Примечания: 230. Прав. 13 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.121 231. Вальсамоново толкование в Аф. Синт., III,582  Правило 122(136). От судей же, по общему согласию избранных, да не будет позволено приносити дело в высший суд. А о ком дознано будет, яко по упорству не хощет повиноватися судиям: о том уведав епископ первого престола дает грамоту, да никто из епископов не приемлет его в общение, доколе не покорится (Ап. 58, 74; II всел. 6; IV всел. 9; карф. 15, 96, 100). Настоящее правило помещено в Пидалионе не в виде отдельного правила, а составляет заключение 121 правила (в Пид. 131), что мы находим вполне основательным, потому что данное (122) правило говорит о тех судьях, которые избраны были для решения вопроса, составляющего предмете 121 правила, причем подтверждает изданное раньше постановление (прав. 15, 96) относительно того, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозою наказания, обращаться к высшему суду. То, что это правило является составного частью 121 правила, показывает и частица " же " (δε, autem), которая находится в начале данного (122) правила. Примечания: 232. Прав. 14 карф. собора 418 г.: в Кормчей прав.122.  Правило 123(137). Аще епископ нерадети будет о возвращении от еретиков принадлежащего церкви по спискам, или самых кафедр: то да увещают его соседние тщательные епископы, и да покажут ему его небрежение, дабы не имети ему извинения. Аще же в течение шести месяцев, от дня увещания, пребывая в той же епархии не возъимеет попечения о долженствующих возвратитися к кафолическому единению: с таковым да не сообщаются, доколе не исполнит того. Аще же не приидет в оные места содействователь: то епископу да не поставится в вину недействование (Ап. 58; трул. 19; сердик. 11; карф. 47, 57, 71, 121, 122, 124). Примечания: Смотри толкование к правилу 124(138) 233. Прав. 15 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.123.  Правило 124(138). Аще же доказано будет, яко таковый ложно показал о общении оных, то есть донатистов, говоря, что они приступили к общению, тогда как дознано, что они не приступали, и он знал о сем: таковый да лишится и епископства

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Встреча её с другими народами, поклонниками веры стихийной, и смешение племени вер, составили весь этот многообразный хаос учений, который известен нам из свидетельств и памятников древних, и который из Ассирии и Сиро-Финикийской земли распространился на Запад до концов Европы и берегов Атлантики. Имя Гер (господин) то же, что имя Эл или Вел, перешедшее в Мелех, было общим знаком огнепоклонения духовного, которое исказилось на Юго-западе слиянием с Кушитским началом, но сохранилось чистым и неизменным в своём восточно-Иранском развитии. Халдеи помнили своё северное отечество; Евреи сохранили в чистоте и дух своего учения, и рассказ о своём переходе в южную страну; наконец, Финикияне представляют ясное и несомненное доказательство своего происхождения, в имени своего первоначального божества Мел-карф. Невозможно человеку, несколько знакомому с ходом мыслей, религии и языков, считать окончание этого слово арф за простое пополнение звука Мелк невозможно, также считать его за прилагательное. Камни и надписи, разобранные учёной догадливостью Германцев, показывают нам, как, коренное имя божества Финикийского, звук Вел (то же, что Мел): имя же главной колонии Финикийской, Карфаго, и толкование Августина «село Сатурна», также как рождение Карфаго от Тирского Иракла, представляют нам слово Карф как самостоятельное и отдельное от всякого другого. Принимать же в переводе Августина слово Карф за город, аго за имя бога, противно здравому разуму и аналогиям. Конечно, не в Финикии и не на границах Аравии должны мы искать объяснения этого слова, до сих пор непонятного; но простой взгляд на географию, где Карталинией до сих пор называется южная область Грузинская, сличение названия областного с мнением