3 . Уставы ещё различаются между собой по числу содержащихся в них правил и чинопоследований – собственно монастырских; в списках и изданиях позднейшего времени таких правил и чинопоследований больше, чем в древнейших. Это можно видеть из следующей таблицы: статей I. Печатный устав, изданный при патр. Иоасафе Подобаетъ вдати, вкое время бpamiя въ цркви не стоятъ съ жезлами (гл. 13, л. 37 об.) Чинъ onohariu, бываемый вмонастырхъ по вся дни, кака подобаетъ iepeю cnoharieю входити втрапезу (гл. 53, л. 95) Уставъ стыя горы, если аще кому случится отъ инокъ изыти изъ монастыря или на службу или на свое дло, пречтыя образъ nohariu ссобою носити, и проч., 9 гл. 54, л. 95 об.). Чинъ, бываемый на npouзbeдehie, иконома или келаря, и всякаго служебника (гл. 55, л. 100 об.). статей II. Печ. Уст. Издан. при патр. Гермогене III. Рук. солов. 1116 IV. Рукопись св. Варсонофия V. Рук. универс., рук. сол. 1128, рук. анзер. печ. Уст. Филарета Гл. 9, л. 28 об. Гл. 59 л. 113 Гл. 90, л. 97 Гл. 51, л. 199 об. Гл. 92, л. 101 об. Гл. 52, л. 121 Гл. 88 л. 95 об. Уставъ стыа горы, како кому bkлiяxъ себ на яcmiu глати и гд-любо, сирч на всяком мст Гл. 91, л. 101 Судя по изложенным заглавиям, также по тому, что почти все обозначенные здесь монастырские правила и чинопоследования находятся между прочим в рукописи св. Варсонофия, писанной с устава песношского монастыря 39 , в котором введены правила иноческой жизни по примеру св. горы Афонской 40 , надобно за несомненное принять, что все показанные дополнения получили своё начало на Востоке и нашей Церковью только внесены впоследствии в устав, подобно тому, как внесены в него храмовые главы. В соловецкой рукописи 1119), содержащей в себе собственный чин соловецкой обители, находим несколько особенных правил и чинопоследований, таких, которые, будучи приспособлены к местному устройству этой обители, очевидно в ней получили и начало своё. Таковы именно: 1) когда в которые колокола звонить 41 , 2) о молебнах и о панихидах, когда бывают и когда не бывают 42 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Эту первостепенную проблему исихасты считали разрешенной. Они не были ни епископами, ни священниками, ни церковниками и не возлагали на себя обязанности апостольского служения. Их призвание заключалось единственно в преследовании этого соединения с Богом в молитве. Вопрос, который ставился перед ними, состоял лишь в знании того, до какой степени внешнее одиночество необходимо для достижения этой цели. Психологический вопрос. Следовательно, они не считали других людей дурными, а напротив, они имели собственные слабости, которые препятствовали им быть одновременно с людьми и с Богом 1107 . Дружба Αγπη, всеобщая любовь, как она представлена в учении Христа, отлична от дружбы чисто человеческой, φιλα, более или менее избирательной. В монашеских Правилах всякая частная дружба изгонялась как противоречащая совершенству общинной жизни 1108 . С другой стороны, остается верным, что даже монахи не составляли всегда закрытое и однообразное общество. Вот что говорит об этом Кассиан в Беседах: «Любовь по-настоящему взвешенная, не имея ни к кому неприязни, все же любит иных особенно, из-за величия добродетелей и заслуг... чтобы любить их с большей щедростью сердца; и некоторые из этого малого числа выбирают еще, выделяя тех, кто займет первенствующее место в их любви и в их сердце» 1109 . Русский подвижник Нил Сорский считает даже, что истинная монашеская жизнь возможна лишь в маленькой группе друзей 1110 . В классической древности великим теоретиком дружбы был Аристотель 1111 . Его различие трех видов дружбы – полезной, приятной и добродетельной – перешла в проповедь отцов, особенно там, где они комментируют примеры из Ветхого Завета, в частности дружбу Давида с Ионафаном ( 3Цар 18–20 ; 4Цap