Фабиан 236–250 Корнелий 251–253 Новациан 251–окт. 258, антипапа Луций 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Дионисий 259–268 Феликс I 269–274 Евтихий 275–283 Гай 283–296 Марцеллин 296–304 Марцелл I 308–309 Евсевий 309, или 310 Мильтиад (Мельхиад) 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк 336 Юлий I 337–362 Либерий 352–366 Феликс II 355–365, антипапа Дамасий I 366–384 Урсин 366–367, антипапа Сириций 384–399 Анастасий I 399–401 Иннокентий I 401–417 Зосим 417–418 Эвлалий 418–419,антипапа Бонифаций I 418–422 Целестин I 422–432 Сикст III 432–440 Лев I 440–461 Гиларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах 498–514 Лаврентий 498–499; 501–506, антипапа Гормизд 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Диоскур 530, антипапа Бонифаций II 530–532 Иоанн II 533–535 Агапит I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 556–561 Иоанн III 561–574 Бенедикт I 575–579 Пелагий II 579–590 Григорий I Великий 590–604   Александрийские патриархи до конца VI в (Александрийские епископы получили статус патриархов по решению Первого Вселенского Собора 325 г.) Феон 282–330 Петр I 300–311 Ахилл 312 Александр ?–328 Афанасий 328–373 Пист 336 или 338 Григорий 339 или 341; 344 или 348 Георгий 357–361 Луций 365 Петр II 373–380 Луций (вторично) 375–378 Тимофей I 380–384 Феофил 394–412 Кирилл 412–444 Диоскор 444–451 Протерий 451–457 Тимофей II Элур 457–460 Тимофей II Салофакиол 460–475 Тимофей II Элур 475–477, вторично Петр III Монг 477 Тимофей II Салофакиол 477–482,вторично Иоанн I Талайа 482 Петр III Монг 482–489, вторично Афанасий II Келит 489–496 Иоанн I 496–505 Иоанн II 505–516 Диоскур II 516–517 Тимофей III 517–535 Павел из Табенны 537–540 Зоил 540–551 Аполлинарий 551–570   Епископы Константинопольские и затем, с 381 г. по решению Второго Вселенского Собора, Патриархи до конца VI века (епископы) Руфин 284–293 Метрофан 306/307–314 Александр 314–337 Павел I 337–339 Евсевий Никомедийский 339–341 Павел I 341–342, вторично Македоний I 342–346 Павел I 346–352, в третий раз

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

6. Характеристика святого Иустина как писателя II. 7. Основные черты учения святого Иустина: III. Татиан III. 1. Литературная деятельность Татиана. Oratio ad graecos ( Λγος πρòς λληνας) III. 2. Место и время написания Апологии Татиана III. 3. Важнейшие положения Богословия Татиана III. 4. Литературные особенности Апологии Татиана III. 5. «Диатессарон» III. 6. Несохранившиеся произведения Татиана IV. Афинагор философ IV. 1. «Прошение о Христианах»: время происхождения и содержание Апологии IV. 2. О воскресении мертвых ( Περì ναστσεως νεκρω ν) IV. 3. Автор «Прошения о Христианах» и трактата «О воскресении мертвых» IV. 4. Характеристика Афинагора как писателя и богослова V. Феофил Антиохийский V. 1. Древние известия о литературной деятельности Феофила V. 2. Три книги к Автолику V. 3. Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени V. 4. Характеристика Феофила Антиохийского как писателя и богослова VI. Послание к Диогнету а) Содержание Послания к Диогнету б) Вопрос о подлинности 11-й и 12-й глав в) Вопрос об авторе Послания и времени его происхождения г) Богословский и литературный характер Послания VII. Ермий философ VIII. Минуций Феликс VIII. 1. Содержание Апологии VIII. 2. Автор Апологии VIII. 3. Время жизни автора «Октавия»; время происхождения этой Апологии и отношение ее к «Апологетику» Тертуллиана VIII. 4. Сочинение «De Fato» VIII. 5. Литературный и богословский характер «Октавия» Часть II. Антигностическая письменность II века Введение. Общий характер и