Уж лучше бы ваша милость приказал сжечь это писание, если оно вашей милости не понравилось, или отдал бы его какому-нибудь попу в русскую церковь . А чтобы ваша милость не подумал, что я вымышляю что-нибудь от себя, я посылаю вам несколько строк из книги Дионисия Ареопагита , где он обращается к апостолу Тимофею и советует не показывать глупцам духовные вещи, как ты сам увидишь, прочитав. Из книги Дионисия Ареопагита . Ты же, мое дитя, согласно преподобному, имеющемуся у нас священническому преданию и уставоположению, слушай сам священнолепие бываемого в святости произносимых божественных учений, и то, что бывает в уме, спрячь священным сокровением от множества непосвященных и храни как видимое только одному, ибо, по евангельскому слову, не подобает перед свиньями метать бисер ума, чистое, боговидное и добротворное украшение. ЛИСТЪ АНДРЯ ЯРОСЛАВСКОГО ДО КОСТЯНТИНА ОСТРОЗСКОГО ПРОТИВ ВАРВАРА НЕЯКОГО, МНЯЩЕГОСЯ БЫТИ МУДРА, ЕЖЕ ПОХУЛИЛ СЛОВЕСА НОВОПРЕЛОЖЕННЫЕ ИОАННА ЗЛАТАУСТАГО Неудобно бываетъ человку грубому и неученому, и еще к тому умомъ врежденному, императором 1169 быти и войска водити, и полки ко сражению враговъ по чину устрояти. И еще паки недостойнеше таковому философские, о высоких радующеся разумехъ, пробовати 1170 и разсуждати и овыя похваляти, и иныя наругати. Понеже зло мн дивно, иже послал есми до вашей свтлости княжецкие вщь духовную – от апостолькихъ словесъ от насветлйшаго мужа протолкованну, и не точию внешне философии и верхъ достигшаго, но Духа Святаго исполненнаго. И таковым вселенским учителем явишася, иже 1171 паче его лпши ни един обретается во востоке и в заподе во пространных изъявлениих 1172 еуаггльских и апостольских, и пророческих словесъ, непререкомыми свидетельствы и аргумнтъ содержимых. От нихже едину вщь, 1173 якобы тридражайшия сосуды камением драгимъ и маргарить словесы его украшени, преведох от римска, 1174 не отменяючи сенсу, а ни граматического чину а ни в намниших по силе моей, а предложихъ ю на вожделенный и любимы, праотцъ твоих прирожденны языкъ славенскими. И послахъ ево к вашей свтлости на прохлаждение духовное, яко ко благородной душе и светлой княжацкой, от зацнйшаго и святейшаго учителя заимствовал. От вашей же милости, не вмъ, яко случилося, дати таковыя пробовати 1175 человку, не токмо в науках неискусному, но и граматических чинов отнюдь не вдущему, ктому же и скверных словес исполненному, и востыду не имющему, глаголы Свещенных Писаний нечисте и скверно отрыгающему. Бо и сам от устъ его слышах словеса Павла апостола развращенные, буесловествующе. Або пишет ваша милость, ажебы их, лпшаго ради выразумения, на польщизну приложити дал. Верь ми, ваша милость, естьли бы и немало ученых сошлося, словенска языка скланяюще чины граматические и прелагающие в польскую барбарию, изложити тексть в текстъ 1176 не возмогут. А не токмо словенские альбо грецкие беседы, а ниже слюбымыя ихъ латинския. Сенсъ быти неяко можетъ, но околичность слогней зло будет далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. Мы также увидели, что они рождают страх и печаль. Следует отметить, что они могут производить в душе равным образом гнев 1164 и различные виды насилия 1165 , а также леность 1166 , гордость 1167 , тщеславие 1168 и такие сопутствующие последним двум страсти, как самоуверенность 1169 , дух превосходства 1170 , презрение к ближнему 1171 , непочтительность 1172 , дерзость и высокомерие 1173 . В заключение скажем о том, что благоприятствует развитию сребролюбия и любостяжания. Преподобный Максим Исповедник учит: «Сребролюбие имеет три причины: сластолюбие, тщеславие и неверие. Сильнее же двух первых неверие» 1174 . Святитель Иоанн Златоуст , в свою очередь, приводит такие доводы: «Желание взять верх над другими в обладании материальными благами происходит не от чего иного, как от охлаждения любви к ближнему. Алчность не имеет иной причины, кроме гордыни, человеконенавистничества и презрения» 1175 . Глава 6. Печаль Пребывая в раю, человек не знал печали (λπη) 1176 . Она появилась лишь после грехопадения прародителей 1177 . Эта страсть связана с падшим состоянием человека и поэтому представляет собой поведение; не свойственное первоначальной и основной его природе 1178 . Тем не менее, хотя печаль и является