I ) 1112 . Основанная на добродетели, настоящая дружба существует только среди совершенных христиан. По этой причине исключена дружба с еретиком 1113 , с безбородым мальчиком, 1114 с женщиной 1115 . Семья Семейный идеал представлен в бесчисленных текстах отцов 1116 . Иоанн Златоуст видит призвание супругов в продолжении божественной педагогики, желающей воспитать людей для участия во всеобщей любви 1117 . Различие полов и брак угодны Богу, чтобы последним основанием человеческого единства была бы не «природа» (как у стоиков), а любовь 1118 . Пусть муж умеет часто выражать любовь к своей жене: «Твоя привязанность, – должен он говорить ей, – любезна мне превыше всего. Пусть мне суждено будет все потерять, все претерпеть, ничто не испугает меня, поскольку у меня есть твоя любовь» 1119 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Высшею монетною единицею была гривна - кусок металла в известной форме, равный известному весу, носившему то же самое название - гривны. Что гривна была ходячею монетою, это очевидно из следующего, хотя позднейшего (впрочем, не очень) известил: в 1288 году волынский князь Владимир Василькович велел серебряные блюда, золотые и серебряные кубки перед своими глазами побить и перелить в гривны. Кроме гривен существовала еще серебряная монета - сребреники; о ее существовании есть ясное свидетельство летописи под 1115 годом: " Повеле Володимер режючи паволокы, орници, бель, разметати народу, овоже сребреники метати " . О существовании кожаных денег имеем ясные свидетельства иностранцев и своих; в одном хронографе прямо говорится: " Куны еже есть морд куней " . В доказательство противного, что подкупами и белью разумелись монеты металлические, золотые и серебряные, приводят следующее место из летописи под 1066 годом: " Двор же княж разграбиша безчисленное множество злата и сребра, кунами и белью " . Приводя все эти слова в тесную связь и соответствие, полагают, что кунами и белью есть необходимое дополнение и объяснение к злата и сребра. Но, во 1) мы знаем, что летописец употребляет конструкцию очень свободную, вследствие чего кунами и белью может стоять совершенно независимо от злата и серебра; во 2) бель означает мех, шкуру известного животного, или, как думают некоторые, ткань особого рода: так, под 1116 годом говорится, что Мономах велел резать бель и бросать народу; и тут же бель ясно отличается от серебряной монеты, от серебреников; в 3) в приведенном месте Ипатьевский список имеет: скорою (шкурами) вместо белью, вследствие чего мы имеем полное право принимать здесь под именем кун деньги вообще, а под именем бели - меха. Наконец еще известие, впрочем, позднейшее: в 1257 году Даниил Романович галицкий велел взять дань на ятвягах " черные куны и бель сребро " . Ясно, что здесь слова бель и сребро должны быть принимаемы совершенно отдельно, ибо летописец не имел никакой нужды объяснять, что бель означает серебро; но позднейшие переписчики, не понявши дела, в соответствие черным кунам поставили бело сребро, как читается в некоторых списках.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Таким образом, Европейский суд по правам человека признал необходимость уважительного отношения к телу умершего в утробе матери ребёнка и признал права его родителей на достойное его захоронение. В трех указанных выше постановлениях Первой палаты по гражданским делам Кассационного суда Франции от 06.02.2008 по однотипным делам были подтверждены права родителей мертворожденного ребёнка или ребёнка, умершего в результате преждевременных родов, независимо от веса и развития плода и срока беременности, дать ему имя и похоронить его достойным образом. 