Грузинцев, которые считают слово Карф или Картх древнейшим именем своего отечества, сходство этого показания с несомненным движением Кавказско-Араратского племени на Юг. Всё убеждает нас в том, что Мел-Карф есть не что иное, как Вел Иверский или Карталинский, то же, что Геркулес. Трудно не допустить этого вывода, в котором доводы этимологические составляют только вспомогательную и дополнительную, часть доводов, основанных на характере племён и религий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Наконец, в-четвёртых, в соборных канонах мы не находим какой-либо установленной теории законных или формальных доказательств, которых суд должен держаться при определении фактической истины события и его юридических свойств. Есть указание на судебное признание и на свидетелей в значении судебных доказательств. Признание, сделанное на суде, принимается достаточным доказательством виновности (Ап. пр. 74-е), разумеется, – если оно сообразно с обстоятельствами дела. Но признание вне суда, тайное, требует судебного исследования для подтверждения его достоверности (147-е пр. Соб. Карф.). О свидетелях при определении достоверности и значения их показаний, как судебных доказательств, правила определяют то же, что и касательно обвинителей: «Свидетелей к свидетельству не принимать тех, от которых положено не принимать доносов» (Карф. 146-е пр.), и делают немногие, исключительно к ним относящиеся, дополнения. Так: а) не принимается свидетельство лица, имеющего менее 14 лет возраста (Карф. 146-е); б) тех, кого сам доноситель представит из своего дома, т. е. близких домашних людей (146-е пр. Карф.); в) от тех, которые сие же самое дело прежде рассматривали, и от их домашних (Карф. 70-е); г) наконец, свидетельство одного не считается вполне достаточным (Ап. пр. 75-е). Вообще же правила нигде не связывают церковного суда какою-либо определённой теорией доказательств, предоставляя судье свободу принимать во внимание все обстоятельства, открывающиеся в деле, на которых может основываться внутреннее убеждение в истине. Из ближайшего сопоставления указаний канонов с данными судебной практики необходимо вывести следующее общее заключение относительно духовного судопроизводства во вселенской Церкви. Обвинительное начало имело преобладающее значение перед следственным в судебном процессе, и применение первого обыкновенно сопровождалось публичным состязанием на суде участвующих в деле сторон. Служа основанием для постановления приговора и обжалований судебных решений сторонами, обвинительное начало не исключало уместности и начала следственного, когда, при отсутствии обвинителя и обвиняемого, суд сам должен был исследовать как фактическую достоверность преступления, так и виновность подсудимого. Согласно с этим судом, суд над Несторием на Ефесском Соборе, производившийся в отсутствии подсудимого (in contumaciam), состоял, сообразно свойству преступления, из рассмотрения и одобрения – с одной стороны – мест из сочинений отцов и писателей, признанных Церковью православными, с другой – из исследования и сличения с предыдущими мест из сочинения Нестория, признанных еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пересмотр в высшей инстанции решений, постановленных судом епископским, не считался действием, задевающим честь епископа, судьи первой инстанции, и унижающим его достоинство, как носителя всей полноты апостольских полномочий в пределах вверенной ему епархии. (Карф. 16; Сард. 14). Допущение обжалования решений первой инстанции духовного суда в высшем суде было следствием неустанной заботы Церкви о том, чтобы только после правильного, всестороннего и тщательного исследования дела постановлялось окончательное решение (1 Вс. с. 5; Сард. 5:14), дабы из-за немощи человеческой не пострадали невиновные и не понесли незаслуженного наказания. Апелляционное судоустройство и судопроизводство древней Церкви согласно канонам и церковной практике эпохи первых четырех Вселенских Соборов представляется в следующем виде: 1 . В духовном суде были три инстанции, а именно: а) суд епископа парикии ( Деян.5:1–11 ; 1Кор.5:1–5 ; 1Кор.6:1–5 ; 1Тим.1:20 ; 1Тим.5:19–21 ; Тит.1:9–13 ; Tum.2:15; IV Вс. с. 9); б) суд областного собора епископов (Ап. 37; I Вс. с. 5; IV Вс. с. 9), под председательством митрополита (Ап. 34; Антиох. 