Od. X 227-306); спасает бога Ареса от козней Алоадов. Г. охраняет героев во время странствий ( Homer. Iliad. XXIV 334). Он помог Приаму невредимым проникнуть в стан Ахилла ( idem. XXIV 339-447), причем здесь сказалось умение Г. открывать незримо любые узы ( Homer. Hymn. III 410). Хитрость и ловкость Г. делают его покровителем плутовства и воровства. Описание воровских подвигов Г. и история кражи младенцем Г. прекрасного стада коров у Аполлона дается в гомеровском «Гимне Гермесу» (Ibid. III 68-94). Г. обучил плутовству своего сына Автолика - деда Одиссея со стороны матери; хитроумие Одиссея - результат наследственности, полученной от божественного предка ( Homer. Od. XIX 394-398). Благодаря хитрости и обману Г. освободил Ио от чудовищного Аргоса и убил его. Надев шлем Аида, Г. ловко убил одного из гигантов ( Apollod. I 6, 2). Функция Г. как покровителя пастушества, умножающего приплод в стадах вместе с Гекатой ( Hes. Theog. 444), вторична (ср. Пан - сын Г., бог стад). Г. и Аполлон взаимно обменялись рядом важнейших функций или поделили их между собой. Согласно мифу, случайно (ибо все случайные находки посылаются Г.) найдя черепаху, Г. впервые изготовил из ее панциря семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил его отдать ему лиру в обмен на коров ( Homer. Hymn. III 413-502). В придачу Г. вручил Аполлону свою свирель, за что получил от того золотой жезл и был им научен искусству гадания ( Apollod. III 10, 2). В период поздней античности возник образ Г. Трисмегиста («трижды величайшего») в связи с близостью Г. потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и т. н. герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения (см. Герметизм ). Г. почитался на анфестериях - праздниках пробуждения весны и памяти умерших. В рим. мифологии почитался под именем Меркурия - покровителя торговли. Ист.: Pausan. Descript.; Homer. Hymni/Ed. A. Baumeister. Lpz., 1915; Thucydides historiae/Ed. С. Hude. Lpz., 1903. 2 vol.; Euripidis tragoediae/Ed. A. Nauck. Lpz., 1912-1921. 3 vol.; Apollod. ; Plat. ; Homer. Iliad.; idem. Od.; Hes. Theog. Лит.: Der homerische Hermeshymnus/Erläutert u. untersucht v. L. Radermacher. W., 1931; Raingeard P. Hermès psychagogue: Essai sur les origines du culte d " Hermès. P., 1935; Ker é nyi К. Hermes der Seelen-Führer. Zürich, 1944; Brown N. O. Hermes - the thief. Madison, 1947; Moorsel G. V. The mysteries of Hermes Trismegistus. Utrecht, 1955. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164829.html

