Б. Второй период – мужей апостольских до II-й половины II-ro века Определенных и точных свидетельств о собрании св. новозаветных книг в один состав из времени мужей апостольских (т.е. учеников и преемников апостольских) немного. Большею частию мужи апостольские приводят в своих писаниях места из св. книг как Ветхого, так и Нового Завета, или вовсе не указывая прямо, что данные слова суть заимствования из Св. Писания, или же не указывая того писателя, у которого заимствуется то или другое место, а только подтверждая себя известными словами, как словами писания вообще. При помощи таких указаний мы имеем свидетельства из этого времени за существование, распространение и употребление в христианских обществах, в качестве писаний священных, почти всех книг Нового Завета. 5 Но большего числа свидетельств из этого времени мы и ожидать не должны потому, что из этого времени до нас дошло сравнительно очень немного письменных памятников. 6 Нельзя требовать из этого времени и более определенных свидетельств. Относительно писателей тогдашних нужно заметить, что в их время еще не было обычая приводить места из Св. Писания с определенным их цитированием. В. Третий период – от II-й половины II-ro века до III-ro века Со второй половины 2-го века история новозаветного канона получает большую и подробность и определенность. 1) Так, ко времени последней половины 2-го века принадлежит, прежде всего, очень важный для истории новозаветного канона документ: это – Мураториев канон или отрывок (называемый так потому, что в прошлом столетии он найден был не в целом виде в Миланской библиотеке и издан профессором Венского университета Мураторием). Этот отрывок заключает в себе перечень книг Нового Завета, читаемых в церкви, к которой принадлежал его автор. Автор же его принадлежал, вероятно, или к Римской церкви или вообще к одной из церквей западных. По свидетельству этого памятника, во второй половине 2-го века в западных церквах за подлинно апостольские произведения признавались: 4 Евангелия, книга Деяний Апостольских, 13 посланий ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Но, судя по всему, данные семена, будучи разрозненными и немногочисленными, не принесли богатых всходов, ибо Евсевий Кесарийский свидетельствует (Церк. ист. II, 16) 168 , что Евангелист Марк «был первым послан в Египет, проповедовал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверовавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях...» (далее у Евсевия следует описание жизни «терапевтов», членов одной из иудейских сект, которых он ошибочно принимал за христиан). Помимо свидетельства Евсевия, есть еще сообщение анонимного автора «Псевдо-Климентин», гласящее, что у истоков египетского христианства стоит и личность Апостола Варнавы 169 . Апостольское происхождение Египетской церкви подтверждают и «Акты св. Марка», которые, по мнению В. В. Болотова , восходят к первым десятилетиям II века 170 . И хотя детали исторического бытия этой церкви до конца II века покрыты весьма густым мраком неизвестности 171 , однако сомневаться в том, что в Александрии существовала преемственность православных епископов, имеющая апостольское происхождение, вряд ли приходится 172 . Находки папирусов с фрагментами текстов Нового Завета подтверждают наличие ортодоксальной Церкви в Египте в самое раннее время: один папирус датируется началом II века и еще четыре – рубежом II-III веков (помимо этого, около тридцати папирусов восходят к III веку) 173 . Это показывает зыбкость гипотез тех западных ученых (в основном протестантского направления – В. Бауэра и др.), которые утверждают, будто египетское христианство первоначально было почти сплошь еретическим и что в нем до конца II века отсутствовало всякое различие между ортодоксией и ересью 174 . Древние александрийские манускрипты Священного Писания, дошедшие до нас, отличаются высоким профессионализмом и изящной техникой письма. Данное обстоятельство ясно свидетельствует о факте высокой культуры многих членов Александрийской церкви 175 . Другими словами, «образовательный ценз» александрийских христиан уже в доникейский период истории Церкви был достаточно высоким. Факт сей не вызывает большого удивления, если учитывать то известное обстоятельство, что Александрия с эпохи эллинизма являлась столицей образованности греко-римского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Таким образом, в основной части книги Иудифь повествуется о событиях, имевших место при сирийском царе Антиохе IV в начале периода Маккавейских войн. Кроме приведенных здесь аргументов для подтверждения этого вывода можно также указать на еврейский мидраш праздника Обновления (Ханука), который содержит историю, во многих чертах сходную с историей Иудифи 121 . По всей видимости, автор-иудей писал свою книгу при приемниках Антиоха IV, т.