Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКЛЕПИЙ АСКЛЕПИЙ [греч. Ασκληπις], в древнегреч. мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по др. версии, Арсинои, дочери Левкиппа), к-рую Аполлон убил за нарушение супружеской верности. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева ребенка и отдал его на воспитание кентавру Хирону, к-рый и научил А. врачеванию ( Apollod. III 10, 3; Pind. Pyth. III 8-53). Врачебное искусство А. было столь высоко, что он мог возвращать умерших к жизни. По преданию, А. воскресил Ипполита, Капанея, Главка, сына Миноса и др. Разгневанный Зевс поразил А. молнией (Apollod. III 10, 3-4). А. считают отцом Подалирия и Махаона, к-рых Гомер называет прекрасными врачами (Il. IV 194; XI 518). Среди дочерей А.- Гигиея и Панакея, рассматриваемые как его жен. коррелаты. В знаменитых врачах о-ва Кос видели потомков А. и называли их Асклепиадами. Иногда А. рассматривался и как ипостась Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). Непременным атрибутом А. была змея (или две), получавшая в его храме жертвенные приношения (Arist. Plut. 732-742). Особенно популярен культ А. был в Эпидавре, куда стекались за исцелением больные со всех концов Греции. Аристофан в комедии «Богатство», несмотря на забавную и пародийную ситуацию, дает ценную информацию о том, что исцеления в храме А. происходили во время сна (654-741). В образе А. сочетаются хтонические черты змеи-целительницы (змея не только атрибут А., но и сам А.- змей) и классическое представление о передаче божественных функций детям богов, героям, к-рые своей дерзостью нарушали равновесие, установленное в мире олимпийцами. В рим. мифологии А. получил имя Эскулапа. Первый храм, посвященный Эскулапу, был построен в Риме в нач. III в. до н. э., место для него указала специально для этого привезенная из Эпидавра змея. Ист.: Pausanii Graeciae descriptio/Ed. Fr. Spiso. Lipsiae, 1903. 3 t.; Aristophanis comoediae/Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1923. 2 t.; Apollodori bibliotheca: Pediasimi libellus de duodecim Herculis laboribus/Ed. R. Wagner. Lipsiae, 1926; Pindari Carmina/Ed. O. Schroeder. Lipsiae, 1930; Homeri carmina/Ed. G. Dindorf, C. Hentze. Lipsiae, 1930-1935. 2 t. Лит.: Herzog R. Die Wunderheilung von Epidauros. Lpz., 1931; Edelstein E. J. , Edelstein L. Asclepius: A coll. and Interpretation of the testimonies. Baltimore, 1945. Vol. 1-2; Ker é nyi K. Der göttliche Arzt. Darmstadt, 1956. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76630.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ МОНФЕРРАТСКИЙ (нач. 50-х гг. XII в.- 4.09.1207), маркгр. (маркиз) Монферрато (Италия), кор. Фессалоникийский (с авг. 1204), один из предводителей 4-го крестового похода . Возглавил подготовку к крестовому походу в июне 1201 г., возможно под влиянием своего кузена франц. кор. Филиппа II Августа. Дружина Б. М. не участвовала во взятии Зары (совр. Задар, Хорватия) крестоносцами в 1202 г. В нач. 1203 г. Б. М. поддержал план герм. кор. Филиппа Швабского и претендента на визант. престол Алексея Ангела (буд. имп. Алексея IV ) отправиться в К-поль. После бегства визант. имп. Алексея III Ангела из К-поля Б. М. сопровождал Алексея IV в походе во Фракию; в кон. 1203 г. он играл ведущую роль в переговорах крестоносцев с Алексеем IV, к-рые закончились разрывом отношений крестоносцев с императором. При взятии К-поля 12 апр. 1204 г. Б. М. занял Большой дворец . Женившись на вдове визант. имп. Исаака II Ангела Маргарите Венгерской, Б. М. стал претендентом на имп. престол; его