IV в. «провинциальный» форум сохранял прежние функции. Население Кордубы уменьшилось: город покидали прежде всего богатые и влиятельные жители. В кон. III в. к западу от городских стен, на месте 2-го городского цирка, был возведен большой дворцовый комплекс, т. н. дворец Серкадилья, где позднее располагалась резиденция местных властей. У исследователей нет единого мнения о первоначальном предназначении дворца. Согласно самой распространенной гипотезе, он был построен для имп. Максимиана Геркулия (август Запада в 286-305), к-рый в 296-297 гг. находился в Испании и готовил военную экспедицию в Сев. Африку для усмирения мавританских племен. Основное здание дворца (длина 400 м, ширина 200 м) замыкало собой огромный полукруглый портик, оставшийся от прежнего цирка; по периметру портика размещались парадные залы, помещения для аудиенций и др. ( Hidalgo. 1996). Внутри городских стен масштабного строительства не велось, а для небольших жилых построек, к-рыми застраивались форумы, использовали материал старых зданий. Сокращение численности населения привело к появлению пустырей, где находились сады и огороды; к VI в. в сев. части города возникли кладбища. В это время центр города сместился к югу, ближе к реке. По-видимому, христ. община существовала в Кордубе с III в. На рубеже IV и V вв. Пруденций упоминал о мучениках, пострадавших в Кордубе, - Ацискле, Зоиле и «трех венцах» ( Prudent. Perist. IV 19-20), под которыми, вероятно, подразумеваются мученики Фавст, Ианнуарий и Марциал. Дни памяти этих мучеников указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.). Согласно более поздним агиографическим сказаниям, мученики пострадали во время «великого гонения» в кон. III - нач. IV в. О почитании этих мучеников в Юж. Испании в эпоху поздней Римской империи и господства вестготов свидетельствуют данные эпиграфики, ранних календарей и др. литургических источников, а также упоминания в трудах испанских авторов (напр., Исидора Севильского ). В 1-й пол. IV в. христианскую общину Кордубы возглавлял еп.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Во II в. до Р. Х. прибрежные города продолжали богатеть и все больше эллинизировались. Местами в Д. сохранились следы разрушений и пожарищ кон. IV в. до Р. Х., однако хорошо укрепленный в III в. до Р. Х. город не оставил ясных признаков известных из письменных источников частых войн между диадохами и городами. В Д. роскошь быта горожан особенно впечатляет: были найдены винные амфоры с Родоса и Книда; серьги и кольца из золота и серебра, подвески из фаянса и слоновой кости в египетско-финик. стиле. Среди важных находок этого периода - образцы практически всех известных эгейских и малоазийских керамических изделий, разнообразные импортные светильники, необычные керамические жаровни, украшенные головками сатиров, мраморные и гранитные сосуды, каменные гермы. 1 - центральный атрий, 2 - цистерна, 3 - сев.-зап. башня (?), 4 - лестница, 5 - сев. атрий, 6 - вестибюлю, 7 - бассейн (купель?), 8 - помещения, 9 - помещения, 10 - сев. неф, 11 - главный неф, 12 - алтарная аспида, 13 - юж. неф, 14 - гробница неизвестных святых, 15 - внешний (юж.) неф 1 - центральный атрий, 2 - цистерна, 3 - сев.-зап. башня (?), 4 - лестница, 5 - сев. атрий, 6 - вестибюлю, 7 - бассейн (купель?), 8 - помещения, 9 - помещения, 10 - сев. неф, 11 - главный неф, 12 - алтарная аспида, 13 - юж. неф, 14 - гробница неизвестных святых, 15 - внешний (юж.) неф Позднейшие из сохранившихся уровней застройки жилого квартала Д. представлены остатками роскошных домов раннего рим. периода с мозаичными полами и фресками. К позднему рим. периоду (нач. II-III в. по Р. Х.) относятся: расширенные теменосы и платформы двух монументальных храмовых построек в зап. части города, мощеные улицы, остатки каменного акведука на вост. склоне холма, снабжавшего водой центр Д.; каналы для стока воды, перекрытые каменными плитами (в одном из каналов найдены редкие образцы стеклянной посуды), система обмазных цистерн, сменявших одна другую; остатки зданий, тщательно построенных в технике рим. бетона. В зданиях найдены фрагменты столов из известняка и каменной посуды, известных по раскопкам в евр. квартале Иерусалима; большое количество местных и импортных керамических сосудов рим. периода, богатый нумизматический материал, причем монеты позднее нач. III в. практически отсутствуют. Обнаружен вост. въезд в город через ворота с мощеными улицей и широкой площадью, украшенной черными гранитными колоннами. Сами ворота рим. города почти не сохранились.

