На протяжении XIII в. количество привилегий, связанных с И., быстро росло, т. к. она давала мон-рям и др. церковным учреждениям большую свободу в приобретении новых храмов, при этом они получали взамен фиксированной патронатной ренты полное распоряжение доходами принадлежавших им приходских храмов, а также наделялись самостоятельностью в приходских делах. В кон. XII - нач. XIV в. происходит частичная регламентация И., связанная с дальнейшим развитием мер, направленных против института светского патроната и порождаемых им злоупотреблений (обнищание приходов, пренебрежение клириками пастырской деятельностью). Борьба со светскими владельцами храмов (среди к-рых была высшая и низшая знать, позднее городской патрициат), ущемлявшими права и прерогативы епископов, продолжилась запретами мон-рям и духовным лицам принимать от мирян храмы без санкции папы или епископа (см.: De iure patronatus//Liber Extra. III 38). Так, на Латеранском III Соборе (1179) мон-рям было запрещено без санкции местного епископа принимать в дар от мирян (даже от государей) храмы и различные патронатные права, напр. на получение десятины (Liber Extra. V 33. 3; III 38. 4); впосл. это решение было подтверждено на Латеранском IV Соборе (1215) (Liber Extra. III 5. 31). Однако эти запреты не ущемляли экономических интересов мон-рей, т. к. предусматривалась возможность оставлять в их владении уже приобретенные храмы по праву давности. Одновременно с этим принимались постановления, защищавшие приходские храмы от негативных последствий их перехода к монастырям и др. церковным учреждениям (ослабление пастырской деятельности и материальное разорение). Напр., 7-м каноном III Латеранского Собора церковным патронам запрещалось использовать средства, получаемые приходом; в их распоряжении оставалась только рента с этих доходов, к-рую было запрещено повышать, равно как и вводить новые подати (Liber Extra. III 39. 7). На это же была направлена и регламентация существовавшей практики, когда частными храмами владели церковные учреждения и отдельные духовные лица. Процесс регламентации, происходивший с нач. XIII в. в декретальном праве, означал узаконение этих правоотношений.

http://pravenc.ru/text/389609.html

Первое упоминание об А. ц. относится к 3-й четв. I в. после Р. Х. Согласно приписываемому Арриану (II в.) «Периплу Эритрейского моря», его правителем был тогда Зоскал . Своим появлением это гос-во было обязано развитию международной торговли в бассейне Индийского океана, в к-рой оно принимало активное участие, и прибылям от этой торговли, к-рая составляла основной источник его доходов. Следующим после Зоскала правителем Аксума, царствование к-рого удалось датировать, был Гадара . На рубеже II-III вв. он заключил союз с сабейским царем Алханом Нахфаном и начал проводить политику активного вмешательства А. ц. в дела Юж. Аравии. На протяжении 70 лет он и его преемник Азба (‘dbh, вероятно, известный по монетам как wzb/ΟΥΑΖΗΒΑ; сер. III в.) и соправители Датвинес и Закринес (или Зафринес; dtwns/w-zq(f)rns; 60-е гг. III в.) стремились установить свою гегемонию над этим регионом, но успеха не достигли, и после 270 г. вплоть до нач. VI в. всякие упоминания об участии эфиопов в войнах на юге Аравии исчезают из источников. Обмен посольствами между Аксумом и Химьяром происходил и позднее (по крайней мере до сер. IV в.). Автором скопированной Космой Индикопловом греч. надписи на спинке трона из Адулиса (т. н. Monumentum Adulitanum), в к-рой сообщается о подчинении власти Аксума многочисленных народов Африканского Рога, Нильской Эфиопии ( Нубии ) и ряда племен зап. побережья Аравии, был скорее всего Гадара или один из его непосредственных предшественников на аксумском престоле, напр. «царь царей аксумитов» Сембрут. Небольшая греч. надпись, датированная 24-м годом его правления, происходит из Дакки-Махари (совр. Дэкэмхаре, Эритрея), но не исключено, что Сембрут правил не до, а вскоре после Гадары. По свидетельству Мани , в сер. III в. Аксум наряду с Римской империей, Ираном и Китаем являлся одной из мировых держав. Об экономической мощи Аксума свидетельствует чеканка им собственной полновесной золотой монеты с кон. III до нач. VII в. Городов в А. ц. было относительно немного, помимо столицы и Адулиса в источниках упоминаются всего 2 центра городского типа: Колоэ, рынок слоновой кости, с к-рым пытаются отождествить совр.