следствием грехопадения Адама; она ipso facto 1179 не относится к разряду порочных страстей и тем более не предстает чуждой естеству человека. В действительности следует различать два вида печали 1180 . Первый имеет отношение к тому, что святые отцы называют «страстями естественными и безупречными» 1181 , которые вошли в природу человека вследствие первородного греха. Эти страсти, хотя и свидетельствуют о падении человека в сравнении с первоначальным состоянием совершенства, не являются порочными 1182 . Печаль, как часть естественных страстей, не только «безупречна», но еще может и должна служить основой такой добродетели, как печаль ради Бога ( 2Кор. 7:10 ) 1183 , которая позволяет человеку сокрушаться о состоянии падения, оплакивать свои грехи, печалиться об утрате первоначального совершенства, страдать из-за удаления от Бога 1184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Об этом достаточно ясно говорит уже неудачная попытка Тернера объяснить происхождение Сардикийских правил и странную их судьбу особенностями исторического развития западной церкви. 1169 Оригинальность этой попытки заслуживает того, чтобы посвятить ей несколько строк. Как мы знаем, по суждению английского ученого, 3–5 правила Сардикийского собора настолько гармонируют со своей эпохой, что появись они в век Дамаса и Грациана, они были бы уже устаревшими. Но подобного рода суждение может вызвать только недоумение в виду радикального его противоречия со всеми результатами новейших исследований об устройстве церковного суда и управления в IV веке. Так, известный немецкий ученый Гиншиус в своем обширном сочинении по церковному праву высказывается о Сардикийских канонах в следующих словах: «Часто затрагиваемые 3, 4 и 5 правила (Сардикийского собора) об апелляциях низложенных епископов в Рим являются чем-то совершенно новым, что Никей- —380— скому Собору не только было неизвестно, но и не может быть приведено в согласие с 6-м его правилом» 1170 . Другой также известный знаток церковного права Лöнинг замечает: «Постановления Сардикийского собора никогда не были восприняты всей церковью (как же это могло быть, если бы они отвечали назревшей нужде?), даже нельзя показать, чтобы и на Западе они вступили в силу и вообще получили значение» 1171 . Эти авторитетные отзывы сами собой делают понятным то, почему Тернер должен был прийти к своему суждению путем исторических натяжек, произвольно умалив юридический смысл правил. По его мнению, все содержание 3–5 правил можно объяснить из процесса Афанасия, но как смотрели на этот процесс западная церковь и сам папа, это видно из того, что Сардикийский собор, созванный для этой цели, предполагался быть вселенским, и если он распался на два поместных, то это произошло независимо от желания его инициаторов. Вселенский собор (а не папа) – вот единственная инстанция, компетентная, по тогдашним воззрениям, положить конец затруднениям, охватившим всю церковь 1172 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Понятно, они не последовали приглашению. Этого мало. Они задержали папских легатов на востоке до конца назначенного папой срока 1164 и ответили из Антиохии, где они составляли свой собор, римскому епископу весьма дерзким посланием, в котором они оправдывают свой отказ прибыть на предполагаемый собор тогдашними обстоятельствами на востоке 1165 и вместе с тем жестоко упрекают Юлия за прием, оказанный им в Риме Афанасию и Маркеллу. Между тем Юлий, ожидая собор, сам находился в нерешительности. Получив письмо ориенталов, он еще более замешкался 1166 . Причина этого – неясное политическое положение. Пожалуй в это время – апрель 340 года – решался вопрос о новом владычестве в Италии 1167 . С убийством Константина II политический горизонт разъяснялся. Констанс, следовавший во всем папе, сделался единодержавным властителем запада. В это время смело можно было осуществить давно уже предположенный собор. Поздней осенью или зимой 340 года 1168 в Риме состоялся собор из 50 епископов; на этот собор собирались прибыть также многие из египетских епископов, но были задержаны Григорием 1169 . Последний, силою принуждая приверженцев Афанасия иметь с ним общение, запретил им частные собрания, а супротивников карал тюрьмой, ссылкой и пытками. Он воспретил