http://pravenc.ru/text/180223.html

II. Апокриф кн. Бытия, обнаруженный в Кумране, также содержит признаки знакомства с енохической традицией (рассказы о стражах и о рождении Ноя). Хотя повествование имеет ряд сходств с Книгой Юбилеев, вероятно, авторы этих апокрифов использовали енохическую традицию независимо друг от друга ( Nickelsburg. 2001. P. 76). III. Е. и Кумранские тексты. В 4-й кумран. пещере было найдено большое количество фрагментов разделов 1-й Книги Еноха и связанной с ней Книги исполинов, датируемых нач. II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х. Учитывая присутствие там же Книги Юбилеев и Апокрифа кн. Бытия, становится очевидным, что енохическая традиция была весьма значима для общины, к-рая хранила эти тексты. Однако идентификация этой общины, а также ее отношение к создателям енохической традиции в наст. время являются дискуссионной проблемой. Притом что ряд тем енохической традиции, а именно: дуалистическая космология, эсхатологические ожидания, критика священства и культа Иерусалимского храма - созвучен документам общины (Уставу, Дамасскому документу), есть и отличия, главные из к-рых - значительное внимание кумран. рукописей к закону Моисееву (о котором почти не говорится в енохических текстах) и связь их эсхатологии с пророчествами ветхозаветных пророков. Согласно теории Г. Боккаччини, кумран. община представляет собой течение, отделившееся из-за несогласия по определенным вопросам (прежде всего из-за учения о происхождении зла и греха) от енохической традиции, представлявшей собой отдельное религ. движение ( Boccaccini G. Beyond the Essene Hypothesis. Grand Rapids (Mich.), 1998). IV. «Завещания 12 патриархов», хотя и рассматриваются традиционно в ряду межзаветной лит-ры, в дошедшем до нас виде представляют собой христ. произведение. Возможно, в его основе лежат письменные иудейские тексты (поскольку в Кумране найдены фрагменты подобных завещаний ветхозаветных праотцов), однако первоначальный материал существенно переработан. Писания Е. и он сам упоминаются в «Завещаниях 12 патриархов» многократно, но источник приводимых цитат не установлен. Е. именуется «Праведным» (Test. XII Patr. III 10. 5; VII 5. 6; XII 9. 1). Напр., в «Завещании Симеона» приводится пророчество Е. о вражде между потомками Симеона и Левия (Ibid. II 5. 4). В «Завещании Левия» от имени Е. приводится пророчество об отступлении и о нечистоте иерусалимского священства (Ibid. III 14. 1; 16. 1). О злодеяниях потомков Иуды, Дана, Неффалима и Вениамина, возвещенных Е., также говорится в соответствующих разделах «Завещаний» (Ibid. IV 18. 1; VII 5. 6; VIII 4. 1; XII 9. 1). В завершение Е. упоминается вместе с Ноем, Симом, Авраамом, Исааком и Иаковом в числе тех, кто «восстанут» (т. е. воскреснут) в веселье одесную Бога в конце времен (Ibid. XII 10. 6). Е. и раввинистический иудаизм

http://pravenc.ru/text/189985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУШ Гос-во, существовавшее на севере совр. Судана с нач. II тыс. до Р. Х. по IV в. по Р. Х. В ВЗ жители этого гос-ва, кушиты, соотнесены с именем Хуша (древнеевр.  ), сына Хама (Быт 10. 6-7). Княжество К. впервые упоминается в надписи егип. фараона XII династии Сенусерта I (сер. XX в. до Р. Х.) среди завоеванных им областей. Следующее историческое свидетельство относится ко времени правления фараона XII династии Сенусерта III (ок. 1862-1843 гг. до Р. Х.), к-рый совершил 4 похода в К. и наложил на кушитов дань. Вероятно, эти события положили начало активному влиянию на К. егип. культуры, продолжавшемуся на протяжении более 1,5 тысячелетий. В кон. XVIII в. до Р. Х. К. стал независимым гос-вом. Во 2-й пол. XVI в. до Р. Х. возобновилась завоевательная политика Египта в отношении К.: фараон Яхмос I (1552-1527) овладел территорией К. до 2-го порога Нила, Тутмос I (ок. 1504-1492 гг. до Р. Х.) захватил и разрушил столицу К. На протяжении 4 столетий К. управлялся наместником фараона, имевшим титул «царский сын Куша». Подчиненный ему многочисленный адм. аппарат состоял преимущественно из египтян. В 1080 г. до Р. Х., в правление фараона Рамсеса XI (1105-1078), К. вторично обрел независимость от Египта в результате восстания «царского сына Куша» Панехси. К этому периоду относятся первые достоверные сведения о столице Кушанского гос-ва: после освобождения от егип. господства ей стал г. Напата, основанный Тутмосом III. Напата сохраняла адм. значение до 593 г. до Р. Х., когда она была разрушена в результате вторжения фараона Псамметиха II в 593 г. до Р. Х. Новой столицей К. стал г. Мероэ, а за Напатой сохранился статус религ. центра. Период существования К. с VI в. до Р. Х. по IV в. по Р. Х. нередко называется в лит-ре Мероитским царством (самоназвание гос-ва остается неизв.). Мероитское царство сохраняло независимость приблизительно до 350 г. по Р. Х., когда оно было захвачено гос-вом Аксум. Лит.: The Prehistory of Nubia/Ed. F. Wendorf. Dallas, 1968. 2 vol.; Études nubiennes: Conf. de Genève: Actes du 7-e Congr. intern. d " études nubiennes, 3-8 sept. 1990/Ed. Ch. Bonnet. Gen., 1992; Service P. F. The Ancient African Kingdom of Kush. N. Y., 1998; Edwards D. N. The Nubian Past: An Archeology of the Sudan. L.; N. Y., 2004. Рубрики: Ключевые слова: АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2462359.html