20), заменой же этого суда мог быть суд нескольких епископов своей области (Ап. 74; Карф. 12 и 14) или суд первенствующего епископа области (Карф. 28, 37, 139; Сард. 14), или суд соседнего митрополита (Сард. 14), или же, наконец, суд соседних епископов (Карф. 11, 37, 139); в) суд большего собора епископов (Антиох. 12, 14; II Вс. с. 6; III Вс. с. 1) или, заменяющий его, суд собора епископов с сокращенным числом членов, под председательством экзарха, а позднее, патриарха (IV Вс. с. 9), или же суд назначенных патриархом епископов сопредельной апеллирующему области с участием уполномоченных патриарха (Сард. 3 и 5). 2 . Движение судебных дел в случае апелляции происходило в строгой постепенности: дела мирян и клириков до пресвитера включительно по апелляционным отзывам пересматривались в суде второй инстанции (I Вс. с. 5; Антиох. 20), а затем в суде третьей инстанции (Антиох. 12; Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 Церковные правила ограничивают права тех, кто намерен выдвинуть обвинения против епископов или выступать свидетелями в подобных процессах. Это должен быть человек «достойный», при этом число свидетелей – не менее двух [Правила Православной Церкви 1, 1912, 155–158 [Ап. 74, 75]; Правила Православной Церкви 2, 1912, 273 [Карф. 131(146)], 274–275 [Карф.132(147)]]. 28 Ранее высказывалось ошибочное мнение о том, что бегство могло касаться епископа Луки [Гайденко, 2009, 53–63]. Неверная интерпретация событий возникла из-за неверного прочтения летописного известия 29 Данная точка зрения, пересекающаяся с мнением В. В. Милькова, высказывалась А. В. Назаренко и получила поддержку у М. В. Печникова [Назаренко, 2008, 53–64; Печников, 2015, 233]. 30 Канонические правила категорически запрещают присутствие на одной кафедре двух епископов: Ап. 14, 33; I Всел. 15; IV Всел. 5; Трул. 20; Антиох. 13, 16, 18, 21; Сердик. 1, 2, 17; Карф. 48 [Правила Православной Церкви 1, 1912, 74–76, 97–-98, 225–227, 342–343, 493–-494; Правила Православной Церкви 2, 1912, 73, 75, 76, 78, 117–119, 138–139, 198–200). 31 Как уже отмечалось выше, канонические нормы не допускают предъявлять к кому-либо обвинения на основании слухов. Правила требуют для стороны обвинения не только обвинителя, но обязательного наличия не менее чем двух свидетелей с доброй репутацией [Правила Православной Церкви 1, 2012, 155–158 [Ап. 74, 75]; Правила Православной Церкви 2, 2012, 273 [Карф. 131(146)], 274–275 [Карф. 132(147)]]. Однако постановление Собора недвусмысленно указывает на то, что обвинения основаны на «слухе». 32 «Мы также запрещаем боголюбивейшим епископам оставлять свои церкви и отправляться в другие епархии. Если же возникнет надобность так поступить, пусть делают это не иначе как с грамотой от их блаженнейшего патриарха или митрополита, или же по приказу императора, так чтобы и те епископы, которые находятся под [юрисдикцией] блаженнейшего архиепископа и патриарха Константинопольского, не имели права без его разрешения или нашего приказания являться в царствующий град …» [Максимович, 2007а, 32 [Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

