Уже со IIIII века начинается эпоха богословской работы огромной напряженности и она продолжается, то замирая, то опять воспламеняясь, до наших дней. Итак, вера не обрекает на спячку и бездействие за ненадобностью и не берет под подозрение философствующий разум, но она ставит ему свою задачу, создает особый стимул для деятельности. Логически область веры начинается там, где останавливается разум, который должен употребить все усилия, чтобы понять все, ему доступное. Грани разуму указуются не внешним авторитетом, но его собственным самосознанием, постигающим свою природу. Поэтому-то философия не исходит из догматов веры, но приводит к ним, как подразумеваемым и необходимым основам философствования. 50 Поэтому тип религиозной философии есть критический догматизм или же критический интуитивизм. Только истина освобождает, и разум, постигший свою природу, свой естественный догматизм, способен понять и оценить надлежащим образом и свою свободу, поэтому критический догматизм религиозной философии есть, точнее, может и должен быть самою свободною и самою критическою философией. К общей же философии могут быть отнесены слова ап. Павла о естественном богосознании язычников, ибо философия есть „языческое», естественное, имманентное богосознание и самосознание: „когда язычники, не имеющие себе закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах; о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую“ ( Рим. 2, 14 – 5 ). Философия знаменует искание Бога человеком, предоставленным его собственным силам, его имманентной божественности. Ибо Бог „от одной крови произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, исуществуем“ (Деян., 17, 26 – 7). В царственной свободе, предоставленной человеку, в венце его богосыновства, ему предоставлено самое бытие Бога делать проблемой, философски искать Его (а, следовательно, предоставлена и полная возможность не находить и даже отвергать Его, т.е. рядом с философским благочестием лежит возможность философского же нечестия), испытывать труды искания и радость нахождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

А.П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система церковного управления и ее происхождение VII. Историческое развитие иерархического римского приматства ОТДЕЛ ТРЕТИЙ I. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его во II и III веках II. Способы получения образования духовенством и интеллектуальное состояние его от IV до IX века III. Нравственное состояние духовенства во II и III веках V. Материальное состояние духовенства во II и III веках ПРИЛОЖЕНИЯ I. Вселенские миссионеры II христианского века и их преемники II. Происхождение актов Вселенских Соборов     А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Имя профессора церковной истории Алексея Петровича Лебедева достаточно хорошо известно не только специалистам по византийской истории. На рубеже XIX и XX веков его труды по церковной истории Восточной церкви были широко известны за стенами Московской Духовной Академии и Московского Университета, где он преподавал. Собрание сочинений ученого (10 томов) переиздавалось два раза, а некоторые его работы выдержали даже три издания. 1 « Но в то же время не существует творческой биографии А. П. Лебедева , поскольку 12-й том сочинений, где профессор думал поместить свою автобиографию, так и не вышел. 2 Поэтому мы хотели бы в этой статье наметить основные моменты его жизни и деятельности как преподавателя церковной истории, а также его место в современной ему церковно-исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Исчезновение инструкторов по военному делу: наставники в метании дротика и в стрельбе из лука исчезли с 39/8 года до Р. X. (IG , II, 1043); специалист по катапультам в конце того же самого I века. Гопломах остается, но его престиж падает: упоминаемый первоначально третьим, он уступает место гегемону, педотрибу и даже секретарю, например IG², II, 1973 (40/1–53/4 по Р. Х.). IG. 2 II, 2245. IG.2 II, 2130. О педотрибах афинских эфебов см. J. Jülicher, Pauly-Wissowa XVIII, 2, 2390–2391. Таковой появляется с 269/8 года до Р. X. (IG², II, 665, 25): в отличие от космета, избираемого на год (прежде всего в силу морального авторитета) должностного лица, ср. например IG², II, 1106, 25 sq., он остается на службе в течение нескольких лет подряд (пример: IG², II, 1969, 4: 45/6 по Р. X.); начиная со II века он утверждается в исполнении своих обязанностей «пожизненно», δι βου. Так, мы знаем о карьере некоего Аристона, сына Афродисия, без сомнения внука своего тезки, который уже был педотрибом эфебов в 61/2 (IG2, II, 1990): он оказывается при исполнении своих обязанностей несколько позже 102 года (IG², II, 2017), назначен «пожизненно» в 118/9 (IG², II, 2030) и находится на службе в 125/6 г. (IG², II, 2037). Еще более замечательна карьера Абасканта, сына Эвмолпа: сначала простой «инструктор», παιδευτς, под началом вышеназванного педотриба, в 125/6 (IG2, II, 2037), он сам становится педотрибом и в 136/7 году умирает, исполняя эти обязанности по крайней мере в течение тридцати четырех лет (IG², II, 2097, 190; cp, его эпитафию IG², II, 6397). Гипопедотриб появляется в 36/7 году нашей эры (IG², II, 1967). Его поначалу скромный престиж возрастает; с конца II века он также назначается пожизненно (IG², II, 2113, 30; 183/4–191/2). Hesch. s. ν.; A.I. III (1930), 189. Ar. Byz. Onom. 429; Diu. Syll. 527, n. 6. CIG. 3665, 11. BCH. (1887), 86, 6, 1. 