Μονς Παναγας Χρυσοποδαριτσσης Νεζερν, Χαλανδρτσα Αχαας 2020, с. 661-670, където има съответна глава, озаглавена «Историко-каноничен поглед върху делението на еретиците на изобличени и неизобличени». Ο Κολλυβδες κα Δωρθεος Βουλησμς, с. 699. Преп. Никодим Светогорец. Пидалион. Правила на Православната Църква с тълкувания. Том 4. Правила на светите отци. На светия отец наш Василия Велики канонични послания или, което е същото, 92 правила. Правило първо// Вж. и коментара на преп. Никодим към правило 47 на св. Василий: «В своето Първо правило този божествен отец е определил по икономия, както казва един анонимен тълкувател, да се приема кръщението на енкратитите и новацианите (въпреки че и в това правило той е наредил това, следвайки азийските отци, приемали тяхното кръщение). А в настоящото правило, поправяйки определеното там по икономия, Василий казва, че всички енкратити, сакофори и апотактици (за които вж. бележката към VI Всел. 95), а също и новациани трябва да се прекръщават, и че макар азийските и римските отци от икономия да са забранили те да бъдат прекръщавани, но и думата на самия Василий нека има авторитет и сила. Та нали ереста на споменатите еретици е клон на ереста на маркионитите, които се гнусят от брака и наричат Бога създател на злото. Тъй че, ако това мнение бъде прието, трябва да се свика епископски събор, който да превърне това частно мнение във всеобщо и непоклатимо правило, за да извършват делото си без опасения онези, които прекръщават еретиците, и онзи, който отговаря на питащите за това, да заслужава доверие благодарение на правилото». Преп. Никодим Светогорец. Пидалион. Правила на Православната Църква с тълкувания. Том 4. Правила на светите отци. На светия отец наш Василия Велики канонични послания или, което е същото, 92 правила. Правило 47// .

http://mospat.ru/bg/articles/87403/

Смотри также Карфаг. 55. Правило 104 (95) Угодно было: в дальнейшем необязательно утруждать братию каждый год, но Собор устраивать следует так часто, как потребует общая, т. е. касающаяся всей Африки, нужда (когда будут присланы откуда-либо грамоты), в той области, где потребует необходимость и где будет удобно. Дела же, которые не являются общими, следует разбирать в своих областях. (Апост. 37; I Всел. 5; IV Всел. 19; VI Всел. 8; VII Всел. 6; Антиох. 20; Карфаг. 26, 60, 81, 84, 85.) Толкование По мнению анонимного толкователя, настоящее правило разрешает, чтобы в каждой области проходил частный Собор для решения особых частных вопросов и затруднений, возникающих ежегодно. Ведь эти частные, касающиеся одной области вопросы решаются не иначе, как на Соборе, и в этом настоящее правило согласно с остальными правилами, которые выносят определения о Соборах такого рода. Но оно не разрешает, чтобы впредь ежегодно, как определено 26-м правилом, проходил общий Собор всех областей Африки, поскольку путешествие на такой Собор связано с трудностями и лишениями. Однако созывать его можно, когда появится какая-либо общая нужда, раз в год или в два года. И созывать его надо тогда, когда Карфагенскому епископу будут присланы грамоты и он назначит подходящее для проведения Собора место. Смотри также Апост. 37. Правило 105 (96) Если будет подана апелляция и подавший ее изберет судей вместе с тем, против кого он требует нового суда, то впредь никому из них да не будет позволено апеллировать. (Апост. 74; II Всел. 6; IV Всел. 9; Карфаг. 16, 111, 131.) Толкование Настоящее правило определяет, что если истец и ответчик для рассмотрения своего дела изберут выборных судей, то после этого они уже не могут пересматривать их приговор в другом суде, но должны оба довольствоваться их решением. Смотри также Карфаг. 16, Апост. 74» II Всел. 6 и IV Всел. 9. Правило 106 (96) Кроме того, угодно было просить об избрании для всех церковных нужд пяти исполнителей, которые будут распределены по разным областям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

