коннахтское войско напало на обл. Миде, жителям которой К. обещал защиту (fáesam) (The Annals of Tigernach. 1897. P. 41). Исследователи отмечали, что после 1116 г. К. не посещал Коннахт, вероятно в связи с укреплением власти Тарьделбаха ( Etchingham. 2000. P. 25-26). В анналах неоднократно сообщается о путешествиях К., обычно сопровождавшихся сбором дани в пользу ц. Ард-Маха. В 1108 и 1116 гг. К. посетил Коннахт, в 1110 г.- обл. Миде, в 1120 г. совершил 2-ю поездку в Муман. Во время этого путешествия К. «оставил благословение» (co fargaib bennachtain) церквам Юж. Ирландии (The Annals of Ulster. 1983. P. 564; The Annals of Inisfallen. 1944. P. 280). По-видимому, К. использовал поездки по стране для проведения церковных преобразований в соответствии с решениями Собора в Рат-Бресале. Во время путешествия с миротворческими целями в 1125-1126 гг. К. «насаждал порядок и благочестие» (oc tabairt riaghla & sobhesa for cach eter tuaith & ecluis - The Annals of Ulster. 1983. P. 570; см.: Flanagan. 2010. P. 42-43, 170). Согласно некрологу в «Ольстерских анналах», К. рукополагал епископов, пресвитеров и клириков, освящал храмы и кладбища, наставлял всех людей и способствовал укреплению нравственности (iar n-oirdnedh dano espoc & shacart & ais gacha graidh archena & iar coisecradh tempall & reilgedh n-imdha... & iar n-arail riaghla & sobhesa for cach eter tuaith & eclais - The Annals of Ulster. 1983. P. 576). Выражение «правила и доброе поведение (нравственность) как для мирян, так и для Церкви» (riaghla & sobhesa for cach eter tuaith & eclais), которое неоднократно использовалось в «Ольстерских анналах» в связи с К. и с решениями Собора в Рат-Бресале, может указывать на реформаторскую деятельность архиепископа. В 1121 г. К. установил контроль над еп-ством Дублин, воспользовавшись кончиной еп. Самуила. В решениях Собора в Рат-Бресале о Дублине не упоминалось, а территория еп-ства была включена в соседний диоцез Гленн-Да-Лоха (Глендалох). Некоторые исследователи видят в этом проявление независимого поведения еп.

http://pravenc.ru/text/1684149.html

Существует множество других свидетельств об англичанах в Византии. Известно, что английские солдаты понесли тяжелые потери, сражаясь за византийцев против норманнов при Дирраке (Дураццо) в 1081 году. Император Алексей пожаловал англичанам землю на берегу Никомидийского залива, чтобы они построили там укрепленный порт. Между 1101 и 1116 годами некий линкольнширец по имени Ульфрик возвратился в Англию из Константинополя, чтобы вербовать солдат в византийскую армию. Английские солдаты сражались также при обороне города от крестоносцев в 1204 году; современный французский писатель Робер Клер пишет, что у этих англичан были свои священники. Из бытовых свидетельств мы знаем, что в середине XIV века на рождественском пиру у императора потомки английских переселенцев пожелали приветствовать его на их собственном наречии. Что стало с этими англо-саксонскими поселениями после захвата Константинополя в 1453 году турками – неизвестно. По-видимому, те поселения, которые оказались под властью турок, объединились с греческими, а новоанглийская колония на северном побережье Черного моря слилась с русским народонаселением. Православные святые Британии и Ирландии, изображенные на иконе 66 Аван (Afan), Августин Кентербериийский (Augustine, †604), Адомнан (Adomnan), Адриан (Adrian, VI в.), Адриан Кентерберийский (Adrian of Canterbury, †709/710), Айдан (Aidan, †651), Албаний (Albanus, III в.), Альдгельм (Aldhelm, † ок. 700), Альфеге (Alphege, †1012), Асаф (Asaph, VII в.), Аустель (Austel), Беда Досточтимый (Beda Venerabilis, Беуно (Beuno, VI в.), Бирин (Birinus), Бранвал- Православные святые Британии и Ирландии ладер (Branwallader, VI в.), Брендан Мореплаватель (аб. Клонфертский; Brendan, 522-†575), Бригита Килдарская (Brigit, †525), Венедикт/ Бенедикт Нурсийский (Benedict of Nursia, 480-†ок. 550), Вонифатий/Бонифаций (Boniface of Crediton, 675-†754), Гильда 500-†ок. 570), Давид Уэльский (David, VI в.), Дениол (Deniol, †ок. 584), Дублитир (Dublitir), Дунстан (Dunstan, 909-†988), Иллтуд (†нач. VI в.), Кадок (Cadoc), Кедд (Cedd, VII в.), Келлан (Cellan of Peronne, VII в.), Кей (Kew), Киаран (Снагап of Clonmacnois, VI в.), Колман (Colman, VII в.), Колум мак Кримтайн (Colum mac Crimthain of Terryglass, VI в.), Колумбан (Columbanus, 543-†615), Колумкилле (Columcille, 521-†597), Комгалл (Comgall of Bangor, VII в.), Кутберт (Cutbert, 634-†687), Лаврентий (Laurence, †619), Маелруайн (Maelruain), Меллит (Mellitus, VII в.), Мохолд (Maughold, †498), Ниниан (Ninian, сер. V в.), Патрик/ Патрикий Ирландский (Patric/Patricius, 390-†461), Паулин (Paulinus, VII в.), Самсон (Samson), Трилло (Trillo, V в.), Фин(н)иан (Fin(n)ian of Clonard, 512-†ок. 545), Ферси (Fursey, VII в.), Феодор Тарсийский (Theodore of Tarse, †690), Эгберт (Egbert, VIII в.), Юст (Justus, VII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—792— делались как будто исступленными» 1116 . «При усердной молитве, – говорили Самарские монтаны, последователи Щеглова, – св. Дух, сошедши на благодатных, подобно тому, как древле на апостолов, завещает прославлять величие и силу Божию разными телодвижениями, и от того благодатные, приведенные в восторг силою св. Духа, с хохотом соскакивали с своих мест, схватывались попарно за руки, падали и валялись по полу» 1117 . На радениях современных хлыстов, в разгаре экстатического возбуждения («сатанинского неистовства»), некоторые сектанты «от избытка духовного восторга заливаются гомерическим хохотом» 1118 . В одном молитвенном собрании Амурских прыгунов, сектантка «в изнеможении, продолжая тихо кружиться, начала кричать: ха! ха! ха! дух! дух! дух! вот – он! вы его не видите?» («Хохот – признак, что пляшущая видит св. Духа и озарена Им») 1119 . Эта сцена очень напоминает описанное Крашенинниковым камлание шаманки у камчадалов: она «призывает бесов к себе словами «гушь, гушь» и скрежещет зубами; а как явится привидение, то, захохотавши, кричит «хай, хай» 1120 . По-видимому, сами сектанты сознают непристойность смеха или хохота в моменты религиозного вдохновения. О хлыстах рассказывают, будто на своих собраниях они часто «скрывают свой смех под крылом архангела» 1121 , т. е. под радельным платком, очевидно, не будучи в силах вполне подавить его. Своим насильственным характером, неудержимостью, беспричинностью и наклонностью появляться одновременно со слезами он слишком напоминает истерический смех. Для иллюстрации приведу наблюдение Bri­quet, касающееся одной молодой истерички, страдавшей приступами «невольного смеха»: ей случалось часто смеяться в то время, когда она намеревалась плакать; иногда она смея- —793— лась и плакала почти в одно и то же время; но чаще всего ей овладевали приступы смеха без достаточной причины (sans cause süffisante); безразличная вещь заставляла ее смеяться, и тогда она испытывала удовольствие, обычно сопровождающее этот акт, хотя одновременно чувствовала задушение в горле и сжатие в груди 1122 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, так как в послании нет никакого указания на христиан из язычников, то значить эти общества состояли из чистых иудеев, не смешанных с христианами из язычников. Поскольку таковых всего скорее можно было найти в Палестине, где притом же довольно было распространено знакомство с греческим языком: то всего лучше 1110 разуметь здесь церкви христиан из иудеев в Палестине 1111 , если только не должно здесь разуметь 1112 еще скорее (при греческом языке послания) 1113 , под лицами, которым адресовано послание, всех вообще веровавших во Христа из иудеев, в числе которых естественно речь обращена была преимущественно и ближайшим образом к христианам из иудеев главного города и страны. В недавнее время Кестлин 1114 старался доказать, что послание, хотя исключительно назначено было для христиан из иудеев, но отправлено было не ко всем христианским церквам из иудеев, и даже не к большей части, а только к одной, состоявшей из уверовавших иудеев (и притом внепалестинской) церкви; но его доказательства не имеют силы. Если бы были вне Палестины христианские церкви, из иудеев только состоящие, то конечно послание могло бы быть отправлено к таковым внепалестинским церквам. И касательно этого последнего составлены весьма различные гипотезы 1115 . Так на некоторых основаниях, заимствованных из свойства послания и предполагаемых им читателей, одни разумеют Малую Азию, ибо она действительно более чем какая-либо другая страна, за исключением Палестины, могла иметь читателей, предполагаемых посланием 1116 . Еще с большим может быть правом, чем малоазийских, можно при послании иметь в виду александрийских христиан из иудеев, духовному воззрению которых в таком очевидном соответствии находится послание к Евреям 1117 , если бы древние, именно александрийские учители церкви не высказывали совершенно противоположного сему мнения. Но вероятно, как сейчас было сказано, к читателям послания должны быть отнесены действительно все христиане из иудеев, жившее во всех этих и вообще