http://pravenc.ru/text/63940.html

Олдржих, кн. чешский (1012–1034) VI, 97–98, 99, 108 Олдржих, кн. брненский (ум. в 1113 г.) VI, 201, 201 Олег, кн. киевский (ум. после 911 г.) IXa, 33, 87 Олег Святославич, с. киевского кн. Святослава Игоревича, кн. древлянский (уб. ок. 976 г.) IXa, 92 Олег Святославич, кн. черниговский (1094–1115) IXa, 198, 345 Ольга (в крещении Елена), ж. киевского кн. Игоря, кнг. киевская (ум. в 969 г.) IXa, 45, 45–46, 49, 106, 117, 226 Ольга, ж. галицкого кн. Ярослава Всеволодовича Осмомысла, д. ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого (ум. в 1181 г.) IXa, IXb, 315 «Опатовицкие анналы», см. «Градичанские анналы» Орозий Павел, историограф (перв. четв. V в.) 13, 237 Ортлиб Цвифальтенский, немецкий историограф (ум. в 1163 г.) 197 Ота (Оттон) I, кн. оломоуцкий (1061–1086/7 г.) V, VI, 201, 358, 358 Ота (Оттон) II Черный, кн. оломоуцкий (1113–1126) VI, IXb, 262, 262–264 Ота (Оттон) III, кн. оломоуцкий (1140–1160) VI, 262, 262–264 Отакар (Оттокар) III, мгр. штирийский (1129–1164) 288 Отакар (Оттокар) IV, герц, штирийский (1164–1192) 288, 288, 292 Отакары (Оттокары), знатный восточнобаварский род (сер. X – кон. XII в.) 288 Отвин, аб. м-ря св. Маврикия в Магдебурге (950–954), затем еп. хильдесхаймский (954– 984) 65, 65 «Оттенбойренские анналы», анналы Оттенбойренского м-ря (Аугсбургской еп-и) (нач. XI в.) 106 Оттокар, см. Отакар (Оттокар) Оттон I, кор. германский (936–973, ими. с 962 г.) I–III, 36, 41, 41–42, 45, 45–49, 48, 61, 66, 84, 84, 105–106, 106, 109–110, 110, 116–117,116–117, 140, 140, 164, 164, 181, 186, 187, 189,189–190, 226–227, 276–277, 276–277, 327, 327–328, 340 Оттон II, имп. германский (973–983) II, VIII, 36, 49, 88, 109, 110, 116, 116–118, 118, 164, 173, 190, 340, 374 Оттон III, кор. германский (983–1002, имп. с 996 г.) II, 51, 53, 55, 58–59, 67, 69, 73, 73, 88, 106, 106, 130, 130–131, 163, 163–164, 167, 167, 228, 271, 297, 374 Оттон IV, кор. германский (1198–1218, имп. с 1209 г.) II, III, 330, 347 Оттон, см. Шамуэль Аба (Оттон) Оттон, с. польского кн. Болеслава I, кн. польский (ум. в 1032/3) IV, 67, 97–99, 97–99

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. (VI-VII вв.), к-рый оформился в письме Корана и исламской лит-ры. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и лит-ру Сирии, Месопотамии, Ирана, Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии, Нубии. Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано и представленного памятниками Йемена до VII в. по Р. Х., в V-VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой А. В IV-V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной лит-ры эфиоп. А. под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с нек-рыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность сир. царства Пальмира (Тадмор) II в. до Р. Х.- III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории развития лит-ры вост. христианства. В нач. III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Свящ. Писания, для к-рого разработан алфавит эстрангело (от арам. сетар-ангело - евангельское письмо или от греч. στρογγλη - круглая). Сир. христ. лит-ра успешно развивалась до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. по Р. Х. образовалась восточносир. «несторианская» письменность, к-рая распространилась в Азии вплоть до Тибета, Китая и Индии. А. на основе греч. письма Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Образец греч. письма. Папирус с текстом Гал 6, 10-18 и Флп 1, 1. Кон. II в. (Собр. Честер-Битти. BM. Р-46) Под влиянием финик. письма в IX-VIII вв. до Р. Х. сложились вокалический греч. и консонантный арам. А. В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков А. представлено 2 вариантами - вост. (Эллада, М. Азия) и зап. (Италия, Сицилия, Сардиния, Средиземноморское побережье совр. Франции и Испании). К VI-V вв. до Р. Х. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV-V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в. по Р. Х. на основе греческого был создан копт. А. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. А., к-рый лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. А.