(Ап. 58; трул. 19; сердив. 11; карф. 47, 57, 71, 121-128). Оба эти правила (123 и 124) находятся в связи с двумя предыдущими (121 и 122), добавляя по поводу обращения донатистов некоторые подробности к тому, что говорилось об этом в 121 правиле настоящего собора. Примечания: 234. Прав. 16 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.124.  Правило 125(189). Постановлено и сие: аще пресвитеры, диаконы, и прочие Бившие из клира, по имеющимся у них делам, не довольны решением своих епископов: то соседние епископы да слушают их, и прекословия их да разрешают избранные ими, по согласию собственных их епископов. Аще же и от них восхотят пренести дело в высший суд: то да приносят токмо в Африканские соборы, или к первенствующим епископам своих областей. А желающий пренести дело за море никем в Африке да не приемлется в общение (II всел. 6; IV всел. 9; антиох. 4; карф. 10, 11, 12, 14, 15, 20, 23, 28, 105). См. толкование 28 карфагенского правила. Примечания: 235. Кн. прав.: В Рим. Прим. 236. Прав. 17 карф. собора 418 г.; в Кормчей прав.125.  Правило 126(140). Постановлено и сие: аще кто из епископов по нужде, в опасности угрожающей целомудрию девы, когда есть подозрение или о любителе сильном, или о каком либо похитителе, или когда она ощущает себя в сокрушении от некие опасности смертоносные, по прошению родителей ее, или имеющих попечение о ней, покроете или покрыл ее одеянием посвященных Богу, прежде двадесяти пяти лете возраста, дабы не умерла без иноческого образа: такового ничему да не подвергнет соборное постановление, которым определяется сие число лет для покровения (IV всел. 16; трул. 4, 40; карф. 6, 16, 44; Василия Вел. 18). Соборное постановление, упоминаемое данным правилом, относительно того, что девица до 25-летняго возраста не может быть принята в монашеский чин, есть нечто иное, как постановление иппонского собора 393 г., приведенное в заглавии 16 правила настоящего карфагенского собора. Данное правило допускаете отступление от упомянутого постановления в том случае, когда целомудренности какой-либо девицы угрожает опасность, или, когда, находясь при смерти, она сама, или ее родители, или опекуны, умоляют удостоить ее милости и не дать ей умереть без иноческого чина (χωρς του σχματος). В таком случае правило разрешает епископу, которому принадлежит право принятия девиц в иноческий чин и без разрешения которого вообще никто не может стать иноком принять девицу и облечь ее в иноческую одежду прежде, чем ей исполнится 25 лет, причем за такой поступок епископ не подлежит осуждению. Впрочем, в таких случаях необходимо иметь в виду 40 правило трулльского собора и 18 правило Василия великого, руководствуясь при этом позднейшим постановлением, т.е. постановлением упомянутого трулльского правила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Четыренадесятидневники. Втор. 7, Шест. 95. Чин Церковный должно соблюдать, Карф. 2. Числогадатель. См. Волшебство. Чистота. Епископы, пресвитеры и диаконы чрез самое посвящение обязаны узами чистоты, Карф. 3. Чистый. Чистыми называли себя последователи Новата, Перв. 8, Феоф. 12, Шест. 95, Васил. 1. Чтец, Чтец, кроме пострижения, должен принять рукоположение. Седьм. 14. Чтецам не должно носить ораря. Лаод. 23. Чтецам, приходящим в совершенный возраст, должно или вступать в супружество. или принимать обет целомудрия, Карф. 20. Чтецы во время богослужения не должны кланяться народу, Карф. 23. Чтец, прежде брака смесившийся с своею обручницею, по отлучении на один год от служения, принимается в чтеца, но без производства в высшие степени, Васил. 69. Клирик, во время бытия чтецом, падший в блуд и потом рукоположенный низвергается с своей степени, Феоф. 1. Э Эконом. Эконом при архиерейском доме распоряжается церковным имуществом по воле своего епископа, Четв. 26. Таковой эконом должен быть при всяком епископе, Четв. 26, Седьм. 11, Феоф. 10. Доходы вдовствующей епископской церкви хранятся экономом, Четв. 25. Эпитимия (епитимия). — Определение епитимии и правила при её наложении. Епитимия есть наказание, определенное священными правилами, Двукр. 10. или духовное врачевство, приличное недугу, Шест. 102. Епитимиею не должно ввергать грешника в отчаяние, ни подавать повода к расслаблению жизни. Там же. Принявшие от Бога власть решить и вязать должны рассматривать качество греха и расположение согрешившего, и жизнь до греха и после, Шест. 102, Перв. 2, Анк. 5, Васил. 