Разделы портала «Азбука веры» на русский язык Чи1нъ и3 npec™hz бцdы, и3ли2 мн0гихъ. Начинаетъ же всЕ по пред8указанному на w4бpaзa хгт0ва, даже до ралмА, и4же чmemcz, м7д. Трнгну сердце моЕ сл0во бlro, глаг0лю дэлА мо‰ цRebu: м0й тр0сть кни1жника скоропи1сца. Красенъ добр0тою паче сынНвъ человёческихъ, бlroдamь во твои1хъ: cerw2 ради бlrocлobu1 mz бGъ во вёкъ. Npenosшu мечь тв0й по твоей си1льне, красот0ю твоею, и3 добр0тою твоею, и3 haлzцы2 и3 и3 цгтвуй, и4стины ради, и3 кр0тости, и3 правды, и3 наставитъ mS дu1bhw десни1ца mboS. Стрёлы тво‰ u3з8wщpehы си1льне: под8 тоб0ю падутъ въ сердцы вр†гъ царевыхъ. Пгт0лъ тв0й б9е въ вёкъ вёка: жезлъ правости: жезлъ mboerw2. Возлюби1лъ правду, и3 возненави1дэлъ cerw2 ради помаза mS б9е бGъ тв0й радости, паче прич†стникъ твои1хъ. и3 стакти, и3 kaccja t ри1зъ твои1хъ, t msжecmeй слон0выхъ, и3з8 ни1хже возвесели1ша mS. царей въ чести твоей, предстА цRu1цa тебЕ, въ ри1захъ позлащенныхъ преиспещрена. Слнши дщи2, и3 ви1ждь, и3 приклони2 твоЕ, и3 забуди лю1ди тво‰, и3 д0мъ пц7А mboerw2. И# возжелаетъ царь добр0ты mboeS, занЕ т0й rDь тв0й, и3 nokлohu1шucz И# дщи2 съ дары, лицУ твоемУ noм0лzmcz BcS слава дщере цRebы внутрь, pschы златнми и3 преиспещрена. Npubeдymcz цRю2 дВвы въ слёдъ npubeдymcz Npubeдymcz въ и3 bbeдymcz въ храмъ цRebъ. Bмecmw твои1хъ бнша сннове твои2: поставиша khsзu по всей земли2. NoмzhY u4мz твоЕ во bcskoмъ р0дэ и3 р0дэ. cerw2 ради u3cnobeдzmcz въ вёкъ, и3 во вёкъ вёка. Слава, и3 три1жды. noм0лuмcz. Лu1kъ: ГDu поми1луй. же чтетъ ГDu б9е нашъ, и4же сопредвёчному и3 твоемУ сн7у и3 сл0ву, t npeчcmыz приснодв7ы мRju bonлomu1mucz и3зв0лилъ и3 бцdy ржств0мъ пречстымъ и3з8 heS содёлавъ, предстательницу, пом0щницу и3 моли1твенницу всВмъ вВрнымъ сотвори1лъ при1зри нннэ на насъ cмupehhw мoлsщuxъ ти cz и3 бцdy u4cmuhhw и3менующихъ, и3 бнти вёрующихъ, и3 въ мольбУ къ bephw призывающихъ, и3 мlmbaмu сотвори2 и3 мольбы6 haшz, и3 низпосли2 бlroдamь npec™arw mboerw2 д¦а на ю4же раби2 твои2 въ честь и3 naмzmь cowpyжu1шa, и3 бlrocлobu2 и3 ю5 нбснымъ твои1мъ и3 подаждь си1лу и3 крёпость чyдomb0pharw Сотвори2 ю5 врачебницу и3 цэльбамъ и3ст0чникъ, всВмъ въ болёзнехъ къ ней притекающымъ, и3 бцdы ради t тебЕ п0мощи npocsщымъ: и3 всёхъ и4же пред8 сею npeбlrocлobehhyю дв7у, и3 м™рь rDa haшerw хгтА, boзлю1блehharw сн7а mboerw2, дocm0йhw чти1ти, и3 предстательницу р0да въ мольбУ къ и3 въ п0мощь въ бэдахъ и3 нуждахъ свои1хъ призывати будутъ, и3збаву, и3 ск0рую п0мощь получи1ти спод0би: же и5мъ млcmubhw подаждь, и3 бlroдamь проси1мую t тебЕ ck0pw и3 млсть t mboerw2 желанную, причастники бнти сотвори2: щедр0тами и3з8 heS p0ждшarwcz сн7а mboerw2, bonлoщehharw бGa и3 сп7са haшerw хгтА, съ ни1мже подобаетъ bcskaz слава, честь и3 и3 съ прес™нмъ, и3 бlru1мъ, и3 жubombopsщuмъ твои1мъ д¦омъ, нннэ и3 npu1chw, и3 во вёки вэкНвъ.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/chin-b...