е. несколько лет спустя, когда борьба иудеев с сирийцами еще продолжалась, и потому автор, используя аллегорию и иносказание, стремился «прославить недавние победы в Маккавейских войнах, представить чтение интересным и одновременно вдохновляющим на продолжение борьбы» 122 . Однако как же при таком подходе следует относиться к повествованию первой главы книги? Действительно, содержание этой главы не может быть отнесено ко времени правления Антиоха IV, так как этот царь до Маккавейского восстания воевал только с Египтом, и, причем эта война, как уже было сказано, закончилась не совсем удачно для Антиоха IV из-за вмешательства Рима. С другой стороны, война Навуходоносора с Арфаксадом имеет много общих черт с походом Антиоха III па Восток. Единственным правильным разрешением этого противоречия может быть следующий вывод, который был предложен немецким ученым Гильгенфельдом и отражен в исследовании священника Г. П. Смирнова -Платонова: в первой главе в образе Навуходоносора представлен Антиох III и содержание этой главы относится к событиям конца III века до Р.Х., тогда как во всех остальных главах книги образ Навуходоносора соответствует Антиоху IV и здесь в иносказательной форме описаны события 60-х годов II века до Р.Х. Скорее всего, автор, введя в книгу Иудифь повествование о походе на Восток Антиоха III, хотел показать могущество иудейского врага – державы Селевкидов, которое достигло апогея как раз в царствование Антиоха III, причем самой грандиозной и удачной из военных операций этого царя как раз и был его восточный поход. В основной же части книги Иудифь автор показывает, как сирийское царство всей своей мощью обрушивается на Иудею, но терпит поражение, так как иудеям помогает Сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

738 Энгели и прочие немцы нагнали такую густую тьму на историю славян, что и доселе ещё не совладеют с этою тьмою. То авторитет Энгелей, то смешение народности с политическим бытом народа всё ещё держат славистов до 7 в. на левом берегу Дуная; чуть-чуть заглянут раньше того за Дунай, как опять бегут к Кавказу.– Смешно и досадно! См. напр. как робко, как боязно Шафарик делает заключения из истории Управды. Славян. древн. III, 257–261. И до чего доводило это Шафарика? В одном месте, в Управде, его родне, его полководцах признаёт он славян; а в другом (III, 393) пишет: «в средине треугольника, (во Фракии и Иллирии) находились тогда (до 7 века) праотцы нынешних валахов (по Шафарику кельтов) и албанцев – остатки древних обитателей Фракии и Иллирии». Ведь тут и противоречия себе самому и противоречие действительности осязаемой. Как в языке фракийцев видны славянские слова (Управда, Бегленица, Ведряна, и пр.), так в языке волохов доселе звучат латинские слова, обличающие в волохах – колонистов римских. Точно так же, в языке албанцев, древних скордисков, много слов французских, или древних галлов (Чертков о пересел. фракийцев в Времен. общ. ист. X, 79–81), тех самых, которых за полтора, столетия до рожд. Хр. часть ушла в малую Азию и образовала там Галатию. 740 Прокопий de bello gothico III, 14. Агафий III, 6. Раич 1, 157–159. О Кутиле и Гудиле Прокопий de bello goth. III, 30. О Бабе и Ваниле ibid. IV, 9. В 537 г. к Величару в Риме послано 1600 антов и славян из живущих оседло по Дунаю и потом 800 фракийцев (ibid. 1, 27; II, 5); в 544 г. в Италии было 400 фракийцев (ibid. III, 6). Фракиец из племени бессов (de bello goth. 1, 5; II, 26). В 575 г. патриций Оногост, в 592 г. полководец Татимир (Шафарика Древн. Ш: 250, 256, 257). Кроме личных имён фракийских, названия городов, местечек, крепостей Фракии, Македонии и Мизии, приводимые Прокопием, ясно и без всякой натяжки указывают на своё славянское происхождение... Таковы напр. Берзана Врачишта, Дебре (ныне Дебрь), Долибин, (ныне Дулебин), Кавеца (ныне Кавица) Клесвестита (Клештевица), Лабуца (ныне Лабица), Милетис (Милица), Милареки, Стреден и пр. De ædif. ed Venet. p. 437.