поддерживали нек-рые группы населения К-поля, однако на совете крестоносцев в кон. мая императором был избран гр. Фландрии Балдуин I . Эта неудача вскоре привела к ссоре Б. М. c Балдуином и к временному разрыву между ними. 12 авг. 1204 г. Б. М. без ведома Балдуина заключил договор с венецианцами, по к-рому отдал Венеции о-в Крит и взамен получил права на Фессалонику. В своем новом владении принял титул короля (rex), поскольку брат Б. М., гр. Райнер Монферратский, женатый на дочери визант. имп. Мануила Комнина, уже носил этот титул в 70-х гг. XII в. Первым среди лат. правителей Романии Б. М. стал проводить политику союза с местной греч. знатью, разделив с ней феодальные владения и используя ее для поддержки в военных кампаниях. Осенью 1204 г. он захватил Фессалию и Центр. Грецию, включая Фивы, изгнав оттуда греч. архонта Льва Сгура; в 1205 г. занял Морею (Пелопоннес). Летом 1207 г., после смерти лат. имп. Балдуина в болг. плену, сложился союз Б. М. с новым лат. имп. Генрихом I против болгар. Б. М. был вовлечен в войну с Болгарией; погиб в бою под Мосинополем (Фракия). Лит.: Заборов М. К вопросу о предыстории четвертого крестового похода//ВВ. 1953. Т. 6. С. 223-235; Dufournet J. Les écrivains de la IVe croisade: Villehardouin et Clari. P., 1973. Vol. 1. P. 208-244; Успенский Ф. История Византийской империи. М., 1997. Т. 3. С. 279-293, 307-344, 363-364. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев

http://pravenc.ru/text/153095.html

Базилика в катакомбах Коммодиллы в Риме. IV в. Базилика в катакомбах Коммодиллы в Риме. IV в. На рубеже XIX-XX вв. вышли первые общие труды протестант. школы (И. К. В. Аугусти «Руководство по христианской археологии»; Ф. Пипер «Монументальная теология»; В. Шульце «Археология раннехристианского искусства»), в 10-х гг. XX в. методика исследований А. х. была усовершенствована швейцар. ученым П. Штайгером, предложившим датировать погребения катакомб по стратиграфии накопления локул ; его выводы были признаны, развиты (А. М. Шнайдер, П. Тестини) и подкреплены новыми находками, вызвавшими сенсацию. Так, христ. погребения датировались в основном периодом не до, а после 313 г. (древнейшие восходят к III в., дата самой ранней эпитафии - 266); катакомбы превратились из частных гробниц в общие принадлежащие Церкви кладбища в кон. III-IV в.; сюжетное разнообразие росписи росло постепенно (до 313 известно 15 композиций, к кон. IV в.- более 60); катакомбы иудеев и христиан возникли одновременно, в кон. II - нач. III в., и не обязательно связаны генетически. После первой мировой войны потребность в развитии А. х. ощутил и Ватикан. В 1925 г. на базе Папской академии христ. археологии был создан Папский ин-т христ. археологии. В 30-40-х гг. XX в. ведущее место в области научного анализа заняла созданная в Бонне группа И. Лицмана и Ф. Дёльгера , рассматривавшая раннее христианство как часть общей культуры Средиземноморья в религиозно-историческом контексте эллинизма. Т. Клаузер сплотил Боннскую группу в работе над «Словарем античности и христианства» и «Ежегодником античности и христианства». Научные школы Запада официально заявили об отказе от конфессионального подхода в сер. XX в. (IX Международный конгресс христ. археологии), однако сохранились направления, стремившиеся избежать противоречий между письменными источниками и археологией (см. в статьях «саркофаги христианские» ; «Иудео-христиане» ). Ф. И. Дёльгер Ф. И. Дёльгер Метод А. х. формировали дискуссии о корнях христ. иконографии , включавшие вопрос генезиса базилики и мартирия.