http://pravenc.ru/text/115282.html

Сохранилось ок. 400 рукописей с Новеллами Иннокентия IV (см.: Казбекова. Рукописная традиция. 2014); в большинстве из них Новеллы даны как приложения или вставки в «Liber Extra» и реже как самостоятельный свод. Текст Новелл из разных собраний сохранился также в относящихся к сер. XIII в. папских регестах и в одном из статутов папской канцелярии, в «Chronica maiora» англ. хрониста Матвея Парижского , а также в составе «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (кроме Новеллы «Praesenti decreto» (Collectio III, N 2 - нумерацию Новелл принято давать по наиболее полному своду «Collectio III»)). В ватиканских регестах Иннокентия IV (Archivio Segreto Vaticano. Regesta. T. 21. Fol. 210r-211v) зафиксированы 12 из 22 Новелл, входивших в состав «Collectio I». Вместе с 5 главными декретами Л. С. (о финансовой помощи Латинской империи и другим гос-вам крестоносцев («Arduis mens», «Perennis obtentu»), о новом крестовом походе на Св. землю («Afflicti corde»), о борьбе против татар («Christianae religionis»), об улучшении финансового положения обремененных долгами капитулов и мон-рей («Cura nos»)) они без указания даты и под неправильным, как полагал Куттнер, титулом «Institutiones (вместо Constitutiones) facte in concilio generali apud Lugdunum» помещены в конце раздела, содержащего litterae curiales Иннокентия IV за 2-й год его понтификата (июнь 1244 - июль 1245). В регестах представлен один из ранних вариантов Новелл (по мнению исследователей, litterae curiales - грамоты, составлявшиеся по инициативе Римской курии, а не ходатаев,- регистрировались не по оригиналам, а еще на стадии черновиков - Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre f. Deutschland und Italien. Lpz., 19122. Bd. 1. S. 117; Kuttner. 1940. S. 102); вероятно, текст этих Новелл близок к соборной редакции. Последовательность постановлений в регестах отличается от окончательной редакции «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3, 17, 18, 26, 37; см.: Kuttner. 1940. S. 80-81). Восходящий к папским регестам текст вводной буллы «Cum nuper» и 8 Новелл-постановлений из «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3) был включен в состав статутов (ordines) Римской курии, оформившихся в понтификат Иннокентия IV ( Tangl M. Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500. Innsbruck, 1894. S. 55-57). Известны 2 поздних списка кон. XIV - нач. XV в. в кодексах Paris. lat. 4169 и Vat. Ottob. lat. 911 (тексту буллы и Новелл предпослан заголовок «Sequuntur alique constitutiones facte in concilio Lugdunensi»). Помимо 8 декретов Л. С., касающихся работы куриальных судов (статуты 2-9), в текст статутов включены еще 9 постановлений о делопроизводстве и судопроизводстве в папской курии (статуты 10-18), к-рые, как полагал издатель этих статутов М. Тангл, были составлены в Лионе в первые годы понтификата Иннокентия IV (Ibid. S. XLV).