существенные пункты гностического учения и вытекающие отсюда задачи церковных писателей антигностиков I. Древнейшие антингостики до Иринея: Мильтиад, Агриппа Кастор, Родон, Филипп Гортинский, Модест, Музан, Игизипп II. Святой Ириней, епископ Лионский II. 1. Сведения о жизни святого Иринея II. 2. Литературная деятельность святого Иринея II. 3. «Обличение и опровержение лжеименного знания»: содержание произведения, время происхождения; источники сведений о гностицизме II. 4. «Доказательство Апостольской проповеди»: заглавие произведения, адресат, время происхождения, цель написания, содержание, замечания о значении его, как новооткрытого произведения II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Родившийся в день памяти праведного Иова Многострадального, благочестивейший и многострадальный Царь Николай в дни тяжелейших испытаний проявил терпение, подобное терпению Иова. Задолго до прославления Николая II и его семьи владыка Иоанн призывал всех молиться им, как и великий старец Николай Гурьянов, который называл почитание Царственных мучеников русским народом «духовным щитом России». И сегодня, когда некоторые наши современники продолжают задавать вопрос: «Так кто он, Николай II – святой или Кровавый?», мы не должны сомневаться в его святости. Последний русский Император простил своих убийц и просил не мстить за него и его семью, а помнить, что, хотя зло в мире будет умножаться, не зло победит, а только любовь. В Евангелии говорится: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7, 20). А Заповеди блаженства напоминают: «Блаженны миротворцы: яко тии сынами Божиими нарекутся» (Мф. 5, 9). К сожалению, о Николае II как миротворце знают далеко не все. – Виктор Михайлович, в вашей книге содержится много неизвестных фактов, а также пророчества о судьбе России и роли ее последнего Императора. Цитируете вы и святителя Иоанна Шанхайского. – По словам владыки Иоанна, Николай II более всего был похож на Царя Алексея Михайловича Тишайшего, но, безусловно, превосходил его кротостью. Реформы Николая II были реализованы более мудро и без резкости, свойственной преобразователю Петру Великому. Россия восхищается Александром I Благословенным, освободившим Европу от Наполеона, но в более трудных условиях Император Николай Александрович восстал против тирании Тройственного Союза, и не его вина, что Россия не дошла до победного конца. Вслед за Александром II Освободителем Царь Николай II освободил еще большее количество народов, причем не только славянских, но и более 10 других народностей. Идя по стопам своего отца – Александра III Миротворца, Государь Николай II инициировал и реализовал самый гуманный проект Мира, который будет актуален, пока живет человечество. Вся его жизнь была служением Богу и народу. С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, В.Н. Коковцов и другие известные государственные деятели рубежа XIX–XX веков свидетельствовали о том, что Николай II одновременно инициировал, курировал и финансировал более 30 миротворческих проектов международного уровня. Он не только инициировал, но и воплотил в жизнь такие проекты века, как Транссиб, ООН, строительство метрополитена. Пользуясь их плодами, мы даже не задумываемся над тем, кого должны за них благодарить. А благодарить мы должны Николая II, который 22 года занимался проектами внутренней и внешней политики России, 18 лет – реформами образования и здравоохранения, 17 лет – Конференциями Мира, 16 лет – военной реформой. Успехи правления Императора Николая II не могут не восхищать даже скептиков.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/nomina...