http://pravenc.ru/text/76478.html

Коптские переводы. Коптский язык является самой поздней формой древнеегипетского языка, который в христианскую эпоху начали записывать не с помощью иероглифов, а греческим маюскульным письмом. Существовало несколько диалектов коптского языка, на один из которых (саидский) уже в нач. III в. были переведены отдельные тексты Нового Завета, а к концу следующего, уже большая часть новозаветных книг. В переводах можно усмотреть александрийский тип текста с западными влияниями. 247 Другие переводы. В текстологических исследованиях Нового Завета привлекается также материал ряда более поздних переводов: готского (сер. IV в.), 248 армянского (нач. V в.), 249 грузинского (1-я пол. IV в.), 250 эфиопского (вероятно X в.), 251 старославянского (сер. IX в. О нем будет сказано подробнее в § 5. 17) и некоторых других. 252 5. 16. Цитаты у святых отцов Цитаты из Нового Завета в святоотеческих произведениях также могут дать сведения о том, какая разновидность текста была принята в конкретном месте в определенную эпоху. Особенно ценны цитаты, обретаемые в экзегетических произведениях св. отцов. Передача текста осуществляется в них достаточно точно, так как имеет целью дальнейший комментарий. Но как источник по истории текста, цитаты имеют некоторые ограничения в силу следующих причин. 253 1. Не всегда можно быть уверенным, что церковные авторы точно воспроизводили имеющийся у них текст, а не давали парафраз, или не цитировали его по памяти. 2. Переписчики древних сочинений нередко изменяли форму библейских цитат в соответствии с нормой, которой сами держались. Поскольку сочинения отцов Церкви дошли до нас преимущественно в манускриптах кон. I – начала II тыс., цитация может отражать византийский тип текста. Современные издания Нового Завета ограничиваются греческими и латинскими авторами до V в. 254 5. 17. Славянский перевод Нового Завета Перевод Нового Завета на славянский язык, осуществленный св. Кириллом и Мефодием в сер. IX в., является явлением исключительным, по своему значению для дальнейшей истории не только русской Церкви, но и Российского государства. Как отмечал Н. Н. Глубоковский ,

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Наиболее ранние постройки, относящиеся, по-видимому, к арабскому лимесу времени имп. Траяна (98-117), сохранились в форте Авара (ныне Хумайма, между Мааном и Акабой, площадь 204×147 м). Важнейшим фортификационным мероприятием было строительство оборонительной линии в кон. III в. при имп. Диоклетиане. Она протянулась от Бостры до Акабы, ее важнейшими крепостями были находящиеся в разной степени сохранности Беттор (Эль-Ладджун к востоку от Эль-Карака, 220×280 м, 6 на 8 башен), Августополь (Удрух между Петрой и Мааном, 180×220 м, 6 на 8 башен) и Кастрон-Мефаа (Умм-эр-Расас, перестраивался до VI в., 150×190 м, 6 на 7 башен). Исследованы и многочисленные небольшие форты: Хатита (Хирбат-эс-Самра к северу от Эз-Зарки, 65×65 м, 3 на 3 башни), Умм-эль-Джималь (к востоку от Эль-Мафрака, 110×110 м, 2 на 2 башни), Даджания (к северу от Маана, 100×100 м, 4 на 4 башни) и др. Хорошей сохранностью отличаются форты Каср-эль-Азрак (перестроен в 1237) и особенно Каср-Бушир близ Эль-Катраны (50×50 м, 2 на 2 башни). Сохранились и трудно датируемые наблюдательные башни - в Умм-эр-Расасе (позднее могла использоваться для столпнических подвигов) и соседних Эз-Зафаране и Эр-Румейле, а также в Умм-эль-Джимале. Раннехристианское искусство Архитектурные памятники этого периода сохранились в И., за исключением неск. церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, датирующихся IV-VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север И.) - базальт, в Петре - песчаник. По функциональным признакам можно выделить 3 группы храмов ( Michel. 