Дж. Пристли (унитарий, полемизировал с Эвансоном, 1793). Шлейермахер и его школа, в особенности Люке (1820, 1840), Блик (1846, 1862) и Де Bette (после некоторого колебания, 1837, 5–е изд. под редакцией Брюкнера, 1863). Креднер (1836); Неандер (Neander, Leben Jesu, 1837), Толук (Tholuck, Glaubwürdigkeit der evang. Geschichte, 1837, полемика со Штраусом); Эндрюс Нортон (унитарий, Andrews Norton, Evidences of the Genuineness of the Gospels, 1837 — 1844, 3 vols.; 2d ed. 1846; сокращенное издание Boston, 1875); Эбрард(1845, полемика с Бауром; переизд. 1861,1868 и 1880 в «Энциклопедии» Герцога); Тирш (1845, полемика с Бауром); Шнайдер (1854); Хенгстенберг (1863); Астье, (1863); Хофстед де Гроот (Basilides, 1863; нем. перевод 1868); Ван Оостерзее (полемика с Шольтеном, нем. изд. 1867; англ. перевод Хёрста); Тишендорф (Tischendorf, Wann wurden unsere Evangelien verfasst? 1865, 4th ed. 1866; также переведена на англ. язык, но очень плохо); Риггенбах (1866, полемика с Фолькмаром); Майер (Meyer, Com., 5th ed. 1869); Вайсе (в 6–м издании работы Майера, 1880); Ланге (Lange, Leben Jesu; 3–е издание его же «Толкования», 1868, переведено и дополнено Шаффом в 1871 г.); Сэндей (Sanday, Authorship and Historical Character of the Fourth Gospel, London, 1872); Бейшлаг (в альманахе «Studien und Kritiken» за 1874 и 1875 г.); Лютхардт (2–е изд., 1875); Лайтфут (в альманахе «Contemporary Review» за 1875 — 1877 г., полемика с автором «Сверхъестественной религии»); Фишер (Geo. P. Fisher, Beginnings of Christianity, 1877, ch. X; статья «Четвертое евангелие» в журнале «The Princeton Review» за июль 1881 г., pp. 51–84); Годе (Godet, Commentaire sur l " Évangile de Saint Jean, 2d ed. 1878; 3d ed. «complètement revue», vol. I, Introduction historique et critique, Paris, 1881, 376 с); Уэсткотт (Westcott, Introd. to the Gospels, 1862,1875, a также Com. 1879); Млк–Клеллан (МсС1е11ап, The Four Gospels, 1875); Миллиган (несколько статей в альманахе «Contemp. Review» за 1867, 1868, 1871 г., а также толкование Евангелия от Иоанна, написанное совместно с Мултоном в 1880 г.); Эзра Аббот (Ezra Abbot, The Authorship of the Fourth Gospel, Boston, 1880; переиздано в его сборнике Critical Essays, Boston, 1888; прекрасное исследование внешних фактов, в особенности важного свидетельства Иустина Мученика); Джордж Сэлмон (George Salmon, Historical Introd. to the N. T., London, 1886; 3d ed. 1888, pp. 210 sqq.). См. также Α. Η. Francke: Das Alte Test, bei Johannes, Göttingen, 1885.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Отдельные упоминания об И. сохранились в Житиях св. Картаха (Мохуту) и св. Маэдока. В лат. Житии св. Картаха изложено предание о пророчестве И., направленное на укрепление престижа церковной общины Лес-Мор (ныне Лисмор, графство Уотерфорд). Здесь сообщается о прибытии в обитель И. неких клириков в сопровождении мальчика, впосл. жившего в обители св. Картаха. И. предсказала, что земля кладбища (leuiciana), на к-ром будут погребены она и этот мальчик, не примет тел грешников: «И он был похоронен на кладбище града св. Мохуту, называемого Лес-Мор... как предсказала св. Ита» (Vita S. Carthagi siue Mochutu. 30//Ibid. T. 1. P. 181). В лат. и ирл. версиях Жития св. Маэдока приводится рассказ о воскрешении монахини из обители И. с помощью посоха святого (Vita S. Aedani seu Maedoc. 45//Vitae Sanctorum Hiberniae ex codice Salmanticensi. 1965. P. 245; Vita S. Maedoc episcopi de Ferna. 49//Vitae Sanctorum Hiberniae. 1910. T. 2. P. 159-160; Betha Máedócc Ferna. 165, 184//Bethada Náem nÉrenn. 1922. Vol. 1. P. 238, 242; Vol. 2. P. 231, 235). Об И. и ее преемниках, не названных по имени, рассказывается в предании о рождении св. Куммене Фота († 662), к-рое известно в неск. вариантах. Так, в т. н. Книге гимнов в прологе к гимну в честь апостолов (инципит «Celebra Iuda»), авторство которого приписывалось Куммене, сообщается, что святой родился в результате кровосмесительной связи между правителем Фиахной и его дочерью. Младенца подбросили в обитель И., где он был воспитан преемниками святой. В прологе упоминается о чаше И., хранившейся в обители. Согласно ирл. Житию св. Куммене Фота, рождение святого произошло при жизни И., которая не посчитала кровосмешение грехом, т. к. оно привело к рождению великого подвижника (см.: Vitae Sanctorum Hiberniae. T. 1. P. CVI; Житие опубл.: The Life of Cuimine Fota/Ed. G. Mac Eoin//Béaloideas. 1971/1973. Vol. 39/41. P. 192-205). Сведения об И. сохранились в средневековых ирландских мартирологах. В метрическом Мартирологе Оэнгуса (ок. 830) святой посвящена строфа под 15 янв.: «Она помогла от множества тяжелых болезней,/Она любила множество трудных постов,/Сияющее солнце женщин Мумана,/Ита из Клуан-Кредала». В более поздних глоссах к Мартирологу приведено предание о том, что И. страдала тяжелым заболеванием - огромный жук (dael) грыз бок святой, но она скрывала это от окружающих. Однажды монахини заметили жука и убили его. Узнав о гибели своего «воспитанника» (dalta), святая разгневалась и предсказала, что ни одна монахиня не станет ее преемницей (ní geba caillech tre bithu mo chomarbus issin n-gnim sin). В Мартирологе из Донегола, составленном в 1629-1630 гг. Михалом О Клери, сообщается, что И. претерпевала мучения от ужасного жука или червя, из-за к-рого у нее высох весь бок; об этом никто не знал, пока паразит не вырос до размеров поросенка. Болезнь И. интерпретируется нек-рыми исследователями как высокая стадия рака груди (см.: Baring-Gould, Fisher. 1911. P. 330).