http://pravenc.ru/text/2110518.html

57 L. Duchesne, Origines du culte chrétien, 3 ed., Paris, 1903, pp. 435–436 так описывает образ жизни кающихся IV и V вв. «Все время, пока продолжалось покаяние, они должны были жить в условиях почти тех же, что и совершенные аскеты. Не могли ни жениться, ни пользоваться уже заключенным браком; должны были отказаться от воинского звания, от публичных функций, от церковной карьеры, быть воздерж­ными в питии, пище, одежде, в пользовании баней, быть усердными к храму, – одним словом, жить как монахи. Все отличие между положением монаха в мире и положением кающегося состояло в том, что монах принимал свой образ жизни добровольно, тогда как для кающегося это было условие восстановления». Мы однако опасаемся, что некоторые черты этой картины подсказаны автору более поздними ка­толическими правилами, руководившими поведение кающихся, а не по­черпнуты им из данных IV и V стол. 58 Изложенное мнение о покаянных степенях разработано Функом Его разделяют: К. Голль, о. с. 246. Вакандар, Le traitement des peccata leviora, p. 461. В пользу того, что институт покаянных степеней не везде существовал на Востоке, указывают между прочим на то, что о них не упоминают: Златоуст в своих многочисленных писаниях о покаянии, Апостольские Постановления. 59 Эта часть Постановлений Апостольских (памятн. к. III или нач. IV в.) представляет из себя более древний памятник нач. III в. сирийского происхождения. наз. Didascalia apostolorum. 60 В XIV–XVI гл. II кн. Постановлений Апост. Вакандар усматривает действование епископа in foro interno, частную исповедь средних грехов, которые по его толкованию XVI гл. отпускались без помощи разрешения. Le traitement des peccata leviora Rerue de Clurge Fr. 1901, aout, pp. 458–459. 61 12 канон, в котором упоминаются все четыре степени. признается позднейшей прибавкой, см. Funk. 182–183. 62 Голля о. с. 245–246; Funk, Busstationen im christichen Kirche (Kirch. – gesch. Abhandlungen und Untersuchungen) ss. 182–184. 63 См. Суворова, О церк. наказаниях, 76–77. Объем дисц. суда, 127–130. Наиболее полный свод данных по вопросу о дисциплине покаянных степеней начиная с IV в. см. у Голля о. с. 273–301. Поправки к этому отделу у Суворова в рецензии (Виз. Врем. 1899, отд. отт. 42–45). По всему этому, нам кажется, несправедливо рассуждает Функ, о. с. 201–204, что на Востоке система покаянных степеней исчезла после известного распоряжения патр. Нектария.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Назарет Назарет Небольшие поселки, такие как Назарет и Капернаум, оставались еврейскими. Границу маленького Назарета определяло окружавшее его кладбище ( Taylor. Christians. 1993). В Капернауме была известная синагога в IV-V вв., ранее на ее месте стояло здание из базальта, в к-ром иногда видят синагогу, восходящую ко времени Иисуса ( Loffreda. Capernaum. 1993; Corbo. Capernaum. 1992). Даже Сепфорис оставался преимущественно евр. городом: его территорию (особенно зап. склон акрополя) занимали многочисленные ритуальные бассейны. После разрушения Иерусалима Г. во II-III вв. стала центром евр. учености и культуры, туда переселились книжники-раввины, создавшие школы и синагоги в Уше, в Шфараме, в Бет-Шеариме и, видимо, в Сепфорисе и Тивериаде. Неофиц. столицей евр. Палестины стала Тивериада, Цфат (Сафед) в Верхней Г. в течение 15 веков оставался центром евр. мистицизма (см. ст. Каббала ). Г. сыграла решающую роль и в развитии ранней символики иудаизма, проявившейся в архитектуре и декоре зданий. Именно здесь во II-III вв. были выработаны план и архитектурные формы синагог. Самая ранняя синагога появилась в Эн-Набратейне, возможно, в кон. 30-х гг. II в. отдельные строились в Верхней Г., с нач. III в.- в Хирбет-Шеме, в Гуш-Халаве, в Хоразине, в Хаммат-Тиверии, в Бет-Шеариме. К сер. III в. синагоги в Г. строили уже десятками, в IV в. они появились в районах Самарии и Голан. Возник особый «галилейский» тип, для к-рого характерен обращенный к Иерусалиму монументальный фасад с 3 входами, изнутри - ряд колонн вдоль 3 стен. В их оформлении использовались элементы классического архитектурного декора, мозаика и др. Особое место занимает Г. и в формировании погребального обряда иудаизма, впитавшего как традиц. элементы, так и влияние средиземноморской культуры. Ключевым памятником этого процесса «эллинизации» евр. религ. искусства стал катакомбный некрополь г. Бет-Шеарим (Нижняя Г., недалеко от Сепфориса), ставший центральным для евреев Израиля и Ближ. Востока. Исследования 30-50-х гг. XX в. открыли 26 погребальных комплексов, остатки городской стены, синагоги и большой базилики-синагоги. Скромный некрополь, построенный в I в. по Р. Х, на рубеже II-III вв. был расширен, а в сер. III - сер. IV в. здесь были построены катакомбы. На кладбище имелась 3-нефная синагога с колоннами и открытым двором; в 352 г. некрополь был разрушен и заброшен.