При составлении биографического именного указателя использовались следующие источники: Боиович М. М. Члены Гос. Думы (портреты и биографии). Созыв 1–4 , М, 1906–1916. Общий список членов Государственной Думы I, II, III, IV созывов/Новый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. 14. Б. г., с. I–LXXII 368 . Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. М., 1994–2000. Т. 1–3 . Шилов Д. Н. Государственные деятели Российской империи. 1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. Бородин А. П. Государственный Совет России (1906–1917). Киров, 1999. Старообрядческие иерархи/Сост. А. Ю. Писаревский. М., 2002. Политические партии России. Конец XIX–nepbaя треть XX века. Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕЭН), 1996. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 1–3 . М., 1999–2001. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997 в шести томах/Сост. В. Н. Чуваков. Т. 4–6 . Рукопись Отдела русского зарубежья РГБ. Материалы базы данных по новомученикам и исповедникам Российским кафедры информатики (http/www.pstbi.ccas.ru) и Отдела Новейшей церковной истории Православного Свято-Тихоновского богословского института. Условные сокращения: к.-д. – конституционно-демократическая или фракция народной свободы мирн. об. – партия мирного обновления (в I Гос. Думе) нац. – национальная группа в III Гос. Думе, с третьей сессии объединенная с фракцией умеренно-правых, – русская национальная фракция; в IV Гос. Думе – фракция русских националистов и умеренно-правых окт. – фракция «Союза 17 октября» (во II Думе была объединена с группой умеренных) прав. – группа правых и монархистов во II Гос. Думе, фракция правых в III и IV Гос. Думах прогр. – прогрессивная фракция или группа с.-д. – социал-демократическая фракция с.-р. – группа социал-революционеров (во II Гос. Думе) труд. – трудовая группа умер. – группа умеренных центр. – партия центра Абаза Александр Агеевич (24.07.1821–25.01.1895) – русский государственный деятель, предприниматель, гофмейстер Императорского Двора, почетный член Петербургской АН, член Гос. Совета, в 1874–1892 г. – член Комитета Министров, министр финансов с 1880 по 1881 гг. Окончил Санкт-Петербургский университет. Один из разработчиков программ социально-экономических преобразований. Ушел в отставку в знак протеста против манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». – 117

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

— Д.Д.: Давайте разберем ветхозаветные рукописи. До середины ХХ-го века ученые имели в своем распоряжении только рукописи где-то VIII-IX веков, еврейские рукописи. Однако у них на руках были рукописи древнейшего перевода, который был создан еще до Рождества Христова, так называемый «перевод семидесяти» или Септуагинта. Эти рукописи были III-IV веков, VI века, достаточно древние переводы и ученые работали либо с поздними VIII-IX веков еврейскими рукописями, либо работали с греческим переводом рукописей Ветхого Завета III-IV веков. — В.П.:  Имеется в виду — от Рождества Христова? — Д.Д.: От Рождества Христова. Но во второй половине 40х годов ХХ-го века в иудейской пустыне были найдены так называемые Кумранские рукописи — это огромное количество рукописей, которые относятся к I в. до Рождества Христова и к I в. после Рождества Христова. По мнению некоторых ученых, отдельные рукописи вообще относятся ко II веку до Рождества Христова. Количество этих рукописей просто огромное. Ученые получили в свое распоряжение практически все библейские книги ветхозаветные, все библейские тексты, которые есть в нашей Библии, кроме книги Есфири. Ученые изучили рукописи, прочитали и взяли текст, которым пользуются евреи и христиане в современности, и начали эти тексты сравнивать. И увидели, какие есть разночтения, каких разночтений нет. Они сравнили эти два текста, посмотрели, пришли к выводу, что практически за двухтысячелетнюю историю от Рождества Христова и до наших дней количество разночтений можно было пересчитать по пальцам, и они не так интересны для людей, которые ищут ошибки в тексте Библии. Это с Ветхим Заветом. С Новым Заветом положение значительно лучше, ну, как вы сами понимаете, Новый Завет был написан в I веке после Рождества Христова и время, которое прошло, не очень большое. Полные рукописи Нового Завета относятся к III-IV векам, но к нашей большой радости существуют обрывки, отрывки рукописей, которые даже относятся не то, что ко II веку, но и даже к началу II-ro века. Был в Египте найден обрывок рукописи размером с человеческую ладонь, это отрывок из Евангелия от Иоанна. Естественно, ученые изучили его и сравнили с современным текстом, разночтений не было. Количество рукописей огромно, оно исчисляется даже не десятками и не сотнями, а тысячами. Но, конечно, мы должны понимать, это не значит рукопись всего Нового Завета или всего Ветхого Завета. Иногда это просто какая-то книга, иногда это несколько книг, иногда это просто небольшой отрывок из Священного Писания, но это количество огромно.