Das Problem des Übels in der Philosophie des Abendlandes. W., 1955. Bd. 1: Von Platon bis Thomas von Aquino; Cusimano F. A. Il problema del male e della grazia in S. Agostino//Iustitia. 1973. Vol. 26. P. 146-164; Evans G. R. Augustine on Evil. Camb., 1982; Burns J. P. Augustine on the Origin and Progress of Evil//J. of Religious Ethics. 1988. Vol. 16. N 1. P. 9-27; Sch ä fer Ch. Unde malum: Die Frage nach dem Woher des Bösen bei Plotin, Augustinus und Dionysius. Würzburg, 2002. S. 194-343; Bracht K. Freiheit radikal gedacht: Liberum arbitrium, securitas und der Ursprung des Bösen bei Augustin//Sacris Erudiri. 2005. Vol. 44. P. 189-217. А. Р. Фокин Учение о З. в античной философии В сочинениях древнегреч. философов понятие «зло» охватывает: З. как метафизический принцип или явление космического порядка, осмысление к-рого предполагает постановку проблемы теодицеи и космодицеи; З. как один из главных предметов этической мысли. Последнее включает в себя моральное З., т. е. душевный порок, и его реализацию в действиях и поступках, а также разного рода неморальное З., т. е. страдание как таковое и проч. разновидности неморального вреда (бедность, болезнь, смерть и т. п.). Различные аспекты понятия «зло» не всегда отчетливо разграничиваются на уровне теоретической рефлексии и тесно взаимосвязаны, причем в контексте того или иного философского учения эта взаимосвязь может принимать разные формы. Источником человеческих бед и несчастий, по мнению ранних греч. авторов, является либо воля богов, к-рые по своему произволу посылают людям не только благо, но и З. (см., напр.: Homer. Od. IV 236-237: «…по желанию Зевс посылает людям и зло и добро,/Ибо все для Кронида возможно»), либо судьба, стоящая выше богов и часто персонифицируемая в образе 3 мойр ( Hes. Theog. 217-222; 905-906), либо деятельность самого человека, приводящая его к страданиям независимо от богов или даже вопреки судьбе ( Homer. Od. I 32-34; Hes. Theog. 833-836). Боги могут посылать людям З. прежде всего из зависти (φθνος), под которой понимается неприязненное отношение божества к человеческому счастью, в особенности если оно очень велико и превышает меру (см., напр., историю о перстне Поликрата - Herod.

http://pravenc.ru/text/199913.html

ирак. – иранский копт. – коптский лат. – латинский лив. – ливский лит. – литовский н.-венг. – нововенгерский нем. – немецкий нгр. – новогреческий норман. – норманнский пальмир. – пальмирский полаб. – полабский польск. – польский прагерм. – прагерманский праслав. – праславянский ром. – романский рум. – румынский рус. – русский сев.-семит. – северносемитский серб. – сербский сир. – сирийский слав. – славянский слвц. – словацкий сорб. – сорбский ср.-перс. – среднеперсидский ст.-польск. – старопольский ст.-слав. – старославянский ст.-чеш. – старочешский ст.-шв. – старошведский с.-хорв. – сербохорватский тюрк. – тюркский укр. – украинский франк. – франкский хорв. – хорватский цслав. – церковнославянский чеш. – чешский эст. – эстонский Список сокращенных латинских названий источников Var. hist. – Aeliani Variae historiae Amm. Marc. – Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri Agath. Hist. – Agathiae Myrinaei Historia Anna Comn. Alex. – Annae Comnenae Alexias Anon. Martyr. Petri et Pauli – Anonymum Martyrium Petri et Pauli Anth. Pal. – Anthologia Palatina Appian. Illyr. – Appiani