Помимо погребальных комплексов, содержащих раннехрист. символы, на общегородских кладбищах Б. Мцхеты и Урбниси в разное время раскопаны погребения, устроенные по христ. обряду. Все они датируются кон. II - 1-й пол. IV в. В первые века христианство в Г. подвергалось гонениям, к-рые начались еще при царе Адеркии (2-я пол. I в.). К нач. II в. относят мученическую кончину св. Сухия и 16 воинов с ним - груз. князей, служивших царю Албании Артаксару. Лит.: Джавахишвили И. Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. С. 77-113; Максимова М. Геммы из некрополя Мцхеты-Самтавро//Вестник ГМИГ. 1950. Т. 16-В; Иващенко М. М. Результаты археол. исследований. Тбилиси, 1980. Т. 3: Самтаврские погребения I-III вв.; Бибилури Т. И. Плинфовые погребения в Грузии античной эпохи: Дис. канд. ист. Тбилиси, 1983; он же. Интересный погребальный комплекс из Мцхеты//Дзеглис мегобари. Тбилиси, 1983. 62 (на груз. яз.); Каухчишвили Т. Предметы с греческими надписями из Мцхеты//Сб. докладов, посв. Дж. Рухадзе. Тбилиси, 2002; Бибилури Т. , Глонти Н. Археологические памятники II-IV вв. Самтаврского могильника. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.). Т. Бибилури, Н. Т-М. Картли и Колхида в I - нач. V в. В I-II вв. Картли вернула себе былое могущество, восстановившись в границах IV-III вв. до Р. Х.; в 35-50-х гг. I в., по сведениям рим. историков (Дион Кассий, Тацит, Плиний), она владела даже Арменией. В 60 г. римляне восстановили в Армении царство и посадили на престол Тиграна IV; картлийский царь Парсман I (35-60-е гг. I в.) получил области Камбисену (Камбечоани; при этом граница с Кавказской Албанией прошла по нижнему течению р. Алазани), Квемо-Картли (Гогарена) и Месхети. В правление Парсмана II (30-50-е гг. II в.) Картли усилилась, присоединив земли (совр. Аджария и Лазистан) до Чёрного м. (Плутарх, Арриан). Парсман II пытался управлять Картлийским царством независимо от Рима. Имп. Адриан посылал ему богатые дары и приглашал в Рим, что объясняют значительным влиянием Парсмана на племена кочевников Сев. Кавказа. Так, в 134 г. картлийский царь инициировал нашествие аланов на Албанию, Армению, Мидию и Каппадокию, что встревожило Парфию и Рим. Преемник Адриана Антоний Пий (ум. 161), «когда Парсман Иверийский с супругой прибыл в Рим… увеличил его владения, дал разрешение на принесение жертвы в Капитолии, воздвиг ему конную статую и наблюдал за военными упражнениями Парсмана, его сына и других именитых иберийцев» (Дион Кассий).