во всех местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Что такое монашество по существу? Как жизненный принцип монашество заключается в том, чтобы ставить единственною целью своей жизни созидание своего внутреннего человека, т. е. уничтожение греховных склонностей или совлечение ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных, 1116 и воплощение в себе нового человека, т. е. духовных совершенств, заповеданных учением благодати. Подобное определение цели принятия монашества явствует и из чина пострижения, и из всех отеческих писаний о монашеской жизни, между коими главнейшие состоят из указания, во-первых, свойств греховной природы нашего падшего естества и средств к исторжению их (учение о восьми пороках), и, во-вторых, из раскрытия способов к усвоению совершенств богоподобия и описания свойств последнего (добродетели). Но монашеская жизнь по отеческим творениям и по фактам своей пятнадцативековой истории являлась (sensu Kantiano) 1117 не как принцип только и не как раскрытие чисто субъективного психического процесса постепенного христианского возрастания человека, но и как известный специализированный способ применения этого процесса к жизни, как известный определенный индивидуальный и общественный быт. Раскрытием и регламентацией этого способа занимаются монастырские уставы, сохраняющиеся в предании и писанные. Вопрос о совмещении монашества с пастырством, естественно, возникает потому, что пастырство есть деятельность общественная, требующая от пастыря и духовного участия в жизни мирян, и постоянного внешнего соотношения с людьми, а монашество ставит своею единственною целью внутреннее самовоспитание, средством же к нему уставы предлагают уединение и отрешение от мирских людей и дел. Впоследствии даже психический процесс усовершенствования был специализирован почти исключительно к покаянию и самый подвиг монашества сужен до понятия подвига покаяния, – прибавим, параллельно с подобным же пониманием существа христианской религии вообще, каковое ее понимание имелось еще у преп. Ефрема Сирина , а после Дамаскина стало господствующим, чтобы не сказать исключительным, до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Для обслуживания паломнических караванов в их путешествиях, при остановках и ночлегах Русская Духовная Миссия в настоящее время располагает следующими земельными участками и приютами. По дороге в Назарет на середине пути имеется участок около сел Дженнин, около которого, как предполагают, Иисус Христос исцелил 10 прокаженных мужей. Вблизи этого селения находится большой участок Миссии, с обильным источником и с массою плодовых деревьев, а через участок проходит ветка железной дороги от г. Кайфы. Между Назаретом и Тивериадой в сел. Кане Галилейской также большой сад. В последнем городе, впрочем, находится и большой участок Палестинского Общества. Затем по дороге вблизи горы Фавор, горы Блаженств и долины Насыщения 1116 в 1913 г. приобретен участок «Любие». В г. Тивериаде на развалинах старых городских стен, приобретенных еще покойным архимандритом Антонином, устроен большой дом, а в получасе от него громадный сад на трех смежных участках в селении Магдала с 3 пресными и 7 минеральными источниками. Из перечисленных участков обстроено и может служить не только местом отдыха, но и для ночлега только Тивериадское подворье. В остальных местах не устроено даже бараков. По дороге на Иордан Духовная Миссия имеет в 6 верстах от Иерусалима, в Вифании, очень большой двухэтажный дом, который в настоящее время заканчивается постройкой. Ввиду близости к Иерусалиму это подворье в качестве приюта большого значения не имеет 1117 . Далее, на половине дороги к Иордану, около местности, носящей название «Добрый Самарянин» (сближение с притчею Спасителя), в 1912 г. куплен был участок и устроена цистерна для воды, но до сего времени участок не приведен в порядок: не окончена ограда и нет бараков. В Иерихоне имеется довольно поместительное подворье, состоящее из каменного двухэтажного дома, навеса для столовой и кухни с кипятильниками. По дороге к Вифлеему и Дубу Мамврийскому Миссия имеет вблизи Вифлеема, хотя значительно в сторону от дороги, участок «Поле Вооза» или «Пастушки» – даже не огороженный. Имеются в самом Вифлееме два участка Палестинского Общества, но необстроенные 1118 . Затем, на половине дороги к Дубу Мамврийскому, находится большой участок «Бет-Захария», о котором уже упомянуто ранее. Для паломников здесь имеется большой дом с 2 церквами, из коих одна устроена в вырытых по распоряжению архимандрита Леонида новых пещерах. Наконец, на большом участке у самого Дуба Мамврийского имеется довольно поместительное подворье – каменный двухэтажный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

