Другие протестант. деноминации представлены Иеговы свидетелями (ок. 6 тыс. чел.; с 1930), Церковью Бога (Андерсон, шт. Индиана, США; ок. 2 тыс. чел.; см. ст. Движение святости ), адвентистами седьмого дня (ок. 1 тыс. чел.), пятидесятнической орг-цией Ассамблеи Бога (ок. 300 чел.) и др. По некоторым данным, общее число протестантов в стране составляет менее 1% населения. Ислам Мусульмане-сунниты преобладают в приморских городах (Зап. Бейрут, Триполи, Сайда) и на севере (плато Аккар). Особую группу составляют палестинские беженцы (270 тыс., по данным на 2007), осевшие преимущественно в юж. районах гл. обр. после Шестидневной войны 1967 г. Наибольшими темпами растет абсолютная и относительная численность шиитов, доминирующих на юге страны, в юж. пригородах Бейрута и в долине Бекаа. Друзы (5-7%) компактно заселяют горный р-н Эш-Шуф к юго-востоку от Бейрута. Алавиты и исмаилиты составляют ок. 1% населения. Религиозное законодательство Руины центрального дворца и фрагмент коллонады храма Юпитера в Баальбеке. I–III вв. Руины центрального дворца и фрагмент коллонады храма Юпитера в Баальбеке. I–III вв. Конституция Л. гласит, что свобода совести является абсолютной: «В отношении почитания Всевышнего Бога государство уважает все религии и вероисповедания и гарантирует свободное отправление религ. культов под своей защитой при условии соблюдения общественного порядка. Государство гарантирует также всем религиозным общинам уважение к их установлениям о личном статусе и к религиозным интересам» (ст. 9). Религ. общины считаются гос-вом юридическими лицами с особыми прерогативами: в частности, религ. суды вводят в действие законы относительно брака, развода и наследования. Религ. принадлежность каждого гражданина регистрируется гос-вом и отражается в офиц. документах, удостоверяющих личность. Ст. 10 Конституции Л. провозглашает свободу преподавания, «если оно не нарушает общественный порядок и добрые нравы и не затрагивает достоинства существующих в государстве религий и вероисповеданий. Не допускается нарушение права религиозных общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, установленных государством в отношении народного образования». Все религиозные общины активно участвуют в образовательном процессе: в нач. XXI в. конфессиональных и частных школ в Л. было больше, чем государственных. Все общины получают государственные субсидии на социальную работу, поддержание судов и школ. История

http://pravenc.ru/text/2463663.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЙР-БАЛАЙЗЫ ПАПИРУС Дейр-Балайзы папирус [Deir-Balaizah Papyrus; в рус. литературе встречается устаревная форма: Дейр-Бализе], фрагменты литургической рукописи VI-VII вв. (Bodl. MS. Gr. liturg. c. 3 (P), d. 4 (P)), найденные У. Флиндерсом Питри в разрушенном мон-ре близ г. Асьюта (В. Египет), которые являются ценным источником по истории александрийского богослужения и христ. литургике в целом (также известен и др. литургический папирус из Дейр-Балайзы, содержащий фрагменты неких молитв, см.: van Haelst. 1976. N 738). Рукопись представляет собой 3 папирусных листа плохой сохранности размером примерно 26,5×17,5 см, происходящие из кодекса, вероятно являвшегося полным Евхологием . Написана по-гречески унциалом копт. типа и хранилась в мон-ре св. Аполлоса в Египте (Ibid. N 737). Содержит 2 молитвы (Fol. 1r - 1v, 2-я, вероятно, на лобзание мира), фрагменты анафоры (Fol. 1v - 2v), благодарственной молитвы после причащения (?; Fol. 3r) и Символа веры (Fol. 3v). 1-е издание Д.-Б. п. было подготовлено П. де Пунье ( Puniet. Fragments. 1909; см. также idem. Le nouveau. 1909), оно воспроизводилось в ряде работ 1-й пол. XX в. (в т. ч. с важными исправлениями в кн.: Schermann. 1912). Новое, существенно уточненное издание подготовили К. Робертс и Б. Капелль ( Roberts, Capelle. 