http://pravenc.ru/text/1237711.html

1945. Участвует во всеобщих выборах 1945 года. «Счастливый поворот», «Разум на пределе возможностей». 1946. 13 августа умирает в своем лондонском доме на Ганновер-террас. Указатель имен Августин Аврелий (Augustinus Aurelius). Авраам. Адамс Билл (Adams Bill). Акройд У.-Р. (Ackroyd W.-R.). Александер Джордж (Alexander George). Aлekcahдp II. Аллен (Чарльз) Грант Блэрфинди (Allen Charles Grant Blairfindie). Алсинг (Alsing). Анвин Реймонд (Unwin Raymond). Анвин Томас Фишер (Unwin Thomas Fisher). Андреева (урожд. Юрковская) Мария Федоровна. Андрейчин Георгий Ильич. Аникст Александр Абрамович. Анубис. Аполлон. Апулей. Арабелла — см. Кенди Арабелла. Аристотель. Арлен Майкл (Arlen Michael). Арним Геннинг Август, граф фон (Amim Henning August, Graf von). Арним Элизабет (урожд. Мэри Аннет Бичем), графиня фон (Amim Elizabeth (Mary Annette Beauchamp), Griffin von) (Крошка Элизабет), в дальнейшем графиня Рассел (Countess Russell). Арчер Уильям (Archer William). Асквит Элизабет (Asquith Elizabeth). Аскоу (Ascough). Астор Уильям Уолдорф (Astor William Waldorf, 1st Viscount Astor). Астор (урожд. Ленгорн) Нэнси Уитчер, леди (Astor (Langhome) Nancy Witcher, Viscountess Astor). Асторы (Astors). Аткинсон (Atkinson). Атлас. Багнольд Энид Алджерин (Bagnold Enid Algerine). Байет Хорес (Byatt Horace). Байет Хорес младший. Байрон Джордж Гордон, лорд Байрон (Byron George Gordon, 6ht Baron Byron). Бакстер Чарльз (Baxter Charles). Бакстоны (Backstones). Баллард Джеймс Грэм (Ballard James Graham). Бальзак Оноре де (Balzac Honore de). Бальфур Артур Джеймс, лорд (Balfour Arthur James, 1st Earl of Balfour). Бальфур Фрэнсис (Balfour Francis). Барбюс Анри (Barbusse Henri). Баркер (Barker). Баркер, сэр Эрнест (Barker, Sir Ernest). Барри, сэр Джеймс Мэтью (Barrie, Sir James Matthew). Баррон Освальд (Barron Oswald). Батлер Сэмюел (Butler Samuel). Батсфорд Герберт (Batsford Herbert). Бах Иоганн Себастьян (Bach Johann Sebastian). Беда Достопочтенный (Bede the Venerable). Безант Анни (Besant Annie). Белла, тетя — см. Кенди Арабелла.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