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Они были по всей вероятности чрезвычайными комиссарами, а не постоянными должностными лицами 646 . В надписи от II века до Р. Х., найденной на острове Тера, πσοποι называются чиновники, обязанные принимать подарки и деньги 647 . От I и II века до Р. X. сохранились три надписи с острова Родоса, в которых с титулом πσοποι поименовано несколько лиц 648 . Какие обязанности несли они, неизвестно; но судя по тому, что рядом с ними упоминаются ταμαι, заведовавшие экономической частью управления, следует думать, что они не были финансовыми чиновниками 649 . В нескольких надписях II и III в. по Р. X., найденных на восточной стороне Иордана, с именем πσοποι и πισοποντες упоминаются должностные лица, по-видимому заведовавшие постройками или ремонтом зданий 650 . Наконец в IV веке по Р. X. имя епископов носили в некоторых городах чиновники, имевшие надзор за продажей съестных припасов 651 . Итак мы видим, что только в одной надписи, да и то принадлежащей II в. до Р. X. и найденной на острове Тера, епископы являются финансовыми чиновниками. Во всех же остальных надписях им усвояются самые разнообразные функции. То, что в них есть общего, составляет надзор, наблюдение; объекты же наблюдения самые различные: целые города, постройки, провизия и т. д. Таким образом термин πσοπος не имел в языческом употреблении определенного технического значения, но сохранял приблизительно тот же общий смысл наблюдателя, какой он имел у LXX. Если теперь принять во внимание, что и с таким широким значением имя епископа в начале христианской эры в языческой терминологии встречается крайне редко (от II века до Р. X. до III века по Р. X. около пяти раз, а в первом веке по Р. X. ни разу – и это на несколько тысяч надписей!), тогда как в греческой библии, которая была в постоянном употреблении у христиан, оно встречается довольно часто, то естественнее всего думать, что именно библейское употребление имени епископ дало повод христианам назвать своих предстоятелей епископами. Но откуда бы ни было взято это слово христианами, во всяком случае оно заимствовано не как технический термин, не из юридического языка, а в общем, этимологическом своем значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Авлос задавал ритм совместных движений не только воинам спартанской армии, но и морякам афинского военного флота, которые гребли под звук инструмента, называемого τριηραλης (Pauly-Wissowa сл. Nautae, XVI, 2, с. 2031). Lyc. 22. Plat. Leg. I, 633 b. Xen. Lac. 2. Спартанский макиавеллизм в IV веке: можно привести пример Фойбида, захватившего врасплох Кадмею в 382 году во время праздника; о рейде Сфодрия против Пирея в мирное время, в 378 году, см. Хеп. Hell. V, 2, 25–36; 4, 20–33. Xen. Lac. 2, 6–8; Plut. Lyc. 17–18. Id. 25. Xen. Lac. 2. Id. 2, 10; Plut. Lyc. 17. Plat. Leg. I, 633 bc. Xen. Lac. 2, 3–4; Plut. Lyc. 16. Xen. Id. 2, 5–8; Plut. Id. 17. Paus. III, 14, 8. Xen. Lac. 2, 9. О криптиях: Н. Jeanmaire, в последнюю очередь, Couroi et Courètes , стр. 550–588. Спартанские танцовщицы: рельефы Берлинского музея, отражающие создания скульптора Каллимаха (конец V века): Ch. Picard, Manuel d’Archéologk grecque , II, 11, стр. 624–626, рис. 252, 253. Xen. Lac. 1,4. Plut. Lyc. 14. Г. И. Д. Шарнгорст (1755–1813) — видный прусский военный деятель, генерал. Наиболее прославился тем, что после заключения Тильзитского мира, когда Пруссия лишилась права содержать значительную военную силу, ввел, занимая пост директора военного департамента (до 1810) систему всеобщей воинской повинности (исключительный в Европе того времени случай) и к великим событиям 1812–14 годов сумел подготовить значительный обученный резерв. Смертельно ранен в неудачном для союзников Люценском сражении. — Прим. переводчика. Лаконофильство в греческой традиции: F. Ollier, Le Mirage spartiate , 2 тт., Paris, 1932–1943. fr. 6. Тимея, жена Агиса II: Ehrenberg, ар. Pauly-Wissowa, II R, VI, 1, с. 1074–1075. Деловые женщины Спарты III века: я имею в виду мать Агиса, Агесикрату, из старших представителей того же рода— Архидамию, «которая располагала одна большими богатствами, чем все остальные лакедемоняне, вместе взятые», жену Агиса Агиатиду, мать Клеомена Кратесилею: Plut. Agis 5, 23, 29. О гимнопедиях классический текст принадлежит Платону, Leg., I, 633 е.; ср. Bölte & Ziehen, ар. Pauly-Wissowa, II R, III, 2, с. 1372, 1510. To, что бичевание юношей перед алтарем Орфии не было «исконным» обычаем, как о том мечтает извращенное воображение современных социологов, сегодня представляется вполне установленным фактом: Н. Jeanmaire, Couroi et Courètes , стр. 513–523; «игра за сыры» оставляет место для бичевания только начиная со свидетельства Цицерона, Tusc. II, 34. Церемония привлекает туристов вплоть до IV века по Р. X.: Libanios, Or., I, 23.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