23 «Самочинным сборищем» правила называют составление обществ ради религиозных целей, или в видах открытого противодействия распоряжениям епископа. Таково, наприм., отделение пресвитера со своей паствой от епископа, сооружение храма и отправление в нем богослужения вопреки воле епископа (Ап. пр. 31, сн. Карф. Соб. пр. 64; IV Всел. Соб. пр. 18). 25 «По двух седмицах св. Четыредесятницы – говорится в 45 пр. Соб. Лаодикийского, – не должно принимать крещение». Смысл этого правила такой: в древней Церкви крещение совершалось преимущественно в Великую субботу (в вечер и в ночь ее); оглашенные, готовящиеся принять крещение в этот день, обязаны были начинать свое приготовление с первого дня Четыредесятницы. Посему приведенное правило Собора Лаодикийского и запрещает крестить в Великую субботу тех, которые начинали приготовление к крещению спустя две недели Великого поста (по двух седмицах св. Четыредесятницы). Таких должно было крестить после (Опыт. курс. церк. зак. Иоанна т. I стр. 445). Таким образом, видно, что полное оглашение продолжалось не менее 40 дней. 27 «Под возложением рук» над кафарами (последователями Новата), присоединяющимися к Церкви, упоминаемом в 8 пр. I Всел. Соб., по толкованию Аристена должно разуметь Миропомазание, а не хиротонию; так это поясняется и в толковании Славинской Кормчей; так должно быть и по другим правилам Церкви (сн. 8 пр. 1 Всел. Собор, с 7 прав. II Всел. Соб., 95 пр. VI Всел. Соб. и 1 пр. Васил. Вел.). 28 Литургия может быть совершена только в храме и притом устроенном с дозволения епископа (ап. пр. 31; Ант. Соб. пр. 5, Лаод. пр. 58; Карф. пр. 10) и на мощах святых, или, по крайней мере, имеющем частицы мощей, положенные самим епископом (Карф. Соб. пр. 14; VII Всел. Соб. пр. 7). К богослужебным местам, в которых может быть совершена пресвитером литургия, несомненно, должны быть отнесены домовые церкви и находящаяся при богоугодных заведениях, как освященные епископом и часто упоминаемые в правилах Вселенских Соборов (IV, VI и VII) и Поместного двукратного. Но совершение литургии в каком-либо частном доме, не освященном от епископа безусловно запрещается (Лаод. Соб. пр. 58). Запрещается совершать литургию полную (т. е. приношение и освящение даров) во дни св. Четыредесятницы, в какие дни должна быть совершаема литургия преждеосвященная, за исключением субботних, воскресных дней и праздника Благовещения, случающихся во св. Четыредесятницу (Лаод. соб. пр. 49; VI Всел. Соб. пр. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Издано это правило на случай принятия в церковь приходящих от ереси новатиан и потому в подлинном смысле служило и должно служить руководством при принятии только этих еретиков; а так как Амвросий не принадлежал к числу этих еретиков, то при приеме его и нельзя было руководствоваться означенным правилом. При том же 7-м пр. 2 всел. соб., 95 пр. 6 всел. соб. и 7 пр. Лаодикийского собора повелевается помазывать новатиан миром, а о приятии хиротонии их ничего не постановлено; в постановлении же Константинопольского собора к Мартирию еписк. Антиохийскому (Кормч. гл. 37. л. 293 об.) сказано, что приходящих от новатиан иерархических лиц нужно снова хиротонисать в тот сан, в котором они были у еретиков. Что отвечать поповцам, которые говорят, что Амвросий принят Иеронимом по примеру Саввы и Феодосия, принявших от Севировой ереси Иоанна, патр. Антиохийского, и по примеру Максима Исповедника , принявшего от монофелитской ереси Пирра, патр. Константинопольского? Савва и Феодосий не присоединяли Иоанна, патр. Антиохийского, а только убедили его принять Халкидонский собор и отвергнуть Севирову ересь (см. в Ч.-Мин. под 5 декаб.); равным образом и Максим Исповедник только убедил патр. Пирра в несправедливости его учения, а принят он был не им, а Церковью, (см. Ч.