Historia Romana (Illyrice) Arrian. Anab. – Arriani Anabasis Aristot. De anim. hist. – Aristotelis De animalium historia Caes. BG. – Caesaris De bello Gallico Const. Porph. De them. – Constantini Porphyrogeniti De thematibus Corip. Iust. – Flavii Crescontii Corippi In Laudem Justini DA – Procopii Caesariensis De aedificiis Demosth. – Demosthenis Orationes Dio Cass. – Dionis Cassii Historia Romana Diod. – Diodori Siculi Bibliotheca historica Edict. Diocletiani – Edictum Diocletiani Etym. M. – Etymologicum Magnum Euagr. – Euagrii Historia ecclesiastica Flori – Lucii Annaei Flori Rerum Romanarum libri IV Fred. – Fredegari Chronicorum libri IV Greg. Tur. Hist. – Gregorii Turonensis Historia Francorum Hdt. – Herodoti Historia Herodian. – Herodiani Historia Hes. Erga – Hesiodi Erga et dies Hes. Theog. – Hesiodi Theogonia Hist. arc. – Procopii Caesariensis Historia arcana Hom. II. – Homeri Ilias Hom. Od. – Homeri Odyssea

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Разделы портала «Азбука веры» на русский язык Mlmbы въ первый день, по внегдА роди1ти птрочА. ГDy noм0лuмcz. BLko rDu вседержи1телю, u3cцэлszй недугъ, и3 bcskyю самъ и3 днесь роди1вшую рабУ твою2, и4м> къ, и3сцэли2, и3 возстави ю5 t пдрА, на немже лежи1тъ: занЕ, по првр0ка дв7да словеси2, въ зaчaxoмcz, и3 сквернави вси2 пред8 тоб0ю. Сохрани2 и3 сего2 младенца, роди2: покрнй ю5 под8 кр0вомъ крилУ t дheшhzrw днЕ, даже до nocлeдhzrw мlmbaмu npeчcmыz бцdы и3 всёхъ с™нхъ: бlrocлobehъ во вёки вэкНвъ, ГDy noм0лuмcz. BLko rDu б9е нашъ, poдu1bыйcz t npeчcmыz bLчцы haшez бцdы, и3 приснодв7ы мRju, и3 мLheцъ во boзлerjй, и3 дётищь бнвый: самъ и3 рабУ твою2, днесь роди1вшую птрочА, поми1луй, и3 прости2 bHльhaz и3 hebHльhaz и3 сохрани2 ю5 t bcskarw мучи1тельства: и3 и3з8 heS poждehharw младенца соблюди2 t bcskarw t лю1тости, t бури conpomu1bharw, t духНвъ лукавыхъ, дневннхъ же и3 нощннхъ. же соблюди2 под8 державною рук0ю твоею, и3 даждь ск0рое и3 t скверны и3 болёзни и3сцэли2, и3 и3 души1 же и3 тёлу даруй, и3 свётлыми и3 и3 соблюди2 t bcskarw неви1димыхъ духНвъ, rDu, t недуга и3 слабости, t ревности и3 зависти, и3 t пчесъ приз0ра, и3 поми1луй ю5 и3 младенца, по вели1цэй млсти твоей, и3 ю5 t mэлechыz скверны, и3 разли1чныхъ haxoдsщuxъ и3 и3зведи2 ю5 ск0рою твоею во смиренномъ тёлэ во и3 и3з8 heS рожденнаго младенца спод0би nokлohu1mucz земн0му храму, cлabocл0bumucz и4мени твоемУ с™0му. подобаетъ bcskaz слава, честь и3 пц7У, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, нннэ и3 npu1chw, и3 во вёки вэкНвъ, ГDy noм0лuмcz. ГDu б9е нашъ, бlroboлu1bый сни1ти съ нб7съ, и3 poдu1mucz t c™hz бцdы и3 приснодв7ы мRju, ради насъ грёшныхъ, вёдый немощн0е чeлobeчeckarw прости2 твоей и4м> къ, днесь роди1вшей, по мн0жеству щедр0тъ твои1хъ. тн бо реклъ rDu: pacmu1mecz, и3 и3 и3сп0лните землю, и3 Cerw2 ради и3 мы2 раби2 твои2 м0лuмcz, и3 дерзающе твои1мъ со страхомъ къ mboerw2 с™0му и4мени: при1зри съ нб7сЕ и3 ви1ждь немощь насъ и3 прости2 твоей сей, и4м> къ, и3 всемУ д0му, въ немже poдu1cz птрочА, и3 npukochybшымcz и3 всВмъ, бlrъ и3 чlbэkoлю1бeцъ бGъ прости2: и4маши власть грэхи2, мlmbaмu npec™hz бцdы и3 всёхъ с™нхъ твои1хъ, Другие переводы