4. Ditt. Syll. 959. Это посвящение в спортивную, светскую и гражданскую жизнь продолжалось, уже по окончании эфебии, в юношеских клубах, для νον, чье существование хорошо засвидетельствовано, но не в Афинах, а в Малой Азии: ср. F. Poland, Pauly-Wissowa сл. Neoi, XVI, с. 2401–2409; С. А. Forbes, Neoi, a contribution to the Study of Greek Associations, Phibbgical Monographies pubüshed by the American Phibbgical Association , Middleton, 1933. Часто они владели собственными гимнасиями, активно занимались квазипарламентарной деятельностью: советы, собрания, должности…

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Исследование. Статьи Составление, вступительная статья, примечания Э. Л. Афанасьева Содержание Э. Афанасьев. Федор Иванович Буслаев 1 2 3 4 5 6 I. О народной поэзии О народной поэзии в древнерусской литературе I II III IV Об эпических выражениях украинской поэзии I. Следы эпических форм малорусской поэзии в русской литературе XII в. II. Следы эпических форм малорусской поэзии в литературе русской и вообще славянской от IX до XI в. III. Следы эпических форм малорусской поэзии в иностранной поэзии периода языческого Древне-северная жизнь Замечательное сходство псковского преданья о горе судоме с одним эпизодом Сервантесова «Дон-Кихота» Песни «Древней Эдды» о Зигурде и Муромская легенда (Четыре лекции из курса об истории народной поэзии, читанного в 1857–1858 академическом году) I II III IV Повесть о горе и злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин I II III IV V VI VII VIII XI II. Идеальные образы Древней Руси Идеальные женские характеры Древней Руси I. Мария и Марфа II. Юлиания Лазаревская Русские духовные стихи I II III IV V Общие понятия о русской иконописи I. Сравнительный взгляд на историю искусства в России и на Западе II. Русский Иконописный Подлинник III. Жизнь и слово История русской литературы. Лекции... Лекция 1-я Лекция 2-я Лекция 11-я Лекция 16-я Из лекции 93-й Письма русского путешественника Из работы «Значение романа в наше время» VII VIII Примечания Э. Афанасьева Принятые сокращения     Сборник избранных работ Ф.И. Буслаева (1818–1897) выходит к 170-летию со дня рождения великого русского литературоведа и эстетика прошлого века. В книгу включены наиболее значительные статьи и исследования о классических произведениях русской и мировой литературы, впервые публикуемые в советское время. Э. Афанасьев. Федор Иванович Буслаев Данная книга включает избранные работы одного из самых значительных русских филологов прошлого века Федора Ивановича Буслаева. Это великий ученый. Его труды заслужили бесспорное мировое признание, они положили основание и составили целую эпоху в изучении отечественного языка, древней нашей литературы, народно-поэтического творчества, в русской этнографии и истории древнего быта, в отечественном искусствознании и пр. Но бережное внимание, с которым мы относимся к имени Буслаева и его наследию, все-таки иного свойства, чем просто почтительное уважение. В самом деле, разве мало ученых, игравших в свое время видную, заметную, а нередко и исключительную роль, которые, однако, для потомков сохраняют интерес только лишь исторический?! С Буслаевым не так. Имя Буслаева мы произносим с особенно сердечным, глубоким и сосредоточенным чувством. Очевидно, что право на это приобретает далеко не всякий, даже и самый выдающийся ученый.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