2001. P. XIV): храмы паломнических центров (на горе Нево, кон. IV в., сер. VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI - нач. VII в.; предполагаемого собора в Герасе, нач. V - VI в.; 8-гранной ц. в Гадаре, 1-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 1-я пол. VI - сер. VIII в.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (гл. обр. на юге И.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАБСБУРГИ [нем. Habsburger], династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745). В XVI в. императоры из рода Г. носили титул «защитников веры» (лат. defensor fidei). Родоначальником династии был предположительно Гунтрам Богатый († ок. 950) из В. Эльзаса. С 1090 г. Г.- графы, с 1135 г.- ландграфы на В. Рейне и в Ср. Швейцарии. В швейцар. обл. Аргау ок. 1020 г. еп. Страсбургским Вернером († 1028), одним из внуков Гунтрама, был построен замок Habsburg, от к-рого произошло название династии. Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена) Императорские регалии Габсбургов: корона имп. Рудольфа II, держава и скипетр кор. Матиаса. XVI — нач. XVII в. (Художественно-исторический музей. Вена) В 1020 г. внук Гунтрама Богатого Ратбон основал близ Шафхаузена в Швейцарии мон-рь Мури. Др. внук Гунтрама, Рудольф († 1063), основал в В. Эльзасе мон-рь Оттмарсхайм и приказал построить там капеллу, в основных чертах повторявшую дворцовую капеллу имп. Карла Великого в Ахене. В 1049 г. мон-рь был освящен папой Римским Львом IX . В эпоху борьбы императоров с папами за инвеституру Г. чаще выступали на стороне первых. Поддержка со стороны Штауфенов способствовала укреплению политических позиций Г. и умножению их владений. В 1273 г. Рудольф Габсбург был избран герм. королем (Рудольф I, 1273-1291); победив чеш. кор. Пржемысла II Отакара в битве у Сухих Крут (ныне Дюрнкрут, Австрия) (1278), он в 1282 г. закрепил за Г. герц-ства Австрия и Штирия, к-рые вместе с присоединенными Каринтией, Крайной (обе с 1335) и Тиролем (с 1363) стали основой наследственных владений Г. О самостоятельной церковной политике Г. можно говорить после приобретения ими Австрии. Герцоги (с 1282 до 1453, с 1453 - эрцгерцоги) из династии Г. прилагали усилия, чтобы повысить статус австр. земель, входивших в то время в состав еп-ства Пассау . При герц. Рудольфе IV (1358-1365) была составлена подложная грамота «Privilegium majus» (1358), в к-рой декларировался особый, почти самостоятельный статус Австрии в составе Римско-Германской империи, а в 1359 г. Рудольф IV приступил к перестройке в столице герц-ства Вене собора св. Стефана как главной, «эрцгерцогской» церкви. В 1365 г. при храме был учрежден капитул. В том же году был основан Венский ун-т, 2-й старейший ун-т в Центр. Европе. При герц. Альбрехте III (1365-1395) открылся теологический фак-т (1384), к-рый стал одним из центров поздней схоластики в Европе.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Сирийские переводы. До VI в было сделано пять (а возможно и шесть) различных сирийских переводов Нового Завета. 243 Из них старосирийский перевод Четвероевангелия сохранился в двух рукописях IV и V вв., но форма их текста восходит к кон. II – нач. III в. Пешитта (сир. «простой перевод» или «общепринятый перевод»), или Сирийская Вульгата, была составлена в нач. V в., видимо для того, чтобы заменить собой, отличающиеся друг от друга, старосирийские переводы. Она содержит только 22 книги Нового Завета (отсутствуют 2 Петр., 2 и 3 Ин., Иуд. и Откр.). Известно более 350 новозаветных рукописей Пешитты, ряд из которых относится к V и VI вв. Текст Пешитты переписывался очень внимательно, в нем очень мало, имеющих какое-либо значение, вариаций. 