2285 Aug. De civ. Dei X 29.2: Hoc fortasse credere recusatis, intuentes Porphyrium in his ipsis libris, ex quibus multa posui, quos de regressu animae scripsit, tam crebro praecipere, omne corpus esse fugiendum, ut anima possit beata permanere cum Deo. Cp. De civ. Dei X 32; XXII 26; Retract. I 4.3. 2286 Aug. De civ. Dei XIX 23; De conses. Euagn. I 15.23. В De civ. Dei X 30 Августин упоминает, что Порфирий не разделял мнения Платона и Плотина о метемпсихозе. 2291 См. Hadot. 1962. P. 435–437; Hadot. 1968. Vol. I. P. 477–478; Pepin. 1977. P. 252–267; 2000. S. 105–126; Fattal. 2006. P. 80–118. 2293 Выражение: «отеческий Ум» (греч. νος πατρικ ς) взято из «Халдейских оракулов» (Orac. Chald. Fr. 38.1; см. выше, в главе о Марие Викторине). 2310 Окончание второго гимна св. Амвросия (Fove precantes Trinitas! Ambr. Hymn. II) цитируется Августином в De beat. vit. IV 35. 2314 Horn Ch. Saint Augustin (354–430)//Petit dictionnaire des philosophes de la religion/Éd. F. Niewöhnen, Y. Labbé. Paris, 1996. P. 174. 2315 Датировку сочинений Августина мы приводим по современному справочнику: Augustin Handbuch/Hrsg. V. H. Drecoll. Tübingen, 2007. S. 253–261. Недостающие там датировки мы приводим по новейшему исследованию Л. Айреса (Ayres. 2010). 2334 Brachtendorf. 2007. S. 363. Точно известно, что в 416 г. были закончены первые 12 книг трактата (см. Ep. 174). 2335 Существуют различные варианты деления трактата De Trinitate: на две части (кн. I-VII, кн. VIII-XV, см. Hill. 1973. P. 280; Brachtendorf. 2007. S. 369), на три части (кн. I-IV, кн. V-VII, кн. VIII-XV, см. Schindler. 1965. S. 119), на девять частей (Brachtendorf. 2000) и др. 2336 Fisher E. Planoudes’ De Trinitate, the Art of Translation, and the Beholder’s Share//Orthodox Readings of Augustine/Ed. G. E. Demacopoulos, A. Papanikolaou. N.Y., 2008. P. 41. 2340 Aug. De beat. vit. IV 34–35. Последняя фраза заимствована Августином из 2-го гимна св. Амвросия Миланского (‘Deus creator omnium’). 2342 См. также Aug. Contra Acad. II 2; De div. quaest. 6; De nat. bon. 22, 41; Contra Secundin. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Таким образом, в случае, когда мать не позволяет сыну развивать свою мужскую идентичность , чтобы он мог в нее поверить, то даже если сын и будет с виду подчиняться, но внутренне он будет копить тайную ненависть к ней, что отразится на его взрослом поведении. Изучая взаимосвязь между враждебностью и сексуальным поведением, американский профессор психиатрии Роберт Столлер из Лос-Анжелесского Калифорнийского университета полагает, что некоторые гомосексуалисты чувствуют себя такими раздавленными и уничтоженными своими матерями, что постоянно испытывают сильное желание мести, которое, по его мнению, «активирует определенные аспекты поведения многих гомосексуалистов», эротическим ли будет это поведение или иной природы (Stoller, 1975, цит. по: O’Leary, 2000) . (Окончание следует) Избранная библиография Snortum J., Gillespie J., Marshall J., McLaughin J., Mosberg L. Family dynamics and homosexuality//Psychological Reports. 1969, 24: 763–770. Bieber I., Dain H. J., Dince P. R., Drellich M. G., Grand H. G., Gundlach R. H. … Bieber T. B. Homosexuality: A psychoanalytic study. New York: Basic Books, 1962. Bene Eva . On the Genesis of Male Homosexuality: An Attempt at Clarifying the Role of the Parents//The British Journal of Psychiatry. Vol. 111. Issue 478. September 1965. P. 803–813. Thompson N. L. Jr., et al. Parent-child relationships and sexual identity in male and female homosexuals and heterosexuals. 1973. Stephan W. G. Parental relationships and early social experiences of activist male homosexuals and male heterosexuals// Journal of Abnormal Psychology. 1973, 82 (3), 506–513. Šípová I., Brzek A. Parental and interpersonal relationships of transsexual and masculine and feminine homosexual men// Journal of Homosexuality. 1983, 9 (1), 75–85. Fisher S., Greenberg R. Freud Scientifically Reappraised: Testing the Theories and Therapy. 1996, NY: Wiley & Sons. Bell Alan P., Martin S. Weinberg, Sue Kiefer Hammersmith . Sexual Preference, Its Development in Men and Women : Statistical Appendix. Bloomington: Indiana University Press, 1981.