5. Гарантии наследственных прав ребёнка на пренатальной стадии развития как выражение правового признания государством определённой правосубъектности такого ребёнка, ценности его жизни и его человеческого достоинства Права ребёнка на пренатальной стадии развития также защищаются нормативными правовыми актами, регулирующими порядок вступления в право наследования и осуществления права наследования. Гражданскому праву известно такое понятие, как «посмертный ребёнок», под которым понимается ребёнок, зачатый до смерти родителя, происшедшей до рождения такого ребёнка. В такой ситуации «посмертный ребёнок» наследует имущество таким же образом, как если бы он родился до момента открытия наследства, т.е. ещё при жизни умершего лица, оставившего наследство. Как отмечено в § 72 Постановления Европейского суда по правам человека от 08.07.2004 по делу «Во против Франции» , в этом случае нерождённый ребёнок признается « родившимся » или « существующим человеком », когда его интересы этого требуют. А согласно § 84 указанного Постановления, « потенциальные возможности этого индивида и его способности стать человеком, с точки зрения прав на наследование и дарение, должны быть защищены во имя его человеческого достоинства ». В действующем законодательстве практически всех правовых государств признается наличие правовых интересов нерождённого ребёнка в гражданско-правовой сфере наследования имущества. Согласно пункту 1 статьи 1116 Части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014), к наследованию могут призываться граждане, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/13/...

Иккинин – 1741 с. кэлбитэ. Ити дьыл кини 67 кинини срэхтээбитэ 11 . 1742–45 с.с. Блгэ олорон гс дьону срэхтээбитэ литератураа ыйыллар. Иннокентий II 1742 с. муус устар 12 кнгэр енээ Блгэ срэхтэммит олохтоохторго анаан таара дьиэтин туттарарга Синодтан кнл ылбыта 12 . Киниттэн ураты, олохтоохтору срэхтиэх иннинэ ити кэмэ саа тутуллуталаабыт чочуобуналар уонна таара дьиэлэрэ киэник дьарыктаммыттара. Холобура, 1742 с. бастакы аарыгар енээ Блтээи Николаевскай чочуобуна аабыта Григорий Чупров 158 кинини срэхтээбит 13 . Оттон лхмэтээи таара дьиэтин аабыта ити дьыл 54 кинини срэхтээбитэ биллэр. 14 Дьокуускай Спасскай манастыыра 1734–41 с.с. 448 олохтоохтору срэхтээбитэ 15 . Ити тмгэр 1733–41 с.с. Саха сирин рднэн срэхтэммиттэр ахсааннара 1116 кини буолбута 16 . Олохтоох нэнилиэнньэ ортотугар христианскай итээл тараныытын банылыырга-кнлргэ 1764 с. «итээли таратааччы» («веропроповедник») дуонунана олохтоммута. Таара рэин таратар аабыыт Григорий Ноговицын 1766–69 с.с. 838 кинини срэхтээбиттэрэ 17 . Ол эрээри, таара рэин бастакы таратааччылар олохтоохтору срэхтээнин боппуруонун кыайан р ктхптхтр. Ол курдук, 1768 с. ыытыллыбыт биэрэпис тмгнэн, Саха сирин рднэн баара эрэ 6003 срэхтэммит эр кини баара 18 . Бу дьанааы тлччлэр 16 бырыныаннарыгар эрэ тэнэнэр (дьанааы эр дьон эрэ тлллэрэ). XVIII йэ 70-с сылларыгар Саха сиригэр 16 таара дьиэтэ баара 19 . Аабыттар бу кэмэ олохтоох нэнилиэнньэ кскэ срэхтэнэригэр улахан оруолу ылбыттара. Холобура, Унээ Бл тааратын дьиэтин аабыыта Дмитрий Гоголев 1768–1773 сс. 1831 кинини срэхтээбитэ 20 . И. Биллингс экспедициятын кыттыылааа Г.А. Сарычев 1785 с. сахалар гстэрэ срэхтэммиттэрин тунунан суруйбута 21 . Мантан салгыы XVIII йэ бттэ – XIX уйэ сааланыыта сахалар, эбээннэр, эбэкилэр уонна юкагирдар ордук элбэхтик срэхтэммиттэрэ. Тойоттор уонна баайдар клээниннэринэн улуустарга саа таара дьиэлэрин тутуу лаппа кэээбитэ. 1806 с. таара дьиэтигэр сыллата айыыларын этээччилэр ахсааннара 85604 киниэхэ тиийбитэ 22 . Араас биричиинэлэринэн айыыларын сыллата эппэт дьон гстэрин ааыстахха, бу олохтоох нэнилиэнньэ баныйар гс тт буолара саарбаа суох.