244 Латинские переводы. Первые переводы Нового Завета на латинский язык были сделаны в конце II в. в Карфагене (Северная Африка), а затем появились в Италии, Галлии и других провинциях Римской империи. Их неуклюжий буквальный стиль наводит на мысль, что они были сделаны на основе подстрочных переводов, сопровождавших греческий текст. • Старолатинские переводы, имевшие хождение в III в., как в Северной Африке, так и в Европе, были весьма разнообразны, особенно в Италии, Галлии и Испании. Не существует ни одного полного кодекса старолатинской Библии. Евангелия сохранились в 32 поврежденных манускриптах и в некоторых фрагментах, 12 рукописей содержат Деяния, 4 рукописи и ряд фрагментов – послания св. ап. Павла, 1 манускрипт и ряд отрывков – книгу Откровения. Все рукописи датируются с IV по XIII в. Это доказывает, что старолатинский перевод был востребован и после того, как перестал быть общеупотребительным. В них отражен западный тип текста. 245 • Латинская Вульгата – перевод на латинский язык, выполненный блаж. Иеронимом Стридонским по просьбе папы Дамаса (300−384). Работа началась в 382 г., и уже через год блаж. Иероним представил перевод Евангелий в своей сопроводительной записке указав, что старался сохранить, где возможно, прежний латинский текст, внося исправления по греческим рукописям лишь там, где был искажен смысл. Вероятно, он пользовался греческими рукописями александрийского типа. Неизвестно в какой степени блаж. Иероним принял участие в переводе других книг Нового Завета, но они были отредактированы менее тщательно. Зачастую рукописи Вульгаты переписывались небрежно. Известные в настоящее время более 8000 манускриптов Вульгаты содержат большое количество вариантов, часть которых позаимствована из старолатинских переводов. 246

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИГЕРД I [персид.   - «сотворенный богом»; сир.  ], шаханшах Ирана (399-420) из династии Сасанидов, сын Шапура III (383-388) и брат Вахрама (Варахрана) IV (388-399). Христианские (греческие и сирийские) и мусульманские (арабские и персидские, при описании доислам. событий цитирующие сасанидскую историографию) писатели характеризуют Й. с прямо противоположных позиций: зороастрийское жречество и аристократия называли его «грешником», «преступником» и «лгуном» ( Tabari. 1881/1882. P. 847 и др.), в деяниях Соборов Церкви Востока ( Chabot. Synod. orient. P. 17-18, 37 [texte], 253-254, 276-277 [trad.]) и в большинстве трудов визант. церковных историков ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Procop. Bella. I 2. 8; Theoph. Chron. P. 82) он восхваляется как добродетельный царь, едва не принявший христианство. Офиц. титул Й., известный по его монетам,- ra  mšahr («сохраняющий мир в (своих) владениях») аналогичен прозвищу легендарного персидского правителя Виштаспы, покровителя Заратуштры (см. Зороастр ). Вероятнее всего, этот титул указывал не на миролюбие, а на стремление укреплять традиционную маздеистскую веру. Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Й. начал правление с изменения положения религ. меньшинств в Иране. Понимая, что мир с Вост. Римской (Византийской) империей невозможен без сохранения спокойствия на персидских землях, Й. отказался рассматривать многочисленных христиан и иудеев в Иране как иностранцев и врагов гос-ва и даже взял в жены дочь рош-галута - главы иудейской диаспоры в Вавилонии, чем вызвал резкое недовольство зороастрийского жречества. Было прекращено преследование иноверных, освобождены христиане, заключенные в тюрьму за исповедание веры, разрешено восстанавливать разрушенные храмы и строить новые. Наиболее непримиримые представители зороастрийского жречества и аристократии, выступавшие против политики Й., были казнены. Й. имел основания опасаться влиятельных придворных: 3 его ближайших предшественника на троне (Ардашир II, Шапур III и Вахрам IV) умерли насильственной смертью в результате дворцовых заговоров.