даже хоронить одного из родственников Афанасия и не желал иметь общения с великим пустынником Антонием 1170 . Означенный римский собор, рассмотрев дело Афанасия и Маркелла, объявил их неправильно смещенными. После этого Юлий от имени собора написал к Флакиллу антиохийскому, Евсевию и их единомышленникам свое письмо, которое должно считать образцом искусства в области епископской дипломатии 1171 . Теперь он знал о событиях в Александрии 1172 , в Константинополе 1173 и в других местах. Несмотря на суровую форму, он однако не делает никакого упрека ориенталам: «признаюсь вам, – что было доселе, то служило предлогом не к миру, но к разделению» 1174 . Евсевий константинопольский однако не смолчал. Антиохийский собор in encaenüs провозгласил анафему всем, кто имеет общение с Маркеллом! 1175 При таких обстоятельствах Констанс счел себя в праве вмешаться в церковные дела востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Надгробные надписи той эпохи 1165 , в той мере, в какой они служили не просто данью традиции, выражали не лицемерную «вечную скорбь» вдов, быстро утешившихся и повторно вышедших замуж: они весьма трогательны и знаменательны и соединяют в смерти тех, кто был един в жизни. «Гайе Фебе, верной супруге, и самому себе. Капитон, ее муж»; «Сукцесс своей супруге Евсевии, дражащей, целомудреннейшей, воистину безупречной, за которую помолитесь, прохожие» 1166 . К сожалению, зачастую возникают большие трудности в датировке этих надписей, поскольку христиане первого поколения, не желавшие разглашать свои религиозные убеждения, использовали традиционные языческие формулы, встречающиеся в различные эпохи эпиграфики. Евангелие придало ценность личности ребенка, что явилось настоящим переворотом в царивших тогда нравах, ибо римское право позволяло отцу подкидывать своего отпрыска. Первоначальная Церковь определила место ребенка в семье. Дети всегда упоминаются, когда речь идет о «христианских домах» 1167 . Аристид восхваляет их невинность 1168 , Минуций Феликс умиляется их первым лепетом 1169 , а Климент в своем «Педагоге» пространно трактует евангельские положения о духовном детстве 1170 . В христианских семьях одинаково воспитывались мальчики и девочки, что резко контрастировало как с иудаизмом, так и с греко-римским миром, которые отдавали явное предпочтение мужскому полу. Еще и в наши дни в Израиле отца поздравляют только с рождением сына. Если рождается девочка, то ему деликатно желают рождения в следующий раз мальчика. Эпитафия, правда, относящаяся к более позднему времени, содержит в себе нечто большее, нежели выражение чувств матери: Магус, доброе дитя, ты средь невинных младенцев. Ты блажен, защищен от превратностей мира. Ты ушел, и Церковь тебя приняла, с радостью, по-матерински. О, мое сердце, не надо страдать, и плакать не надо, глаза 1171 . В других городах, не таких значительных, как Александрия, упор делался на необходимость обучения детей, привития им навыков дисциплинированного поведения, привычки избегать праздности; старались дать им профессию и орудия труда, контролировали круг их общения 1172 , рано женили и выдавали замуж, «дабы уберечь их от юношеского распутства» 1173 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

1170. Пение всенощное на праздники Господския и Богородиц(кия) или нарочитому святому на линейных нотах, в четвертку, 199 лл., южно-русским полууставом начала XVIII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 5, 6, 44, 130–167, 199; некоторые листы подклеены. Нескольких листов в рукописи не достает. 1171. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 259 лл., полууставом XVII в., с заставкою (66) и с разрисованными буквами, без переплета; 63–65 листы без текста, но с помарками; 4-й лист порван с ущербом для текста. На 231 листе киноварная приписка полууставом: «Канон Богородице а написан во 189 (1681) году июля в 28 день». Состав: 1) стихиры на «Господи воззвах», стихиры «на стиховне», антифоны и Блаженны, поемые в неделю, восьми гласов и богородичны на дни седмицы восьми гласов (1–62 об.); рукопись начинается антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы канонов восьми гласов (66–220); 3) трипеснцы на павечерницах во дни предпразднества Рождества Христова и Богоявления (220–227 об.); каноны: 4) из службы равноапостольной княгине Ольге (228–230); 5) молебный Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (231–242 об.); 6) служба без канона Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (244–255 об.); 7) канон Богородичен господина Феофана и господина Иосифа (256–259 об.). 