-Мин. под 21 янв. и Барон. лето 645). Законны ли были архиерейские действия Амвросия в Белой Кринице? Не законны, потому что он совершал их в чуждой ему епархии, без воли собора и митрополита той области, и вопреки многим апостольским (1, 31, 34:35) и соборным правилам (1 всел. соб. пр. 4, 4 всел. соб. пр. 4, 24, 28, Халкид. соб. пр. 5, Антиох. 16 и др). Мог ли Амвросий создать для раскольников законную иерархию и создать из их общества соборную и апостольскую Церковь ? Нет, не мог, потому что учредитель иерархии и создатель Церкви один – Господь Иисус Христос. Как же должна быть названа иерархия ведущая свое начало от Амвросия? Незаконною, противоканоническою. Опровержение обвинений раскольников на православную церковь Предания догматические и обрядовые; изменяемость последних Составляют ли православные Церковь Христову? Составляют, потому что в точности и неизменности соблюдают православную веру и евангельское учение, имеют семь таинств и находятся под правлением законной иерархии, в трех чинах. Согласны ли с этим раскольники? Нет, не согласны. Они говорят, что русская церковь со времени патр. Никона изменила предания св. отцов и впала в ересь; между тем, в определении 7 всел. собора сказано: «кто уничтожает какое либо предание церковное, писанное или не писанное, тому анафема» ( Деян. 7 всел. соб. стр. 294, Казань, 1891, ср. Прол. 23 авг. л. 374); в Кормчей читаем «вся яже чрез церковныя предания и учительства и воображения святых и приснопамятных отец новосотворенная и соделанная или посем соделатися хотящая, анафема (гл. 70, л. 641) и пр. Максим Грек пишет; «аще кто все предание церковное написанное отметает, да будет анафема» (Кир. кн. л. 371).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

3. Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви. Вси бо вы, – говорит св. Апостол Христианам, – сынове Божии есте верою о Христе Иисусе: Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся... вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:26, 27, 28 ). И в другом месте: ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллини, или раби, или свободни: и вси единем Духом напоихомся ( 1Кор. 12:13 ). 4. Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни. Иже веру имет, – сказал Спаситель, – и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Все эти действия благодати в таинстве крещения нераздельны между собою. Возрождая человека, она тем самым очищает его от всякого греха, оправдывает и освящает. Очищая от грехов, тем самым спасает от вечных наказаний за грехи. А оправдывая пред Богом и освящая, тем самым соделывает чадом Божиим, членом тела Христова и наследником жизни вечной. II. Вследствие таких действий, производимых таинством крещения в душах верующих, православная Церковь , последуя Слову Божьему ( Еф . 4:6 ), научает нас исповедовать «едино крещение», едино в том смысле, что крещение преподается каждому человеку только однажды, и если совершено правильно, ни для кого повторяться не может (Простр. Хр. Катех. о крещ.). Ибо таинство это в собственном смысле раждает нас в жизнь духовную ( Ин. 3:5 ). Но как для жизни естественной каждый человек может родиться только однажды, так точно – и для жизни духовной; как при естественном рождении каждый из нас получает от природы определенный вид, образ, остающейся с нами навсегда, так точно и при духовном нашем рождении, таинство крещения полагает на каждого неизгладимую печать, которая остается на крестившемся всегда, хотя бы он после крещения наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 16). Посему-то все, даже крещенные еретиками, если только были крещены правильно во имя Пресв. Троицы, по древним правилам церковным (I всел. Соб. прав. 8; II всел. 7; VI всел. 95), не были перекрещиваемы вновь, когда они приходили к православной Церкви, и не перекрещиваются ныне, – а были присоединяемы и присоединяются к ней через возложение рук, или через таинство миропомазания (Карфаг. прав. 68; Лаод. 7). Вновь же было преподаваемо крещение и преподается только тем, которые крещены прежде неправильно, не во имя Пресв. Троицы, не по Господню установлению, и которые след. вовсе не сподобились благодати этого таинства (Лаод. 8; II всел. прав. 7; IV всел. пр. 95). § 139. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровью

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

68). Так он и сам принял Зоина и Саторнина, рукоположенных Арианами (Созомен кн. 1, гл. 15; кн. 2, гл. 27; кн. 4, гл. 28 и 1 пр. Вас. Вел.); и соглашался принять единомышленников еретика Евстафия, если те представят только письменное отречение от своих заблуждений (Твор. его, т. VII, 201–203 стр.); также равсуждал он относительно последователей еретика Маркелла (там же, 234–240 стр.). Третий Всел. собор, осуждая несторианскую ересь, постановил: «все клирики, держащиеся Несториева учения, должны быть чуждыми священства и низверженными с своей степени (пр. 1, 2 и 4; «Синтагма» стр. 21); шестой же Всел. собор 95 правилом определил уже принимать несториан в церковь только третьим чином, чрез проклятие ереси и ересиархов, следовательно, с сохранением степеней священства. В 1301 г. Патриарший Константинопольский собор определил иной, чем на 6 Всел. соб. способ принятия несториан; именно, когда Феогност, епископ Сарайский, предложил вопрос о том: «приходящих от несториан яковитов – как надлежит крестить»? Собор ответил: «подобает ему (обращающемуся) проклясти свою веру и учители свои, и помазанный миром да причтется к правой и благочестивой вере» (О правилах и чинопослед.» еп. Серия – 209 стр.). – Следовательно, собор 1301 г. постановил принимать несториан не третьимъ уже чином, как бы нужно было по 95 пр. шестого Всел. собора, а вторым чином, чрез миропомазание, и конечно, без сохранения уже степеней и священства. Седьмой Всел, собор, во главе с патриархом Тарасием, принял в общение иконоборческих клириков в сущем сане, – но когда иноки заявили п. Тарасию, ссылаясь на св. Василия Великого , что он отвергал хиротонию еретиков, Тарасий сказал: «и я отвращаюсь от хиротонисанных с этою именно целью, то есть на подрыв веры; в особенности же, если были и православные епископы, от которых можно было получить хиротонию. Такова отеческая мысль! Сказав это, Тарасий добавил: «Если же кто дерзает принять хиротонию от отлученных еретиковъ, по провозглашении соборного определения и единомышленного мнения церквей относительно православия, то подлежит низвержению» (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Что отвечать тем беспоповцам, которые говорят, что по нужде можно оставаться и с двумя таинствами? Нужде могут подвергаться частные лица, Церковь же, не только вселенская, но и частная, никогда не может подвергнуться такой нужде. А как же св. Иоанн Богослов говорит в Апокалипсисе: И дана быша (жене, т. е. Церкви) две криле орла великаго, да парит в пустыню... ( Откр.12:14 ): два крыла – это и есть два таинства? Нет, св. Андрей Кесарийский под двумя крылами разумеет здесь два завета, а совсем не два таинства (Толков. на Апокал. стр. 57). О таинстве крещения Что такое крещение? Крещение есть таинство, в котором, верующий, при троекратном погружении тела в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Повторяется ли крещение? Нет. В символе веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. Почему крещение не повторяется? Крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды: поэтому и креститься должен однажды. Св. И. Златоуст говорит: «Крещение распятие есть, яко с нами распятся ветхий наш человек, да якоже несть второе распятися Христу, се бо есть причаствующе Его, да еже ся второе крестить, то паки Его распинает» (Апост. Толк. на посл. к Евр., Бес. на 14 посл. к Евр. бес. 9, стр. 2877, в Кирил. кн. л. 225 об. 226). Что отвечать беспоповцам, которые говорят, что всех еретиков следует перекрещивать, потому что «еретическое крещение несть крещение, но паче сквернение»? Хотя в «Соборном изложении» патр. Филарета, напечатанном в Потребниках его, Иоасафа и Иосифа, проводится такая мысль, но она не согласна с церковными правилами. 