3, Карф. 52. достаточным к уврачеванию почитать не время, но произволение кающегося, Григ. Нисс. 8. Ревностному в исправлении можно сократить епитимию, Васил. 74, Григ. Нисс. 4, 5; Шест. 102, Пер. 12. Сам себя возбудивший к покаянию подлежит епитимий снисходительнейшей, а обличенный — продолжительнейшей, Григ. Нисс. 4, 5. С неприемлющими совершенства покаяния должно поступать по преданному уставу, Шест. 102, Васил. 3, Перв. 12. За одно преступление не должно налагать двух наказаний.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Соб. пр. 4). В случае недовольства на судебный приговор своего епархиального епископа, пресвитер имеет право обращаться с жалобой к высшему суду – областному Собору, особенно если находит несправедливым решение епархиального суда 3 . Епархиальный епископ, со своей стороны, не должен заявлять неудовольствие и препятствовать принесению обжалования на свое решение (Ап. пр. 37; I Всел.-Соб. пр. 5; Ант. Соб. пр. 6, 12 и 20; Карф. Соб. пр. 121; Сард. соб. пр. 14) 4 . Апелляция на решение епархиального епископа может быть подана только своему – местному областному Собору, потому что судебные дела не могут быть переносимы из одной области церковной в другую, напр. из Карфагенской в Римскую (Карф. Соб. пр. 37, 39, 139; II Всел. Соб. пр. 2). Сроком для принесения апелляции определяется один год: не успевший принести оправдание в течение этого срока признается произнесшим суд над самим собой (Карф. Соб. пр. 28, 29:90). Но не всякая апелляция, поданная местному областному Собору, хотя бы и в узаконенный срок, может быть принята областным Собором. Не принимается обжалование решений постановленных судьями, избранными самими тяжущимися сторонами по их взаимному согласию, хотя бы этих судей было менее, чем сколько определено правилами (Карф. Соб. пр. 17:107). Если же который-нибудь из судившихся у таких судей не покорятся их решению, то епископ первого престола обязан дать знать грамотой всем епископам, чтобы такового не принимали в общение (Карф. Соб. пр. 136). Пресвитеру предоставляется право но только апеллировать областному Собору на решения своего епархиального епископа, но и самому являться на суд в качестве обвинителя епископа, когда последний допускает какие-либо противозаконные действия (Ап. пр. 31). Доносы на епископа представляются митрополиту или епископу главного престола, обязанному созвать определенное число епископов для соборного судебного исследования взводимых на епископа обвинений 5 . Обвиняющий епископа должен поддержать на суде свое обвинение точными доводами. Если же, по исследовании судом его обвинений, последние окажутся несправедливыми, и он пожелает перенести дело в высший суд (к большему Собору), это дозволяется ему не иначе как с обязательством понести наказание, которому подвергался бы по его обвинению обвиняемый им в случае, если обвинение его окажется ложным и по суду второй инстанции (II Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

А тем, которые помышлением о единении и мире восхотят исправить себя, да будет разрешено, и при существовании такового закона, получать наследие, хотя бы что в дар или в наследие досталось им еще тогда, как они находились в еретическом заблуждении, за исключением, впрочем, тех, которые, по призывании к суду, почли нужным перейти к Кафолической Церкви. Ибо о таковых полагать должно, что не по страху небесного суда, но по алканию земной выгоды пожелали Кафолического единения. Сверх же всего сего потребна помощь от властей каждой области. Но и если иное что усмотрят местоблюстители, споспешествующее церковной пользе, то и сие делать и совершать даем полномочие. Инструкции, данные в 103 правиле Карф. Собора в 403 г., не имели успеха. Донатисты не отозвались на них благоприятно и, вместо того, в некоторых местах проявили себя очень воинственно. Поэтому Собор обращается к Императорам за защитой. Ср. Карф. 59; Антиох. 5; Двукр. 9. 