К первой, самой малочисленной группе относятся несколько гомилий экзегетических, содержащих последовательное, нравоучительное по предмету и художественное по изложению, толкование избранного отрывка св. Писания в порядке содержания текста. Таково, напр. слово о прекрасном Иосифе, объясняющее вполне художественно и ораторски, не по-Оригеновски, текст повествования книги Бытия об Иосифе – сходно с тем, как Григорий Богослов в слове о Маккавеях объясняет текст книги Маккавейской (II, 116–146); таково, далее, краткое объяснение Ефремом библейских сказаний – о Лоте (IV, 230), об Аврааме и Исааке (III, 135). Вторую, несколько большую группу его проповедей составляют проповеди типа первобытной до-Оригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы – диалога с обозначенными вопросами поучаемых и ответами учителя, в которой как предмет речи, так и порядок мыслей, определяется порядком собеседования. Это – отголосок древнейшей, первобытной христианской проповеди – диалога, который в IV-м веке мог сохраниться лишь в монастырях, в собеседованиях св. авв. Сюда относятся: слово о том, что должно избегать вредных свиданий (IV, 9), вопросы и ответы (IV, 75–87), слово о воскресении, покаянии н любви (III, 14–23), слово о воскресении мертвых (IV, 95–107), ответ на некоторые вопросы (III, 210), ответ брату о священнике Илии (III, 266), о том, что не должно блуждать глазами (II, 286) и др. В остальных проповедях проповедник раскрывает и объясняет тот или другой предмет, им самим свободно избранный, обильно, может быть, в большей мере, чем кто-либо другой из проповедников IV-ro века, пользуясь изречениями св. Писания, как основаниями своих мыслей, и библейскими выражениями заменяя собственную речь. Одни из них суть слова ( λογος) в точном терминологическом значении этого слова, характеризующиеся всесторонним, по своеобразному методу проповедника, объяснением предмета и истинно ораторским, хотя и не риторическим, изложением. Сюда относятся лучшие и самые замечательные во всех отношениях проповеди Ефрема: на Преображение Господне (II, 147), семь слов о втором пришествии Господа (I, 292; II 380; IV, 117, 120 и 130; III, 5, 24), два слова о воскресении мертвых (IV, 95, 107), о покаянии (IV, 141), о памятовании смерти (IV, 87), о страдании Спасителя (IV, 239), о честном кресте Христовом (III, 37), о терпении (III, 150), о страхе Божием и суде (IV, 205), о суде (IV, 124), о суде и об утешении (II, 160), о вере (III, 165), слова утешительные (I, 49, 277, 282), слово увещательное (I, 289), слово подвижническое (I, 68), наставление братиям (IV, 281), о посте (IV, 309), о смирении и гордости (IV, 317), о сердечном сокрушении (I, 269), против гордости (I, 40), слово о добродетелях и пороках (I, 5), против домогающихся почестей (I, 195), о вооружении монаха (IV, 368), к отрекающимся от мира (V, 18), в великий пяток (V, 165).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Из других восточных церквей, пастырей с образованным вкусом встречаем в Палестине и Финикии. В Палестине пользовался известностью иерусалимский епископ Александр, устроивший прекрасную библиотеку в Святом Граде, которая много послужила на пользу историку Евсевию. В Финикии в III веке славился образованием Мефодий, епископ Тирский, этот строгий, но правдивый критик Оригеновых воззрений. Меньше образованных пастырей было на Западе, но все же было и там их несколько, и притом очень известных. Напомним из африканцев — Тертуллиана и Киприана, из римлян — Климента Римского, антипапу Ипполита, ревностного и плодовитого писателя, епископа Дионисия, который был замечателен удивительно точным раскрытием догмы, окончательно сформулированной в Никее, пресвитера Новациана, оставившего после себя несколько сочинений с очень зрелым взглядом на религиозные вопросы; в Галлии прославился Ириней Лионский.    Только что сделанное исчисление пастырей Церкви II и III веков показывает, что образованных пастырей было довольно в эти времена, но, без сомнения, еще больше было пастырей малообразованных и совсем простых. Из II века мы знаем очень немногих образованных пастырей. И это вполне естественно. На первых порах в христианство обращались лица простые — с незначительным образованием; из них же, конечно, выбирались и пастыри церкви. По свидетельству памятника Canones ecclesiastici, во II веке могли встречаться епископы, лишенные всякого образования: αγραμματοι. У таких высота нравственности занимала место образованности. Один из самых выдающихся епископов II века — Поликрат Эфесский — считает себя очень ученым епископом потому только, что он был знаком со Священным Писанием. Поликрат с некоторым самовосхвалением говорил о себе: «Я прочитал все Священное Писание», и на этом утверждал авторитетность своего голоса по одному церковному вопросу (Евсевий, V, 24). С III века положение дела значительно улучшается. Теперь и очень образованные люди нередко переходят к церкви. Поэтому-то пастырей церкви, образованных, в III веке встречаем немало. Но и в это время между епископами небольших городов встречаем лиц, которых современник называет «весьма простыми и даже деревенщиной» (Евсев., VI, 43). Епископ Александр Команский, например, был угольщиком до времени своего посвящения. Но что говорить о епископах второстепенных городов, если даже епископы столиц иногда принадлежали к малообразованному классу людей. Римского папу Зефирина современник называл «человеком невежественным (ιδιτης) и безграмотным». « Другой папа III века Фабиан был из простых крестьян (Евсев., VI, 29). Папа Каллист вышел из купцов. Еще пример. Об александрийском епископе III же века Димитрии один древний коптский календарь замечает: «Димитрий был необразованный поселянин, не знавший Священного Писания». Подобные лица, переходя к пастырской и церковно-учительной должности прямо от занятий предметами далеко не духовного свойства, без сомнения, не блистали богословскими знаниями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