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В виду всего вышесказанного я принимаю, что Поликарп был знаком с Печерской летописью и что эта летопись служила источником некоторых исторических данных, приводимых им в своих сказаниях. В подтверждение последнего предположения укажу на следующее обстоятельство: в сказаниях Поликарпа нет ни одного известия исторического характера позже 1110 года, к которому относится только что приведенная ссылка его на явление трех столпов в Печерском монастыре 16 ). Думаю, что это не может объясняться простой случайностью: всего вероятнее допустить, что источник исторических сведений Поликарпа – Печерская летопись оканчивалась на 1110 году. Ср. указание, извлекаемое из Повести временных лет о том, что данные о Печерском монастыре, находившиеся в распоряжении Сильвестра (в 1116 году), не переходили этого 1110 года. Древнейшее известие, сообщаемое Поликарпом – это смерть Глеба Святославича в Заволочии (1078 г. ср. Лавр., Ипат.); самое позднее – это явление трех огненных столпов в Печерском монастыре (1110 г.); древнейшее известие находим в первом сказании Поликарпа о Никите затворнике, позднейшее известие в сказании о Пимене многострадальном – последнем в сочинении Поликарпа 17 ). Я не думаю, чтобы это обстоятельство могло объясняться простою случайностью. Если принять во внимание, что Печерская летопись оканчивалась 1110-м годом, ясно будет, что Поликарп, излагая события из жизни печерских угодников, руководствовался данною в летописи хронологической основой, приурочивал к ней то или другое известное ему происшествие из этой жизни и заимствовал из нее оживляющие его рассказ исторические события. Исследователь, изучающий сказание Поликарпа, поражается тем, что с одной стороны кругозор исторических его знаний как бы не переходил за 1110 год, между тем как с другой – в числе описанных им житий есть такие, которые принадлежат угодникам, жившим несколько позже. Так Спиридон проскурник и Никодим жили в дни игуменства Пимена, то есть в середине XII века, так как Пимен был, согласно данным митрополита Евгения, игуменом от 1132 до 1141 года, а служба Спиридона и Никодима в пекарне, куда их поставил игумен, продолжалась тридцать лет (Берсен. список, а в Кассиановских: за многа лета). Но соображал ли это Поликарп и не предполагал ли он, что Пимен игумен жил гораздо раньше? Название его постником указывает как будто на отождествление личности этого игумена с тем Пименом-постником, который назван (и при том третьим) в числе отцов, посетивших во время игуменства Никона (умершего в 1088 году) одержимого бесом Никиту затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1116 В управлении государством и царствовании, им помогали чиновники двора и государства, которые служили им, как князья (sarim 3Цар.4:2 ) или советники (joatzim), но взаимное положение которых по достоинству нельзя определить с точностью; Во 2Цар.8:16–18; 20:23–26 ; 1Пар.27:32–34 и 3Цар.4:1–6 поименованны следующие чины: а) начальник войска или главнокомандующий (al col hatzaba); b) предводитель телохранителей – Crethi и Plethi; с) канцлер (mazkir), вероятно начальник государственного архива; 1117 d) государственный статс-секретарь (sopher); 1118 е) первосвященник; f) поверенные советники под титулом cohanim или друзья (reeh) царя, называвшиеся также «первыми по царе» 1Пар.18:17 такими «которые стоят пред лицем царя» 3Цар.12:6 , «которые видят лице царя» 4Цар.25:19 ; Иер.52:25 ; g) надзиратель над публичными работами (государственный строитель) или обер фронмейстер (al hammus); 1119 h) управляющий царскими имуществами и сокровищами; 1120 гофмаршал или префект дворца (ragid al habbaith и ascher al habb...) и другие чиновники двора, как виночерпий (maschkeh 3Цар.10:5 ), гардероб-мейстер (ascher al hamelthacha 4Цар.10:22 ) и второстепенные слуги двора. Кроме того, к роскоши израильских царей (слич. Еккл.2:4 и д.), по обычаю восточных властителей, хотя и вопреки закону, принадлежало большое число жен и наложниц ( 2Цар.5:13 ; 3Цар.11:3 ; 2Пар.11:21 ), которые по смерти царя становились собственностью его наследника ( 2Цар.12:8 ). 