http://pravenc.ru/text/1237993.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРАВИЯ [Араб.     - Остров арабов, евр.  ,  , греч. Αραβα], полуостров на юго-западе Евразии, центр формирования араб. этноса. Античные авторы выделяли в А. 3 географических региона: 1) Каменистая А. на северо-западе Аравийского п-ова (территория царства набатеев , с нач. II в.- рим. пров. А., в IV-VI вв.- районы кочевий араб. племенных союзов Танукидов, Салихидов и Гассанидов ); 2) Пустынная А. (основные регионы: Хиджаз - на вост. побережье Красного м., Неджд - в центральной части полуострова, Бахрейн - на юж. побережье Персидского зал.); 3) Счастливая А. на юге полуострова (Йемен), где сложилась высокоразвитая земледельческая цивилизация, существенно отличная от культуры кочевых араб. племен (см. Йемен ). Древняя история В VI-IV тыс. до Р. Х. А. населяла семит. языковая общность, распавшаяся к концу этого периода на неск. этнолингвистических ветвей. К сер. II тыс. до Р. Х. сев. часть А. занимали носители западносемит. диалектов ( аморреи на северо-западе и севере, арамеи на северо-востоке), центральную - носители т. н. южно-центральных семит. диалектов (именно они были прямыми этническими предками совр. арабов), юж.- носители т. н. южно-периферийных семит. диалектов. К нач. I тыс. до Р. Х. одно из племен южно-центральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В 1-й пол. I тыс. до Р. Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до наст. времени, обозначая уже не отдельное племя, а целый народ - носитель особого, южно-центральносемит. языка, к-рый стал называться арабским. Одновременно и весь полуостров, заселенный племенами «арабов» в новом, обобщающем смысле слова, стал именоваться А. Ассир. тексты IX-VII вв. до Р. Х. называют арабами только одно из арабоязычных племен, но ВЗ и греч. ионийская историческая традиция уже употребляют термин «арабы» как обобщающее название для всех арабоязычных групп, а термин А.- как обозначение всего ареала их обитания, от границы Египта до Евфрата и Индийского океана. Особого племени арабов среди этих групп не знают ни ВЗ, ни «История» Геродота (ср.: II 30; III 4-5, 88, 107; IV 39). Очевидно, к сер. I тыс. до Р. Х. племя первоначальных арабов перестало существовать.

http://pravenc.ru/text/75810.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ Надгробие имп. Людовика IV кон. XV в. (Фрауэнкирхе, Мюнхен) Надгробие имп. Людовика IV кон. XV в. (Фрауэнкирхе, Мюнхен) [Людвиг; лат. Ludovicus IV Bavaricus; нем. Ludwig IV. der Bayer] (кон. 1281 или нач. 1282, Мюнхен - 11.10.1347, Пух, близ Фюрстенфельдбрукка, Бавария), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов. Младший сын Людовика (Людвига) II Строгого († 1294), герц. В. Баварии и гр. Рейнского Пфальца (с 1253), и Матильды († 1304), дочери герм. кор. Рудольфа I Габсбурга (1273-1291). После смерти отца управление его владениями перешло к старшему брату Л. Б., Рудольфу I Заике († 1319). Мать Л. Б. отослала его на воспитание в Вену, ко двору своего брата Альбрехта I, герц. Австрии (1255-1308). Альбрехт I, избранный в 1298 г. королем Германии, поддерживал права Л. Б. на долю в «баварском наследстве», поскольку Рудольф I Заика был сторонником кор. Адольфа Нассауского (1292-1298), соперника Альбрехта I в борьбе за герм. корону. В 1301 г. Л. Б. заключил с братом соглашение о разделе отцовского наследства. Вскоре, однако, Л. Б. вступил в конфликт с Габсбургами по поводу контроля над Н. Баварией. После смерти Оттона III, герц. Н. Баварии (1290-1312), право опеки над его малолетними детьми оспаривали Л. Б. и его двоюродный брат Фридрих Красивый, герц. Австрии (1306-1330). В начавшейся войне Л. Б. одержал победу в битве при Гаммельсдорфе (9 нояб. 1313). Летом того же года он заключил с братом новое соглашение, по к-рому стал единоличным правителем В. Баварии, а Рудольф сохранил за собой Пфальц. Впосл. Л. Б. заключил с сыновьями Рудольфа договор в Павии (4 авг. 1329), окончательно разделивший владения баварской и рейнской ветвей рода Виттельсбахов. Военно-политические успехи позволили Л. Б. предъявить претензии на герм. корону, остававшуюся вакантной после внезапной смерти имп. Генриха VII Люксембурга (24 авг.

http://pravenc.ru/text/2561066.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010