1949), оно до наст. времени остается наиболее авторитетным. Свою реконструкцию Д.-Б. п. предложил Й. Хаммерштедт ( Hammerstaedt. 1999. S. 171-186). В Д.-Б. п. наибольший интерес представляет анафора, относящаяся к александрийскому типу. На рус. язык она переводилась в 40-х гг. XX в. ( Киприан (Керн). 1947. С. 93-96; перевод по изд. де Пунье) и в нач. XXI в. ( Желтов. 2003. С. 310-312; перевод по изд. Робертса и Капелля с учетом реконструкции Хаммерштедта). По свидетельству Робертса и Капелля, в XX в. эта анафора была одним из наиболее часто изучаемых литургических текстов христ. Египта ( Roberts, Capelle. 1949. P. 7). Она восходит к тому же источнику (или источникам), что и анафора из Серапиона Евхология : обе буквально совпадают друг с другом в Pre-Sancmus, Sanctus и Epiclesis I (в последнем случае следует говорить о совпадении начальной части Epiclesis I анафоры из Д.-Б. п. со 2-й фразой Epiclesis I анафоры из Евхология Серапиона), т. е. в тех частях, где анафора из Евхология Серапиона близка к анафоре литургии ап. Марка (главной александрийской анафоре). Но в первых 2 анафорах сохранилась такая архаическая черта, как указание на то, что серафимы, упоминаемые в рассказе о небесной литургии в Sanctus, закрывают «лик» (а не «свои лица», как в анафоре литургии ап. Марка - см.: Johnson. 1995. P. 205-206) - предположительно Божий. В обеих анафорах присутствует моление о собрании Церкви воедино, текстуально восходящее к 9-й гл. «Дидахе» (в анафоре из Евхология Серапиона оно отнесено только к хлебу; в анафоре Д.-Б. п.- и к хлебу и к чаше).

http://pravenc.ru/text/171601.html

Житие Стефана Лазаревича, которое является важным лит. и историческим памятником, сохранилось в 11 кратких серб. и рус. списках XV-XVII вв., в 3 редакциях, две из к-рых, очевидно, авторские. Первая представлена фрагментарно сохранившимся списком 1433 г. (Ath. Zogr. N 105; РГБ. Муз. 3070); 2-я - 4 рус. и серб. списками XVI в. (старший в сборнике 40-х гг. XVI в.: РГБ. Вол. 655); 3-я редакция является рус. сокращением 1-й четв. XVI в. ( Куев, Петков. 1986. С. 314-328). Известно также анонимное проложное житие деспота (Там же. С. 327). Пространное житие было написано по поручению Сербского патриарха Никона, желавшего, видимо, канонизировать деспота (но канонизация состоялась только в ХХ в.). По сути это Житие является биографией св. Стефана с элементами хроники и визант. энкомия - хвалебной песни в честь императора ( Сване. 1978. С. 321-339; Гагова. 2008. С. 652). К. К. описал жизнь героя, сравнивая его с пророками Моисеем, Давидом, Соломоном, имп. Александром Македонским, в реальной исторической и географической среде. Генеалогию деспота, которую автор возводит по жен. линии к визант. имп. Константину I, предваряет подробное описание Сербии как райской обетованной земли: приводятся характеристики климата, природы и природных богатств; кратко описаны история сербов и их традиции ( Куев, Петков. 1986. С. 340-341; Rado š evi . 1986). Далее подробно представлены исторические события кон. XIV- 1-й пол. XV в., на фоне к-рых разворачивалась деятельность Стефана Лазаревича, начиная с истории осман. династии и завоевания османами Балкан, отношения между различными политическими деятелями внутри серб. державы и международные контакты Сербии с другими странами (напр., с Венгрией и Боснией); упоминается даже о движении Яна Гуса в Чехии. В конце Жития помещена восторженная похвала деспоту, 13 ее фраз начинаются с анафоры «Радуйся» ( Куев, Петков. 1986. С. 348). Житие имеет нек-рые формальные и текстовые особенности, не характерные для агиографического жанра (в нем 3 самостоятельных акростиха; имена мн. персонажей исходно помещены в маргиналиях). Особенностью являются и финальные стихи, восхваляющие деспота. Они снабжены фразовым акростихом, выражающим скорбь К. К. по поводу утраты покровителя («Странник странствующий [свое] оплакиваю странничество»). На Руси Житие послужило важным источником визант. и южнослав. истории XIV-XV вв. при составлении в 1-й четв. XVI в. Русского Хронографа. Родословие серб. правителей в составе Жития (гл. 14-16) явилось важным этапом в истории этого жанра в серб. лит-ре ( Гагова. 2006. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2057086.html