94 Таннай 5-й генерации (II века), современник Uyды I (составителя Мишины), Хийя бар-Абба, называемый еще «старшим» или: I-м (в отличие от вавилонского аморая III века тоже Хийи бар-Аббы). The Jewish Encyclopedia VI, 430–1. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 137–140. Prof. W. Bacher, Die Agada der Tannaiten II, S. 520–530 и по указателю S. 565. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 98. 1. Abrahams, A Short History of Jewish Literature, p. 24. 95 Приводимый здесь перевод Гамбургера «wo Sünden unvermeidlich sind» академик, проф. П. К. Коковцов находит неточным и сообщает такую интерпретацию подлинника: «из того места, где. грешат». 96 Палестинский аморай 5-й генерации (первой половины IV в.). The Jewish Encyclopedia VI, 493. Prof. W. Bacher, Die Agada der palästinensischen Amoräer III, S. 272–302 и по указателю S. 782. Prof. H. L Strack, Einleitung in den Talmud, S. 109. 97 Шаммай ha–Zaken (старший) в I веке до р. Хр. The Jewish Encyclopedia XI, 230. Бг. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 1061–2. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 84. I. Abrahams, А Short History of Jewish Literature, p. 3.† Prof. К Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. З254. 384. 417. 423–7. 98 Ср. The Jewish Encyclopedia XI, 266–7. Dr. J- Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 1087–1092. Prof. Jos. Felten, Neutestamentliche Zeitgeschichte I, S. 364–5. 367. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 528–9. 537–8. 99 Cp. The Jewish Encyclopedia XI, 270–282. Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 1092–9. † Prof. E. Schürer, Geschichte des jüdischen Volkes II, S. 538–544. Prof. Jos. Felten, Neutestamentliche Zeitgeschichte I. S. 365–7; II, S. 165. 100 Вавилонский аморай З-й генерации (III–IV века). The Jewish Encyclopedia XI, 285–6. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 106. 101 Юдан или Иудан, палестинский аморай 4-й генерации (IV в.). Еврейская Энциклопедии IX, 1. Prof. W. Bacher, Die Agada der palästinensischen Amoräer III, S. 237–272 и по указателю S. 786. Prof. H. L. Strack, Einleitung in den Talmud, S. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Сейчас сделанное исчисление пастырей церкви II и III веков показывает, что образованных пастырей было довольно в эти времена, но без сомнения еще больше было пастырей малообразованных и совсем простых. Из II века мы знаем очень немногих образованных пастырей. И это вполне естественно. На первых порах в христианство обращались лица простые с незначительным образованием; из них же, конечно, выбирались и пастыри церкви. По свидетельству памятника: Canones ecclesiastici во II веке могли встречаться епископы лишенные всякого образования: γρμματος. У таких высота нравственности занимала место образованности 70 . Один из очень выдающихся епископов II в. Поликрат Ефесский – считает себя очень ученым епископом потому только, что он был знаком с Св. Писанием. Поликрат с некоторым самовосхвалением говорил о себе: «я прочитал все. Св. Писание» и на этом утверждал авторитетность своего голоса по одному церковному вопросу 71 . С III в. положение дела значительно улучшается. Теперь и очень образованные люди нередко переходят к церкви. Поэтому-то пастырей церкви образованных в III в. встречаем не мало. Но и въ это время между епископами небольших городов встречаем лиц, которых современник называет «весьма простыми и даже деревенщиной» 72 . Епископ Александр Команский, напр., был угольщиком до времени своего посвящения 73 . Но что говорить о епископах второстепенных городов, даже епископы столиц иногда принадлежали к малообразованному классу людей. Римского папу Зефирина современник называл 74 «человеком невежественным (διτης) и безграмотным». Другой папа III в. Фабиан был из простых крестьян 75 . Папа Каллист вышел из купцов. Еще примёр. Об Александрийском епископе III-ro же века Димитрии один древний коптский календарь замечает: «Димитрий был необразованный поселянин, не знавший Св.Писания» 76 . Подобные лица, переходя к пастырской и церковно-учительной должности прямо от занят предметами далеко недуховного свойства, без сомнения, не блистали богословскими знатями. Следовательно, говоря вообще процент малообразованных пастырей во II в., вероятно, брал перевес над процентом образованных, а в III в. процент тех и других пастырей, можно думать, оставался в равновесии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