в) подробное ознакомление со лжеучениями, догмы которых подвергаются быстрым и частым изменениям г) выяснение литературных нужд миссии, а также разрешение вопросов миссионерской полемики и методики д) совместное обсуждение вопросов школьной миссии, и е) выяснение материальных нужд миссии. 3). В состав областных съездов входят пастыри, миссионеры и представители миссионерских учреждений из епархий, наиболее тесно связанных между собою общностью миссионерских нужд. 4). Областные и всероссийские съезды созываются по определению Святейшего Синода. Постановления съездов через епархиального архиерея представляются в Святейший Синод. Приложение к § 6 пункта б раздела III Правил Извлечение из правил об устройстве миссий и о способе действий миссионеров и пастырей Церкви по отношению к раскольникам и сектантам, утвержденных Святейшим Синодом (от 25-го мая 1888 г. за 1116). 9). Миссионеры и приходские священники, при исполнении ими своих обязанностей, прежде всего, должны быть проникнуты живым сознанием единства их действий и оказывать друг другу братскую любовь и взаимную помощь в достижении общей цели, предупреждая всякие личные недоразумения и избегая всего, что может служить к ослаблению и подрыву их деятельности во вред Святой Церкви. 10). Прибывший на собеседование миссионер, хотя бы он по своим познаниям и положению стоял выше местного священника, должен оказывать ему, как настоятелю церкви и пастырю прихода, полное братское уважение; посему по приезде в селение миссионер, прежде всего, должен явиться к приходскому священнику, а где их несколько – к старшему из них, с тем, чтобы условиться о месте и о времени бесед; на самых беседах миссионер должен предоставлять приходскому священнику их открытие, которое имеет начинаться совершением обычной молитвы, затем чтением дневного Евангелия, или же простою краткою речью, с объяснением в ней цели прибытия миссионера и с приглашением старообрядцев внимательно выслушать миссионера и беседовать с ним, руководствуясь желанием познать истину; местному же священнику предоставляется и заключительное слово в беседе, которое при краткости должно иметь общеназидательное значение и отнюдь не должно затрагивать вопросов, могущих вызвать раскольников и сектантов на новые словопрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1114 Высказывая это замечание, мы рассуждаем приспособительно к существующему характеру духовно-учебных заведений, с указанною двойственностью преследуемых ими задачи. Но мы полагаем, что было бы целесообразнее совсем устранить эту двойственность и, приблизив организацию преподавания общеобразовательных предметов к обычному типу, выделить специальные классы в особые учебные заведения, которым вполне и приличествовало бы наименование духовной или богословской школы. На ряду с этим для приготовления низших членов клира могли бы быть созданы особые, тоже 2–3 годичные школы с специальным курсом, куда могли бы поступать не прошедшие почему-либо всех общеобразовательных классов семинарии, равно как и прошедшие другой какой-нибудь учебно-подготовительный путь, не ниже хотя бы двухклассных народных училищ. Спешим присоединить, что такой проект пониженного общего и специального образования низших клириков мы считаем допустимым лишь в силу практической невозможности, по существующим условиям материального обеспечения нашего духовенства, расширить в настоящее время на всех, без исключения служителей церкви общую норму образовательного курса духовных семинарий. 1115 Вот один из образцов семинарского острословия в этом роде. В одной из семинарий велась шутливая, но горячая полемика между „живущими“ и „приходящими“ воспитанниками. Живущие жили в общежитии, приходящие – в городе. Доказывая свое превосходство над приходящими, живущие ссылались на текст св. писания: „мы же, живущие, воскреснем первее, потом же и вси“, т. е., комментировали они, мы, живущие, при кончине мира воскреснем раньше вас, приходящих (Дух. шк., стр. 86). 