http://azbyka.ru/audio/iskazhyon-li-xris...

Только в 1864 году французскому ученому Blondel’uo удалось найти кодекс, содержащий Апокритику. Этот кодекс, составлявший собственность Апостолидиса, младшего хранителя Национальной библиотеки в Афинах, начинался 7-ой главой VI-oй книги Апокритики и заканчивался 30-ой главой IV-oй книги. Таким образом в нем не доставало целых двух книг–первой и пятой, а также 6 глав второй книги. Blondel тщательно скопировал рукопись, подготовил ее издание и умер. Друг Blondel’я Foucart довел его дело до конца, и в 1876 г. появилось первое й единственное пока издание Апокритики Макария 10 . В течение 30 слишком лет, которые прошли с того времени, в печати появился ряд исследований, посвященных целиком или отчасти Макарию магнисийскому и его Апокритике 11 . Сочинение Ad. Harnack " ä Kritik des Neuen Testaments von einem griechischen Philosophen des 3. Jahrhunderts [Die im Apocriticus des Macarius Magnes enthaltene Streitschrift], принадлежащее перу проницательнейшего критика и лучшего в настоящее время знатока древне-христианской литературы, отчасти подводит итоги прежним исследованиям, отчасти намечает путь для дальнейших изысканий. Содержание этого исследования таково: I) предание сочинения Макария (1–6); II) надписание, план, время и составитель сочинения (6–17); III) вопросы греческого философа в подлиннике, по изданию Blondel’я, и в немецком переводе (20–96); IV) доказательство, что вопросы философа–фрагменты из полемического сочинения. План полемического сочинения (96–107); V) время написания и составитель полемического сочинения (10–110); На русском язык, насколько нам известно, о Макарии магнисийском писал только архим., впоследствии епископ, Арсений (Иващенко). См. его статью в «Хр. Чт.» 1883, I, 597 – 632: «Макарий, магнесийский епископ в конце IV и начале V века, и его сочинения». VI) характеристика отдельных вопросов и общая (111– 137); VII) автор полемического сочинения (137–144) 12 . По вопросу о времени составления Апокритики А. Harnack примыкает к выводам раннейших исследователей ее. Вместе с Duchsne’oм, Möller’oм, Zahn ом и другими, он полагает, что Апокритика написана во второй половине UV-ro века и, вероятно, к концу его. Основания таковы: а) два места Апокритики: IV, 2 13 и IV, 5 14 , показывают что со времени Христа и Павла до составления данного произведения прошло 300 и более лет, б) Церковь не является уже гонимой со стороны язычества, но еще ведет с ним литературную борьбу, в) Монашеская и подвижническая жизнь находится в полном расцвете. Cp. II, 7. г) Манихейство широко распространилось. Cp. III, 13; IV, 15. д) Тринитарное учение Макария носит не только после-никейский, но и нео-никейский характер. Cp. II, 8. 9; III, 11.14; IV, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Что церковное законодательство о воспрещении второбрачия появилось лишь в IV веке, это, по-видимому, справедливо. Нет ни одного соборного правила такого рода, которое бы было древнее четвертого века. Однако, это только по-видимому. Дело в том, что, за самыми небольшими исключениями, вообще соборных правил древнее четвертого века у нас нет, почему не могло быть и более древних правил относительно второбрачия. Но если из того факта, что соборные правела, регулирующие церковное устройство, появились только в IV веке, вовсе не следует, что и самое это устройство появилось в IV веке, то и из появления правил относительно частного пункта этого устройства – второбрачия духовенства – в IV веке вовсе не следует, что церковь воспретила второбрачие только в IV веке. Церковные законы не состоят лишь из соборных правил. Основным источником церковного права является Св. Писание и Св. Предание, на которых основывается церковное устройство. А мы видели, что и частный пункт этого устройства – воспрещение второбрачия, предусмотрен уже в этих источниках. Видели мы и то, что воспрещение это применялось и в церковной практике и уже в начале III века считалось исконным во всех церквах. Таким образом, хотя Церковь всегда и везде воспрещала второбрачие духовенства, правила, формулирующая это запрещение, она, действительно, составила тогда, когда стала