1172. Ирмологий на линейных нотах , в лист, без конца, 252 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 250–252 листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов (1–200 об.); 2) подобны восьми гласов (201–208 об.); 3) праздничныя стихиры, задостойники, причастны и другия песнопения (209–252). В языке замечаются южно-русския особенности. 1173. Ирмологий на линейных нотах , без начала и конца, 222 л., юго-западно-русским полууставом XVIII в., с грубо нарисованными и раскрашенными заставками и большими буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5–12, 221 и 222. На л. 76 об. запись: «Skonczyesie iarmoloy ten roku 1743 marca». Ha 206 л. приписка. «Сей ермолой раба божия Иоанна Покори от К. 1772».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зима 1170 года для Новгорода была очень трудным временем. Суздальские войска с союзниками два дня осаждали город за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой. Войдя в церковь, архидиакон поклонился пред иконой и хотел взять ее, но икона не двигалась. Архидиакон вернулся к архиепископу и рассказал о случившемся. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и на коленях начал молиться пред иконой. Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода – Знамения Пресвятой Богородицы. Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утешал междоусобные брани в многострадальной Руси. Так, в 1172 году архипастырь сам поехал во Владимир примирить благоверного князя Андрея Боголюбского с новгородцами. Святитель не только сопереживал невзгоды своего народа, но более всего заботился о духовном просвещении его. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии. Духовные благодатные силы святителя были необычайны. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: «Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

прошение Мы, нижеподписавшиеся прихожане вышеназванного прихода, быв 25 октября 1918 г. на собрании прихожан, слушали об отделении церкви от государства, а также слушали о положении храма ввиду отсутствия нашего священника, который находится на военной службе в тыловой армии в г. Верее. Мы, прихожане Михайло-Архангельской церкви, настоящим прошением просим Вас вернуть нашего священника Николая Николаевича Соколова на место служения своей пастве. Общее собрание находит крайне необходимым, так как в настоящее время наш храм находится без духовника, и церковных и духовных треб исполнять некому, как то: больные прихожане умирают без причастия, дети рождаются и крестить некому, покойников отпевать некому, что все это так тяжело отражается на всех верующих. От священника нашего Н.Н.Соколова никогда не видали дурного ничего и против советской власти агитации никакой не вел среди своей паствы, и человек совершенно без средств и семью его содержать некому. И ввиду вышеизложенного просим Вашего справедливого решения. В чем и подписуемся Прихожане Михайло-Архангельской церкви, что в с. Кубинское. 25 октября 1918 г. Михаил Васильевич Барков, Василий Власов, Василий Михайлович Иванов, Яков Петров, Федор Агафонов, Иван Баранов 1170 ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 164. Л. 36–38 об. Подлинник. V.11. Заявление Объединенного совета религиозных общин и групп в СНК РСФСР с протестом против ужесточения условий призыва отказников от армейской службы по религиозным убеждениям 1171 18 ноября 1918 г. Ознакомившись с приказом Революционного военного совета Республики от 22 октября 1918 г. 130 1172 ) об отношении к лицам, не приемлющим по своим религиозным убеждениям участия в военной службе, Объединенный Совет религиозных общин и групп 1173 постановил обратиться к Вам с нижеследующим заявлением. Имея в виду как интересы представленных в Совете религиозных течений, так и вообще отстаивание принципа свободы совести, Объединенный Совет не может не усматривать в поименованном выше приказе значительного стеснения свободы совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . ИСАИЯ, Святой, из пострижеников Печерских, хиротонисан в 1077 году. Через 13 лет, в 1089 году, Мая 15, преставился. Мощи его обретены в 1164 году и почивают открыто в Соборной Церкви в южной стороне. Uлapuoh II, Фeorhocm I, Фeoдop II – сомнительные. 