http://pravoslavie.ru/124398.html

У большинства гомосексуалистов, замечает Стефан, «не было положительного примера мужчины, с которым они могли бы себя отождествить, и поэтому они отождествляли себя с женщиной. Этому процессу способствовало то, что нормальное поведение, которое предполагает мужская роль, не поощрялось ни одним из родителей» (Stephan, 1973). При анализе выборки, состоявшей из более чем 1000 гомосексуалистов, было установлено, что их отцы не любили и не уважали их (Irving и Bieber, 1979). Сравнивая группу женоподобных и неженоподобных транссексуалов и гомосексуалистов с группой гетеросексуалов, в другом исследовании установили, что отцы гомосексуалистов и транссексуалов были к ним намного более враждебными, чем отцы гетеросексуалов, но менее авторитарными. Кроме того, отцы женоподобных гомосексуалистов были намного более жестокими и эгоистичными, чем другие отцы. Вывод: «Мальчики, сильно отождествляющие себя с отцом, особенно когда у отца подчеркнуто мужской характер, не страдают тревожностью. Мужчины из изученной группы гетеросексуалов сообщили, что отец проявлял к ним большую заботу, был сильным мужчиной, пользовался большим авторитетом. Эти отцы являли собой образец, желанный для их сыновей и подходящий для общения с женщиной. Таким образом, исследование установило, что мужчины-гетеросексуалы сильно отождествляют себя со своим отцом, причем развитие самоуважения у них напрямую зависит от степени, в которой отец занимался их воспитанием, а также от прочности эмоциональной связи с ним. В то же время гомосексуалисты и транссексуалы демонстрировали искажение самооценки» (Šípová и Brzek, 1983). Анализ 22 исследований, изучавших проблемы отношений между мужчинами-гомосексуалистами и их отцами, установил следующее: «За небольшими исключениями, гомосексуалисты заявляли, что отцы играли в их жизни негативную роль. Они отзывались о них в таких эпитетах, как холодный”, недружественный”, наказывающий”, жестокий”, держащийся на расстоянии”, отчужденный”. Ни в одном из исследований мы не нашли гомосексуалистов, которые относились бы к своему отцу позитивно и сердечно» (Fisher и Greenberg, 1996).