171. Мачавариани М.И. Философское мировоззрение Боэция. Автореф. канд. дисс. Тбилиси, 1984, с. 20-22. 172. Мачавариани М.И. Философское мировоззрение Боэция. Автореф. канд. дисс. Тбилиси, 1984, с. 23. 173. См.: Oracies chaldaiques. Avec un cholx de commentaires anciennes. Texte etabli et taduit par E.des Places. Paris, 1971. 174. Sibylinische Weissagungen. Urtext und ubersetzung. Ed.A.Kurfess, 1952. 175. О функциях Асклепия с приведением источников мы трактуем в кн.: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии, с. 367-368. 176. В издании Скотта главы делятся еще на подразделы, обозначенные буквами; подобное деление в издании Нока – Фестюжьера отсутствует. 177. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979, с. 32-40. 178. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917. 179. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917, с. 546-601. 180. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917, с. 596. 181. Foerster W. Gnosis. A selection of gnostic texts. I-II. Oxford, 1972-1974. 182. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979, с. 42-44. 183. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917, с. 97-110. 184. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917, с. 110-124. 185. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917, с. 254-257. 186. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. Киев, 1917, с. 258-327. 187. Об александрийском предшественнике Валентина Карпократе у нас будет, сказано ниже (часть третья, глава III, §9, п.5). 188. Критический обзор дошедших до нас источников Валентина можно найти в указанной выше книге М.Э.Поснова (с. 476-503). 189. Оба эти гимна были изданы также и отдельно: Quispel G. Makarius das Thomasevangelium und das Lied von der Perle. Leiden 1967; Foerster W. Op.cit; Поснов М.Э. Указ.соч.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Также Н. Дроздов дает удовлетворительное объяснение факту использования в книге Иудифь имен Арфаксада и Навуходоносора. Так, имя Арфаксад возникло вследствие намеренного или ненамеренного изменения писателем-евреем имени Арзак в знакомое ему библейское имя Арфаксад ( Быт.10:22, 11:10,12 ) 99 . В то же время Антиоха III, который, как считает Н. Дроздов , был противником иудейской религии и гонителем иудеев, автор книги Иудифь наделил ненавистным именем Навуходоносор и назвал ассирийским царем, так как в Ветхом Завете название «Ассирия» иногда употреблялось для обозначения могущественной монархии, стремящейся к господству над Иудеей, и именем «Ассура» во II веке до Р.Х. иногда действительно иудеи называли сирийское царство 100 . Также автор книги Иудифь называет Навуходоносора ассирийским царем еще и для того, чтобы, пользуясь смешением имен Ассирии и Сирии, дать понять читателям, что речь идет не о известном разрушителе Иерусалима, а о правителе новой Ассирии 101 . Следует, однако, заметить, что эти рассуждения Дроздова относительно имени Навуходоносора можно применить не только к Антиоху III, но и к любому другому сирийскому царю, который был гонителем иудеев (Антиох IV, Димитрий II и др.). Но содержание основной части книги Иудифь мало согласуется с историей и политикой Антиоха III. Дело в том, что, во-первых, Антиох III не был гонителем иудеев, но, напротив, относился к Иудее довольно благожелательно. Это видно из того, что после завоевания Иудеи и присоединения се к Сирии в 200 году до Р.Х. Антиох III в качестве благодарности иудеям за ту помощь, которую они оказали ему в войне против Египта, «пожаловал иудейскому народу особый статус, которым были определены права и свободы иудеев» 102 . Более того, даже тем евреям, которые жили в Антиохии, Антиох III дал официальное право жить в соответствии со своими установлениями и отправлять свой культ 103 . Вместе с этим Антиох III предоставил иудейской общине налоговые льготы: члены герусии (совета старейшин), священники и храмовые служители были полностью освобождены от всех налогов, а остальные получили освобождение на три года с последующим уменьшением налогов на одну треть 104 . А так как в последние годы III века до Р.Х., когда Иудея входила еще в состав Египта, евреи были недовольны тяжелым египетским налогообложением 105 , то переход под власть Сирии при Антиохе III можно считать скорее облегчением их положения, чем утверждением ненавистного сирийского господства, о котором много говорит Н. Дроздов . В действительности ненавистным сирийское господство для иудеев стало позднее, в эпоху Маккавейских войн при Антиохе IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010