5 . EФPEM I был во время Bлaдuмupa II Мономаха. 6 . НЕСТОР хиротонисан около 1156 года, изгнан в 1157 году. 7 . ЛЕОН хиротонисан в 1158 году, отлучён в 1159 году, изгнан из Ростова в 1162 году и через несколько времени принят в Суздали. Б) Епископы Ростовские, Суздальские, Владимирские и Муромские Нестор возвратился в 1160 году и был около 1164 года. 8 . ФЕОДУЛ или ФEOДOP III, зовомый Калугер, Россиянин, Епископ, хиротонисан в Константинополе в 1170 году, но извержен из Киева и утоплен в 1172 году. Николай сомнительный. 9 . ЛУКА из Игуменов Спасского Берестовского монастыря хиротонисан в 1185 году, Марта 11. Скончался во Владимире в 1189 году, Ноября 10, и там погребён в соборной церкви. 10 . UOAHH I хиротонисан в 1190 году, Января 23, из духовников Княжих. Через 24 года, в 1213 году, оставив Епархию, отошёл в созданный им самим Суздальской Козмодемьянской монастырь, и там посхимившись, скончался. Примечание. С сего времени во Владимире уставлена особая Епархия. В) Епископы Ростовские, Переславские и Ярославские 11 . ПАХОМИЙ постриженик Киево-Печерского монастыря, Игумен Петропавловского Ростовского монастыря, Духовник Князя Ростовского Константина хиротонисан в 1214 году, по Никоновской летописи – в Декабре, а по каталогу – Ноября 10. Через 2 года, в 1216 году, скончался. Кириак, Митрофан – сомнительные. 12 . KUPUЛЛ I, из монахов Суздальского Димитриевского монастыря, хиротонисан в 1216 году. Оставив Епархию, в 1229 году отошёл по-прежнему в Димитриев монастырь, и там, приняв схиму, скончался в 1230 году. 13 . KUPUЛЛ II, из Архимандритов Владимиро-рождественского монастыря, хиротонисан в 1231 году. Оставил Епархию в 1261 году, скончался в 1262 году, Марта 21. Mumpoфah II, Kupuлл III, упоминается в 1243 году – сомнительные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

е. более 60 лет. Как показывают данные Ипатьевской летописи, собранные Слюсаревым, здесь были погребены три его сына: Изяслав (1154), Ростислав (1168), Владимир (1172), внук Ярополк Изяславич (1170) и два правнука: Мстислав, сын Давида Ростиславича (1187), и Изяслав, сын Ярослава Изяславича (1196) . Монастырь пережил монгольское нашествие, сохранив свои святыни : праправнук Мстислава Даниил Романович Галицкий после смерти старших родственников и сестры Феодоры считал себя наследственным владельцем монастыря, создав в Холме новую кафедру, передал ей в 1259 г. иконы и колокола «из монастыря Федора» . На существование монастыря в послемонгольское время (в XVII в. он известен уже только в развалинах ) может указывать также сохранение в Киеве культа сына основателя монастыря — Ростислава Мстиславича, в «Книге о российских святых», восходящей к XVII в. Галицко-Волынские монастыри Княжески монастыри были не только в Киеве, они существовали, вероятно, во всех столицах княжеств XII—XIII вв., связанных с местными династиями князей. В Чернигове такой была церковь Бориса и Глеба, построенная Давидом Святославичем, внуком Ярослава, княжившим в этом городе в 1096—1123 гг. В ней был поюронен его сын Изяслав Глебович, убитый в битве на Желяне в1162 г. и перевезенный из Киева . О том, что в XIII в. это бил монастырь, говорит упоминание его игумена, присутствовавшего на поставлении епископа в Киеве: «... от Чернигова Иоан игумен Мученический» , т. е. мучеников Бориса и Глеба. Относительно княжеских церквей и монастырей на Волыни и в Галицкой Руси сведений немного, но нет оснований сомневаться в их существовании там. Под Владимиром Волынским находился монастырь, называвшийся Святой Горой, а затем Зименским, впервые упоминаемый в 1060—1070-х годах . О том, что он был княжеским, позволяет вслед за Голубинским предполагать, что два епископа владимирские при Даниле и Васильке Романовичах, Асаф и Василий, были поставлены из этого монастыря : как мы знаем по киевским материалам, выбор епископа принадлежалместному князю, который иногда ставил им игумена своего родового монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010