http://pravoslavie.ru/124398.html

А как все начиналось? На протяжении беременности она скрипела, требовала к себе любви, и тогда, когда такая просьба звучала уже невыносимо навязчиво, он, целуя в затылок, обнимал ее и шептал: «Я люблю тебя». Потом, когда родилась дочь, мчался домой к иконам и благодарил Господа. А она, смотря на личико своей первеницы, угадывала едва заметную ироничную улыбку мужа и думала: «И в этом личике отголосок моей любви». Сколько всего недосказанного. Сколько тех слов, которые не стали словами, но изменили нашу жизнь… Фото: Wyatt Fisher/Flickr А потом пройдут годы, и вечером, когда каждый уже устанет от слов, ложась в двуспальную кровать, она выключит свет своего бра, а он, подождав еще пять минут, увидит, как ровные строчки книжки расползаются, вздохнет и тоже выключит свет… Утром они пойдут на службу в разные храмы, потому что один священник посочувствует на исповеди ей, а другой просто разорвет грехи, написанные мужем на бумажке, и просто глубоко вздохнет, и тоже будет все ясно… И так день за днем, ночь за ночью… Прости меня, и пошли уже есть блины Морозные дни января сменит простуженная февральская оттепель. В последнее перед Великим постом воскресенье они не смогут не пойти в храм. А там, на проповеди, священник признается перед своими прихожанами, что он самый грешный из них. Он снова и снова расскажет историю о блудном сыне, о кающейся Марии, о Петре, и станет ясно, что жизнь только начинается, и начинается она с первых дней Великого поста. У священника будет подкатывать ком к горлу, и в своей проповеди он будет останавливаться, а все, кто будет слушать его, уже не смогут сдержать слез. И после этого храм взорвется словами: – Простите меня! – Бог простит, и меня простите. В полдень он постучится в дверь, а она, вернувшись из храма на полчаса раньше, успеет замесить тесто для блинов. На пороге после двух секунд тишины они вместе скажут: «Прости меня», обнимут друг друга и так будут стоять еще секунд десять, пока дочь не подбежит к ним и скажет: «Ну, пошли уже есть блины». Потому что слово «прости» значит «я люблю тебя», значит «я хочу жить с тобою!».

http://pravmir.ru/gde-vzyat-kryilya-lyub...

Убедительное подтверждение, что едва сформированный эмбрион — уже личность, приводится в: Grisez, Germain. «When Do People Begin?» и в его же: «Living a Christian Life», что составляет 2й том The Way of the Lord Jesus (Quincey, IL, Franciscan Press, 1993, 488–496). Книга правил , л. 13. — Примеч. перев. В дополнение к упомянутому исследованию Н. Форда см. также: May, William Е. «Zygotes, Iimbryos and Persons — Part 2»; Fisher, A. F. «Individuogenesis», 202f, 212–215, а также: Shannon and Wolter. «Reflections», 614–618. Как уже отмечалось в главе 1й, православное богословие в своем понимании таких текстов, как Рим. 5, 12 , исходит из того, что человечество унаследовало от Адама не индивидуальный грех, а «смертность». Подобная интерпретация расходится с западным схоластическим представлением о вечном осуждении некрещеных детей, включая погибшие эмбрионы (см., например, цитату из Ансельма Кентерберийского в Shannon and Wolter. «Reflections», 618, n. 59). Таким образом, преждевременная смерть эмбрионов, вызванная их «естественной убылью», представляет для нас не большее логическое затруднение, чем безвременная смерть детей от болезней и несчастных случаев. И то, что лишь последняя поражает нас своим трагизмом, объясняется потерей эмоциональной связи с ушедшим из жизни ребенком, которая особенно остро переживалась родителями и всеми, кто его любил. Очевидно, что между матерью и эмбрионом такой связи не существует. Но это обстоятельство не упраздняет «личностного» достоинства эмбриона’, ибо, с православной точки зрения, оно возникает не от «вливания» души, но из отношений Бога с Его созданием. Личностное достоинство зависит, таким образом, не от «влитой души» и не от сознательных отношений индивида с другими индивидами, а от любви Божией, объемлющей носителей Его образа от зачатия до последнего вздоха и перехода в новую жизнь. Вот почему больные в коматозном или персистирующем вегетативном состоянии остаются личностями в самом полном значении этого слова, задуманные и утвержденные как таковые Самим Богом.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