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕКАТА [греч. Εκτη], в древнегреч. мифологии богиня мрака, ночных видений и чародейства. Дочь титанидов Перса и Астерии (по др. версии - Зевса и Деметры ). Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой ( Hes. Theog. 409-420). Г.- древнее хтоническое божество, к-рое после победы олимпийцев над титанами сохранило архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей и юношество ( Hes. Theog. 421-452). Ночная, страшная богиня, с пылающим факелом в руках и змеями в волосах, Г.- богиня колдовства, к к-рой обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий ( Apoll. Rhod. Ill 842, 985, 1026-1041; IV 246-251). Она помогает покинутым возлюбленным ( Theocr. II). Г.- ночная «хтония» и небесная «урания», «неодолимая», бродит среди могил и выводит призраки умерших (Hymn. Orph. I). В образе Г. тесно переплетаются хтонически-демонические черты доолимпийского божества, связывающего 2 мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая к Селене ( Theocr. II 11-14) и к Артемиде , что уводит происхождение Г. в пределы М. Азии. Г. можно считать ночным коррелятом Артемиды; она тоже охотница, к-рую сопровождает свора собак, но ее охота - это мрачная, ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней. Г. близка к Деметре - жизненной силе земли, к Персефоне - олицетворению подземного мира, к-рую она помогает искать матери (Hymn. Hom. V 52-62). Римляне отождествляли Г. с «богиней трех дорог» Тривией. Изображение Г. помещалось на распутье или перекрестке дорог, где ей обычно приносили жертвы. Образ Г. совмещает мир героической мифологии и архаический демонизм, поставленный на службу человеку, но часто губящий классический героизм, переводя его в план прямой зависимости от темных сил. Ист.: Apollonii Rhodii Argonautica/Emendavit R. Merkel; Scholia vetera e Cod. Laurentiano/Ed. B. Keil. Lipsiae, 1854. [T.] 2; Callimachea/Ed. O. Schneider. Lipsiae, 1870-1873. 2 t.; Orphica/rec. E. Abel. Lipsae, 1885; Hymni Homerici/Ed. A. Baumeister. Lipsiae, 1915; Theocritus. Works/Ed. by A. S. F. Gow. Camb., 1950. 2 vol.; Hesiod. Theogony/ed. by М. L. West. Oxf., 1966. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161921.html

Хаос объят ужасным жаром, Зевс, шествуя с Олимпа, мечет громы и молнии, содрогается земля, 300 камней из рук 3 сторуких затмевают солнце, титаны побеждены и сброшены в Тартар, где их и стерегут 3 могучих брата - Котт, Бриарей и Гиес. Мощь этой картины не уступает картине, описанной Гомером. Победитель Зевс устанавливает новый миропорядок, построенный на законе, упорядоченности, мере (Гесиод особенно почитает меру и призывает: «Меру во всем соблюдай» - Hes. Орр. 694), создается героический, олимпийский период мифологического процесса. Зевс вступает в союз с божествами, потомками титанов, к-рые могут помочь ему в новом, упорядоченном мироздании и без к-рых космический порядок будет нарушен. Продолжают светить небесные боги Гелиос и Селена, встает по утрам Эос-Заря, чередуются день и ночь, Океан катит воды вокруг земли. В браке с титанидой Мнемозиной рождаются 9 муз, с титанидой Лето - Аполлон и Артемида, с Фемидой (2-я супруга Зевса, дочь Геи и Урана) - оры, следящие за чередованиями времен года, и мойры, богини судьбы,- Клото, Лахесис, Атропа ( Hes. Theog. 