46 и 47 апост. прав. повелевают перекрещивать тех еретиков, которые крестят не по Господню завещанию, т. е. не в три погружения и не во имя Отца и Сына и Св. Духа, каковы, напр.: монтанисты, савеллиане, маркиониты и т. п. Такое же повеление находится в постановлениях некоторых вселенских и поместных соборов (1 всел. соб. 19 пр., 2 всел. 7 пр., 6 всел. 95 пр., Лаодик. 7 и 8 пр.) и святых отцов (см. Толков. 1 пр. Вас. Вел.). Тех еретиков, которые совершали крещение правильно, каковы, напр.: ариане, за исключением крайних или евномиан, македониане, несториане и т. д., правилами церковными (2 всел. соб. 8 пр., 6 всел. соб. 95 пр.) повелевается принимать без перекрещивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Известно, что вопрос о действительности крещения у еретиков составлял предмет церковных распрей между востоком и западом, причем римская церковь проявляла большую снисходительность, признавая крещение еретиков, тогда как африканская и малоазийская церковь держалась противоположного воззрения. Эта распря усилилась в связи с вопросом о крещении донатистов, причем восторжествовала на карфагенском соборе более умеренная точка зрения, подтвержденная и в 7 правиле 2 Всел. собора (ср. также 7 и 8 прав. Лодик. соб. и правило 95-ое собора Трульского). Было различено две группы еретиков, и первую (ариан, македонян, савватиан и наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, тетрадитов и аполлинаристов) разрешено было принимать чрез миропомазание, евномиан же, монтанистов и савеллиан присоединять как язычников. Заслуживает внимания, что ряд еретиков, крещение которых здесь признано действительным, относится к числу тягчайших лжеучителей, анафемствованных Церковью Ι-ым правилом того же 2 Всел. собора: «да предается анафеме всякая ересь, а именно: ересь евномиан, аномеев, ариан, или евдоксиан, полу-ариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан и аполлинариан». Т. о. ересиодинаково анафемствованные, неодинаково рассматриваются в вопросе о действительности крещения. Специально относительно новациан правило 8-ое I всел. собора постановляет, что возвращающееся в православие клирики их и епископы после отречения своих прежних мнений, по возложении на них рук, приемлются в сущем сане, след., признается действительным еретическое священство (То же говорит и правило 68 Карфаг. соб. о павлианах см. прав. 19-ое (всел. соб.). А в то же время св. Василий Вел. В 47 канонич. правиле свидетельствует, что «мы таковых перекрещиваем. А хотя у вас и не принят сей обычай перекрещивания, подобно как и у римлян, по некоторому благоусмотрению однако наше винословие да имеет силу». См. также и в прав. I: «относительно вопроса о кафарах подобает последовати обычаю каждой страны, ибо об их крещении различно думали рассудившие о сем предмете в свое время». Подобным образом и правило 2 VI всел. собора (Трульского), подтверждая все канонические правила, в числе других подтверждает и строгую практику перекрещивания для африканских церквей, однако, только для них, п. ч. в других местах действовали совсем иные каноны, уже приведенные: «еще же и Киприаном, архиепископом африканской страны и мучеником и собором при нем бывшим изложенное правило, которое в местах предупомянутых предстоятелей и токмо у них, по преподанному им обычаю, сохраняемо было». Замечательно, что здесь оставляется в качестве местной нормы правило, изданное в 256 году в африканской церкви при Киприане, о перекрещивании всех, обращающихся к православной церкви из еретиков или раскольников, хотя оно прямо противоречит 7 правилу II всел. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010