77 Об Иринее см. Duncler. Des heiliges Irinäus Christologie. Gottingen. 1843. Kunze. Die Gotteslehre des Irenaeus. Leipzig. 1891. Klebba. Antropologie des hl. Irinaus. Munster. 1894. Harnack. Lehrbuch d. Dogmengeschichte, I, 507–590. Loofs. Leitfaden zur Studien d. Dogmengeschichte. 3 Aufl. Halle., 1893; ss. 90–97. 81 Haer. II, 13. 4. Migne, gr. s. t. VII, c. 744. В этих определениях Иринея можно подметить стремление заменить Платоно-филоновское понятие о Боге, лежавшее в основе апологетического богословия стоическим. 85 Haer. ibid., и дальше: «чем будет различаться Слово Божие или лучше Сам Бог, который есть это Слово, от слова человеческого, если оно имеет один и тот же ход и порядок происхождения (ordinationem et emissionem generationis)? ср. II, 28, 6. 91 «Не только прежде Адама, но и прежде всего творения Слово, пребывающее в Отце, прославляло Его». Haer., IV, 14. 1. Migne, ibid., p. 1010. 95 Haer. III, 8, 2. nec quidem ex his, quae constituta sunt et in subjectione sunt, comparabjtur Verbo Dei, per quem facta sunt Omnia (Migne, ibid., p. 867. Ср. II, 28. 2; 25. 3; IV, 7. 4. 96 Это уже видно из обычных для Иринея выражений: Logos id est Filius Dei (Слово, т. е. Сын Божий. Примеры уже указаны, но их можно увеличить). 97 Haer. III, 8. 3: altera antem sunt, quae constituta, ab ea, qui constituit et ea, quae facta sunt, ab eo, qui tecit (Migne, ibid., p. 868; Migne, ibid., p. 1050), cp. III, 16. 6; II, 8. 103 Haer. II, 13. 8: Dei Verbum, immo magis ipse Deus, cum sit Ver-bum (Migne, ibid., p. 747; ср. II, 17. 7). 109 Плоть создана по подобию Божию (quae est plasmata secundum imagininem dei). Migne, ibid., p. 1137. Оригинальность учения Иринея о человеке, существенно отразившаяся на учении о следствиях воплощения, заключается в том, что в составе совершеннего человека он различает только два главных фактора: плоть и дух. Что же касается до души, то она не имеет самостоятельного значения: «дух спасает и образует, а средняя между ними, т. е. душа, иногда когда следуете духу, возвышается над ним, иногда же угождая плоти, нисходит в земные поколения (Haer. V, 9. 1. Migne, ibid., p. 1144).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Занятие 8. Билет 18. II. Понятие о тоталитарных религиозных организациях, сравнение. Понятие о тоталитарных религиозных организациях, сравнение. Билет 19. II. Основные принципы общения с вербовщиками тоталитарных религиозных организаций. Основные принципы общения с вербовщиками тоталитарных религиозных организаций. Билет 20. II. Классификация религиозных организаций. Особенности классификации христианских религиозных организаций. Классификация религиозных организаций. Особенности классификации христианских религиозных организаций. Билет 21. II. Основные принципы богословского исследования религиозных организаций. Основные принципы богословского исследования религиозных организаций. Билет 22. II. Отношение к инославным христианам. Отношение к инославным христианам. Билет 23. II. Меры православия по защите паствы. Меры православия по защите паствы. Билет 24. II. Взаимоотношения с инославными на приходе. Взаимоотношения с инославными на приходе. Л. 1 стр. 134–150. Вопросы для проверочной работы. 1 . Авеста и ее пантеон. 2. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте. 3. Изменения в пантеоне индуизма в последующие века. 3. Кришна, Рама, Шива, Кали. 4. Понятие о Тримурти. 5. Общая характеристика современного индуизма. 6. Некоторые термины современного индуизма. 6. Особенность культа индуизма. 7. Понятие о йоге. 8. Отверзение чувств. 9. Экуменизм, как явление, 10. Понятие о горизонтальных и вертикальных связях. 11. Православный экуменизм. 12. Неправославный экуменизм. 13. Языческий экуменизм. 14. Антихристианские тенденции в экуменизме. 15. ВСЦ как сверхцерковь. 16. Отношение к некрещеным. 17. Дискриминация православия. 18. Направленность экуменизма на разрушение православия. Занятие 9. Билет 1. III. Особенности культуры Римской Империи до разделения. Законодательная система Римской Империи. Система сообщения Римской империи. Особенности религии императорского Рима. Особенности быта жителей древнего Рима. Римское гражданство. Национальные особенности характера. Выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