http://pravenc.ru/text/161531.html

Сохранение и изучение христ. К. подконтрольны Ватикану - Папской комиссии по священной археологии: ст. 33 Латеранского пакта (Конкордат 1929 г. между правительством Бенито Муссолини и Ватиканом) предусматривает исключительное право Ватикана на раскопки и сохранение К. в Италии. Материалы из К. составили основы экспозиций раннехристианского искусства в музеях Ватикана: Пио-Кристиано (саркофаги и эпиграфический материал), б-ки (лампы, стеклянные сосуды, реликвии), Кьярамонти (саркофаги I-IV вв.); в Национальном музее Рима собраны предметы из К. иудеев и язычников. Римские К.- памятники всемирного наследия истории и культуры, их ежегодно посещают сотни тысяч паломников, они нуждаются в правильной эксплуатации и сохранении (в настоящее время для посещения доступны только части катакомб св. Себастиана, Домитиллы, св. Присциллы, св. Агнессы, св. Каллиста и св. Панкратия). За посещение К. несет ответственность орден Франциска Сальского. В остальных К. нет электрического освещения, в них можно попасть при наличии разрешения Папской комиссии по священной археологии. В ведении правительства Италии находятся только иудейские К. Эпиграфический материал К. исключительно богатый источник раннехрист. надписей. Только в рим. К. их учтено более 40 тыс. (к нач. ХХ в. их корпус, начатый Де Росси, насчитывал 10 томов). Выделяют 2 основных типа надписей: надгробные тексты (первоначальные или более поздние, вторичные), включая сообщения о постройке или покупке места погребения, и паломнические граффити (молебные, поминальные и др.). Фрагмент надгробия Анкоции с изображениями якоря и рыбы из катакомб св. Себастиана. Нач. III в. Фрагмент надгробия Анкоции с изображениями якоря и рыбы из катакомб св. Себастиана. Нач. III в. К надгробным относятся прежде всего tituli - мраморные или терракотовые панели, к-рыми закрывался каждый локул; кроме надписи tituli могли иметь простую рамку и иногда изображение (монограмма Иисуса Христа, рыба, голубка, пальмовая ветвь, якорь, ваза; у иудеев - менора и др.). Надписи на ранних рим. tituli очень кратки. Обычно приводятся имя, возраст и/или дата смерти; позже появились пространные эпитафии (чаще на саркофагах), где бывают указаны имена и дано описание работы фоссоров, названия сооружений: аркосолий, кубикула, ниша, ипогей и др. Встречаются сведения о семье погребенного или о самом акте приготовления места захоронения (напр., «Марк Антоний Рестут сделал ипогей для себя и своих, верных Господу»), о собственности на него и т. п. Принадлежность tituli христианам определяют по используемым формулам, нетипичным для язычников, митраистов и иудеев, по отсутствию обращения к античным божествам, прежде всего к манам (духам мертвых - dis manibus, в сокращении DM), а также по наличию обычных формул констатации смерти христианина («в мире» (in pace); «почил в Бозе» (receptus ad deum) и подобных им).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