Иисус Христос. Фрагмент стеатитовой иконки. Сер. XII в. Византия. Раскопки Михайловского Златоверхого мон-ря. 1998 г. На территории К. выявлено ок. 11 тыс. араб. монет VIII-X вв. Их находки сосредоточивались гл. обр. на Старокиевской горе, Кирилловских высотах и Печерске. Клад 1706 г. (Печерск) состоял из 2380 арабских дирхемов; клад 1851 г. (Аскольдова могила) содержал более 3 тыс.; клад 1913 г. (ул. Ярославов Вал, 15) - ок. 3 тыс. монет. Визант. монет обнаружено ок. 200, в основном в Верхнем городе, на Подоле и Печерске. В Верхнем городе найдены западноевроп. монеты. Четыре западноевроп. денария 1-й пол. XI в. (3 из них английские) выявлены при раскопках 1978 г. на ул. Рейтарской, 36-38. Место клада расположено вблизи Жидовских ворот, где начинался большой торговый путь на Краков - Регенсбург и находились, вероятно, кварталы ростовщиков и менял (Новое в археологии Киева. 1981). О развитой торговле и об экономическом богатстве К. свидетельствуют также находки серебряных монетных гривен. Их обнаружено ок. 300, преимущественно в центральной части города. Из К. в разные районы Руси вывозили браслеты, бусы, пряслица, медальоны, кресты-энколпионы, колты, трубчатые замки, писанки, посуду с глазурью и т. д. За границу (в Польшу, Чехию, Крым, Скандинавию и т. д.) поступали колты, 3-бусинные сережки, энколпионы, пряслица, трубчатые замки, писанки и проч. Денежно-вещевые клады составляют отдельную категорию археологических памятников древнего К. Их изучение дает ценнейший материал для характеристики как общего экономического богатства города, так и уровня развития ремесла и искусства, торговых и культурных связей, для выяснения вопросов исторической и социальной топографии К. X-XII вв. ( Толочко. 1980). За время археологического исследования города найдено 64 клада ювелирных изделий из золота и серебра - примерно треть всех известных на Руси. Количественный и качественный состав киевских кладов различный: от 300-400 изделий из золота и серебра до 5-10 из низкопробного серебра или даже бронзы. Клады включают диадемы, бармы, колты, наручи, шейные гривны, драгоценные ожерелья, височные кольца, перстни, реже монеты и монетные гривны.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Урок музыки. Гравюра из кн.: Cannutijs P., de. Incipiunt regulae florum musices... Florentiae, 1510 Применение принципов тридентской реформы в пастырской работе привело к постепенному преобразованию религ. культуры католич. населения. Среди основных направлений реформы было религ. образование мирян, распространение знаний о вероучении, основанное на принципе «понимающей веры». Во всех католич. странах были приняты меры по катехизации мирян, взрослых и детей, но методы реализации этой программы варьировались и не везде оказались успешными. Основой катехизационной программы стал Римский катехизис (см. ст. Катехизис ), составленный по инициативе участников Тридентского Собора на итал. языке под наблюдением кардиналов К. Борромео и Г. Сирлето (впервые издан на латыни и итал. яз. в 1566). Римский катехизис предназначался для приходских священников, к-рые должны были руководствоваться им в пастырской деятельности. Мирянам рекомендовали читать катехизисы на национальных языках, неоднократно публиковавшиеся в XVI-XVII вв. Среди самых известных катехизисов, выдержавших многократные переиздания и переведенных на др. языки, были катехизисы иезуитов П. Канизия (1555, 1556 и 1558 или 1559), Эдмона Оже (1563), Диего де Ледесмы (1571), а также кард. Р. Беллармина (1597, 1598). Обращение авторов-иезуитов к жанру катехизиса объяснялось их активной преподавательской, пастырской и миссионерской работой. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. Причащение Св. Даров. Фрагмент росписи в ораторио-деи-Крочифери в Венеции. 1583–1592 гг. Худож. Я. Пальма Мл. По решению Тридентского Собора каждое воскресенье после мессы приходские священники должны были обучать детей и подростков основам вероучения. В Испании, особенно в Кастилии, где систематическое религ. образование развивалось с нач. XVI в., к кон. столетия 91% горожан и 74% крестьян знали основные молитвы и Символ веры. В др. странах программа катехизации осуществлялась гл. обр. религиозными конгрегациями и благочестивыми братствами, к-рые содержали школы, а также особыми миссионерами. В Сев. Италии, Баварии, Лотарингии, Польше и Савойе активно заниматься катехизацией населения стали лишь к сер. XVII в., во Франции, в Испан. Нидерландах, Германии и во владениях австр. Габсбургов - еще позднее, а в сельских районах Юж. Италии - только в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

E. Renhart, J. Dum-Tragut. Graz; Salzburg, 2001; Rev. Fr. Shnork Souin " s Home Page//http://www.geocities.com/Athens/Thebes/1089 [Электр. ресурс]. М. С. Желтов, С. И. Никитин Церковное пение и гимнография Формирование церковнопевч. традиции ААЦ происходило на основе древней арм. муз. культуры, однако сведения об арм. музыке дохрист. времени крайне скудны. Судя по « Истории Армении » Мовсеса Хоренаци и по трудам нек-рых др. раннесредневек. историков, опиравшихся на древние источники, музыканты дохрист. Армении подразделялись на випасанов () - поэтов и певцов, исполнявших гл. обр. героические сказания, и гусанов () - создателей любовной лирики. По-видимому, музыкально-поэтическое искусство языческой Армении развивалось под персид. влиянием. Возможно, что муз. составляющая А. о. испытала на себе влияние музыки арм. языческого жреческого богослужения. Маштоц. Текст с хазами. X в. (Матен. 1001. Фрагмент 294) Маштоц. Текст с хазами. X в. (Матен. 1001. Фрагмент 294) Традиц. арм. духовная музыка монодична и не предполагает инструментального аккомпанемента. Ее основным жанром является шаракан (). Этот термин, происходящий от корня шар ( - ряд), используется в неск. смыслах; чаще всего он обозначает песнопение на небиблейский текст, т. е. синонимичен терминам « духовная песнь » (ср.: Кол 3. 16) или « духовный гимн » . В трудах средневек. историков Агафангела, Корюна, Егише, Мовсеса Хоренаци и Лазара Парпеци упоминаются псалмопение, духовные песни, песни благословения и песни благодарения ( [салмосергут‘иун], (?) [ногевор ерг], (?)(?) [ерг орннут‘еан], (?)(?) [ерг орннабанут‘еан]) как наиболее распространенные певч. жанры раннего арм. богослужения. Согласно историку XIII в. Киракосу Гандзакеци (к-рый, вероятно, опирался на не дошедшие до наст. времени более ранние источники), как слова, так и напевы первых шараканов были сочинены основоположниками арм. письменной культуры, святыми переводчиками Месропом Маштоцем и Сааком Партевом . В ряду авторов ранних шараканов Киракос называет также выдающихся деятелей V-VII вв. Мовсеса Хоренаци, католикоса Ованнеса Мандакуни, Ананию Ширакаци и др. Однако возможно, что сообщаемые Киракосом сведения неточны и жанр шаракана начал развиваться в Армении не ранее 2-й пол. VII-VIII в. Из гимнографов VII в. известны также католикос Саак Дзорапореци и Барсег Тчон , составивший первый сборник арм. песнопений.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Глава 45 1–8. Пророчественное предызбрание и посвящение Кира, его причина и цель. 9–19. Непостижимость и величие планов Божественного промышления о спасении Израиля. 