После середины II века происходит отделение агапы от Евхаристии. Главная причина – появление практики причащаться натощак и перенесение Евхаристии вследствие этого на утреннее время, тогда как агапу продолжали совершать вечером. Однако этот процесс происходил в разных местностях в разное время (например, в Александрии практика совершения Евхаристии после вечерней трапезы сохранялась до V века). Уже на рубеже II–III вв. термины «Евхаристия» и «Агапа» в большинстве памятников различаются. В это время (в конце II века) появляется новый вид агап – поминальные трапезы в честь мучеников или в честь усопших. Параллельно с этим агапа становится видом церковной благотворительности: агапы устраиваются для бедных христиан (особенно отмечается участие вдов в агапах). При этом богатые христиане могли организовывать подобные вечери, но сами не были обязаны в них участвовать. Для соблюдения благочиния требовалось обязательное участие в агапе одного из клириков (иногда епископа). К участию в агапе допускались только крещенные; оглашенные в агапах не участвовали, но им посылали «хлеб заклинания» (Апостольское Предание, гл. 26, 28). Стоит отметить высказывание Климента Александрийского об агапах: Агапы – «прекрасное спасительное учреждение Логоса… Агапы поистине небесная пища, пиршество Слова (στασις λογικ)… И если ты любишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блаженное торжество, имея свойства небесного, происходит уже как бы на небесах… Агапы – дело чистое и достойное Бога, и их цель вспомоществование. Радости вечерей любви, вследствие участия в них многих, действуют на любовь оживляющим образом, они – предчувствие радости вечной». В то же время уже источники III века упоминают различные проблемы, связанные с поведением отдельных людей во время агап: чрезмерное вкушение пищи и вина, крики, болтовня, пустой смех. Во многом эти злоупотребления стали причиной осуждения отцами IV–V вв. практики проведения агап. В итоге на Востоке агапы к концу IV века в целом выходят из практики; на Западе они сохранялись дольше и окончательно были запрещены в VIII веке.

http://azbyka.ru/agapa

у Hefele. Conciliengeschichte. В. I. 237—238.     Смирнов Ф. (еписк. Христофор). Богослужение христианское до IV века, стр. 380—381. Киев, 1876.     Pressense. Histoire des trois premiers siecles de 1 " eglise. 4-ieme serie, p. 48. Paris, 1877.     Rot he. Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. B. I, 211—212. 299.     Propst. Kirchliche Disciplin, S. 26. Tubing, 1873.    Творен. Киприана. I. Письма, стр. 304—305.    Там же, стр. 253.    Там же, стр. 308.     Pressense. См. вышеуказ. его сочинение, р. 201.     Постановления Апостольские, кн. II, гл. 19.33.26.14. Рус. перевод. Казань, 1864. Подробное же читаем и в Die Syrische Didaskalia, S. 49—50. Cf. 269.     Постан. Апост., кн. II, гл. 27.30—31.35.     Никитин. Синагоги иудейские как места общественного богослужения, стр. 303. Киев, 1891.    Памятник II века «Учение двенадцати Апостолов», гл. XI, ст. 1—2.8.     Pressense. Выше цитированное сочинение, р. 16.    Сочинение его «О крещении», гл. 17.     Harnack. Lehrbuch d. Dogmengeschichte, S. 349—350. Band 1. Freiburg im Br., 1886.     Rothe. Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. 1, 217.    Clementis Romani Homiliae, p. 13—14. Edit. A. Dressel. Getting., 1853.     Киприан. Т. I. Письма, стр. 112—113.    Кн. II, гл. 25 и 24 ad fin.    Творен, св. Киприана, I, 112—113.     Евсевий. Церк. История, кн. IV, гл. 23.     Pressense. La vie ecclesiastique, religieuse des chretiens, p. 64. Paris, 1877.    Die Quellen der Apostolischen Kirchenordnung — van Harnack. S. 9. 12. Leipz., 1886.     Евсевий. Церковная История, III, 30.    Stromat., Lib. Ill, cap. 12 ad fin.    Philosoph., IX, 12, р. 460.    Творения св. Киприана в русск. перев., т. I, стр. 136. Изд. 2-е.    Творения Киприана, т. I, стр. 213. Женатым священниками во времена Киприана были еще Цецилий и Нумидик.    См. Евсевий. Истор., VII, 30. Творения Киприана т. I, стр. 104—108. А также ниже в главе: нравственное состояние духовенства во II и III веках.     Сократ. Церк. История, кн. I, гл. 11.    Творения Григория Богослова в русск.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010