населением. В кон. VI в. до Р. Х. большая часть долины р. Инд и ее притоков была включена в состав древнеперсид. империи Ахеменидов . На рубеже V и IV вв. до Р. Х. в результате ослабления державы Ахеменидов районы к востоку от р. Инд вернули себе самостоятельность. В 327-325 гг. до Р. Х. земли в бассейне Инда (до берегов р. Биас) были завоеваны Александром Великим . Захваченные территории он разделил на 3 сатрапии и присоединил к своим владениям. Вскоре после смерти Александра Великого (323 до Р. Х.) земли по берегам Инда были включены в состав империи Маурьев. Ее упадок был связан с вторжением в нач. II в. до Р. Х. в долину Инда греко-македон. завоевателя Деметрия, правителя Бактрии. В результате на территории П. возникло эллинистическое Индо-Греческое царство. В I в. до Р. Х. оно распалось под ударами восточноиран. племен шаков. Центром державы шаков была обл. Гандхара (Сев.-Зап. Пакистан) со столицей в г. Таксила. В I-III вв. по Р. Х. бассейн Инда вошел в состав Кушанского царства, правитель к-рого Канишка (ок. 78-123) сделал столицей г. Пурушапура (ныне Пешавар). На рубеже эр, в период расцвета культуры рабовладельческого общества, в бассейне Инда распространился буддизм, а затем индуизм, джайнизм. В нач. I тыс. по Р. Х. здесь возникла гандхарская школа искусства, для к-рой было характерно слияние индийских и эллинистических мотивов; в ее рамках впервые был разработан буддийский иконографический канон. После распада Кушанского царства (нач. V в.) зап. районы совр. П. вошли в состав Сасанидской империи, а восточные - в состав империи Гупта. Во 2-й пол. V в. здесь утвердилась власть эфталитов - конфедерации восточноиран. и тюрк. племен. Столицей их гос-ва стал г. Сакала (ныне Сиалкот). Ок. 567 г. гос-во эфталитов распалось: земли к западу от р. Инд вновь оказались в сфере влияния державы Сасанидов, в вост. районах образовалось неск. небольших гос-в. В VI-VII вв. индуизм практически повсеместно вытеснил буддизм, кастовая система получила дальнейшее развитие. С IV в. араб. купцы стали посещать западное (Малабарское) побережье Индостана. К сер. VII в. там возникли мусульм. общины - мопла (мапилла) в Керале и навайяты в Конкане, объединившие потомков переселенцев из Саудовской Аравии и частично Персии, к-рые ассимилировались с местными жителями (бывш. индуистами и джайнами). Мопла и навайяты по роду деятельности были рыбаками и крестьянами, в силу своего низкого социального статуса они играли незначительную роль в общеинд. мусульм. общине.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Поэтому о сочинениях его скажу лишь, что более всего он ценил свои записки о «Тимее», но и записки о «Феэтете» тоже любил. И не раз он говорил, что будь на то его воля, он из всех старинных книг оставил бы только оракулы да «Тимея», а все остальное уничтожил бы для нынешних людей, которые только себе же вредят, подступаясь к книгам неискушенно и опрометчиво. Указатель имен 945 Аннотации к именам философов, которым посвящены особые жизнеописания, не даются. Указания на жизнеописания выделены курсивом в отличие от других упоминаний. Со-именники, которых перечисляет Диоген, в указатель не включены. Все ссылки на того или иного автора как на источник помещены в Указателе источников (Ук. ист.). Все неоговоренные даты – до нашей эры. Аб, отпущенник Стратона V 63 Автодор, эпикуреец. См. Ук. ист. Автолик, математик, учитель Аркесилая IV 29 Агафенор, отец Ксенократа IV 6 Агафокл, отец Евдокса Сицилийского VIII 90 Агафон, выдающийся афинский трагик кон. V – нач. IVb., испытавший влияние софистов, персонаж «Пира» Платона II 28; III 32 Агафон, отпущенник Ликона V 73 Агеморт, отец Гермарха X 15, 17, 24 Агенор, предок Фалеса Милетского, иногда отождествляемый с мифическим финикийским царем I 22 Агесарх, считается отцом Эпименида I 109 Агесилай, спартанский царь в 401–361 гг., полководец и дипломат, одержал ряд побед в войне с Персией, восстановил на время гегемонию Спарты, после побед Эпаминонда служил фараону Нектанебу II 51, 52; VI 39; VIII 87 Агетор Ламийский, покровитель Менедема Эретрийского и Асклепиада II 138 Агнонид, обвинял Феофраста в нечестии V 37 Агриппа, скептик, живший после Энесидема IX 88 Адимант, брат Платона III 4 Адимант, сын предыдущего III 41 Адимант, друг Феофраста V 57 Акрон, врач из Акраганта, к которому возводили свою школу эмпирики для придания себе древности; во время чумы в Афинах (430) применил для очищения воздуха огромный костер VIII 65 Аксиофея Флиунтская, ученица и подруга Платона и Спевсиппа III 46; IV 2 Актида, дочь Евдокса Книдского VIII 88 Акусилай, самый ранний представитель прозаической мифографии; за изложение космологии и теогонии в своей «Истории» или «Генеалогии» попал в число семи мудрецов I 42 Алиатт, предпоследний царь Лидии в 605–560 гг., отец Креза I 81, 83, 95 Алексамен, автор древнейших «бесед», возможно, досократического характера III 48 Александр Великий, македонский царь в 336–323 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010