901-920). Большая роль отведена благоустроительнице Гекате. В повествовании о 3-м поколении богов также идет речь о браках Зевса (Ibid. 886-962) с богинями, об их детях (1-я супруга Метида-Мудрость, проглоченная Зевсом, породившим из своей головы Афину, 2-я - Фемида, 3-я - Гера и др., уже незаконные союзы) и о союзах со смертными женщинами, матерями героев. Т. о., Гесиод упоминает 4-е поколение молодых богов, таких как Афина, Аполлон, Артемида, Гермес, верных своему отцу, великому Зевсу. В заключение (Ibid. 965-1022) перечисляются богини и их дочери, вступившие в брак со смертными мужами (Деметра, Гармония, Эос, Фетида, Афродита, Кирка и др.). Зевс окончательно утверждает власть после битвы с Тифоном, или Тифоеем,- страшным миксантропическим существом, младшим сыном Земли и Тартара. Гесиод живописует образ чудовища с сотней змеиных голов, испускавшего вопли разных диких животных. После титаномахии это новое испытание для власти Зевса кончается его победой над чудовищем, сброшенным в Тартар (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРОДИТА [Греч. Αφροδτη], в древнегреч. мифологии богиня любви и красоты малоазийского происхождения. Этимология ее имени неясна. Существуют 2 версии происхождения А.: по одной, она - дочь Зевса и Дионы ( Hom. Il. 370), по др.- род. из крови оскопленного Кроносом Урана, к-рая попала в море и образовала пену ( Hes. Theog. 189-206). Отсюда имя богини - Пенорожденная как результат т. н. народной этимологии (греч. φρς - пена). Очевидно древнее хтоническое происхождение культа богини, тем более что Гесиод в том же месте «Теогонии» сообщает, что одновременно с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты; следов., А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил. А. обладала мощным, пронизывающим весь мир чувством любви. Это ее воодушевляющее, вечно юное начало представлено у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I 1-13). А. почиталась как богиня плодородия, вечной весны и жизни, и ее имя сопровождалось эпитетами «в садах», «священно-садовая», «в стеблях», «на лугах». Она всегда изображалась в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф ( Hom. Il. V 338; Od. XVIII 194; Hymn. Hom. VI 5 сл.), прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря») - т. о., сила А. распространялась на землю, море и горы. А.- богиня браков и родов ( Paus. I 1, 5), а также «детопитательница» (Anthol. Pal. VI 318). Ее любовной власти подчинены боги и люди, но ей неподвластны Афина , Артемида и Гестия (Hymn. Hom. VI 7-33). Служение А. часто носило чувственный характер, близкий к вост. культам ( Herod. I 199). А. считалась также богиней гетер и сама иногда именовалась гетерой и блудницей. Однако в Греции черты малоазийской богини, сближающие ее с Иштар , Исидой и Кибелой, становятся гораздо мягче. Архаическая А., внушавшая ужас, с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью, превращается в кокетливую и игривую богиню, занявшую достойное место среди богов Олимпа. Классическая А.- дочь Зевса и Дионы ( Hom. Il. V 370), др. вариант мифа почти забыт. В VI гомеровском гимне рисуется великолепная картина рождения богини из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда Киприда, Кипророжденная). Супругом А. является Гефест, самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Любви А. домогаются Посейдон и Арес . Ряд источников, в к-рых рассказывается о любви А. и Ареса, называет детей от этой незаконной связи: Эроса и Антэроса, а также Деймоса, Фобоса (Страх и Ужас - спутники Ареса) и Гармонию ( Hes. Theog. 934-937).