1116 „Согласие палаты лордов, говорит Вильсон, по закону так же необходимо для каждого законодательного акта, как и согласие палаты общин; но она не часто отказывает в этом согласии. Если палата общин, говорит авторитетным голосом, и если ясно, что за нею стоит вся нация, она считает тогда своим долгом соглашаться. Её роль в законодательстве была точно определена, когда была названа ролью тщательной ревизии. Только того она может мудро и справедливо противиться желанию палаты общин, когда есть какое-либо сомнение в истинной воле народа“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Остальных монахов Петр проектировал заставить обрабатывать монастырские земли, «дабы сами хлеб себе промышляли», 1109 когда же среди служащих откроются вакансии, то на их места переводить пашенных, вакансии же последних не замещать вовсе с тем, чтобы, когда они переведутся, вновь постригать только на место служащих 1110 . В женских монастырях пашенным монахам должны были соответствовать рукодельницы, т.е. питающиеся от своего рукоделья вместо пашни 1111 . Вскоре, однако, Государь решил «разобрать» поселенных уже в монастыри отставных, дабы выделить из них наиболее нуждающихся в призрении и помощи, а остальных, еще здоровых и бодрых определить к делам. Эту меру Синод принял с восторгом и, между прочим, определил, чтобы служащим по духовному ведомству отставным выдавалось жалованье соответственно окладам тех гарнизонов, в пределах округа которых они находятся 1112 . Переполнение монастырей было таким образом очевидно и тягостно, если принять во внимание, что монашеское жалованье получали только рядовые, унтер-офицеры – в полтора раза больше, а офицеры – по Регламенту, т.е. гораздо больше чем монахи. Понятно, что при этом монахи далеко не получали того, что им полагалось по штатам 1701 г. и даже 1705 г. 1114 . Поэтому монастыри просили Коллегию Экономии, а та еще 19 апреля 1727 г. – Сенат, об освобождении их от постоя. Со своей стороны Коллегия полагала, что можно было бы давать отставным по половине гарнизонного оклада 1115 , чем они будут довольны, так как в монастырях ничего не делают. Сенат 29 августа 1729 г. постановил доложить Верховному Тайному Совету о необходимости разобрать отставных и работоспособных поселить на пустых казачьих, стрелецких и др. землях, которые и отвести им вместо жалованья для пропитания, а на обзаведение отпустить им часть идущих на них монастырских сумм. Престарелых же, а также обер- и штаб-офицеров Сенат предлагал оставить в монастырях с выдачею им жалованья вполовину 1116 . Но на этот доклад Сената не последовало ответа более года, так что отставные, страдавшие от неопределенности своего материального положения 15 декабря 1730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Впрочем, это изменение порядка не влечёт за собой изменения существа, ибо и у Дейсена Атман толкуется как объективно-космический принцип, а Браман – как субъективное откровение Божества. 1112 От an=дышать; at=идти, av=vâ=дуть, веять и т. д. Дейсен (ibid., 285 und folg.) находит в слове atman оригинальное (и даже исключительное) сочетание двух местоименных корней: a+ta=это я=самость. Во всяком случае, как справедливо пишет Гартман (ор. cit., 276), im Sanscrit das Wort Atma oder Atman verliert die Bedeutung von Athem, Hauch, Seele oder Geist viel früher als etwa das Wort πνεμα im Griechischen und geht in die Bedeutung von Selbst, ατς, ipse über; aber es geht auch weit über die Bedeutung des Pronomen reflexivum hinaus, und schwingt sich zur Bezeichnung der höchsten metaphysischen Abstraktion empor welche wir nur durch die Worte Wesen oder Absolutes wiedergeben können. Mit dieser Abstraktion ist das Atma doch zunächst nur negativ bestimmt als Nicht-Ich und Nicht-du und Nichtdieses. 1116 Braman (существит. отвлечённое, от barh-farcire – напрягаться, вздыматься) озн. напряжение или подъём духа, характеризующий молитву, отсюда – молитва. Следует строго различать браман (сущ. среди, р.) от браман (сущ. муж. рода): браман, как сказано значит молитва, и потом, позднее, открытая молитвенному духу Веда (вообще Веды – откровение): браман же значит, во-первых, брамин (священнослужитель, жрец, как преимущественный совершитель брамана и провозвестник Вед), а потом (позднее) Браман – Брама – открывающееся молитвенному духу верховное Божество. Ср. Барт, ор, cit., 96. 1132 Станс (муж. род; устар. станц , станса; мн. ч. стансы; станцы ; фр. stance от итал. stanza, комната) – стихотворная строфа с законченным содержанием. – прим. эл. ред. 1134 Публичное богословское чтение, состоявшееся 5-го марта сего 1901 года в зале Синодального училища, в Москве на Никитской. 1135 При изложении философии Ницше, автор имел под руками следующие сочинения: из произведений Ницше в русском переводе: 1) „Так говорил Заратустра“, перевод Арс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010