составлять правила и относительно других сторон церковной жизни. И замечательно, что уже на первом поместном соборе – Анкирском 314 года – брак после хиротонии, в принципе считался запрещенным. Помимо того, кроме соборных правил существовали и более древние памятники церковного законодательства, восходящие даже по оценке скептически настроенных ученых ко II и III векам и мы увидим, что уже в этих памятниках второбрачие не служит препятствием к браку, и духовенства категорически воспрещается. Появление соборных правил против второбрачия духовенства в IV веке только тогда могло бы свидетельствовать о том, что Церковь до этого времени допускала второбрачие, когда правила устанавливали бы запрещение второбрачия, как что-то новое, вызванное современными обстоятельствами. На самом деле ничего подобного не было. По словам самого же епископа Никодима, учение сирийской церкви о второбрачии выражено в двух памятниках, в «Апостольских Постановлениях» и в примыкающих к ним «Апостольских Правилах». Если даже допустить, что эти памятники позднего происхождения (по еп. Никодиму, половины IV века), они все же неоспоримо доказывают тот факт, что во всяком случае в это время Церковь видела в воспрещении второбрачия не что-либо новое, а требование, идущее от апостолов. Как именно апостольское предписание, запрещение второбрачия приводится и в Дидаскалии, и в так называемых церковных канонах и других памятниках II и III веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Почти единственно, что до последнего времени знали о христианских проповедниках, распространявших новую христианскую религию во II и отчасти в III веке, исчерпывалось следующими заметками церковного историка Евсевия. Рассказывая историю церкви начала II века, Евсевий пишет: «Много было тогда славных мужей, находившихся в первом порядке преемников апостольских. Как богоугодные ученики таких предшественников, они продолжали созидать церкви на основаниях, положенных всюду апостолами: более и более распространяли Евангелие и сеяли спасительные семена Небесного Царствия по пространству всей вселенной. Многие из них в то время, действием Божественного Слова сильно увлекаемые к любомудрию, сперва исполняли спасительную заповедь, разделяли свое имущество бедным (очевидно, заметим, по соображению с заповедью Христа, с какою Он обращался к двенадцати апостолам: „не берите с собой ни золота, ни серебра, ни суммы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви». Матф. 10, 9–10 ), а потом, – продолжает Евсевий, – они, эти миссионеры, предпринимали путешествие и совершали дело благовестников, с ревностью возвращая Христа людям, вовсе еще не слыхавшим слова веры. Положив основания веры в каких-нибудь чуждых странах и поставив там пастырями других с поручением возделывать новое насаждение, сами они, сопровождаемые божественной благодатью и помощью, отходили в иные земли и к новым народам. Впрочем, перечислить по именам всех ближайших преемников апостольских, бывших благовестниками в разных церквах вселенной, невозможно» (Церк. Ист., III, 37). Тот же Евсевий, передавая церковно-исторические сведения, относящиеся к концу II в., замечает: «В то время было много благовестников слова (миссионеров), которые, воодушевляясь примером апостолов, с живою ревностью содействовали возрастанию и утверждению слова Божия» (V, 10). Из отдельных лиц, известных миссионеров, Евсевий поименовывает лишь двоих: Кодрата Афинского (III, 37) и Пантена Александрийского. О последнем он говорит: «Рассказывают, будто Пантен показал столь пламенную ревность к слову Божию, что принял на себя проповедование Евангелия Христова восточным народам, и доходил даже до Индии» (V, 10). Вот свидетельство Евсевия о продолжателях миссионерства апостольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Постоянное поселение в Байтине начинается с эпохи раннего бронзового века (IV фаза, ок. 2200-2000 гг. до Р. Х.; по Олбрайту - среднебронзовый I). Келсо считал, что ему удалось обнаружить святилище той эпохи с относящимися к нему «кремнями для разделки туш» и «кровостоками» ( Kelso. P. 20-23). Сейчас поселок того времени считают лагерем пастухов, а стены святилища