http://pravenc.ru/text/168205.html

У Евсевия (Hist. eccl. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство о свт. Аполлинарии, еп. Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христ. философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120-185) до своего уклонения в ересь написал «Речь к эллинам» (Λγος πρς Ελληνας, после 165), в к-рой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и гос-ва на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном , еп. Сардским, в «Апологии» (др. название - «Книжка к Антонину», Πρς Αντωννον βιβλδιον, ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор , христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (Πρεσβεα περ χριστιανν, ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в к-ром он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180-192) св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах. Среди А. р. были и такие, к-рые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (Πρς Ατολκον, ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией. В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий «Протрептик» («Увещание к эллинам», Προτρεπτικς πρς λδβλθυοτεΕλληνας, нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (Κατ Κλσου, сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.

http://pravenc.ru/text/75698.html

Схема расположения Римских катакомб Схема расположения Римских катакомб В Риме погребения христиан долго совершались на старых городских языческих некрополях у дорог. В колумбарии II в. перед фасадом цирка Максенция открыта гробница III в. с росписью на сюжет из истории прор. Ионы. В катакомбах св. Себастиана (di San Sebastiano) на Аппиевой дороге, в гробницах, расположенных вокруг овальной «пьяццолы» (площадки), под базиликой Сан-Себастьяно (между мартирием апостолов Петра и Павла (2-я пол. III в.) и старой каменоломней), обнаружена сцена на евангельский сюжет - «Бесноватый из страны Гергесинской», сер. III в. (в аттике мавзолея Клодия Гермеса). «Пьяццола» использовалась для погребений в 100-250 гг. Хронология и религ. интерпретация ее частей остаются предметом споров. Она была замощена в кон. I - нач. II в.; в 1-й пол. II в. на ней были устроены 3 мавзолея, их локулы (горизонтальные ниши в стенах погребальных камер, куда клали покойных) закрыты мраморными плитами с эпитафиями Атимета и Анконтии Ирины, к-рую считают христианкой. Черты, говорящие о возможном христ. вероисповедании, видят и в эпитафиях над захоронениями младенца Феонои, Юлии Криспы и др. Кроме текстов на плитах есть изображения рыбы и якоря; они имеют много аналогов, их сочетание встречается также в инталиях, однако изображений якоря и рыбы без др. специфически христ. мотивов недостаточно для надежного прочтения символики. К христианским относят и граффити, оставленные до засыпки «пьяццолы» в 250-275 гг.,- слово Ιχθς (акроним имени Иисуса Христа) и последнюю букву евр. алфавита «тав» (в виде креста); язычников здесь продолжали хоронить до нач. IV в. Смешанные кладбища на Аппиевой дороге сохранялись до кон. IV в.: примером может служить семейный мавзолей в руинах виллы II в. с экседрами для 2 саркофагов, с могилами под мозаичным полом и десятками погребений домочадцев-язычников (в т. ч. в амфорах) вокруг, среди к-рых есть и немало христ. захоронений (судя по надписям, лампам и стеклянным сосудам). Фрагмент надгробной плиты с изображениями якоря, рыбы и хризмы из катакомб св. Себастиана

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОДЕКС ФЕОДОСИЯ (лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II , был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г. Издание К. Ф. было одним из значительных этапов систематизации рим. права, к-рая началась с создания Законов XII таблиц (451-449 до Р. Х.), продолжилась затем в неосуществленных планах кодификации Юлия Цезаря ; в Вечном Эдикте Сальвия Юлиана, который осуществил в нач. II в. по поручению имп. Адриана окончательную систематизацию преторского права; в кодексах имп. конституций (в Грегориановом и Гермогениановом кодексах) и завершилась созданием Институций Юстиниана , «Дигест» Юстиниана и Кодекса Юстиниана в 528-534 гг. Некоторые исследователи выражают мнение (см., напр.: Falchi. 1989. P. 242; Barone Adesi. 1998. P. 77. N 64; Сильвестрова. 2007. С. 8-15), что завершением процесса систематизации рим. права можно считать и создание «Василик» или же всю работу по «очищению древних законов», предпринятую императорами Македонской династии Василием I Македонянином и Львом VI Мудрым во 2-й пол. IX - нач. X в. Язык К. Ф.- латынь (единственное исключение - написанное на греческом постановление CTh. IX 5. 4; см.: Stolte. 2008). Создание К. Ф. Предпосылки систематизации Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