http://pravenc.ru/text/77144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЯ [греч. Γαα, Αα, Γ], в греч. мифологии мать-земля. Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в теогоническом процессе. Г. род. вслед за Хаосом ( Hes. Theog. 116 сл.). Она - одна из 4 первопотенций ( Хаос , Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана -небо и взявшая его в супруги (Ibid. 126 след.). Вместе с Ураном Г. породила 6 титанов и 6 титанид, среди к-рых - Кронос и Рея, родители Зевса . Ее порождения также Понт-море, горы, трое киклопов и трое сторуких (Ibid. 126-153). Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Г., страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови к-рого появились на свет чудовища (гиганты, эринии) и прекрасная Афродита (Ibid. 154-206). Брак Г. и Понта-моря дал начало целому ряду чудовищ (Ibid. 237-240). Внуки Г. во главе с Зевсом в битве с детьми Г., титанами, победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир (Ibid. 674-740). Г. не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса (Ibid. 470-486). По ее совету Зевс освободил сторуких, к-рые сослужили ему службу в титаномахии (Ibid. 624-628, 713-717, 734 сл.). Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну ( Homer. Iliad. I 5). Золотые яблоки вечной молодости - ее свадебный дар Гере. Известна мощная сила, к-рой Г. питала своих детей; ее сын Антей был неуязвим благодаря именно этой силе. Иногда Г. демонстрировала свою независимость от олимпийцев (в союзе с Тартаром она породила чудовищного Тифона, к-рого уничтожил Зевс) ( Hes. Theog. 821-868). Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Г. ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью, уродством и миксантропизмом, т. е. смешением животных и человеческих черт (напр., Эхидна - дева-змея). С течением времени стихийно порождающие функции Г. отошли на 2-й план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой ( Aeschyl. Prom. 209-210) и имела свое древнее прорицалище в Дельфах , к-рое потом стало прорицалищем Аполлона . Образ Г. частично воплотился в Деметре с ее благодетельными для человека функциями, в образе Богини-Матери с ее неиссякаемым плодородием, в Кибеле с ее оргиастическим культом. Лит.: Dieterich A. Mutter Erde. Lpz., 1925; Mayer A. Erdmutter und Hexe. Münch., 1936. А. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164935.html

1869. Iudee T. III. p. 69. 30 Guerin. Description... 1874–5 Samarie. t. I. p. 201; t. II. p. 41. Robinson. Palästina. B. II. S. 567. 32 По 2Пар.13:4,19 Авия, царь иудейский, в войне с Иеровоамом, царём израильским, располагает свое войско «на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых». После поражения израильтян, он преследует их до Вефиля, который и завоевывает с некоторыми другими городами. Город Цемараим упоминается наряду с Вефилем в числе городов Вениаминовых ( Нав.18:22 ). Но точное положение его, а также горы Цемараим неизвестно. Полагают, что он лежал к востоку от Вефиля. Lange. Theologisch-homiletis hes Bibelwerk. A. T. Ш, S. 227. 35 Guerin. De cription. Iudee. t. I. p. 363–384. A. A. Олесницкий. Святая земля. Т. II. Стр. 223–225. 36 Köhler. Lehrbuch der Biblischen Geschichte Alten Testamentes. 1881. II. Hälfte S. 94. 95. 135. Riehm. Handwörterbuch des Biblischen Alterthums für gebildete Bibelleser. S. 1264–65. Köhler. Lehrbnch. II. S. 95. 96. 40 ) A. A. Олесницкий говорит только o двух дорогах от Иерусалима до Яфы. «По одной чаще ходили ко гробу Господню древние христианские пилигримы из Европы, по другой чаще или даже исключительно ходят пилигримы нынешние». «Первая дорога представляет собою путь узкий в трудный среди раскиданных известковых гор, чрез едва доступные даже для пешеходов рытвины и скалы... Вторая дорога, в своем нынешнем виде, представляет совершенно удобное, хотя не без крутых подъемов, шоссе, легко могущее служить полотном для железной дороги». Первая дорога – вефоронская, вторая – чрез Кириаф-ель-Енаб (Абу-Гош). Святая Земля. 1878. Т. II. Стр. 221–222. 41 Севернее вади Солейман и пути вефоронского какая-то вади перерезывает всю западную часть горного Ханаана. Восточные её выходы к Ель-Бире находятся как раз на одной линии с западным выходом к тому же месту вади Сувеинит. Вместе взятые обе эти вади перерезывают весь Ханаан во всю его ширину от Средиземного моря до Иордана в юго-восточном направлении и еще лучше, чем указанная в тексте линия, могли бы быть естественною границею между средним и южным Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007