1121 О доходе царей для издержек на содержание их двора, на почетные подарки и на другие, погашавшиеся из царской кассы, государственные нужды в законе о царе не определено; ничего нельзя заключать об этом и (из данного Самуилом народу для предостережения «права царя» 1Цар.8:9 и д. (mischpath hammelech), так как это право характеризует только своевольное поведение или образ действий деспота. По различным историческим свидетельствам В. завета доходы царя состояли: а) в добровольных подарках искавших аудиенции, потому что по восточному обычаю ни один подданный не мог приблизиться к своему царю без дара, как выражения уважения (1Цам.10:27; 19:20), частью даже в подарках иностранных гостей ( 3Цар.10:10,26 ; 2Пар.32:23 ); b) в регулярных поставках всякого рода натурою со стороны подданных для содержания царского двора ( 3Цар.4 , слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Paris. 1747. P. 33). Henrion (автор, слепо копирующий Сейлье; см. его Cours complet d’histoire ecclésiastique. T. XV. Paris. 1859. P. 1116). Magon (Handbuch der Patrologie und der kirehlichen Literatur. Zw. Bnd. Regensburg. 1864. S. 830). 5 W. Möller (Eeal-Encyclopädie für protestantische Theologie und Kirche. Begonnen von Herzog und Plitt, fortgeführt von Hauck. Bnd. X. Leipzig. 1885. Artikel «Theodoret». S. 401), который, отвергнув все другия даты касательно года рождении Феодорита, как покоящияся на «ложных комбинациях», берет среднюю между двумя крайними (386 и 393 г.г.), но своего мнения ничем не подтверждает. 6 К 393 году рождение Феодорита относят: Тильмон, Бенде (Binder. Études sur Théodoret. Genève. 1844. P 5), Шпехт (Theodor von Mopsuestia und Theodoret von Kyros in der Auslegung messianischer Weissagungen aus ihren Commantaren zu den kleinen Propheten. München. 1871. S. 4 Anm.). Первый приводит в свою пользу следующия соображе­ния (Mémoires pour servir a l’histoire ecclésiastique. T. XV. A Paris. 1711. P. 869–870: note 2 sur Théodoret): 1) Будучи епископом, Феодорит, в разсвазе о своем посещении св. Иакова Киррскаго, известнаго под именем Младшаго, называет себя еще молодым – νος – (Historia religiose, cap. 21: Migne, gr. ser. t. 82, col. 1436. Русский перевод: «Исто­рия боголюбцев». Спб. 1853. Стр. 164). Это обстоятельство заставляет предполагать, что Феодорит был посвящен во епископа лет 30; а так как это случилось в 423 году, то и рождение Феодорита будет падать на 393 год. 2) В жизнеописании Зенона автор «Истории боголюбцев» замечает, что этот святой начал свои подвиги тотчас по смерти Валента (Hist, relig., cap. 12: Μ. 82, col. 1396. II. Б., стр. 125), т. е. после 9-го августа 378 года. (Socrat. Hist, eccles., IV, 38: Migne, gr. ser. t. 67, col. 560 fin. Церков­ная история Сократа в русском переводе. Спб. 1850. Стр. 384), а Феодорит был у него через сорок лет, следовательно, в 418 году. Он находился тогда в столь юном возрасте, что, по собственным словам, у него «едва еще показался маленький пушок на бороде» (Hist, relig., cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Издания сочинения Иерокла отмечены также очень глухо (Parthei, 1866, Burckhard, 1893). Оно напечатано (кроме издания Bauduri, imperium orientale, Paris, 1711) в приложении к сочинению Константина Порфирородного Бонском издании византийских писателей v. III (1840), 379–552) и отсюда перешло в общедоступную Patrologia Migne, gr. s., 1.113, 141–156. Лучшим изданием его основанным на изучение рукописей и с присоединением отрывков, найденных в сочинении Константина Порфирогенста о темах сделано Burkharpd’oм Leipzig, Biblioth. teubner, 1893). Следовало также упомянуть и знаменитый труд Георгия Кипрского, жившего в царствовании Фоки (602–610) «Descriptio orbis Romani (лучшее издание Gelzes’ä «Grecogii Cyprii descriptio orbis Romani, Leipzig, Biblioth Teueub 1990 с четырьмя картами и важным для географии и истории комментарием). 