http://pravenc.ru/text/1841632.html

Лит.: Иосселиани П. И. Краткая История Грузинской Церкви. Тифлис, 18432; Кирион (Садзагелов), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и экзархата до XIX в. Тифлис, 1901; Гозалишвили Г. К. Борьба между Византией и Ираном за Иберию и Лазику//Тр. ТГУ. 1944. Т. 26. (на груз. яз.); он же. Внешние взаимоотношения Лазики в VI в. Тбилиси, 1973 (на груз. яз.); Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв., М.; Л., 1946; Каухчишвили С. Г. Лекции из истории Византии. Кн. 1 (IV-VII вв.). Тбилиси, 1948 (на груз. яз.); Анчабадзе З. В. Из истории средневек. Абхазии, Сухуми, 1959; Лордкипанидзе М. Д. Полит. объединение феодальной Грузии. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же. История Грузии XI - нач. XIII в. Тбилиси, 1974; она же. Картли во 2-й пол. V в. Тбилиси, 1978 (на рус. яз.); она же. Из истории визант.-груз. взаимоотношений (70-е гг. XI в.)//ВВ. 1979. Т. 40. С. 92-95; Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1965-1975 [Кн. 2-8] (на груз. яз.); Ломоури Н. Ю. История Эгрисского (Лазского) царства (с возникновения до V в. н. э.). Тбилиси, 1968 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Очерки из истории Картлийского (Иберийского) царства в III - нач. IV в. н. э. Тбилиси, 1975 (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); он же. Грузино-римские взаимоотношения. Тбилиси, 1981; он же. Грузино-визант. отношения в V в. Тбилиси, 1989; он же. Иранские походы имп. Ираклия и Грузия//Визант. очерки. 1991. C. 31-44; он же. Абхазия в античную и раннесредневек. эпохи. Тбилиси, 1997; он же. Визант. политика в Зап. Грузии в VI-VIII вв.//ΑΝΤΙΔΩΡΟΝ: К 75-летию акад. РАН Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 74-85; он же. Полит. положение Картли (Иберии) в 1-й пол. VI в.//Ближний Восток и Грузия. 2002. 3. (на груз. яз., с рус. и англ. рез.); Lomouri N. The History of Georgian-Byzantine Relation//Perceptions of Byzantium and its Neighbours (843-1261)/The Metropolitan Museum of Art. N. Y., 2000; Нодия И. М. Груз. материалы о визант. имп. Марфе-Марии//Визант. этюды. Тбилиси, 1978; Юзбашян К. Н. Армянские государство эпохи Багратидов и Византия. IX-XI вв. М.,1988; Метревели Р. В. Давид IV Строитель. Тб., 1990 (на груз. яз.); Очерки истории груз. дипломатии. Тбилиси, 1998. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В течение долгого времени считалось, что царь Ариараф и царь Пергама Аттал II установили в Афинах статую К., от которой сохранился лишь постамент с надписью (текст см.: CFrM. T1f; ср.: Mette. 1985. S. 121); однако в наст. время исследователи полагают, что статуя К. была установлена не царями, а 2 афинскими братьями, названными в честь царей ( G ö rler. 1994. S. 851). Возможно, именно об этой статуе упоминает Цицерон как об «известном изображении» (nota imago) К., описывая свое пребывание в Афинах ( Cicero. De fin. bon. et mal. V 2. 4; подробнее об изображениях К. см.: St ä hli. 1991). К. относился к смерти без страха, часто повторяя слова: «Природа создала - природа и разрушит» ( Diog. Laert. IV 9. 64). Несмотря на болезни (в последние годы жизни он ослеп), К. отказывался последовать примеру мн. стоиков и самостоятельно прекратить свою жизнь, приняв яд (Ibidem). Диоген Лаэртский сообщает, что в момент смерти К. «случилось лунное затмение, словно в знак сочувствия с ним» (Ibid. 64-65); это согласуется с датировкой смерти К. 129/8 г. до Р. Х., т. к. доступные для наблюдения в Афинах лунные затмения были 5 нояб. 129 и 2 мая 128 г. до Р. Х. ( G ö rler. 1994. S. 854). Философское учение К. не писал философских сочинений, поэтому его идеи были известны последующим философам лишь в изложении его многочисленных учеников ( Diog. Laert. IV 9. 65; полный список учеников см.: CFrM. T3b; ср.: Mette. 1985. S. 122-123). Наиболее известным из них был Клитомах, который, согласно Диогену Лаэртскому, «написал свыше 400 книг» и «своими сочинениями более всего пролил света» на учение К. ( Diog. Laert. IV 10. 67). Поскольку сочинения учеников К. до наст. времени не сохранились, наиболее важными источниками сведений об учении К. являются произведения Цицерона, Секста Эмпирика (кон. II - нач. III в.), Плутарха (2-я пол. I - нач. II в.), Лактанция, в к-рых обсуждаются его философские воззрения по различным вопросам. В XX в. дважды предпринимались попытки опубликовать полный корпус отрывков из сочинений древних писателей, содержащих упоминания о К.

http://pravenc.ru/text/1681111.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010