20–25. Распространение спасения Божия на все народы мира. Ис.45:1 . Так говорит Го­с­по­дь по­мазан­нику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы по­корить тебе народы, и сниму по­ясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; С 1–8 ст. этот отдел 45 гл., как мы уже и говорили, составляет прямое продолжение предшествующей речи, образует собой завершение (тезис, понижение) того самого периода, начало которого дано в 24 ст. 44 главы. Ввиду этого, современное разграничение этих двух глав, насильственно, механически разрывающее две органических части одного целого, должно признать довольно неудачным, почему экзегеты обыкновенно его и игнорируют. Единственным внешним оправданием такого неудачного деления являются начальные слова 45 гл. «так говорит Господь», которые, действительно, часто в Библии служат началом новой речи, или важного нового отдела. (Разделение на главы и стихи в современной Библии сделано очень поздно – Гуго Калетом и Стефаном Герлахом (XIV-XVI вв.) – и по местам довольно искусственно, так что критикой его не следует стесняться). Примечание: Деление на главы было впервые произведено в 586 г. до Р. Х., когда Пятикнижие было разбито на 154 главы (седарим). Полвека спустя оно было разделено на 54 части (парашийот) и на 669 более мелких фрагментов, чтобы облегчить поиски ссылок. Это деление использовалось в ежегодном цикле чтения. Греки разделили Библию на части около 250 г. по Р. Х. Древнейшее деление на главы относится к 350 г. по Р. Х. и проделано на полях так наз. Ватиканского кодекса. Первыми указателями на то, что Библия состоит из отдельных стихов, были пропуски между словами, иногда – буквы или цифры. Они применялись далеко не всеми. Первое общепринятое деление на стихи относится примерно к 900 г. по Р. Х. Латинская Вульгата была первой Библией , где и Ветхий и Новый Заветы разбиты как на главы, так и на стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА МЕРТВЫХ» Похоронная процессия. Текст из гл. 27 " Книги мертвых " . Папирус Ани, ок. 1250 г. до Р.Х. (Британский музей, Лондон) Похоронная процессия. Текст из гл. 27 " Книги мертвых " . Папирус Ани, ок. 1250 г. до Р.Х. (Британский музей, Лондон) [егип.- Главы о выходе к свету дня/Изречения о выходе в день], собрание древнеегип. религ. текстов, связанных с заупокойным ритуалом. «К. м.» является 3-й условно выделяемой стадией развития произведений, связанных с древнеегип. погребальным ритуалом, после Текстов пирамид и Текстов саркофагов, с к-рыми «К. м.» частично связана. Фрагменты еще не сформированной «К. м.» наряду с Текстами пирамид и Текстами саркофагов впервые использованы в погребальном ритуале в гробнице царицы Ментухотеп из 13-й династии (ок. 1700 г. до Р. Х.). Широкое распространение К. м. получила в погребениях членов 17-й династии, правившей в Фивах (1-я пол. XVI в. до Р. Х.). Со времени 18-й династии, объединившей Египет и в сер. XVI в. до Р. Х. создавшей Новое царство, «К. м.» становится обязательным элементом погребального ритуала. «К. м.» создавалась преимущественно жрецами из Абидоса, Панополя, Гермополя, Гераклеополя, Мемфиса, Гелиополя, Бусириса и Буто. Исследователи считают, что жрецы из Фив не имели отношения к ее созданию, т. к. в ней не упоминается Амон - главный фиванский бог. В эпоху Саисского возрождения (правление 26-й династии в VII-VI вв. до Р. Х.) была сформирована новая каноническая версия «К. м.», к-рая в дальнейшем использовалась в царских и др. погребениях Египта до рубежа I в. до Р. Х. и I в. по Р. Х. Наиболее поздние папирусные копии «К. м.» в Египте рим. эпохи датируются предположительно II в. по Р. Х. «К. м.» состоит из молитв и гимнов богам, магических заклинаний, записей погребального ритуала (объяснения, как установить погребальное ложе, как обставить погребальную камеру и др.). Эти изречения-тексты условно называют главами, порядок и их число в разных списках были различными, общее число изречений «К.