105. Поскольку в Карфагене только совершилось единение, то да пошлются грамоты к начальствующим, да и в прочих епархиях и градах повелят сии начальствующие прилагать тщание о единении. От Карфагенской Церкви, именем всей Африки, да пошлется к царской палате в грамотах епископов благодарение за отриновение донатистов. Ср. Антиох. 5; Двукр. 9; Карф. 59 и 104. 106. О том, чтобы не собираться общему и всецелому Собору, кроме как по нужде. Рассуждено, что не есть необходимо впредь ежегодно утруждать братию, но когда потребует общая, то есть всей Африки нужда, по грамотам, откуда-либо приходящим к сему престолу, тогда подобает быть Собору в той области, в которую призовет потребность и удобство. Дела же не общие да судятся в каждой области порознь. Подтверждая необходимость ежегодных окружных Соборов правило это, принятое в 407 г., признает, что созывать общий Собор надо только по мере надобности. Вальсамон полагает, что под “общей нуждой” надо понимать догматические вопросы. Однако общая нужда может требовать созыва Собора и в других случаях. 107. О возбранении переносить дела от судей, добровольно избранных. Если случится перенесение дела в высший суд, и недовольный первым решением изберет судей, вместе же с ним и тот, против которого требует он нового суда, то после сего ни одному из них да не будет позволено перенесение дела в иной суд. Это правило имеет в виду два обстоятельства: 1) апелляцию на решение суда первой инстанции; и 2) избрание самими сторонами судей для решения их дела подобно избранию третейских судей. Допуская последний способ избрания судей для разбирательства дела по апелляции, правило указывает, что решение такого суда уже не подлежит обжалованию в другой инстанции. Ср. 4 Всел. 9; Карф. 17 и 136.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Диакон. В диаконы должен поставлять один епископ, Апост. 2. Поставляемый должен быть не менее двадцати пяти лет, Шест. 14, Карф. 22. В нем еще на низшей степени должны быть усмотрены вера, благонравие, постоянство и кротость, Сард. 10. Он должен, до своего посвящения, сделать всех живущих в его доме православными христианами. Карф. 45. Избрание в диаконы не должно быть делаемо мирскими начальниками: их избрание недействительно. Седьм. 3. Диаконы суть служители епископа, и ниже пресвитеров, Перв. 18. Они ничего не должны делать без воли епископа, Апост. 39. Диакон, оставивший, без воли епископа, свой предел. Апост. 15. Перв, 15. Диакон, зазревший своего епископа, прежде Соборного исследования и совершенного осуждения его. Двукр. 13. Диаконы не должны причащать пресвитеров, ни причащаться прежде них, ни сидеть среди них, Перв. 18. Тем более, диаконам не должно сидеть выше пресвитеров, хотя бы они имели какую церковную должность, кроме того, когда они представляют лицо своего Патриарха или Митрополита, Шест. 7. Диакон не должен сесть без позволения своего пресвитера, Лаод. 20. Диакон, восхищающий преимущество пред пресвитером, Шест. 7. Диаконам должны отдавать почесть иподиаконы и причетники, Лаод. 20. К возведению в диаконы не препятствует сожитие его с законной женой. Шест. 13. Диаконы, когда приступают к святыне, должны удерживаться от сожительниц своих. Шест. 13, Карф. 4, 34. Наказание лишающему диакона общения с женой, и диакону, под видом благоговения, изгоняющему свою жену, Апост. 5, Шест. 13. Вдовому диакону позволяется иметь в своем доме только матерь, сестру и тетку, Перв. 3, Шест. 5, Васил. 88. Диакон, согрешивший телом и исповедавший свой грех, Неок. 10. Диакон, согрешивший только устами, а далее не простерший своего греха, Васил. 70. Диакон, молящийся с еретиками, Апост. 45. На диакона, обличенного в грехе, удаляющем от священнослужения, не должно возлагать руки, как бы на кающегося, и не позволять ему вновь креститься, чтобы таким образом, ему можно было вновь вступить в клир. Карф. 36. Семь диаконов, о которых упоминается в книге Деяний. В городах может быть больше семи диаконов, Шест. 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010