Shannon, Thomas A. and Wolter, Allan В. «Reflections on the Moral Status of the Pre-Embryo»// Theological Studies 51/4 (December, 1990), 603–626, перепечатано в: Bioethics . Ed by T. A. Shannon (4th ed.). Mahwah, N7, Paulist, 1993, 36–60. McCormick, Richard A. «Who or What is the Pre-Embryo?»// Kennedy Institute of Ethics Journal 1/1 (March, 1991), 1–15 (автор, по-видимому, еще не был знаком с исследованием Шеннона и Уолтера). См. также статью Донсила: Donceel, Joseph. «Immediate Animation and Delayed Hominization»// Theological Studies 31/1 (1970), 76–105, положившую начало обсуждению вопроса, и отклик на нее: Grisez, Germain. «When do People Begin?»//Proceedings of the American Catholic Philosophical Association 63 (1989), 27–47 (рецензия в: Abortion: A New Generation of Catholic Responses . Ed. by J. Heaney. The Pope John Center (1992), 3–27); May, William E. «Zygotes, Embryos and Persons. Part 1»// Ethics and Medics (Oct. 1991), 2–4; Part 2// Ethics and Medics (Jan. 1992), 1–3. Хромосомы содержат генетический материал, или гены — единицы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), определяющие наследственные характеристики: физический состав и до некоторой степени поведение, способности (и отсутствие таковых) человеческого индивида. Каждая хромосома, включающая определенное количество генетического материала, содержит от 50 тыс. до 100 тыс. индивидуальных генов. На этой стадии эмбрион называется морула (от латинского наименования тутовой ягоды, которую он и напоминает формой), будучи гроздевидной массой клеток. Начало этим дебатам во многом положила книга Н. Форда (Ford, Norman. When Did I Begin? Conception of the Human Individual in History, Philosophy and Science. Cambridge, University Press, 1988). Автор настаивает на вероятности «замедленного одушевления», утверждая, что онтологически (а не только генетически) особый человеческий индивид возникает лишь через две недели после оплодотворения, с появлением первичной полоски. С глубоким анализом и частичным опровержением многих доводов Форда выступил Э. Фишер (Fisher, Anthony. «Individuogenesis and a Recent Book by Fr. Norman Ford»// Revista di Studi sulla Persona e La Famiglia. Anthropotes 2 (1991), 199–244). Относительно процесса «индивидуализации» мнения католических ученых глубоко разделились. Обзор новейшей литературы см.: Cahill, Liza Sowie. «The Embryo and the Fetus: New Moral Contexts»// Theological Studies 54/1 (March, 1993), 124–142. Автор солидаризируется с теми, кто принимает теорию «замедленного одушевления», или «гоминизации». Мы же приводим мнения лишь тех представителей каждой стороны, чьи работы способствовали переводу дискуссии в русло христианской этики.

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

Fisher: Convert to Islam or face the sword, Iraqi Christians told by Sunni extremists Ankawa, Iraq, June 22, 2014 About 120 parishioners attended Sunday mass at St. Elias Chaldean Catholic Church in Ankawa where Father Shahar gave a homily about the need for reconciliation in Iraq. PHOTO: MATTHEW FISHER/POSTMEDIA NEWS      Convert to Islam or face the sword. That was the stark message Christians in the Syrian city of Raqqa received last year when ultra-fundamentalist Sunni extremists, proclaiming themselves to be members of the Islamic State of Iraq and the Levant (ISIL), seized power and launched a reign of terror against Shiites and Christians that has included beheadings and at least three crucifixions. Aware of ISIL’s ferocious reputation for murder and mayhem, thousands of Christians who lived in Mosul and the surrounding Nineveh Plain fled in panic when ISIL rebels captured Iraq’s second largest city from government forces on June 10. Many of those who escaped have sought refuge in this Christian enclave in the Kurdish city of Irbil, only an hour’s drive away from Mosul. “All who are left there now are a few handicapped or sickly Christians,” said a Chaldean Catholic nun wearing a blue habit whose religious community fled Mosul on foot, walking north for four hours on June 10 along with thousands of other Christian and Muslim refugees. They all feared persecution at the hands of the insurgents who had suddenly arrived in their midst because they follow a harsh 7th century interpretation of the Qur’an that demands not only that women mostly stay indoors, but that church bells must never be rung, crosses must never be displayed and Christians must pay a “gold tax” in return for their lives. Iraqis attend Mass at the Chaldean Church of the Virgin Mary of the Harvest, in Alqosh, set in the seventh century Saint Hormoz monastery built into a hill overlooking Alqosh, a village of some 6,000 inhabitants about 50 kilometers (31 miles) north of Mosul, northern Iraq. (AP Photo)     

http://pravoslavie.ru/71702.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010