3). Стр. 81. Отмечена в качестве пособия для ознакомления с консульскими списками (т. н. консульская хронология) только книга Klein’a, Fasti consulares, Lipseae, 1881, перечисляющая консулов от смерти Юлия Цезаря до Диоклетиана. Неопытному читателю может показаться, что списки консульства и известны только до эпохи Диоклетиана. Но наука имеет в своем распоряжении и цельные списки консулов. Это прежде всего списки Идация, испанского епископа о котором упоминает В. В. Болотов , но только в другом месте (стр. 190); кроме нового издания Моммсена, отмеченного здесь, они напечатаны у Дюканжа в приложении к пасхальной хронике (р. 4391 и у Migne, Patr. Lat. 51 (в издании Roncalli); patr. gr. 92 (Дюканжа). См. о них Frick. Die Fasti Idatiani und Chron. paschale (Biz. Zeit, 1 В. 1892, s. 283 fgg). Но гораздо важнее в научном отношении ряд списков «descriptio consulorum» и «fasti graeci», находящийся в приложении к пасхальной хронике, изданной Dindorf’oм (переп. у Migne, part. gr. 92, с 1071–1116). и совсем не упомянутых у Болотова. О списках консулов см. исследование Cichorius’ä «De fastis contularibus antiqissimis», Leiipzig 1886. 4). Стр. 60 «Notitiae episcopatum», этот важнейший источник для изучения числа и истории восточных епископских кафедр, а также и имя Гельцера, виднейшего издателя их, упомянуты только мимоходом (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

    927 Энтузиасты, или мессалиане (см. прим. 1557). Мессалиане так назывались потому, что, согласно их учению, верующий может постигнуть высшие тайны лишь в состоянии исступления.     928 Grumel, Les regestes..., 946 (ок. 1087 г.). Никаких иных свидетельств о ереси Влахернита не сохранилось. Дата событий гипотетична (прим. 926). В византийских источниках упоминается несколько лиц, носящих имя Влахернит (см. Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 1.37).     929 Стремительный Полемон (οζος Πολμωνος), досл.: «стремительность Полемона»; ср. XIV, 7, стр. 392. Полемон — знаменитый греческий софист II в. н. э. Интересно, что выражение οζος Πολμωνος встречается и у Μ. Пселла (Psellos, Scripta minora..., p. 159). Пселл сопоставляет οζος Полемона, δειντης («мастерство») Демосфена (у Анны χ «сильный глас») и σειρν («обаяние») Исократа (ср. у Анны XIV, 7, стр. 392). По-видимому, в данном случае это «общее место», заимствованное Анной у Пселла. О οζος Полемона говорит в дальнейшем и Никита Хониат (Nic. Ghon., p. 29).     930 В прошлом воин - κ το χαρακος ρμμενος (досл;: «из лагеря происходящий»). По мнению Дж.Баклер (Buckler, Anna Comnena..., р. 373, n. 9), под χαραξ Анна имеет в виду город Харак, откуда был родом этот солдат.     931 Т. е. еще до вступления на престол Алексея (прим. 186). Настоящее свидетельство Анны противоречит ее собственным словам (Ал., IX, 6, стр. 255) о том, что Алексей, став императором, осыпал Льва благодеяниями и добился его дружеского расположения. По сообщению Вриенния (Nic. Br., II, 29), на которого ссылается здесь Анна, под Антиохией погиб не Лев, а другой сын Романа Диогена — Константин, муж Феодоры, сестры Алексея Комнина (Nic. Br., I, 6). Именем Феодора называет жену погибшего сына Романа Диогена и сама Анна. Б. Лейб (Leib, Alexiade, I, 155), считает, что имя Льва в этом месте — результат неверного исправления переписчика. М. Матье (Mathieu, Les faux Diogènes, p. 135) обращает внимание на то, что в некоторых русских летописях под 1116 г. рассказывается о походе на Византию Льва Дивгенича, и полагает, что Анна путает двух Псевдодиогенов: Константина и Льва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010