интерпретируют как основания городской стены среднебронзового века. Поселение среднебронзового века (ок. 2000-1500 гг. до Р. Х.) представлено керамикой поздней фазы периода, к к-рому следует относить остатки «ворот» и стены; предполагавшееся уничтожение Байтина ок. 1550 г. до Р. Х. археологически не доказано. В нач. позднебронзового века телль не был заселен, население появилось там во 2-й фазе эпохи (ок. 1400-1200 гг. до Р. Х.), но в конце бронзового века опять оставило это место в связи с вторжением в Ханаан племен древних израильтян, разрушивших В. Этот факт неоднократно использовали наряду с Асором как один из примеров, археологически иллюстрирующих завоевание Ханаана. Однако со всей уверенностью утверждать, что разрушение В. может служить археологическим подтверждением этого, невозможно. В городе эпохи поздней бронзы существовали обширные «дома знати», каменное мощение и сложная система дренажа. 4 уровня раннего железного века (XII - кон. X в.) дают картину упадка культуры. Были найдены характерные т. н. дома 4-комнатного, но не городского типа; по-видимому, поселок не был укреплен и занял только часть старого города. В древнейшем уровне обнаружено нек-рое количество «филистимской» керамики и сосуды, типичные для ранней стадии освоения древними евреями Иудейского нагорья. Для эпохи железного века II (ок. 900-600 гг. до Р. Х.) следов укрепления также не найдено.; значение слоев этого времени для археологии в том, что они дают комплекс редкой в Палестине керамики раннеперсид. эпохи. Эллинистический период представлен 3 фазами кон. IV-II в. или, судя по керамике и обилию монет Птолемеев и Селевкидов, кон. III-II в. до Р. Х. В рим. и иродианском периодах монет не обнаружено, эти периоды представлены керамикой, остатками домов и множеством цистерн, что характерно также для визант. и ислам. периодов, когда застройка была более активной (улицы, ворота, церковь и большой резервуар для воды). Заселение B. прекратилось уже в раннеислам. период.

http://pravenc.ru/text/158296.html

Кроме того, у епископа Иринея Лионского содержится упоминание о праздновании в его время (то есть, в конце II века) Пятидесятницы, в которую, как в Пасху и воскресный день, не преклоняли колен 4 . Что касается III века, то для исторической литургики он важен четким выделением праздничных дней и резким их отграничением от будней. Так, например, в воскресенье и Пятидесятницу впервые запрещаются работа, пост и коленопреклонения 5 . По поводу Пасхи нужно сказать следующее. Она все еще продолжала оставаться скорбно-радостным пощением в честь Страданий Христовых. Однако разрешение этого поста в ночь после субботы обставляется теперь чрезвычайно торжественно. Иначе говоря, несмотря на известный синкретизм постного и праздничного контекстов, в III веке Пасха в целом приобретает свое нынешнее содержание. Причем в связи с ней неизменно говорится и о Пятидесятнице. Но сведения о последней крайне фрагментарны и расплывчаты: одни считают Пятидесятницу 50-дневным временем радости, следовавшем за Пасхой, другие – усвояют имя Пятидесятницы лишь одному праздничному дню 6 . В анализируемый период получил начало праздник Крещения Господня, или Богоявления. О нем впервые непротиворечиво упоминает свт. Климент Александрийский . Таким образом, III век ознаменован рядом вех, которые имеют принципиальное значение для композиционного и смыслового формирования корпуса двунадесятых праздником. В первую очередь Пасха, достаточно резко изменив свой характер, приобретает самое видное, исключительное положение в календаре. К двум празднествам, зафиксированным ранее (Пасха и Пятидесятница), прибавляется еще одно – Богоявление. Как известно, IV-V вв. отмечены прекращением жестоких гонений на Церковь , активизацией богословского знания, бурным развитием разных форм монашеской жизни. Все это самым благоприятным образом повлияло на формирование богослужебного канона. Именно на данном этапе возникает развернутый месяцеслов святых, а цикл великих праздников, роль которых по сравнению с III столетием возрастает, значительно увеличивается – почти до нынешнего количества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010