http://pravenc.ru/text/Книге ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. Совр. название М. н. восходит к терминологии, к-рая была введена уже в самых ранних зап. трактатах по муз. ритму (сер. XIII в.) для обозначения новой, метризованной полифонической музыки (лат. musica mensurabilis - размеренная музыка, cantus mensurabilis - размеренное пение, в противоположность cantus planus - ровному пению, т. е. одноголосному григорианскому пению ) и ее основополагающих свойств (mensura - мера; mensuratio temporis - измерение времени). Термин «мензуральная» фиксирует способность нотации точно передавать длительности нот и пауз посредством графических знаков («фигур») и их комбинаций. Различают т. н. черную (примерно до 1450) и белую (примерно после 1450) М. н. Знаки черной нотации происходят от символов римской квадратной нотации , служившей для передачи григорианского пения. Характерная для этих знаков квадратно-ромбовидная форма зачерненных нотных головок объясняется удобством ее начертания с помощью имевшегося писчего инструментария. Переход к белой нотации, в к-рой нотные головки крупных длительностей не закрашивались, обусловлен гл. обр. заменой пергамена на бумагу (заимствованную из Китая в XIII-XIV вв.). М. н. развилась из модальной нотации - самой ранней в истории западноевроп. многоголосия системы письменной фиксации музыки с последовательным нотированием ритма. Принципы модальной нотации были впервые изложены Иоанном де Гарландиа в трактате «De musica mensurabili» (О мензуральной музыке; 2-я четв.- сер. XIII в.). Модальная нотация передавала ритмику полифонического репертуара школы Нотр-Дам , примерно с 60-х гг. XII в. этот репертуар стал подвергаться ритмизации. В результате приспособления античной стопной метрики к условиям многоголосной литургической музыки sine littera (без текста) образовались ритмические модусы (по Иоанну де Гарландиа, их 6), подчиненные единой счетной мере в 3 единицы времени (в 3 темпуса).

http://pravenc.ru/text/2562984.html

Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Основную часть обширного комплекса реликвариев составляли уникальные серебряные золоченые ковчеги в виде саркофагов с выдвижными крышками, на к-рых помещены чеканные образы святых, чьи мощи в них хранятся. Создание этих ковчегов было начато при царе Борисе Годунове и его сыне Феодоре Борисовиче и продолжено при воцарении династии Романовых. Совр. исследователи связывают это деяние кон. XVI в. с грандиозными замыслами создания в Кремле храма Святая Святых. Опись 1680 г. перечисляет 35 подобных ковчегов. В наст. время 28 ковчегов 1598-1633 гг. хранятся в бронзовой раке, специально изготовленной для них на московской фирме Постникова в 1894 г. Тканевое убранство Б. с. сохранилось не полностью и до наст. времени дошло со значительными переделками. Особую ценность представляют праздничные пелены к иконам местного ряда с изображением Голгофского креста, выложенного серебряными золочеными дробницами, с резными и черневыми образами святых и праздников, облачения гл. обр. XVIII в. Частично сохранился комплекс светильников XVII-XIX вв. Уникальными произведениями рус. искусства XVI в. являются зап. и сев. двери собора. Они выполнены в древней технике «золотой наводки», продолжая т. о. ряд памятников домонг. (врата Рождественского собора в Суздале) и новгородского искусства XIV в. (Васильевские врата, 1336). Программа их изображений теснейшим образом связана с системой убранства собора и его значением. Сохранились предметы церковного убора из придельных церквей Б. с. Иконостасы приделов были выполнены, вероятно, вскоре после их возведения в 60-х гг. XVI в. Их убранство, состоящее из серебряных золоченых басменных окладов, а также из серебряных окладов с эмалевым узором по скани, представляет особый интерес как уникальное убранство рус. высокого иконостаса, сохранившееся почти полностью. Е. А. Моршакова Б. с. в церковном обиходе рус. вел. князей и царей

http://pravenc.ru/text/149295.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010